Формирование основ личности в раннем возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование основ личности в раннем возрасте



 

Социальная ситуация развития в раннем детстве – это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок – предмет – взрослый.

Развитие личности ребенка. Про­исходит формирование черт характера в ходе предметно-манипулятивной деятельности и в процессе общения с близкими родствен­никами. Отсутствует соподчинение мотивов (все мотивы имеют одинаковую побудительную силу) желания неустойчивы, неконтролируемы и несдерживаемы. Появляются потребности в само­стоятельности и в достижении успехов. Поведение начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, но и отношениями с другими людьми. Наблюдая за поведением, можно увидеть пер­вые признаки темперамента.

Ребенок начинает овладевать правилами поведения, учиться подчинять свои желания необходимости, контролировать свои и чужие поступки. Происходит переход от «полевого» к волевому поведению (по К. Левину).

Формируются важные предпосылки для формирования лич­ности. К 3 годам малыш начинает относиться к себе как к само­стоятельному «Я», т.е. у него начинают возникать начальные фор­мы самосознания. Возникает личное действие и личное желание, сознание «Я сам». Развитие самосознания связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Развивает­ся подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности.Формируется ситуативно-де­ловое и внеситуативно-познавательное общение. Изменяется от­ношение ребенка ко взрослому выражается в стремлении к авто­номии и противопоставление своих желаний желаниям, требова­ниям взрослых.

Эмоциональное состояние на протяжении первых 3 лет жизни очень неустойчиво. Поведение сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Вследствие эгоцентризма – слабое развитие эмпатии. Фаза эмоциональной свободы, свободы развития чувств, а следовательно и воображе­ния (фаза наивного субъективизма или наивного эгоцентризма). Ребенок всецело погружен в мир своих переживаний. Субъекти­визм, погруженность в свои переживания, натуральный эгоцент­ризм – все это имеет наивный, непосредственный характер. Воз­никает эмоциональная завышенная самооценка. В этот период развития у ребенка имеется очень сильная потребность в поло­жительном образе «Я». Очень рано проявляется способность к сопереживанию.

 

3. Воспитание детейдошкольного возраста. Формирование позитивной Я-концепции и самооценки дошкольника

 

Я-концепция – это обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности.

У детей дошкольного возраста происходит развитие самосознания, оно формируется благодаря интенсивному интеллектуальному и лично­стному развитию. Возникает критическое отношение к оценке взрос­лого и сверстника. Оценивание сверстника помогает оценить себя. Во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмо­циональной самооценки и рациональной оценки чужого поведения появляется самооценка. К концу дошкольного возраста складывает­ся правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. В 3 года ребенок отделяет себя от взрослого; о себе, о своих каче­ствах еще не знает. В 4-5 лет слушает мнения других людей, оцени­вает себя на основе оценок старших и своего отношения к оценкам; стремится действовать в соответствии со своим полом. В 5-6 лет оценка становится меркой норм поведения, оценивает на основе принятых норм поведения, лучше оценивает других, чем себя. В 7 лет ребенок старается оценивать себя более правильно.

Происходит развитие произвольности всех процессов – один из важнейших моментов психического развития. Волевое поведение дош­кольника во многом обусловлено усвоением нравственных установок и этических норм. Капризы, упрямство и негативизм в кризисные пе­риоды развития не свидетельствуют о слабом развитии воли.

В различных видах деятельности интенсивно развива­ются способности, в деятельности проявляется одаренность. Форми­руется креативность как базисная характеристика.

В дошкольном возрасте развиваются мотивы общения. Про­исходит формирование соподчинения (иерархии) мотивов. Дети ориентируются на оценку взрослых, это служит основой для раз­вития мотивов достижения успехов.

Основное влияние на развитие эмоций и чувств оказывает одно из новообразований возраста – самосознание (внутренний мир). Внутренние переживания дошкольника становятся более ус­тойчивыми, развиваются чувства. Участие в игровой и других ви­дах деятельности способствует развитию эстетических и нравствен­ных чувств.

Самосознание ребенка дошкольного возраста формируется благодаря его общению с окружающими, особенно со значимыми людьми, благодаря воспитательным воздействиям ближайшего окружения.

В.В. Столин пишет о том, что благодаря общению со значимыми людьми, благодаря их воспитательным воздействиям ребенок усваивает, а затем использует в самосознании следующий материал:

1. Ценности, параметры оценок и самооценок, нормы, по которым ребенок начинает оценивать сам себя.

2. Образ самого себя как обладающего теми или иными способностями, качествами, чертами.

3. Отношение к ребенку и конкретную оценку ребенка родителями,

эмоциональную и интеллектуальную, которая затем определяет самооценку ребенка.

4. Чужую самооценку (самооценку родителей), которая может быть усвоена.

Воспитательное воздействие оказывает влияние на становление самосознания ребенка с помощью следующих механизмов:

1) Прямого или косвенного (через поведение) внушения родителями образа или самоотношения.

2) Благодаря опосредованной детерминации самоотношения ребенка через формирование у него стандартов достижений и уровня притязаний.

3) Контроля за поведением ребенка, благодаря которому ребенок усваивает параметры и способы самоконтроля.

4) Формирование самосознания через вовлечение ребенка в такое поведение, в такие отношения, в которых происходит усвоение реально действующих норм и правил поведения.

5) идентификации ребенка со значимыми для него другими и подражания им.

Основные формирующие лица – родители.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.60.35 (0.009 с.)