Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурно-историческая теория Л.С.Выготского.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Таблица 9
Задание 14. Опираясь на статью Л.Ф.Обуховой[2], заполните правую часть таблицы. Две парадигмы в исследовании психического развития [3] Таблица 10
Задание 15. Вставьте в предложения пропущенные слова и фразы. 1. В исследованиях философов и психологов Нового времени наметились две крайние позиции в понимании детерминации развития человека, которые получили названия …. и …. Тип развития, при котором развитие приравнивается к процессам созревания и роста, к реализации наследственной программы поведения независимо от воспитания, обучения и сознательной деятельности человека называют …. Такой тип развития Дошкольникам показывали два равных по весу шарика из пластилина. Убедившись в том, что дети считали их одинаковыми, у них на глазах меняли форму одного шарика – раскатывали его в «колбаску». Затем детей спрашивали, одинаковое ли количество пластилина в шарике и в колбаске. Дети отвечали: «Нет, в колбаске больше, потому что она длиннее». 2. Человек есть то, что делает из него его окружение, среда. Это направление в американской психологии, отождествляющее понятие развития с понятием ….. называется ….. Его ведущие представители …, …, …. 3. Внутренний фактор психического развития, то есть … человека, его …., является важнейшим показателем саморазвития личности. 4. В соответствии со своей теорией З.Фрейд все стадии психического развития сводит к стадиям преобразования и перемещения ……. по разным ……. 5. Идентичность по Э.Эриксону - этонабор черт или индивидуальных характеристик, который делает человека ……………. 6. Эгоцентризм, по мнению Ж.Пиаже выражается через следующие феномены: …, …, …, …, …, …. 7. По мнению Л.С.Выготского главное различие между низшими, элементарными психическими функциями и высшими психическими функциями состоит в ………... 8. Необходимыми условиями развития ребенка, по Выготскому, являются …. и … Движущей силой психического развития — ….. Общим механизмом формирования высших психических функций Выготский считал …. ребенка взрослому. 9. Последователи Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин подтвердили идею о том, что психическое развитие ребенка осуществляется не как процесс его биологического приспособления или уравновешивания со средой, а как процесс овладения социальным опытом в ходе ……… самого ребенка. Задачи Задача 1. Доказательством каких важнейших предпосылок развития психики человека является опыт, проведенный зоопсихологом Н.Н.Ладыгиной-Котс? Советский зоопсихолог Надежда Николаевна Ладыгина-Котс воспитывала маленького шимпанзе Иони с полутора до четырех лет в своей семье. Детеныш пользовался полной свободой. Ему представлялись самые разнообразные человеческие вещи и игрушки, и приемная «мама» всячески пыталась ознакомить его с употреблением этих вещей, научить общаться при помощи речи. Весь ход развития обезьянки тщательно фиксировали в дневнике. Через десять лет у Надежды Николаевны родился сын, которого назвали Рудольфом (Руди). За его развитием до четырехлетнего возраста также вели самые тщательные наблюдения. При наблюдении обоих малышей обнаружилось большое сходство во многих игровых и эмоциональных проявлениях. Но вместе с тем выступило и принципиальное различие. Оказалось, что шимпанзе не может овладеть вертикальной походкой и освободить руки от функции хождения по земле. Хотя он и подражает многим действиям человека, но это подражание не ведет к правильному усвоению и совершенствованию навыков, связанных с употреблением предметов обихода и орудий: схватывается внешний рисунок действия, а не его смысл. Так, Иони часто подражал забиванию гвоздя молотком. Однако он то не прилагал достаточной силы, то не удерживал гвоздя в вертикальном положении, то бил молотком мимо гвоздя. В результате, несмотря на большую «практику», Иони так никогда и не забил ни одного гвоздя. Недоступны для детеныша обезьяны и игры, носящие творческий конструктивный характер. Наконец, у него отсутствует какая бы то ни было тенденция к подражанию звукам речи и усвоению слов, даже при настойчивой специальной тренировке. Примерно такой же результат был получен и другими «приемными родителями» детеныша обезьяны — американскими супругами Келлог[4]. Задача 2. Проанализируйте высказывание мамы о ребенке. Какой фактор, влияющий на психическое развитие ребенка, не был использован ею при воспитании сына? Одна из мам говорит другой: «Я слышала, что к 6 годам у ребенка пробуждается интерес к учению, некоторые дети уже в 5 лет читают. Я все жду и жду, а у моего Васи ни интереса, ни желания учиться не появляется, хотя ему скоро в школу идти».
Задача 3. Какая особенность психики детей проявилась в данном примере? Является ли она закономерной для этого периода развития? Дошкольникам показывали два равных по весу шарика из пластилина. Убедившись в том, что дети считали их одинаковыми, у них на глазах меняли форму одного шарика – раскатывали его в «колбаску». Затем детей спрашивали, одинаковое ли количество пластилина в шарике и в колбаске. Дети отвечали: «Нет, в колбаске больше, потому что она длиннее».
Задача 4. Какая особенность детского мышления проявляется в данном примере? Какому возрасту (по Пиаже) она соответствует? Характерная особенность детского мышления проявляется при решении детьми задачи А. Бине «о трех братьях». Так, если в семье три брата (Митя, Вова, Саша) и Сашу спрашивают, сколько у него братьев, он отвечает правильно и называет двух своих братьев (Митя и Вова). Далее уточняют, сколько братьев у Мити, и, как правило, в этом возрасте ребенок ошибается: «Один, Вова». Задача 5. Какой этап развития интеллекта (по Ж.Пиаже) обнаруживают дети в этом опыте? Какие особенности детского мышления здесь проявились? Бон (4; 0). [5] - «Посмотри на все эти бутылочки. Чего не хватает, если бы мы захотели выпить воду? - Стаканов. - Хорошо, вот здесь много стаканов (ставят их на стол). Поставь эти стаканы сюда, но столько же, сколько бутылок, по стакану на бутылку. (Берет 12 стаканов, но ставит их так плотно, что б бутылок образуют более длинный ряд.) - Где больше всего? - Здесь (бутылки). - В таком случае поставь по стакану к каждой бутылке. (Расставляет 12 стаканов в ряд такой же длины, что и ряд из 6 неплотно стоящих бутылок.) - Поровну? - Да. (Бутылки еще больше отдаляют друг от друга). - Одинаково стаканов и бутылок? - Да. (Но при этом он немного раздвигает стаканы.) (Снова разуплотняют бутылки.) - Здесь мало (12 стаканов), здесь много (6 бутылок)». Гол (4; 0). Начинает с переливания содержимого каждой бутылки в стакан. Дойдя до 4-й бутылки, он непроизвольно вскрикивает, увидев, что ему не удается привести в соответствие 6 бутылок и 12 стаканов. - «Бутылок немного. - В таком случае можешь убрать стаканы. (Останавливается на 7 стаканах для 6 бутылок, уплотняя немного стаканы.) - Стаканов и бутылок поровну? - Да. (Ставят стаканы перед каждой бутылкой, и тогда обнаруживается, что один стакан остался без бутылки.) - Нужно взять еще одну бутылку. (Дают ему бутылку.) - А теперь хорошо? (Гол упорядочивает предметы таким образом, что первая бутылка соответствует второму стакану и т. д. до 7-й бутылки, у которой нет соответствующего стакана.) - Нет, здесь не хватает стакана, а здесь есть стакан, у которого нет бутылки. - И что же нужно сделать? - Нужно взять еще бутылку и стакан (ему их дают, но он ставит их друг перед другом и вновь не может установить соответствие)». Кар (5; 2). - «Сделай так, чтобы у каждой бутылки был свой стакан. (Ребенок берет все стаканы, затем часть убирает, оставляет 5 штук и старается привести их в соответствие с 6 бутылками, разуплотняя их так, чтобы составить ряд такой же длины.) - Стаканов и бутылок поровну? - Да. - Совершенно одинаково? - Да. (Тогда б бутылок ставят более плотно перед 5 стаканами, так что оба ряда оказываются разной длины.) - Одинаково стаканов и бутылок? - Нет. - Почему? - Бутылок мало. - Больше стаканов или больше бутылок? - Больше стаканов (он их немного уплотняет). - Сейчас стаканов и бутылок поровну? - Да. - А почему ты так сделал? - Потому что так получается мало».
Задача 6*. Какая эпоха и периоды детского развития (по Д.Б.Эльконину) описаны в отрывке из книги Л.Ф.Обуховой Возрастная психология[6]? Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период … возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Прежде всего, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно перестает быть деятельностью в собственном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на общественный предмет. Общение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов.
Темы творческих работ 1. Проблема детерминации психического развития в различных психологических теориях. 2. Критерии периодизации психического развития в трудах зарубежных и отечественных психологов. 3. Кризисы психического развития и их значение для становления личности. 4. Развитие идей Л.С.Выготского в работах его последователей. 5.* Активность личности, как фактор саморазвития: теоретические и эмпирические исследования проблемы.
Литература к теме 2 1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. М., 1999. 2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. М., 2004. 3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6 т. Т.3. М., 1984. 4. Выготский Л.С. Проблема возраста //Собр. соч.: В 6 т. Т.4. М., 1984. С. 244-269. 5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965. 6. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. М., 1994. 7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996. 8. Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития //Вопросы психологии. 1996. №5. С.30-38 9. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981. 10. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994. 11. Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека /Под ред. И.В.Равич-Щербо. М., 1988. 12. Рубинштейн С.Л. Общая психология. М., 1935. 13. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991. 14. Хрестоматия по детской психологии. /Под. ред. Г.В.Бурменской. М., 1996. 15. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., 1994. 16. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М., 2004. С. 138. 17. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1995. 18. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте/ Избранные психологические труды. М., 1989. 19. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. М., 1996.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1090; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.253 (0.016 с.) |