Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические основы психологии

Поиск

 

Содержание дисциплины

Общее представление о методологии науки; методология психологии, теория, метод и методика; парадигма; классическая и постклассическая парадигма науки; специфика психологического знания; научное и ненаучное психологическое знание; проблема объективности; категории психологии: деятельность, отражение, личность; сознание и общение; основные принципы психологии: активность, развитие, детерминизм, системность; структура психологических учений; психофизическая и психофизиологическая проблемы.

 

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Представления о методологии научного познания (определение, функции, основные компоненты).

2. Основные подходы в понимании динамики и закономерностей развития научного знания (Т.Кун, К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд и др.).

3. Методологические принципы и проблемы современной психологии.

3. Современная модель понимания психического в русле естественнонаучного подхода в российской психологии

Рекомендуемая литература

1. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2011.

2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. учеб. пособие для вузов. – СПб.: Питер. 2011.

  1. Юревич А.В. Методология и социология психологии. Рос. акад., Ин-т психологии. – М.: Ин-т психологии РАН, 2010.
  2. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А.В. Брушлинского. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. — 576 с.

 

Психология развития и возрастная психология

Содержание дисциплины

Предмет, задачи и методы возрастной психологии; проблема детерминант психического развития ребенка; проблема соотношения обучения и развития; проблема возраста и возрастной периодизации психического развития; кризисы в развитии; младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст; психологические особенности подросткового и юношеского возраста; психология зрелых возрастов; старение и старость; развитие личности в условиях депривации и особых условиях.

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Теория «Культурно – исторического развития психики» Л. С. Выготского. Ее значение для возрастной психологии.

2. Проблема развития психики в зарубежной психологии (Ж. Пиаже, Э. Эриксон, З. Фрейд и др.).

3. Роль деятельности в психическом развитии ребенка. Понятие «ведущая деятельность».

4. Проблема обучения и развития в современной психологии. Понятие «зона ближайшего развития».

5. Проблема биологического и социального в психическом развитии ребенка.

6. Проблема возрастной периодизации. Понятие возраста и социальной ситуации развития в трудах Л. С. Выготского. Значение кризисов в психологическом развитии ребенка.

7. Проблема возрастной периодизации в трудах Д. Б. Эльконина.

8. Роль общения в психическом развитии ребенка.

9. Особенности психического развития младенцев.

10. Особенности психического развития детей раннего возраста.

11. Психическое развитие в дошкольном возрасте. Готовность к школьному обучению.

12. Психическое развитие и формирование личности младшего школьника.

13. Психологические особенности подросткового возраста.

14. Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте.

15. Особенности возрастного развития личности в период взрослости.

16. Психологические особенности человека в период старости.

Рекомендуемая литература

1. Гурова Е.В. Проверь свои знания по возрастной психологии: тесты М.: Изд-во Моск.гуманит.ун-та, 2008.

2. Мухина В.С. Возрастная психология. Феменология развития: Учебник для студентов вузов.- М.: Академия, 2011.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. - М.: ЮРАЙТ, 2011.

4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2007.

 

Педагогическая психология

Содержание дисциплины

Предмет и задачи педагогической психологии, концепции педагогического процесса и их психологические основания. Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя. Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили, способности. Психология педагогического коллектива. Психологические основы организации педагогической деятельности. Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке. Психология воспитания. Психология обучения. Концепции обучения и их психологические основания. Учебная деятельность. Мотивы учения. Соотношение обучения и воспитания.

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Содержание и соотношение понятий «развитие», «воспитание», «обучении» личности.

2. Психологическая характеристика педагогического процесса, его структурные компоненты.

3. Учение и его структура. Основные теории учения отечественной психологии.

4. Основные положения теории развивающего обучения. Модели и типы обучения.

5. Психологические принципы воспитания, его биологические, социальные, психологические и духовные основы. Целостный подход в воспитании.

6. Психологические проблемы взаимодействия учителя и ученика в педагогическом процессе: гуманизация отношений.

Рекомендуемая литература

1. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник. – М.: «Проспект», 2009.

2. Выготский Л.С., Давыдов В.В. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2010.

 

 

Клиническая психология

Содержание дисциплины

Предмет и структура клинической психологии; история клинической психологии; клиническая психология как область профессиональной деятельности, направленной на повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможностей, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, преодоление недугов и психологическую реабилитацию; теоретические основы клинической психологии; характеристика основных разделов клинической психологии, типология изменений (нарушений) психических процессов, свойств и состояний при разных видах аномалий и нарушений, практические задачи и функции: диагностика, воздействие, профилактика, реабилитация, экспертиза, восстановление нарушенных ВПФ; сферы приложения деятельности клинических психологов (здравоохранение, народное образование, социальная помощь населению и др.)

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Психологическая характеристика различных видов нарушения сознания.

2. Патология восприятия: клиническая и психологическая феноменология.

3. Виды нарушений памяти.

4. Нарушения мыслительной деятельности.

5. Патология эмоционально-волевой сферы.

6. Экспериментально-психологические исследования патологии личности.

7. Нарушения речи: клиническая и психологическая феноменологии.

8. Основные направления клинической психологии.

Рекомендуемая литература

1. Александер Ф. Психосоматическая медицина: принципы и применение. М.: Ин-т общегуманит. исслед., 2011.

2. Зейгарник Б.Ф. Патопсихология. Учеб. пособие для вузов. 5-е изд., стер. М.: Академия, 2007.

3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Учебник для студентов, обучающихся по направлению "Психология" и специальностям "Психология и "Клиническая психология". МГУ им. М.В. Ломоносова. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2011.

4. Човдырова Г.С., Клименко Т.С. Клиническая психология. Общая часть: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

 

Психофизиология

Содержание дисциплины

Принципы переработки информации в центральной нервной системе; психофизиология сенсорных процессов, движений, памяти, обучения, функциональных состояний; психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений; психофизиология высших психических функций; когнитивная психофизиология; прикладная психофизиология; методы психофизиологического исследования; системная психофизиология, психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология).

 

 

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Предмет, задачи, объекты психофизиологии.

2. Значение психофизиологии для психологии.

3. Рефлекторная парадигма и парадигма активности в психологии и

психофизиологии.

4. Теория функциональных систем П.К. Анохина.

5. Психофизиологическая проблема, ее аспекты, варианты решения

Рекомендуемая литература

1. Аллахвердов В.М., Крылов А.А. Психология. учебник для вузов. отв. ред.

А. А. Крылов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011.

2. Александров Ю.И. Психофизиология. Рек. М-вом образования РФ в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по спец. «Психология». 3-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2011.

 

Социальная психология

Содержание дисциплины

Социальная психология. История формирования социально-психологических идей: социально-психологические идеи в рамках философских и социологических учений, социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину. Предмет, объект, структура социальной психологии. Первые социально-психологические теории. История западной и отечественной психологии. Практические приложения социальной психологии. Закономерности общения и взаимодействия людей: соотношение категорий общение и деятельность; общение как коммуникация, общение как интеракция и общение как социальная перцепция. Психология невербального общения. Психология межличностных отношений. Психология группы. Психологические особенности больших социальных общностей. Психология толпы. Массовые психические явления. Структурные и динамические характеристики малой группы. Групповые феномены: лидерство, конформизм, групповое принятие решений, внутригрупповые конфликты. Психология межгруппового взаимодействия. Проблемы личности в социальной психологии: социализация, социальная установка, проблемы личности и группы. Социально-психологические теории личности.

 

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

 

1. Социальная психология как отрасль психологической науки.

2. История западной и отечественной социальной психологии: ключевые события.

3. Социальные установки личности и их роль в поведении.

4. Общение как объект социально-психологического исследования.

5. Психология социальной перцепции и психология межличностных отношений.

6. Малая группа как объект социально-психологического исследования.

7. Психология лидерства в малых группах.

8. Психология конфликта и методы его разрешения в малых группах.

9. Психология межгрупповых отношений.

10. Большая социальная группа как объект психологического исследования. Психология толпы как большой социальной группы.

Рекомендуемая литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.:Аспект Пресс, 2010.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2007.

3. А.Л Журавлев, В.А.Соснин, М.А.Красников. Социальная психология. М.: Форум, Инфра-М, 2010.

4. Клецина И.С. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2008.

5. Майерс Д. Социальная психология. [пер. с англ.]. - 7-е изд. СПб.: Питер, 2011.

6. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. СПб.: Питер. 2010.

7. Рогов Е. И. Классическая социальная психология. Учеб. пособие для студентов вузов. ред. Е. И. Рогов. Ростов н/Д., МарТ. 2008.

Психология труда

Содержание дисциплины

Введение в психологию труда: предмет и задачи психологии труда; психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия. Психология труда инженерная психология и эргономика. Эргатическая система, эргатические функции, трудовой пост в организации и его компоненты. Субъект труда. Методы психологии труда. История и тенденции развития прикладной психологии в сфере профессионального труда. Психологическое профессиоведение. Психология трудового процесса: психология профессиональной работоспособности. Функциональные состояния человека в процессе труда. Психическая регуляция трудовой деятельности. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом. Психологическая функциональная система деятельности. Системогенез профессиональной деятельности. Психология совместной деятельности. Профессиональные конфликты. Психология безопасности труда.

Психология становления и развития профессионала: модели профессионального развития человека. Психология профессиональной пригодности. Профессионально важные качества личности. Индивидуальный стиль деятельности. Психологические отношения человека к профессиональной деятельности. Психология профессионального самоопределения. Развитие человека как субъекта труда. Профессиональные кризисы.

Прикладная психология труда: профессиональная ориентация и профессиональное консультирование. Психологические основы профотбора. Расстановки и аттестации кадров. Психология профессионального обучения. Психологические вопросы организации трудового процесса. Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов.

 

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

 

1. Структура трудового процесса. Метод профессиографии.

2. Труд как ведущая деятельность человека. Отличие труда от игры, учения, общения. Отличительные признаки субъекта труда.

3. Психотехнический этап в отечественной психологии труда.

4. Профессионально важные качества и методы их диагностики. Понятия профпригодности и профессиональной компетентности.

5. Индивидуальный стиль трудовой деятельности.

6. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности.

7. Классификация профессий (по Е.А. Климову).

8. Концепции трудовой мотивации.

Рекомендуемая литература

 

1. Бодров В.А. Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия. сост. и общ. ред. В.А. Бодрова. – М.: ПЕР СЭ, 2007.

2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда. Рек. Советом по психологии УМО по клас. университет. образованию в качестве учеб. пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению «Психология» и психол. спец. - 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2009.

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ Национально-региональный (вузовский) компонент



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.214.202 (0.007 с.)