Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура педагогического мастерстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Согласно классификации Е.А. Климова, любую профессию можно соотнести с одной из пяти основных групп: 1) «человек–природа», 2) «человек–техника», 3) «человек–художественный образ», 4) «человек–знаковая система», 5) «человек–человек». В частности, группе профессий «человек–человек», к которой относится и профессия учителя, должны быть присущи следующие характеристики: Ø Умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей». Ø Умение слушать и выслушивать. Ø Широкий кругозор. Ø Речевая (коммуникативная) культура. Ø «Душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение и способность мысленно представлять, моделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту». Ø «Проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше». Ø Способность сопереживания. Ø Наблюдательность. Ø «Глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом». Ø Решение нестандартных ситуаций. Ø Высокая степень саморегуляции [40]. Отечественная наука о воспитании и образовании переживает сложный период освобождения от догм и стереотипов административно-командной педагогики. Весьма существенной является при этом рольинтеграции педагогики с науками о человеке, его деятельности и общении. Одним из ведущих направлений реформирования современных образовательных систем является гуманизация образования, основанная на понимании деятельности и общения учителя и учеников как субъект-субъектного взаимодействия, неотъемлемым компонентом которой выступает формирование культуры общения, коммуникативного поведения учащихся (Ш.А. Амонашвили, И.П. Вол-ков, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, А.Б. Орлов, В.А. Сластенин и др.). К. Роджерс, А.Б. Орлов и другие ученые к основным положениям гуманистической педагогики и психологии, связанным с новым педагогическим мышлением, относят: ¨ смену акцентов во взглядах на мир детства, принципы взаимодействия мира взрослых с миром детства (вместо принципов субординации, монологизма, произвола, контроля – принципы равенства, диалогизации, сосуществования, свободы, соразвития, единства, принятия, ответственности). Становление человеческого в человеке происходит там и тогда, где и когда соблюдаются психологические условия гуманизации, а именно: «безоценочное позитивное принятие себя и другого», «эмпатийное понимание», «конгруэнтное самовыражение» (К. Роджерс); ¨ конструктивное самоизменение, гармонизация личности каждого педагога и каждого учащегося, включенных в образовательный процесс. Без становления человека в человеке, гуманизации личности учителя любые педагогические изыски и инновации в сфере содержания образования и отношений будут лишь маскировкой старого педагогического мышления. Гуманизация (гармонизация) личности учителя предполагает становление его особой культуры: культуры убеждений, культуры переживаний, культуры представлений и культуры влияний. Культура убеждений отличает настоящего учителя от инструктора, урокодателя. Важнейшее из убеждений – убеждение в свободе и самоценности каждого человека, в том числе и учителя, и ученика. Конечной целью образования является не передача и накопление информации, а укрепление духовности как способности жить осмысленно и нравственно. Духовность не передается от учителя к ученику с помощью той или иной технологии, а воспринимается (или не воспринимается) учащимися лишь на основе их собственной внутренней культуры. Культура эмоциональной жизни, способность учителем ценить, правильно понимать, искренне принимать и адекватно выражать свои собственные переживания и переживания учащихся облегчает вступление учителя в равноправный диалог с ребенком; делает возможным развивать у учащегося личностное отношение к предмету, заменять формальное заучивание подлинным интересом. Раскрепощение эмоциональной жизни обогащает самого учителя, делает полноценным его общение с детьми и с другими людьми. Представление учителя о самом себе также требует совершенствования. Часто учитель воспринимает себя в школе ограниченно – лишь как носителя своей социальной роли, отказывает себе в праве быть самим собой, что создает психологические барьеры в общении с окружающими. Подлинная культура самовосприятия и самопроявления учителя заключается не столько в профессиональном, сколько в личностном самоопределении, в котором отправной точкой является не стереотип идеального учителя, а актуализация собственных возможностей, развитие собственного творческого потенциала, становление индивидуальности. Культура педагогического влияния предполагает отказ учителя от теории и практики формирующего воздействия, замену его развивающим влиянием. При этом главной и основной заботой учителя становится не определение цели для учащихся и контроль за их продвижением к данной цели, а создание максимально благоприятных, стимулирующих условий для самостоятельного интеллектуального, нравственного, эстетического и любого другого развития учащихся [95; 82]. По мнению А.А. Криулиной, к совокупности образов профессиональной культуры учителя следует отнести образы: культуры познания, культуры труда, культуры общения, культуры самосовершенствования (рисунок 3). Рис. 3 1. Образ культуры познания. 2. Образ культуры общения. 3. Образ культуры труда. 4. Образ культуры самосовершенствования. Культуру общения как компонент профессиональной культуры можно представить в виде единораздельной целостности (термин А.Ф. Лосева) из следующих трех составляющих: культуры взаимопознания, культуры взаимопонимания и культуры взаимодействия всех партнеров по общению. Каждый из трех названных компонентов культуры общения включает в себя более дробные составляющие. Так, культура взаимопознания предполагает наличие культуры самопрезентации и культуры познания своих партнеров; культура взаимопонимания немыслима без культуры речи и культуры владения неречевыми способами общения; основой культуры взаимодействия являются культура организации совместной деятельности и культура срабатываемости. Такой образ культуры общения выполняет несколько функций: - конкретизирует представление о культуре общения; - является основой разработки программы тренинга общения как одной из образовательных технологий для практической психологической подготовки учителя; - служит ориентиром для любого занимающегося самосовершенствованием человека [51, с. 104-108]. При всем разнообразии и совершенстве современных учебников и программ эффективность обучения по-прежнему во многом зависит от личности педагога и его профессионального мастерства. С достижением профессионального идеала связаны ориентация педагога на самообразование, самосовершенствование, требовательное отношение к самому себе и своему педагогическому мастерству. В психологии труда существует понятие о компенсируемых и некомпенсируемых профессионально значимых качествах человека. Для учителя качеством, которое нельзя компенсировать никакими другими качествами, даже при высоком уровне их развития, является любовь к детям, уважение их личности, увлеченность профессией.ЕщеЛ.Н. Толстой отмечал, что совершенный учитель характеризуется соединением любви к делу и к ученикам. Я.Л. Коломинский предложил свою типологию учителей, положив в ее основу любовь к детям и своей работе, с одной стороны, и свободное проявление данной любви в поведении, с другой стороны. Получились следующие четыре типа, своеобразно обозначенные автором: 1. «Тепло-тепло» – любит детей и работу, и свободно выражает свою любовь в поведении. 2. «Холодно-холодно» – не любит ни детей, ни работу и откровенно выражает это в своем поведении. 3. «Тепло-холодно» – в душе любит детей и работу, но с трудом выражает это внешне (это наиболее распространенная категория, нуждающаяся в специальном обучении общению). 4. «Холодно-тепло» – при отсутствии искренней любви к детям и работе пытается ее изобразить [45]. В структуру педагогических способностей В.А. Крутецкий включает: 1. Общие педагогические способности, основным стержнем которых является расположенность учителя к детям. 2. Личностные способности, связанные, в основном, с осуществлением воспитательной функции учителя: перцептивные способности; педагогическое воображение; способность саморегуляции эмоциональной сферы и поведения; выдержка и самообладание; саморегуляция психических процессов. 3. Организационно-коммуникативные способности, связанные с осуществлением организаторской функции и общением: коммуникативные способности; педагогический такт; организаторские способности; суггестивные способности. 4. Дидактические способности, связанные с передачей информации школьникам, формированием у них активного, самостоятельного творческого мышления: способность передавать информацию детям; экспрессивно-речевые способности; академические (познавательные) способности; распределение внимания [52]. В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя, по мнению В.А. Сластенина, входят: 1. Общая направленность личности учителя: социальная зрелость и гражданская ответственность; профессиональные идеалы, гуманизм; высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы; самоотверженное отношение к избранной профессии. 2. Специфические профессионально-обусловленные свойства и характеристики: а) организаторские: организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность и др.; б) коммуникативные: внимательность, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность и др.; в) перцептивно-гностические: наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность; г) экспрессивные; д) профессиональная работоспособность; е) физическое и психическое здоровье: высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость, отзывчивость и др. [101]. В учебном пособии «Основы педагогического мастерства» под редакцией И.А. Зязюна сущность педагогического мастерства рассматривается каккомплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности [84]. Элементами педагогического мастерства являются: гуманистическая направленность, профессиональные знания, педагогические способности, педагогическая техника. Авторы отмечают, что «…все четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, а не только рост под воздействием внешних влияний. Основой саморазвития мастерства выступает сплав знаний и направленности; важным условием успешности – способности; средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности – умения в области педагогической техники» [84, с.7]. Гуманистическая направленность выражается в активной позиции педагога и определяет конкретные задачи его деятельности. К ценностным ориентациям направленности личности педагога относятся: направленность на себя (самоутверждение); на средства педагогического воздействия; на школьника, детский коллектив; на цели педагогической деятельности. Профессиональные педагогические знания обращены, с одной стороны, к науке, предмет которой преподает учитель, с другой стороны – к учащимся, которые приобретают их. Содержание профессиональных знаний составляет знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики и психологии. Особенностями профессионального педагогического знания являются:1) комплексность (необходимость синтезировать знания изучаемых наук, актуализировать всю систему педагогических знаний при решении отдельных педагогических задач); 2) обобщенность; 3) личностная окрашенность (научные знания, весь багаж культуры, окрашенные интересом, увлеченностью педагога, передаются как свой взгляд на мир); 4) формирование сразу на нескольких уровнях: методологическом (знание закономерностей развития; обусловленности целей воспитания и пр.); теоретическом (знание законов, принципов, правил педагогики и психологии, основных форм деятельности и пр.); методическом (уровень конструирования учебно-воспитательного процесса); технологическом (уровень решения практических задач обучения и воспитания в конкретных условиях). Способности к педагогической деятельности выступают в роли стимуляторов профессионального роста. К ведущим способностям личности к педагогической деятельности относят: коммуникативность (расположенность к людям, доброжелательность, общительность); перцептивные способности (профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция); динамизм личности (способность к волевому воздействию и логическому убеждению); эмоциональная устойчивость (самообладание, возможность владеть ситуацией и собой в ситуации); оптимистическое прогнозирование (опора на положительное в становлении личности каждого ученика); креативность (способность к творчеству). Педагогическая техника является формой организации поведения учителя. Педагогическая техника способствует гармоничному единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения. Средствами педагогической техники являются речь и невербальные средства общения. Как совокупность приемов она включает две группы умений – умение педагога управлять своим поведением и умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач. Первая группа умений: Ø владение своим организмом (мимика, пантомимика); Ø управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия); Ø социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); Ø техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи). Вторая группа умений: Ø организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; Ø технологические приемы предъявления требований, мобилизации учащихся на интенсивную познавательную деятельность; Ø навыки управления педагогическим общением, организации коллективных творческих дел и пр. Высокий уровень мастерства придает новое качество работе педагога: формируется профессиональная позиция, аккумулирующая в себе направленность, знания и готовность; развитые знания дают инструмент для самоанализа работы педагога и выявления резервов самодвижения; высокий уровень способностей стимулирует все более яркое самораскрытие личности, а совершенствование педагогической техники – обретение результата, адекватного замыслам. Критериями мастерства педагога могут выступать: целесообразность (по направленности), продуктивность (по результату – уровню знаний, воспитанности учащихся), оптимальность (в выборе средств), творчество (по содержанию деятельности). Задача педагогического вуза – помочь студенту овладеть основами мастерства как начальным уровнем его профессиональной подготовки: сформировать направленность, дать знания, развить способности, вооружить техникой [84]. А.К. Маркова раскрывает основания профессиональной компетентности учителя с точки зрения психологии учительского труда, так как его содержанием является содействие психическому развитию ученика, а главным «инструментом» учителя является его психологическое взаимодействие с ребенком. Автором предложена целостная модель труда учителя, охватывающая в единстве процесс и результат труда, его эффективность, специфику в разных условиях. Педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность рассматриваются в качестве трех основных сторон труда учителя, причем, личность как стержневой фактор труда учителя. Педагогическая деятельность – это «технология» труда учителя, педагогическое общение – климат и атмосфера этого труда, а личность – ценностные ориентации, идеалы, внутренний смысл работы учителя. Профессиональная компетентность предполагает сформированность в труде учителя, помимо названных трех сторон, еще двух компонентов: обученность учащихся, а также их воспитанность. В каждом из 5 блоков (сторон) профессиональной компетентности учителя А.К. Маркова вычленяет следующие составляющие: а) профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания; б) профессиональные педагогические умения; в) профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией; г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями. Таким образом, компетентность учителя определяется соотношением в его реальном труде того, каковы его профессиональные знания и умения, с одной стороны, и профессиональные позиции, психологические качества – с другой [68].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.81.46 (0.011 с.) |