Проблема возрастной периодизации в психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема возрастной периодизации в психологии



Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.

Например, Павел Петрович Блонский свою периодизацию построил на

основе физиологического критерия, за основу он взял появление и смену

зубов:

0-8 мес. - 2,5 года - беззубое детство

2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов

6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)

З.Фрейд считал главным фактором всего развития в целом сексуальное развитие, которое начинается практически с рождения и проходит ряд этапов. Это такие этапы:

1 - оральная фаза (1-й год жизни),

2 - анальная фаза (2 и 3 годы жизни),

3 - фаллическая фаза (4 и 6 годы жизни),

4 - латентный период

5 - генитальная фаза (с начала пубертата)

Известны попытки построения схемы периодизации развития по психологическим критериям. А.Дистерверг, например, установил три возрастные стадии:

• господства ощущения

• господства памяти

• господства разума

Эти и другие попытки классификации не получили подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития детей. Проблема выделения оснований возрастной периодизации остается актуальной и сегодня.

В основу периодизации детского развития, разработанной Л.С.Выготским, легло представление о динамике возраста.

Идеи Л.С.Выготского о возрасте были развиты в отечественной психологии Д.Б.Элькониным. Он предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе:

1. социальной ситуации развития — той конкретной формы отношений,
в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период

2. ведущего типа деятельности, реализующего социальные отношения

3. психологических новообразований, возникающих в этот период

 

ПЕРИОД ВОЗРАСТ ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВООБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИТУЦИЯ РАЗВИТИЯ
МЛАДЕНЧЕСТВО 0-1 НЕПОСРЕДСТВЕННО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ХОДЬБА, ПЕРВОЕ СЛОВО ОСВОЕНИЕ НОРМ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
РАННЕЕ ДЕТСТВО 1-3 ПРЕДМЕТНО-МАНИПУЛЯТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНЕШНЕЕ «Я-САМ» УСВОЕНИЕ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРЕДМЕТАМИ
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ 3-7 СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ ОСВОЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ 7-11 УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ВСЕХ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ, ВНУТРЕННИЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУ АЛЬ НО-ПОЗНАВАТЕЛЬНО Й ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОДРОСТКОВЫ Й ВОЗРАСТ 11-15 ИНТИМНО-ЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ, ПОДЧИНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫМ НОРМАМ ОСВОЕНИЕ НОРМ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
РАННЯЯ ЮНОСТЬ 15-17 УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ ОСВОЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬ НЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Понятие роста и развития в психологии.

Понятия «рост» и «развитие» следует разграничивать. Рост - это количественное изменение или усовершенствование какой-либо функции. Это количественные нарастания и накопления веса, увеличение физического роста или, например, рост запаса слов без изменения функции речи. В связи с этим долгое время ребенка рассматривали как маленького взрослого.

В отличие от этого, развитие характеризуется, прежде всего, качественными прогрессирующими преобразованиями, необратимостью и движением по спирали, которое приводит развивающийся процесс к новому качеству.

Развитие ребенка - системный процесс, охватывающий все уровни его организации, проявляющийся в качественных изменениях психических функций и приводящий к прогрессивному изменению поведения ребенка.

Специфика детского развития состоит в том, что оно происходит огромными темпами (за первые 5 лет жизни превращается из беспомощного младенца в человека со своим характером, интересами, взглядами и привычками) и невозможно без человеческих условий жизни.

Основные закономерности психического развития.

Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза. Говоря о закономерностях психического развития, имеют в виду описание и объяснение не случайных фактов, а главных, существенных тенденций, определяющих ход этого процесса.

1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.

Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т.е. развитию присущ колебательный характер. Этим объясняются резкие перепады в развитии различных функций. Гетерохронность (асинхронность, несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Заключается в неравномерном развертывании наследственной информации: чем нужнее та или иная функция, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени.

2. Стадиальность развития. Психическое развитие протекает
стадиально, имея сложную организацию во времени. Каждая
возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не
совпадающим в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве
по своему объективному значению и происходящим
преобразованием не равен году жизни в отрочестве. Наиболее
быстро психическое развитие происходит в раннем детстве - с
рождения до 3 лет. Стадии психического развития определенным

образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней

логике. Их последовательность нельзя перестроить или изменить по

желанию взрослого. Любая возрастная стадия вносит свой

неповторимый вклад, а поэтому имеет свое непреходящее значение

для психического развития ребенка, имеет собственную ценность.

Реализация всех возможностей данного возраста обеспечивает

переход к новой стадии развития.

3. Неустойчивость развития. Развитие всегда проходит через
неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта особенность проявляется
в кризисах развития.

4. Сензитивность развития. Сензитивный период развития - это
оптимальный с точки зрения внутренних и внешних условий период
для развития тех или иных психических процессов или свойств.
Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому,
если упущен сензитивный период развития той или иной функции, в
дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее
становления. Примером сензитивного периода может служить
возраст от полутора до трех лет, когда ребенку необходим обширный
опыт общения на родном языке.

5. Кумулятивность психического развития - это постепенные
количественные изменения развивающихся свойств ребенка, они со
временем накапливаясь трансформируются в качественные
изменения. Эта закономерность означает, что результат развития
каждой предшествующей стадии включается в последующую, при
этом определенным образом трансформируясь. Характерный пример
- последовательное становление и развитие наглядно-действенного,
наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая
последующая форма мышления возникает на базе предшествующей
и включает ее в себя.

6. Целостность развития. Эта закономерность была описана
Л.С.Выготским. Ученый считал, что развиваются не отдельные
функции и механизмы, а личность ребенка в целом. Например,
развитие самооценки обязательно затронет остальные
психологические признаки и свойства - мотивацию, социальные
отношения, виды деятельности и др.

Факторы психического развития ребенка

Одним из важнейших теоретических понятий, связанных с психологическим развитием, являются «факторы развития», которые способствуют или препятствуют, ускоряют или замедляют процесс развития человека.

В психологии создан ряд теорий, по-разному объясняющих психическое развитие ребенка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 931; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.59.171 (0.009 с.)