Понятие о педагогических технологиях. Виды и типы педагогических технологий. Мастерство учителя в системе коммуникативного воздействия на детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о педагогических технологиях. Виды и типы педагогических технологий. Мастерство учителя в системе коммуникативного воздействия на детей.



Новые направления второй половины XX в.: когнитивная психология, генетическая психология, гуманистическая психология.

22. Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития в современном образовании.

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. В настоящее время педагогические технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента.

Педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

Т.о. педагогическая технология - система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединение единой концептуальной основой, целями и задачами, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников.

Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям: по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции), по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты), по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями), по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология, и т. д.

Приведем некоторые виды педагогических технологий.

· Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса

· Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)

· Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

· Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

· Частнопредметные педагогические технологии

· Технологии развивающего образования

· Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств

· Педагогические технологии авторских школ

 

Гуманистическая психология

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Представители

 А. Маслоу

 К. Роджерс

 В. Франкл

 Ш. Бюлер

 Ф. Бэррон

 Р. Мэй

 С. Джурард

Предмет изучения.

Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации».

Осуществление самого себя.

Сознание собственного достоинства.

Социальные потребности.

Потребности в надежности.

Этапы деградации личности.

Поиск смысла жизни.

Физиологические основные потребности.

Непригодность исследования животных для понимания человека.

Теоретические положения

 человек целостен

 ценны не только общие, но и индивидуальные случаи

 главной психологической реальностью являются переживания человека

 человеческая жизнь - целостный процесс

 человек открыт к самореализации

 человек не детерминирован только внешними ситуациями

Вклад в психологию

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

-Основатель генетической психологии швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980). Свою теорию развития детского мышления Пиаже построил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта, и этапы психического развития – это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы служит логическое мышление.
Пиаже открыл особенности детского мышления, такие как эгоцентризм (неумение встать на чужую точку зрения), синкретизм (нерасчлененность), артифициализм (искусственность, созданность мира), анимизм (одушевленность), нечувствительность к противоречиям. Эти особенности получили название феноменов Пиаже.
В 30-годы Пиаже занялся исследование операциональной стороны мышления. Он пришел к выводу, что развитие мышления тесно связано не с речью, а с развитием мыслительный операций. Операции – это усвоенные ребенком (интериоризированные) действия.
Отдельные интеллектуальные операции появляются и развиваются у ребенка постепенно.
От рождения до двух лет у ребенка развивается сенсомоторный интеллект.
С двух лет ребенок уже способен к символическому мышлению. Стадия длится до семи лет. Это предоперационная стадия, когда у ребенка начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они еще несовершенны, необратимы. На этой стадии наблюдается множество феноменов Пиаже.
С семи-восьми лет до 11-12 лет эти феномены исчезают. Эта стадия конкретных операций. Формируется конкретное и абстрактное логическое мышление.
Лишь на стадии формальных операций с 11-12 до 15 лет, завершающейся окончательным становлением интеллекта, подросток приобретает способность к осуществлению дедуктивного рассуждения.
Открытие новых закономерностей познавательного развития детей связано с именем американского психолога Джером Брунер (р.1915). В своих исследованиях Брунер впервые начал изучение того, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия. Полученные материалы привели его к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием внутренних мотивов, целей, установок или защитных механизмов. На основе своих исследований Брунер ввел термин «социальное восприятие», подчеркивая зависимость восприятия от социального опыта детей.
На основе кросскультурных исследований Брунер дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре «усилителей», т.е. способов, знаков, операций, помогающих ребенку справиться с решением возникающих перед ним задач. Успешность повышается за счет искусственного усиления двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей человека. Эти усилители могут быть как реальными, техническими, так и символическими, причем разные культуры вырабатывают разные усилители.

' Когнитивная психология' — раздел психологии, изучающий когнитивные, т. е. познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Когнитивные способности человека, в информационных единицах, не очень велики и по экспериментальным данным В. М. Лившица составляют 120 бит / чел. час.[1][ источник не указан 306 дней ] Когнитивный процесс подчиняется гносеологическому принципу А. Н. Колмогорова и имеет волновую форму в нелинейных средах.[2]

Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Это направление возникло под влиянием информационного подхода. Когнитивная психология во многом основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон).

Современная когнитивная психология состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект. Модели познавательных процессов позволяют по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека. «Когнитивная, или иначе познавательная, активность — это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии» (Ульрик Найссер «Познание и реальность»).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 875; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.97 (0.008 с.)