Описательная психология В.Дильтея и Э.Шпрангера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описательная психология В.Дильтея и Э.Шпрангера.



Свою психологию Дильтей называет описательной и рассматривающей, противопоставляя описание объяснению, расчленение – конструирование схем из определенных элементов. Выступал против ассоциативного подхода к психике, понимая ее как более философское явление. Центральное понятие – переживание. Оно выступало не в виде элемента сознания, а в виде внутренней связи, не отделимой от ее воплощения в духовном продукте. Тем самым, индивидуальное сознание соотносилось с миром социально-исторических ценностей, с миром духовности. Важным звеном как между культурой и человеком, так и между отдельными науками стала герменевтика (учение о истолковывании), которая в теории Дильтея является средством воссоздания неповторимых культурных миров прошлого. Методом исследования является не объяснение явлений, а понимание, постижение, основанное на анализе непосредственных переживаний «Я».Э. Шпрангер центральной в своей концепции сделал не переживание, а духовную активность «Я», в которой реализуются смысловые связи с содержанием определенной культуры, выраженной в системе ценностей конкретного человека. 6 основных типов объективных ценностей: теоретические (область науки, проблема истинности), эстетические (стремление к оформлению, самовыражению), социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), экономические (материальные блага, полезность), политические (власть как ценность), религиозные (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены все эти ценности, но в разных пропорциях. Труд Шпрангер «Формы жизни».

 

Гештальтпсихология.Причины возникновения и основные идеи.

Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация) – одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии, возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 1920-х гг. в Германии. Основоположником является немецкий психолог Макс Вертгеймер. Данное направление получило свое развитие в трудах Макса Вертгеймера, но и Курта Левина, Вольфганга Келлера, Курта Коффки и др. На основе исследований зрительного восприятия, были выведены конфигурации «гештальты» (гештальт – целостная форма), суть которых в том, что человек склонен воспринимать окружающий его мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельные фрагменты мира. Макс Вергаймер проводил эксперименты на зрительном восприятии (2 лампочки) вывод: важны не просто стимулы, но и связь между ними(фи-феномен).Образование гештальта предполагает связь областей мозга отвечающих за восприятие отдельных стимулов. М.В. считал что научение происходит за счёт инсайтов.(внезапное нахождение решения задачи)., исследование процессов мышления. Вольфганг Келер проводил эксперименты с обезьянами (2ух фазное мышление).изучал процессы мышления, путём инсайта образуется гештальт, развитие происходит адаптированием этого гештальта к др. ситуациям, ввёл понятие инсайт в психологию. К.Коффка Применил исследования к различным областям(детской психологии),для новорождённого мир- это слитое воедино масса каких-то вещей). К. Левин разработал теорию поля и применяя эту теорию, он изучал личность и ее феномены: потребности, волю. Законы образования гештальта: 1.закон: прегнантности(мозг стремится обрабатывать простые модели), 2з: непрерывности(квадрат),3з: схожести,4з: основного фокуса,5з: близости,6з: изоморфности,7з: общей зоны, 8з: смежности, 9з: фигура и фон гештальтерапия-поменять фигуру и фон. Основные идеи гештальт психологии:1. Идея целостности образа; 2. Идея изоморфизма (существуют подобия психологических процессов нервным (материальным) процессам; 3. Идея имманентной динамики гештальта (фигура – фон). В картине мира, которая сложилась у нас могут происходить изменения; 4. Господство «хорошей фигуры» (замкнуты, симметричны, сбалансированы); 5. Принцип структурности.

 

 

Теория поля К.Левина.

Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальтпсихологии, дав ей название «теория психологического поля». Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т. е. удовлетворению потребности.Левин различал два рода потребностей – биологические и социальные.Всякий раз, когда у индивидуума возникает какая-то потребность, то есть состояние напряженности, он своими действиями старается снять это напряжение и восстановить внутреннее равновесие.

 

8.Социальная детерминация психики в трудах Э.Дюркгейма и Л. Леви - Брюля.

Французская социологическая школа (англ. Frenchsociologicalschool) - социологическая концепция, а также разработанный на ее основе общественно-исторический подход к психике человека.ВыдвинутаЭ. Дюркгеймом (1858-1917) и Л. Леви-Брюлем, развита М. Гальбваксом, Ш. Блонделем. По Дюркгейму, человек - биосоциальное существо, в котором сосуществуют 2 начала:- индивидуальное, его основой является организм- социальное, которое формируется обществом. Общество - это независимая от индивидов вне- и надындивидуальная реальность. Оно доминирует над ними и служит источником всех высших ценностей. Сначала Леви-Брюля интересовали философские проблемы. Ознакомившись с позитивистскими идеями Конта, Леви-Брюль начал интересоваться проблемами социологии, стал изучать социальные процессы, занимался проблемами методологии интерпретации социальных фактов Он принял идею изначального существования коллектива и коллективных представлений как определяющей черты мышления на начальных стадиях, а позже развил эту идею в целую теорию коллективных представлений и со временем Л Леви-Брюль заинтересовался этнографией и обратился к изучению своеобразия сознания народов Африки, Австралии, Океании, находившихся на низкой ступени общественно-исторического развития. В работе «Умственные функции в низших обществах», изданной в 1910 г, Леви-Брюль раскрывает свою теорию первобытного мышления. По его мнению, существует несколько разных типов мышления Они различаются настолько, что психику первобытного человека или человека, стоящего на очень низкой ступени общественно-исторического развития, невозможно понять, если исходить из данных, полученных на основании изучения психологии взрослых или детей из современного общества, или на основании изучения психологии невротика. Пралогическое мышление - одно из основных понятий в теории Леви-Брюля, он раскрывал его суть в различных своих работах. По мнению психолога, это ранний этап развития мышления, на котором формирование его основных логических законов еще не завершено. Он исследует, как действует и как проявляется пралогическое мышление в разных сферах жизни и сознания отсталых народов или низших обществ. Особое внимание он уделял тому, как происходят переход от пралогического к логическому типу. Пралогическое и логическое - не сменяющие друг друга, а сосуществующие типы мышления.

9.Деятельность Т. Рибо, П.Жане и др. представителей французской школы психологии. Т. Рибо (1839-1916) специально для Рибо была создана кафедра экспериментальной и сравнительной психологии, которую он возглавлял до 1902 г., передав ее впоследствии П.Жане. Рибо был одним из крупнейших представителей экспериментальной психологии. Он пришел к выводу о необходимости строить психологию на основе сравнительных и эволюционных принципов.Многочисленные труды Рибо, были посвященны исследованию практически всех значимых психологических проблем (психофизической проблеме, вопросам патопсихологии, исследованию памяти, внимания, воли, эмоций, творчества и т.д.).Большое значение для развития эмпирической психологии имел разработанный Рибо метод «естественного эксперимента», или «эксперимента, поставленного природой». С точки зрения Рибо, это эксперимент, который ставит над человеком природа, создавая людей разного типа, с разным уровнем развития (дикари, дети, взрослые цивилизованные люди) и разным уровнем психического здоровья (невротики, умственно отсталые люди и т.д.). Одним из наиболее значимых открытий Рибо является сформулированный им закон обратного развития памяти. Он устанавливает порядок старческого ослабления памяти, ее утраты и процесса восстановления в случае временной потери памяти. По этому закону, который так же называется законом прогрессивного расстройства памяти, память утрачивается в направлении от нового к старому и от сложного к простому. П.Жане (1859-1947). Труд «Введение в генетическую эпистемиологию»1949-1951. Он также пришел к выводу о том, что экспериментальная психология должна быть патологической, так как, зная психические болезни, можно изучать нормальную психику. Жане занимался многими проблемами - разрабатывал методы исследования таких психических процессов, как восприятие, внимание, память; исследовал структуру сознания и личности, соотношение сознательного и бессознательного в содержании психики. Он считал, что психическая деятельность в ее примитивной, элементарной форме есть деятельность автоматическая, в ее основе не лежит свобода воли. Изучая структуру сознания, Жане подчеркивал, что все высшие проявления духа строятся на основе низших, где действие, чувство и разум слиты воедино. Жане выстроил трехуровневую структуру сознания: элементарные ощущения, затем память, а на ней базируется «Я», или личность. Причем он разделял эти понятия, говоря о том, что личность по своей природе метафизична, неизменна и неделима, а идея о «Я» изменяется в течение жизни. При этом болезни затрагивают именно область «Я». Жане также ввел в психологию такое важное понятие, как сужение поля сознания. Поле сознания. Исследование причин сужения поля сознания привело Жане к анализу очень важного для психологии вопроса о соотношении сознательного и бессознательного в человеческой психике.

А.Бине; Г. Тарда – книга «Закон подражания» - доказывал, что основу соц. взаим-ия составляет ассимиляция индивидом установок. Мак-Дауголл- «Введение в соц. психологию» 1908 – использовал понятия об инстинкте для объяснения соц. поведения человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.006 с.)