Основные принципы и стратегии, используемые в педагогической психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы и стратегии, используемые в педагогической психологии



Основные тенденции развития современного отечественного образования (по А.А. Вербицкому)

1. Осознание каждого уровня образования как органической части системы непрерывного образования в стране.

2. Компьютеризация и технологизация обучения, что позволяет увеличить интеллектуальный потенциал общества.

3. Переход от преимущественно информационных к активным методам и формам обучения.

4. Поиск психолого-педагогических условий перехода от жестко запрограммированных способов организации учебно-воспитательного процесса к более гибкому управлению.

5. Необходимость организации учебной деятельности как коллективной

совместной деятельности (сотрудничества педагога и учащегося).

6. Перенос акцентов с преподавания на учение.

 

 

Классификация методов педагогической психологии

Методы педагогической психологии – совокупность способов и приемов изучения предмета и проблем педагогической психологии.

Педагогическая психология использует все те методы, которые имеются в арсенале других отраслей психологии (общей психологии, психологии развития, психологии личности и др.)

Б.Г. Ананьев все методы психологии классифицировал следующим образом:

1. Организационные методы включают:

– сравнительный метод (сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, видам деятельности и др.);

– лонгитюдный метод (обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени) и

– комплексный (в исследовании участвуют представители разных наук, один объект изучают разными средствами), объединяющий в себе достоинства обоих вышеназванных методов.

2. Эмпирические методы – это методы сбора первичной информации. Включают:

– обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);

– различные виды эксперимента (лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий);

– психодиагностические методы (тесты стандартизованные, тесты проективные, беседа, интервью, анкеты, опросники, социометрия);

– праксиметрические методы – это приемы анализа процессов и продуктов деятельности): хронометрия, циклография, профессиограмма, оценка продуктов деятельности;

– моделирование;

– биографический метод.

3. Методы обработки данных включают:

– методы количественного (статистический) и

– качественного (дифференциация материала по группам, их анализ) анализа, позволяющие установить скрытые от прямого восприятия закономерности.

4. Интерпретационные методы, предполагающие различные приемы объяснения закономерностей, выявленных в результате статистической обработки данных, и их сопоставление с ранее установленными фактами. Они включают:

– генетический метод – предполагает исследование генетических связей (филогенетический, онтогенетический, генетический и социогенетический), так называемое исследование «вглубь»;

– структурный (классификация, типологизация) метод: психография, типологическая классификация, психологический профиль – исследование «вширь».

 

Требования к исследованиям в области педагогической психологии. Этапы психологического исследования

 

Этапы психодиагностического процесса по Й. Шванцаре

1. Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные меди­цинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.).

2. Формулировка гипотез и выбор диагностических методов.

3. Проведение тестирования; анализ полученных дан­ных.

4. Формулировка заключений (например, об уровне психического развития).

5. Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе.

6. Формулировка мероприятий, являющихся желатель­ными на основании психологического заключения.

Процедура психодиагностики

1) Определить цель диагностирования,

2) выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий,

3) непосредственно получить данные и провести отбор особенно важных материалов,

4) определить понятийный (смысловой) аппарат исследования,

5) создать психологический портрет (ситуация работы с клиентом),

6) переработать и интерпретировать данные (статистическая обработка и качественный анализ),

7) установить психологический диагноз (выявить нуждающихся в помощи),

8) составить прогноз развития ситуации и

9) определить содержание психокоррекционных и развивающих мероприятий с клиентом.

 

 

 

ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Тема 2.1 Теории, виды и механизмы наученияи обучения

План

1. Сущность процесса и явлений научения. Основные типы и виды научения.

2. Теории обучения. Проблема соотношения обучения и развития в психологии.

3. Принципы традиционной и гуманистической парадигм обучения.

4. Психологические основы развивающего обучения. Развивающее обучение в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 795; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.006 с.)