Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского.

Поиск

Таблица 9

Основные положения (идеи) теории  
Методы исследования высших психических функций  
Ведущие понятия теории  
Позитивный вклад  
Критическая оценка  

Задание 14. Опираясь на статью Л.Ф.Обуховой[2], заполните правую часть таблицы.

Две парадигмы в исследовании психического развития [3]

Таблица 10

Параметры психического развития человека Естественно-научная пара­дигма Культурно-историческая па­радигма (основа - теория. Л.С.Выготского)
Источник развития Внутри индивида, в его природе  
Факторы (движущие силы) развития Фактор наследственности: одаренность, задатки, спо­собности как природные особенности; созревание; фактор среды: как обстанов­ка развития, в сходном зна­чении как для животных, так и для человека; взаимодействие факторов наследственности и среды  
Условия развития Наследственность и среда  
Форма (трактовка процесса) развития Приспособление (адапта­ция) ребенка к среде; по аналогии с развитием био­логического типа — путем наследования свойств вида или путем накопления ин­дивидуального опыта    
Понимание хода (направления) развития От индивидуального состояния к соци­альному существованию (со­циализация)  
Специфика развития человека Отрицается, нивелируется, подчиняется общим биоло­гическим законам  

Задание 15. Вставьте в предложения пропущенные слова и фразы.

1. В исследованиях философов и психологов Нового времени наметились две край­ние позиции в понимании детерминации развития человека, которые получили названия …. и ….

Тип развития, при котором развитие при­равнивается к процессам созревания и роста, к реализации наслед­ственной программы поведения независимо от воспитания, обучения и сознательной деятельности человека называют …. Такой тип развития Дошкольникам показывали два равных по весу шарика из пластилина. Убедившись в том, что дети считали их одинаковыми, у них на глазах меняли форму одного шарика – раскатывали его в «колбаску». Затем детей спрашивали, одинаковое ли количество пластилина в шарике и в колбаске. Дети отвечали: «Нет, в колбаске больше, потому что она длиннее».

2. Человек есть то, что делает из него его окружение, среда. Это направление в американской психологии, отождествляющее понятие развития с понятием ….. называется ….. Его ведущие представители …, …, ….

3. Внутренний фактор психического развития, то есть … человека, его …., является важнейшим показателем саморазвития личности.

4. В соответствии со своей теорией З.Фрейд все стадии психического развития сводит к стадиям преобразования и перемещения ……. по разным …….

5. Идентичность по Э.Эриксону - этонабор черт или индивидуальных характеристик, кото­рый делает человека …………….

6. Эгоцентризм, по мнению Ж.Пиаже выражается через следующие феномены: …, …, …, …, …, ….

7. По мнению Л.С.Выготского главное различие между низшими, элементарными психическими функциями и высшими психическими функциями состоит в ………...

8. Необходимыми условиями развития ребенка, по Выготскому, являются …. и … Движущей силой психического развития — ….. Общим механизмом формирования высших психических функций Выгот­ский считал …. ребенка взрослому.

9. Последователи Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин подтвердили идею о том, что психическое развитие ребенка осуществляется не как процесс его биологического приспособления или уравновешивания со средой, а как процесс овладения социальным опытом в ходе ……… самого ребенка.

Задачи

Задача 1. Доказательством каких важнейших предпосылок развития психики человека является опыт, проведенный зоопсихологом Н.Н.Ладыгиной-Котс?

Советский зоопсихолог Надежда Николаевна Ладыгина-Котс воспитывала маленького шимпанзе Иони с полутора до четырех лет в своей семье. Детеныш пользовался полной свободой. Ему представлялись самые разно­образные человеческие вещи и игрушки, и приемная «мама» всячески пыталась ознакомить его с употреблением этих вещей, научить общаться при помощи речи. Весь ход развития обезьянки тщательно фиксировали в дневнике.

Через десять лет у Надежды Николаевны родился сын, которого назвали Рудольфом (Руди). За его развитием до четырехлетнего возраста также вели самые тщательные наблюдения.

При наблюдении обоих малышей обнаружилось большое сходство во многих игровых и эмоциональных проявлениях. Но вместе с тем выступило и принципиальное различие. Оказалось, что шимпанзе не может овладеть вертикальной походкой и освобо­дить руки от функции хождения по земле. Хотя он и подражает многим действиям человека, но это подражание не ведет к правиль­ному усвоению и совершенствованию навыков, связанных с употреблением предметов обихода и орудий: схватывается внешний рисунок действия, а не его смысл. Так, Иони часто подражал забиванию гвоздя молотком. Однако он то не прилагал достаточной силы, то не удерживал гвоздя в вертикальном положении, то бил молотком мимо гвоздя. В результате, несмотря на большую «практику», Иони так никогда и не забил ни одного гвоздя. Недоступны для детеныша обезьяны и игры, носящие творческий конструктивный характер. Наконец, у него отсутствует какая бы то ни было тенденция к подражанию звукам речи и усвоению слов, даже при настойчивой специальной тренировке. Примерно такой же результат был получен и другими «приемными родителями» детеныша обезьяны — американскими супругами Келлог[4].

Задача 2. Проанализируйте высказывание мамы о ребенке. Какой фактор, влияющий на психическое развитие ребенка, не был использован ею при воспитании сына?

Одна из мам говорит другой: «Я слышала, что к 6 годам у ребенка пробуждается интерес к учению, некоторые дети уже в 5 лет читают. Я все жду и жду, а у моего Васи ни интереса, ни желания учиться не появляется, хотя ему скоро в школу идти».

 

Задача 3. Какая особенность психики детей проявилась в данном примере? Является ли она закономерной для этого периода развития?

Дошкольникам показывали два равных по весу шарика из пластилина. Убедившись в том, что дети считали их одинаковыми, у них на глазах меняли форму одного шарика – раскатывали его в «колбаску». Затем детей спрашивали, одинаковое ли количество пластилина в шарике и в колбаске. Дети отвечали: «Нет, в колбаске больше, потому что она длиннее».

 

Задача 4. Какая особенность детского мышления проявляется в данном примере? Какому возрасту (по Пиаже) она соответствует?

Характерная особенность детского мышления проявляется при решении детьми задачи А. Бине «о трех братьях». Так, если в семье три брата (Митя, Вова, Саша) и Сашу спрашивают, сколько у него братьев, он отвечает правильно и называет двух своих братьев (Митя и Вова). Далее уточняют, сколько братьев у Мити, и, как правило, в этом возрасте ребенок ошибается: «Один, Вова».

Задача 5. Какой этап развития интеллекта (по Ж.Пиаже) обнаруживают дети в этом опыте? Какие особенности детского мышления здесь проявились?

Бон (4; 0). [5]

- «Посмотри на все эти бутылочки. Чего не хватает, если бы мы захотели выпить воду?

- Стаканов.

- Хорошо, вот здесь много стаканов (ставят их на стол). По­ставь эти стаканы сюда, но столько же, сколько бутылок, по стакану на бутылку.

(Берет 12 стаканов, но ставит их так плотно, что б бутылок образуют более длинный ряд.)

- Где больше всего?

- Здесь (бутылки).

- В таком случае поставь по стакану к каждой бутылке.

(Расставляет 12 стаканов в ряд такой же длины, что и ряд из 6 неплотно стоящих бутылок.)

- Поровну?

- Да.

(Бутылки еще больше отдаляют друг от друга).

- Одинаково стаканов и бу­тылок?

- Да. (Но при этом он немного раздвигает стака­ны.)

(Снова разуплотняют бутылки.)

- Здесь мало (12 стаканов), здесь много (6 бутылок)».

Гол (4; 0).

Начинает с переливания содержимого каж­дой бутылки в стакан. Дойдя до 4-й бутылки, он непроиз­вольно вскрикивает, увидев, что ему не удается привести в соответствие 6 бутылок и 12 стаканов.

- «Бутылок немного.

- В таком случае можешь убрать стаканы. (Останавливается на 7 стаканах для 6 бутылок, уплотняя немного стаканы.)

- Стаканов и бутылок поровну?

- Да.

(Ставят стаканы перед каждой бутылкой, и тогда обнаруживается, что один стакан остался без бутылки.)

- Нужно взять еще одну бу­тылку. (Дают ему бутылку.)

- А теперь хорошо?

(Гол упорядочивает предметы таким образом, что первая бу­тылка соответствует второму стакану и т. д. до 7-й бутылки, у которой нет соответствующего стакана.)

- Нет, здесь не хватает стакана, а здесь есть стакан, у которого нет бутыл­ки.

- И что же нужно сделать?

- Нужно взять еще бутылку и стакан (ему их дают, но он ставит их друг перед другом и вновь не может установить соответствие)».

Кар (5; 2).

- «Сделай так, чтобы у каждой бутылки был свой стакан.

(Ребенок берет все стаканы, затем часть убирает, оставляет 5 штук и старается привести их в соответствие с 6 бутылками, разуплотняя их так, чтобы составить ряд та­кой же длины.)

- Стаканов и бутылок поровну?

- Да.

- Совершенно одинаково?

- Да. (Тогда б бутылок ставят более плотно перед 5 стаканами, так что оба ряда оказы­ваются разной длины.)

- Одинаково стаканов и бутылок?

- Нет.

- Почему?

- Бутылок мало.

- Больше стаканов или больше бутылок?

- Больше стаканов (он их немного уп­лотняет).

- Сейчас стаканов и бутылок поровну?

- Да.

- А почему ты так сделал?

- Потому что так получается мало».

 

Задача 6*. Какая эпоха и периоды детского развития (по Д.Б.Эльконину) описаны в отрывке из книги Л.Ф.Обуховой Возрастная психология[6]?

Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период … возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Прежде всего, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления. Общение в этом возрасте становится формой орга­низации предметной деятельности. Оно перестает быть деятельнос­тью в собственном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на общественный предмет. Общение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов.

 

Темы творческих работ

1. Проблема детерминации психического развития в различных психологических теориях.

2. Критерии периодизации психического развития в трудах зарубежных и отечественных психологов.

3. Кризисы психического развития и их значение для становления личности.

4. Развитие идей Л.С.Выготского в работах его последователей.

5.* Активность личности, как фактор саморазвития: теоретические и эмпирические исследования проблемы.

 

Литература к теме 2

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. М., 1999.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. М., 2004.

3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6 т. Т.3. М., 1984.

4. Выготский Л.С. Проблема возраста //Собр. соч.: В 6 т. Т.4. М., 1984. С. 244-269.

5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.

6. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. М., 1994.

7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.

8. Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития //Вопросы психологии. 1996. №5. С.30-38

9. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981.

10. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.

11. Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека /Под ред. И.В.Равич-Щербо. М., 1988.

12. Рубинштейн С.Л. Общая психология. М., 1935.

13. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.

14. Хрестоматия по детской психологии. /Под. ред. Г.В.Бурменской. М., 1996.

15. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., 1994.

16. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М., 2004. С. 138.

17. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1995.

18. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте/ Избранные психологические труды. М., 1989.

19. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. М., 1996.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1090; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.253 (0.016 с.)