Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет изучения и задачи психологии. Историческое становление психологии как науки.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет изучения и задачи психологии. Историческое становление психологии как науки. Психология, как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики. Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа». Психология – наука о психике и психических явлениях. В истории становления психологии м. выделить 4этапа: I этап — психология как наука о душе. Первые представления о душе возникли на основе мифов, легенд, религиозных представлений и были связаны с анимизмом - древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II этап — психология как наука о сознании. Возникает в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Р. Декарт приходит к выводу о различии между душой человека и его телом. понятие «Душа» стало превращаться в понятие «Разум», а позднее — в понятие «Сознание». Существование сознания — главный и безусловный факт. Основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояниеи содержание сознания. На базе этого постулата и стала развиваться психология — она сделала своим предметом сознание. Попытку вновь соединить тело и душу человека предпринял голландский философ Спиноза (1632-1677). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) отвергнул установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил — бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Локк ввел понятие «ассоциации» — связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так психология стала изучать, каким образом по ассоциации идей человек осознает окружающий мир. III этап — психология как наука о поведении. Возникает в 20 веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно, поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).Американский психолог Уотсон провозгласил в 1913 г. «Психология — это наука о поведении»,а все понятия, связанные с сознанием, следует изгнать из научной психологии(бихевиористский подход). IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Как самостоятельная наука психология в начала развиваться в 60-х гг. 19 в. до настоящего времени. История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 г. основанной Вундтом(1832-1920) первой в мире экспериментальной психологической лаборатория. Вскоре, в 1885 г., В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. Предмет психологии - сам человек, его внутренняя сущность, сознание. Задача психологии – изучить простейшие элементы сознания, с помощью эксперимента. Так произошло отделение психологии от философии. Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы Г.М.» основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Предметом научного познания психологии являются психические процессы. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института в 1912. Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857-1927). Усилия Я. П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. На смену основоположникам отечественной психологии Рубенштейн, Выготский, Лурия, Ананьев, Леонтьев, Запорожец, Эльконин – 30-60г.г.20в. В этот период возникает несколько научных школ: 1.в Грузии школа Узнадзе - изучал установки; 2.культурно-историческая теория развития Выготского; 3.школа Рубинштейна – субъектно – деятельная психология, основы общей психологии. Современная психологическая школа – Ананьев, Леонтьев. Запорожец, Эльконин заложили основы детской психологии (вопр. Возрастного развития и воспитания). Благодаря Лурии отечественная психология продвинулась вперед в области нейрофизиологических основ памяти и мышления. Психология прошла длительный путь становления. В 40-60г.г. в центре внимания оказываются внутренний мир человека, его сущность, интеллект. Предметом психологии - факты, механизмы и закономерности психики человека, формирование психологических особенностей личности. Задачи психологии: ü научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; ü научиться управлять ими; ü синтез достижения ряда других наук; ü познание психической реальности; ü изучение законов психической деятельности; ü быть теоретической основой практики психологической службы.
Ощущения, основные свойства ощущений. Простейшим и исходным элементом чувственного познания и человеческого сознания является ощущение. Ощущения — это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств.Характерная особенность ощущений их сиюминутность и непосредственность. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. Ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соответствующий рецептор. Классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители: · экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела. -контактные передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами (осязательный и вкусовой рецепторы); -дистантные рецепторы-реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта (зрительный, слуховой и обонятельный).; · интероцептивные, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов; · проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках и дающие информацию о движении и положении нашего тела. Свойства ощущений: Качество – свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данные ощущения. Слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные – по насыщенности, цветовому тону и т.п. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Продолжительность - временная характеристика возникшего ощущения. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Пространственная локализация - анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.
Бихевиоризм, его сущность. Бихевиоризм –направление в американской психологии в начале XX в. его основоположником был Дж. Уотсон. Бихевиоризм-поведенченская психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного. Поведение рассматривается как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях. Представители-Скинер(организм находится во власти подкрепляющих стимулов-подкрепление главное средство формирования нового поведения), Толмен(необехивиоризм), Халл(основная детерменанта поведения-потребность), оказали влияние работы Павлова, Бехтерева. Бихевиоризм, исходя из того, что сознание не доступно для объективного изучения, отвергает его роль в качестве реального регулятора человеческой деятельности. Все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным-мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции с изменениями внутри организма. За единицу поведения принимается связь стимула и реакции (поведение человека-всякая реакция в ответ на внешний стимул по средствам которого индивид приспосабливается). Согласно бихевиоризму, законы поведения фиксируют отношения м/у тем, что происходит на входе(стимул) и выходе(двигательный ответ) системы организма. Процессы внутри этой системы как психические, так и физиологические бихевиоризм считает не поддающимися научному анализу,т.к. они не доступны прямому наблюдению. Основной метод бихевиоризма-наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды. Подавляющую часть эксперемента сторонники бихевиоризма проводили на животных, а установленные закономерности переносили на человека. Активность организма и роль его психической организации в преобразовании среды, как и социальная природа человека, игнорируются. В 20г.20в.начался распад концепции бихевиоризма на ряд направлений. Возник необихевиоризм. Идеи бихевиоризма оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения.
Психоаналитическая теория Ее предмет–человеческие эмоции и межличностные отношения. З.Фрейд (1856–1939) объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Он полагал, что дети проходят 5 стадий психосексуального развития. На каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей источником получения удовольствия(оральная стадия (0 – 2 года); анальная стадия (2 – 3 года); фаллическая стадия (4 – 5 лет); латентная стадия (6 – 12 лет); генитальная стадия (12 – 18 лет),т.е.основа индивидуального развития-врожденные влечения и инстинкты Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис,суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики: 1.доверие – недоверие к окружающему миру (0 – 1 год); 2.чувство независимости – ощущение стыда и сомнения (1 – 3 года); 3.инициативность – чувство вины (4 – 5 лет); 4.трудолюбие – чувство неполноценности (6 – 11 лет); 5.понимание принадлежности к определенному полу – непонимание форм поведения, соответствующего данному полу (12 – 18 лет); 6.стремление к интимным отношениям – изолированность от окружающих (раннее взросление); 7.жизненная активность – сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление); 8.ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее взросление). Когнитивная теория Касается проблем становления и развития мышления, процесса усвоения знаний. Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже (1896 – 1980)-человек в своем умственном развитии проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет; 2) дооперативный (2 – 7 лет); 3) период конкретного мышления (7 – 11 лет); 4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее). Теория поведения Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Эту теорию также называют бихевиористской. Основоположником является Джон Уотсон. Большой вклад в практическое осуществление теории внес Б. Скиннер. Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей. Они рассматривали л-ть как совокупность поведенческих реакций,присущих данному чел. Реакция возникает на определенный стимул,ситуацию. Биологическая теория Сравнивает поведение людей и животных в естественных условиях и акцентирует внимание на определении общего и специфического в их поведении. Научное направление, занимающееся этими проблемами, носит название этология. Конрад Лоуренц(1903-1988ввел в психологию понятие импринтинга-запечатлевания. Человек рождается с определенными фиксированными образцами действий, генетически детерминированными формами поведения - инстинктами. Гуманистическая теория Рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Наибольший вклад в развитие гуманистической теории внес Маслоу (1908 – 1970). Согласно его теории, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней: 1.выживание, или биологические потребности; 2.безопасность и уверенность в будущем; 3.любовь и принадлежность к конкретной социальной группе (социальный статус); 4.самооценка; 5.самореализация. Удовлетворив их, человек может стать творческим и независимым существом Предмет изучения и задачи психологии. Историческое становление психологии как науки. Психология, как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики. Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа». Психология – наука о психике и психических явлениях. В истории становления психологии м. выделить 4этапа: I этап — психология как наука о душе. Первые представления о душе возникли на основе мифов, легенд, религиозных представлений и были связаны с анимизмом - древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II этап — психология как наука о сознании. Возникает в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Р. Декарт приходит к выводу о различии между душой человека и его телом. понятие «Душа» стало превращаться в понятие «Разум», а позднее — в понятие «Сознание». Существование сознания — главный и безусловный факт. Основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояниеи содержание сознания. На базе этого постулата и стала развиваться психология — она сделала своим предметом сознание. Попытку вновь соединить тело и душу человека предпринял голландский философ Спиноза (1632-1677). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) отвергнул установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил — бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Локк ввел понятие «ассоциации» — связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так психология стала изучать, каким образом по ассоциации идей человек осознает окружающий мир. III этап — психология как наука о поведении. Возникает в 20 веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно, поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).Американский психолог Уотсон провозгласил в 1913 г. «Психология — это наука о поведении»,а все понятия, связанные с сознанием, следует изгнать из научной психологии(бихевиористский подход). IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Как самостоятельная наука психология в начала развиваться в 60-х гг. 19 в. до настоящего времени. История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 г. основанной Вундтом(1832-1920) первой в мире экспериментальной психологической лаборатория. Вскоре, в 1885 г., В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. Предмет психологии - сам человек, его внутренняя сущность, сознание. Задача психологии – изучить простейшие элементы сознания, с помощью эксперимента. Так произошло отделение психологии от философии. Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы Г.М.» основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Предметом научного познания психологии являются психические процессы. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института в 1912. Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857-1927). Усилия Я. П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. На смену основоположникам отечественной психологии Рубенштейн, Выготский, Лурия, Ананьев, Леонтьев, Запорожец, Эльконин – 30-60г.г.20в. В этот период возникает несколько научных школ: 1.в Грузии школа Узнадзе - изучал установки; 2.культурно-историческая теория развития Выготского; 3.школа Рубинштейна – субъектно – деятельная психология, основы общей психологии. Современная психологическая школа – Ананьев, Леонтьев. Запорожец, Эльконин заложили основы детской психологии (вопр. Возрастного развития и воспитания). Благодаря Лурии отечественная психология продвинулась вперед в области нейрофизиологических основ памяти и мышления. Психология прошла длительный путь становления. В 40-60г.г. в центре внимания оказываются внутренний мир человека, его сущность, интеллект. Предметом психологии - факты, механизмы и закономерности психики человека, формирование психологических особенностей личности. Задачи психологии: ü научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; ü научиться управлять ими; ü синтез достижения ряда других наук; ü познание психической реальности; ü изучение законов психической деятельности; ü быть теоретической основой практики психологической службы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.140.88 (0.009 с.) |