Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3.1 Психологические теории, механизмы и средства воспитанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Психологическая сущность и цели воспитания, их обусловленность состоянием и перспективами развития общества. 2. Психологические теории и закономерности воспитания. 3. Институты воспитания. Методы воспитания. 4. Средства воспитания, их классификация. 5. Развитие нравственных суждений и нравственное воспитание. 6. Учёт индивидуально-психологических особенностей детей в воспитательном процессе. Задания к семинарскому занятию: Задание 1. Выписать в словарь основные понятия темы: воспитание, развитие личности, свойства личности, коллектив, самовоспитание, самообразование Задание 2. Составить конспект: Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды /Л.И. Божович; под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996. – 252- 268с. Задание 3. Ответьте на вопросы: • Перечислите общие методы воспитания. • Назовите средства воспитания. • Каковы закономерности развития личности? • Какие существуют принципы воспитания? • Какие существуют воспитательные возможности коллектива? • Назовите параметры самовоспитания. Задание 4. Ознакомьтесь с ниже изложенными детскими «портретами» (экспресс–характеристиками на старших дошкольников) и ответьте на следующие вопросы: Ø Педагог какой специализации дошкольного профиля (воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, логопед) является, по Вашему мнению, автором каждого из «портретов»? Аргументируйте свой ответ. Ø Представителем какого типа педагогического отношения к детям («устойчиво–положительного», «пассивно–положительного», «неустойчиво–положительного», «пассивно–отрицательного») является автор каждого из данных портретов? Ø Сказывается ли и тогда как конкретный тип педагогического отношения к детям в восприятии и понимании педагогом детей? 1. Миша у нас с младшей группы. Мы на него большие надежды возлагали – быстро вошел в коллектив, лидером стал. Когда же в среднюю группу перешел, сник, стал подавленным, инициативность пропала. Иногда проявит себя, а потом снова тихим становится. Наверное, потому, что новые, более старшие дети поступили в группу. Главную роль предложили в сказке «Конек - Горбунок». Сначала отказывался – не уверен в себе был. Но убедила: «Ты сможешь, у тебя получится». И, действительно, получилось. Понравилось. Старались показать: Иванушка – не дурачок. Справился великолепно. Стал жить ролью. После сказки Миша поверил в себя. Со всеми детьми играет. Уже не тот – подвижнее, активнее стал. И везде теперь не последний. Мама очень рада: «С таким желанием в детский сад теперь ходит!».
2. Ната – хитрая, шустрая, глаза узкие. Любит делать «исподтишка». Развита хорошо речь. Родители удивляются ее выдумкам, хотя я ничего удивительного в ней не вижу. 3. Вадик – главный мой помощник. На занятиях внимателен, стремится помочь расставить спортивный инвентарь. В сад ходит первый год. Физическим развитием ребенка родители почти не занимаются. Если бег, прыжки еще получаются, то упражнения на ловкость совсем не идут. Любит похвалу взрослого. С детьми не очень ладит. Думаю, дома привык общаться со взрослыми. Хорошо развита речь. 4. Аня – капризная, своенравная. Обидчивая и злопамятная, эгоистичная. Не люблю ее. 5. Вика – единственный ребенок в семье, поздний. Она способная, но все ее способности скрыты, приходится буквально «вытягивать» их. Показать себя не может. А вот дома танцует с удовольствием, красиво. Но в «Украинском танце» я к ней ключик нашла. Говорю: «Ты будешь солисткой, Вика, у тебя получится. Будешь как дома танцевать, хорошо?» Она очень тонко музыку чувствует. Так и танцевала – красиво, вдохновенно, ритмично… Она живет в танце. Всем очень понравилось. 6. Танюша – ласточка моя. Люблю ее очень. Она такая доброжелательная, неунывающая. Со всеми дружит. Иногда не может защитить себя, потому, что очень добра. Способная девочка: у нее во всех видах деятельности все хорошо получается. Задание 5. Подготовьте консультации для родителей по одному из волнующих родителей вопросов, связанных с формированием личности (психологической готовностью к школе, детской одаренностью, психологическим здоровьем и др.). Подготовленные консультации используются в ходе деловой игры на практическом занятии. Группа разбивается на подгруппы по 4-5 человек. Каждый из её участников поочередно выступит в разных ролях: педагог (педагог-психолог) – консультант, (родитель, судья).
Рекомендуемая литература: 1. Байярд, Р. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей / Р. Байярд, Д. Байярд. - М.: Акад. Проект,2003.-208 с. 2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986.- 263 с. 3. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 1983.-271 с. 4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды /Л.И. Божович; под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 352с. 5. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и патология / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1990.-144 с. 6. Воспитатели и дети: источники роста /Под ред. В.А.Петровского. М.: Аспект Пресс, 1994. - 155 с. 7. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для пед. и психолог. направлений и спец. вузов/ И.А. Зимняя. - 2-е изд. - М.: Логос, 2002. - 384 с. 8. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников: учеб. пособие / Ф.И. Иващенко. – Минск: Университетское, 1999. - 128 с. 9. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов.– М.: Академия, 2004. - 304 с. 10. Педагогическая психология: Учебное пособие /Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с. 11. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.И. Ильясова и др.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 304 с. Общие вопросы психологии воспитания Задание 1. Проанализируйте определения понятия «воспитание», встречающиеся в современной психолого-педагогической литературе. Выделите ключевые характеристики понятия «воспитание». Задание 2. Подготовьте психологическую консультацию для родителей по проблеме эмоционально-личностного развития и воспитания дошкольников. Примерная тематика консультаций: 1. «Влияние родителей на ценностный мир детей» 2. «Ревность ребенка: как помочь преодолеть её» 3. «Воспитание чувства юмора и оптимизма» 4. «Значение сказки в воспитании гуманных чувств дошкольника» 5. «Как помочь ребенку преодолеть страх» 6. «Как воспитать у дошкольника чувство ответственности» 7. «Если ваш ребенок агрессивен…» 8. «Семейные праздники в воспитании самоценности у ребенка» и др. Задание 3. Подберите подвижные игры, которые можно использовать для повышения самооценки, формирования позитивной Я-концепции дошкольника с разными двигательными способностями (ловкость, сила, гибкость, выносливость и др.). Задание 4. Подготовьте рекомендации для воспитателей по использованию игровой деятельности в целях коррекции застенчивости дошкольника (неуверенности, страха, тревожности). Задание 5. Сделайте сравнительный анализ психического развития детей одного из возрастов (младенчество, ранний возраст, дошкольный, младшей школьный, подростковый), воспитывающихся в разных социальных условиях – детский сад, семья, в учреждениях интернатного типа. Задание 6. Подберите специальную психолого-педагогическую литературу по развитию и формированию эмпатии у детей. Выделите среди нее ту, которую можно предложить родителям. Подберите художественные произведения, которые целесообразно, на ваш взгляд, использовать в работе с детьми в целях формирования выше указанных чувств, эмоций. Задание 7. Проанализируйте, развиты ли у ваших воспитанников эмпатия, способность к сопереживанию, сочувствию? Выделите среди них тех, у кого пока эти чувства проявляются редко (не проявляются), для которых характерны эгоистическая направленность, жадность. Рекомендуем с этой целью использовать наблюдения и проективную методику «Цветик-семицветик». Продумайте пути коррекционной работы с такими воспитанниками. Результаты своей работы представьте в психологическом практикуме.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.211.49 (0.01 с.) |