Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сенсорно-перцептивные процессыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сенсорно-перцептивные процессы обеспечивают связь нашего внутреннего мира с окружающей действительностью. Ощущения определяют как процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на рецепторы. Ощущения являются исходным источником познания, важным условием формирования психики и ее нормального функционирования. Классификация ощущений проводится по нескольким основаниям: По расположению рецепторов на поверхности тела, в мышцах, сухожилиях или внутри организма различают соответственно экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная), проприоцепцию (ощущение в мышцах и сухожилиях), интероцепцию (ощущения во внутренних органах). В зависимости от модальности выделяют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и другие виды ощущений. Зрительные ощущения могут быть: ахроматическими (отражают переход от белого к черному, через массу оттенков серого цвета); хроматическими (отражают цветовую гамму с многочисленными оттенками и переходами цветов). Слуховые ощущения могут быть: речевыми, музыкальными, ощущения шумов и шорохов. Вибрационные ощущения примыкают к слуховым ощущения и отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют контактным слухом. Обонятельные ощущения относятся к дистантным ощущениям. Функция обоняния подавлена зрением, слухом, вкусом. Человек улавливает пять основных типов запахов: цветочный, пряный, гнилостный, жженый, эфирный. Вкусовые ощущения возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Выделяют 4 основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое. Кожные ощущения включают в себя: тактильную систему (ощущения прикосновения); температурную систему (ощущения тепла и холода); болевую систему. Статические (гравитационные) ощущения отражают положение нашего тела в пространстве. Кинестетические ощущения — это ощущения движения и положения отдельных частей тела. В результате этих ощущений складывается знание о силе, скорости, траектории движения частей тела. Восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. Классификация восприятий: В зависимости от участия воли и целенаправленности выделяют непроизвольное (не связанное с волевым напряжением и заранее поставленной целью) и произвольное (преднамеренное и целенаправленное) восприятие. В зависимости от модальности рецепторов выделяют слуховые, зрительные, обонятельные, осязательные и т.д. восприятия. В зависимости от сложности, развернутости деятельности выделяют одноактное и поэтапное, последовательное восприятие. К основным свойствам восприятия относят: Целостность — это свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое. Структурность — это вычленение из общей структуры предмета его частей и определенных сторон. Предметность — это соответствие образов восприятия реальным предметам действительности. Осмысленность — это причисление воспринимаемого предмета к основной группе, классу, обобщение его в слове. Избирательность — это преимущественное выделение человеком одних объектов по сравнению с другими, зависящее от особенностей его личности. Константность — сохранение определенных свойств образа предмета, которые кажутся нам постоянными. Активность проявляется участием в процессе восприятия двигательных элементов анализаторов (движения руки при осязании, движения глаз при зрительном восприятии и т. д.), возможностью активного перемещения тела или его частей. Апперцепция — это независимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Апперцепция может быть личностной (зависит от индивидуальных особенностей человека) и ситуативной (например, ночью дерево кажется страшным существом). Таким образом, восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего объекта — конкретного человека. В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, устремления, эмоции на момент восприятия и др. Память — психический процесс накопления, хранения и использования информации, воспринятой человеком в различные периоды жизни. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память подразделяется на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную; по продолжительности закрепления и сохранения материала — на кратковременную, долговременную, оперативную и промежуточную. Кратковременная память сохраняет информацию в течении 20-60 секунд в виде непосредственной интерпретации событий. Долговременная память — наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Ее емкость практически неограниченна. Оперативная память представляет собой способность человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия; длительность хранения определяется временем выполнения данного действия. Промежуточная память сохраняет информацию от нескольких часов до суток, очищается после ночного сна. память бывает по своим видам двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая. Двигательная (моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эмоциональная память — это память на эмоции, чувства, переживания. Образная память — это память на образы, представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи и вкусы. Словесно-логическая память — это память на мысли. В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. К основным процессам функционирования памяти относят запоминание (закрепление), воспроизведение, а также сохранение и забывание материала. В указанных процессах особенно ярко проявляется связь памяти с деятельностью. Основные процессы функционирования памяти. 1. Запоминание — это процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений. Запоминание может быть произвольным (характеризуется наличием сознательной цели — запомнить материал) и непроизвольным (при котором человек не ставит цели запомнить какую-то информацию). Запоминание может быть механическим (основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения) и осмысленным (основано на установлении смысловых связей с уже известным материалом между частями данного материала). 2. Воспроизведение — это процесс восстановления прежде воспринятого в отсутствие объекта. Воспроизведение может быть непроизвольным (ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой) и произвольным (целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий). Внутри процесса воспроизведения выделяют узнавание, воспроизведение (произвольное и непроизвольное) и воспоминание: а) узнавание — это процесс восстановления ранее воспринятого при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Основа узнавания — сличение наличного восприятия с информацией, хранящейся в памяти. Узнавание бывает полным и неполным. б) воспроизведение осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Непроизвольное воспроизведение вызывается обычно содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент. Произвольное воспроизведение вызывается задачей, которую человек ставит перед собой; активными поисками решения. в) воспоминание — это воспроизведение образов нашего прошлого, локализованных во времени и пространстве. Воспоминания связаны с событиями общественной и личной жизни человека и обычно сопровождаются эмоциональными проявлениями. 3. Забывание — это процесс, приводящий к утрате материала, невозможности воспроизвести, а иногда даже и узнать то, что было известно. Установлено, что чем более осознан материал, тем медленнее он забывается. Согласно теории Р. Аткинсона не забывается ничего, но пережитый материал перемещается в долговременную память, где и хранится вечно. 4. Сохранение — это процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение — фаза памяти, характеризующаяся долговременным хранением воспринятой информации в скрытом состоянии.
Билет № 18 Методы воспитания и их регулятивная направленность: Классификация методов воспитания: методы формирования нравственного сознания; общественной деятельности и поведения; стимулирования деятельности и поведения; методы самовоспитания младших школьников. 2. Общение: функции, средства, структура, психологические характеристики. Ситуация.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 875; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.90 (0.011 с.) |