Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сенсорно-перцептивные процессы

Поиск

Сенсорно-перцептивные процессы обеспечивают связь нашего внутреннего мира с окружающей действительностью.

Ощущения определяют как процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на рецепторы.

Ощущения являются исходным источником познания, важным условием формирования психики и ее нормального функционирования. Классификация ощущений проводится по нескольким основаниям:

По расположению рецепторов на поверхности тела, в мышцах, сухожилиях или внутри организма различают соответственно экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная), проприоцепцию (ощущение в мышцах и сухожилиях), интероцепцию (ощущения во внутренних органах).

В зависимости от модальности выделяют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и другие виды ощущений.

Зрительные ощущения могут быть: ахроматическими (отражают переход от белого к черному, через массу оттенков серого цвета); хроматическими (отражают цветовую гамму с многочисленными оттенками и переходами цветов).

Слуховые ощущения могут быть: речевыми, музыкальными, ощущения шумов и шорохов. Вибрационные ощущения примыкают к слуховым ощущения и отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют контактным слухом.

Обонятельные ощущения относятся к дистантным ощущениям. Функция обоняния подавлена зрением, слухом, вкусом. Человек улавливает пять основных типов запахов: цветочный, пряный, гнилостный, жженый, эфирный.

Вкусовые ощущения возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Выделяют 4 основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое.

Кожные ощущения включают в себя: тактильную систему (ощущения прикосновения); температурную систему (ощущения тепла и холода); болевую систему.

Статические (гравитационные) ощущения отражают положение нашего тела в пространстве.

Кинестетические ощущения — это ощущения движения и положения отдельных частей тела. В результате этих ощущений складывается знание о силе, скорости, траектории движения частей тела.

Восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей.

Классификация восприятий:

В зависимости от участия воли и целенаправленности выделяют непроизвольное (не связанное с волевым напряжением и заранее поставленной целью) и произвольное (преднамеренное и целенаправленное) восприятие.

В зависимости от модальности рецепторов выделяют слуховые, зрительные, обонятельные, осязательные и т.д. восприятия.

В зависимости от сложности, развернутости деятельности выделяют одноактное и поэтапное, последовательное восприятие.

К основным свойствам восприятия относят:

Целостность — это свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое.

Структурность — это вычленение из общей структуры предмета его частей и определенных сторон.

Предметность — это соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.

Осмысленность — это причисление воспринимаемого предмета к основной группе, классу, обобщение его в слове.

Избирательность — это преимущественное выделение человеком одних объектов по сравнению с другими, зависящее от особенностей его личности.

Константность — сохранение определенных свойств образа предмета, которые кажутся нам постоянными.

Активность проявляется участием в процессе восприятия двигательных элементов анализаторов (движения руки при осязании, движения глаз при зрительном восприятии и т. д.), возможностью активного перемещения тела или его частей.

Апперцепция — это независимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Апперцепция может быть личностной (зависит от индивидуальных особенностей человека) и ситуативной (например, ночью дерево кажется страшным существом). Таким образом, восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего объекта — конкретного человека. В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, устремления, эмоции на момент восприятия и др.

Память — психический процесс накопления, хранения и использования информации, воспринятой человеком в различные периоды жизни.

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память подразделяется на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную; по продолжительности закрепления и сохранения материала — на кратковременную, долговременную, оперативную и промежуточную.

Кратковременная память сохраняет информацию в течении 20-60 секунд в виде непосредственной интерпретации событий.

Долговременная память — наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Ее емкость практически неограниченна. Оперативная память представляет собой способность человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия; длительность хранения определяется временем выполнения данного действия.

Промежуточная память сохраняет информацию от нескольких часов до суток, очищается после ночного сна.

память бывает по своим видам двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая.

Двигательная (моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.

Эмоциональная память — это память на эмоции, чувства, переживания.

Образная память — это память на образы, представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи и вкусы.

Словесно-логическая память — это память на мысли.

В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.

К основным процессам функционирования памяти относят запоминание (закрепление), воспроизведение, а также сохранение и забывание материала. В указанных процессах особенно ярко проявляется связь памяти с деятельностью.

Основные процессы функционирования памяти.

1. Запоминание — это процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений. Запоминание может быть произвольным (характеризуется наличием сознательной цели — запомнить материал) и непроизвольным (при котором человек не ставит цели запомнить какую-то информацию). Запоминание может быть механическим (основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения) и осмысленным (основано на установлении смысловых связей с уже известным материалом между частями данного материала).

2. Воспроизведение — это процесс восстановления прежде воспринятого в отсутствие объекта. Воспроизведение может быть непроизвольным (ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой) и произвольным (целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий).

Внутри процесса воспроизведения выделяют узнавание, воспроизведение (произвольное и непроизвольное) и воспоминание:

а) узнавание — это процесс восстановления ранее воспринятого при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Основа узнавания — сличение наличного восприятия с информацией, хранящейся в памяти. Узнавание бывает полным и неполным. б) воспроизведение осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Непроизвольное воспроизведение вызывается обычно содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент. Произвольное воспроизведение вызывается задачей, которую человек ставит перед собой; активными поисками решения. в) воспоминание — это воспроизведение образов нашего прошлого, локализованных во времени и пространстве. Воспоминания связаны с событиями общественной и личной жизни человека и обычно сопровождаются эмоциональными проявлениями.

3. Забывание — это процесс, приводящий к утрате материала, невозможности воспроизвести, а иногда даже и узнать то, что было известно. Установлено, что чем более осознан материал, тем медленнее он забывается. Согласно теории Р. Аткинсона не забывается ничего, но пережитый материал перемещается в долговременную память, где и хранится вечно.

4. Сохранение — это процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение — фаза памяти, характеризующаяся долговременным хранением воспринятой информации в скрытом состоянии.

 

Билет № 18

Методы воспитания и их регулятивная направленность: Классификация методов воспитания: методы формирования нравственного сознания; общественной деятельности и поведения; стимулирования деятельности и поведения; методы самовоспитания младших школьников.

2. Общение: функции, средства, структура, психологические характерис­тики.

Ситуация.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 875; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.90 (0.011 с.)