Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Методики оценки и самооценки профессионально-педагогических качеств и умений педагогов
Похожие статьи вашей тематики
Таблица Б1 - Шкала самооценки качеств, значимых для работы с одаренными детьми дошкольного возраста* [2]
№ п/п
| Критерии
| Степень выраженности
| вы-сокая
| доста-точная
| сред-няя
| низ-кая
| отсут-ствует
|
|
|
|
|
|
| Доброжелательна и чутка к детям
|
|
|
|
|
|
| Разбираюсь в особенностях психологии одаренных детей, чувствую их потребности и интересы
|
|
|
|
|
|
| Имею живой и активный характер
|
|
|
|
|
|
| Обладаю чувством юмора (без склонности к сарказму)
|
|
|
|
|
|
| Проявляю гибкость, готова к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию
|
|
|
|
|
|
| Имею творческое нетрадиционное личностное мировоззрение
|
|
|
|
|
|
| Имею установку на творческую детскую деятельность
|
|
|
|
|
|
| Способна принять нетрафаретного одаренного ребенка
|
|
|
|
|
|
| Способна к рефлексии, готова занять рефлексивную позицию по отношению к себе
|
|
|
|
|
|
| Умею во взаимодействии с детьми занять игровую позицию
|
|
|
|
|
|
| Способна стимулировать когнитивные способности детей
|
|
|
|
|
|
| Имею позитивную Я-концепцию
|
|
|
|
|
|
| Целеустремленна и настойчива
|
|
|
|
|
|
| Эмоционально стабильна
|
|
|
|
|
|
| Способна к индивидуализации обучения
|
|
|
|
|
|
| Способна к эффективному взаимодействию с родителями одаренных детей
|
|
|
|
|
|
Таблица Б2 - Шкала оценки педагогических умений, значимых для руководства детской игровой деятельностью (Л.Г. Семушина, Е.А. Панько)
№
п/п
| Профессиональные умения
| Степень выраженности
(отметить знаком «+»
в соответствующей графе)
| Ярко выра-женная
| Доста-точная
| Имеет место
| Слабо выра-женная
| Отстут-ствует
|
|
|
|
|
| Гностические умения
|
| Наблюдать игру, определять уровень ее развития
| | | | | |
| Определять по предпочитаемым играм, ролям детские интересы, привязанности, особенности воображения детей
| | | | | |
| Определять эмоциональное самочувствие ребенка в процессе исполнения выбранной роли, удовлетворенность (неудовлетворенность) ею, отношение к нему сверстников, проявляемое в игре
| | | | | |
| Заметить продвижение ребенка в овладении игровой деятельностью, разными видами игр
| | | | | | Проективные и конструктивные умения
|
| Проектировать развитие игровой деятельности, планировать приемы, направленные на ее формирование
| | | | | |
| Отбирать материал для обогащения детей впечатлениями с целью развития игр
| | | | | |
| Динамически проектировать развитие конкретной игры, предвидеть ее ход
| | | | | |
| Содействовать организации детских игровых группировок, наиболее благоприятных в воспитательном отношении
| | | | | |
| Применять игру (отдельные игровые приемы) в процессе организации других видов деятельности, использовать игру для переключения детей с одного вида деятельности на другой
| | | | | | Коммуникативные умения
|
| Занять в процессе общения с детьми игровую позицию
| | | | | |
| Включаться в игру на главных и второстепенных ролях на всех ее этапах
| | | | | |
| Прямыми способами обучать детей игре (объяснение, разъяснение правил и т. д.)
| | | | | |
| Использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт (вопросы, проблемные игровые ситуации, советы, напоминания и др.)
| | | | | |
| Регулировать взаимоотношения детей, разрешать конфликты в процессе игр
| | | | | |
| Внешне выражать свои чувства и мысли с помощью речи, мимики, пантомимики в процессе воплощения выбранной педагогом роли, руководства игрой прямыми способами
| | | | | |
| Создать посредством общения с детьми в процессе руководства игрой атмосферу непринужденности, доброжелательности
| | | | | | Организаторские умения
|
| Организовать предметно-игровую среду
| | | | | |
| Организовать начало игры
| | | | | |
| Распределять внимание между всеми играющими детьми, игровыми группировками
| | | | | | Коммуникативно-гностические умения
|
| Предусмотреть возможные затруднения при организации игр разного вида и руководстве ими
| | | | | |
| Соотносить выбор игр с характером предшествующей и предстоящей деятельности, местом и временем их проведения, психофизиологическим состоянием детей и другими условиями
| | | | | |
| Грамотно подобрать подвижные и дидактические игры для конкретной группы (подгруппы, отдельных детей) с учетом специфики решаемых с их помощью воспитательных и образовательных задач, возрастных и индивидуальных особенностей
| | | | | |
| Изменять характер и содержание общения с детьми в соответствии с уровнем развития игровой деятельности конкретной группы (подгруппы, отдельных детей), специфики руководимой игры (сюжетно-ролевой, дидактической, подвижной)
| | | | | |
| Проявить гибкость при руководстве игровой деятельностью детей, исходя из показателей «обратной связи» (заменить заранее подобранные игру, метод воздействия другими, уточнить правила, внести в них изменения и т. д.)
| | | | | |
| Обсуждать с детьми и оценивать игру
| | | | | | Конструктивно-коммуникативные умения
|
| Использовать игру для создания педагогически целесообразного микроклимата в группе; включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малопопулярных детей
| | | | | |
| Координировать работу с семьей по вопросам развития игровой деятельности дошкольников, использования ее в воспитательных целях
| | | | | |
Таблица Б3 - Шкала оценки успешности использования психолого-педагогических знаний в деятельности воспитателя (Е. А. Панько)
№ п/п
| Критерии
| Самооценка
| «Я» прошлое
| «Я»
настоящее
| «Я» перспективное
| 1.
| Стремление быть в курсе новых идей в области психолого-педагогических знаний
| | | | 2.
| Успешность осуществления диагностики развития личности каждого воспитанника и межличностных отношений в детском обществе
| | | | 3.
| Умение диагностировать интеллектуальное развитие дошкольников
| | | | 4.
| Успешность в работе с детьми, не уверенными в себе, замкнутыми, агрессивными, нервными
| | | | 5.
| Успешность в работе по оптимизации межличностных отношений в дошкольной группе
| | | | 6.
| Успешность в работе соспособными, одаренными детьми
| | | | 7.
| Умение проводить изучение семьи, семейной микросреды ребенка
| | | | 8.
| Умение осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к родителям воспитанников
| | | | 9.
| Умение составлять психологическую характеристику отдельного ребенка
| | | | 10.
| Умение создавать социально-психологический комфорт в дошкольной группе
| | | | 11.
| Умение составлять профессиографическую характеристику на коллегу-воспитателя
| | | | 12.
| Умение делать анализ собственной педагогической деятельности
| | | | 13.
| Успешность самообразования в области психолого-педагогической культуры
| | | |
Таблица Б4 - Шкала оценки профессионально-педагогических качеств и умений, значимых для консультирования родителей (Е. А. Панько)
№ п/п
| Профессиональные качества и умения
| Степень выраженности
| вы-сокая
| доста-точная
| сред-няя
| низ-кая
| отсут-ствует
|
|
|
|
|
|
| Умение сформулировать тему консультации для родителей
|
|
|
|
|
|
| Умение отобрать содержательную информацию для консультирования (адекватность теме, научность, привлекательность, степень новизны)
|
|
|
|
|
|
| Умение привлечь внимание слушателя, заинтересовать началом консультации
|
|
|
|
|
|
| Компетентность по обсуждаемому вопросу
|
|
|
|
|
|
| Умение адаптировать использованную информацию для общения с конкретными родителями
|
|
|
|
|
|
| Умение понять родителей, проявить эмпатию, тактичность
|
|
|
|
|
|
| Умение расположить родителей, вызвать доверие к себе
|
|
|
|
|
|
| Умение учесть в процессе консультирования родительский опыт, возможности конкретных родителей (слушателей), их половые особенности
|
|
|
|
|
|
| Умение предложить конкретные рекомендации, дать практические советы
|
|
|
|
|
|
| Умение поддерживать интерес, внимание к обсуждаемому вопросу в процессе консультации
|
|
|
|
|
|
| Умение проявить знания, предложить репертуар детских игр, стихов, песен, соответствующий теме консультации родителей для оказания помощи детям
|
|
|
|
|
|
| Речь: богатство, образность, выразительность, доступность конкретной категории родителей
|
|
|
|
|
|
| Умение адекватно применить невербальные средства общения
|
|
|
|
|
|
| Использование шутки, юмора
|
|
|
|
|
|
| Умение проявить гибкость в общении с родителями
|
|
|
|
|
|
| Способность вселить надежду, уверенность родителей в возможность успешного решения волнующей их проблемы, связанной с развитием и воспитанием детей
|
|
|
|
|
|
Таблица Б5 - Шкала самооценки умений педагогического проектирования (Е.А. Панько)
№
п/п
| Педагогические умения
| Самооценка (степень выраженности отметить знаком «+» в соответствующей графе)
| Ярко выра-женная
| Доста-точная
| Имеет место
| Слабо выра-женная
| Отстут-ствует
|
|
|
|
|
|
| Осознаю, что главная цель моей работы – формирование гармонически развитой личности каждого воспитанника
|
|
|
|
|
|
| Умею проектировать и планировать развитие личностных качеств каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и положения в группе сверстников
|
|
|
|
|
|
| Умею проектировать и планировать развитие межличностных отношений в группе дошкольников в соответствии с возрастными характеристиками детей, особенностями структуры группы, специфики детской деятельности
|
|
|
|
|
|
| Умею отбирать в соответствии с условиями деятельности наиболее важный и целесообразный материал
|
|
|
|
|
|
| Умею планировать фронтальную работу с детьми
|
|
|
|
|
|
| Умею планировать индивидуальную работу с ребенком в соответствии с его «зоной ближайшего развития», интересами, индивидуально-типологическими особенностями, полом, социометрическим статусом в группе
|
|
|
|
|
|
| Умею планировать свою работу с родителями в соответствии со спецификой трудностей, испытываемых в процессе воспитания, и проблем, которые возникают в ходе развития их ребенка
|
|
|
|
|
|
| Умею планировать работу с родителями с учетом их культурного, общеобразовательного уровня, возраста, педагогической компетентности, готовностью к сотрудничеству и сотворчеству
|
|
|
|
|
|
| Умею отбирать материалы для работы с родителями с учетом их потребностей, интересов, специфики совместно решаемой проблемы (и других особенностей)
|
|
|
|
|
|
| Умею проектировать и планировать работу по самосовершенствованию
|
|
|
|
|
|
|