Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема одиночества, непонимания и непризнания в творческом труде

Поиск
  • Частично проблема непризнания творца уже рассматривалась. В данном разделе будут затронуты наиболее существенные аспекты проблемы:
    1. Опережение творцом своего времени, когда основная надежда возлагается лишь на признание потомков.
    2. "Профессиональные секреты" творца, предполагающие "сокрытие" до определенного времени тех вопросов, над которыми в настоящий момент он трудится. Это могут быть секреты от коллег, от начальства, от родственников, а также - от клиентов и испытуемых (как, например, у психологов).
    3. Неготовность самого творца найти способ выражения своих идей, найти понятный и выразительный язык, с помощью которого можно было бы донести до коллег и окружающих свои новые идеи, образы, духовные ценности. В итоге творческий человек сам не стремится к тому, чтобы кто-то к нему как-то относился (признавал или не признавал).
    4. Можно выделить и такой аспект, как соотношение таланта ("божьего дара") человека и его целеустремленности, воли для реализации своих намерений. Как уже отмечалось, настоящий талант (и тем более гений) всегда реализует определенную нравственную позицию и здесь воля, а также устойчивость к нападкам, насмешкам и оскорблениям играют далеко не последнюю роль.

Особенно требуется воля в ситуациях, когда творчество (а тем более определенные результаты творческой деятельности) просто не замечаются, замалчиваются, как будто они и внимания никакого не заслуживают. Такие ситуации становятся все более распространенными, поскольку увеличивается общее число представителей творческих профессий (за всеми не уследишь и никого уже почти ничем не удивишь), а также увеличивается и число различных продуктов творческой деятельности (художественных полотен, книг, песен, кинофильмов, научных публикаций и др.). Непризнание - это самое страшное наказание для творческого человека. Творцы нуждаются не столько в обязательной похвале, понимании и одобрении: им больше нужен сам факт внимания к своему творчеству. Они даже согласны на скандал вокруг своих произведений. Чтобы не отказаться от своего творчества (не "сломаться" в моральном отношении) творец должен иметь определенные "психологические тылы", которые обеспечили бы ему поддержание чувства собственной значимости (чувство элитарности) на достаточно высоком уровне.
Нередко творец, не находящий реального понимания и поддержки среди реальных окружающих людей, а тем более "не замечаемый" своими коллегами, вынужден бывает создавать в своем воображении других людей, другие ситуации, в которые он как бы экстраполирует результаты своего труда.
По этому поводу любопытное и поучительное для будущих ученых откровение сделал в предисловии к своей книге известный ученый, основатель физиологической теории стресса Г. Селье, обращаясь к своему воображаемому другу Джону: "Я люблю тепло семейной жизни... Но наиболее характерные для меня чувства удовлетворения и соучастия обязаны своим происхождением определенного рода резонансу с общими законами природы. А они слишком грандиозны, чтобы вызвать иное чувство, кроме восхищения (если только не разделять полностью их понимание с другими людьми). Такое взаимопонимание дается не всегда. Чем дальше продвигаешься в глубь неизведанного, тем меньше попутчиков остается рядом с тобой... Ты, Джон, для меня символ того, кто в этот момент будет рядом со мной. Вот почему я ищу тебя всю жизнь... Как часто в науке начинаешь понимать, что абстракции бывают в такой же или даже в большей степени реальны, чем осязаемые конкретные факты. Вот я и создал тебя, Джон, своим младшим духовным братом и последователем, с которым я могу обо всем потолковать. Ибо кто брат мой? Человек моей крови - даже если у нас нет больше ничего общего - или человек моего духа, с которым нас связывает теплота взаимопонимания и общих идеалов. Я продолжаю надеяться, что где-нибудь, когда-нибудь ты материализуешься" (Селье, 1987. С. 14).
К этому можно было бы добавить, что помимо воображаемого все понимающего "духовного брата" творец должен быть готов и к созданию в своем воображении своеобразного "духовного оппонента", способного к конструктивной критике. Еще неизвестно, что продуктивнее для творческого "вдохновения".
Таким образом, получается, что непонимание и даже непризнание - это естественное состояние для творчески ориентированного человека. При этом одной из существенных характеристик творца является готовность не просто "мучительно переживать" такое невнимание к своему труду, но и готовность находить иные смыслы в своем творчестве, выстраивая свой внутренний мир ("психологический тыл"), независимый от презрения невежд и отношения так называемых "профессиональных тусовок".

 

11.4. Личностный компромисс как вариант построения "успешной" карьеры

Для начала полезно рассмотреть традиционные представления о путях к "успеху". В представлениях о путях построения успешной карьеры существует парадоксальная ситуация. С одной стороны, людям с детства внушают, что жизненный успех достигается усердием в учебе, честностью, уважением к другим людям и т.п. Но, с другой стороны, молодой человек быстро обнаруживает, что для "успеха" часто бывают полезнее прямо противоположные качества. Одно из возможных объяснений такого противоречия заключается в том, что родители и воспитатели, когда они непосредственно взаимодействуют со своим ребенком, часто сами бывают заинтересованы в том, чтобы он обладал набором "хороших" качеств, "чтобы хлопот с ним было меньше"… Но когда ребенок взрослеет и все больше пребывает в других местах, с другими людьми (с преподавателями, с коллегами, с начальством), родители часто "переориентируют" свое подросшее чадо на прямо противоположные качества и в подтверждение даже приводят соответствующие примеры достижения "успеха". Слава богу, такое происходит не во всех семьях…
Реально многие люди, зная о разных путях построения жизненного успеха (о "честном" и "нечестном" путях), все-таки надеются втайне, что именно их пути окажутся более честными. Но часто самоопределяющийся человек понимает также, что вообще без каких-либо компромиссов и моральных уступок ничего в жизни не добьешься. И тогда проблема сводится к тому, как свести эти компромиссы и уступки к минимуму.
Само понимание "успешной карьеры" предполагает постоянное жестокое соревнование со своими конкурентами и соперниками. В. Берг, обращаясь к этимологии слова "карьера", пишет, что у древних римлян это слово означало "построенные в боевом порядке колесницы, а у французов "карьера" и сейчас означает "поводья, которыми лошадь пристегивается к повозке, для того, чтобы она могла бежать в нужном направлении", т.е. явная аналогия с соревнованием, с соперничеством. При этом сама упряжка рассматривается как "ваше профессиональное желание стать на ступеньку выше в служебной лестнице", - отмечает далее В. Берг (Берг, 1998. С. 63).
Во многих случаях существует определенная неизбежность внутренних компромиссов на разных этапах профессионализации. Попробуем показать на типичных примерах, на какие внутренние компромиссы приходится идти многим людям при построении своей профессиональной карьеры.
На этапе обучения в школе молодой человек может вдруг обнаружить, что его не столько приобщают к миру науки и культуры, сколько всего лишь "натаскивают" для поступления в вуз (нередко процент поступивших в вузы рассматривается как один из важных показателей эффективности школы). К этому можно добавить и ситуации, когда молодой человек вдруг осознает, что все его собственные старания в школе ничего не значат по сравнению с репетитором, который часто и обеспечивает поступление в престижное учебное заведение. И если молодой человек действительно собирается получить солидное профессиональное образование, то он вынужден смириться с такой ситуацией и внутренне преодолевать себя. Можно, конечно, "стать в позу" и заявить, что "я в этих играх участвовать не собираюсь", но тогда вообще можно остаться без образования. Но можно поступить и иначе: заставить себя дополнительно заниматься по собственной программе, обращаться за помощью не к репетиторам, а к своим любимым учителям и т.п. И если молодой человек успешно сдаст потом вступительное экзамены, то это станет отличной основой для его подлинного самоуважения. Но все ли молодые люди готовы к этому?
На этапе подготовки поступления в желанный вуз абитуриент может вдруг обнаружить, что некоторые "профилирующие" вступительные экзамены не имеют прямого отношения к той науке, которую он собрался изучать. Например, известно, что на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова таким экзаменом является математика, после которой отсеиваются около 40-50% поступающих. Или сочинение, при написании которого желательно не демонстрировать свою эрудицию и творческий подход, а надо лишь поменьше делать орфографических ошибок и поближе придерживаться официального учебника. И вновь молодой человек вынужден преодолевать себя, т.е. делать то, что ему чуждо (но ради высокой цели такой компромисс вполне оправдан).
На этапе обучения в вузе студенты часто обнаруживают, что их представления о вузе были слишком далеки от реальности. Некоторые студенты, обнаружив в вузе множество глупостей и беспорядков, начинают "искать правду", и в результате быстро портят отношения с преподавателями, с администрацией, и даже с сокурсниками. Более мудрая позиция при этом заключалась бы в том, чтобы временно смириться с этими нелепицами ради достижения более важной цели - получения образования и диплома, к чему и призывает известный ученый Г. Селье в своей остроумной и очень откровенной работе "От мечты к открытию", как раз и адресованную будущим ученым (см. Селье, 1987. С. 53-54). Получается, что и здесь неизбежны определенные компромиссы и даже не все "талантливые" и "оригинальные мыслители" способны на эти компромиссы. Более подробно проблемы, связанные с обучением в профессиональном учебном заведении, включая и всевозможные внутренние и внешние "компромиссы", рассматриваются в Теме 9 настоящего пособия.
На этапе адаптации к новому месту работы молодой специалист может вдруг осознать, что более важны не его профессиональные знания и умения, а способность ладить с коллегами и начальством. Часто важную роль в успехе на этапе адаптации играет умение включиться в местную престижную социально-профессиональную группу - "тусовку", которая во многом подстраховывает своих постоянных членов и даже оберегает их от гнева начальства. Известно, что такие "тусовки" во многом формируют общественное мнение и с ними вынуждены считаться даже самые строгие руководители. "Работник в тусовке" имеет гораздо больше шансов на успех в данной организации. Но чтобы быть принятым в такую "тусовку", человеку также приходится идти на определенные внутренние (и не только внутренние) компромиссы, ведь в каждой "тусовке" строго расписаны ролевые позиции, и если молодой работник отказывается принять на себя какую-то роль, то в "тусовку" он, скорее всего, не впишется. Но принятие роли, т.е. соответствие ожиданиям окружающих, уже само по себе во многом ограничивает творческое самовыражение личности. И далеко не все готовы на такую жертву. Но если даже человек, принятый в социально-профессиональную "тусовку", в дальнейшем захочет занять более творческую позицию, то это также потребует от него определенной платы (как известно, войти в "тусовку" стоит дорого, но самовольно выйти из нее - еще дороже), т.к. "тусовка" обычно не прощает самостоятельности и независимости.
В ходе самой работы человек неизбежно сталкивается с проявлениями склоки, травли, лени, непорядочности и т.п. И если на все это реагировать должным образом, то самой работы просто не получится: человек сам быстро втянется в подобные отношения и это станет основным смыслом его деятельности (а может, и всей жизнедеятельности). Вот как В. Берг с некоторой иронией рассуждает о том, что означает сделать успешную карьеру: "...это не счастливая случайность. Постарайтесь не попадаться на "зуб" сумевшим сделать блестящую карьеру "волкам" экономики и политики, а научитесь выть и охотиться вместе с ними. Почему бы вам самому не начать травить окружающих вас коллег? Станьте убийцей, пока не стали жертвой. Но при этом всегда следует помнить, что это вам слегка подпортит совесть" (Берг, 1998. С. 8). Получается, что, с одной стороны, лучше не позволять себя втягивать в подобные отношения, но с другой стороны, оставаться в стороне от этой мерзости - это тоже уступка совести. Но есть еще и третья сторона - самому начать травить коллег, а потом, опираясь на свой гибкий интеллект, быстро и весело оправдать любые свои неблаговидные поступки. И опять мы вынуждены признать, что за самим человеком сохраняется право выбора, иначе, если бы все было предопределено, т.е. не было бы соблазна "мерзости" и "подлости", то не было бы и возможности личностного роста.
На этапе выхода на пенсию человек вновь сталкивается с необходимостью жестокого внутреннего компромисса. Вся общественная система буквально вынуждает пожилого человека смириться с тем, что от него уже нет "никакой пользы" и что он "никому не нужен", даже несмотря на богатейший жизненный и профессиональный опыт и еще сохранившееся здоровье, что характерно для многих пожилых людей. К сожалению, нынешняя мораль гласит, что "старики должны уступать место молодым", даже если эти старики еще полны сил и замыслов. Хотя в более разумном обществе надо было бы для вех найти возможность для приложения их сил и талантов. В этой ситуации далеко не все старики способны противостоять такой морали и вынуждены идти, быть может, на самый страшный внутренний компромисс - хоронить себя заживо.
Условно можно выделить различные основания для понимания профессионального успеха. Осознать такие основания важно не только для оценки жизни какого-то уже зрелого человека, но и в работе с молодыми людьми, еще только планирующими свою жизнь и мучительно ищущими "критерии" жизненного и профессионального успеха. Можно выделить примерно следующие варианты таких оснований:
1. Успех оценивается по конкретным результатам (заработанным деньгам, купленным и построенным благам, созданным шедеврам или сделанным открытиям, по полученным званиям, премиям и т.п.). Этот вариант прост и понятен для большинства людей. Он хорош тем, что если какой-то требовательный человек заявит, что это лишь внешняя сторона успеха, то на это можно ответить: "А Вы спросите, другие люди уважают меня за эти достижения-результаты?" И, конечно же, большинство других людей скажут: "Уважаем, потому что такой успех нам понятен!"
2. Другой вариант предполагает оценку успеха не столько по внешним результатам-достижениям, а по затраченным усилиям, ведь известно, что одни и те же результаты у разных людей имеют разную ценность. Например, если парень из глухой деревни, без связей и посторонней помощи сумел стать кандидатом наук, то это стоит большего, чем стать доктором наук, имея высокообразованных родителей, да еще с престижными связями, со знакомствами и с определенным влиянием в обществе. Хотя и у таких влиятельных родителей дети далеко не всегда становятся докторами.
3. Часто при оценке жизненного успеха важно бывает понять, что пришлось заплатить данному человеку за свои достижения, ведь кому-то такие достижения достались слишком легко, а кому-то пришлось за них много заплатить. Но самое главное, что именно пришлось заплатить за свой успех. Может так оказаться, что за успех пришлось платить совестью, достоинством, интересами и благополучием своих близких людей… С одной стороны, можно сказать, что человек ради своих целей не пожалел самое дорогое, что у него есть, но с другой стороны, что может быть дороже собственного достоинства?
Быть может, главное искусство жизни и построения успеха заключается не в том, чтобы как в супермаркете покупать этот успех, платя за него своим достоинством, превращенным в "валюту", а в том, чтобы, достигая намеченных целей, еще и приумножать свое достоинство.
Даже в тех случаях, когда приходится идти на определенные внутренние компромиссы, человек должен сохранять свое достоинство. Более того, подлинная "жертвенность", когда человек отказывается от многих радостей жизни (но не от своего достоинства) неизбежна и предполагает настоящий личностный рост, т.к. жертвуя второстепенным, человек фактически обогащается. Также такое обогащение возможно, когда человек не просто жертвует (отрывает от себя) какие-то свои блага, но именно добровольно делится ими с окружающими людьми, т.е. опять же, не продает, не меняет свою совесть в обмен на блага. Только вот как всего этого добиться не на словах, а в условиях реальной жизни?

 

Словарь терминов

  1. Гуманитаризация труда
  2. Элитарные ориентации
  3. Коллектив
  4. Личностный компромисс

Вопросы для самопроверки

  1. Какое значение для профессионального и жизненного самоопределения имеет поиск идеалов?
  2. Что имел в виду Э.Эриксон, когда говорил, что для подростка в поиске социальных ценностей важна "аристократия" и "идеология"?
  3. Что такое "элитарные ориентации" самоопределяющейся личности?
  4. Как проявляются элитарные ориентации в профессиональном самоопределении, труде и творчестве?
  5. В чем проявляется противоречивость представлений о путях к "успеху" у подрастающего человека?
  6. Приведите примеры неизбежных внутренних компромиссов на пути к профессиональному успеху на разных этапах развития профессионала.
  7. Приведите примеры разных оснований при оценке жизненного успеха.

Список литературы

  1. Афанасьев М.Н. Правящие элиты и государственность посттоталитарной России. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПМ "МОДЭК", 1996. 224 с.
  2. Берг В. Карьера - суперигра. М.: АО "Интерэксперт", 1998. 272 с.
  3. Бодалев А.А. О феномене "акме" и некоторых закономерностях его формирования и развития // Мир психологии и психология в мире. 1995. №3. С. 113-119.
  4. Гарин И.И. Пророки и поэты. М.: Терра, 1992. Т.1. 751 с.
  5. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. 144 с.
  6. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 208 с.
  7. Дрейкурс-Фергюсон Е. Психология, которая принесет вам пользу: Введение в теорию Альфреда Адлера. Минск: "Адукацыя I выхованне", 1995. 54 с.
  8. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. 304 с.
  9. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
  10. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
  11. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  12. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: "Знание", 1996. 308 с.
  13. М-с К., Э-с Ф., Л-н В.И. О ком. труде. М.: Политиздат, 1984. 158 с.
  14. Менегетти А. Система и личность. М.: Серебряные нити, 1996. 128 с.
  15. Мерлин В.С. Очерк интегрального иследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.
  16. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М.: Изд-во "Центр психологи и психотерапии", 1996. 478 с.
  17. Петухов В.В. Природа и культура. М.: Тривола, 1996. 160 с.
  18. Пряжников Н.С. Право на нравственность: этические проблемы практической психологии // Психологическая наука и образование. 1991. №1. С. 78-90.
  19. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. 352 с.
  20. Пряжников Н.С. S № $, или Личность в эпоху продажности: Учебно-методическое пособие. М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2000а. 224 с.
  21. Пряжников Н.С. Психология элитарности. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2000б. 512 с.
  22. Пэнсон М., Пэнсон-Шарло М. Социальная дистанция и специфические условия полуформализованного интервью: Практика исследования аристократии и крупной буржуазии // Социология. 1995. Т. 5-6. С. 190-212.
  23. Розин В.М. Психология судьбы: программирование или творчество // Вопросы психологии. 1992. №1. С. 98-105.
  24. Рюмина М.А. Тайна смеха или эстетика комического. М.: Изд-во "Знак", 1998. 251 с.
  25. Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым. М.: Прогресс, 1987. 368 с.
  26. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  27. Фролова М.А. политическая стратификация. М.: Изд-во "Института практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. 108 с.
  28. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. 336 с.
  29. Фромм Э. Человек для себя. Мн.: Коллегиум, 1992. 253 с.
  30. Хазен А.М. Законы природы и "справедливое общество". М.: АОЗТ "УРСС", 1998. 112 с.
  31. Хорни К. Культура и невроз / Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. 288 с.
  32. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: ИТД "Летний сад", 2000. 416 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 2750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.101 (0.017 с.)