Предмет изучения и задачи психологии. Историческое становление психологии как науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет изучения и задачи психологии. Историческое становление психологии как науки.



Предмет изучения и задачи психологии. Историческое становление психологии как науки.

Психология, как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.

Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа».

Психология – наука о психике и психических явлениях.

В истории становления психологии м. выделить 4этапа:

I этап — психология как наука о душе. Первые представления о душе возникли на основе мифов, легенд, религиозных представлений и были связаны с анимизмом - древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Р. Декарт приходит к выводу о различии между душой человека и его телом. понятие «Душа» стало превращаться в понятие «Разум», а позднее — в понятие «Сознание». Существование сознания — главный и безусловный факт. Основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояниеи содержание сознания. На базе этого постулата и стала развиваться психология — она сделала своим предметом сознание.

Попытку вновь соединить тело и душу человека предпринял голландский философ Спиноза (1632-1677). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) отвергнул установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил — бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Локк ввел понятие «ассоциации» — связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так психология стала изучать, каким образом по ассоциации идей человек осознает окружающий мир.

III этап — психология как наука о поведении. Возникает в 20 веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно, поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).Американский психолог Уотсон провозгласил в 1913 г. «Психология — это наука о поведении»,а все понятия, связанные с сознанием, следует изгнать из научной психологии(бихевиористский подход).

IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Как самостоятельная наука психология в начала развиваться в 60-х гг. 19 в. до настоящего времени.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 г. основанной Вундтом(1832-1920) первой в мире экспериментальной психологической лаборатория. Вскоре, в 1885 г., В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. Предмет психологии - сам человек, его внутренняя сущность, сознание. Задача психологии – изучить простейшие элементы сознания, с помощью эксперимента. Так произошло отделение психологии от философии.

Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы Г.М.» основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Предметом научного познания психологии являются психические процессы.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института в 1912. Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857-1927). Усилия Я. П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма.

На смену основоположникам отечественной психологии Рубенштейн, Выготский, Лурия, Ананьев, Леонтьев, Запорожец, Эльконин – 30-60г.г.20в.

В этот период возникает несколько научных школ: 1.в Грузии школа Узнадзе - изучал установки; 2.культурно-историческая теория развития Выготского; 3.школа Рубинштейна – субъектно – деятельная психология, основы общей психологии.

Современная психологическая школа – Ананьев, Леонтьев. Запорожец, Эльконин заложили основы детской психологии (вопр. Возрастного развития и воспитания). Благодаря Лурии отечественная психология продвинулась вперед в области нейрофизиологических основ памяти и мышления.

Психология прошла длительный путь становления. В 40-60г.г. в центре внимания оказываются внутренний мир человека, его сущность, интеллект.

Предметом психологии - факты, механизмы и закономерности психики человека, формирование психологических особенностей личности.

Задачи психологии:

ü научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

ü научиться управлять ими;

ü синтез достижения ряда других наук;

ü познание психической реальности;

ü изучение законов психической деятельности;

ü быть теоретической основой практики психологической службы.

 

Ощущения, основные свойства ощущений.

Простейшим и исходным элементом чувственного познания и человеческого сознания является ощущение. Ощущения это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств.Характерная особенность ощущений их сиюминутность и непосредственность.

Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма.

Ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соответствующий рецептор. Классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители:

· экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела.

-контактные передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами (осязательный и вкусовой рецепторы);

-дистантные рецепторы-реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта (зрительный, слуховой и обонятельный).;

· интероцептивные, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов;

· проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках и дающие информацию о движении и положении нашего тела.

Свойства ощущений:

Качество – свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данные ощущения.

Слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные – по насыщенности, цветовому тону и т.п. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Продолжительность - временная характеристика возникшего ощущения. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии.

Пространственная локализация - анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.

 

Бихевиоризм, его сущность.

Бихевиоризм –направление в американской психологии в начале XX в. его основоположником был Дж. Уотсон.

Бихевиоризм-поведенченская психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного. Поведение рассматривается как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях.

Представители-Скинер(организм находится во власти подкрепляющих стимулов-подкрепление главное средство формирования нового поведения), Толмен(необехивиоризм), Халл(основная детерменанта поведения-потребность), оказали влияние работы Павлова, Бехтерева.

Бихевиоризм, исходя из того, что сознание не доступно для объективного изучения, отвергает его роль в качестве реального регулятора человеческой деятельности. Все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным-мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции с изменениями внутри организма. За единицу поведения принимается связь стимула и реакции (поведение человека-всякая реакция в ответ на внешний стимул по средствам которого индивид приспосабливается). Согласно бихевиоризму, законы поведения фиксируют отношения м/у тем, что происходит на входе(стимул) и выходе(двигательный ответ) системы организма. Процессы внутри этой системы как психические, так и физиологические бихевиоризм считает не поддающимися научному анализу,т.к. они не доступны прямому наблюдению.

Основной метод бихевиоризма-наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды. Подавляющую часть эксперемента сторонники бихевиоризма проводили на животных, а установленные закономерности переносили на человека. Активность организма и роль его психической организации в преобразовании среды, как и социальная природа человека, игнорируются.

В 20г.20в.начался распад концепции бихевиоризма на ряд направлений. Возник необихевиоризм.

Идеи бихевиоризма оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения.

 

Психоаналитическая теория

Ее предмет–человеческие эмоции и межличностные отношения. З.Фрейд (1856–1939) объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Он полагал, что дети проходят 5 стадий психосексуального развития. На каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей источником получения удовольствия(оральная стадия (0 – 2 года); анальная стадия (2 – 3 года); фаллическая стадия (4 – 5 лет); латентная стадия (6 – 12 лет); генитальная стадия (12 – 18 лет),т.е.основа индивидуального развития-врожденные влечения и инстинкты

Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис,суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики:

1.доверие – недоверие к окружающему миру (0 – 1 год);

2.чувство независимости – ощущение стыда и сомнения (1 – 3 года);

3.инициативность – чувство вины (4 – 5 лет);

4.трудолюбие – чувство неполноценности (6 – 11 лет);

5.понимание принадлежности к определенному полу – непонимание форм поведения, соответствующего данному полу (12 – 18 лет);

6.стремление к интимным отношениям – изолированность от окружающих (раннее взросление);

7.жизненная активность – сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление);

8.ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее взросление).

Когнитивная теория

Касается проблем становления и развития мышления, процесса усвоения знаний. Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже (1896 – 1980)-человек в своем умственном развитии проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет; 2) дооперативный (2 – 7 лет); 3) период конкретного мышления (7 – 11 лет); 4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее).

Теория поведения

Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Эту теорию также называют бихевиористской. Основоположником является Джон Уотсон. Большой вклад в практическое осуществление теории внес Б. Скиннер. Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей. Они рассматривали л-ть как совокупность поведенческих реакций,присущих данному чел. Реакция возникает на определенный стимул,ситуацию.

Биологическая теория

Сравнивает поведение людей и животных в естественных условиях и акцентирует внимание на определении общего и специфического в их поведении. Научное направление, занимающееся этими проблемами, носит название этология. Конрад Лоуренц(1903-1988ввел в психологию понятие импринтинга-запечатлевания. Человек рождается с определенными фиксированными образцами действий, генетически детерминированными формами поведения - инстинктами.

Гуманистическая теория

Рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Наибольший вклад в развитие гуманистической теории внес Маслоу (1908 – 1970). Согласно его теории, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней:

1.выживание, или биологические потребности;

2.безопасность и уверенность в будущем;

3.любовь и принадлежность к конкретной социальной группе (социальный статус);

4.самооценка;

5.самореализация.

Удовлетворив их, человек может стать творческим и независимым существом

Предмет изучения и задачи психологии. Историческое становление психологии как науки.

Психология, как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.

Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа».

Психология – наука о психике и психических явлениях.

В истории становления психологии м. выделить 4этапа:

I этап — психология как наука о душе. Первые представления о душе возникли на основе мифов, легенд, религиозных представлений и были связаны с анимизмом - древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Р. Декарт приходит к выводу о различии между душой человека и его телом. понятие «Душа» стало превращаться в понятие «Разум», а позднее — в понятие «Сознание». Существование сознания — главный и безусловный факт. Основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояниеи содержание сознания. На базе этого постулата и стала развиваться психология — она сделала своим предметом сознание.

Попытку вновь соединить тело и душу человека предпринял голландский философ Спиноза (1632-1677). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) отвергнул установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил — бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Локк ввел понятие «ассоциации» — связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так психология стала изучать, каким образом по ассоциации идей человек осознает окружающий мир.

III этап — психология как наука о поведении. Возникает в 20 веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно, поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).Американский психолог Уотсон провозгласил в 1913 г. «Психология — это наука о поведении»,а все понятия, связанные с сознанием, следует изгнать из научной психологии(бихевиористский подход).

IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Как самостоятельная наука психология в начала развиваться в 60-х гг. 19 в. до настоящего времени.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 г. основанной Вундтом(1832-1920) первой в мире экспериментальной психологической лаборатория. Вскоре, в 1885 г., В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. Предмет психологии - сам человек, его внутренняя сущность, сознание. Задача психологии – изучить простейшие элементы сознания, с помощью эксперимента. Так произошло отделение психологии от философии.

Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы Г.М.» основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Предметом научного познания психологии являются психические процессы.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института в 1912. Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857-1927). Усилия Я. П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма.

На смену основоположникам отечественной психологии Рубенштейн, Выготский, Лурия, Ананьев, Леонтьев, Запорожец, Эльконин – 30-60г.г.20в.

В этот период возникает несколько научных школ: 1.в Грузии школа Узнадзе - изучал установки; 2.культурно-историческая теория развития Выготского; 3.школа Рубинштейна – субъектно – деятельная психология, основы общей психологии.

Современная психологическая школа – Ананьев, Леонтьев. Запорожец, Эльконин заложили основы детской психологии (вопр. Возрастного развития и воспитания). Благодаря Лурии отечественная психология продвинулась вперед в области нейрофизиологических основ памяти и мышления.

Психология прошла длительный путь становления. В 40-60г.г. в центре внимания оказываются внутренний мир человека, его сущность, интеллект.

Предметом психологии - факты, механизмы и закономерности психики человека, формирование психологических особенностей личности.

Задачи психологии:

ü научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

ü научиться управлять ими;

ü синтез достижения ряда других наук;

ü познание психической реальности;

ü изучение законов психической деятельности;

ü быть теоретической основой практики психологической службы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.37.228 (0.035 с.)