Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Развитие профориентации в С-кой России, С-зе и РФ
Годы
| События и факты
|
| При Центральном институте труда была создана лаборатория, занимающаяся вопросами профориентации; лаборатория по выбору профессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро НОТ
|
| В Наркомате был рассмотрен вопрос о создании для подростков бюро по выбору профессии
|
| Появилась первая лаборатория Профконсультации при Л-нградском институте по изучению мозга
|
| По ходатайству Института мозга и благодаря энергичной поддержке его директора В.М. Бехтерева, Наркомтруд организует при институте мозга первое в России Бюро Профконсультации
|
| Организует Бюро по Профконсультации в Свердловске, Ростове-на-Дону, Ивано-Вознесенске, Брянске, Киеве, Одессе
|
| Организуется Бюро по Профконсультации в Перми, Ярославле, Шахтах
| С 1930 по 1933
| Было открыто 47 Бюро Профконсультации
|
| Создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации
| 1936 - конец 50-х
| Работы по профориентации резко были свернуты
| 60-е
| Первые диссертации по проблемам школьной профориентации. Была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН, открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве; организован Научно-исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук - НИИ ТоиПО АПН
| С серед. 60-х до серед. 80-х
| Уровень работ по профориентации снова резко понизился
|
| Вышло постановление ЦК "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы"
| К 1986 г.
| Была создана реальная государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совершенствования
|
| Вышел "Закон о занятости населения", где школьная профориентация из школы фактически переводилась в службу занятости
|
| Вышел "Закон об образовании РФ" и сразу же резко сократилось финансирование школы и особенно профориентации, что в конечном итоге и привело школьную профориентацию к почти полному разрушению
|
| Второй съезд психологов в г. Перми, в программных материалах которого не было ни одного упоминания о профориентации и профессиональном самоопределении, но много места и времени было уделено психокоррекции, психодиагностике, психотерапии (последние имеют смысл, когда они помогают человеку самоопределиться)
|
| Появились слабые надежды на возрождение отечественной профориентации
| Но уже в 1936 г. вышло печально знаменитое Постановление ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе Наркомпроса". Заметим, что наступление на гуманитарные науки началось именно с профориентации. Именно она оказалась самой уязвимой (и прежде всего, в плане свободы выбора). В 1937 г. - отмена трудового обучения в школе и резкое свертывание профориентационной работы (что-то похожее происходит и сейчас в РФ). Таким образом, в период сталинского тоталитаризма - профориентацию, реально связанную с проблематикой свободы выбора, просто запретили. Только в конце 50-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации. В 60-е гг. (в период хрущевской "оттепели") была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН (руководитель - А.Н. Волковский), открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве (руководитель - Б.А. Федоришин); организован Научно-исследовательсткий институт трудового обучения и профориентациии при Академии педагогических наук - НИИ ТОиПО АПН (руководитель - А.М. Голомшток. Таким образом, в период хрущевской "оттепели", т.е. в период возрождения некоторых демократических свобод в стране - явное возрождение профориентации. К сожалению, долгий перерыв в развитии профориентации во многом еще оставлял профориентационные разработки на достаточно простом (и даже примитивном) уровне. В годы брежневского правления (с середины 60-х гг. до середины 80-х гг.) профориентацию не запрещали, но уровень разработок еще более понизился. Это было время, когда на официальном уровне призывали: "Всем классом на ферму!", "… на завод!", "…на комсомольскую стройку!". В таких призывах на первом месте оказывались не интересы личности, а интересы народного хозяйства и обороноспособности страны… В результате ущемления многих свобод в этот период профориентация стала деградировать. Правда, уже с середины 80-х гг. в стране даже на официальном и партийном уровнях стала вызревать потребность в существенных изменениях, и прежде всего в плане увеличения свобод. В 1984 г. вышло Постановление ЦК "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы", где особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодежи.
- В период горбачевской "перестройки" в этом направлении было сделано довольно много:
- создано более 60 региональных Центров профессиональной ориентации молодежи (ЦПОМ), а в районах - множество пунктов профконсультации - ПКП (в Госкомтруде все это курировал О.П. Апостолов, много сделавший для возрождения отечественной профориентации, а фактически, и для становления школьной психологической службы, о чем многие сейчас как-то забывают…);
- на базе Госкомтруда началась активная подготовка профконсультантов (заметим, что в тогдашнем С-зе практических психологов в массовом порядке еще не готовили!);
- в школах ввели курс "Основы производства. Выбор профессии" (заметим, что это также был один из первых психологических курсов в школе!).
- наметился переход к более качественной работе (хотя опыта было мало, но он быстро приобретался).
- в итоге, в 1986 г. была создана реальная государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совершенствования.
|