Введение в педагогическую психологию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в педагогическую психологию



СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………….. ….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………………... ….5
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ….…………………………………………. ….80
РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.………………………………………. …105
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ...……………………........................ …113

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящий учебно-методический комплекс (УМК) предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Дошкольное образование» и преподавателей, читающих учебную дисциплину «Педагогическая психология». Издание рассчитано на студентов, знакомых с учебными дисциплинами общая психология и детская психология.

Содержание учебно-методического комплекса ориентировано на формирование психолого-педагогической, социальной компетентности и активизации личностной позиции, процессов самопознания педагога учреждения дошкольного образования. Учебная дисциплина «Педагогическая психология» является одной из основных дисциплин психолого-педагогического цикла, составляющих базовую основу профессиональной подготовки специалиста данного профиля высшей квалификации. С учетом специфики факультета дошкольного образования особое внимание в структуре учебно-методического комплекса уделяется вопросам научения, обучения и воспитания дошкольников, а также вопросам педагогического взаимодействия в системе дошкольного образования.

УМК составлен в соответствии с содержанием типовой учебной программы дисциплины «Педагогическая психология» для учреждений высшего образования.

Учебно-методический комплекс содержит теоретический и практический раздел, раздел контроля знаний и вспомогательный раздел. Теоретический раздел содержит четыре блока «Введение в педагогическую психологию», «Психология обучения», «Психология воспитания» и «Психология педагога» с кратким изложением лекционного материала соответствующей тематики. Содержание теоретического раздела логично структурировано в соответствии с типовой программой и специальностью «Дошкольное образование». Специальное внимание уделено вопросам научения на ранних этапах онтогенеза. Психология воспитания и психология педагога рассматриваются с учетом специфики приобретаемой студентами специальности на факультете дошкольного образования. Практический раздел содержит планы семинарских занятий с разнообразными заданиями для закрепления материала, а также заданиями исследовательского и практического характера, которые можно использовать в работе со студентами как дневной, так так и заочной форм получения образования. Вспомогательный раздел содержит типовую программу по учебной дисциплине «Педагогическая психология», формы самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов, методики оценки и самооценки педагогического взаимодействия и профессионально-педагогических качеств и умений педагогов. Раздел контроля знаний содержит задания для организации самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов, тематику контрольных работ и вопросы к зачету.

В УМК представлен список основной и дополнительной литературы, который включает монографии, учебники, как отечественных, так и зарубежных авторов. Такое разнообразие будет способствовать продуктивной организации процесса обучения и системности полученных знаний.

Изучение дисциплины предусматривает формирование психологической компетентности, которая определяет успешность профессиональной деятельности будущих педагогов системы дошкольного образования, способность эффективно взаимодействовать не только с детьми, но и со всеми участниками образовательного процесса.

При разработке учебно-методического комплекса учтены новые данные психологической науки, накопленные за последние годы как в Республике Беларусь, так и в других странах. В основу его положены принципы: научности, практической направленности обучения, рефлексивно-деятельностного овладения психологией, развития самостоятельности в процессе профессионального обучения, интеграции учебной и исследовательской деятельности студентов.


 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

План

1. Предмет, задачи педагогической психологии, связь с другими науками.

2. Различные подходы к определению структуры педагогической психологии.

3. Актуальные проблемы современной педагогической психологии.

 

План

1. Основные этапы развития педагогической психологии. Первый этап – общедидактический (середина XVII – конец XIX в.).

2. Второй этап становления педагогической психологии (конец XIX – начало 50-х гг. XX в.).

3. Третий этап развития педагогической психологии (с 50-60 гг. – до настоящего времени).

 

 

План

1. Основные принципы и стратегии, используемые в педагогической психологии.

2. Классификация методов педагогической психологии.

3. Требования к исследованиям в области педагогической психологии. Этапы психологического исследования.

 

Требования к исследованиям в области педагогической психологии. Этапы психологического исследования

 

Процедура психодиагностики

1) Определить цель диагностирования,

2) выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий,

3) непосредственно получить данные и провести отбор особенно важных материалов,

4) определить понятийный (смысловой) аппарат исследования,

5) создать психологический портрет (ситуация работы с клиентом),

6) переработать и интерпретировать данные (статистическая обработка и качественный анализ),

7) установить психологический диагноз (выявить нуждающихся в помощи),

8) составить прогноз развития ситуации и

9) определить содержание психокоррекционных и развивающих мероприятий с клиентом.

 

 

 

ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Тема 2.1 Теории, виды и механизмы наученияи обучения

План

1. Сущность процесса и явлений научения. Основные типы и виды научения.

2. Теории обучения. Проблема соотношения обучения и развития в психологии.

3. Принципы традиционной и гуманистической парадигм обучения.

4. Психологические основы развивающего обучения. Развивающее обучение в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.

 

Виды научения

Импринтинг Условно-рефлекторное научение Оперантное научение Викарное научение Вербальное научение
Быстрое, автоматическое, почти моментальное (по сравнению с длительным процессом обучения) приспособление организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения Предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул,который раньше специфической реакции не вызывал Знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок Научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения Приобретение человеком опыта через язык
Встречаются как у человека, так и у животных, и представляют собой основные способы приобретения жизненного опыта различными живыми существами Характерные для человека высшие способы научения, почти не встречающиеся у других живых существ

 

В психологии

 

Развитие – объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Выделяют физическое, психическое, социальное и духовное развитие человека/

Развитие человека – освоение им внутреннего, индивидуально-психологического и внешнего, общечеловеческого (культурного богатства) потенциала своих возможностей.

Проблема соотношения обучения и развития является центральной в педагогической психологии. Исторически сложились следующие точки зрения на соотношение обучения и развития:

1) Обучение и есть развитие (У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон и др.)

2) Обучение – это только внешние условия для развития и созревания (В. Штерн, Ж. Пиаже).

3) Обучение ведет за собой развитие, вызывая в нем новообразования (Л.С. Выготский, Дж. Брунер).

План

1. Место учебной деятельности в обучении. Структура учебной деятельности.

2. Мотивы учения.

3. Обучаемость, ее компоненты и показатели.

4. Пути оптимизации обучения.

 

Мотивы учения

Сложность самой учебной деятельности, уровень ее организации, возрастные особенности учащегося приводят к существованию многообразия мотивов, влияющих на эффективность процесса учения.

 

Пути оптимизации обучения

План

1. Особенности научения в младенческом возрасте.

2. Научение и обучение в раннем детстве.

3. Научение и обучение в дошкольном возрасте.

4. Предпосылки учебной деятельности. Психологическая готовность к обучению в школе.

Ведущая деятельность

Непосредственно-эмоциональное общение. Эмоциональное общение ребенка со взрослым проходит следующие стадии:

– непосредственное общение (общение ради общения);

– общение по поводу предметов;

– общение как совместная деятельность.

Центральное новообразование:

– потребность в общении со взрослыми (М.И.Лисина), а также потребность во впечатлениях (Л.И.Божович).

Основные новообразования младенческого периода: хватание и ходьба, создают предпосылки для формирования предметно-манипулятивной деятельности последующего периода развития.

Начальный этап научения. Младенческий возраст – отправной пункт сенсорного развития человека.

Основные сферы научения на данном возрастном этапе – движение, психические процессы).

План

1. Обучение в младшем школьном возрасте.

2. Обучение в подростковом и старшем школьном возрасте.

3. Особенности учебной деятельности старшеклассников.

4. Индивидуализация и дифференциация обучения.

 

Познавательные мотивы

Существующие на сегодняшний день исследования обнаруживают низкую побудительную силу познавательных мотивов на протяжении периода детства.

В первый и второй год обучения ребенка в школе это закономерно. Познавательные мотивы не приобретаются вместе с ранцем, а постепенно формируются в процессе самого учения, и ответственность за это ложится в первую очередь на педагога и родителей.

При этом познавательные мотивы требуют специальных действий для своего формирования, так как с насыщением, например, потребности в позиции школьника, успешность учения ребенка резко снижается. Падение интереса к учению в 3-м классе, видимо, и есть следствие угасания первоначальных социальных мотивов школьника и несформированности новых, как правило, познавательных мотивов.

Социальные мотивы

Статусный, или позиционный, мотив «быть учеником». В начале года доминирующую роль играет стремление к негативной его реализации (стремление не быть дошкольником), а в конце – к позитивной (стремление быть школьником). Во многом это предопределяется внешней атрибутикой школьника (ранец, канцтовары). Ко 2-3-му классу этот мотив исчерпывает себя и учеба становится обязанностью и долгом.

Мотив хорошей отметки. Отметки выступают в качестве ведущего мотива обучения более чем у половины младших школьников (Л.И.Божович).

 

Учебная деятельность направлена не на результат, а на выделение способа его усвоения (Д.Б.Эльконин). Эти способы – важные орудия самостоятельной умственной деятельности, они делают доступными каждому результаты работы гениев.

Развитая форма учебной деятельности есть такая форма, в которой субъект ставит перед собой задачи собственного изменения. В этом и состоит цель обучения. Цель обучения – изменить ученика.

Учебная деятельность не дана в готовой форме. Когда ребенок приходит в школу, ее еще нет. Учебная деятельность должна быть сформирована. Так же как человек должен уметь трудиться, он должен уметь учиться. Чрезвычайно важной проблемой является умение учиться самому. В построении учебной деятельности и заключается задача начальной школы – прежде всего ребенка надо научить учиться.

Развитие речи

Основная особенность развития чтения выражается в переходе от умения читать бегло, выразительно и правильно к способности декламировать наизусть.

Монологическая речь: переход от умения пересказывать отрывок текста к способности самостоятельно подготовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их.

Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.

Развитие речи с одной стороны,идет за счет расширения богатства словаря, с другой – за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка.

Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом. В возрасте 10-13 лет отмечается замедленный рост функций внимания и разнонаправленное изменение отдельных сторон внимания: объема, устойчивости, избирательности, переключения. В 13-16 лет наблюдается ускоренный и однонаправленный рост внимания, особенно устойчивости.

Долгая учебная работа не всегда вдохновляет подростка на поддержание произвольного внимания, поэтому учителю на уроке надо использовать приемы поддержания непроизвольного и организации произвольного внимания. При утомлении может пропадать как произвольное, так и непроизвольное внимание, кривая утомляемости резко повышается в 13-14 и в 16 лет.

Юношеский возраст – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст определяется как 17-21 год для юношей и 16-20 лет для девушек.

Внешняя дифференциация.

Она предполагает создание особых типов школ и классов: школы, ориентированные на учащихся, имеющих специальные способности. Это школы-гимназии, лицеи, коррекционные школы разных типов. Внешняя дифференциация проявляется и в создании особых классов (профильных).

Внутренняя дифференциация.

Она предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями.

Необходимость внешней дифференциации до сих пор остается дискуссионным вопросом. Тогда как внутреннюю дифференциацию считают важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.

Процесс организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:

1. Проведение диагностики.

2. Распределение учащихся по группам с учетом диагностики.

3. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.

4. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.

5. Диагностический контроль за результатами.

 

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

План

1. Психологическая сущность и цели воспитания, их обусловленность состоянием и перспективами развития общества.

2. Психологические теории и закономерности воспитания.

3. Институты воспитания. Методы воспитания. Средства воспитания, их классификация.

 

План

1. Воспитание детеймладенческого возраста. Начало формирования самосознания.

2. Воспитание детейраннего возраста.Формирование основ личности в раннем возрасте.

3. Воспитание детейдошкольного возраста. Формирование позитивной Я-концепции и самооценки дошкольника.

4. Психологическое здоровье ребенка.

 

1. Воспитание детеймладенческого возраста.

План

1. Психологические основы воспитания младших школьников.

2. Воспитание в подростковом и старшем школьном возрасте.

3. Проблемы полового воспитания и пути их решения.

4. Психологические основы профориентационной работы.

 

Психология педагога

Тема 4.1 Психология личности и деятельности педагога учреждения дошкольного образования

План

1. Общая характеристика и специфические особенности педагогической деятельности, ее структура

2. Цель, мотивы педагогической деятельности.

3. Профессионально значимые качества личности педагога.

4. Профессиональное самосознание, общие и специальные способности педагога.

План

1. Профессиональное психологическое здоровье педагога, его основные показатели

2. Стресс в профессиональной деятельности педагога

3. «Эмоциональное выгорание» как специфический вид профессионального заболевания педагогов

4. Пути и способы сохранения и укрепления профессионального психологического здоровья педагога

 

Его основные показатели

Психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

Л.М. Митина определяет профессиональное здоровье учителя как «способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности».

В разработанной Л.М.Митиной концепции профессионального развития учителя, показателем профессионального здоровья и долголетия учителя являются три интегральные характеристики:

1) педагогическая направленность,

2) педагогическая компетентность и

3) эмоциональная (поведенческая) гибкость.

 

В структуре направленности личности педагога выделяют:

– направленность на других людей, связанная с интересом к ним, доверием, уважением, стремлением к сотрудничеству;

– направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в трудовой деятельности;

– направленность на предметную сторону профессии (содержание деятельности).

 

По определению Л.М.Митиной, «педагогическая компетентность есть гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) педагогического общения».

В педагогической компетентности автор выделяет две подструктуры: деятельностную (знания, умения, навыки, способы осуществления педагогической деятельности); коммуникативную (знания, умения, навыки, способы осуществления педагогического общения).

Психологическим условием развития педагогической компетентности является осознание учителем необходимости повышения своей общечеловеческой и специальной культуры и тщательной организации общения как основы развития и обучения в школе. Динамика развития профессиональной компетентности учителя определяется сменой репродуктивного выполнения действий и операций творческим; гармонизацией и усложнением деятельностных и коммуникативных компонентов педагогической компетентности.

В исследовании «Психология профессионализма» А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности: социальную, специальную, личностную, индивидуальную.

Социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью;

личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд напряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом.

В психолого-педагогической литературе различают эмоциональную, поведенческую и интеллектуальную гибкость.

Противоположными характеристиками личностных качеств, относящихся к гибкости, относят: ригидность, когнитивную, эмоциональную, поведенческую.

 

План

1. Педагогическое взаимодействие и его функции и структура.

2. Педагогическая эмпатия. Социальная перцепция педагога Педагогическая рефлексия.

3. Индивидуальный стиль педагогического взаимодействия.

4. Педагогическая оценка и ее функции.

План

1. Понятие о педагогическом коллективе, социально-психологическая структура педагогического коллектива.

2. Социально-психологический климат коллектива и его основные показатели. Психология «педагогической команды».

3. Стили руководства педагогическим коллективом.

4. Срабатываемость и психологическая совместимость членов педагогического коллектива.

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Планы семинарских и практических занятий по дисциплине «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Литература

1. Белоусова, О.В. Развивающее образование акмеологического типа // Педагогика. – 2008. – №3. – С12-17.

2. Берцфан, Л.В. Актуальные проблемы теории учебной деятельности // Теоретические проблемы развивающего образования. – Мн., 2002.

3. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.– С. 41-42.

4. Волков, Б.С. Основы профессиональной ориентации. – М., 2007.

5. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986 (гл. 5, 6).

6. Давыдов, В.В., Слободчиков, В.М., Цукерман, Г.А. Младший школьник как субъект деятельности // Вопросы психологии. – 1992.–№3-4.–С. 14-19.

7. Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. – М., 1981.

8. Климов, Е.А. Как выбрать профессию. – М., 1984.

9. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М., 2004.

10. Клинберг, Л. Проблемы теории обучения (перевод с немецкого). М., Педагогика, 1984.

11. Маркова, А.К., Матис, Т.Б., Орлов, А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.

12. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка. – СПб., 2002.

13. Пере-Клермон, А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. — М.: Педагогика, 1991.

14. Профессиограммы в школе. Характеристика профессий и их использование: книга для учителей. – 2-е изд. / Под ред. Ф.И. Иващенко. – Мн., 1984.

15. Степанов, В.Г. Профориентация. Функциональная ассиметрия мозга и выбор профессии: учеб. пособие. – М., 2008.

16. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., 1998.

17. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Сост. Л.М. Семенюк / Под ред. Д.И. Фельдштейн. – М., 1996.

 

. РАЗДЕЛ 3 ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

Задание 5.

Напишите эссе: «Моя группа» (детского сада), «Трудности во взаимодействии с родителями дошкольников», «Мои педагогические находки».

Задание 4. Изучите стиль педагогического общения одного или двух воспитателей вашего детского сада. Результаты своей работы представьте в психологическом практикуме.

Задание 5. Ознакомьтесь с фрагментом книги М.М. Скудиной «Записки воспитателя детского сада» и проанализируйте описанное в нем взаимодействие автора с одним из воспитанников и его родителями. Ответьте на вопросы:

Ø Какие профессионально – педагогические умения (гностические, коммуникативные, организаторские, проективные) проявила воспитательница при решении проблемной ситуации?

Ø Насколько, на ваш взгляд, адекватны использованные педагогом приемы воздействия на ребенка?

Ø Что обеспечило эффективность общения педагога с родителями ребенка?

Ø Предложите свои способы решения описанной ниже ситуации.

«…В прошлый понедельник Вадик пришел в детский сад невеселый, не отходил от меня все утро, потом неожиданно сказал:

– А мы не ходили вчера все вместе в парк гулять: папа с мамой не разговаривает.

– Тебе, наверное, это показалось. Расскажи мне, что ты сегодня видел по дороге в детский сад?

Попробовала я отвлечь внимание ребенка от невеселых мыслей. Он мне ничего не ответил, но больше не возобновлял разговора о ссоре родителей, и я вскоре забыла о нем.

Вечером, когда ребята разошлись, вижу Вадик вновь сидит на ковре у своей постройки.

– Что же ты не достраиваешь свой дом?

Отвечает не сразу.

– Я хочу научиться строить дома из стекла, чтобы люди видели, что делается в доме и не обманывали друг друга. А правда, в таком доме нельзя никого обидеть? Ведь кругом все видно?– говорит он быстро, горячо.

– Почему ты так волнуешься? Тебя кто-нибудь обманул или обидел?

– Нет, это папа говорит, что мама его обманула и очень обидела. Она пошла в кино с дядей Сережей. Ну что же здесь плохого? Я сказал папе, чтобы он позвал еще тетю Валю. И мы все вместе пошли бы в кино. А он говорит: «Отстань, ты ничего не понимаешь!» А потом еще толкнул маму, она упала на кровать и заплакала!

…Я не перебиваю Вадика и стараюсь его как – то успокоить:

– Ссорятся не только дети, но иногда и взрослые. Ведь ты же обиделся на Сему и не хотел с ним играть, когда он сделал только Феде бумажный самолетик? А потом все вы помирились. Так и папа с мамой – помирятся, и все будет хорошо!

Я вижу по лицу ребенка, что он верит мне: он улыбается; до следующей субботы, возможно, забудет о ссоре родителей.

… Я отправляю обоим родителям два совершенно одинаковых письма с пометкой на конвертах «получить лично». Содержание писем – точная копия только что рассказанной истории.

В понедельник утром в вестибюле появился Вадик в сопровождении обоих родителей. Отец помогал Вадику раздеться. Вдруг он говорит: «Ты не забудешь рассказать Марии Михайловне, как мы вчера втроем весело гуляли в парке?».

И поклонившись мне, быстро вышел на улицу.

Вскоре подошла и мать, чтобы попрощаться с сыном. Она ничего не сказала, только, уходя, крепче обычного пожала мне руку».

 

Задание 2.

Оцените свои умения педагогического проектирования с помощью шкалы самооценки умений педагогического проектирования Е.А. Панько. Результаты представьте в психологическом практикуме.

Задание 3. Напишите эссе «Педагогический коллектив, в котором я бы хотел работать».

Задание 4. Опишите 2-3 конфликта в системах отношений: «Педагог-педагог», «Педагог-родители», «Педагог-заведующий дошкольного учреждения (заместитель заведующего)». Предложите пути их разрешения.

Задание 5. Дайте характеристику мотивов и профессиональных умений:

Ø Учителя начальной школы

Ø Учителя физкультуры в школе

Ø Учителя иностранного языка

Ø Преподавателя психолого-педагогических дисциплин в педагогических гимназиях, колледжах.

Задание 6. Подберите упражнения для развития гибкости мышления, на визуализацию, дыхательные упражнения, на нахождение и снятия «мышечных зажимов», которые можно рекомендовать педагогам.

Задание 7. Дайте характеристику мотивов и профессиональных умений:

Ø Музыкального руководителя детского сада

Ø Педагога-организатора физического воспитания

Ø Педагога-организатора изобразительной деятельности

Ø Заместителя заведующей по основной деятельности

Перечень основной литературы по учебной дисциплине

«Педагогическая психология»

 

1. Возрастная и педагогическая психология: курс лекций / Т.П.Березовская [и др.]. – Мн.: БГПУ, 2010. – 104с.

2. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 239 с.

3. Занков, Л.В. Обучение и развитие / Л.В. Занков // Избранные педагогические труды. – 3-е изд., дополн. – М.: Дом педагогики, 1999. – 608 с.

4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для пед. и психолог. направлений и спец. вузов / И.А. Зимняя. – 2-е изд. – М.: Логос, 2002. – 384 с.

5. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников: учеб. пособие / Ф.И. Иващенко. – Минск: Университетское, 1999. – 128 с.

6. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя /Л.М. Митина. – М.: Академия, 2004. – 320 с.

7. Немов, Р. С. Психология: учебник для пед. спец. вузов: в 3 кн./ Р.С. Немов. – 4-е изд. – Кн. 2: Психология образования. – М.: Владос. – 2003. – 608 с.

8. Панько, Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения: Психология: пособие для педагогов дошк. учреждений: – 2-е изд. / Е.А. Панько. – Минск: Зорны верасень, 2006. – 264 с.

9. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология /А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.

10.Савенков, А. И. Педагогическая психология. В 2 т. Т 1: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ А.И. Савенков. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 413 с.

Перечень дополнительной литературы по учебной дисциплине

«Педагогическая психология»

1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили.– М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 496 с.

2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 263 с.

3. Валуйская, Т.Л. Самостоятельная работа по педагогической психологии: учебно–методическое пособие / Т.Л. Валуйская. – Минск: БГПУ, 2009. – 88 с.

4. Возрастная, педагогическая и социальная психология: курс лекций / под науч. ред. Ю.А. Коломейцева. – Мн.: БГПУ, 2006. – 249 с.

5. Волков, Б. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу / Б. Волков, Н. Волкова. – М.: Владос, 2010. – 368 с.

6. Волков, Б. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества / Б. Волков, Н. Волкова. – М.: Владос, 2010. – 334 с.

7. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2006. – 512 с.

8. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учеб. пособие; под ред Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. Минск.: Унiверсiтэцкае, 1997. – 237 с.

9. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников / Ф.И. Иващенко. – Мн.: Выш. шк., 2006. – 189с.

10. Игра в жизни дошкольника / Е.А. Панько [и др.]: под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: Нац. ин-т образования. 2012. – 184 с.

11. Ильин, Е.П. Психология для педагогов / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 640 с.

12. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. 2-е изд. – М.: Эльфа, 1996. – 367 с.

13. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина – М.: Педагогика, 1986. – 136 с.

14. Общая, возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. Т.П.Березовская, М.В.Кравченко, А.В. Музыченко. – Мн.: БГПУ, 2006. – 195с.

15. Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения /под ред. Е.А. Панько. – М.: Университетское, 2002. – 207 с.

16. Психология общения: энциклопедический словарь / под общей ред. А. А. Бодалева. 2-е изд., испр. и доп. – М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2015. – 672 с.

17. Психология педагогического взаимодействия: учеб. пособие /Я.Л.Коломинский [ и др. ]; под ред. Я.Л. Коломинского. – СПб.: Речь, 2007. – 240 с.

18. Психология развития: учебник для студентов учреждений высшего образования 5-е изд., испр. / под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2014. – 528 с.

19. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров / под ред. О. В. Хухлаевой. – М.: Юрайт, 2014. – 360 с.

20. Семёнова, Е.М. Психологическое здоровье ребёнка и педагога: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.М. Семёнова, Е.П. Чеснокова; под ред. проф. Е.А. Панько. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009. – 174 с.

21. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. / Н.Ф. Талызина. – М., Академия, 2013. – 288 с.

22. Шакуров, Р. X. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом / Р.Х. Шакуров. – М., 1982. – 207 с.

23. Эффективность педагогического взаимодействия: теория и практика: учебно-метод. пособие / С.А. Месникович. – Мн.: БГПУ, 2005. – 55 с.

 


РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Формы текущего контроля для реализации рейтинговой оценки компетенций студентов по дисциплине «Педагогическая психология»

 

ОКР № 1: Наименование тем учебной программы: Введение в педагогическую психологию. Общие вопросы психологии обучения. Психологические особенности обучения на разных этапах непрерывного образования. Психолого-педагогические проблемы учебной деятельности.

Формы контроля:

1. Работа на семинарских занятиях: выступление с докладом (сообщением) / участие в дискуссиях / решение психологических задач.

2. Письменная контрольная работа. Общие вопросы психологии обучения.

3. УСРС. Психологические особенности обучения на разных этапах непрерывного образования.

3 формы контроля определяют итоговую среднюю отметку за ОКР №1.

ОКР № 2: Наименование тем учебной программы: Общие вопросы психологии воспитания. Механизмы, средства и методы воспитания. Психологические основы воспитания в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Психологические основы воспитания в младшем школьном возрасте. Психологические основы воспитания в подростковом возрасте. Психологические основы воспитания в юношеском возрасте.

Формы контроля:

1. Работа на семинарских занятиях: выступление с докладом (сообщением) / участие в дискуссиях / решение психологических задач.

2. Письменная контрольная работа. Общие вопросы психологии воспитания.

3. УСРС. Психологические основы воспитания в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

3 формы контроля определяют итоговую среднюю отметку за ОКР №2.

ОКР № 3: Наименование тем учебной программы: Общие вопросы психологии педагога. Профессионально значимые личностные качества педагога. Профессиональное самосознание педагога. Педагогическое взаимодействие. Профессиональное педагогическое общение. Психологическое здоровье педагога. Психологические аспекты деятельности педагогов разных специализаций.

Формы контроля:

1. Работа на семинарских занятиях: выступление с докладом (сообщением) / участие в дискуссиях / решение психологических задач.

2. Письменная контрольная работа. Общие вопросы психологии педагога.

3. УСРС. Профессиональное педагогическое общение.

Выполнение: 8-й семестр обучения.

3 формы контроля определяют итоговую среднюю отметку за ОКР №3.

 

Задания для ОКР № 1

Письменная контрольная работа. Общие вопросы психологии обучения.

В



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.205 с.)