Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики оценки и самооценки профессионально-педагогических качеств и умений педагогов

Поиск

Таблица Б1 - Шкала самооценки качеств, значимых для работы с одаренными детьми дошкольного возраста* [2]

№ п/п Критерии Степень выраженности
вы-сокая доста-точная сред-няя низ-кая отсут-ствует
         
  Доброжелательна и чутка к детям          
  Разбираюсь в особенностях психологии одаренных детей, чувствую их потребности и интересы          
  Имею живой и активный характер          
  Обладаю чувством юмора (без склонности к сарказму)          
  Проявляю гибкость, готова к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию          
  Имею творческое нетрадиционное личностное мировоззрение          
  Имею установку на творческую детскую деятельность          
  Способна принять нетрафаретного одаренного ребенка          
  Способна к рефлексии, готова занять рефлексивную позицию по отношению к себе          
  Умею во взаимодействии с детьми занять игровую позицию          
  Способна стимулировать когнитивные способности детей          
  Имею позитивную Я-концепцию          
  Целеустремленна и настойчива          
  Эмоционально стабильна          
  Способна к индивидуализации обучения          
  Способна к эффективному взаимодействию с родителями одаренных детей          

Таблица Б2 - Шкала оценки педагогических умений, значимых для руководства детской игровой деятельностью (Л.Г. Семушина, Е.А. Панько)

№ п/п Профессиональные умения Степень выраженности (отметить знаком «+» в соответствующей графе)
Ярко выра-женная Доста-точная Имеет место Слабо выра-женная Отстут-ствует
         
Гностические умения
  Наблюдать игру, определять уровень ее развития          
  Определять по предпочитаемым играм, ролям детские интересы, привязанности, особенности воображения детей          
  Определять эмоциональное самочувствие ребенка в процессе исполнения выбранной роли, удовлетворенность (неудовлетворенность) ею, отношение к нему сверстников, проявляемое в игре          
  Заметить продвижение ребенка в овладении игровой деятельностью, разными видами игр          
Проективные и конструктивные умения
  Проектировать развитие игровой деятельности, планировать приемы, направленные на ее формирование          
  Отбирать материал для обогащения детей впечатлениями с целью развития игр          
  Динамически проектировать развитие конкретной игры, предвидеть ее ход          
  Содействовать организации детских игровых группировок, наиболее благоприятных в воспитательном отношении          
  Применять игру (отдельные игровые приемы) в процессе организации других видов деятельности, использовать игру для переключения детей с одного вида деятельности на другой          
Коммуникативные умения
  Занять в процессе общения с детьми игровую позицию          
  Включаться в игру на главных и второстепенных ролях на всех ее этапах          
  Прямыми способами обучать детей игре (объяснение, разъяснение правил и т. д.)          
  Использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт (вопросы, проблемные игровые ситуации, советы, напоминания и др.)          
  Регулировать взаимоотношения детей, разрешать конфликты в процессе игр          
  Внешне выражать свои чувства и мысли с помощью речи, мимики, пантомимики в процессе воплощения выбранной педагогом роли, руководства игрой прямыми способами          
  Создать посредством общения с детьми в процессе руководства игрой атмосферу непринужденности, доброжелательности          
Организаторские умения
  Организовать предметно-игровую среду          
  Организовать начало игры          
  Распределять внимание между всеми играющими детьми, игровыми группировками          
Коммуникативно-гностические умения
  Предусмотреть возможные затруднения при организации игр разного вида и руководстве ими          
  Соотносить выбор игр с характером предшествующей и предстоящей деятельности, местом и временем их проведения, психофизиологическим состоянием детей и другими условиями          
  Грамотно подобрать подвижные и дидактические игры для конкретной группы (подгруппы, отдельных детей) с учетом специфики решаемых с их помощью воспитательных и образовательных задач, возрастных и индивидуальных особенностей          
  Изменять характер и содержание общения с детьми в соответствии с уровнем развития игровой деятельности конкретной группы (подгруппы, отдельных детей), специфики руководимой игры (сюжетно-ролевой, дидактической, подвижной)          
  Проявить гибкость при руководстве игровой деятельностью детей, исходя из показателей «обратной связи» (заменить заранее подобранные игру, метод воздействия другими, уточнить правила, внести в них изменения и т. д.)          
  Обсуждать с детьми и оценивать игру          
Конструктивно-коммуникативные умения
  Использовать игру для создания педагогически целесообразного микроклимата в группе; включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малопопулярных детей          
  Координировать работу с семьей по вопросам развития игровой деятельности дошкольников, использования ее в воспитательных целях          

Таблица Б3 - Шкала оценки успешности использования психолого-педагогических знаний в деятельности воспитателя (Е. А. Панько)

№ п/п Критерии Самооценка
«Я» прошлое «Я» настоящее «Я» перспективное
1. Стремление быть в курсе новых идей в области психолого-педагогических знаний      
2. Успешность осуществления диагностики развития личности каждого воспитанника и межличностных отношений в детском обществе      
3. Умение диагностировать интеллектуальное развитие дошкольников      
4. Успешность в работе с детьми, не уверенными в себе, замкнутыми, агрессивными, нервными      
5. Успешность в работе по оптимизации межличностных отношений в дошкольной группе      
6. Успешность в работе соспособными, одаренными детьми      
7. Умение проводить изучение семьи, семейной микросреды ребенка      
8. Умение осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к родителям воспитанников      
9. Умение составлять психологическую характеристику отдельного ребенка      
10. Умение создавать социально-психологический комфорт в дошкольной группе      
11. Умение составлять профессиографическую характеристику на коллегу-воспитателя      
12. Умение делать анализ собственной педагогической деятельности      
13. Успешность самообразования в области психолого-педагогической культуры      

Таблица Б4 - Шкала оценки профессионально-педагогических качеств и умений, значимых для консультирования родителей (Е. А. Панько)

№ п/п Профессиональные качества и умения Степень выраженности
вы-сокая доста-точная сред-няя низ-кая отсут-ствует
         
  Умение сформулировать тему консультации для родителей          
  Умение отобрать содержательную информацию для консультирования (адекватность теме, научность, привлекательность, степень новизны)          
  Умение привлечь внимание слушателя, заинтересовать началом консультации          
  Компетентность по обсуждаемому вопросу          
  Умение адаптировать использованную информацию для общения с конкретными родителями          
  Умение понять родителей, проявить эмпатию, тактичность          
  Умение расположить родителей, вызвать доверие к себе          
  Умение учесть в процессе консультирования родительский опыт, возможности конкретных родителей (слушателей), их половые особенности          
  Умение предложить конкретные рекомендации, дать практические советы          
  Умение поддерживать интерес, внимание к обсуждаемому вопросу в процессе консультации          
  Умение проявить знания, предложить репертуар детских игр, стихов, песен, соответствующий теме консультации родителей для оказания помощи детям          
  Речь: богатство, образность, выразительность, доступность конкретной категории родителей          
  Умение адекватно применить невербальные средства общения          
  Использование шутки, юмора          
  Умение проявить гибкость в общении с родителями          
  Способность вселить надежду, уверенность родителей в возможность успешного решения волнующей их проблемы, связанной с развитием и воспитанием детей          

 

Таблица Б5 - Шкала самооценки умений педагогического проектирования (Е.А. Панько)

№ п/п Педагогические умения Самооценка (степень выраженности отметить знаком «+» в соответствующей графе)
Ярко выра-женная Доста-точная Имеет место Слабо выра-женная Отстут-ствует
         
  Осознаю, что главная цель моей работы – формирование гармонически развитой личности каждого воспитанника          
  Умею проектировать и планировать развитие личностных качеств каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и положения в группе сверстников          
  Умею проектировать и планировать развитие межличностных отно­шений в группе дошко­льников в соответствии с возрастными характе­ристиками детей, осо­бенностями структуры группы, специфики детской деятельности          
  Умею отбирать в соответствии с условиями деятельности наиболее важный и целесообразный материал          
  Умею планировать фронтальную работу с детьми          
  Умею планировать индивидуальную работу с ребенком в соответствии с его «зоной ближайшего развития», интересами, индивидуально-типологическими особенностями, полом, социометрическим статусом в группе          
  Умею планировать свою работу с родителями в соответствии со спецификой трудностей, испытываемых в процессе воспитания, и проблем, которые возникают в ходе развития их ребенка          
  Умею планировать работу с родителями с учетом их культурного, общеобразовательного уровня, возраста, педагогической компетентности, готовностью к сотрудничеству и сотворчеству          
  Умею отбирать материалы для работы с родителями с учетом их потребностей, интересов, специфики совместно решаемой проблемы (и других особенностей)          
  Умею проектировать и планировать работу по самосовершенствованию          

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 829; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.158 (0.007 с.)