Тема 1: Предмет, задачи и методы возрастной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: Предмет, задачи и методы возрастной психологии



Практикум

По возрастной

Психологии

Учебно-методическое пособие

 

Нижний Новгород

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

 

 

Практикум по возрастной психологии: учебно-методическое пособие. - Н.Новгород: НГПУ, 2010.-22С.

 

 

Предлагаемое пособие содержит систему практических занятий по возрастной психологии, направленных на сознательное усвоение теоретических основ современной науки, формирование устойчивых интересов к психологическим знаниям. Каждая тема практического занятия сопровож­дается списком литературы, вопросами, практическими заданиями и задачами, которые призваны обратить вни­мание учащихся на ключевые моменты темы. В конце учебно-методического пособия приводится словарь основных терминов по возрастной психологии.

Пособие предназначено для студентов вторых-третьих курсов, обучающихся на дневном и заочном отделениях.

 

Составители: д. пс. н. Т.Н.Князева

к. пс. н. М.Б.Батюта

 

 

Рецензент: д. пс. н., профессор

 

 

Введение

 

На современном этапе знание фактов и закономерностей психологического развития на различных этапах онтогенеза, возрастных задач и нормативов развития, типичных возрастных проблем необходимо самому широкому кругу специалистов – психологам, педагогам, социальным работникам.

Как показывает практика, студенты, даже хорошо знающие теоретический курс психологии, часто испытывают трудности при анализе и интерпретации педагогических ситуаций. Преодолеть подобное затруднение возможно при введении в изучении курса возрастной психологии большого количества практических заданий, позволяющих перейти от теории практики.

Предлагаемое пособие содержит систему практических занятий по возрастной психологии, направленных на сознательное усвоение теоретических основ современной науки, формирование устойчивых интересов к психологическим знаниям.

Тематика практических занятий охватывает основные разделы возрастной психологии. Количество практического материала превышает время, предусмотренное учебным планом. Благодаря этому преподаватель может выбирать задания в зависимости от условий организации образовательного процесса.

Каждое практическое занятия содержит систему заданий практического характера, представленную разными уровнями усвоения теоретического материала: репродуктивным (вопросы для самопроверки), аналитическим (практические задания), обобщающим (задачи), творческим (темы творческих работ). Более того, каждая тема занятия сопровож­дается списком литературы, вопросами, заданиями и задачами, которые призваны обратить вни­мание учащихся на ключевые моменты темы. В конце учебного пособия приводится словарь основных терминов по возрастной психологии.

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, прежде всего педагогических вузов, изучающих «Возрастную психологию» и «Психологию развития».

 

 

Тема 1: Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Вопросы для самопроверки

1. Что изучает возрастная психология?

2. Назовите основные разделы возрастной психологии.

3. Какой факт повлиял на выделение детской психологии в самостоятельную науку? Когда это было?

4. Назовите ученых, с именами которых связаны первые исследования психологии детства.

5. Каковы основные категории, составляющие предмет современной возрастной психологии?

6. Какие задачи науки можно назвать ведущими?

7. С какими областями научного знания связана возрастная психология? В чем заключается эта связь?

8. Охарактеризуйте специфику методов наблюдения и эксперимента, применяемых в возрастной психологии.

9. Дайте характеристику дополнительным методам исследования. В чем особенности применения каждого из них при работе с детьми?

10. В чем суть количественной и качественной обработки результатов исследования?

 

Практические задания

Задание 1. Сравните процесс наблюдения и созерцания. Заполните правую колонку таблицы характеристиками научного наблюдения в сопоставлении с данными характеристиками созерцания.

Таблица 1.

Характеристики созерцания (созерцать - смотреть) Характеристики научного наблюдения (наблюдать - видеть)
без цели  
не фиксировать процесс смотрения,  
раствориться в нем отдаться чувствам, впечатлениям  
без предварительно плана  
без рефлексивного самоконтроля  
результат — это новые переживания  
обогащение феноменологического поля, интуиции, переживаний, картины мира  
полная включенность, растворение в объекте, сопричастность ему и со­переживание  

 

Задание 2. Определите критерии (показатели) по которым можно было бы при
наблюдении судить о тех или иных мотивах учения ребенка. Заполните таблицу.

Таблица 2.

 

Критерии (показатели), характеризующие
Познавательные мотивы   Социальные мотивы
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.

Задание 3. В представленном отрывке из книги Готтсданкер Р.[1] нарушена представленная автором система изложения экспериментального отчета. Исправьте порядок изложения разделов, следуя логике описания экспериментальной работы.

Эксперимент не может существовать в уме, факт его проведения оформляется в документах. Цель экспериментального отчета — как можно эффек­тивнее донести до предполагаемых читателей смысл экс­перимента.

Во-первых, — и это главное — экспериментальный отчет должен быть написан ясно. Во-вторых, отчет разде­лен на стандартные разделы. Такой способ его оформ­ления помогает автору организовать материал. Он помога­ет и читателю, поскольку тот уже знает, где и что ему искать. Если тщательно следовать структуре описания, то опытный исследователь сможет повторить эксперимент самостоятельно. Это называется воспроизводимостью эк­сперимента. Далее мы приводим разделы эксперименталь­ного отчета и их функции:

- В «Кратком содержании» автор передает основной смысл того, что было сделано и что получено в резуль­тате.

- В «Названии» сообщается об изучаемой проблеме.

- В разделе «Обсуждение» содержится интерпретация результатов и выводы.

- Во «Введении» рассказывается о том, ради чего экс­перимент был задуман и проведен.

- В разделе «Методика» дается подробное описание того, как проводился эксперимент. Этот раздел включает деления: испытуемые, материал, оборудование, процедура.

- В разделе «Сноски» указываются неопубликованные материалы, проводящиеся исследования и малотиражные работы.

- В разделе «Результаты» представлены анализируемые данные, обычно вместе с одной или несколькими табли­цами и графиками.

- «Цитированная литература» — ссылки перечисляют­ся в алфавитном порядке в соответствии с формой.

 

Задание 4. Подготовьтесь к проведению исследования памяти (внимания, мышления) у детей 6 лет: сформулируйте задачи исследования (какие именно характеристики данного психического процесса вы будете изучать), подберите задания для изучения этих параметров у 6-летних детей, определите критерии оценки результатов и подготовьте необходимую форму протокола (если она нужна). Опишите организацию эксперимента.

 

Задание 5. Внимательно прочитайте план беседы экспериментатора с ребенком. Определите по характеру вопросов цель предстоящей беседы. Насколько полно реализуют поставленные вопросы эту цель? Поставьте цель уточняющую (конкретизирующую) первоначальную и дополните план беседы соответствующими вопросами.

Таблица 3.

План беседы Что выявляет вопрос беседы?
1. Хотел бы ты принять участие в поста­новке сказки «Теремок»?   Общее положительное или отрицатель­ное отношение к постановке сказки    
2. Почему (по какой причине) ты хотел (не хотел) участвовать в постановке сказки?   Осознанные мотивы, желание или неже­лание участвовать в постановке сказки  
3. Ты уже участвовал в таких постанов­ках?   Наличие опыта ребенка  
4. Какую бы роль ты хотел сыграть?   Наличие привлекательности отдельных ролей  
5. Бели бы не участвовал в постановке этой сказки, то чем бы ты занялся?   Наличие интересов в ситуации свободно­го выбора  
б. Если бы тебе не дали желаемой роли, то взял бы ты другую? Какие роли тебе еще нравятся?   Наличие устойчивого интереса к театрализованной деятельности вообще. Эле­менты театрализованной деятельности, привлекательные для ребенка  
7. Много ли ребят вашей группы любят ставить спектакли?   Наличие интересов в условиях проектив­ного вопроса. В вопросы 5 и 6 введены элементы проективной методики иссле­дования  

Задание 6. Сформулируйте вопросы и постройте план беседы с родителями по одной из тем: «Свободное время ребенка», «Наша семья и спорт», «Наша семья и искусство», « Семейные праздники». Четко обозначьте цель предстоящей беседы и соотнесите с целью каждый поставленный вопрос.

 

Задание 7. Какие из представленных ниже вопро­сов не отвечают требованиям анкетного метода? Почему?

1. Какое время дня тебе больше нравится?

2. У тебя есть любимые занятия?

3. Чем ты больше всего любишь заниматься вместе с родителями?

4. Кто из учителей тебе не нравится?

5. Кого ты больше любишь, маму или папу?

6. У тебя есть любимые школьные предметы?

7. Ты можешь назвать себя умным?

8. Твой папа много зарабатывает?

9. С кем бы ты хотел поехать отдыхать?

10. Кого ты лучше слушаешь: маму или учительницу?

Задание 8. Составьте закрытый и открытый варианты анкеты для студентов с целью выявления наиболее эффективных методов обучения психологии. Пример закрытой анкеты см. таблицу 4.

Таблица 4.

Вопрос: «Какие мотивационные средства в руководстве дошкольниками Вы считаете эффективными?»

Мотивационные средства Очень эффективно Достаточно эффективно Мало эффективно
  Поручение ответственных заданий                
  Требование самостоятельности в выполнении заданий              
  Советы по выполнению задания              
  Указание на определенные возможности и способности ребенка              
  Знакомство с работами других детей              
  Популяризация успехов отдельных детей              
  Общественная похвала              
  Собственный пример взрослого              
  Другие средства (какие?)              

 

 

Задание 9. Внимательно рассмотрите аппликации, выполненные детьми. Сформулируйте цель, которую мог ставить перед детьми воспитатель. Составьте схему анализа продуктов деятель­ности дошкольников, выделите критерии, кото­рые позволят описать индивидуальные особенности вы­полнения аппликации каждым ребенком.

 

 
 

 

 


 

 

Задание 10. Заполните таблицу: приведите примеры известных тестов каждого вида. Подготовьте для сообщения (проведения) какие-либо из указанных вами тестов.

 

Таблица 5.

Основные виды тестов
Тесты ИНТЕЛЛЕКТА Используются для выявления умтвенного развития человека  
Тесты специальных способностей – для оценки возможностей человека в овладении знаниями умениями и навыками в определенной области деятельности    
Тесты ДОСТИЖЕНИЯ – Для оценки уровня овладения основными знаниями и навыками    
Тесты ЛИЧНОСТНЫЕ – Для измерения эмоциональных, мотивационных, межличностных и поведенческих особенностей личности    
Тесты ПРОЕКТИВНЫЕ – Для изучения различных личностных характеристик путем проекции результатов его деятельности на особенности сознания (рисуночные, цветовые и конструктивные тесты)  

Задание 11. Вместо точек вставьте пропущенные слова:

 

1.. «Психология — наука о …, механиз­мах и фактах психической жизни человека»

2. «Психология изучает процессы актив­ного … человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятии, понятий, чувств и других явлений психики

3. «Любая система объективного научного знания может быть ис­пользована в качестве...... познания действительности».

4. «Метод — это определенным образом упорядоченная...... для достижения поставленной цели».

5. «Важен не только хороший метод, но и опыт его........

6. «Основу объективного метода в психологическом исследовании составляет единство сознания и........

7 «Наблюдение становится методом в том случае, если оно не ограничивается регистрацией психологических фактов, а приходит к научному объяснению вызвавших их........

8. «Эксперимент предполагает активное...... исследова­теля в изучаемый процесс».

9. «Результаты любого эксперимента должны подвергаться … и … обработке».

10. «Кроме эмпирических возрастная психология использует …, …, и ….

Темы творческих работ

1. История становления предмета возрастной психологии.

2. Способы осуществления принципа объективности при исследовании взаимоотношений ребенка со взрослым.

3. Сравнительная характеристика методов возрастной и социальной психологии.

4. Области применения различных групп методов возрастной психологии.

5. Составление модели комплексного изучения личности ребенка.

Литература к теме 1

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1997.

2. Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. – М., 2000.

3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Логические схемы. М., 2004.

4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. М., 1991.

5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб. 1997.

6. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: практическое руководство. СПб., 1991.

7. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. МГУ, 1982.

8. Мухина В.С.Возрастная психология. М., 1998.

9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.

10. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.

11. Хрестоматия по детской психологии. /Под. ред. Г.В.Бурменской. М., 1996.

12. Шаповаленко И.В. Возрастная психология.– М., 2004.

13. Эльконин Э.Б. Введение в детскую психологию // Избранные психологические труды. М., 1989.

14. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1994.

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие взаимоисключающие позиции сложились к середине 19 века среди ученых по проблеме детерминации развития человека? Работы каких философов и психологов повлияли на становление этих позиций?

2. Охарактеризуйте сущность биогенетического направления психологических исследований. Какие ученые-психологи стояли у истоков этого направления? В чем вы видите позитивность и недостатки этого подхода?

3. В чем суть «теории трех ступеней» К.Бюлера? К какому направлению она принадлежит? Почему?

4. Охарактеризуйте социогенетическое направление психологических исследований. Кого из ученых можно назвать яркими представителями этого направления?

5. Кто из представителей бихевиоризма внес существенный вклад в развитие теории научения? В суть теорий этих ученых? Какие вы видите недостатки этих теорий?

6. Охарактеризуйте теорию В.Штерна. Почему она названа теорией конвергенции? Почему многие ученые относят ее к биогенетическому направлению?

7. В чем заключается основная идея теории А.Маслоу?

8. Какой (какие) показатель развития положен З.Фрейдом в основу своей периодизации? Охарактеризуйте стадии психического развития по З.Фрейду.

9. Охарактеризуйте понятия, составляющие основу теории Э.Эриксона: идентичность, ритуал, кризисное противоречие.

10. Назовите стадии психического развития в периодизации Э.Эриксона. Какие главные характеристики психического развития соответствуют каждой из них?

11. Что такое социализированная и эгоцентрическая речь в понимании Ж.Пиаже?

12. Назовите основные характеристики эгоцентрической речи ребенка. Приведите примеры.

13. Перечислите и охарактеризуйте стадии интеллектуально-психического развития в теории Ж.Пиаже.

14. Чему посвящена теория Л.Колберга? Охарактеризуйте периодизацию, представленную в его теории.

15. Что такое интериоризация? Какова роль этого процесса в развитии высших психических функций (ВПФ) человека?

16. Перечислите основные идеи теории развития ВПФ Л.С.Выготского. Почему она называется культурно-исторической?

17. Охарактеризуйте позицию Л.С.Выготского на соотношение обучения и развития. В чем отличие этой позиции от позиции зарубежных психологов?

18. Как вы понимаете выражение Л.С.Выготского, что процесс развития в онтогенезе проходит путь от социального к индивидуальному?

19. Какие принципы положены Л.С.Выготским в основу периодизации психического развития? Назовите периоды, выделенные Л.С.Выготским.

20. Как в периодизации Д.Б.Эльконина связаны понятия «ведущие потребности» (мотивы); «ведущая деятельность»; «психические новообразования».

Практические задания

Задание 1. Заполните таблицу, конкретизируя представленные группы факторов психического развития; напишите, что к ним относится.

 

Таблица 4

Факторы психического развития
Социальный фактор Биологический фактор Внутренний фактор
1. 1. 1.

 

Задание 2. Охарактеризуйте значение и влияние биологического и социального факторов на психическое развитие человека, используя данный пример. Что повлияло на особую линию развития представительницы племени гуайкилов?

 

Французский этнограф Виллар отправился в экспедицию в труднодоступный район Парагвая, где жило племя гуайкилов. Об этом племени было известно очень немногое — что ведет оно кочевой образ жизни, постоянно переходя с места на место в поисках своей основной пищи — меда диких пчел, имеет примитивный язык, не вступает в контакты с другими людьми. Виллару так же, как многим другим до него, не посчастливилось познакомиться с гуайкилами — они поспешно уходили при прибли­жении экспедиции. Но на одной из покинутых стоянок была обнаружена, видимо, забытая впопыхах двухлетняя девочка. Виллар увез ее во Францию и поручил воспитывать своей матери. Через двадцать лет молодая женщина уже была ученым-этногра­фом, владеющим тремя языками.

Задание 3. Проанализируйте представленный исторический факт: какой необходимый фактор развития человека как личности отсутствует в данном случае? Какие важнейшие психологические категории свидетельствуют о несформированности человеческой психики? Почему даже соответствующие социальные условия не повлияли на их формирование в дальнейшем?

 

В начале XX столетия индийский психолог Рид Сингх получил известие, что около одной деревни замечены два загадочных существа, похожих на людей, но передвигающихся на четверень­ках. Их удалось выследить. Однажды утром Сингх во главе группы охотников спрятался у волчьей норы и увидел, как волчица выводит на прогулку детенышей, среди которых оказались две девочки — одна примерно восьми, другая — полутора лет. Сингх увез девочек с собой и попытался их воспитать. Они бегали на четвереньках, пугались и пытались скрыться при виде людей, огрызались, выли по ночам по-волчьи, ели сырое мясо. Младшая — Амала — умерла через год. Старшая — Камала — прожила до семнадцати лет. За девять лет ее удалось в основном отучить от волчьих повадок, но все-таки, когда она торопилась, то опускалась на четвереньки. Речью Камала по существу так и не овладела — с большим трудом она обучилась правильно употреблять всего сорок слов.

 

Задание 4. Заполните таблицу, внеся в нее основные характеристики теорий А.Гезелла и К.Бюлера.

Таблица 5

Параметры анализа Основные характеристики теорий
А.Гезелл К.Бюлер
Основная идея    
Методы ее изучения    
Ведущие понятия    
Позитивный вклад    
Критическая оценка    
Общее  

 

Задание 5. Заполните таблицу внеся в нее основные характеристики теорий Дж.Уотсона, Э.Торндайка, Б.Скинера, А.Бандуры.

Таблица 6

Параметры анализа Основные характеристики теорий
Дж.Уотсон Э.Торндайк Б.Скинер А.Бандура
Основная идея        
Методы ее изучения        
Ведущие понятия        
Позитивный вклад        
Критическая оценка        
Общее  

 

Задание 6. Воспользуйтесь предлагаемой литературой и подготовьте сообщение о примерах обучения детей по системе М.Монтессори. В чем вы видите проявление идеи самореализации детского развития? Каково влияние такого обучения на развитие ребенка?

Литература к заданию:

1. М.Монтессори О принципах моей школы. //Учительская газета. - 1992. - 4 августа. - C.4.

2. М.Монтессори Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка. - М., 1993. - 168c.

3. М.Монтессори Развитие потенциальных возможностей человека.// Бюллетень МАМА №2,3,5. 1993.

4. М.Монтессори Самовоспитание и самообучение в начальной школе. - М.: Московский Центр Монтессори, 1993. - 203c.

5. М.Монтессори Дом ребенка. Метод научной педагогики. Гомель. 1993.- 336 с

6. М.Монтессори Разум ребенка. Москва. 1997.- 176 с.

7. М.Монтессори Помоги мне это сделать самому. ИД «Карапуз». М. 2000.

8. М.Монтессори Дети - другие / Издательство Карапуз, М., 2004. - 336 л.

 

Задание 7. Проанализируйте периодизацию З.Фрейда и заполните таблицу.

Таблица 7

Стадия развития Возрастные границы Зона либидо Развивающаяся сфера психики Формирующиеся личностные свойства
         

 

Задание 8. Подготовьте сообщение о любом возрастном периоде по периодизации Э.Эриксона, опираясь на критерии, представленные в таблице на стр. 29-30.

Задание 9. Закончите высказывания, опираясь на периодизацию Э.Эриксона.

1) Возрастные границы периода молодости ….

2) Положительные личностные характеристики, формирующиеся в младенческом периоде – это …

3) Основным ритуалом в школьном возрасте является ….

4) Первое цельное представление о себе самом - … формируется в возрасте …..

5) Выбор между самостоятельностью и зависимостью происходит в …. возрасте.

6) Чувство вины и страх порицания может возникнуть у ребенка в период с … до … лет.

7) Сотрудники по работе и члены семьи приобретают серьезную значимость для человека в период …..

8) Основной выбор в старости человек делает между …. или …..

 

Задание 10. Проанализируйте, как ребенок может осуществить действия ассимиляции и аккомодации (по Ж.Пиаже), если он впервые увидел помидор.

 

Задание 11. Опираясь на теоретические знания периодизации психического развития Ж.Пиаже, заполните таблицу.

Таблица 8

Стадии интеллектуального развития Возрастные границы Особенности детского мышления
     

Задание 12. Приведите примеры интериоризации, имеющие место в обучении детей в школе.

 

Задание 13. Проанализируйте теорию развития высших психических функций Л.С.Выготского и заполните таблицу.

 

 

Задачи

Задача 1. Доказательством каких важнейших предпосылок развития психики человека является опыт, проведенный зоопсихологом Н.Н.Ладыгиной-Котс?

Советский зоопсихолог Надежда Николаевна Ладыгина-Котс воспитывала маленького шимпанзе Иони с полутора до четырех лет в своей семье. Детеныш пользовался полной свободой. Ему представлялись самые разно­образные человеческие вещи и игрушки, и приемная «мама» всячески пыталась ознакомить его с употреблением этих вещей, научить общаться при помощи речи. Весь ход развития обезьянки тщательно фиксировали в дневнике.

Через десять лет у Надежды Николаевны родился сын, которого назвали Рудольфом (Руди). За его развитием до четырехлетнего возраста также вели самые тщательные наблюдения.

При наблюдении обоих малышей обнаружилось большое сходство во многих игровых и эмоциональных проявлениях. Но вместе с тем выступило и принципиальное различие. Оказалось, что шимпанзе не может овладеть вертикальной походкой и освобо­дить руки от функции хождения по земле. Хотя он и подражает многим действиям человека, но это подражание не ведет к правиль­ному усвоению и совершенствованию навыков, связанных с употреблением предметов обихода и орудий: схватывается внешний рисунок действия, а не его смысл. Так, Иони часто подражал забиванию гвоздя молотком. Однако он то не прилагал достаточной силы, то не удерживал гвоздя в вертикальном положении, то бил молотком мимо гвоздя. В результате, несмотря на большую «практику», Иони так никогда и не забил ни одного гвоздя. Недоступны для детеныша обезьяны и игры, носящие творческий конструктивный характер. Наконец, у него отсутствует какая бы то ни было тенденция к подражанию звукам речи и усвоению слов, даже при настойчивой специальной тренировке. Примерно такой же результат был получен и другими «приемными родителями» детеныша обезьяны — американскими супругами Келлог[4].

Задача 2. Проанализируйте высказывание мамы о ребенке. Какой фактор, влияющий на психическое развитие ребенка, не был использован ею при воспитании сына?

Одна из мам говорит другой: «Я слышала, что к 6 годам у ребенка пробуждается интерес к учению, некоторые дети уже в 5 лет читают. Я все жду и жду, а у моего Васи ни интереса, ни желания учиться не появляется, хотя ему скоро в школу идти».

 

Задача 3. Какая особенность психики детей проявилась в данном примере? Является ли она закономерной для этого периода развития?

Дошкольникам показывали два равных по весу шарика из пластилина. Убедившись в том, что дети считали их одинаковыми, у них на глазах меняли форму одного шарика – раскатывали его в «колбаску». Затем детей спрашивали, одинаковое ли количество пластилина в шарике и в колбаске. Дети отвечали: «Нет, в колбаске больше, потому что она длиннее».

 

Задача 4. Какая особенность детского мышления проявляется в данном примере? Какому возрасту (по Пиаже) она соответствует?

Характерная особенность детского мышления проявляется при решении детьми задачи А. Бине «о трех братьях». Так, если в семье три брата (Митя, Вова, Саша) и Сашу спрашивают, сколько у него братьев, он отвечает правильно и называет двух своих братьев (Митя и Вова). Далее уточняют, сколько братьев у Мити, и, как правило, в этом возрасте ребенок ошибается: «Один, Вова».

Задача 5. Какой этап развития интеллекта (по Ж.Пиаже) обнаруживают дети в этом опыте? Какие особенности детского мышления здесь проявились?

Бон (4; 0). [5]

- «Посмотри на все эти бутылочки. Чего не хватает, если бы мы захотели выпить воду?

- Стаканов.

- Хорошо, вот здесь много стаканов (ставят их на стол). По­ставь эти стаканы сюда, но столько же, сколько бутылок, по стакану на бутылку.

(Берет 12 стаканов, но ставит их так плотно, что б бутылок образуют более длинный ряд.)

- Где больше всего?

- Здесь (бутылки).

- В таком случае поставь по стакану к каждой бутылке.

(Расставляет 12 стаканов в ряд такой же длины, что и ряд из 6 неплотно стоящих бутылок.)

- Поровну?

- Да.

(Бутылки еще больше отдаляют друг от друга).

- Одинаково стаканов и бу­тылок?

- Да. (Но при этом он немного раздвигает стака­ны.)

(Снова разуплотняют бутылки.)

- Здесь мало (12 стаканов), здесь много (6 бутылок)».

Гол (4; 0).

Начинает с переливания содержимого каж­дой бутылки в стакан. Дойдя до 4-й бутылки, он непроиз­вольно вскрикивает, увидев, что ему не удается привести в соответствие 6 бутылок и 12 стаканов.

- «Бутылок немного.

- В таком случае можешь убрать стаканы. (Останавливается на 7 стаканах для 6 бутылок, уплотняя немного стаканы.)

- Стаканов и бутылок поровну?

- Да.

(Ставят стаканы перед каждой бутылкой, и тогда обнаруживается, что один стакан остался без бутылки.)

- Нужно взять еще одну бу­тылку. (Дают ему бутылку.)

- А теперь хорошо?

(Гол упорядочивает предметы таким образом, что первая бу­тылка соответствует второму стакану и т. д. до 7-й бутылки, у которой нет соответствующего стакана.)

- Нет, здесь не хватает стакана, а здесь есть стакан, у которого нет бутыл­ки.

- И что же нужно сделать?

- Нужно взять еще бутылку и стакан (ему их дают, но он ставит их друг перед другом и вновь не может установить соответствие)».

Кар (5; 2).

- «Сделай так, чтобы у каждой бутылки был свой стакан.

(Ребенок берет все стаканы, затем часть убирает, оставляет 5 штук и старается привести их в соответствие с 6 бутылками, разуплотняя их так, чтобы составить ряд та­кой же длины.)

- Стаканов и бутылок поровну?

- Да.

- Совершенно одинаково?

- Да. (Тогда б бутылок ставят более плотно перед 5 стаканами, так что оба ряда оказы­ваются разной длины.)

- Одинаково стаканов и бутылок?

- Нет.

- Почему?

- Бутылок мало.

- Больше стаканов или больше бутылок?

- Больше стаканов (он их немного уп­лотняет).

- Сейчас стаканов и бутылок поровну?

- Да.

- А почему ты так сделал?

- Потому что так получается мало».

 

Задача 6*. Какая эпоха и периоды детского развития (по Д.Б.Эльконину) описаны в отрывке из книги Л.Ф.Обуховой Возрастная психология[6]?

Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период … возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Прежде всего, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления. Общение в этом возрасте становится формой орга­низации предметной деятельности. Оно перестает быть деятельнос­тью в собственном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на общественный предмет. Общение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов.

 

Темы творческих работ

1. Проблема детерминации психического развития в различных психологических теориях.

2. Критерии периодизации психического развития в трудах зарубежных и отечественных психологов.

3. Кризисы психического развития и их значение для становления личности.

4. Развитие идей Л.С.Выготского в работах его последователей.

5.* Активность личности, как фактор саморазвития: теоретические и эмпирические исследования проблемы.

 

Литература к теме 2

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. М., 1999.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. М., 2004.

3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6 т. Т.3. М., 1984.

4. Выготский Л.С. Проблема возраста //Собр. соч.: В 6 т. Т.4. М., 1984. С. 244-269.

5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.

6. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. М., 1994.

7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.

8. Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития //Вопросы психологии. 1996. №5. С.30-38

9. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981.

10. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.

11. Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека /Под ред. И.В.Равич-Щербо. М., 1988.

12. Рубинштейн С.Л. Общая психология. М., 1935.

13. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.

14. Хрестоматия по детской психологии. /Под. ред. Г.В.Бурменской. М., 1996.

15. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., 1994.

16. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М., 2004. С. 138.

17. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1995.

18. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте/ Избранные психологические труды. М., 1989.

19. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. М., 1996.

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Почему рождение является кризисным моментом в жизни ребенка?

2. Какие безусловные рефлексы новорожденного Вы знаете?

3. Является ли достоинством или недостатком развития ребенка небольшое количество врожденных форм поведения? Какие действия матери могут способствовать образованию вредных привычек?

4. В чем заключаются особенности сенсорных систем новорожденного?

5. Что такое комплекс оживления и каковы его компоненты. Каковы функции комплекса оживления в психической жизни младенца?

6. Что происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется частично?

7. В чем проявляется познавательная активность детей в первом полугодии?

8. Какова роль взрослого в становлении хватательных движений младенца.

9. Как происходит развитие манипуляций во втором полугодии жизни?

10. В чем проявляется познавательная активность детей во втором полугодии?

11. В чем заключаются предпосылки развития речи в младенческом возрасте?

12. Каковы основные психические новообразования младенческого периода?

13. В чем заключаются основные признаки кризиса 1-го года. Объясните главное противоречие кризиса 1-го года.

 

Практические задания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.174 с.)