Психологические особенности ранней юности (14-18 лет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности ранней юности (14-18 лет)



Ведущая деятельность - учебно-профессиональная.

-Формируется самосознание: представление о себе самом, оценивание своей внеш­ности, своих умственных, моральных, волевых качеств.

-Человек соотносит себя с идеалом, оказывается возможным процесс самовос питания.

-Стремление приобрести профессию - основной мотив познавательной дея тельности.

-Возрастает концентрация внимания, объем памяти; происходит логизация учеб ного материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление.

-Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах.

-Стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности.

-Пренебрежение советами старших.

-Неоправданная критичность, недоверие.

-Сухой рационализм, практицизм.

-Стремление к самоуправлению, переосмыслению окружающего; жизненное са­моопределение, приобретение определенной степени психологической зрело сти.

-Отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверст ников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам.

-Завершено половое созревание. Формируется отношение к сексуальным жела ниям.

-Возникает первое чувство любви, дружбы.

-Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы.

-Недостаточное осознание последствий своих поступков.

Новообразование: появляется способность строить жизненные планы и выби рать способы их реализации.

Психологические особенности поздней юности (18-25 лет)

Период 18-25 лет - время как умственной, так и нравственной зрелости. Веду щая деятельность: профессиональная учеба, труд, любовь. Отличительные особен ности:

-центральный период становления характера и интеллекта;

-пик интеллектуальных возможностей, индивидуального структурирования ин теллекта;

-стабилизация характера;

-убежденность, сложившееся мировоззрение;

-чувство нового;

-смелость, решительность;

-способность к увлечению;

-оптимизм;

-самостоятельность;

-прямолинейность;

-критичность и самокритичность (самооценка противоречива, что вызывает внут реннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью);

-пора самоанализа и самооценок;

-скептическое», «критическое, ироническое отношение к преподавателям и по рядкам в учебном заведении;

-период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств;

-усиление сознательных мотивов поведения, но способность человека к созна тельной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере (не редко он идет на немотивированный риск, не умеет предвидеть последствия своих поступков);

-сохраняются максимализм и критичность, отрицательное отношение к мне нию старших;

-неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окри ком;

-кризис идентичности (он состоит из серии социальных и личностных предпоч тений, идентификаций и самоопределении);

-этапы кризиса идентичности: «размытая идентичность» (нет четких убежде ний, не выбрана профессия); «досрочная идентификация» (подчиняется чужому мнению, примеру, авторитету, выбору родителей); «этап моратория» (выбор своего варианта развития из множества возможных); «достигнутая идентич ность» (цели выбраны, переход к практической самореализации);

-в результате может сформироваться неадекватная идентичность, которая ха­рактеризуется:

1) избеганием тесных межличностных отношений;

2) неспособностью строить жизненные планы, страхом взросления;

3) неумением мобилизовать свои ресурсы для какой-то главной деятельности;

4) отказом от самоопределения, выбором отрицательных образцов для подра жания;

-принятие ответственных решений: выбор профессии и овладение ею, выбор стиля жизни и своего места в ней;

-выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере;

-формирование профессионального мышления, самоутверждение в профессио нальной и социальной сферах, борьба за свое «место под солнцем»;

-овладение набором социальных ролей взрослого человека, начало «экономиче ской активности».

-Формируется собственное мировоззрение как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своя жизненная философии; увлечение псевдонауч ными теориями, создание собственных концептов жизни, любви, политики; максимализм суждений.

Профессиональное самоопределение стимулирует развитие новых интересов к учебным дисциплинам. Нередко родители прививают интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности. Например, родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком.

Формирование мировоззрения.

Одна из главных целей коммунистического воспитания — формирование активной жизненной позиции. «Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения». Жизненная позиция неотделима от мировоззрения личности.

Мировоззрение — это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Когнитивными (познавательными) предпосылками формирования мировоззрения является усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой), а также способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему. Но мировоззрение не просто логическая система знаний, а система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

С когнитивной точки зрения мировоззрение характеризуется тем, насколько правильно и глубоко оно отражает объективный мир; оно может быть истинным или ложным, научным или религиозным, материалистическим или идеалистическим. С аксиологической (ценностной) точки зрения мировоззрение характеризуется тем, в каком направлении оно ориентирует человеческую деятельность; оно может быть прогрессивным или реакционным, оптимистическим или пессимистическим, активно-творческим или пассивно-созерцательным.

Юность особенно важна для становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется, как мы уже видели, не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие конкретных фактов к немногим общим регулятивным принципам.

 

 

Билет № 11

Зависимость обучения детей от закономерностей познания человеком окружающего мира. Понятие закона, закономерности и принципов обучения и их характеристика.

Подростковый возраст. Чувство взрослости. Проблемы общения. Самосознание подростка. Потребность в самоутверждении. Трудный подросток.

3. Разработать план подготовки и проведения семейной гостиной.

1. Зависимость обучения детей от познания

Человеком окружающего мира. Понятие закона,

Закономерности и принципов обучения и их

Характеристика.

Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения. Такая стратегия обычно обозначается термином подход (например, индивидуальный подход, проблемный подход и т.д.). Подход в педагогике - это совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания. При этом, как считает В. И. Загвязинский, каждый принцип регулирует разрешение конкретных противоречий, возникающих в процессе обучения, а их взаимодействие - разрешение основных его противоречий.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Противоречия в обучении возникают и проявляются в том случае, если есть несоответствие традиционных, устоявшихся представлений и взглядов на процесс обучения современным требованиям, являющимся следствием новых социальных условий, сложившейся образовательной ситуации, изменившихся возможностей развития личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.009 с.)