Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4.4 Психология педагогического коллективаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Понятие о педагогическом коллективе, социально-психологическая структура педагогического коллектива. 2. Социально-психологический климат коллектива и его основные показатели. Психология «педагогической команды». 3. Стили руководства педагогическим коллективом 4. Срабатываемость и психологическая совместимость членов педагогического коллектива. 5. Условия повышения эффективности деятельности педагогического коллектива. Задания к семинарскому занятию: Задание 1. Составьте глоссарий: Ø педагогический коллектив; Ø личность руководителя педагогического коллектива; Ø стиль руководства заведующего дошкольного учреждения; Ø инновационная деятельность педагога; Ø психологическое единение коллектива; Ø психологический барьер. Задание 2. Оцените свои умения педагогического проектирования с помощью шкалы самооценки умений педагогического проектирования Е.А. Панько. Результаты представьте в психологическом практикуме. Задание 3. Напишите эссе «Педагогический коллектив, в котором я бы хотел работать». Задание 4. Опишите 2-3 конфликта в системах отношений: «Педагог-педагог», «Педагог-родители», «Педагог-заведующий дошкольного учреждения (заместитель заведующего)». Предложите пути их разрешения. Задание 5. Дайте характеристику мотивов и профессиональных умений: Ø Учителя начальной школы Ø Учителя физкультуры в школе Ø Учителя иностранного языка Ø Преподавателя психолого-педагогических дисциплин в педагогических гимназиях, колледжах. Задание 6. Подберите упражнения для развития гибкости мышления, на визуализацию, дыхательные упражнения, на нахождение и снятия «мышечных зажимов», которые можно рекомендовать педагогам. Задание 7. Дайте характеристику мотивов и профессиональных умений: Ø Музыкального руководителя детского сада Ø Педагога-организатора физического воспитания Ø Педагога-организатора изобразительной деятельности Ø Заместителя заведующей по основной деятельности Перечень основной литературы по учебной дисциплине «Педагогическая психология»
1. Возрастная и педагогическая психология: курс лекций / Т.П.Березовская [и др.]. – Мн.: БГПУ, 2010. – 104с. 2. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 239 с. 3. Занков, Л.В. Обучение и развитие / Л.В. Занков // Избранные педагогические труды. – 3-е изд., дополн. – М.: Дом педагогики, 1999. – 608 с. 4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для пед. и психолог. направлений и спец. вузов / И.А. Зимняя. – 2-е изд. – М.: Логос, 2002. – 384 с. 5. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников: учеб. пособие / Ф.И. Иващенко. – Минск: Университетское, 1999. – 128 с. 6. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя /Л.М. Митина. – М.: Академия, 2004. – 320 с. 7. Немов, Р. С. Психология: учебник для пед. спец. вузов: в 3 кн./ Р.С. Немов. – 4-е изд. – Кн. 2: Психология образования. – М.: Владос. – 2003. – 608 с. 8. Панько, Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения: Психология: пособие для педагогов дошк. учреждений: – 2-е изд. / Е.А. Панько. – Минск: Зорны верасень, 2006. – 264 с. 9. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология /А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с. 10.Савенков, А. И. Педагогическая психология. В 2 т. Т 1: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ А.И. Савенков. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 413 с. Перечень дополнительной литературы по учебной дисциплине «Педагогическая психология» 1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили.– М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 496 с. 2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 263 с. 3. Валуйская, Т.Л. Самостоятельная работа по педагогической психологии: учебно–методическое пособие / Т.Л. Валуйская. – Минск: БГПУ, 2009. – 88 с. 4. Возрастная, педагогическая и социальная психология: курс лекций / под науч. ред. Ю.А. Коломейцева. – Мн.: БГПУ, 2006. – 249 с. 5. Волков, Б. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу / Б. Волков, Н. Волкова. – М.: Владос, 2010. – 368 с. 6. Волков, Б. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества / Б. Волков, Н. Волкова. – М.: Владос, 2010. – 334 с. 7. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2006. – 512 с. 8. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учеб. пособие; под ред Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. Минск.: Унiверсiтэцкае, 1997. – 237 с. 9. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников / Ф.И. Иващенко. – Мн.: Выш. шк., 2006. – 189с. 10. Игра в жизни дошкольника / Е.А. Панько [и др.]: под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: Нац. ин-т образования. 2012. – 184 с. 11. Ильин, Е.П. Психология для педагогов / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 640 с. 12. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. 2-е изд. – М.: Эльфа, 1996. – 367 с. 13. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина – М.: Педагогика, 1986. – 136 с. 14. Общая, возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. Т.П.Березовская, М.В.Кравченко, А.В. Музыченко. – Мн.: БГПУ, 2006. – 195с. 15. Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения /под ред. Е.А. Панько. – М.: Университетское, 2002. – 207 с. 16. Психология общения: энциклопедический словарь / под общей ред. А. А. Бодалева. 2-е изд., испр. и доп. – М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2015. – 672 с. 17. Психология педагогического взаимодействия: учеб. пособие /Я.Л.Коломинский [ и др. ]; под ред. Я.Л. Коломинского. – СПб.: Речь, 2007. – 240 с. 18. Психология развития: учебник для студентов учреждений высшего образования 5-е изд., испр. / под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2014. – 528 с. 19. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров / под ред. О. В. Хухлаевой. – М.: Юрайт, 2014. – 360 с. 20. Семёнова, Е.М. Психологическое здоровье ребёнка и педагога: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.М. Семёнова, Е.П. Чеснокова; под ред. проф. Е.А. Панько. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009. – 174 с. 21. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. / Н.Ф. Талызина. – М., Академия, 2013. – 288 с. 22. Шакуров, Р. X. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом / Р.Х. Шакуров. – М., 1982. – 207 с. 23. Эффективность педагогического взаимодействия: теория и практика: учебно-метод. пособие / С.А. Месникович. – Мн.: БГПУ, 2005. – 55 с.
РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ Формы текущего контроля для реализации рейтинговой оценки компетенций студентов по дисциплине «Педагогическая психология»
ОКР № 1: Наименование тем учебной программы: Введение в педагогическую психологию. Общие вопросы психологии обучения. Психологические особенности обучения на разных этапах непрерывного образования. Психолого-педагогические проблемы учебной деятельности. Формы контроля: 1. Работа на семинарских занятиях: выступление с докладом (сообщением) / участие в дискуссиях / решение психологических задач. 2. Письменная контрольная работа. Общие вопросы психологии обучения. 3. УСРС. Психологические особенности обучения на разных этапах непрерывного образования. 3 формы контроля определяют итоговую среднюю отметку за ОКР №1. ОКР № 2: Наименование тем учебной программы: Общие вопросы психологии воспитания. Механизмы, средства и методы воспитания. Психологические основы воспитания в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Психологические основы воспитания в младшем школьном возрасте. Психологические основы воспитания в подростковом возрасте. Психологические основы воспитания в юношеском возрасте. Формы контроля: 1. Работа на семинарских занятиях: выступление с докладом (сообщением) / участие в дискуссиях / решение психологических задач. 2. Письменная контрольная работа. Общие вопросы психологии воспитания. 3. УСРС. Психологические основы воспитания в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. 3 формы контроля определяют итоговую среднюю отметку за ОКР №2. ОКР № 3: Наименование тем учебной программы: Общие вопросы психологии педагога. Профессионально значимые личностные качества педагога. Профессиональное самосознание педагога. Педагогическое взаимодействие. Профессиональное педагогическое общение. Психологическое здоровье педагога. Психологические аспекты деятельности педагогов разных специализаций. Формы контроля: 1. Работа на семинарских занятиях: выступление с докладом (сообщением) / участие в дискуссиях / решение психологических задач. 2. Письменная контрольная работа. Общие вопросы психологии педагога. 3. УСРС. Профессиональное педагогическое общение. Выполнение: 8-й семестр обучения. 3 формы контроля определяют итоговую среднюю отметку за ОКР №3.
Задания для ОКР № 1 Письменная контрольная работа. Общие вопросы психологии обучения. Вариант 1. 1. Понятие о научении. Уровни и виды научения. 2. Решение психологической задачи. Определите пути оптимизации обучения в педагогической ситуации из х/ф «Расписание на послезавтра». Вариант 2. 1. Понятие об обучении. Проблема соотношения обучения и развития в психологии. 2. Решение психологической задачи. Определите пути оптимизации обучения в педагогической ситуации из х/ф «Доживем до понедельника» Вариант 3. 1. Соотношение понятий «научение», «учение», «обучение». 2. Решение психологической задачи. Определите пути оптимизации обучения в педагогической ситуации из книги М. Аромштам «Когда отдыхают ангелы» (М., 2013). Вариант 4. 1. Обучаемость, ее структурные компоненты и показатели. 2. Решение психологической задачи. Определите пути оптимизации обучения в педагогической ситуации из книги М. Аромштам «Как дневник. Рассказы учительницы» (М., 2013).
УСРС. Психологические особенности обучения на разных этапах непрерывного образования. 1. Составьте терминологический словарь: · научение; · учение; · обучение; · обучаемость; · учебная деятельность; · проблемное обучение; · развивающее обучение; · дифференциация обучения; · индивидуализация обучения. При составлении словаря обращайтесь к различным вариантам определения понятий, делая ссылку на источник. 2. Подготовьте реферат на одну из тем: § Личностно-ориентированное обучение. § Проблемное обучение в современной школе. § От развивающего обучения к развивающему образованию. § Проблема оптимизации обучения в научно-фантастической литературе. § Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. § Рефлексивно-деятельностный подход в обучении. § Интерактивное обучение. § Стили обучения с учетом модальности восприятия и полушарных стратегий. § Проблемы обучения леворукого ребенка. § Обучаемость и её диагностика. § Формы научения в раннем возрасте и их сочетание. § Обучение детей раннего возраста. § Возрастная сензитивность и обучение. § Значение детского экспериментирования в формировании интеллектуальной готовности ребенка к школе. § Роль сюжетно-ролевой игры в формировании психологической готовности ребенка к школе. § Социально-психологическая готовность к школе и ее формирование у дошкольников. § Значение игр с правилами в подготовке ребенка к школе. § Особенности учебной деятельности шестилетних первоклассников. Роль специфически детских видов деятельности в обучении шестилеток. § Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте и обучение. § Специфика учебной деятельности в младшем школьном возрасте. § Научение и обучение в подростковом возрасте. Особенности учебной деятельности подростка. § Обучение в юношеском возрасте. § Значение учебной и учебно-профессиональной деятельности для психического развития школьника. § Актуальные вопросы обучения взрослых и др. 3. Подготовьте консультацию для родителей старших дошкольников по проблеме формирования психологической готовности детей к школе. 4. Изучите и осуществите сравнительный анализ отношения детей старшего дошкольного возраста (первоклассников) к школе и детскому саду с помощью метода анализа продуктов детского творчества (рисование на темы «Дорога в детский сад / школу», «Я в детском саду / школе», «Жизнь в детском саду / школе» и др.).
Задания для ОКР № 2 Письменная контрольная работа. Общие вопросы психологии воспитания. Вариант 1. 1. Понятие о воспитании. Институты воспитания. 2. Решение психологической задачи. Определите механизмы формирования личности, принципы, методы и средства воспитания в педагогической ситуации из книги А.Гавальды «35 кило надежды» (М., 2010). Вариант 2. 1. Механизмы формирования личности. 2. Решение психологической задачи. Определите механизмы формирования личности, принципы, методы и средства воспитания в педагогической ситуации из книги Я.Л.Коломинского «Педагог среди детей» (Мн., 2014). Вариант 3. 1. Принципы воспитания. 2. Решение психологической задачи. Определите механизмы формирования личности, принципы, методы и средства воспитания в педагогической ситуации из книги М. Аромштам «Когда отдыхают ангелы» (М., 2013). Вариант 4. 1. Механизмы, средства и методы воспитания. 2. Решение психологической задачи. Определите механизмы формирования личности, принципы, методы и средства воспитания в педагогической ситуации из х/ф «Доживем до понедельника».
УСРС. Психологические основы воспитания в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. 1. Разработайте систему игр, нацеленных на формирование у детей личностных качеств (позитивного самопринятия, эмпатии, творчества, воли и др.), способствующих преодолению ими эмоционально-личностных трудностей (застенчивости, неуверенности в себе, агрессивности, высокой тревожности, невротических страхов и др.) (на выбор). 2. Составьте отзыв на видеофильм «Парасткi творчасцi». 3. Подготовьте психологическую консультацию для родителей по проблеме эмоционально-личностного развития и воспитания дошкольника на одну изтем: § «Влияние родителей на ценностный мир детей»; § «Ревность ребенка: как помочь преодолеть её»; § «Воспитание чувства юмора и оптимизма»; § «Значение сказки в воспитании гуманных чувств дошкольника»; § «Как помочь ребенку преодолеть страх»; § «Как воспитать у дошкольника чувство ответственности»; § «Если ваш ребенок агрессивен…»; § «Семейные праздники в воспитании самоценности у ребенка»; § «Воспитание ребенка с признаками одаренности; § «Воспитание мальчиков и девочек»; § «Формирование психологического здоровья детей в семье»; § «Развитие детского творчества в семье» и др. 4. Законспектируйте следующие печатные работы: · Коломинский, Я. Факел, который надо зажечь. Моторная одаренность и двигательные способности: как развить их в дошкольном возрасте. / Я. Коломинский, Е. Панько, В. Шебеко, А. Белоус // Пралеска. – 2002.– №12. – С. 7-13. · Коломинский, Я.Л. Теоретические основы образования художественно одаренных детей в условиях дошкольного учреждения / Я.Л.Коломинский, Е.А. Панько, Л.Е. Романенко // Мастацкая адукацыя i культура. – 2005. – №4. – С. 4-12. · Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания: учебное пособие / А.В. Мудрик. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – С.195-205 (Глава «Принципы воспитания»). · Панько, Е., Коломинский, Я., Старжинская, Н., Шебеко В., Горунович, Л., Белоус, А. Концептуальные основания образования одаренных детей / Е. Панько, Я. Коломинский, Н. Старжинская, В.Шебеко, Л. Горунович, А. Белоус // Пралеска. – 2004.– №2. – С. 10-15. · Смирнова, Е.О. Образная игрушка как средство развития сознания дошкольника / Е.О. Смирнова, И.В. Филиппова // Психологическая наука и образование. – 2008. – №3. – С. 62-70. · Чеснокова, Е.П. Принимаем таким, как есть. Психологическое здоровье ребенка и пути его укрепления в условиях учреждений дошкольного образования / Е.П.Чеснокова // Пралеска. - 2013. - № 12. – С. 36-38. Задания для ОКР № 3 Письменная контрольная работа. Общие вопросы психологии педагога. Вариант 1. 1. Понятие о профессиональной психологической культуре личности педагога. Структура профессиональной психологической культуры личности педагога. 2. Решение психологической задачи. Определите проявления индивидуального стиля педагогической деятельности, педагогических способностей учителей в задаче № 283 из «Сборника задач по общей психологии» / под ред. проф. В.С.Мерлина. Вариант 2. 1. Понятие о профессиональном самосознании педагога. Структура профессионального самосознания педагога. 2. Решение психологической задачи. Определите проявления индивидуального стиля педагогической деятельности, педагогических способностей учительницы в педагогической ситуации из книги М. Аромштам «Как дневник. Рассказы учительницы» (М., 2013). Вариант 3. 1. Понятие о стиле педагогической деятельности. Факторы, влияющие на формирование эффективного индивидуального стиля деятельности педагога. Различные подходы к классификации стилей педагогической деятельности. 2. Решение психологической задачи. Определите проявления индивидуального стиля педагогической деятельности, педагогических способностей учительницы в педагогической ситуации из х/ф «Расписание на послезавтра». Вариант 4. 1. Понятие о педагогическом взаимодействии. Структура педагогического взаимодействия. Типы педагогического взаимодействия. 2. Решение психологической задачи. Определите проявления индивидуального стиля педагогической деятельности, педагогических способностей воспитателя в педагогической ситуации из книги Я.Л.Коломинского «Педагог среди детей» (Мн., 2014).
УСРС. Профессиональное педагогическое общение. 1. Составьте отзыв на видеофильм мастер-класса Ш.Амонашвили «Любовь к детям как основа реализации принципа гуманизации в педагогическую практику». 2. Изучите образ педагога у дошкольников (младших школьников) с помощью методов анализа продуктов детского творчества (анализ рисунков на темы «Мой любимый педагог», «Мой воспитатель (учитель) …», «Мы с воспитателем на прогулке (в группе)» т.п.), экспериментирования ( с использованием приема персонификации). 3. Оцените степень выраженности своих профессионально-педагогических умений, значимых для руководства детской игровой деятельностью (с помощью оценочной шкалыЛ.Г. Семушиной Е.А. Панько). Какая группа профессиональных умений (гностические, организационные, коммуникативные, конструктивные) у Вас наиболее развита? Какая пока еще слабо? Продумайте, как совершенствовать ее. 4. Определите некоторые особенности Вашей педагогической направленности с помощью теста-опросника В. Г. Маралова. 5. Определите доминирующий стиль общения педагога с детьми с помощью метода наблюдения (по методике Фландерса). Вопросы к зачету: 1. Предмет, задачи педагогической психологии, связь с другими науками. 2. Различные подходы к определению структуры педагогической психологии. 3. Актуальные проблемы современной педагогической психологии. 4. Основные этапы развития педагогической психологии. Первый этап – общедидактический (середина XVII – конец XIX в.). 5. Второй этап становления педагогической психологии (конец XIX – начало 50-х гг. XX в.). 6. Третий этап развития педагогической психологии (с 50-60 гг. – до настоящего времени). 7. Основные принципы и стратегии, используемые в педагогической психологии. 8. Классификация методов педагогической психологии. 9. Требования к исследованиям в области педагогической психологии. Этапы психологического исследования. 10. Сущность процесса и явлений научения. Основные типы и виды научения. 11. Теории обучения. Проблема соотношения обучения и развития в психологии. 12. Принципы традиционной и гуманистической парадигм обученеия. 13. Психологические основы развивающего обучения. Развивающее обучение в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова. 14. Место учебной деятельности в обучении. Структура учебной деятельности. 15. Мотивы учения. 16. Обучаемость, ее компоненты и показатели. 17. Пути оптимизации обучения 18. Особенности научения в младенческом возрасте. 19. Научение и обучение в раннем детстве. 20. Научение и обучение в дошкольном возрасте. 21. Предпосылки учебной деятельности. Психологическая готовность к обучению в школе. 22. Обучение в младшем школьном возрасте. 23. Обучение в подростковом и старшем школьном возрасте. 24. Особенности учебной деятельности старшеклассников. 25. Индивидуализация и дифференциация обучения. 26. Психологическая сущность и цели воспитания, их обусловленность состоянием и перспективами развития общества. 27. Психологические теории и закономерности воспитания. 28. Институты воспитания. Методы воспитания. Средства воспитания, их классификация. 29. Воспитание детеймладенческого возраста. Начало формирования самосознания. 30. Воспитание детейраннего возраста.Формирование основ личности в раннем возрасте. 31. Воспитание детейдошкольного возраста. Формирование позитивной Я-концепции и самооценки дошкольника. 32. Психологическое здоровье ребенка. 33. Психологические основы воспитания младших школьников. 34. Воспитание в подростковом и старшем школьном возрасте. 35. Проблемы полового воспитания и пути их решения. 36. Психологические основы профориентационной работы. 37. Общая характеристика и специфические особенности педагогической деятельности, ее структура 38. Цель, мотивы педагогической деятельности. 39. Профессионально значимые качества личности педагога. 40. Профессиональное самосознание, общие и специальные способности педагога. 41. Профессиональное психологическое здоровье педагога, его основные показатели. 42. Стресс в профессиональной деятельности педагога. 43. «Эмоциональное выгорание» как специфический вид профессионального заболевания педагогов. 44. Пути и способы сохранения и укрепления профессионального психологического здоровья педагога. 45. Педагогическое взаимодействие и его функции и структура. 46. Педагогическая эмпатия. Социальная перцепция педагога Педагогическая рефлексия. 47. Индивидуальный стиль педагогического взаимодействия. 48. Педагогическая оценка и ее функции. 49. Понятие о педагогическом коллективе, социально-психологическая структура педагогического коллектива. 50. Социально-психологический климат коллектива и его основные показатели. Психология «педагогической команды». 51. Стили руководства педагогическим коллективом 52. Срабатываемость и психологическая совместимость членов педагогического коллектива.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Е.А. Панько, профессор кафедры общей и детской психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, профессор; И.А. Белокурская, преподаватель кафедры общей и детской психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» РЕЦЕНЗЕНТЫ: Кафедра педагогики и психологии дошкольного и начального образования учреждения образования «Минский областной институт развития образования»;
Е.И. Алехнович, доцент кафедры психологии и педагогики учреждения образования «Белорусский государственный университет культу3ры и искусства, кандидат психологических наук, доцент РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ: Кафедрой общей и детской психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол № 6 от 30 января 2014 г.); Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол № 3 от 06 марта 2014 г.);
Научно-методическим советом по педагогике детства Учебно-методического объединения по педагогическому образованию (протокол № от 07 марта 2014 г.) Ответственный за редакцию: И.А. Белокурская Ответственный за выпуск: И.А. Белокурская ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности 1–01 01 01 «Дошкольное образование». В программе отражены актуальные проблемы педагогической психологии с точки зрения новых научных исследований и современной практики учреждений дошкольного образования. Психологическая подготовка студентов при изучении данной дисциплины направлена на становление компетентного, психологически грамотного педагога, способного к профессиональному самосовершенствованию и гуманизации педагогического процесса в учреждениях дошкольного образования. В основу программы положены принципы гуманистической личностно-ориентированной образовательной модели. Содержание учебной дисциплины представлено в 4-х разделах. В первом разделе студенты знакомятся с предметом, задачами, проблемами педагогической психологии, ее историей. Рассматриваются сферы ее применения, методологические основы и методы исследования в педагогической психологии. Второй раздел посвящен изучению психологических теорий, механизмов, процессов научения и обучения. Специальное внимание уделено вопросам научения на ранних этапах онтогенеза. В третьем разделе представлена психология воспитания: психологические теории, сущность, цели и особенности на разных этапах онтогенеза. Последний раздел посвящен психологии педагога, укреплению его профессионального здоровья. Представлены в нем также педагогическое взаимодействие и психология педагогического коллектива. Данные вопросы рассматриваются с учетом специфики дошкольного образования. Цель учебной дисциплины «Педагогическая психология»: формирование профессиональной психологической культуры будущих специалистов дошкольного образования высшей квалификации, формирование у них готовности к осуществлению педагогической деятельности на принципах личностно-ориентированной модели воспитания и обучения. Задачи учебной дисциплины: обеспечить усвоение студентами методологических основ педагогической психологии, овладение основами психологии обучения и воспитания, психологией педагога и педагогического взаимодействия; сформировать мотивацию и психологическую готовность к решению актуальных проблем педагогической психологии в контексте гуманизации образования; содействовать развитию педагогических способностей и одаренности студентов; стимулировать потребность будущих педагогов в профессионально личностном росте, повышении психологической культуры и укреплении профессионального здоровья. Учебная дисциплина «Педагогическая психология» связана с дисциплинами «Детская психология» и «Дошкольная педагогика». Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины «Педагогическая психология» определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени по специальности 1–01 01 01 «Дошкольное образование», который разработан с учетом требований компетентностного подхода. В названном стандарте указан минимум содержания по дисциплине в виде системы обобщенных психологических знаний и умений, составляющих профессиональную компетентность выпускника вуза. В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать: – актуальные проблемы, методологические основы и методы педагогической психологии; – содержание понятий, закономерности и специфику психологии обучения и воспитания дошкольников; – психологические аспекты деятельности и личности специалиста дошкольного образования; уметь: – использовать знание психологических закономерностей обучения и воспитания в образовательном процессе; – адекватно оценивать и проектировать педагогическую деятельность. владеть: – профессиональной психологической культурой; – навыками педагогического взаимодействия. Типовым учебным планом на изучение учебной дисциплины «Педагогическая психология» всего отводится: 74 часа, из них 40 часов – на аудиторные занятия, в том числе на лекции – 28 часов, практические – 12 часов. Рекомендуемая форма текущей аттестации – зачет. Примерный тематический план
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 762; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.32.94 (0.018 с.) |