Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи структура и методы современной психологии

Поиск

Современная психология — интенсивно развивающаяся область человеческого знания, тесно взаимодействующая с другими науками. Поэтому, как и любое развивающееся явление, психология постоянно изменяется: появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты, что часто приводит к возникновению новых отраслей психологии. Общим для всех отраслей психологии является сохранение предмета: все они изучают факты, закономерности и механизмы психики (в тех или иных условиях, в той или иной деятельности, на том или ином уровне развития и т.д.).

.

Ядром современной психологии является общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики. Важнейшей психологической дисциплиной стала история психологии, в центре внимания которой — исторический процесс формирования и развития психологического знания.

Многочисленные отрасли психологии выделяются по различным основаниям.

Традиционно для классификации используются следующие основания:

1) психология, психология искусства, психология спорта и т.п.);

2) (психология животных, сравнительная психология, психология развития, детская психология и т.п.);

3) психология класса, этнопсихология и т.д.).

Важным является выделение отраслей «по цели деятельности (получение или применение нового знания): фундаментальные и прикладные науки; по предмету исследования: психология развития, творчества, личности и т.д. На основе связей психологии с другими науками можно выделить психофизиологию, нейропсихологию, математическую психологию. Развитие сложных отношений психологии с различными сферами практики наблюдается в организационной, инженерной психологии, психологии спорта, педагогической психологии и т.д.»

В последние годы в нашей стране интенсивно развивается практическая психология. Можно согласиться с мнением В.Н. Дружинина, который указывает, что «практическая психология отчасти остается искусством, отчасти базируется на прикладной психологии как системе знаний и научно обоснованных методов решения практических задач». Однако есть основания полагать, что наметилась тенденция к становлению практической психологии как особого вида психологической науки. Специфика практической психологии в том, что она не предметна, а объектна. Она больше ориентирована на целостную характеристику личности, в большей степени использует описания и типологии.

Современная психология использует различные методы.

Слово «метод» (в переводе с греческого — путь исследования или познания, теория, учение) означает способ построения и обоснования научного знания, а также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Применительно к психологии под методом подразумевают способы получения фактов о психике и способы их интерпретации.

классификации Б.Г. Ананьева и В.Н. Дружинина.

Ананьевым выделяются следующие группы методов:

1) организационные (сравнительный, комплексный);

2) эмпирические (обсервационный, экспериментальный, психодиагностический, биографический);

3) обработки данных (количественный и качественный);

4) интерпретационные (различные варианты генетического и структурного).

Классификация позволила представить систему методов, отвечающую требованиям современной психологии.

Альтернативную классификацию методов предложил В.Н. Дружинин. Он выделил три класса методов:

3) которых субъект «внешне» взаимодействует со знаковосимволическими представлениями объекта.

Особого внимания заслуживают теоретические методы психологического исследования:

1) дедуктивный (аксиоматического и гипотетико-дедуктивного), иначе — метод восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному;

2) индуктивный — метод обобщения фактов, восхождения от частного к общему;

3) моделирования — метод конкретизации метода аналогий, умозаключений от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой или доступный для исследования.

Результатом использования первого метода являются теории, законы, второго — индуктивные гипотезы, закономерности, классификации, систематизации, третьего — модели объекта, процесса, состояния. От теоретических методов Дружинин предлагает отличать методы умозрительной психологии. Различие между этими методами автор видит в том, что умозрение опирается не на научные факты и эмпирические закономерности, а имеет обоснование только в личностном знании, интуиции автора. По мнению Дружинина, в психологическом исследовании центральная роль принадлежит методу моделирования, в котором различаются две разновидности: структурно-функциональное, что в первом случае исследователь хочет выявить структуру отдельной системы по ее внешнему поведению, для чего выбирает или конструирует аналог (в этом и состоит моделирование) — другую систему, обладающую сходным поведением. Соответственно, сходство поведений, по мысли автора, позволяет сделать вывод (на основе правила логичного вывода по аналогии) о сходстве структур. Этот вид моделирования, как утверждает Дружинин, является основным методом психологического исследования и единственным в естественнонаучном психологическом исследовании. В другом случае по сходству структур модели и образа исследователь судит о сходстве функций, внешних проявлений и пр.


 

Билет № 22

Методы и формы организации работы с родителями младших школьников. Включение родителей в сотрудничество и общение с детьми и школой.

Развитие отечественной психологии.

Ситуация,

Методы и формы организации работы с родителями младших школьников. Включение родителей в сотрудничество и общение с детьми и школой.

 

Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях. Взаимодействие c родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство поможет избежать традиционных конфликтов между школой и родителями. Более того, последние чаще всего с пониманием и воодушевлением будут воспринимать всё происходящее в стенах образовательного учреждения. Основной целью организации такого взаимодействия является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, ведущим субъектом которого должны стать родители.

Работа с родителями.

Цель: организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания.

Задачи:

- включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;

- правовое воспитание родителей;

- оказание помощи родителям в семейном воспитании;

- оказание родителями материально - финансовой помощи школе;

- совместная со школой организация социальной защиты детей;

- организация здорового образа жизни ребенка в семье и школе.

Содержание работы:

- ознакомление родителей с методикой воспитания, с этапами физиологического и психического развития детей;

- ознакомление родителей с нормативными актами и документами в области образования;

- совместные занятия родителей с детьми (кружки, секции). Участие родителей в делах школы (походы, экскурсии, КТД);

- совместное оценивание уровня воспитанности детей;

- совместная оздоровительная работа семьи и школы (дни здоровья);

- забота о многодетных и малообеспеченных семьях;

- участие в школьном самоуправлении;

- материально - финансовая помощь школе, классу (ремонт, благотворительность, спонсорство);

- совместное планирование и анализ работы.

Формы работы:

- родительские собрания (общешкольные, классные);

- «круглые столы», конференции, дискуссии;

- совместные КТД;

- дни открытых дверей;

- тренинги;

- организация проблемно - деятельностных игр;

- организационно - структурные формы: родительские комитеты в классах и общешкольный, совет школы.

Методы работы:

- информирование;

- обмен опытом;

- совместная деятельность;

- индивидуальная деятельность родителей;

- взаимопосещения занятий родителей с учащимися;

- выборочное посещение семей;

- стимулирование родителей за индивидуальное воспитание и совместную работу со школой.

 

Учитывая, что семья — относительно замкнутый институт воспитания, а воспитательный потенциал родителей весьма раз­личен, очень важно использовать разнообразные, но обязатель­но привлекательные для родителей формы общения: вечера воп­росов и ответов, родительские студии, дискуссии, «круглые сто­лы»» «дидактические трибуны», «лаборатории нерешенных про­блем» семейного воспитания, консультации и др. Выбор содер­жания и формы очередного родительского собрания облегчит анкета «Портрет моего ребенка», которая также поможет сде­лать родителей вашими союзниками, позволит по-другому взглянуть на взаимоотношения между взрослыми и детьми в конкретной семье.

Предлагается четыре направления, по которым можно организовать взаимодействие школы и семьи. 1) Первое направление - формирование активной педагогической позиции родителей. Педагоги школы опираются на положительный опыт семейного воспитания, используя его в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные партнерские взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители. 2) Вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу вовлекаются не только педагоги школы, но и работники социальных служб, медики. 3) Взаимодействие социальной службы с семьями. Для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия педагогического коллектива школы с семьей предполагает ряд аспектов: - изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей, - знакомство с бытовыми условиями учащихся; - группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала; - составление программ совместных действий; - анализ результатов совместной воспитательной деятельности; - мониторинг социальной ситуации в микрорайоне школы. Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских собраний. 4) Четвертое направление - вовлечение родителей в органы школьного самоуправления. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив, но не менее педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Нельзя не отметить неоценимую помощь родителей в укреплении материально-технической базы школы, оснащении учебных кабинетов их, всемерную помощь во взаимодействии со спонсорами. И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

 

Следует отметить, что успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений. В связи с этим рассмотрим некоторые правила и советы специалистов: 1. Не стремитесь, во чтобы ни стало, отстоять собственную позицию (основная задача – совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения). 2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему. 3. Учитывайте личные интересы родителей. Предложите не отказываться от увлечений, а привлечь к ним ребёнка. 4. Не верьте генетике (её влияние огромно, но не безгранично). 5.Мы вместе против проблемы, а не друг против друга. Беседа с родителями учащихся будет успешна, если: - удалось избежать противостояния и конфронтации; - удержались сами и удержали родителей от взаимных упрёков и обвинений; - удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку; - обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы. И здесь роль педагога в просвещении родителей, установлении их контакта со школой особенно велика. Наиболее распространённой и эффективной формой взаимодействия с родителями учащихся является родительское собрание. Собрание организуется и проводится 1 раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. На первой встрече с родителями важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на новый учебный год. Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Любое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Встреча должна начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Каждое собрание структурируются в соответствии со следующей повесткой дня: 1. Информация о жизни школы, класса, достижениях детей за прошедший период (только положительная информация). 2. Полезная информация специалистов (врачей, психологов, социологов, работников правоохранительных органов). 3. Информация о работе родителей с учащимися за прошедший период. 4. Планирование участия родителей в делах класса на следующий период. В заключение классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться для индивидуальной беседы тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, чтобы выяснить причины и выработать совместное решение о возможных путях их преодоления. Формы и содержание педагогического просвещения родителей определяются кругом их проблем, уровнем сознания и культуры, компетенцией педагога и психолога.

Формы и методы взаимодействия Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д. Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания. При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников. Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей. Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции. Практикум— это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации. Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы. Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника. Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа — за и против», «Выбор профессии — чье это дело?». Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. Родительский лекторий, "Университет педагогических знаний" и др. - способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители. Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей. Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций. Презентации позитивного опыта семейного воспитания в средствах массовой информации способствуют использованию воспитательного потенциала благополучных семей. Вечера вопросов и ответов проводятся после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. Для ответа на вопросы родителей приглашаются специалисты (психологи, юристы, врачи и др.) На такие встречи, как правило, приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы старшеклассниц, старшекурсниц). Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания, это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующая активное педагогическое мышление. Встречи с администрацией образовательного учреждения, педагогами, работающими в данном коллективе детей, молодежи целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного коллективного поиска возможно составление программы действий, перспективного плана совместной работы. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета, который может быть выбран на весь учебный год. Родительский актив - это опора педагогов, при умелом взаимодействии они совместно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации общественно-значимых дел, решению проблем жизни коллектива. Родительский клуб - интересная форма работы с родителями, проводится в форме встреч и требует специальной подготовки. Цель клуба - заинтересовать родителей в обсуждении вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность. Используются также конкурсы родительских комитетов, ролевые, организационно-деятельностные, деловые игры родителей, психологические тренинги, "эстафеты семейных традиций" и др. формы. Классному руководителю особенно важно постоянно совершенствовать культуру педагогического общения, опираясь на принцип «Не навреди!» и соответствующие ему правила. Семь педагогических правил принципа «Не навреди!» 1. Не высмеивать публично промахи и ошибки учащихся, так как это приводит к их замкнутости. 2. Не разрушать веру учащихся в дружбу, в добрые дела и поступки. 3. Не упрекать ученика без особой на то необходимости, поскольку это формирует у него чувство вины. 4. Не допускать проявление у учащихся чувство агрессивности и вражды. 5. Не убивать у учащихся веру в свои силы и способности. 6. Не допускать нетерпимого отношения учащихся к чужой вере и инакомыслию. 7. Не допускать даже малейшей нечестности и несправедливости во взаимоотношениях с учащимися. В деятельности особенно начинающего классного руководителя определённые трудности возникают в процессе общения и взаимодействия с родителями. В этом направлении его работы могут быть следующие педагогические советы. Как общаться с родителями ваших учеников? (эвристическое предписание) 1.Общаясь с родителями, обращайтесь с ними по имени и отчеству. 2.Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания. 3.Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы, традиции семейного воспитания. 4.В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до доверительного. 5.Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз типа: «Я хотел бы с вами посоветоваться…», «Я хотел бы согласовать с вами наши действия…», «Мне нужна ваша помощь…» В заключении хочется подчеркнуть: Способность к общению — профессиональное качество учителя. Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. И в данном случае неважно, кто именно выступает в качестве собеседника — школьник или его родители, коллега по работе или член семьи самого учителя. Во всех этих ситуациях ему надо вести себя психологически грамотно. Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Не отталкивайте от себя пришедших в школу родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом навстречу сотрудничеству. Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями. Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и равно уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм. Если и есть что-то в мире стоящее и не имеющее цены - так это дети. Остальное частности. Будем жить ради них и любить их и не предавать их, и любоваться ими. Мир детей - благородный и отзывчивый – к нему идём всю жизнь.

2.

История становления отечественной психологии не случайно выделена в отдельную главу, хотя работы некоторых ученых упо­минались и ранее. Необходимо подчеркнуть, что такое разделение никак не указывает на то, что российская психология развивалась в отрыве от мировой. Напротив, связь между ними была очень тес­ной, отечественные ученые постоянно ездили на стажировку в луч­шие европейские лаборатории. Выходившие за рубежом книги пе­реводились практически мгновенно и печатались (по крайней мере, наиболее значительные из них) в течение нескольких месяцев после появления на родине. Обзоры научных открытий и дискуссий пуб­ликовались и в журналах, например в «Вестнике Европы».

Причиной же для отдельного рассмотрения российской психо­логии было стремление показать целостную картину становления этой науки в нашей стране, ее специфику по сравнению с зарубеж­ной и дать анализ тех факторов, которые определили и ее своеобра­зие, и динамику ее развития. В соответствии с этим выделены и временные периоды, характеризующие критические точки в раз­витии российской науки.

Это 40-60-е годы XIX в., т.е. период становления российской психологии, осознания ею своего предмета, выбора пути и науч­ной программы. В силу логики развития (расцвет позитивизма и естественных наук) и благодаря сложившейся в России социаль­ной, ситуации (проведение комплексных реформ) в этот период из двух предложенных программ (К.Д.Кавелина и И.М.Сеченова) была выбрана программа построения психологии как естественно­научной дисциплины, предложенная Сеченовым.

Идеологический кризис в российском обществе в конце XIX в. ознаменовал новый важный период в развитии отечественной психологии, связанный с переосмыслением ее методологии. Это привело к возникновению принципиально нового подхода, ориен­тированного на духовную философию, идеи В.Соловьева и его по­следователей. Одновременно (хотя и не так интенсивно) развивалась и объективная (естественно-научная) психология, возникали экспериментальные лаборатории, аналогичные лаборатории Вундта в Лейпциге.

Следующим важным моментом стало зарождение советской, марксистской психологии, появившейся в 20-30-х годах. В много­численных научных дискуссиях, школах, возникавших в то время, нашло отражение стремление построить новую психологию, на­правленную на решение важнейших социальных задач советского общества. Несмотря на то что в то время доминировала, что есте­ственно, объективная и социогенетическая методология, до нача­ла 30-х годов в России сохранялись и те научные школы, которые были связаны с гуманитарной, философской линией развития (например, школа Г. Шпета).

Однако уже к середине 30-х годов ситуация в науке и обществе резко изменилась, усилились авторитарные тенденции, что привело к разгрому и запрещению не только философской психологии, но и педологии и психотехники. Фактически запрещенными оказались все психологические исследования, даже те, которые были идеоло­гически близки советской власти. Это нанесло серьезный удар по научным психологическим школам, которые очень плодотворно развивались в тот период. Лишь после войны, в середине 40-х го­дов, психология постепенно начала восстанавливаться, возобнов­лять свои исследования. Однако отрыв от традиций, заложенных в начале XX в., потеря связи с зарубежной наукой, внутренняя цен­зура, отсутствие институтов по подготовке психологов и, следова­тельно, малочисленность специалистов долгие годы сказывались на творчестве отечественных ученых.

Вторая половина XX в. ознаменовалась возрождением школ, запрещенных в 30-е годы (школы Бехтерева), актив­ным поиском новых путей развития, новыми исследованиями и открытиями в разных областях психологии, прежде всего в когни­тивной и возрастной. Возобновляются и связи с зарубежной пси­хологией. Многие отечественные исследования, мало известные за рубежом (нейропсихологические работы А. Р.Лурии, понятие о зоне ближайшего развития Л. С. Выготского), получают широкое распространение в мировой психологии, дополняются новыми материалами.

Российские же психологи в попытке наверстать упущенные за несколько десятилетий возможности начинают широко внедрять Достижения зарубежных коллег. Наряду с положительными эти тенденции имели и отрицательные последствия, связанные с утерей своих традиций, отходом (хотя и не окончательным) от своей мето­дологии, что в соединении (не всегда продуманном) с принципами Разных школ привело к эклектике и невозможности достоверно интерпретировать полученные результаты. Однако к концу XX в. ориентация на интеграцию, свойственная, как уже говорилось, зарубежной психологии, стала явно проявляться и в российской Науке. Поэтому в последние годы вновь начинает появляться ин­терес к методологическим вопросам, стремление не механически соединить, но интегрировать достижения, имеющие единую логи­ку научного поиска.

Анализ факторов, определивших динамику становления и разви­тия российской психологии, показывает, что ведущими являются логика научного познания и социальная ситуация, т. е. те факторы о которых говорилось в главе. Раскрывая их содержание, необхо­димо подчеркнуть, что и широкое распространение позитивизма и поиски объективного метода исследования психики были свойст­венны не только российской, но и зарубежной психологии в тот период, т. е. логика развития науки была единой для мировой пси­хологии. Некоторые различия были связаны с большей популяр­ностью естествознания и медицины в России, что обеспечило рас­цвет этих наук в нашей стране и способствовало многочисленным открытиям, сделанным отечественными учеными.

Гораздо сильнее различались те социальные условия, в которых формировались научные школы в разных странах. В предыдущих главах уже говорилось о роли социальной ситуации в становлении немецкой, французской, американской психологии. Значительное влияние оказала она и на российскую науку. При этом особенно важными стали такие параметры социальной ситуации, как ментальность, идеология интеллигенции, особенности реформ, прохо­дивших в российском обществе.

Влияние социокультурной ситуации в России в середине XIX в. на процесс формирования отечественной психологии, ее методо­логии и ведущей проблематики проявилось и в том, что главными уже в то время стали не вопросы познания, как в европейской науке, а вопросы нравственного, духовного развития человека, его ментальности. Оказавшись на перепутье реформ, Россия должна была решить, как ей двигаться дальше, какой путь соответствует русскому характеру. Ситуацию усугубляло и то, что реформы про­ходили не гладко, они тормозились в разных слоях общества по разным причинам, поэтому для того, чтобы продолжать движение вперед, необходимо было понять причины пробуксовки реформ. Таким образом, кардинальные социальные изменения, происходив­шие в этот период, модернизация всего уклада русской жизни стали стимулом к стремлению осознать свои национальные особенности, понять истоки традиций, былин и мифов, происхождение своих положительных и отрицательных качеств.

До середины XIX в. проблема осознания своих национальных особенностей не стояла перед русским обществом, в котором суще­ствовало скорее не национальное самосознание, а национальное] самоощущение. Единство народа было больше внешним, неосознанным, оно связывалось с единством языка, территории и религии, при этом не вставал вопрос о том, как это единство отражает на характере, психологических особенностях народа. Научный интерес к проблеме национального самосознания начал пробуждаться в «уваровскую эпоху», когда народность была провозглашена официальным правительственным курсом. Однако именно в 60-х годах начало осознаваться и осмысливаться смутное переживание своей самобытности, причем в связи с тем, что процесс реформирования затрагивал практически все общественные группы; стремле­ние к самопознанию, описанию своих национальных психологи­ческих качеств проявлялось во всех слоях общества. Это был тот редкий случай, когда национальная идея становится идеей всего общества, хотя и не всеми в достаточной мере осознается.

Важным фактором, оказавшим влияние на российскую психо­логию, была и идеология отечественной интеллигенции, о чем упоминалось выше, так как становление психологических школ происходило внутри этой группы, в которой находились и основ­ные оппонентные круги новых психологических теорий.

Российская интеллигенция, которая не имеет аналогов в Европе ни по своему мироощущению, ни по своей роли в развитии общест­ва, при своем возникновении была тесно связана с духовенством, которое по своей роли в развитии просвещения фактически и стало первой интеллигенцией. В эпоху Петра I интеллигенция была пра­вительственная, так как обучение происходило по воле правитель­ства и на благо государства. И только в середине XIX в. появи­лась собственно интеллигенция, научная и по преимуществу уни­верситетская, которая не только не состояла на государственной службе, но и сознательно противопоставляла себя государству.

Несмотря на помощь, которую большая часть интеллигенции оказывала реформам, по своему настроению и по осознанию своей роли в этом процессе она оставалась оппозиционной, что фатально сказалось не только на жизни общества, но и на развитии науки, так как она замыкалась в своем достаточно узком кругу, не делая свои знания достоянием всего общества. Эта



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 777; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.22.202 (0.022 с.)