Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 12 «Психологические особенности судопроизводства»

Поиск

1. Психология участников гражданского процесса.

2. Психологические аспекты подготовки гражданских дел к судебному разбирательству.

3. Психологические аспекты организации судебного заседания.

4. Психология межличностного взаимодействия в гражданском процессе.

5. Психология деятельности адвоката, прокурора в гражданском процессе.

6. Психология познания судом обстоятельств дела и принятия судебных решений.

7. Психологические аспекты принципов уголовного судопроизводства.

8. Психологические основы исследования материалов предварительного следствия и планирования судебного разбирательства.

9. Психологические особенности процесса установления истины судом.

10. Психологические особенности принятия решения судьей.

Литература:

основная:

1. Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 588 с.*

2. Еникеев М.И. Юридическая психология: краткий учебный курс / М.И. Еникеев. – М.: НОРМА, 2005. – 246 с. – (Краткие учебные курсы).*

3. Психология для юристов: учебник / И.И. Аминов, И.Ф. Колонтаевская, И.Б. Лебедев (и др.). – М.: ОМЕГА-Л, 2005. – 552 с. – (Высшее юридическое образование).*

4. Юридическая психология: хрестоматия / сост. В.В. Романов, Е.В. Романова. – М.: Юристъ, 2000. – 448 с.*

5. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология: краткий энциклопедический словарь / М.И. Еникеев, О.Л. Кочетков. – М.: Юридическая литература, 1997. – 448 с.*

дополнительная:

1. Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М), 2001. - 592 с.

 


Методические рекомендации по изучению дисциплины

Указанная дисциплина изучается на протяжении 1 или 2 семестров (в зависимости от формы обучения) и завершается зачетом. В ходе установочных и зачетных периодов обучения основными видами учебных занятий являются лекции и семинарские занятия, индивидуальные консультации. В ходе лекций рассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам.

В ходе семинарских занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с юридической практикой.

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:

—изучить рекомендованную учебную литературу;

—дополнить конспекты лекций;

—изучить и законспектировать первоисточники по теме;

—подготовить ответы на все вопросы семинара.

По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя.

Наиболее сложные темы, к которым можно отнести Тему № 9 «Психология преступного поведения» и Тему № Психология допроса и других следственных действий» необходимо изучать на межпредметном уровне через призму таких дисциплин как: Криминология, Уголовно-процессуальное право. В рамках подготовки к данным темам целесообразно подготовить доклады по вопросам межпредметных связей.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) по проблемам связанным с юридической психологией согласуется в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем, ведущим курс.

 

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы для студентов очной формы обучения

Методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности. Если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем и т.п. Психическое состояние, так же как и устойчивые особенности характера и личности потерпевшего, правонарушителя, свидетеля, развиваются и протекают не иначе, как подчиняясь общепсихологическим и психофизиологическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения в процессе установления истины, в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушения правовых норм путем психологической коррекции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей. Наука о психической жизни и деятельности человека, изучающая такие процессы, как ощущение и восприятие, запоминание и мышление, чувства и воля, свойства личности с индивидуальными особенностями, темперамент, характер, возраст, склонности, не может не иметь самого прямого отношения к раскрытию и расследованию преступлений, рассмотрению дел в суде. В значительной степени задачи юридической психологии определяются потребностями в совершенствовании практической деятельности органов правосудия.

Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса или посредством тестирования. Следует особо подчеркнуть, что учебным планом для студентов заочной формы обучения предусмотрено около 89 % часов от объема учебных занятий выделять на самостоятельную работу. Это свидетельствует о высокой значимости этой формы учебной работы. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Студент должен готовиться к предстоящему практическому занятию по всем, обозначенным в методическом пособии вопросам. Непроясненные (дискуссионные) в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем. Опыт показывает, что желательно вести конспект лекций и первоисточников, а также словарь понятий в одной тетради — это способствует более полному запоминанию учебного матери­ала.

Примерная тематика рефератов

1. История развития и становления юридической психологии.

2. Учение о стрессе: психолого-правовая оценка стресса судом при рассмотрении уголовных дел.

3. Учение о стрессе: психолого-правовая оценка стресса судом при рассмотрении гражданских дел в суде.

4. Психология предварительного следствия.

5. Основания, порядок, особенности проведения судебно-психологической экспертизы.

6. Криминальная психология личности и преступных групп.

7. Психология адвокатской деятельности.

8. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста.

9. Психология обыска. Психология обыскиваемого.

10. Психология формирования показаний. Психологические аспекты подготовки к допросу.

11. Психология допроса (психология допроса свидетеля и потерпевшего, психология допроса подозреваемого и обвиняемого). Психология взаимодействия юриста с допрашиваемым на различных стадиях допроса. Общая схема, алгоритм проведения допроса.

12. Психология очной ставки.

13. Психология опознания.

14. Психология следственного эксперимента, проверки показаний на месте происшествия.

15. Психология участников гражданского процесса.

16. Психологические аспекты подготовки гражданских дел к судебному разбирательству.

17. Психологические аспекты организации судебного заседания.

18. Психология межличностного взаимодействия в гражданском процессе.

19. Психология деятельности адвоката, прокурора в гражданском процессе.

20. Психология познания судом обстоятельств дела и принятия судебных решений.

21. Психологические аспекты принципов уголовного судопроизводства.

22. Психологические основы исследования материалов предварительного следствия и планирования судебного разбирательства.

23. Психологические особенности процесса установления истины судом.

24. Психологические особенности принятия решения судьей.

25. Психология осмотра места происшествия.

Примерная тематика дипломных работ

 

1. Посттравматические стрессовые состояния, их влияние на поведение человека в условиях воздействия криминогенной обстановки.

2. Психологические основания признания сделок недействительными.

3. Психологические аспекты разрешения вопросов, связанных с компенсацией морального вреда (нравственных страданий), при рассмотрении уголовных и гражданских дел в суде.

4. Психологические проблемы вменяемости и невменяемости.

5. Аффект и его уголовно-правовая оценка при рассмотрении судами дел о преступлениях против жизни и здоровья граждан.

6. Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам.

7. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве.

8. Судебно-психологическая экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний.

9. Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой.

10. Судебно-психологическая экспертиза по делам о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними.

11. Актуальные проблемы комплексной судебно-психологической экспертизы.

12. Психология уголовной ответственности.

13. Психологические аспекты невиновного причинения вреда.

14. Психологические особенности личности преступников, совершающих тяжкие преступления против личности.

15. Психологический портрет преступника, его разработка, использование в ходе расследования преступлений.

16. Психологические особенности профессиональной деятельности юриста (применительно к той или иной юридической специальности).

17. Психологические аспекты профессионального общения юриста.

18. Психология допроса в конфликтной ситуации.

19. Психология лжесвидетельства: психологические приемы выявления и разоблачения лжесвидетеля.

20. Психологические особенности судебной деятельности.

21. Психология судебной деятельности по уголовным делам.

22. Психологические особенности принятия решения судом по уголовным и гражданским делам.

23. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности.

24. Психические состояния человека.

25. Личность в сфере правоохранительной деятельности.

 

Примерный перечень вопросов для проведения рубежного контроля

1. Психология как наука, ее особенность.

2. Предмет юридической психологии.

3. Цель и задачи, решаемые юридической психологией.

4. Структура, содержание, система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины.

5. Юридическая психология в системе научных отраслей знания. Ее возникновение и развитие.

6. Современное состояние юридической психологии.

7. Понятие личности в психологии и правовой науке.

8. Человек, индивид, личность, субъект деятельности.

9. Психологическая структура личности.

10. Основные психологические сферы личности: сфера направленности; операциональная сфера; модуляционная (психофизиологическая) сфера. Направленность личности: мировоззрение, потребности, идеалы, жизненные цели, интересы, социальные установки, склонности, мотивы.

11. Способности личности.

12. Опыт личности.

13. Биологическое и социальное в структуре личности.

14. Этапы формирования личности.

15. Психология личности юриста.

16. Цели изучения психологических аспектов личности в профессиональной деятельности юриста.

17. Основные методы психологического изучения личности, используемые в практической правоохранительной деятельности.

18. Метод наблюдения, интроспекция (самонаблюде­ние).

19. Метод беседы.

20. Анкетный метод, метод интервью.

21. Биографический метод.

22. Метод обобщения независимых характеристик.

23. Экспериментальный метод: лабораторный, естественный, законодательный эксперимент, ассоциативный эксперимент.

24. Метод анализа продуктов деятельности человека (анализ результатов преступной деятельности).

25. Метод психологического анализа документов.

26. Метод контент-анализа.

27. Психологический портрет (характеристика) личности.

28. Ощущение.

29. Качество ощущения, сила (интенсивность) ощущения, длительность ощущения.

30. Основные закономерности ощущений: сенсибилизация, адаптация. 31. Значение ощущения в практической деятельности юристов.

32. Восприятие. Основные особенности восприятия.

33. Апперцепция.

34. Внимание и его виды.

35. Особенности внимания: объем; распределение; концентрация; устойчивость; переключение.

36. Понятие и виды памяти.

37. Этапы процесса памяти.

38. Закономерности памяти.

39. Мышление.

40. Операционные компоненты мышления.

41. Основные формы мышления.

42. Качества мышления.

43. Виды мышления.

44. Речь. Функции речи. Виды речи.

45. Воображение и его виды.

46. Эмоции.

47. Чувства.

48. Свойства и виды эмоций и чувств.

49. Стенические и астенические чувства.

50. Регулирующие функции эмоций (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик, настроение, конфликтные эмоциональные состояния).

51. Стресс. Физиологический и психический (эмо­циональный) стресс. Этапы развития стресса. Состояния тревожности, психической напряженности.

52. Аффект. Этапы аффекта. Физиологический и патологический аффект. Сильное душевное волнение как юридическая категория.

53. Страх. Фрустрация. Страдания.

54. Эмоции и чувства в юридической практике.

55. Понятие темперамента, его свойства.

56. Типы темперамента (сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический) и их характеристика.

57. Понятие о характере.

58. Черты характера. Волевые черты характера (целенаправленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, смелость, мужество, дисциплинированность). Эмоциональные черты характера. Интеллектуальные черты характера.

59. Типы характера: гармонически целостный тип; внутренне конфликтный тип, но внешне согласованный со средой; конфликтный тип с пониженной адаптацией; вариативный тип.

60. Акцентуации характера и темперамента.

61. Социально-психологическая характеристика правоохранительной деятельности как разновидности государственной службы.

62. Основные особенности профессиональной деятельности юриста.

63. Профессиограмма профессиональной деятельности юриста.

64. Структурно-психологический анализ правоохранительной деятельности. Социальная подструктура профессиональной деятельности юриста. Познавательно-поисковая подструктура профессиональной деятельности юриста.

65. Реконструктивная деятельность юриста.

66. Коммуникативная деятельность юриста.

67. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста.

68. Удостоверительная деятельность юриста.

69. Психологические аспекты повышения эффективности труда юристов.

70. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура) и его специфика.

71. Цели и виды профессионального общения юриста. Создание исходных благоприятных психологических условий для решения задач общения.

72. Психологический контакт и приемы его установления. Развитие благоприятной психологической атмосферы в ходе общения. Достижение момента истины в решении задач разговора. Техника речевого общения.

73. Психологические факторы формирования преступного поведения.

74. Психология преступного поведения. Проступок, правонарушение, преступление.

75. Психология личности преступника: понятие личности преступника. Типы преступников. Типичные черты личности преступников.

76. Особенности поведения несовершеннолетних (подростков).

77. Психология преступной группы. Общественная опасность группового преступления.

78. Психологическая характеристика преступных групп, их противоправной деятельности. Признаки, характеризующие организованную преступность. Типы и структура преступных групп.

79. Предмет, компетенция, назначение, порядок проведения судебно-психологической экспертизы в граждан­ском судопроизводстве.

80. Вопросы, решаемые психологом (экспертом) в гражданском процессе. Заключение судебно-психологической экспертизы.

 

 

Примеры тестовых заданий

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.253.56 (0.008 с.)