Методы воспитания; понятие, структура. Характеристика одного из методов формирования сознания личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы воспитания; понятие, структура. Характеристика одного из методов формирования сознания личности.



Методы воспитания - способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на решение воспитательных задач. Структура метода: Прием воспитания - составная часть в структуре метода, достигается через средства воспитания. Средства воспитания - объекты материальной и духовной культуры, различные виды деятельности, включенные в процесс воспитания для достижения воспитательных целей.

Методы формирования сознания личности (беседе, лекция, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение, убеждение); Убеждение - разностороннее воздействие на разум, чувства и волю с целью формирования необходимых качеств. Методы организации деятельности (педагогическое требование, упражнение, приучение, поручение, воспитывающие ситуации, общественное мнение): Педагогическое требование - предъявление воспитаннику культурной нормы отношения к себе и окружающему миру. Требование - это определенный запрет. Запретов должно быть не больше десяти. Черты метода - способ четкого однозначного указания, воздействие опережающее развитие ученика, исходный метод воспитания. Форма предъявления требований - указание, приказание, распоряжение, намек просьба, рекомендация. Методы стимулирования поведения и деятельности (стимулирование, поощрение, наказание). Поощрение - общественное признание действий учащегося. Чувство удовлетворения вызывает подъем сил, уверенность в своих силах, что сопровождается высокой старательностью и т. д. Формы поощрения - Моральные (похвала. одобрение, благодарность, почетное поручение), материальное (диплом, грамота. ценный подарок) Этапы реализации метода - изучение коллективного метода, определение формы поощрения - создание благоприятной обстановки - педагогическое воздействие - учет результатов поощрения. Условия эффективности принципиальность, Объективность, гласность, понятность для всех, поддержка общественным мнением. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используют методы, получившие общее название методов – формирование сознания личности.

Рассказ это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Разъяснение – наиболее распространенный метод убеждения школьника. Цель – раскрыть социальное, нравственное, эстетическое содержание тех или иных требований к ребенку, поступков, событий, явлений, помощь ему сформировать правильные оценки поведения и человеческих отношений. Внушение применяется в воспитательных отношениях с педагогически запущенными детьми.. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Дети и подростки особенно внушаемы. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания. Беседа- метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитание и воспитанников. Наиболее распространенной в воспитательной практике является этическая беседа. Важные вопросы методике ее проведения: выбор темы, ее подготовка и проведение. Моральные нормы, будучи отвлеченными понятиями, осознаются школьниками труднее, чем правила грамматике или математики. Решение этих задач становиться возможным благодаря использованию наглядности. Поэтому при проведению этических бесед целесообразно привлекать различные наглядные пособия, яркие факты, примеры. Другая разновидность беседы- индивидуальная беседа, которая проводиться с учеником после того, как он совершил тот или иной поступок, как правило, экспромтом и не всегда бывает полезной. Проводить такие беседы с детьми необходимо в определенной обстановке.

Все эти методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников.

Воспитательный процесс заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем-к управлению деятельностью воспитанников. Упражнение – это организация жизни, разумной, целеустремленной и разносторонней деятельности детей в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами. упражнение включает в себя многократное повторение определенных действий и поступков. В результате упражнений вырабатывается умения и навыки, привычки, новые знания, развиваются умственные способности.

Требование – один из основных методов педагогического влияния. Виды требований: побуждающее к действию и запрещающее действовать; коллективные и индивидуальные; максимальной силой воздействия обладают референтная группа и авторитетный педагог. Задача воспитателя: добиться того, чтобы педъявляемые учащемуся требования стали его собственными требованиями к самому себе. Система требований к учащимся: прямое непосредственное требование, косвенное требование(требование – совет, требование в игровом оформлении, требование доверием, требование выражением недоверия, требование – просьба, требование – намек, требование – одобрение, требование – осуждение, условное требование). Эффективность предъявляемых требований зависит от того, насколько учитель учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, ситуацию, в которой он оказался, цель, которой добивается учитель и др. поручения помогают сформировать у ребенка ответственное отношение к порученному делу, трудолюбие как черту личности. Стимулирование как метод воздействия на мотивационную сферу предполагает формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены такие компоненты метода стимулирования, как поощрение и наказание. Поощрением выражается положительная оценка действий воспитанников. Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого. Наказание – компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Известны следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения.

Общение

Общение - одна из основных психологических категорий. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.

В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности..

Подлинно человеческое общение невозможно без участия сознания и разума. Наряду с содержанием общения выделяются его средства, коими являются язык и речь.

Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам: адресант - субъект общения, адресат - кому направлено сообщение, сообщение - передаваемое содержание, код - средства передачи сообщения, канал связи, и результат - что достигнуто в итоге общения.

В самых обобщенных классификациях выделяется три стороны общения:

1) коммуникативная;

2) интерактивная;

3) перцептивная. Близкая к этой классификация выделяет стороны:

1) информационно-коммуникативную, охватывающую процессы приема-передачи информации;

2) регуляционно-коммуникативную, связанную со взаимной корректировкой действий при осуществлении деятельности совместной;

3) аффективно-коммуникативную, относящуюся к сфере эмоциональной и отвечающую потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

По критерию цели общения выделяется восемь функций общения:

1) контактная, цель коей - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

2) информационная, цель коей - обмен сообщениями (прием-передача сведений в ответ на запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.;

3) побудительная, цель коей - стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;

4) координационная, цель коей - взаимное ориентирование и согласование действий при организации деятельности совместной;

5) функция понимания, цель коей - не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание - намерений, установок, переживаний, состояний и пр.;

6) амотивная, цель коей - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

7) функция установления отношений, цель коей - осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в коем действует индивид;

8) функция оказания влияния, цель коей - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и пр.

Структура общения

Под структурой (от лат. Structura - расположение, порядок) объекта, понимают порядок устойчивых связей между элементами объекта исследования, которые обеспечивают целостность этого феномена, тождество самому себе в процессе внешних и внутренних изменений. Известны различные подходы к проблеме структуры общения: через выделение уровней анализа этого явления, через анализ структурных элементов общения в ситуациях непосредственного взаимодействия или через перечень его основных функций.

Относительно уровней анализа, то вспомним классификацию Б. Ломова, который предложил три уровня:

Макроуровень: общение представляет собой сложную сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами и рассматривается как важный аспект образа жизни человека (процесс общения изучается в интервалах времени, сравниваются, сопоставляются с продолжительностью человеческой жизни, при этом акцент делается на анализе психического развития индивида);

Мезауровень: общение рассматривается как совокупность целенаправленных, логически завершенных контактов или ситуаций взаимодействия, которые меняются и в которых оказываются люди в процессе жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни (акцент делается на содержательных компонентах ситуаций общения - «в связи с чем» и «с какой целью»; вокруг этого предмета общения раскрывается динамика общения, анализируются вербальные и невербальные средства, этапы общения);

Микроуровень: внимание сосредоточивается на анализе элементарных единиц общения как взаимодействия поведенческих актов (взаимодействие охватывает действие одного партнера и противодействие другого, например «вопрос - ответ», «сообщение информации - отношение к ней» и т.п.).

Процесс общения можно считать полноценным, если в нем гармонично сочетаются два взаимосвязанных фактора: внешний (поведенческий, операционно-технический) и внутренний (ценностные особенности индивида.

Внешний - проявляется в коммуникативных действиях участников процесса, в выборе стиля, формы, стратегии общения, в языковой активности, интенсивности действий, адекватности поведения и т.д. Внутренний - воспроизводит субъективное восприятие ситуации взаимодействия, которое выражается с помощью вербальных и невербальных сигналов.

Функции общения

Что касается функций (от лат. Functio - исполнение, осуществление) общения, то под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.

Выделяют следующие функции:

общение является формой существования и проявления человеческой сущности, оно играет в коллективной деятельности людей коммуникативно-соединительную роль;

представляет собой важнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучного существования, обладает психотерапевтическим, подтверждающим значением (подтверждение собственного «Я» другим лицом) в жизни индивида любого возраста.

Перечисленные функции, учитывая их интегральный характер, являются теми факторами, которые показывают существенно весомее роль общения для человека, чем просто передача информации. И знание этих интегральных функций, которые выполняет общение в процессе индивидуального развития человека, дает возможность выявить причины отклонений, нарушений процесса взаимодействия, неполноценной структуры и формы общения, в которые была вовлечен человек на протяжении всей жизни. Неадекватность форм общения человека в прошлом существенно влияет на его личностное развитие, определяет проблемы, которые встают перед ним сегодня.

Среди функций общения ученые выделяют также социальные. Основная из них связана с управлением общественно-трудовыми процессами, другая - с установлением человеческих отношений.

 

Все приведенные функции трансформируются в одну главную функцию общения - регуляторную, которая проявляется во взаимодействии индивида с другими людьми. И в этом смысле общение является механизмом соииально-психологической регуляции поведения людей в их совместной деятельности. Выделенные функции, по мнению исследователя, следует рассматривать как одно из оснований для классификации всех других функций человека как субъекта общения.

Билет № 19

1. Понятие «содержание воспитания». Основные направления воспитания. Формирование основ научного мировоззрения младших школьников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1897; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.251.72 (0.025 с.)