Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии труда

Поиск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

На современном этапе деятельность специалиста становится более сложной по задачам, интенсивности и содержанию. Она требует не только глубоких профессиональных знаний, но и психолого-педагогического осмысления аспектов реализации собственного профессионального потенциала, управления персоналом с учетом индивидуально-психологических особенностей протекания различных психических явлений. Таким образом, необходимость введения дисциплины «Психология труда» для студентов диктуется необходимостью обеспечения эффективности работы системы «человек-человек».

Целью дисциплины «Психология труда» является знакомство студентов с основами психологии труда; формирование навыков практического использования полученных знаний в профессиональной деятельности психолога.

Задачами дисциплины выступают:

1) знакомство студентов с теоретическими основами и методами психологии труда;

2) знакомство обучающихся с ценностно-смысловыми аспектами трудовой деятельности;

3) характеристика основных психолого-педагогических способов и приемов успешной организации профессионального потенциала студентов;

4) соотнесение личностных характеристик студентов с требованиями профессиональной деятельности;

5) формирование у обучающихся начальных навыков рефлексии своего будущего профессионального труда;

6) характеристика практических особенностей применения усвоенных профессионально-психологических закономерностей в рамках получаемой студентами специальности.

Программа дисциплины «Психология труда» рассчитана на 24 часа, из них 16 часов лекционных, 6 часов семинарских занятий, на самостоятельную управляемую работу студентов отводится 2 лекционных часа.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА»

№ п/п Название темы Лекции Семинары
  СУРС   СУРС
  Предмет, задачи и методы психологии труда        
  Психологические закономерности формирования трудовой деятельности        
  Кризисы профессионального становления личности      
  Понятие о профессиологии и профессиографии       2*
  Профессионально-важные качества личности и формирование профессионального мастерства        
  Профессиональная направленность личности и ее изучение        
  Профессиональная пригодность. Профессиональный отбор и подбор        
  Психология профессиональной ориентации и профессионального консультирования        
  Психические состояния человека в труде        
Социальная психология труда
  ВСЕГО:        

 

* Самостоятельная управляемая работа студентов


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА»

 

Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии труда

Предмет психологии труда. Основные направления (разделы) изучения человека в трудовой деятельности: психология труда, инженерная психология, психология управления, профориентация, профессиональное образование. Эргономика как комплексное изучение человека в труде. Задачи психологии труда. Методологические принципы и методы изучения психологии труда. Связь психологии труда с другими науками и разделами психологии.

Исторические этапы развития психологии труда. Представление о труде в древности и в эпоху феодализма. История зарубежной психологии и социологии труда. Психотехника и ее кризис. Возникновение и история развития психотехники.

История отечественной психологии труда. Психология труда в России в конце 19-начале 20 века. Отечественная психотехника. Развитие современной психологии труда. История психологии труда и теоретические разработки профориентационой проблематики в Республике Беларусь.

Тема 2. Психологические закономерности формирования

Трудовой деятельности

 

Профессиональная деятельность как система. Развитие психологической системы профессиональной деятельности субъекта труда (по В.Д.Шадрикову). Проблема формирования индивидуального стиля трудовой деятельности (взгляды В.С.Мерлина). Психологические характеристики успешности профессиональной деятельности.

Роль профессиональной деятельности в формировании личности. Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности (теория Дж.Голланда). Личностные особенности представителей различных профессиональных групп. Профессиональные деформации личности. Общее представление об основных тенденциях развития профессиональных деструкций (по Э.Ф.Зееру). Уровни профессиональных деструкций (по Э.Ф.Зееру). Возможные пути профессиональной реабилитации работников.

 

Тема 3. Кризисы профессионального становления личности

Динамика профессионально важных качеств личности на протяжении профессионального пути человека. Общее представление о жизненных и профессиональных кризисах (Г.Шихи, Б.Ливехуд).

Кризисы развития профессионала (Э.Ф.Зеер, Э.Э.Сыманюк). Психологические особенности кризисов профессионального становления. Психотехнологии преодоления профессионально обусловленных кризисов.

«Кризисы разочарования» и основные этапы развития психолога-профессионала (по Н.С.Пряжникову).

 

Тема 4. Понятие о профессиологии и профессиографии

Понятие о профессии. Соотношение понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность». Значения понятия «профессия» и основные характеристики профессии (по Е.А.Климову).

Профессиография. Профессиограмма и ее составные части. Психограмма как модель индивидуально-личностных качеств профессионала. Принципы составления профессиограммы. Типы профессиограмм: информационная, ориентировочно-диагностическая, конструктивная, методическая, диагностическая (по Е.М.Ивановой). Основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм (по А.К.Марковой). Понятие «аналитическая профессиограмма» (по Е.М.Ивановой). Характеристика модульного подхода в профессиографии (по В.Е.Гаврилову). Общая схема и методы профессиографирования.

Классификация профессий. Принципы классификации профессий: типы, классы, отделы, ярусы профессий. «Формула профессии». Схема анализа профессии и варианты ее использования в групповой работе и в индивидуальной профконсультации.

Трудности изучения профессий в современных условиях. Профессиология и профессиография в обеспечении процесса профессионального самоопределения личности.

 

Тема 5. Профессионально важные качества личности и формирование профессионального мастерства

Профессионально важные качества личности в структуре ее профессиональной деятельности. Формирование профессиональных способностей.

Алгоритм разработки профессионально-квалификационной характеристики, изучение ее раздела «Профессионально-значимые свойства личности работника». Анализ тарифно-квалификационной характеристики педагога-психолога и составление профессиограммы «Психолог».

Психологические предпосылки подготовки, переподготовки специалистов и повышения квалификации кадров.

Тема 7. Профессиональная пригодность.

Профессиональный отбор и подбор

Профессиональная пригодность как сочетание физических, индивидуально-психологических, психофизиологических качеств личности, обеспечивающих овладение профессией, качественно-профессиональную деятельность и удовлетворенность выбранной профессией. Основные факторы и критерии профпригодности. Этапы формирования профессиональной пригодности. Профессиональная пригодность как система. Классификация профессиональной пригодности (по А.Е.Климову).

Профессионально-важные качества (ПВК). Развитие способностей и формирование профессиональной пригодности. Понятие профотбора и подбора. Организация и процедура проведения профессионального отбора и подбора. Этапы отбора персонала.

 

Тема 8. Психология профессиональной ориентации и

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Список основной и дополнительной литературы

по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»

Основная

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. – 336 с.

2. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования: Учеб. пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.– 256 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2004. – 304 с.

4. Кухарчук А.М., Лях В.В., Широкова А.Б. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Минск: Современное слово, 2006. – 544 с.

5. Полещук Ю.А. Профессиональная направленность личности: теория и практика: учеб-методич. пособие. – Минск: БГПУ, 2006. – 69 с.

6. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. – СПб.: Речь, 2001. – 448 с.

7. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности (реклама, управление, инженерная психология и эргономика): словарь / под. ред. Б.А.Душкова. – М: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 848 с.

8. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2001. – 480 с.

9. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.

10. Толочек В.А. Современная психология труда: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 479 с.

 

Дополнительная

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности.– М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.

2. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология.– СПб., 2001.

3. Зайцев С.А. К 80-летию создания в Беларуси психотехнической лаборатории. История создания и деятельности психотехнической лаборатории в Беларуси / Псiхалогiя. – 2005. – № 3. – С. 57-59.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 480 с.

5. Кандыбовіч Л.А. Прафесіяграфія і методыка яе правядзення // Адукацыя і выхаванне. – 1996. – № 5. – С. 73 – 77.

6. Кухарчук А.М., Седова Е.Л., Лях В.В. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся. – Мн.: Беларуская навука, 2000.

7. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. – Петрозаводск: Петроком, 1992. – 318 с.

8. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.– М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с.

9. Никиреев Е.М. Направленность личности и методы ее исследования. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 192 с.

10. Носкова О.Г. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е.А.Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.

11. Поваренков Ю.П. Основные тенденции профессионального развития студентов педагогического вуза // // Псiхалогiя. – 2006. – № 3. – С. 3-11.

12. Полещук Ю.А., Сутович Е.И. Изучение профессиональной направленности личности учащихся профессионально-технических и средних специальных учебных заведений: Пособие.– Минск: РИПО, 2000.– 38 с.

13. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 560 с.

14. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М.: Просвещение, 1991. – 141 с.

15. Прудило А.В. Психологическое консультирование в профессиональной ориентации. – Мн., 1999.

16. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. – Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 400 с.

17. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербурского университета, 1991. – 152 с.

18. Психологическое сопровождение выбора профессии Под ред. Л.М.Митиной. – М.: МПСИ, Флинта, 1998. – 179 с.

19. Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодно­сти.– Минск: Вышэйш. школа, 1984.– 176 с.

20. Сыманюк Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 320 с.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине «Психология труда»

(всего 6 часов)

 

Трудовой деятельности

1. Профессиональная деятельность как система (по В.Д.Шадрикову).

2. Формирование индивидуального стиля трудовой деятельности (взгляды В.С.Мерлина).

3. Роль профессиональной деятельности в формировании личности.

4. Профессиональные деформации личности.

5. Динамика профессионально важных качеств личности на протяжении профессионального пути человека.

6. Кризисы профессионального становления.

 

Литература

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности.– М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 480 с.

3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2001. – 480 с.

4. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербурского университета, 1991. – 152 с.

5. Сыманюк Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 320 с.

6. Сыманюк Э.Э. Стратегии профессионального самосохранения личности // Мир психологии. – 2005. – №1. – С. 156-162.

7. Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы // Школьный психолог. – 2003. – № 36. – С.18-19.

Литература

 

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности.– М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 480 с.

3. Кухарчук А.М., Лях В.В., Широкова А.Б. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Минск: Современное слово, 2006. – 544 с.

4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 560 с.

5. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. – СПб.: Речь, 2001. – 448 с.

6. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербурского университета, 1991. – 152 с.

7. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2001. – 480 с.

 

Литература

 

1. Кухарчук А.М., Лях В.В., Широкова А.Б. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Минск: Современное слово, 2006. – 544 с.

2. Кухарчук А.М., Седова Е.Л., Лях В.В. Психодиагностика в профессиональном самоопределении. – Мн., 2000.

3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. – М., 2004.

4. Никиреев Е.М. Направленность личности и методы ее исследования. – М.– Воронеж, 2004. – 192 с.

5. Полещук Ю.А. Профессиональная направленность личности: теория и практика: учеб-методич. пособие. – Минск: БГПУ, 2006. – 69 с.

6. Полещук Ю.А., Сутович Е.И. Изучение профессиональной направленности личности учащихся профессионально-технических и средних специальных учебных заведений: Пособие.– Мн., 2000.

7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб., 2000.

8. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. – СПб., 2001.


* САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

Семинар 1*. Понятие о профессиологии и професиографии (2ч)

 

1. Соотношение понятий: профессия, специальность, квалификация, должность.

2. Классификация профессий.

3. Виды профессиограмм. Психограмма.

4. Методы профессиографирования.

5. «Формула профессий».

6. Модульный подход в профессиографировании.

7. Трудности изучения профессий в современных условиях.

 

Литература

 

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности.– М., 2001.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. – М.-Воронеж, 2003.

6. Кандыбовіч Л.А. Прафесіяграфія і методыка яе правядзення // Адукацыя і выхаванне.– 1996.– №5.– С. 73-77.

8. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. – СПб., 2001.

9. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2000.

10. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. – СПб., 2004.

 

ЗаданиЯ для самоконтроля

по дисциплине «Психология труда»

кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Юлия Анатольевна Полещук

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

На современном этапе деятельность специалиста становится более сложной по задачам, интенсивности и содержанию. Она требует не только глубоких профессиональных знаний, но и психолого-педагогического осмысления аспектов реализации собственного профессионального потенциала, управления персоналом с учетом индивидуально-психологических особенностей протекания различных психических явлений. Таким образом, необходимость введения дисциплины «Психология труда» для студентов диктуется необходимостью обеспечения эффективности работы системы «человек-человек».

Целью дисциплины «Психология труда» является знакомство студентов с основами психологии труда; формирование навыков практического использования полученных знаний в профессиональной деятельности психолога.

Задачами дисциплины выступают:

1) знакомство студентов с теоретическими основами и методами психологии труда;

2) знакомство обучающихся с ценностно-смысловыми аспектами трудовой деятельности;

3) характеристика основных психолого-педагогических способов и приемов успешной организации профессионального потенциала студентов;

4) соотнесение личностных характеристик студентов с требованиями профессиональной деятельности;

5) формирование у обучающихся начальных навыков рефлексии своего будущего профессионального труда;

6) характеристика практических особенностей применения усвоенных профессионально-психологических закономерностей в рамках получаемой студентами специальности.

Программа дисциплины «Психология труда» рассчитана на 24 часа, из них 16 часов лекционных, 6 часов семинарских занятий, на самостоятельную управляемую работу студентов отводится 2 лекционных часа.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА»

№ п/п Название темы Лекции Семинары
  СУРС   СУРС
  Предмет, задачи и методы психологии труда        
  Психологические закономерности формирования трудовой деятельности        
  Кризисы профессионального становления личности      
  Понятие о профессиологии и профессиографии       2*
  Профессионально-важные качества личности и формирование профессионального мастерства        
  Профессиональная направленность личности и ее изучение        
  Профессиональная пригодность. Профессиональный отбор и подбор        
  Психология профессиональной ориентации и профессионального консультирования        
  Психические состояния человека в труде        
Социальная психология труда
  ВСЕГО:        

 

* Самостоятельная управляемая работа студентов


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА»

 

Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии труда

Предмет психологии труда. Основные направления (разделы) изучения человека в трудовой деятельности: психология труда, инженерная психология, психология управления, профориентация, профессиональное образование. Эргономика как комплексное изучение человека в труде. Задачи психологии труда. Методологические принципы и методы изучения психологии труда. Связь психологии труда с другими науками и разделами психологии.

Исторические этапы развития психологии труда. Представление о труде в древности и в эпоху феодализма. История зарубежной психологии и социологии труда. Психотехника и ее кризис. Возникновение и история развития психотехники.

История отечественной психологии труда. Психология труда в России в конце 19-начале 20 века. Отечественная психотехника. Развитие современной психологии труда. История психологии труда и теоретические разработки профориентационой проблематики в Республике Беларусь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.93 (0.008 с.)