Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологические основы психологииСодержание книги Поиск на нашем сайте
Содержание дисциплины Общее представление о методологии науки; методология психологии, теория, метод и методика; парадигма; классическая и постклассическая парадигма науки; специфика психологического знания; научное и ненаучное психологическое знание; проблема объективности; категории психологии: деятельность, отражение, личность; сознание и общение; основные принципы психологии: активность, развитие, детерминизм, системность; структура психологических учений; психофизическая и психофизиологическая проблемы.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену 1. Представления о методологии научного познания (определение, функции, основные компоненты). 2. Основные подходы в понимании динамики и закономерностей развития научного знания (Т.Кун, К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд и др.). 3. Методологические принципы и проблемы современной психологии. 3. Современная модель понимания психического в русле естественнонаучного подхода в российской психологии Рекомендуемая литература 1. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2011. 2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. учеб. пособие для вузов. – СПб.: Питер. 2011.
Психология развития и возрастная психология Содержание дисциплины Предмет, задачи и методы возрастной психологии; проблема детерминант психического развития ребенка; проблема соотношения обучения и развития; проблема возраста и возрастной периодизации психического развития; кризисы в развитии; младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст; психологические особенности подросткового и юношеского возраста; психология зрелых возрастов; старение и старость; развитие личности в условиях депривации и особых условиях. Примерные вопросы для подготовки к экзамену 1. Теория «Культурно – исторического развития психики» Л. С. Выготского. Ее значение для возрастной психологии. 2. Проблема развития психики в зарубежной психологии (Ж. Пиаже, Э. Эриксон, З. Фрейд и др.). 3. Роль деятельности в психическом развитии ребенка. Понятие «ведущая деятельность». 4. Проблема обучения и развития в современной психологии. Понятие «зона ближайшего развития». 5. Проблема биологического и социального в психическом развитии ребенка. 6. Проблема возрастной периодизации. Понятие возраста и социальной ситуации развития в трудах Л. С. Выготского. Значение кризисов в психологическом развитии ребенка. 7. Проблема возрастной периодизации в трудах Д. Б. Эльконина. 8. Роль общения в психическом развитии ребенка. 9. Особенности психического развития младенцев. 10. Особенности психического развития детей раннего возраста. 11. Психическое развитие в дошкольном возрасте. Готовность к школьному обучению. 12. Психическое развитие и формирование личности младшего школьника. 13. Психологические особенности подросткового возраста. 14. Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте. 15. Особенности возрастного развития личности в период взрослости. 16. Психологические особенности человека в период старости. Рекомендуемая литература 1. Гурова Е.В. Проверь свои знания по возрастной психологии: тесты М.: Изд-во Моск.гуманит.ун-та, 2008. 2. Мухина В.С. Возрастная психология. Феменология развития: Учебник для студентов вузов.- М.: Академия, 2011. 3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. - М.: ЮРАЙТ, 2011. 4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2007.
Педагогическая психология Содержание дисциплины Предмет и задачи педагогической психологии, концепции педагогического процесса и их психологические основания. Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя. Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили, способности. Психология педагогического коллектива. Психологические основы организации педагогической деятельности. Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке. Психология воспитания. Психология обучения. Концепции обучения и их психологические основания. Учебная деятельность. Мотивы учения. Соотношение обучения и воспитания. Примерные вопросы для подготовки к экзамену 1. Содержание и соотношение понятий «развитие», «воспитание», «обучении» личности. 2. Психологическая характеристика педагогического процесса, его структурные компоненты. 3. Учение и его структура. Основные теории учения отечественной психологии. 4. Основные положения теории развивающего обучения. Модели и типы обучения. 5. Психологические принципы воспитания, его биологические, социальные, психологические и духовные основы. Целостный подход в воспитании. 6. Психологические проблемы взаимодействия учителя и ученика в педагогическом процессе: гуманизация отношений. Рекомендуемая литература 1. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник. – М.: «Проспект», 2009. 2. Выготский Л.С., Давыдов В.В. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2010.
Клиническая психология Содержание дисциплины Предмет и структура клинической психологии; история клинической психологии; клиническая психология как область профессиональной деятельности, направленной на повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможностей, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, преодоление недугов и психологическую реабилитацию; теоретические основы клинической психологии; характеристика основных разделов клинической психологии, типология изменений (нарушений) психических процессов, свойств и состояний при разных видах аномалий и нарушений, практические задачи и функции: диагностика, воздействие, профилактика, реабилитация, экспертиза, восстановление нарушенных ВПФ; сферы приложения деятельности клинических психологов (здравоохранение, народное образование, социальная помощь населению и др.) Примерные вопросы для подготовки к экзамену 1. Психологическая характеристика различных видов нарушения сознания. 2. Патология восприятия: клиническая и психологическая феноменология. 3. Виды нарушений памяти. 4. Нарушения мыслительной деятельности. 5. Патология эмоционально-волевой сферы. 6. Экспериментально-психологические исследования патологии личности. 7. Нарушения речи: клиническая и психологическая феноменологии. 8. Основные направления клинической психологии. Рекомендуемая литература 1. Александер Ф. Психосоматическая медицина: принципы и применение. М.: Ин-т общегуманит. исслед., 2011. 2. Зейгарник Б.Ф. Патопсихология. Учеб. пособие для вузов. 5-е изд., стер. М.: Академия, 2007. 3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Учебник для студентов, обучающихся по направлению "Психология" и специальностям "Психология и "Клиническая психология". МГУ им. М.В. Ломоносова. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2011. 4. Човдырова Г.С., Клименко Т.С. Клиническая психология. Общая часть: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
Психофизиология Содержание дисциплины Принципы переработки информации в центральной нервной системе; психофизиология сенсорных процессов, движений, памяти, обучения, функциональных состояний; психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений; психофизиология высших психических функций; когнитивная психофизиология; прикладная психофизиология; методы психофизиологического исследования; системная психофизиология, психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология).
Примерные вопросы для подготовки к экзамену 1. Предмет, задачи, объекты психофизиологии. 2. Значение психофизиологии для психологии. 3. Рефлекторная парадигма и парадигма активности в психологии и психофизиологии. 4. Теория функциональных систем П.К. Анохина. 5. Психофизиологическая проблема, ее аспекты, варианты решения Рекомендуемая литература 1. Аллахвердов В.М., Крылов А.А. Психология. учебник для вузов. отв. ред. А. А. Крылов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. 2. Александров Ю.И. Психофизиология. Рек. М-вом образования РФ в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по спец. «Психология». 3-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2011.
Социальная психология Содержание дисциплины Социальная психология. История формирования социально-психологических идей: социально-психологические идеи в рамках философских и социологических учений, социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину. Предмет, объект, структура социальной психологии. Первые социально-психологические теории. История западной и отечественной психологии. Практические приложения социальной психологии. Закономерности общения и взаимодействия людей: соотношение категорий общение и деятельность; общение как коммуникация, общение как интеракция и общение как социальная перцепция. Психология невербального общения. Психология межличностных отношений. Психология группы. Психологические особенности больших социальных общностей. Психология толпы. Массовые психические явления. Структурные и динамические характеристики малой группы. Групповые феномены: лидерство, конформизм, групповое принятие решений, внутригрупповые конфликты. Психология межгруппового взаимодействия. Проблемы личности в социальной психологии: социализация, социальная установка, проблемы личности и группы. Социально-психологические теории личности.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену
1. Социальная психология как отрасль психологической науки. 2. История западной и отечественной социальной психологии: ключевые события. 3. Социальные установки личности и их роль в поведении. 4. Общение как объект социально-психологического исследования. 5. Психология социальной перцепции и психология межличностных отношений. 6. Малая группа как объект социально-психологического исследования. 7. Психология лидерства в малых группах. 8. Психология конфликта и методы его разрешения в малых группах. 9. Психология межгрупповых отношений. 10. Большая социальная группа как объект психологического исследования. Психология толпы как большой социальной группы. Рекомендуемая литература 1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.:Аспект Пресс, 2010. 2. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2007. 3. А.Л Журавлев, В.А.Соснин, М.А.Красников. Социальная психология. М.: Форум, Инфра-М, 2010. 4. Клецина И.С. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2008. 5. Майерс Д. Социальная психология. [пер. с англ.]. - 7-е изд. СПб.: Питер, 2011. 6. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. СПб.: Питер. 2010. 7. Рогов Е. И. Классическая социальная психология. Учеб. пособие для студентов вузов. ред. Е. И. Рогов. Ростов н/Д., МарТ. 2008. Психология труда Содержание дисциплины Введение в психологию труда: предмет и задачи психологии труда; психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия. Психология труда инженерная психология и эргономика. Эргатическая система, эргатические функции, трудовой пост в организации и его компоненты. Субъект труда. Методы психологии труда. История и тенденции развития прикладной психологии в сфере профессионального труда. Психологическое профессиоведение. Психология трудового процесса: психология профессиональной работоспособности. Функциональные состояния человека в процессе труда. Психическая регуляция трудовой деятельности. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом. Психологическая функциональная система деятельности. Системогенез профессиональной деятельности. Психология совместной деятельности. Профессиональные конфликты. Психология безопасности труда. Психология становления и развития профессионала: модели профессионального развития человека. Психология профессиональной пригодности. Профессионально важные качества личности. Индивидуальный стиль деятельности. Психологические отношения человека к профессиональной деятельности. Психология профессионального самоопределения. Развитие человека как субъекта труда. Профессиональные кризисы. Прикладная психология труда: профессиональная ориентация и профессиональное консультирование. Психологические основы профотбора. Расстановки и аттестации кадров. Психология профессионального обучения. Психологические вопросы организации трудового процесса. Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену
1. Структура трудового процесса. Метод профессиографии. 2. Труд как ведущая деятельность человека. Отличие труда от игры, учения, общения. Отличительные признаки субъекта труда. 3. Психотехнический этап в отечественной психологии труда. 4. Профессионально важные качества и методы их диагностики. Понятия профпригодности и профессиональной компетентности. 5. Индивидуальный стиль трудовой деятельности. 6. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. 7. Классификация профессий (по Е.А. Климову). 8. Концепции трудовой мотивации. Рекомендуемая литература
1. Бодров В.А. Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия. сост. и общ. ред. В.А. Бодрова. – М.: ПЕР СЭ, 2007. 2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда. Рек. Советом по психологии УМО по клас. университет. образованию в качестве учеб. пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению «Психология» и психол. спец. - 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ Национально-региональный (вузовский) компонент
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.193 (0.01 с.) |