Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение в подростковом и старшем школьном возрасте

Поиск

Отрочество, подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 10-11 до 14-15 лет).

устойчивое стремление к независимости, к самостоятельной жизни. В то же время ближайшее окружение (прежде всего родители и другие взрослые) относятся к подростку как к ребенку.

Ведущая деятельность – особая деятельность, предметом которой является другой человек (Д.Б. Эльконин). Содержание де­ятельности – построение взаимоотношений и действований в них.

Общение со сверстниками - установление эмоциональных контактов с целью удовлетворения информационных, эмоциональ­ных и других потребностей, которые не могут быть удовлетворе­ны во взаимодействии с взрослыми.

Основная особенность подросткового периода – резкие, скачкообразные изменения, затрагивающие все стороны развития.

Характерна асинхронность развития: как интериндивидуальная (несовпадение во времени развития различных сторон психики – интеллектуальное развитие, особенности личности – у подростков, принадлежащих к одному хронологическому возрасту), так и интраиндивидуальная (характеризует различные стороны развития одного школьника, например по интеллекту он уже подросток, а по особенностям личности – ребенок).

Период отчуждения от взрослых. Сложность и амбивалетность отношения подростка к взрослым. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.

Ведущая деятельность этого периода – общение со сверстниками. Отношения в группе сверстников, ее ценности играют большую роль в развитии подростка. Повышенная конформность к ценностям и нормам этой группы.

Отрочество – время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период от 11 до 14 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. Активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающее на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развивается умение выдвигать гипотезы и проверять их, появляется возможность строить сложные умозаключения. Именно формирование мышления, приводя к развитию рефлексии – способности делать предметом своей мысли саму мысль, – дает средство, с помощью которого подросток может размышлять о себе, то есть делает возможным развитие самосознания.

Центральное личностное новообразование этого периода – становление нового уровня самосознания, «Я-концепции». Это новый уровень характеризуется стремлением понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость.

Основные новообразования подросткового возраста

Абстрактное мышление   Рефлексия   Чувство взрослости – центральное новообразование Воображение   Самооценка и Я-концепция  

Период 11-12 лет – время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому. При этом переход на новый уровень осуществляется через ряд последовательных изменений. Для детей 11 лет доминирующим остается конкретный тип мышления, постепенно происходит его перестройка, и лишь примерно с 12 лет школьники начинают осваивать мир теоретического мышления. Сложность периода 11-12 лет как раз в том, что в нем осуществляют указанные изменения, но по-разному и в разные сроки у разных детей. Решающее влияние оказывает учебная деятельность, то, как она сформирована у самого подростка.

Развитие речи

Основная особенность развития чтения выражается в переходе от умения читать бегло, выразительно и правильно к способности декламировать наизусть.

Монологическая речь: переход от умения пересказывать отрывок текста к способности самостоятельно подготовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их.

Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.

Развитие речи с одной стороны,идет за счет расширения богатства словаря, с другой – за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка.

Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом. В возрасте 10-13 лет отмечается замедленный рост функций внимания и разнонаправленное изменение отдельных сторон внимания: объема, устойчивости, избирательности, переключения. В 13-16 лет наблюдается ускоренный и однонаправленный рост внимания, особенно устойчивости.

Долгая учебная работа не всегда вдохновляет подростка на поддержание произвольного внимания, поэтому учителю на уроке надо использовать приемы поддержания непроизвольного и организации произвольного внимания. При утомлении может пропадать как произвольное, так и непроизвольное внимание, кривая утомляемости резко повышается в 13-14 и в 16 лет.

Юношеский возраст – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст определяется как 17-21 год для юношей и 16-20 лет для девушек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.95.229 (0.008 с.)