Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология экспериментального психологического исследования.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Учение о методе составляет особую область знания — методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Методология исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания, законы его функционирования и изменения, объяснительные схемы науки и т.п. Методологические принципы(правила применения м-дов): 1.принцип детерменизма –психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни,т.е.сознание человека имеет общественно-исторический характер; 2.принцип единства психики и деятельности –изучение детей в процессе обучения и воспитания, учитывая связь психического развития с его ведущей деятельностью; 3.принцип объективности-равенство экспериментальной и контролирующей групп, психологические явления рассматривать такими какие есть на самом деле; 4. принцип развития – учет особенностей возраста, те особенности которые четко определялись и те, в которых намечается развитие. На основе этих принципов строится исследование, выбираются методы. Этапы экспериментального исследования: На каждом этапе решается определенная задача. Исследование начинается с постановки проблемы. Проблемы подразделяются на реальные проблемы и псевдопроблемы, которые кажутся значимыми. На следующем этапе ученый анализирует доступную информацию по изучаемой проблеме. Может оказаться, что эта проблема уже решена или существуют аналогичные исследования, не приведшие к окончательному результату. Если ученый сомневается в результатах, полученных ранее, он воспроизводит исследование по методике, предложенной его предшественниками, затем анализирует методы и методики, которые ими применялись для решения этой или аналогичных задач. Наиболее творческий момент исследования заключается в изобретении оригинальной методики. Зачастую методическая находка преобразует научную область и порождает новое направление. (предложенный Ф. Гальтоном метод сравнения психических особенностей близнецов положил начало современным психогенетическим исследованиям). Следующим очень важным этапом является формулировка предположений — гипотез. Гипотеза – это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. В методологии науки различают теоретические гипотезы и гипотезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспериментальной проверке. Теоретические гипотезы входят в структуры теорий в качестве основных частей. Теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов. Гипотезы как эмпирические предположения — предположения, выдвигаемые для решения проблемы методом экспериментального исследования. Это экспериментальные гипотезы, которые не обязательно должны основываться на теории. Данный этап включает в себя выбор объекта — группы людей, с которыми будет проводиться эксперимент или за которыми будет вестись наблюдение. Уточняется предмет исследований — часть реальности, которая будет изучаться. Выбирается место и время исследований и определяется порядок экспериментальных проб, чтобы уменьшить влияние помех на результат эксперимента. Проведение исследований по намеченному плану - следующий этап. В ходе реального эксперимента всегда возникают отклонения от замысла, которые необходимо учесть при интерпретации результатов и повторном проведении опыта. После фиксации результатов эксперимента проводится первичный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипотезы проверяются на достоверность. Формулируются новые факты или закономерности. Теории уточняются либо отбрасываются как непригодные. На основе уточненной теории делаются новые выводы и предсказания.
9. Природа, содержание и функции психики в жизнедеятельности и поведении человека. Первые представления о психики были связаны с анимизмом - древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. В 5-13в.душу рассматривают в рамках философских учений и на базе медицинских знаний. 14-16в. в связи с развитием анатомических и физиологических знаний о строении и работе тела понятие души становится излишним для объяснения большей части явлений жизнедеятельности тела-появление понятия психика. Психика-свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира необходимого человеку(животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением. Содержанием психики являются идеальные образцы объективно существующих явлений. Эти образцы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов. Психика-субъективное отражение объективного мира. Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой. Психика как подражательная способность есть и у животных, но высшей формой психики является сознание человека. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи. Развитие психики чел.происходит в процессе трудовой деятельности. Следовательно материальная, духовная культура человечества-объективная форма воплощения достижений психического развития человечества. В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия, опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека. Сознание также неразрывно связано с языком и речью. Благодаря ему человек произвольно регулирует свое поведение Основные функции психики: регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания; познавательная (отражение окружающего мира), регулятивная, коммуникативная (передача информации через коммуникативные процессы). Все функции взаимосвязаны м/у собой, ведут к адаптации живого организма к условиям окружающей среды. Адаптация человека направлена не только на обеспечение его биологического существования, но и обеспечение существования в обществе. Структура психики – это совокупность устойчивых связей м/у многими ее компонентами, обуславливающими ее целостность, и самотождественность.Психика сложна и многообразна в своих проявлениях. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: 1) психические процессы -динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Все психические процессы подразделяются на познавательные(ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение)и эмоциональные (активные и пассивные переживания, волевые — решение, волевое усилие)2) психические состояния -определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности., 3) психические свойства -устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Психические свойства синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым относятся: -жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); -темперамент (систему природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения), характеризующую динамическую сторону поведения); -способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности); -характер как систему отношений и способов поведения. Психика у человека формируется только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующим поколением.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 935; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.32.53 (0.007 с.) |