Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы организации обучения: понятия, признаки, классификация. Урок как основная форма обучения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Формы организации обучения: урок, лекция, семинар, зачет, консультация, практика и прочее Формы - индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся. Индивидуальные - консультация, зачет, экзамен. Групповые формы взаимодействия - субботник, соревнования, диспуты. Коллективные - цель достигается за счет распределения функций (игры, сборы). Урок - ограниченное во времени организованная система обучения В результате происходит усвоение ЗУН. развитие способностей и совершенствование опыта педагога. Еще одно понятие урок- это систематические применяемая для решение задач обучения, воспитания и развития уч-ся форма организации дея-ти постоянного состава учителей и уч-ся в определенный отрезок времени: Функция урока, как организационной формы обучения состоит в достижении завершенной, по частичной цели которая в одном случае состоит у усвоении нового, в другом - в закрепление. Виды и структура урока: 1)сообщения новых знаний - организационный момент → актуализация необходимых знаний → тема цель и задачи урока → объяснение → итоги урока, задание на дом 2) закрепления → организационный момент → проверка дом. -задания → тема, цель и задачи у рока → выполнение задание под контролем учителя → итоги урока, задание на дом: 3) повторительно - обобщающий → организационный момент → тема цель и задачи урока → воспроизведение и коррекция опорных ЗУН → обобщение → итоги урока, задание на дом 4)проверки знаний → организационный момент итоги → тема цель и задачи урока → индивидуальный и фронтальный опрос урока, → самостоятельная работа уч-ся → анализ и оценка выполненных заданий → итоги урока задание на дом 5) комбинированный → организационный момент → проверка домашнего задания → тема цель и задачи урока → объяснение нового материала → закрепление → итоги урока задание на дом Схема разработки проведение а анализа урока. А) подготовительный этап.1) определение темы и места урока в системе уроков; 2) подбор литературы, отбор содержания материала. 3) определение методов обучения. 4) подбор приборов, материалов. 5) составление плана и конспекта урока. Б) этап проведение урока: 1) формулировка и доведение до сознания учащегося целей и задачи урока. 2) ознакомление учащегося с планом урока. 3) проверка выполнения домашнего задания. 4) изложение нового материала. 5) закрепление нового материала. В) Этап анализа, подведение итогов: 1) удовлетворенность уроком, его результатами. 2) соответствие полученных результатов намеченным целям и задачам урока. 3) удовлетворенность учеников уроком. 4) оценка уровня усвоения новых ЗУН. 5) выработка рекомендаций для проведения последующих уроков, формировка окончательных выводов; также есть несколько путей эффективности урока: - максимальное сокращение орг. момента, не затягивать изложение нового материала, - увеличить время на закрепление нового материала и его обобщения – осуществлять регулярный контроль за усвоением материала. Общая характеристика классно-урочной системы. Типы уроков. Структура урока. Требования к современному уроку. Классно-урочная система утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности, а позже и одного возраста, стабильное расписание. Основной формой организации занятий в рамках классно-урочной системы, по Я.А.Коменскому, должен быть урок. Задача урока должна быть соразмерна часовому промежутку времени, развитию учащихся. Урок начинается сообщением учителя, заканчивается проверкой усвоения материала. Он имеет неизменную структуру: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка. Основное время при этом отводилось упражнению. Дальнейшее развитие классического учения Я.А.Коменского об уроке в отечественной педагогике осуществил К.Д.Ушинский. Он глубоко научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и создал стройную теорию урока, в частности обосновал его организационное строение и разработал типологию уроков. В каждом уроке К.Д.Ушинский выделял три последовательно связанные друг с другом части. Первая часть урока направлена на осуществление сознательного перехода от пройденного к новому и создание у учащихся устремленности на интенсивное восприятие материала. Эта часть урока, писал К.Д.Ушинский, является необходимым ключом, как бы дверью урока. Вторая часть урока направлена на разрешение основной задачи и является как бы определяющей, центральной частью урока. Третья часть направлена на подытоживание проделанной работы и на закрепление знаний и навыков. Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут бить разделены на типы по различным признакам. Этим объясняется существование многочисленных классификаций уроков. В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков: - по основной дидактической цели различают: урок ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного; урок применения знаний и умений; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки и коррекции знаний и умений; комбинированный урок. - по основному способу проведения урока различают: урокв форме беседы; лекции; экскурсии; киноуроки; самостоятельная работа учащихся; лабораторные и практические работы; сочетание различных форм занятий. - по основным этапам учебного процесса различают: вводные; первичного ознакомления материалом; образования понятий, установления законов и правил; применения полученных правил на практике; повторения и обобщения; контрольные; смешанные или комбинированные. Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. Урок ознакомления с новым материалом Структура этого урока определяется его основной дидактической целью: введением понятия, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил, алгоритмов и т.д. Урок закрепления изученного Основная дидактическая цель его - формирование определенных умений Урок проверки и коррекции знаний и умений Контроль и коррекция знаний и умений осуществляется на каждом уроке. Но после изучения одной или нескольких подтем или тем учитель проводит специальные уроки контроля и коррекции, чтобы выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений, и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок. Требования эти определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. К дидактическим, или образовательным, требованиям относятся: 1. Четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов, а также места конкретного урока в общей системе уроков. 2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах. 3. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся. 4 Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности межпредметных связей. Воспитательные требования к уроку: 1. Постановка воспитательных задач урока, обеспечение идейно-политической направленности, коммунистической идейности и партийности. 2. Формирование у учащихся на основе приобретенных научных знаний диалектико-материалистического мировоззрения, высоких моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства. 3. Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями переноса знаний, творческой инициативы и активности. 4. Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и др.) 5. Соблюдение учителем педагогического такта. Следует иметь в виду, что требования, выражающие воспитательные задачи школы, реализуются и в других формах организации обучения и во всей системе внеучебной воспитательной работы с учащимися, проводимой школой и семьей. К развивающим требованиям относятся: 1. формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности; 2. изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»; 3. проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии; 4. прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен. Организационные требования к уроку: 1 Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования. 2. Организационная четкость проведения урока (своевременность начала, максимальное использование каждой его минуты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока). 3. Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе и ТСО. Выполнение перечисленных требований является необходимым условием эффективности урока, т. е достижения желаемых результатов. Учитель должен хорошо знать эти требования, обеспечивать их выполнение при подготовке к уроку и его проведении. 2. Темперамент: понятие, концепции, психологический паспорт Психика личности актуально существует и проявляется в формах психических свойств, состояний и процессов. Согласно иерархическому принципу психические свойства в психологической структуре личности являются базисными. И в первую очередь это относится к темпераменту. Темперамент (лат. temperamentum – соразмерность частей, их надлежащее соответствие) – общие для человека и специфические для личности сочетания природно-обусловленных и социально обретенных свойств психики, которые определяют динамику процессов деятельности и поведения этой личности. Очевидно, что в структуре темперамента следует выделить базисные элементы (психические свойства, обусловленные непосредственно биологической организацией нервной системы) и их надстроечные составляющие, формируемые социальными условиями, научением и воспитанием. Наиболее известны три концепции темперамента: 1) гуморальная (от лат. humor – жидкость, Гиппократ (V в до н.э.), К.Гален (II в. до н.э.) и др.) концепция предполагала, что темперамент личности зависит от количественного соотношения жидкостей, имеющихся в организме: крови (от лат. sanguies) – сангвиники, лимфы (от греч. phlegma – слизь) – флегматик, желтой желчи (от греч. hole – желчь) – холерик, черной желчи (от греч melas hole) – меланхолик. Таким образом, тип темперамента в этой концепции определялся преобладанием одного из видов жидкости в организме; 2) конституциональная концепция (Э.Кречмер (1888 – 1964), У.Шелдон (40-е г.)) основана на гипотезе о зависимости темперамента от строения (конституциональной организации) тела. Кречмер выделил четыре типа конституциональной организации организма: астеник, пикник, атлетик и дипластик. 3) невралгическая концепция темперамента развивалась с середины XVIII в. и стала для психологов XIX – XX вв. основой научных исследований. Идея возбудимости и чувствительности нервной системы организма как основного фактора динамики психики (следовательно, темперамента) оказалась наиболее плодотворной для научной психологии и была использована в 20 – 30-е гг. И.П.Павловым. Он разработал учение о типах высшей нервной деятельности (типах нервной системы), которые характеризуются свойствами нервных процессов: силой, уравновешенностью и подвижностью возбудительного и тормозного процессов. Сила нервной системы – самый важный показатель типа: от этого свойства зависит работоспособность клеток коры, их выносливость. Уравновешенность нервной системы – баланс между возбуждением и торможением. Подвижность нервных процессов – индивидуальные различия в скорости смены одного нервного процесса другим. Известные со времен античности типы темпераментов могут быть объяснены сочетанием свойств нервных процессов, присущих определенному типу нервной системы: сильный, неуравновешенный – холерик; сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный – флегматик; слабый – меланхолик.
Характер: понятие, структура, типы, акцентуации Характер (от гр. charakter – чеканка, примета, черта, особенность) – устойчивое сочетание системы свойств личности, выражающих индивидуальное своеобразие ее психики. Понятие "характер" уже этимологически означает отличительность, своеобразие личности, особенность ее проявлений в любом виде жизнедеятельности: во внутренних переживаниях, в волевых усилиях, в мотивациях поведения, деятельности, общения. Физиологическими основаниями характера является целостность черт нервной системы и сложных устойчивых временных связей, сформированных в результате индивидуального жизненного опыта. все свойства (черты) характера есть черты личности, но не все черты личности являются чертами характера. Характер – это психосоциальный каркас личности. Структура характера. Характер представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных психических свойств, называемую характерологическим симптомокомплексом. Среди свойств симптомокомплекса имеются доминантные и производные. Активность характера – это деятельное его состояние как условие успешного включения личности в систему отношений (к себе, к другим, к деятельности, к предметному миру). Она помогает более эффективному приспособлению личности к миру и мира к личности. Сила характера – важный признак, означающий высокую волю как доминирующее характерологическое свойство личности. Она обнаруживается в упорстве, настойчивости в достижении поставленной цели, в решении проблем, в преодолении препятствий. В российской психологии выделяют три основных «кита», на которых базируется характер, это: воля (человек с сильным (слабым) характером); эмоции (человек с «легким» или «тяжелым» характером); интеллект (человек с умными или глупыми поступками). Способности – это совокупное психологическое качество личности, составляющее систему предрасположенностей к определенным видам деятельности и являющееся необходимой предпосылкой успешной ее реализации. Нельзя противопоставлять (как и отождествлять) способности знаниям. Последние оказываются источником непрерывного развития способностей. Способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям, но и не могут существовать без них; Способности имеют качественную и количественную характеристики. Качественность способностей определяется ответом на вопрос: какими способностями обладает личность, количественность – на сколько они велики? Каждая способность выступает в комплексе с другими. Поэтому успех деятельности может осуществляться различными путями. Структура способностей. Каждая способность – это целостность, структурное единство включенных в нее способностей. Типы способностей. Наиболее общими способностями можно назвать предметно-деятельные, познавательные, способности общения. В рамках первых двух типов способностей И.П.Павлов выделил три типа характеров личности, определяемых общими способностями: художник, средний тип, мыслитель. Предметно-деятельные, познавательные и способности общения имеют бесконечные возможности классификации. Особый интерес вызывает количественная типология способностей: одаренность, мастерство, талант, гениальность. Одаренность более всего связана с задатками и наклонностями. Наибольшая степень предрасположенности личности к определенному виду деятельности, обнаруженная в ее успешной реализации, и называется одаренностью. Второй степенью выраженности способности является мастерство (хотя есть и другие точки зрения). Оно характерно для большинства людей, успешно усвоивших все премудрости своей профессии. Мастерство – выражение профессиональной зрелости личности. Талант – высшая степень проявления способностей. Это способность в квадрате: во-первых, источником таланта является одаренность, основанная по преимуществу на системе задатков, а во-вторых, талант – продукт мастерства и трудолюбия. Талант – это вершина мастерства, его творческое обрамление. Мастерство основано на знаниях, умениях и навыках, талант – на творчестве. Гениальность – высшая степень творческой одаренности.Гении – это творцы.. Формирование специальных способностей происходит в сензитивные (благоприятные) периоды жизни человека (способности закладываются в дошкольный период, интенсивно развиваются в школьный период и активно формируются в юношестве). Комплексность развития способностей является общим свойством, свидетельствующим о том, что ни одна специальная способность, мастерство или талант не могут развиваться отдельно, вне системы способностей.
Творчество, созидательность – важнейшие факторы воспитания одаренности, мастерства, таланта личности. Выполняемая деятельность должна находиться в зоне оптимальной трудности для ребенка, т.е. на пределе его возможностей, что Л.С.Выгодский назвал «зоной потенциального развития». Продуктивным условием развития способностей личности является поддержание ее интереса к соответствующей деятельности путем стимулирующей мотивации. Таким образом, цель деятельности превращается в актуальную потребность. В педагогической деятельности большое значение имеет эмоциональный настрой и связь с практикой в формировании и развитии способностей. Итак, подводя итог, можно утверждать, что каждый человек уникален и своеобразен. Его неповторимость проявляется и относится к индивидуальным особенностям личности: темпераменту, характеру и способностям.
Билет № 16
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1013; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.130 (0.012 с.) |