ТОП 10:

Методы воспитания; понятие, структура. Характеристика одного из методов формирования сознания личности.



Методы воспитания- способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на решение воспитательных задач. Структура метода: Прием воспитания- составная часть в структуре метода, достигается через средства воспитания. Средства воспитания- объекты материальной и духовной культуры, различные виды деятельности, включенные в процесс воспитания для достижения воспитательных целей.

Методы формирования сознания личности(беседе, лекция, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение, убеждение); Убеждение - разностороннее воздействие на разум, чувства и волю с целью формирования необходимых качеств. Методы организации деятельности(педагогическое требование, упражнение, приучение, поручение, воспитывающие ситуации, общественное мнение): Педагогическое требование - предъявление воспитаннику культурной нормы отношения к себе и окружающему миру. Требование - это определенный запрет. Запретов должно быть не больше десяти. Черты метода - способ четкого однозначного указания, воздействие опережающее развитие ученика, исходный метод воспитания. Форма предъявления требований - указание, приказание, распоряжение, намек просьба, рекомендация. Методы стимулирования поведения и деятельности(стимулирование, поощрение, наказание). Поощрение- общественное признание действий учащегося. Чувство удовлетворения вызывает подъем сил, уверенность в своих силах, что сопровождается высокой старательностью и т. д. Формы поощрения- Моральные (похвала. одобрение, благодарность, почетное поручение), материальное (диплом, грамота. ценный подарок) Этапы реализации метода - изучение коллективного метода, определение формы поощрения - создание благоприятной обстановки - педагогическое воздействие - учет результатов поощрения. Условия эффективности принципиальность, Объективность, гласность, понятность для всех, поддержка общественным мнением. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используют методы, получившие общее название методов – формирование сознания личности.

Рассказ это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Разъяснение – наиболее распространенный метод убеждения школьника. Цель – раскрыть социальное, нравственное, эстетическое содержание тех или иных требований к ребенку, поступков, событий, явлений, помощь ему сформировать правильные оценки поведения и человеческих отношений. Внушение применяется в воспитательных отношениях с педагогически запущенными детьми.. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Дети и подростки особенно внушаемы. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.Беседа- метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитание и воспитанников. Наиболее распространенной в воспитательной практике является этическая беседа. Важные вопросы методике ее проведения: выбор темы, ее подготовка и проведение. Моральные нормы, будучи отвлеченными понятиями, осознаются школьниками труднее , чем правила грамматике или математики. Решение этих задач становиться возможным благодаря использованию наглядности. Поэтому при проведению этических бесед целесообразно привлекать различные наглядные пособия, яркие факты, примеры. Другая разновидность беседы- индивидуальная беседа, которая проводиться с учеником после того, как он совершил тот или иной поступок, как правило, экспромтом и не всегда бывает полезной. Проводить такие беседы с детьми необходимо в определенной обстановке.

Все эти методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников.

Воспитательный процесс заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем-к управлению деятельностью воспитанников. Упражнение – это организация жизни, разумной, целеустремленной и разносторонней деятельности детей в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами. упражнение включает в себя многократное повторение определенных действий и поступков. В результате упражнений вырабатывается умения и навыки, привычки, новые знания, развиваются умственные способности.

Требование – один из основных методов педагогического влияния. Виды требований: побуждающее к действию и запрещающее действовать; коллективные и индивидуальные; максимальной силой воздействия обладают референтная группа и авторитетный педагог. Задача воспитателя: добиться того, чтобы педъявляемые учащемуся требования стали его собственными требованиями к самому себе. Система требований к учащимся: прямое непосредственное требование, косвенное требование(требование – совет, требование в игровом оформлении, требование доверием, требование выражением недоверия, требование – просьба, требование – намек, требование – одобрение, требование – осуждение, условное требование). Эффективность предъявляемых требований зависит от того, насколько учитель учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, ситуацию, в которой он оказался, цель, которой добивается учитель и др. поручения помогают сформировать у ребенка ответственное отношение к порученному делу, трудолюбие как черту личности. Стимулирование как метод воздействия на мотивационную сферу предполагает формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены такие компоненты метода стимулирования, как поощрение и наказание. Поощрением выражается положительная оценка действий воспитанников. Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого. Наказание – компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Известны следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения.

Общение

Общение- одна из основных психологических категорий. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.

В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности..

Подлинно человеческое общение невозможно без участия сознания и разума. Наряду с содержанием общения выделяются его средства, коими являются язык и речь.

Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам: адресант - субъект общения, адресат - кому направлено сообщение, сообщение - передаваемое содержание, код - средства передачи сообщения, канал связи, и результат - что достигнуто в итоге общения.

В самых обобщенных классификациях выделяется три стороны общения:

1) коммуникативная;

2) интерактивная;

3) перцептивная. Близкая к этой классификация выделяет стороны:

1) информационно-коммуникативную, охватывающую процессы приема-передачи информации;

2) регуляционно-коммуникативную, связанную со взаимной корректировкой действий при осуществлении деятельности совместной;

3) аффективно-коммуникативную, относящуюся к сфере эмоциональной и отвечающую потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

По критерию цели общения выделяется восемь функций общения:

1) контактная, цель коей - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

2) информационная, цель коей - обмен сообщениями (прием-передача сведений в ответ на запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.;

3) побудительная, цель коей - стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;

4) координационная, цель коей - взаимное ориентирование и согласование действий при организации деятельности совместной;

5) функция понимания, цель коей - не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание - намерений, установок, переживаний, состояний и пр.;

6) амотивная, цель коей - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

7) функция установления отношений, цель коей - осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в коем действует индивид;

8) функция оказания влияния, цель коей - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и пр.

Структура общения

Под структурой (от лат. Structura - расположение, порядок) объекта, понимают порядок устойчивых связей между элементами объекта исследования, которые обеспечивают целостность этого феномена, тождество самому себе в процессе внешних и внутренних изменений. Известны различные подходы к проблеме структуры общения: через выделение уровней анализа этого явления, через анализ структурных элементов общения в ситуациях непосредственного взаимодействия или через перечень его основных функций.

Относительно уровней анализа, то вспомним классификацию Б. Ломова, который предложил три уровня:

Макроуровень : общение представляет собой сложную сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами и рассматривается как важный аспект образа жизни человека (процесс общения изучается в интервалах времени, сравниваются, сопоставляются с продолжительностью человеческой жизни, при этом акцент делается на анализе психического развития индивида);

Мезауровень : общение рассматривается как совокупность целенаправленных, логически завершенных контактов или ситуаций взаимодействия, которые меняются и в которых оказываются люди в процессе жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни (акцент делается на содержательных компонентах ситуаций общения - «в связи с чем» и «с какой целью»; вокруг этого предмета общения раскрывается динамика общения, анализируются вербальные и невербальные средства, этапы общения);

Микроуровень: внимание сосредоточивается на анализе элементарных единиц общения как взаимодействия поведенческих актов (взаимодействие охватывает действие одного партнера и противодействие другого, например «вопрос - ответ», «сообщение информации - отношение к ней» и т.п.).

Процесс общения можно считать полноценным, если в нем гармонично сочетаются два взаимосвязанных фактора: внешний (поведенческий, операционно-технический) и внутренний (ценностные особенности индивида.

Внешний - проявляется в коммуникативных действиях участников процесса, в выборе стиля, формы, стратегии общения, в языковой активности, интенсивности действий, адекватности поведения и т.д. Внутренний - воспроизводит субъективное восприятие ситуации взаимодействия, которое выражается с помощью вербальных и невербальных сигналов.

Функции общения

Что касается функций (от лат. Functio - исполнение, осуществление) общения, то под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.

Выделяют следующие функции:

общение является формой существования и проявления человеческой сущности, оно играет в коллективной деятельности людей коммуникативно-соединительную роль;

представляет собой важнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучного существования, обладает психотерапевтическим, подтверждающим значением (подтверждение собственного «Я» другим лицом) в жизни индивида любого возраста.

Перечисленные функции, учитывая их интегральный характер, являются теми факторами, которые показывают существенно весомее роль общения для человека, чем просто передача информации. И знание этих интегральных функций, которые выполняет общение в процессе индивидуального развития человека, дает возможность выявить причины отклонений, нарушений процесса взаимодействия, неполноценной структуры и формы общения, в которые была вовлечен человек на протяжении всей жизни. Неадекватность форм общения человека в прошлом существенно влияет на его личностное развитие, определяет проблемы, которые встают перед ним сегодня.

Среди функций общения ученые выделяют также социальные. Основная из них связана с управлением общественно-трудовыми процессами, другая - с установлением человеческих отношений.

 

Все приведенные функции трансформируются в одну главную функцию общения - регуляторную, которая проявляется во взаимодействии индивида с другими людьми. И в этом смысле общение является механизмом соииально-психологической регуляции поведения людей в их совместной деятельности. Выделенные функции, по мнению исследователя, следует рассматривать как одно из оснований для классификации всех других функций человека как субъекта общения.

Билет № 19

1. Понятие «содержание воспитания». Основные направления воспитания. Формирование основ научного мировоззрения младших школьников.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.005 с.)