Тема 4.4 Психология педагогического коллектива 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4.4 Психология педагогического коллектива



1. Понятие о педагогическом коллективе, социально-психологическая структура педагогического коллектива.

2. Социально-психологический климат коллектива и его основные показатели. Психология «педагогической команды».

3. Стили руководства педагогическим коллективом

4. Срабатываемость и психологическая совместимость членов педагогического коллектива.

5. Условия повышения эффективности деятельности педагогического коллектива.

Задания к семинарскому занятию:

Задание 1. Составьте глоссарий:

Ø педагогический коллектив;

Ø личность руководителя педагогического коллектива;

Ø стиль руководства заведующего дошкольного учреждения;

Ø инновационная деятельность педагога;

Ø психологическое единение коллектива;

Ø психологический барьер.

Задание 2.

Оцените свои умения педагогического проектирования с помощью шкалы самооценки умений педагогического проектирования Е.А. Панько. Результаты представьте в психологическом практикуме.

Задание 3. Напишите эссе «Педагогический коллектив, в котором я бы хотел работать».

Задание 4. Опишите 2-3 конфликта в системах отношений: «Педагог-педагог», «Педагог-родители», «Педагог-заведующий дошкольного учреждения (заместитель заведующего)». Предложите пути их разрешения.

Задание 5. Дайте характеристику мотивов и профессиональных умений:

Ø Учителя начальной школы

Ø Учителя физкультуры в школе

Ø Учителя иностранного языка

Ø Преподавателя психолого-педагогических дисциплин в педагогических гимназиях, колледжах.

Задание 6. Подберите упражнения для развития гибкости мышления, на визуализацию, дыхательные упражнения, на нахождение и снятия «мышечных зажимов», которые можно рекомендовать педагогам.

Задание 7. Дайте характеристику мотивов и профессиональных умений:

Ø Музыкального руководителя детского сада

Ø Педагога-организатора физического воспитания

Ø Педагога-организатора изобразительной деятельности

Ø Заместителя заведующей по основной деятельности

Перечень основной литературы по учебной дисциплине

«Педагогическая психология»

 

1. Возрастная и педагогическая психология: курс лекций / Т.П.Березовская [и др.]. – Мн.: БГПУ, 2010. – 104с.

2. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 239 с.

3. Занков, Л.В. Обучение и развитие / Л.В. Занков // Избранные педагогические труды. – 3-е изд., дополн. – М.: Дом педагогики, 1999. – 608 с.

4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для пед. и психолог. направлений и спец. вузов / И.А. Зимняя. – 2-е изд. – М.: Логос, 2002. – 384 с.

5. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников: учеб. пособие / Ф.И. Иващенко. – Минск: Университетское, 1999. – 128 с.

6. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя /Л.М. Митина. – М.: Академия, 2004. – 320 с.

7. Немов, Р. С. Психология: учебник для пед. спец. вузов: в 3 кн./ Р.С. Немов. – 4-е изд. – Кн. 2: Психология образования. – М.: Владос. – 2003. – 608 с.

8. Панько, Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения: Психология: пособие для педагогов дошк. учреждений: – 2-е изд. / Е.А. Панько. – Минск: Зорны верасень, 2006. – 264 с.

9. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология /А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.

10.Савенков, А. И. Педагогическая психология. В 2 т. Т 1: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ А.И. Савенков. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 413 с.

Перечень дополнительной литературы по учебной дисциплине

«Педагогическая психология»

1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили.– М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 496 с.

2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 263 с.

3. Валуйская, Т.Л. Самостоятельная работа по педагогической психологии: учебно–методическое пособие / Т.Л. Валуйская. – Минск: БГПУ, 2009. – 88 с.

4. Возрастная, педагогическая и социальная психология: курс лекций / под науч. ред. Ю.А. Коломейцева. – Мн.: БГПУ, 2006. – 249 с.

5. Волков, Б. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу / Б. Волков, Н. Волкова. – М.: Владос, 2010. – 368 с.

6. Волков, Б. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества / Б. Волков, Н. Волкова. – М.: Владос, 2010. – 334 с.

7. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2006. – 512 с.

8. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учеб. пособие; под ред Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. Минск.: Унiверсiтэцкае, 1997. – 237 с.

9. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников / Ф.И. Иващенко. – Мн.: Выш. шк., 2006. – 189с.

10. Игра в жизни дошкольника / Е.А. Панько [и др.]: под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: Нац. ин-т образования. 2012. – 184 с.

11. Ильин, Е.П. Психология для педагогов / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 640 с.

12. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. 2-е изд. – М.: Эльфа, 1996. – 367 с.

13. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина – М.: Педагогика, 1986. – 136 с.

14. Общая, возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. Т.П.Березовская, М.В.Кравченко, А.В. Музыченко. – Мн.: БГПУ, 2006. – 195с.

15. Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения /под ред. Е.А. Панько. – М.: Университетское, 2002. – 207 с.

16. Психология общения: энциклопедический словарь / под общей ред. А. А. Бодалева. 2-е изд., испр. и доп. – М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2015. – 672 с.

17. Психология педагогического взаимодействия: учеб. пособие /Я.Л.Коломинский [ и др. ]; под ред. Я.Л. Коломинского. – СПб.: Речь, 2007. – 240 с.

18. Психология развития: учебник для студентов учреждений высшего образования 5-е изд., испр. / под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2014. – 528 с.

19. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров / под ред. О. В. Хухлаевой. – М.: Юрайт, 2014. – 360 с.

20. Семёнова, Е.М. Психологическое здоровье ребёнка и педагога: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.М. Семёнова, Е.П. Чеснокова; под ред. проф. Е.А. Панько. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009. – 174 с.

21. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. / Н.Ф. Талызина. – М., Академия, 2013. – 288 с.

22. Шакуров, Р. X. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом / Р.Х. Шакуров. – М., 1982. – 207 с.

23. Эффективность педагогического взаимодействия: теория и практика: учебно-метод. пособие / С.А. Месникович. – Мн.: БГПУ, 2005. – 55 с.

 


РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Формы текущего контроля для реализации рейтинговой оценки компетенций студентов по дисциплине «Педагогическая психология»

 

ОКР № 1: Наименование тем учебной программы: Введение в педагогическую психологию. Общие вопросы психологии обучения. Психологические особенности обучения на разных этапах непрерывного образования. Психолого-педагогические проблемы учебной деятельности.

Формы контроля:

1. Работа на семинарских занятиях: выступление с докладом (сообщением) / участие в дискуссиях / решение психологических задач.

2. Письменная контрольная работа. Общие вопросы психологии обучения.

3. УСРС. Психологические особенности обучения на разных этапах непрерывного образования.

3 формы контроля определяют итоговую среднюю отметку за ОКР №1.

ОКР № 2: Наименование тем учебной программы: Общие вопросы психологии воспитания. Механизмы, средства и методы воспитания. Психологические основы воспитания в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Психологические основы воспитания в младшем школьном возрасте. Психологические основы воспитания в подростковом возрасте. Психологические основы воспитания в юношеском возрасте.

Формы контроля:

1. Работа на семинарских занятиях: выступление с докладом (сообщением) / участие в дискуссиях / решение психологических задач.

2. Письменная контрольная работа. Общие вопросы психологии воспитания.

3. УСРС. Психологические основы воспитания в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

3 формы контроля определяют итоговую среднюю отметку за ОКР №2.

ОКР № 3: Наименование тем учебной программы: Общие вопросы психологии педагога. Профессионально значимые личностные качества педагога. Профессиональное самосознание педагога. Педагогическое взаимодействие. Профессиональное педагогическое общение. Психологическое здоровье педагога. Психологические аспекты деятельности педагогов разных специализаций.

Формы контроля:

1. Работа на семинарских занятиях: выступление с докладом (сообщением) / участие в дискуссиях / решение психологических задач.

2. Письменная контрольная работа. Общие вопросы психологии педагога.

3. УСРС. Профессиональное педагогическое общение.

Выполнение: 8-й семестр обучения.

3 формы контроля определяют итоговую среднюю отметку за ОКР №3.

 

Задания для ОКР № 1

Письменная контрольная работа. Общие вопросы психологии обучения.

Вариант 1.

1. Понятие о научении. Уровни и виды научения.

2. Решение психологической задачи.

Определите пути оптимизации обучения в педагогической ситуации из х/ф «Расписание на послезавтра».

Вариант 2.

1. Понятие об обучении. Проблема соотношения обучения и развития в психологии.

2. Решение психологической задачи.

Определите пути оптимизации обучения в педагогической ситуации из х/ф «Доживем до понедельника»

Вариант 3.

1. Соотношение понятий «научение», «учение», «обучение».

2. Решение психологической задачи.

Определите пути оптимизации обучения в педагогической ситуации из книги М. Аромштам «Когда отдыхают ангелы» (М., 2013).

Вариант 4.

1. Обучаемость, ее структурные компоненты и показатели.

2. Решение психологической задачи.

Определите пути оптимизации обучения в педагогической ситуации из книги М. Аромштам «Как дневник. Рассказы учительницы» (М., 2013).

 

 

УСРС. Психологические особенности обучения на разных этапах непрерывного образования.

1. Составьте терминологический словарь:

· научение;

· учение;

· обучение;

· обучаемость;

· учебная деятельность;

· проблемное обучение;

· развивающее обучение;

· дифференциация обучения;

· индивидуализация обучения.

При составлении словаря обращайтесь к различным вариантам определения понятий, делая ссылку на источник.

2. Подготовьте реферат на одну из тем:

§ Личностно-ориентированное обучение.

§ Проблемное обучение в современной школе.

§ От развивающего обучения к развивающему образованию.

§ Проблема оптимизации обучения в научно-фантастической литературе.

§ Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.

§ Рефлексивно-деятельностный подход в обучении.

§ Интерактивное обучение.

§ Стили обучения с учетом модальности восприятия и полушарных стратегий.

§ Проблемы обучения леворукого ребенка.

§ Обучаемость и её диагностика.

§ Формы научения в раннем возрасте и их сочетание.

§ Обучение детей раннего возраста.

§ Возрастная сензитивность и обучение.

§ Значение детского экспериментирования в формировании интеллектуальной готовности ребенка к школе.

§ Роль сюжетно-ролевой игры в формировании психологической готовности ребенка к школе.

§ Социально-психологическая готовность к школе и ее формирование у дошкольников.

§ Значение игр с правилами в подготовке ребенка к школе.

§ Особенности учебной деятельности шестилетних первоклассников. Роль специфически детских видов деятельности в обучении шестилеток.

§ Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте и обучение.

§ Специфика учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

§ Научение и обучение в подростковом возрасте. Особенности учебной деятельности подростка.

§ Обучение в юношеском возрасте.

§ Значение учебной и учебно-профессиональной деятельности для психического развития школьника.

§ Актуальные вопросы обучения взрослых и др.

3. Подготовьте консультацию для родителей старших дошкольников по проблеме формирования психологической готовности детей к школе.

4. Изучите и осуществите сравнительный анализ отношения детей старшего дошкольного возраста (первоклассников) к школе и детскому саду с помощью метода анализа продуктов детского творчества (рисование на темы «Дорога в детский сад / школу», «Я в детском саду / школе», «Жизнь в детском саду / школе» и др.).

 

 

Задания для ОКР № 2

Письменная контрольная работа. Общие вопросы психологии воспитания.

Вариант 1.

1. Понятие о воспитании. Институты воспитания.

2. Решение психологической задачи.

Определите механизмы формирования личности, принципы, методы и средства воспитания в педагогической ситуации из книги А.Гавальды «35 кило надежды» (М., 2010).

Вариант 2.

1. Механизмы формирования личности.

2. Решение психологической задачи.

Определите механизмы формирования личности, принципы, методы и средства воспитания в педагогической ситуации из книги Я.Л.Коломинского «Педагог среди детей» (Мн., 2014).

Вариант 3.

1. Принципы воспитания.

2. Решение психологической задачи.

Определите механизмы формирования личности, принципы, методы и средства воспитания в педагогической ситуации из книги М. Аромштам «Когда отдыхают ангелы» (М., 2013).

Вариант 4.

1. Механизмы, средства и методы воспитания.

2. Решение психологической задачи.

Определите механизмы формирования личности, принципы, методы и средства воспитания в педагогической ситуации из х/ф «Доживем до понедельника».

 

УСРС. Психологические основы воспитания в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

1. Разработайте систему игр, нацеленных на формирование у детей личностных качеств (позитивного самопринятия, эмпатии, творчества, воли и др.), способствующих преодолению ими эмоционально-личностных трудностей (застенчивости, неуверенности в себе, агрессивности, высокой тревожности, невротических страхов и др.) (на выбор).

2. Составьте отзыв на видеофильм «Парасткi творчасцi».

3. Подготовьте психологическую консультацию для родителей по проблеме эмоционально-личностного развития и воспитания дошкольника на одну изтем:

§ «Влияние родителей на ценностный мир детей»;

§ «Ревность ребенка: как помочь преодолеть её»;

§ «Воспитание чувства юмора и оптимизма»;

§ «Значение сказки в воспитании гуманных чувств дошкольника»;

§ «Как помочь ребенку преодолеть страх»;

§ «Как воспитать у дошкольника чувство ответственности»;

§ «Если ваш ребенок агрессивен…»;

§ «Семейные праздники в воспитании самоценности у ребенка»;

§ «Воспитание ребенка с признаками одаренности;

§ «Воспитание мальчиков и девочек»;

§ «Формирование психологического здоровья детей в семье»;

§ «Развитие детского творчества в семье» и др.

4. Законспектируйте следующие печатные работы:

· Коломинский, Я. Факел, который надо зажечь. Моторная одаренность и двигательные способности: как развить их в дошкольном возрасте. / Я. Коломинский, Е. Панько, В. Шебеко, А. Белоус // Пралеска. – 2002.– №12. – С. 7-13.

· Коломинский, Я.Л. Теоретические основы образования художественно одаренных детей в условиях дошкольного учреждения / Я.Л.Коломинский, Е.А. Панько, Л.Е. Романенко // Мастацкая адукацыя i культура. – 2005. – №4. – С. 4-12.

· Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания: учебное пособие / А.В. Мудрик. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – С.195-205 (Глава «Принципы воспитания»).

· Панько, Е., Коломинский, Я., Старжинская, Н., Шебеко В., Горунович, Л., Белоус, А. Концептуальные основания образования одаренных детей / Е. Панько, Я. Коломинский, Н. Старжинская, В.Шебеко, Л. Горунович, А. Белоус // Пралеска. – 2004.– №2. – С. 10-15.

· Смирнова, Е.О. Образная игрушка как средство развития сознания дошкольника / Е.О. Смирнова, И.В. Филиппова // Психологическая наука и образование. – 2008. – №3. – С. 62-70.

· Чеснокова, Е.П. Принимаем таким, как есть. Психологическое здоровье ребенка и пути его укрепления в условиях учреждений дошкольного образования / Е.П.Чеснокова // Пралеска. - 2013. - № 12. – С. 36-38.

Задания для ОКР № 3

Письменная контрольная работа. Общие вопросы психологии педагога.

Вариант 1.

1. Понятие о профессиональной психологической культуре личности педагога. Структура профессиональной психологической культуры личности педагога.

2. Решение психологической задачи.

Определите проявления индивидуального стиля педагогической деятельности, педагогических способностей учителей в задаче № 283 из «Сборника задач по общей психологии» / под ред. проф. В.С.Мерлина.

Вариант 2.

1. Понятие о профессиональном самосознании педагога. Структура профессионального самосознания педагога.

2. Решение психологической задачи.

Определите проявления индивидуального стиля педагогической деятельности, педагогических способностей учительницы в педагогической ситуации из книги М. Аромштам «Как дневник. Рассказы учительницы» (М., 2013).

Вариант 3.

1. Понятие о стиле педагогической деятельности. Факторы, влияющие на формирование эффективного индивидуального стиля деятельности педагога. Различные подходы к классификации стилей педагогической деятельности.

2. Решение психологической задачи.

Определите проявления индивидуального стиля педагогической деятельности, педагогических способностей учительницы в педагогической ситуации из х/ф «Расписание на послезавтра».

Вариант 4.

1. Понятие о педагогическом взаимодействии. Структура педагогического взаимодействия. Типы педагогического взаимодействия.

2. Решение психологической задачи.

Определите проявления индивидуального стиля педагогической деятельности, педагогических способностей воспитателя в педагогической ситуации из книги Я.Л.Коломинского «Педагог среди детей» (Мн., 2014).

 

 

УСРС. Профессиональное педагогическое общение.

1. Составьте отзыв на видеофильм мастер-класса Ш.Амонашвили «Любовь к детям как основа реализации принципа гуманизации в педагогическую практику».

2. Изучите образ педагога у дошкольников (младших школьников) с помощью методов анализа продуктов детского творчества (анализ рисунков на темы «Мой любимый педагог», «Мой воспитатель (учитель) …», «Мы с воспитателем на прогулке (в группе)» т.п.), экспериментирования ( с использованием приема персонификации).

3. Оцените степень выраженности своих профессионально-педагогических умений, значимых для руководства детской игровой деятельностью (с помощью оценочной шкалыЛ.Г. Семушиной Е.А. Панько). Какая группа профессиональных умений (гностические, организационные, коммуникативные, конструктивные) у Вас наиболее развита? Какая пока еще слабо? Продумайте, как совершенствовать ее.

4. Определите некоторые особенности Вашей педагогической направленности с помощью теста-опросника В. Г. Маралова.

5. Определите доминирующий стиль общения педагога с детьми с помощью метода наблюдения (по методике Фландерса).

Вопросы к зачету:

1. Предмет, задачи педагогической психологии, связь с другими науками.

2. Различные подходы к определению структуры педагогической психологии.

3. Актуальные проблемы современной педагогической психологии.

4. Основные этапы развития педагогической психологии. Первый этап – общедидактический (середина XVII – конец XIX в.).

5. Второй этап становления педагогической психологии (конец XIX – начало 50-х гг. XX в.).

6. Третий этап развития педагогической психологии (с 50-60 гг. – до настоящего времени).

7. Основные принципы и стратегии, используемые в педагогической психологии.

8. Классификация методов педагогической психологии.

9. Требования к исследованиям в области педагогической психологии. Этапы психологического исследования.

10. Сущность процесса и явлений научения. Основные типы и виды научения.

11. Теории обучения. Проблема соотношения обучения и развития в психологии.

12. Принципы традиционной и гуманистической парадигм обученеия.

13. Психологические основы развивающего обучения. Развивающее обучение в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.

14. Место учебной деятельности в обучении. Структура учебной деятельности.

15. Мотивы учения.

16. Обучаемость, ее компоненты и показатели.

17. Пути оптимизации обучения

18. Особенности научения в младенческом возрасте.

19. Научение и обучение в раннем детстве.

20. Научение и обучение в дошкольном возрасте.

21. Предпосылки учебной деятельности. Психологическая готовность к обучению в школе.

22. Обучение в младшем школьном возрасте.

23. Обучение в подростковом и старшем школьном возрасте.

24. Особенности учебной деятельности старшеклассников.

25. Индивидуализация и дифференциация обучения.

26. Психологическая сущность и цели воспитания, их обусловленность состоянием и перспективами развития общества.

27. Психологические теории и закономерности воспитания.

28. Институты воспитания. Методы воспитания. Средства воспитания, их классификация.

29. Воспитание детеймладенческого возраста. Начало формирования самосознания.

30. Воспитание детейраннего возраста.Формирование основ личности в раннем возрасте.

31. Воспитание детейдошкольного возраста. Формирование позитивной Я-концепции и самооценки дошкольника.

32. Психологическое здоровье ребенка.

33. Психологические основы воспитания младших школьников.

34. Воспитание в подростковом и старшем школьном возрасте.

35. Проблемы полового воспитания и пути их решения.

36. Психологические основы профориентационной работы.

37. Общая характеристика и специфические особенности педагогической деятельности, ее структура

38. Цель, мотивы педагогической деятельности.

39. Профессионально значимые качества личности педагога.

40. Профессиональное самосознание, общие и специальные способности педагога.

41. Профессиональное психологическое здоровье педагога, его основные показатели.

42. Стресс в профессиональной деятельности педагога.

43. «Эмоциональное выгорание» как специфический вид профессионального заболевания педагогов.

44. Пути и способы сохранения и укрепления профессионального психологического здоровья педагога.

45. Педагогическое взаимодействие и его функции и структура.

46. Педагогическая эмпатия. Социальная перцепция педагога Педагогическая рефлексия.

47. Индивидуальный стиль педагогического взаимодействия.

48. Педагогическая оценка и ее функции.

49. Понятие о педагогическом коллективе, социально-психологическая структура педагогического коллектива.

50. Социально-психологический климат коллектива и его основные показатели. Психология «педагогической команды».

51. Стили руководства педагогическим коллективом

52. Срабатываемость и психологическая совместимость членов педагогического коллектива.

 


ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ


СОСТАВИТЕЛИ:

Е.А. Панько, профессор кафедры общей и детской психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, профессор;

И.А. Белокурская, преподаватель кафедры общей и детской психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра педагогики и психологии дошкольного и начального образования учреждения образования «Минский областной институт развития образования»;

 

Е.И. Алехнович, доцент кафедры психологии и педагогики учреждения образования «Белорусский государственный университет культу3ры и искусства, кандидат психологических наук, доцент

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой общей и детской психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

(протокол № 6 от 30 января 2014 г.);

Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

(протокол № 3 от 06 марта 2014 г.);

 

Научно-методическим советом по педагогике детства Учебно-методического объединения по педагогическому образованию

(протокол № от 07 марта 2014 г.)

Ответственный за редакцию: И.А. Белокурская

Ответственный за выпуск: И.А. Белокурская


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности 1–01 01 01 «Дошкольное образование». В программе отражены актуальные проблемы педагогической психологии с точки зрения новых научных исследований и современной практики учреждений дошкольного образования. Психологическая подготовка студентов при изучении данной дисциплины направлена на становление компетентного, психологически грамотного педагога, способного к профессиональному самосовершенствованию и гуманизации педагогического процесса в учреждениях дошкольного образования.

В основу программы положены принципы гуманистической личностно-ориентированной образовательной модели. Содержание учебной дисциплины представлено в 4-х разделах. В первом разделе студенты знакомятся с предметом, задачами, проблемами педагогической психологии, ее историей. Рассматриваются сферы ее применения, методологические основы и методы исследования в педагогической психологии. Второй раздел посвящен изучению психологических теорий, механизмов, процессов научения и обучения. Специальное внимание уделено вопросам научения на ранних этапах онтогенеза. В третьем разделе представлена психология воспитания: психологические теории, сущность, цели и особенности на разных этапах онтогенеза. Последний раздел посвящен психологии педагога, укреплению его профессионального здоровья. Представлены в нем также педагогическое взаимодействие и психология педагогического коллектива. Данные вопросы рассматриваются с учетом специфики дошкольного образования.

Цель учебной дисциплины «Педагогическая психология»: формирование профессиональной психологической культуры будущих специалистов дошкольного образования высшей квалификации, формирование у них готовности к осуществлению педагогической деятельности на принципах личностно-ориентированной модели воспитания и обучения.

Задачи учебной дисциплины:

обеспечить усвоение студентами методологических основ педагогической психологии, овладение основами психологии обучения и воспитания, психологией педагога и педагогического взаимодействия;

сформировать мотивацию и психологическую готовность к решению актуальных проблем педагогической психологии в контексте гуманизации образования;

содействовать развитию педагогических способностей и одаренности студентов;

стимулировать потребность будущих педагогов в профессионально личностном росте, повышении психологической культуры и укреплении профессионального здоровья.

Учебная дисциплина «Педагогическая психология» связана с дисциплинами «Детская психология» и «Дошкольная педагогика».

Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины «Педагогическая психология» определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени по специальности 1–01 01 01 «Дошкольное образование», который разработан с учетом требований компетентностного подхода. В названном стандарте указан минимум содержания по дисциплине в виде системы обобщенных психологических знаний и умений, составляющих профессиональную компетентность выпускника вуза.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен

знать:

– актуальные проблемы, методологические основы и методы педагогической психологии;

– содержание понятий, закономерности и специфику психологии обучения и воспитания дошкольников;

– психологические аспекты деятельности и личности специалиста дошкольного образования;

уметь:

– использовать знание психологических закономерностей обучения и воспитания в образовательном процессе;

– адекватно оценивать и проектировать педагогическую деятельность.

владеть:

– профессиональной психологической культурой;

– навыками педагогического взаимодействия.

Типовым учебным планом на изучение учебной дисциплины «Педагогическая психология» всего отводится: 74 часа, из них 40 часов – на аудиторные занятия, в том числе на лекции – 28 часов, практические – 12 часов.

Рекомендуемая форма текущей аттестации – зачет.


Примерный тематический план

№ раздела и темы Наименование разделов и тем Всего Лекции Практ. занятия
  Введение в педагогическую психологию      
1.1 Предмет, задачи и актуальные проблемы педагогической психологии      
1.2 История становления и развития педагогической психологии      
1.3 Методологические основы и методы исследования педагогической психологии      
  Психология обучения      
2.1 Теории, виды и механизмы научения и обучения      
2.2 Учебная деятельность, ее структура и характеристики      
2.3 Психологические особенности научения и обучения в дошкольном детстве      
2.4 Психологические особенности обучения школьников      
  Психология воспитания      
3.1 Психологические теории, механизмы и средства воспитания      
3.2 Психологические основы воспитания в дошкольном детстве      
3.3 Психологические основы воспитания школьников      
  Психология педагога      
4.1 Психология личности и деятельности педагога учреждения дошкольного образования      
4.2 Профессиональное здоровье педагога      
4.3 Профессионально - педагогическое взаимодействие      
4.4 Психология педагогического коллектива      
  Всего:      

 

 


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.243.2.41 (0.163 с.)