Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение в педагогическую психологиюСтр 1 из 23Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящий учебно-методический комплекс (УМК) предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Дошкольное образование» и преподавателей, читающих учебную дисциплину «Педагогическая психология». Издание рассчитано на студентов, знакомых с учебными дисциплинами общая психология и детская психология. Содержание учебно-методического комплекса ориентировано на формирование психолого-педагогической, социальной компетентности и активизации личностной позиции, процессов самопознания педагога учреждения дошкольного образования. Учебная дисциплина «Педагогическая психология» является одной из основных дисциплин психолого-педагогического цикла, составляющих базовую основу профессиональной подготовки специалиста данного профиля высшей квалификации. С учетом специфики факультета дошкольного образования особое внимание в структуре учебно-методического комплекса уделяется вопросам научения, обучения и воспитания дошкольников, а также вопросам педагогического взаимодействия в системе дошкольного образования. УМК составлен в соответствии с содержанием типовой учебной программы дисциплины «Педагогическая психология» для учреждений высшего образования. Учебно-методический комплекс содержит теоретический и практический раздел, раздел контроля знаний и вспомогательный раздел. Теоретический раздел содержит четыре блока «Введение в педагогическую психологию», «Психология обучения», «Психология воспитания» и «Психология педагога» с кратким изложением лекционного материала соответствующей тематики. Содержание теоретического раздела логично структурировано в соответствии с типовой программой и специальностью «Дошкольное образование». Специальное внимание уделено вопросам научения на ранних этапах онтогенеза. Психология воспитания и психология педагога рассматриваются с учетом специфики приобретаемой студентами специальности на факультете дошкольного образования. Практический раздел содержит планы семинарских занятий с разнообразными заданиями для закрепления материала, а также заданиями исследовательского и практического характера, которые можно использовать в работе со студентами как дневной, так так и заочной форм получения образования. Вспомогательный раздел содержит типовую программу по учебной дисциплине «Педагогическая психология», формы самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов, методики оценки и самооценки педагогического взаимодействия и профессионально-педагогических качеств и умений педагогов. Раздел контроля знаний содержит задания для организации самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов, тематику контрольных работ и вопросы к зачету.
В УМК представлен список основной и дополнительной литературы, который включает монографии, учебники, как отечественных, так и зарубежных авторов. Такое разнообразие будет способствовать продуктивной организации процесса обучения и системности полученных знаний. Изучение дисциплины предусматривает формирование психологической компетентности, которая определяет успешность профессиональной деятельности будущих педагогов системы дошкольного образования, способность эффективно взаимодействовать не только с детьми, но и со всеми участниками образовательного процесса. При разработке учебно-методического комплекса учтены новые данные психологической науки, накопленные за последние годы как в Республике Беларусь, так и в других странах. В основу его положены принципы: научности, практической направленности обучения, рефлексивно-деятельностного овладения психологией, развития самостоятельности в процессе профессионального обучения, интеграции учебной и исследовательской деятельности студентов.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ План 1. Предмет, задачи педагогической психологии, связь с другими науками. 2. Различные подходы к определению структуры педагогической психологии. 3. Актуальные проблемы современной педагогической психологии.
План 1. Основные этапы развития педагогической психологии. Первый этап – общедидактический (середина XVII – конец XIX в.). 2. Второй этап становления педагогической психологии (конец XIX – начало 50-х гг. XX в.). 3. Третий этап развития педагогической психологии (с 50-60 гг. – до настоящего времени).
План 1. Основные принципы и стратегии, используемые в педагогической психологии. 2. Классификация методов педагогической психологии. 3. Требования к исследованиям в области педагогической психологии. Этапы психологического исследования.
Требования к исследованиям в области педагогической психологии. Этапы психологического исследования
Процедура психодиагностики 1) Определить цель диагностирования, 2) выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий, 3) непосредственно получить данные и провести отбор особенно важных материалов, 4) определить понятийный (смысловой) аппарат исследования, 5) создать психологический портрет (ситуация работы с клиентом), 6) переработать и интерпретировать данные (статистическая обработка и качественный анализ), 7) установить психологический диагноз (выявить нуждающихся в помощи), 8) составить прогноз развития ситуации и 9) определить содержание психокоррекционных и развивающих мероприятий с клиентом.
ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ Тема 2.1 Теории, виды и механизмы наученияи обучения План 1. Сущность процесса и явлений научения. Основные типы и виды научения. 2. Теории обучения. Проблема соотношения обучения и развития в психологии. 3. Принципы традиционной и гуманистической парадигм обучения. 4. Психологические основы развивающего обучения. Развивающее обучение в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.
Виды научения
В психологии
Развитие – объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Выделяют физическое, психическое, социальное и духовное развитие человека/ Развитие человека – освоение им внутреннего, индивидуально-психологического и внешнего, общечеловеческого (культурного богатства) потенциала своих возможностей.
Проблема соотношения обучения и развития является центральной в педагогической психологии. Исторически сложились следующие точки зрения на соотношение обучения и развития: 1) Обучение и есть развитие (У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон и др.) 2) Обучение – это только внешние условия для развития и созревания (В. Штерн, Ж. Пиаже). 3) Обучение ведет за собой развитие, вызывая в нем новообразования (Л.С. Выготский, Дж. Брунер). План 1. Место учебной деятельности в обучении. Структура учебной деятельности. 2. Мотивы учения. 3. Обучаемость, ее компоненты и показатели. 4. Пути оптимизации обучения.
Мотивы учения Сложность самой учебной деятельности, уровень ее организации, возрастные особенности учащегося приводят к существованию многообразия мотивов, влияющих на эффективность процесса учения.
Пути оптимизации обучения План 1. Особенности научения в младенческом возрасте. 2. Научение и обучение в раннем детстве. 3. Научение и обучение в дошкольном возрасте. 4. Предпосылки учебной деятельности. Психологическая готовность к обучению в школе. Ведущая деятельность Непосредственно-эмоциональное общение. Эмоциональное общение ребенка со взрослым проходит следующие стадии: – непосредственное общение (общение ради общения); – общение по поводу предметов; – общение как совместная деятельность. Центральное новообразование: – потребность в общении со взрослыми (М.И.Лисина), а также потребность во впечатлениях (Л.И.Божович). Основные новообразования младенческого периода: хватание и ходьба, создают предпосылки для формирования предметно-манипулятивной деятельности последующего периода развития. Начальный этап научения. Младенческий возраст – отправной пункт сенсорного развития человека. Основные сферы научения на данном возрастном этапе – движение, психические процессы). План 1. Обучение в младшем школьном возрасте. 2. Обучение в подростковом и старшем школьном возрасте. 3. Особенности учебной деятельности старшеклассников. 4. Индивидуализация и дифференциация обучения.
Познавательные мотивы Существующие на сегодняшний день исследования обнаруживают низкую побудительную силу познавательных мотивов на протяжении периода детства. В первый и второй год обучения ребенка в школе это закономерно. Познавательные мотивы не приобретаются вместе с ранцем, а постепенно формируются в процессе самого учения, и ответственность за это ложится в первую очередь на педагога и родителей.
При этом познавательные мотивы требуют специальных действий для своего формирования, так как с насыщением, например, потребности в позиции школьника, успешность учения ребенка резко снижается. Падение интереса к учению в 3-м классе, видимо, и есть следствие угасания первоначальных социальных мотивов школьника и несформированности новых, как правило, познавательных мотивов. Социальные мотивы Статусный, или позиционный, мотив «быть учеником». В начале года доминирующую роль играет стремление к негативной его реализации (стремление не быть дошкольником), а в конце – к позитивной (стремление быть школьником). Во многом это предопределяется внешней атрибутикой школьника (ранец, канцтовары). Ко 2-3-му классу этот мотив исчерпывает себя и учеба становится обязанностью и долгом. Мотив хорошей отметки. Отметки выступают в качестве ведущего мотива обучения более чем у половины младших школьников (Л.И.Божович).
Учебная деятельность направлена не на результат, а на выделение способа его усвоения (Д.Б.Эльконин). Эти способы – важные орудия самостоятельной умственной деятельности, они делают доступными каждому результаты работы гениев. Развитая форма учебной деятельности есть такая форма, в которой субъект ставит перед собой задачи собственного изменения. В этом и состоит цель обучения. Цель обучения – изменить ученика. Учебная деятельность не дана в готовой форме. Когда ребенок приходит в школу, ее еще нет. Учебная деятельность должна быть сформирована. Так же как человек должен уметь трудиться, он должен уметь учиться. Чрезвычайно важной проблемой является умение учиться самому. В построении учебной деятельности и заключается задача начальной школы – прежде всего ребенка надо научить учиться. Развитие речи Основная особенность развития чтения выражается в переходе от умения читать бегло, выразительно и правильно к способности декламировать наизусть. Монологическая речь: переход от умения пересказывать отрывок текста к способности самостоятельно подготовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему. Развитие речи с одной стороны,идет за счет расширения богатства словаря, с другой – за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом. В возрасте 10-13 лет отмечается замедленный рост функций внимания и разнонаправленное изменение отдельных сторон внимания: объема, устойчивости, избирательности, переключения. В 13-16 лет наблюдается ускоренный и однонаправленный рост внимания, особенно устойчивости.
Долгая учебная работа не всегда вдохновляет подростка на поддержание произвольного внимания, поэтому учителю на уроке надо использовать приемы поддержания непроизвольного и организации произвольного внимания. При утомлении может пропадать как произвольное, так и непроизвольное внимание, кривая утомляемости резко повышается в 13-14 и в 16 лет. Юношеский возраст – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст определяется как 17-21 год для юношей и 16-20 лет для девушек. Внешняя дифференциация. Она предполагает создание особых типов школ и классов: школы, ориентированные на учащихся, имеющих специальные способности. Это школы-гимназии, лицеи, коррекционные школы разных типов. Внешняя дифференциация проявляется и в создании особых классов (профильных). Внутренняя дифференциация. Она предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями. Необходимость внешней дифференциации до сих пор остается дискуссионным вопросом. Тогда как внутреннюю дифференциацию считают важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения. Процесс организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов: 1. Проведение диагностики. 2. Распределение учащихся по группам с учетом диагностики. 3. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий. 4. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока. 5. Диагностический контроль за результатами.
ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ План 1. Психологическая сущность и цели воспитания, их обусловленность состоянием и перспективами развития общества. 2. Психологические теории и закономерности воспитания. 3. Институты воспитания. Методы воспитания. Средства воспитания, их классификация.
План 1. Воспитание детеймладенческого возраста. Начало формирования самосознания. 2. Воспитание детейраннего возраста.Формирование основ личности в раннем возрасте. 3. Воспитание детейдошкольного возраста. Формирование позитивной Я-концепции и самооценки дошкольника. 4. Психологическое здоровье ребенка.
1. Воспитание детеймладенческого возраста. План 1. Психологические основы воспитания младших школьников. 2. Воспитание в подростковом и старшем школьном возрасте. 3. Проблемы полового воспитания и пути их решения. 4. Психологические основы профориентационной работы.
Психология педагога Тема 4.1 Психология личности и деятельности педагога учреждения дошкольного образования План 1. Общая характеристика и специфические особенности педагогической деятельности, ее структура 2. Цель, мотивы педагогической деятельности. 3. Профессионально значимые качества личности педагога. 4. Профессиональное самосознание, общие и специальные способности педагога. План 1. Профессиональное психологическое здоровье педагога, его основные показатели 2. Стресс в профессиональной деятельности педагога 3. «Эмоциональное выгорание» как специфический вид профессионального заболевания педагогов 4. Пути и способы сохранения и укрепления профессионального психологического здоровья педагога
Его основные показатели Психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. Л.М. Митина определяет профессиональное здоровье учителя как «способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности». В разработанной Л.М.Митиной концепции профессионального развития учителя, показателем профессионального здоровья и долголетия учителя являются три интегральные характеристики: 1) педагогическая направленность, 2) педагогическая компетентность и 3) эмоциональная (поведенческая) гибкость.
В структуре направленности личности педагога выделяют: – направленность на других людей, связанная с интересом к ним, доверием, уважением, стремлением к сотрудничеству; – направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в трудовой деятельности; – направленность на предметную сторону профессии (содержание деятельности).
По определению Л.М.Митиной, «педагогическая компетентность есть гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) педагогического общения». В педагогической компетентности автор выделяет две подструктуры: деятельностную (знания, умения, навыки, способы осуществления педагогической деятельности); коммуникативную (знания, умения, навыки, способы осуществления педагогического общения). Психологическим условием развития педагогической компетентности является осознание учителем необходимости повышения своей общечеловеческой и специальной культуры и тщательной организации общения как основы развития и обучения в школе. Динамика развития профессиональной компетентности учителя определяется сменой репродуктивного выполнения действий и операций творческим; гармонизацией и усложнением деятельностных и коммуникативных компонентов педагогической компетентности. В исследовании «Психология профессионализма» А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности: социальную, специальную, личностную, индивидуальную. Социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью; личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития средствами противостояния профессиональным деформациям личности; специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд напряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом. В психолого-педагогической литературе различают эмоциональную, поведенческую и интеллектуальную гибкость. Противоположными характеристиками личностных качеств, относящихся к гибкости, относят: ригидность, когнитивную, эмоциональную, поведенческую.
План 1. Педагогическое взаимодействие и его функции и структура. 2. Педагогическая эмпатия. Социальная перцепция педагога Педагогическая рефлексия. 3. Индивидуальный стиль педагогического взаимодействия. 4. Педагогическая оценка и ее функции. План 1. Понятие о педагогическом коллективе, социально-психологическая структура педагогического коллектива. 2. Социально-психологический климат коллектива и его основные показатели. Психология «педагогической команды». 3. Стили руководства педагогическим коллективом. 4. Срабатываемость и психологическая совместимость членов педагогического коллектива.
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Планы семинарских и практических занятий по дисциплине «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Литература 1. Белоусова, О.В. Развивающее образование акмеологического типа // Педагогика. – 2008. – №3. – С12-17. 2. Берцфан, Л.В. Актуальные проблемы теории учебной деятельности // Теоретические проблемы развивающего образования. – Мн., 2002. 3. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.– С. 41-42. 4. Волков, Б.С. Основы профессиональной ориентации. – М., 2007. 5. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986 (гл. 5, 6). 6. Давыдов, В.В., Слободчиков, В.М., Цукерман, Г.А. Младший школьник как субъект деятельности // Вопросы психологии. – 1992.–№3-4.–С. 14-19. 7. Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. – М., 1981. 8. Климов, Е.А. Как выбрать профессию. – М., 1984. 9. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М., 2004. 10. Клинберг, Л. Проблемы теории обучения (перевод с немецкого). М., Педагогика, 1984. 11. Маркова, А.К., Матис, Т.Б., Орлов, А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. 12. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка. – СПб., 2002. 13. Пере-Клермон, А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. — М.: Педагогика, 1991. 14. Профессиограммы в школе. Характеристика профессий и их использование: книга для учителей. – 2-е изд. / Под ред. Ф.И. Иващенко. – Мн., 1984. 15. Степанов, В.Г. Профориентация. Функциональная ассиметрия мозга и выбор профессии: учеб. пособие. – М., 2008. 16. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., 1998. 17. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Сост. Л.М. Семенюк / Под ред. Д.И. Фельдштейн. – М., 1996.
. РАЗДЕЛ 3 ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ Задание 5. Напишите эссе: «Моя группа» (детского сада), «Трудности во взаимодействии с родителями дошкольников», «Мои педагогические находки». Задание 4. Изучите стиль педагогического общения одного или двух воспитателей вашего детского сада. Результаты своей работы представьте в психологическом практикуме. Задание 5. Ознакомьтесь с фрагментом книги М.М. Скудиной «Записки воспитателя детского сада» и проанализируйте описанное в нем взаимодействие автора с одним из воспитанников и его родителями. Ответьте на вопросы: Ø Какие профессионально – педагогические умения (гностические, коммуникативные, организаторские, проективные) проявила воспитательница при решении проблемной ситуации? Ø Насколько, на ваш взгляд, адекватны использованные педагогом приемы воздействия на ребенка? Ø Что обеспечило эффективность общения педагога с родителями ребенка? Ø Предложите свои способы решения описанной ниже ситуации. «…В прошлый понедельник Вадик пришел в детский сад невеселый, не отходил от меня все утро, потом неожиданно сказал: – А мы не ходили вчера все вместе в парк гулять: папа с мамой не разговаривает. – Тебе, наверное, это показалось. Расскажи мне, что ты сегодня видел по дороге в детский сад? Попробовала я отвлечь внимание ребенка от невеселых мыслей. Он мне ничего не ответил, но больше не возобновлял разговора о ссоре родителей, и я вскоре забыла о нем. Вечером, когда ребята разошлись, вижу Вадик вновь сидит на ковре у своей постройки. – Что же ты не достраиваешь свой дом? Отвечает не сразу. – Я хочу научиться строить дома из стекла, чтобы люди видели, что делается в доме и не обманывали друг друга. А правда, в таком доме нельзя никого обидеть? Ведь кругом все видно?– говорит он быстро, горячо. – Почему ты так волнуешься? Тебя кто-нибудь обманул или обидел? – Нет, это папа говорит, что мама его обманула и очень обидела. Она пошла в кино с дядей Сережей. Ну что же здесь плохого? Я сказал папе, чтобы он позвал еще тетю Валю. И мы все вместе пошли бы в кино. А он говорит: «Отстань, ты ничего не понимаешь!» А потом еще толкнул маму, она упала на кровать и заплакала! …Я не перебиваю Вадика и стараюсь его как – то успокоить: – Ссорятся не только дети, но иногда и взрослые. Ведь ты же обиделся на Сему и не хотел с ним играть, когда он сделал только Феде бумажный самолетик? А потом все вы помирились. Так и папа с мамой – помирятся, и все будет хорошо! Я вижу по лицу ребенка, что он верит мне: он улыбается; до следующей субботы, возможно, забудет о ссоре родителей. … Я отправляю обоим родителям два совершенно одинаковых письма с пометкой на конвертах «получить лично». Содержание писем – точная копия только что рассказанной истории. В понедельник утром в вестибюле появился Вадик в сопровождении обоих родителей. Отец помогал Вадику раздеться. Вдруг он говорит: «Ты не забудешь рассказать Марии Михайловне, как мы вчера втроем весело гуляли в парке?». И поклонившись мне, быстро вышел на улицу. Вскоре подошла и мать, чтобы попрощаться с сыном. Она ничего не сказала, только, уходя, крепче обычного пожала мне руку».
Задание 2. Оцените свои умения педагогического проектирования с помощью шкалы самооценки умений педагогического проектирования Е.А. Панько. Результаты представьте в психологическом практикуме. Задание 3. Напишите эссе «Педагогический коллектив, в котором я бы хотел работать». Задание 4. Опишите 2-3 конфликта в системах отношений: «Педагог-педагог», «Педагог-родители», «Педагог-заведующий дошкольного учреждения (заместитель заведующего)». Предложите пути их разрешения. Задание 5. Дайте характеристику мотивов и профессиональных умений: Ø Учителя начальной школы Ø Учителя физкультуры в школе Ø Учителя иностранного языка Ø Преподавателя психолого-педагогических дисциплин в педагогических гимназиях, колледжах. Задание 6. Подберите упражнения для развития гибкости мышления, на визуализацию, дыхательные упражнения, на нахождение и снятия «мышечных зажимов», которые можно рекомендовать педагогам. Задание 7. Дайте характеристику мотивов и профессиональных умений: Ø Музыкального руководителя детского сада Ø Педагога-организатора физического воспитания Ø Педагога-организатора изобразительной деятельности Ø Заместителя заведующей по основной деятельности Перечень основной литературы по учебной дисциплине «Педагогическая психология»
1. Возрастная и педагогическая психология: курс лекций / Т.П.Березовская [и др.]. – Мн.: БГПУ, 2010. – 104с. 2. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 239 с. 3. Занков, Л.В. Обучение и развитие / Л.В. Занков // Избранные педагогические труды. – 3-е изд., дополн. – М.: Дом педагогики, 1999. – 608 с. 4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для пед. и психолог. направлений и спец. вузов / И.А. Зимняя. – 2-е изд. – М.: Логос, 2002. – 384 с. 5. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников: учеб. пособие / Ф.И. Иващенко. – Минск: Университетское, 1999. – 128 с. 6. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя /Л.М. Митина. – М.: Академия, 2004. – 320 с. 7. Немов, Р. С. Психология: учебник для пед. спец. вузов: в 3 кн./ Р.С. Немов. – 4-е изд. – Кн. 2: Психология образования. – М.: Владос. – 2003. – 608 с. 8. Панько, Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения: Психология: пособие для педагогов дошк. учреждений: – 2-е изд. / Е.А. Панько. – Минск: Зорны верасень, 2006. – 264 с. 9. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология /А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с. 10.Савенков, А. И. Педагогическая психология. В 2 т. Т 1: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ А.И. Савенков. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 413 с. Перечень дополнительной литературы по учебной дисциплине «Педагогическая психология» 1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили.– М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 496 с. 2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 263 с. 3. Валуйская, Т.Л. Самостоятельная работа по педагогической психологии: учебно–методическое пособие / Т.Л. Валуйская. – Минск: БГПУ, 2009. – 88 с. 4. Возрастная, педагогическая и социальная психология: курс лекций / под науч. ред. Ю.А. Коломейцева. – Мн.: БГПУ, 2006. – 249 с. 5. Волков, Б. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу / Б. Волков, Н. Волкова. – М.: Владос, 2010. – 368 с. 6. Волков, Б. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества / Б. Волков, Н. Волкова. – М.: Владос, 2010. – 334 с. 7. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2006. – 512 с. 8. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учеб. пособие; под ред Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. Минск.: Унiверсiтэцкае, 1997. – 237 с. 9. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников / Ф.И. Иващенко. – Мн.: Выш. шк., 2006. – 189с. 10. Игра в жизни дошкольника / Е.А. Панько [и др.]: под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: Нац. ин-т образования. 2012. – 184 с. 11. Ильин, Е.П. Психология для педагогов / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 640 с. 12. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. 2-е изд. – М.: Эльфа, 1996. – 367 с. 13. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина – М.: Педагогика, 1986. – 136 с. 14. Общая, возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. Т.П.Березовская, М.В.Кравченко, А.В. Музыченко. – Мн.: БГПУ, 2006. – 195с. 15. Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения /под ред. Е.А. Панько. – М.: Университетское, 2002. – 207 с. 16. Психология общения: энциклопедический словарь / под общей ред. А. А. Бодалева. 2-е изд., испр. и доп. – М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2015. – 672 с. 17. Психология педагогического взаимодействия: учеб. пособие /Я.Л.Коломинский [ и др. ]; под ред. Я.Л. Коломинского. – СПб.: Речь, 2007. – 240 с. 18. Психология развития: учебник для студентов учреждений высшего образования 5-е изд., испр. / под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2014. – 528 с. 19. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров / под ред. О. В. Хухлаевой. – М.: Юрайт, 2014. – 360 с. 20. Семёнова, Е.М. Психологическое здоровье ребёнка и педагога: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.М. Семёнова, Е.П. Чеснокова; под ред. проф. Е.А. Панько. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009. – 174 с. 21. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. / Н.Ф. Талызина. – М., Академия, 2013. – 288 с. 22. Шакуров, Р. X. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом / Р.Х. Шакуров. – М., 1982. – 207 с. 23. Эффективность педагогического взаимодействия: теория и практика: учебно-метод. пособие / С.А. Месникович. – Мн.: БГПУ, 2005. – 55 с.
РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ Формы текущего контроля для реализации рейтинговой оценки компетенций студентов по дисциплине «Педагогическая психология»
ОКР № 1: Наименование тем учебной программы: Введение в педагогическую психологию. Общие вопросы психологии обучения. Психологические особенности обучения на разных этапах непрерывного образования. Психолого-педагогические проблемы учебной деятельности. Формы контроля: 1. Работа на семинарских занятиях: выступление с докладом (сообщением) / участие в дискуссиях / решение психологических задач. 2. Письменная контрольная работа. Общие вопросы психологии обучения. 3. УСРС. Психологические особенности обучения на разных этапах непрерывного образования. 3 формы контроля определяют итоговую среднюю отметку за ОКР №1. ОКР № 2: Наименование тем учебной программы: Общие вопросы психологии воспитания. Механизмы, средства и методы воспитания. Психологические основы воспитания в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Психологические основы воспитания в младшем школьном возрасте. Психологические основы воспитания в подростковом возрасте. Психологические основы воспитания в юношеском возрасте. Формы контроля: 1. Работа на семинарских занятиях: выступление с докладом (сообщением) / участие в дискуссиях / решение психологических задач. 2. Письменная контрольная работа. Общие вопросы психологии воспитания. 3. УСРС. Психологические основы воспитания в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. 3 формы контроля определяют итоговую среднюю отметку за ОКР №2. ОКР № 3: Наименование тем учебной программы: Общие вопросы психологии педагога. Профессионально значимые личностные качества педагога. Профессиональное самосознание педагога. Педагогическое взаимодействие. Профессиональное педагогическое общение. Психологическое здоровье педагога. Психологические аспекты деятельности педагогов разных специализаций. Формы контроля: 1. Работа на семинарских занятиях: выступление с докладом (сообщением) / участие в дискуссиях / решение психологических задач. 2. Письменная контрольная работа. Общие вопросы психологии педагога. 3. УСРС. Профессиональное педагогическое общение. Выполнение: 8-й семестр обучения. 3 формы контроля определяют итоговую среднюю отметку за ОКР №3.
Задания для ОКР № 1 Письменная контрольная работа. Общие вопросы психологии обучения. В
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.205 с.) |