Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема возрастной периодизации в психологииСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии. Например, Павел Петрович Блонский свою периодизацию построил на основе физиологического критерия, за основу он взял появление и смену зубов: 0-8 мес. - 2,5 года - беззубое детство 2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов 6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости) З.Фрейд считал главным фактором всего развития в целом сексуальное развитие, которое начинается практически с рождения и проходит ряд этапов. Это такие этапы: 1 - оральная фаза (1-й год жизни), 2 - анальная фаза (2 и 3 годы жизни), 3 - фаллическая фаза (4 и 6 годы жизни), 4 - латентный период 5 - генитальная фаза (с начала пубертата) Известны попытки построения схемы периодизации развития по психологическим критериям. А.Дистерверг, например, установил три возрастные стадии: • господства ощущения • господства памяти • господства разума Эти и другие попытки классификации не получили подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития детей. Проблема выделения оснований возрастной периодизации остается актуальной и сегодня. В основу периодизации детского развития, разработанной Л.С.Выготским, легло представление о динамике возраста. Идеи Л.С.Выготского о возрасте были развиты в отечественной психологии Д.Б.Элькониным. Он предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе: 1. социальной ситуации развития — той конкретной формы отношений, 2. ведущего типа деятельности, реализующего социальные отношения 3. психологических новообразований, возникающих в этот период
Понятие роста и развития в психологии. Понятия «рост» и «развитие» следует разграничивать. Рост - это количественное изменение или усовершенствование какой-либо функции. Это количественные нарастания и накопления веса, увеличение физического роста или, например, рост запаса слов без изменения функции речи. В связи с этим долгое время ребенка рассматривали как маленького взрослого. В отличие от этого, развитие характеризуется, прежде всего, качественными прогрессирующими преобразованиями, необратимостью и движением по спирали, которое приводит развивающийся процесс к новому качеству. Развитие ребенка - системный процесс, охватывающий все уровни его организации, проявляющийся в качественных изменениях психических функций и приводящий к прогрессивному изменению поведения ребенка. Специфика детского развития состоит в том, что оно происходит огромными темпами (за первые 5 лет жизни превращается из беспомощного младенца в человека со своим характером, интересами, взглядами и привычками) и невозможно без человеческих условий жизни. Основные закономерности психического развития. Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза. Говоря о закономерностях психического развития, имеют в виду описание и объяснение не случайных фактов, а главных, существенных тенденций, определяющих ход этого процесса. 1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью. Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т.е. развитию присущ колебательный характер. Этим объясняются резкие перепады в развитии различных функций. Гетерохронность (асинхронность, несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Заключается в неравномерном развертывании наследственной информации: чем нужнее та или иная функция, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени. 2. Стадиальность развития. Психическое развитие протекает образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике. Их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию взрослого. Любая возрастная стадия вносит свой неповторимый вклад, а поэтому имеет свое непреходящее значение для психического развития ребенка, имеет собственную ценность. Реализация всех возможностей данного возраста обеспечивает переход к новой стадии развития. 3. Неустойчивость развития. Развитие всегда проходит через 4. Сензитивность развития. Сензитивный период развития - это 5. Кумулятивность психического развития - это постепенные 6. Целостность развития. Эта закономерность была описана Факторы психического развития ребенка Одним из важнейших теоретических понятий, связанных с психологическим развитием, являются «факторы развития», которые способствуют или препятствуют, ускоряют или замедляют процесс развития человека. В психологии создан ряд теорий, по-разному объясняющих психическое развитие ребенка.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1017; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.180 (0.008 с.) |