Кафедра социальной и этнической психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра социальной и этнической психологии



АНО ВПО «МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет психологии и социальной работы

Кафедра социальной и этнической психологии

Кафедра общей психологии и истории психологии

 

УТВЕРЖДАЮ:

проректор по учебной работе

______________А.И. Ковалева

«____»______________ 2013 г.

 

ПРОГРАММА

итогового междисциплинарного экзамена

 

Специальность – 030301.65 «Психология»

Квалификация – «Психолог. Преподаватель психологии»

Специализация «Практическая психология»

 

Москва


Программа составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности «Психология» – 030301.65 и в соответствии с рабочими учебными планами специальности 030301.65, утвержденным ректором АНО ВПО «Московский гуманитарный университет».

 

 

Составители:

Лунева О.В., кандидат психологических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой

Олейник Ю.Н., кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии и истории психологии

 

Рецензенты:

 

Стефаненко Т.Г., доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой социальной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Грачев А.А., доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и этнической психологии

Кольцова В.А., доктор психологических наук, профессор, первый заместитель директора Института психологии РАН

Филиппова Г.Г., доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии

 

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры социальной и этнической психологии «22» ноября 2013 г., протокол № 3.

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры общей психологии и истории психологии «04» декабря 2013 г., протокол № 5.

 

 

ОДОБРЕНО

методической комиссией факультета психологии и социальной работы «04» декабря 2013 г, протокол №3


I. Общие положения

Общие положения об итоговой государственной аттестации по специальности 030301.65 «Психология»

1.1. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» итоговая государственная аттестация выпускников, завершающих обучение в высших учебных заведениях, является обязательной.

1.2. Итоговая государственная аттестация выпускников проводится по направлениям и специальностям высшего профессионального образования, предусмотренным государственным образовательным стандартом, и завершается выдачей диплома государственного образца об уровне (ступени) образования и квалификации.

1.3. Итоговая государственная аттестация осуществляется государственной аттестационной комиссией, организуемыми по основной профессиональной образовательной программе.

1.4. Итоговая государственная аттестация выпускников специальности 030301.65 «Психология» включает выпускную квалификационную работу (дипломный проект) и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку в решении профессиональных задач.

1.5. Согласно ГОС, выпускник по специальности «Психология» должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в аспирантуре. Итоговый государственный экзамен носит комплексный характер, экзаменационные билеты включают наиболее важные вопросы, касающиеся методологии психологии и вопросы общепрофессиональных и специальных дисциплин. Итоговый государственный экзамен должен быть проверкой конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.

1.6. Выпускная квалификационная работа по специальности 030301.65 «Психология» представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпирического или теоретического исследования, или обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики. В работе должны быть сбалансировано представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа. Дипломная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности. Объем ее, как правило, должен быть в пределах 50-85 страниц стандартного печатного текста.

Защита выпускной квалификационной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии. По результату защиты выставляется государственная аттестационная оценка.

 

Структура государственных аттестационных комиссий

2.1. Государственная аттестационная комиссия (ГАК), организуемая по основной профессиональной образовательной программе, состоит из нескольких экзаменационных комиссий в соответствии с перечнем аттестационных испытаний, включенных в состав итоговой государственной аттестации:

– экзаменационной комиссии по приему итогового государственного экзамена по направлению (специальности);

– экзаменационной комиссии по защите выпускной квалификационной работы.

2.2. Государственную аттестационную комиссию возглавляет председатель, рекомендуемый Методическим советом факультета, который организует и контролирует деятельность всех экзаменационных комиссий, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам. Председатель государственной аттестационной комиссии возглавляет экзаменационную комиссию по защите выпускных квалификационных работ. Кандидатура председателя ГАК утверждается ректором МГУ сроком на 1 год.

2.3. Заместитель председателя государственной аттестационной комиссии возглавляет экзаменационную комиссию по приему итогового государственного экзамена по специальности. Его кандидатура также рекомендуется Методическим советом факультета и утверждается ректором МГУ сроком на 1 год.

2.4. Государственная аттестационная комиссия формируются из специалистов, работающих в отрасли, соответствующей квалификации выпускников, и профессорско-преподавательского состава кафедры. Состав ГАК утверждается ректором МГУ сроком на 1 год. Работа преподавателей в ГАК должна учитываться при планировании учебной нагрузки.

2.5. Экзаменационная комиссия по приему итогового государственного экзамена формируются по специализациям из профессорско-преподавательского состава кафедры. Состав ГЭК утверждается ректором МГУ сроком на 1 год. Работа преподавателей в ГЭК должна учитываться при планировании учебной нагрузки.

 

II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

Цели и задачи государственного экзамена

Согласно ГОС, государственный экзамен должен обеспечить возможность глубокой и многосторонней проверки знаний в области психологии, усвоенных студентом во время обучения. Итоговый государственный экзамен должен носить комплексный характер, экзаменационные билеты должны включать наиболее важные вопросы, носящие либо междисциплинарный характер, либо находящиеся на стыке гуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Итоговый государственный экзамен проводится с целью проверки конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний и учитывает общие требования к выпускнику, предусмотренные государственным образовательным стандартом по специальности 030301.65 «Психология» квалификации «Психолог. Преподаватель психологии».

Содержание государственного экзамена по специальности 030301.65 «Психология»

3.1.1. Государственный экзамен по специальности «Психология» должен показать, как выпускник владеет теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями, способен решать задачи, соответствующие его квалификации «Психолог. Преподаватель психологии»:

– должен обладать знаниями, полученными при изучении гуманитарных и социально-экономических, естественнонаучных дисциплин и применять их в своей профессиональной деятельности;

– ориентироваться в специальной литературе, как в области психологии, так и смежных отраслях практической психологии;

– обладать знаниями основных закономерностей и принципов психологии;

– знать и понимать основные закономерности и векторы развития психологии как научной области знаний;

– понимать специфику различных отраслей психологии;

– владеть практическими навыками различных видов практической деятельности психологии (психодиагностикой, психокоррекцией);

– обладать теоретическими знаниями и практическими умениями, необходимыми практическому психологу и психологу, работающему в управлении персоналом;

– обладать знаниями методов организации научно-исследовательской и практической деятельности в психологии.

3.1.2. С целью выявления перечисленных выше знаний, умений и навыков, соответствующих специальности 030301.65 «Психология» со специализацией «Практическая психология» по двум профилям «Психология работы персоналом» в экзаменационный билет государственного междисциплинарного экзамена включаются три теоретических вопроса.

3.1.3. Первый вопрос относится к общим теоретико-методологическим вопросам, имеющим фундаментальный характер и позволяющим выявить общую теоретическую подготовку студента в области психологии. Эти вопросы должны находиться на стыке гуманитарных, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин «Введение в профессию», «Методологические основы психологии», «Общая психология: введение, ощущение и восприятие, внимание и память, мышление, эмоции и воля, индивидуальность», «Психология личности» и отражать тенденции современного состояния и развития психологии.

3.1.4. Второй вопрос экзаменационного билета относится к вопросам общепрофессиональных дисциплин «История психологии», «Психодиагностика», «Социальная психология», «Психология труда», «Педагогическая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Клиническая психология» и раскрывают содержание различных отраслей психологии и их значимость для профессиональной деятельности психолога.

3.1.5. Третий вопрос экзаменационного билета отражает содержание дисциплин специализации «Практическая психология». Он позволяет выявить знание студентами проблем, относящихся к сфере профессиональной деятельности психолога, специализирующегося в области практической психологии.

 

** Отмечены дисциплины для студентов дневной формы обучения

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение в профессию

Содержание дисциплины

Житейская, научная, религиозно-мифологическая и художественно-образная формы психологических знаний; фундаментальная и практическая психология; психология как профессия, профессиограмма психолога; специфика учебно-профессиональной подготовки психологов; профессионализм и дилетантизм в психологии, факторы и критерии успешности деятельности психолога; психологи как профессиональная общность; личность профессионала; профессиональная этика и профессиональное самосознание психолога.

 

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Особенности психологического знания и определяемые ими требования к психологу-профессионалу

2. Понятие профессии и классификация профессий (по содержанию труда и по характеру требований к психике человека). Специальность и специализация

3. Модель специалиста и характеристика ее компонентов (профессиограмма, профессионально-должностные требования, квалификационный профиль)

4. Психограмма и квалификационные требования к психологу

5. Структура современной психологии

6. Основные сферы, формы и направления деятельности психолога (исследователь, преподаватель, практик) и их характеристика

7. Факторы и компоненты успешной профессиональной деятельности психолога

8. Критерии оценки профессиональной деятельности психолога

9. Проблемное поле и классификация психологической науки

10. Этический кодекс и система норм поведения психолога при проведении обследования

11. Различные формы существования психологического знания и их характеристика

12. Основные задачи и проблемы, решаемые психологом в системе народного образования

13. Основные задачи и проблемы, решаемые психологом в системе силовых ведомств

14. Основные задачи и проблемы, решаемые психологом в системе здравоохранения

15. Основные задачи и проблемы, решаемые психологом в производственной сфере

16. Основные задачи и проблемы, решаемые психологом в системе государственной службы

 

Рекомендуемая литература

1. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию психолог (5-е изд.) соавт., редактор,- М., МАПСН, 2007

2. Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию. М., 2000

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения, Ростов-на-Дону, 1996

4. Маркова А.К. Психология профессионализма, М., 1996

5. Павлова Т.А. Введение в профессию психолог. М. Изд. Аспект пресс, 2007

6. Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства, М.,

История психологии

Содержание дисциплины

Предмет и задачи истории психологии; функции истории психологии в современной психологической науке; развитие психологических знаний в рамках учения о душе и философское учение о сознании; развитие естествознания и выделение психологии в самостоятельную науку; развитие психологии до периода открытого кризиса; зарубежная психология периода открытого кризиса; бихевиоризм; психоанализ и неофрейдизм; гештальтпсихология; французская социологическая школа; описательная психология; развитие отечественной психологии; идеология и психология; поведенческое направление; культурно-историческая теория; развитие деятельностного подхода; комплексный и системный подходы в отечественной психологии; психология установки; теория планомерного формирования умственных действий; современное состояние зарубежной психологии; межкультурные исследования; гуманистическая психология; логотерапия; когнитивная психология.

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Учение Аристотеля о соотношении души и тела, способностях души.

2. Психологические идеи в учении Платона.

3. Рефлекторная модель поведения и интроспективное понимание сознания в концепции Декарта.

4. Концепция жизненных смыслов и логотерапия В.Франкла.

5. Особенности психологических воззрений русских ученых-просветителей XVIII века.

6. «Объективная психология», бихевиоризм и необихевиоризм как теоретическое направление в психологической науке.

7. Особенности и основные направления психологического исследования в гештальтпсихологии.

8. Исследование человека в русле гуманистической психологии.

9. Основные течения в русской психологии в начале XX века (естественнонаучное, духовно-религиозное, эмпирическое).

10. Основные научные школы советской (российской) психологии.

Рекомендуемая литература

1. Батыршина А.Р. История психологии: учеб. пособие. – М.: Флинта, 2011.

2. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. учебник для вузов. Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. 8-е изд., испр. и доп. – М.: Акад. Проект, 2008.

3. Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. История психологии // http://ido.rudn.ru/psychology/history_of_psychology/index.html

4. Марцинковская Т.Д. История психологии: учеб. пособие для ВУЗов. 6-е изд. М. Академия, 2007 (рекомендован Минобрнауки)*

5. Мехтиханова Н.Н. История отечественной психологии конца 19 – начала 20 веков: учеб. пособие. – М.: Флинта, 2010.

Психология личности

Содержание дисциплины

Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни; движущие силы и условия развития личности; периодизация развития индивида, личности и индивидуальности; индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности; личность в социогенезе; социально-исторический образ жизни – источник развития личности; персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь; структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии; проблема воли; волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа; психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением; личностный выбор; свобода и ответственность; теории личности.

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Понятие «личность» - варианты осмысления и определения.

2. Проблема личности в психологии: основные проблемы и научные стратегии в исследовании личности. Типология теорий личности.

3. Теории личности: структурные компоненты и критерии сопоставления.

4.Основные отечественные теории личности (А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, А.В. Петровский).

5. Психодинамическое направление в изучении личности и его характеристика (теории 3.Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга и др.).

6. Диспозициональное направление в изучении личности и его характеристика (теории Р. Кеттела, Г. Айзенка, Г. Олпорта и др.).

7. Когнитивистское направление в изучении личности и его характеристика (теории Дж. Келли, Дж. Роттера, А. Бандуры и др.).

8. Гуманистическое направление в изучении личности (А. Маслоу К. Роджерс и др.).

Рекомендуемая литература

1. Асмолов А. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 2010.

2. Гуревич П.С. Психология личности. М.: Юнити–Дана, 2011.

3. Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник. М-во образования и науки РФ; Моск. гос. юрид. акад.. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008.

 

Психодиагностика

Содержание дисциплины

Психодиагностика: принципы, сфера применения, классификация методик, дифференциальная психометрика, валидность, надежность, репрезентативность, достоверность, тестовые нормы, методы диагностики интеллекта, личности, психических функций и психических состояний; стандартизованные и нестандартизованные личностные методики; проективные, рисуночные методики; психосемантические методы; проведение и интерпретация 8-10 универсальных методик исследования личности и интеллекта: например, Миннесотский опросник (MMPI); опросник Кеттела (16 PF), методика исследования самоотношения (МИС), уровень субъективного контроля (УСК), рисуночные методики (РНЖ, рисунок человека), проективные методики (ТАТ, тест Роршаха), тесты интеллекта (тест Векслера); принципы построения комплексного психологического портрета личности; психодиагностические задачи и комплектование психодиагностических батарей. Этика, деонтология и правовые основы психодиагностики; методы постановки психологического диагноза.

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Предмет психодиагностики. Цели и практические задачи психодиагностики. Понятие «диагноза».

2. Клинико-психологические методы диагностики.

3. Экспериментально-психологические методы диагностики.

4. Тесты, психологическое тестирование: цели, содержание, классификация.

5. Психометрические требования к построению и проверки психодиагностических методик.

6. Валидность: понятие, основные виды (по содержанию, по критерию, конструктивная).

7. Определение надежности измерительного эксперимента. Определение стабильности изучаемого признака. Определение константности. Понятие корреляции.

8. Стандартизация. Требования, соблюдаемые при проведении психодиагностического исследования.

9. Особенности создания компьютерных психодиагностических методик. Компьютерные психодиагностические системы.

10. Психодиагностическое заключение: понятие, основные содержательные блоки, правила составления. Отличия психодиагностического заключения от психологического диагноза.

Рекомендуемая литература

1. Анастази А., Урбина С., Алексеев А.А. Психологическое тестирование. 7-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2009.

2. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2011.

3. Гуревич К. М. Дифференциальная психология и психодиагностика. Избр. тр. – СПб.: Питер, 2008.

4. Романова Е. С. Психодиагностика. Допущено Советом по психологии УМО по клас. университет. образованию в качестве учеб. пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности психологии. – СПб.: Питер, 2009.

 

 

Педагогическая психология

Содержание дисциплины

Предмет и задачи педагогической психологии, концепции педагогического процесса и их психологические основания. Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя. Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили, способности. Психология педагогического коллектива. Психологические основы организации педагогической деятельности. Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке. Психология воспитания. Психология обучения. Концепции обучения и их психологические основания. Учебная деятельность. Мотивы учения. Соотношение обучения и воспитания.

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Содержание и соотношение понятий «развитие», «воспитание», «обучении» личности.

2. Психологическая характеристика педагогического процесса, его структурные компоненты.

3. Учение и его структура. Основные теории учения отечественной психологии.

4. Основные положения теории развивающего обучения. Модели и типы обучения.

5. Психологические принципы воспитания, его биологические, социальные, психологические и духовные основы. Целостный подход в воспитании.

6. Психологические проблемы взаимодействия учителя и ученика в педагогическом процессе: гуманизация отношений.

Рекомендуемая литература

1. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник. – М.: «Проспект», 2009.

2. Выготский Л.С., Давыдов В.В. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2010.

 

 

Клиническая психология

Содержание дисциплины

Предмет и структура клинической психологии; история клинической психологии; клиническая психология как область профессиональной деятельности, направленной на повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможностей, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, преодоление недугов и психологическую реабилитацию; теоретические основы клинической психологии; характеристика основных разделов клинической психологии, типология изменений (нарушений) психических процессов, свойств и состояний при разных видах аномалий и нарушений, практические задачи и функции: диагностика, воздействие, профилактика, реабилитация, экспертиза, восстановление нарушенных ВПФ; сферы приложения деятельности клинических психологов (здравоохранение, народное образование, социальная помощь населению и др.)

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Психологическая характеристика различных видов нарушения сознания.

2. Патология восприятия: клиническая и психологическая феноменология.

3. Виды нарушений памяти.

4. Нарушения мыслительной деятельности.

5. Патология эмоционально-волевой сферы.

6. Экспериментально-психологические исследования патологии личности.

7. Нарушения речи: клиническая и психологическая феноменологии.

8. Основные направления клинической психологии.

Рекомендуемая литература

1. Александер Ф. Психосоматическая медицина: принципы и применение. М.: Ин-т общегуманит. исслед., 2011.

2. Зейгарник Б.Ф. Патопсихология. Учеб. пособие для вузов. 5-е изд., стер. М.: Академия, 2007.

3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Учебник для студентов, обучающихся по направлению "Психология" и специальностям "Психология и "Клиническая психология". МГУ им. М.В. Ломоносова. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2011.

4. Човдырова Г.С., Клименко Т.С. Клиническая психология. Общая часть: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

 

Психофизиология

Содержание дисциплины

Принципы переработки информации в центральной нервной системе; психофизиология сенсорных процессов, движений, памяти, обучения, функциональных состояний; психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений; психофизиология высших психических функций; когнитивная психофизиология; прикладная психофизиология; методы психофизиологического исследования; системная психофизиология, психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология).

 

 

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Предмет, задачи, объекты психофизиологии.

2. Значение психофизиологии для психологии.

3. Рефлекторная парадигма и парадигма активности в психологии и

психофизиологии.

4. Теория функциональных систем П.К. Анохина.

5. Психофизиологическая проблема, ее аспекты, варианты решения

Рекомендуемая литература

1. Аллахвердов В.М., Крылов А.А. Психология. учебник для вузов. отв. ред.

А. А. Крылов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011.

2. Александров Ю.И. Психофизиология. Рек. М-вом образования РФ в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по спец. «Психология». 3-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2011.

 

Социальная психология

Содержание дисциплины

Социальная психология. История формирования социально-психологических идей: социально-психологические идеи в рамках философских и социологических учений, социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину. Предмет, объект, структура социальной психологии. Первые социально-психологические теории. История западной и отечественной психологии. Практические приложения социальной психологии. Закономерности общения и взаимодействия людей: соотношение категорий общение и деятельность; общение как коммуникация, общение как интеракция и общение как социальная перцепция. Психология невербального общения. Психология межличностных отношений. Психология группы. Психологические особенности больших социальных общностей. Психология толпы. Массовые психические явления. Структурные и динамические характеристики малой группы. Групповые феномены: лидерство, конформизм, групповое принятие решений, внутригрупповые конфликты. Психология межгруппового взаимодействия. Проблемы личности в социальной психологии: социализация, социальная установка, проблемы личности и группы. Социально-психологические теории личности.

 

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

 

1. Социальная психология как отрасль психологической науки.

2. История западной и отечественной социальной психологии: ключевые события.

3. Социальные установки личности и их роль в поведении.

4. Общение как объект социально-психологического исследования.

5. Психология социальной перцепции и психология межличностных отношений.

6. Малая группа как объект социально-психологического исследования.

7. Психология лидерства в малых группах.

8. Психология конфликта и методы его разрешения в малых группах.

9. Психология межгрупповых отношений.

10. Большая социальная группа как объект психологического исследования. Психология толпы как большой социальной группы.

Рекомендуемая литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.:Аспект Пресс, 2010.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2007.

3. А.Л Журавлев, В.А.Соснин, М.А.Красников. Социальная психология. М.: Форум, Инфра-М, 2010.

4. Клецина И.С. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2008.

5. Майерс Д. Социальная психология. [пер. с англ.]. - 7-е изд. СПб.: Питер, 2011.

6. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. СПб.: Питер. 2010.

7. Рогов Е. И. Классическая социальная психология. Учеб. пособие для студентов вузов. ред. Е. И. Рогов. Ростов н/Д., МарТ. 2008.

Психология труда

Содержание дисциплины

Введение в психологию труда: предмет и задачи психологии труда; психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия. Психология труда инженерная психология и эргономика. Эргатическая система, эргатические функции, трудовой пост в организации и его компоненты. Субъект труда. Методы психологии труда. История и тенденции развития прикладной психологии в сфере профессионального труда. Психологическое профессиоведение. Психология трудового процесса: психология профессиональной работоспособности. Функциональные состояния человека в процессе труда. Психическая регуляция трудовой деятельности. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом. Психологическая функциональная система деятельности. Системогенез профессиональной деятельности. Психология совместной деятельности. Профессиональные конфликты. Психология безопасности труда.

Психология становления и развития профессионала: модели профессионального развития человека. Психология профессиональной пригодности. Профессионально важные качества личности. Индивидуальный стиль деятельности. Психологические отношения человека к профессиональной деятельности. Психология профессионального самоопределения. Развитие человека как субъекта труда. Профессиональные кризисы.

Прикладная психология труда: профессиональная ориентация и профессиональное консультирование. Психологические основы профотбора. Расстановки и аттестации кадров. Психология профессионального обучения. Психологические вопросы организации трудового процесса. Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов.

 

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

 

1. Структура трудового процесса. Метод профессиографии.

2. Труд как ведущая деятельность человека. Отличие труда от игры, учения, общения. Отличительные признаки субъекта труда.

3. Психотехнический этап в отечественной психологии труда.

4. Профессионально важные качества и методы их диагностики. Понятия профпригодности и профессиональной компетентности.

5. Индивидуальный стиль трудовой деятельности.

6. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности.

7. Классификация профессий (по Е.А. Климову).

8. Концепции трудовой мотивации.

Рекомендуемая литература

 

1. Бодров В.А. Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия. сост. и общ. ред. В.А. Бодрова. – М.: ПЕР СЭ, 2007.

2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда. Рек. Советом по психологии УМО по клас. университет. образованию в качестве учеб. пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению «Психология» и психол. спец. - 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2009.

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ Национально-региональный (вузовский) компонент

Психология управления

 

Содержание дисциплины

Природа и состав функций управления. Стратегическое и оперативное планирование. Функция оперативного регулирования и диспетчирования. Функция мотивирования работников. Функция контроля. Соотношение понятий «цель», «средства», «результат» - как основных компонентов модели управления. Факторы, влияющие на эффективность управления. Количественные и качественные показатели для оценки эффективности управленческой системы. Критерии эффективности организационного и социального управления. Процедуры определения критериев эффективности и включения их в процесс социального управления. Участие членов организации в принятии решений на разных его этапах. Требования к руководителю как субъекту принятия решений.

Руководитель как субъект управления. Мотивация руководителя. Профессионально важные качества руководителя. Стили руководства; условия эффективности каждого из стилей. Основные модели руководства (лидерства); основные параметры, определяющие руководство.

Коммуникативная компетентность руководителя. Понятие о коммуникации, интеракции и перцепции. Структура коммуникации. Формальное и неформальное взаимодействие руководителя. Основные коммуникативные способности. Формирование коммуникативных способностей руководителя.

Оценка руководителей. Технология центров оценки персонала; интегральность и комплексность оценки. Подготовка руководителя; психологические знания в системе подготовки руководителя. Участие психолога в системе оценки и подготовки руководителя.

 

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Эффективность управленческой деятельности (психологический подход): критерии, методы оценки.

2. Психология личности руководителя: современные представления и принципы изучения.

Рекомендуемая литература

Экономическая психология

Содержание дисциплины

 

Основные понятия: занятость, безработица, уровень незанятости, заработная плата, функции заработной платы. Человеческий капитал как фактор экономического роста. Рынок труда: спрос и предложение труда. Формы и виды занятости. Структура занятости и трудовой потенциал современной России. Особенности заработной платы в современной России. Динамика ценности труда и трудовых ценностей. Мотивация труда наемных работников, основные проблемы. Влияние социально-демографических характеристик рабочих и особенностей предприятия на структуру мотивации труда. Типы мотивации и ресурсный потенциал работника.

Виды безработицы: текущая, латентная, стагнативная, фрикционная, структурная, цикличная, добровольная. Эмпирические исследования российских безработных: основные проблемы, психологические последствия потери работы, выводы, которые сделали для себя безработные за время после потери работы, планы на ближайший год. Восемь типов проектирования безработным своей ситуации. Стратегии совладания на рынке труда. Перспективы и тенденции поведения безработных на российском рынке труда. Характеристики психоэмоционального состояния безработного: фазы состояния, особенности взаимоотношений с окружающими. Психологическая реабилитация людей потерявших работу: формы, цели, задачи, основные этапы и их содержание.

Актуальность и история развития науки о поведении потребителя. Вклад основных психологических теорий: бихевиоризма, когнитивизма, психоанализа и т.д. Особенности современного этапа экономического развития и их влияние на поведение потребителя. Сегментирование рынка. Категории для сегментирования: географическая, демографическая, психографическая, поведенческая. Типы потребителей: принципы и методики построения типологий. Девять стилей жизни американцев. Эмпирическая типология российских потребителей. Межкультурный анализ поведения потребителя. Модель процесса принятия решения потребителем. Типы потребления. Маркетинг взаимоотношений. Влияние рекламы на отношение и поведение потребителя. Психологические классификации покупателей.

 

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Современные формы занятости. Психологическая помощь трудоголикам и безработным.

2. Психологические модели и типичные эффекты потребительского поведения.

 

Рекомендуемая литература

1. Байкова Е.Ю., Купре



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.141 с.)