ТОП 10:

Деятельность: структура, виды, характеристики. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности.



3. Разработать план подготовки и проведения фольклорного праздника

Для младших школьников

Содержание воспитания.

Подцелью воспитания следует понимать те заранее определяемые(прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Сейчас – целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир, что требует совсем другой методики воспитательной работы. В современной школе основным содержанием обучения и воспитания является овладение научными знаниями о развитии природы и общества, а методика приобретает все более демократический и гуманистический характер, ведется борьба с авторитарным подходом к детям, методы взысканий и наказаний используются все реже (физическое наказание в современной школе не допустимо. Формирование всесторонней и гармонично развитой личности становится основной целью(идеалом) современного воспитания. Развитии и формировании личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание , укрепление сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры. Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное воспитание. Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности выступает техническое обучение или приобщение ее к современным достижениям техники. Велика роль и моральных принципов в развитии и формировании личности. Вместе с тем огромное значение .придается духовному росту членов общества, приобщения их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств. Все это, естественно, требует эстетического воспитания. В качестве таких составных частей выступают: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производственный труд.

Сущность, назначение и функции мировоззрения. Формирование у школьников основ научного мировоззрения.

Мировоззрение – специфическая форма сознания человека, включающая систему его знаний, взглядов, убеждений, идеалов, в которых выражается его отношение к окружающему миру и которые определяют направленность его деятельности. Мировоззрение позволяет воспринимать и осмысливать явления окружающей действительности, ориентироваться в ней, давать оценку всем сторонам окружающей жизни; определяет жизненные позиции человека, общую направленность его деятельности и поведения. Различают мировоззрение обыденное (житейское) и научное. Обыденное мировоззрение вытекает из стихийного осознания мира, оно зачастую не позволяет личности принимать обоснованные решения, нередко оставляет ее в плен предрассудков, ошибочных суждений. Научное мировоззрение (НМ) основано на знании обоснованных наукой законов развития природы и общества. Оно включает: систему философских, экономических и социально-политических взглядов, а также систему общих методов научного познания действительности. В реальной жизни оба уровня сознания взаимосвязаны. Задача школы – вести учащихся от обыденного к научному мировоззрению. Компоненты НМ личности: система научных знаний, взгляды, убеждения, идеалы, теоретическое мышление. Функции НМ: 1) просветительная (НМ вооружает человека методологией, совокупностью исходных философских принципов и методов познания действительности, обогащает человека системой духовно-ценностных ориентиров, что позволяет ей правильно воспринимать и осмысливать явления окружающей жизни, давать им объективную научную информацию.); 2) воспитательная (принятые взгляды убеждения требуют от человека формировать у себя определенные морально-волевые качества и эстетическое отношение к действительности); 3) развивающая (внутренняя духовная работа по усвоению содержания мировоззрения включает в активную деятельность мышление: диалектический подход к рассмотрению и освоению действительности делает мышление гибким, системным, изучающим явления в движении и взаимосвязи; развивается способность творческого осмысления явлений природы и общества.); 4) организационная (НМ – исходная позиция практической деятельности человека); 5) прогностическая (научно теоретическое и практическое осмысление окружающего мира способствует выдвижению идей по преобразованию настоящего и созидание будущего). НМ формируется в результате овладения научными знаниями, современными научными достижениями, а также системой общих методов познания действительности. Задачи школы: 1) формировать научные взгляды и убеждения; 2) формировать диалектическое мышление; 3) развивать рефлексивные процессы; 4) развивать способность к волевым действиям при реализации своих убеждений. Формирование НМ: влияние социальной макро- и микросреды; обучение и воспитание; самообразование и самовоспитание. Формирование НМ процесс управляемый. Основной предпосылкой развития НМ школьников является глубокое и прочное овладение знаниями. Содержания учебных дисциплин раскрывают перед учащимися мировоззренческую картину мира и обеспечивают научной базой их практическую деятельность. Все учебные предметы имеют две педагогические задачи: напрямую – раскрытие законов и изучение фактов конкретной науки, косвенную – включение (актов и законов науки, предметы, естественную целостную систем) НМ школьника, математического цикла дают возможности учителю раскрыть перед школьниками идею материалистичности мира. Межпредметные связи позволяют показать взаимосвязь и взаимозависимое в различных формах совершенствования и движения материи. Предметы общественно-гуманитарного цикла учат конкретно историческому анализу понимания общественных явлений и событий, пониманию противоречий, как движущих сил развития. Практически действенному утверждению НМ учащихся активно способствует общественно полезный и производительный труд. Трудовая деятельность дает возможность утвердиться в правильности своих взглядов, реализовать себя как личность, действующую в соответствии с убеждениями. Дидактические условия, способствующие формированию НМ учащихся: выделение учителем ведущих мировоззренческих идей в излагаемом материале; научная доказательность; логическая убежденность теоретических выводов; соблюдение принципа историзма при изучении материала; инициирование эмоционального отношения к изучаемому материалу, придание ему личностной значимости; тесная увязка учебного процесса с окружающей действительностью, трудом школьников. Критерии, сформированные НМ: глубина и системность научных знаний, наличие осознанного отношения к изучаемым явлениям, их мировоззренческому содержанию; развитая способность диалектического осмысления действительности; проявление социальной активности, эмоционально-волевой целеустремленности, направленности деятельности на воплощение идеалов в жизнь.

Воспитательную работу проводить в учреждениях образования необходимо по следующим направлениям:

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся, включающее в себя историко-краеведческое, военно-патриотическое, социально-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое воспитание.

Основная задача государственной политики в области воспитания это воспитать гражданина-патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости, способного творить и созидать во имя Отечества. В этой связи приоритетным направлением воспитательной работы, проводимой в учреждениях образования Чеченской Республики должно быть формирование у подрастающего поколения социального оптимизма и гражданской зрелости.

Воспитание уважения и преданности своей Родине, глубокое разъяснение понятия конституционного долга гражданина, сущности внутренней и внешней политики Российской Федерации - важнейшая цель воспитательной деятельности в современных условиях. Педагогам в процессе гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи важно уметь расширить ее интересы, показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, всей страны.

Духовно-нравственное воспитание учащихся.

Народная мудрость говорит: «К чему в юности привык, то в старости сделал». Сама жизнь подтверждает правильность этого: если человек еще в дни своей юности вступил на путь достойный, он твердо будет стоять на нем и в старости. Духовно-нравственное воспитание должно формировать у ребенка верное понимание этических ценностей, правильного видения основополагающей роли семьи в обществе, преданность идеалам добра, справедливости, милосердия и патриотизма. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость: ее необходимо осмыслить как одно из приоритетных в деле развития нашей республики. Реализация духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения возможна в аспектах:

культурно-историческом (на основе примеров отечественной культуры);

нравственно-этическом (в контексте нравственного мусульманского учения о человеке, цели его жизни);

этнокультурном (на национальных традициях и обычаях народа). Воспитанию подрастающего поколения, которое является первым и самым важным шагом в этом направлении, большое внимание уделяет ислам. Воспитание в исламе основывается на следующих аспектах:

Нравственный.

Религиозный. Это приобщение ребенка с самого рождения к Иману, обучение его основам ислама и шариата.

Физический.

Интеллектуальный.

Психологический.

Социальный.

Половой.

Современные информационные технологии и телекоммуникации значительно расширили возможности человека в его интеллектуальном, профессиональном и личностном развитии. Однако, став мощным средством познания, преобразования мира и самого человека, информационные технологии в то же время превратились для него в самую серьезную угрозу. В настоящее время перед обществом стала проблема информационно-психологической безопасности. В этой связи одной из насущных задач современных педагогов становится защита психики молодежи путем формирования у нее информационной культуры.

Формирование здорового образа жизни учащихся, приобщение к массовым занятиям физкультурой и спортом.

Сегодня национальным приоритетом является здоровый и образованный человек, поэтому наиболее актуальная из проблем воспитательной работы - проблема формирования здорового образа жизни учащихся.

В учреждениях образования необходимо всемерно пропагандировать здоровый образ жизни, так как многие учащиеся не умеют и не стремятся быть здоровыми. Меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди учащейся молодежи и пропаганду здорового образа, должны представлять собой не единичные мероприятия, а являться составной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения.

Одним из ведущих направлений деятельности учреждений образования в новом учебном году должно стать привлечение учащихся к активным занятиям физической культурой и спортом, туризмом и краеведением.

Экологическое воспитание является решающим фактором обеспечения экологической безопасности, укрепления здоровья людей. Наиболее эффективными формами и методами работы с детьми в сфере экологического воспитания являются следующие:

-исследовательская деятельность по изучению природы родного края;

-практическая деятельность по охране природы: участие в её благоустройстве.

-изучение истории и культуры родного края, обычаев чеченцев.

Большую роль играет комнатное растениеводство.

Работа с семьей. Социальная защита детства. Профилактика социального сиротства.

Учитывая, что школа сама по себе не в состоянии решить вопросы управления образованием, чрезвычайно важным является укрепление института семьи. Воспитательная работа должна начинаться в семье, а школа должна только завершать воспитательную работу. Следует уделять большое внимание разъяснительной работе среди родителей несовершеннолетних об их ответственности за антиобщественное поведение детей, а также об ответственности взрослых за вовлечение несовершеннолетних противоправную деятельность.

Повышение роли социально-педагогической и психологической деятельности в воспитательном процессе.

Особую роль в социальном становлении и профилактике девиантного поведения учащихся призваны обеспечить социальные педагоги и педагоги-психологи школ, которым необходимо в новом учебном году организовать более широкую информационно-аналитическую работу с несовершеннолетними, взять под особый контроль индивидуальную работу с учащимися, оказавшимися в социально опасном положении, осуществлять раннюю профилактическую и коррекционную работу с учащимися, склонными к противоправным поступкам, и их семьями.

Роль классного руководителя в организации воспитательной работы.

Практика работы учреждений образования, история педагогики свидетельствуют о приоритетной роли классного руководителя в воспитательном процессе. Классный руководитель сегодня - это педагог-профессионал, организующий через разнообразные виды воспитывающей деятельности cистему отношений в классном коллективе, создающий условия для творческого самовыражения каждого воспитанника, сохранения его уникальности и раскрытия потенциальных способностей и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса социализации, защиту интересов детства.

Деятельность

Понятие деятельности в психологии Деятельность категория социальная Для человека характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности. Принцип единства сознания и деятельности, сформулированный советскими психологами, обобщает ряд теоретических положений. Содержанием сознания становятся прежде всего те объекты или стороны познаваемой деятельности, которые включены в деятельность. Таким образом, содержание и структура сознания оказываются связанными с деятельностью. Активность, как важнейшая характеристика психического отражения личности, закладывается и реализуется в предметной деятельности и затем становится психическим качеством человека. Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется. По ответу и выполнению задания учитель судит об уровне знаний школьника. Анализируя учебную деятельность школьника, учитель делает вывод о его способностях, об особенностях мышления и памяти. По делам и поступкам определяют характер отношения, чувства, волевые и другие качества личности. Предметом психологического изучения является личность в деятельности. Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочником или движение речевого аппарата при произнесении слов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.193.85 (0.005 с.)