Обучение в младшем школьном возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение в младшем школьном возрасте



Возрастные границы: От 6-7 до 10-11 лет.

Социальная ситуация. Переход к учебной деятельности. Ре­бенок развивается в условиях сложной социальной среды, в усло­виях воспитания и обучения. Меняется сфера социальных отно­шений, появляется система «ребенок - взрослый» дифференциру­ется: ребенок - учитель; ребенок - взрослый; ребенок - родители; ребенок - дети. Происходит смена референтной группы.

Ведущая деятельность – учебная деятельность — это деятель­ность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры. У ребенка имеются две сферы социальных отношений «ребе­нок–взрослый» и «ребенок– дети». Эти системы связаны игровой деятельностью. Отношения существуют параллельно, они не связаны иерархическими связями.

В младшем школьном возрасте игра не исчезает, она приобре­тает новые формы и новое содержание. Характерными играми для детей младшего школьного возраста являются игры с правилами, регулирующими расстановку сил в играющем детском коллективе (сюжетно-ролевые игры).

К концу младшего школьного возраста формируются элементы трудовой, художественной, общественно-полезной деятельности. Создаются предпосылки к развитию чувства взрослости: ребенок думает, что он все может делать как взрослый.

Каждый из 4 основных видов деятельности выполняет специфические функции в развитии младшего школьника.

Учение способствует приобретению ЗУН.

Общение улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать детей.

Игра совершенствует предметную деятельность, логику и приемы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми.

Труд улучшает ручные движения, укрепляет практическое, пространственное и образное мышление.

Основным новообразованием этого периода, являющимся, по Л.С. Выготскому, возрастным критерием, становится осознание себя субъектом познания. Продуктивность учебной деятельности во многом зависит от того, в какой степени ребенок к моменту поступления в школу и в процессе обучения приобрел «качества субъективности», насколько преодолены в нем тенденции к бездумному подражанию и заучиванию, то есть в какой мере он стал субъектом своей собственной активности.

Учебная деятельность – один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний в процессе решения учебных задач.

Учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности овладения способами предметных и познавательных действий (в классической советской психологии и педагогике).

Сложность самой учебной деятельности, уровень ее организации, возрастные особенности учащегося приводят к существованию многообразия мотивов, влияющих на эффективность процесса учения.

В силу своей динамичности мотивационная сфера ребенка представляет собой большие возможности для формирования и развития у него мотивов, необходимых для эффективного учения. Кроме того, высокая мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких способностей или недостаточного запаса у учащихся требуемых ЗУН [Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб, 1999]. В обратном направлении механизм не срабатывает.

Л.И.Божович установила, что учебная деятельность ребенка побуждается двумя видами мотивов, имеющих разное происхождение и разную психологическую характеристику.

Познавательные мотивы порождаются преимущественно самой учебной деятельностью и непосредственно связаны с содержанием процесса учения.

Социальные мотивы порождаются «всей системой отношений, существующих между ребенком и окружающей действительностью». Они «лежат как бы за пределами учебного процесса» [Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968].

Познавательные мотивы

Существующие на сегодняшний день исследования обнаруживают низкую побудительную силу познавательных мотивов на протяжении периода детства.

В первый и второй год обучения ребенка в школе это закономерно. Познавательные мотивы не приобретаются вместе с ранцем, а постепенно формируются в процессе самого учения, и ответственность за это ложится в первую очередь на педагога и родителей.

При этом познавательные мотивы требуют специальных действий для своего формирования, так как с насыщением, например, потребности в позиции школьника, успешность учения ребенка резко снижается. Падение интереса к учению в 3-м классе, видимо, и есть следствие угасания первоначальных социальных мотивов школьника и несформированности новых, как правило, познавательных мотивов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.005 с.)