Второй этап становления педагогической психологии (конец XIX – начало 50-х гг. XX в.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Второй этап становления педагогической психологии (конец XIX – начало 50-х гг. XX в.)



Второй этап становления психологии, когда педагогическая психология начала оформлять­ся в самостоятельную отрасль, аккумулировав дости­жения педагогической мысли предшествующих сто­летий, ориентируясь и используя результаты психологических, психофизических эксперименталь­ных исследований в общем контексте развития экспе­риментальной психологии, создания и разработки кон­кретных педагогических систем.

Начало этого этапа развития педагогической пси­хологии, фиксируемое, как уже отмечалось, в самих названиях книг П. Ф. Каптерева (1885), Эд. Торндайка (1903), Л. С. Выготского (1926), знаменуется появ­лением первых экспериментальных работ в этой об­ласти. Л. С. Выготский подчеркивал, соглашаясь с Г. Мюнстербергом, что педагогическая психология – продукт последних нескольких лет, что это новая на­ука, которая является частью прикладной психоло­гии, вместе с медицинской, юридической и др., что это самостоятельная наука. Собственно психологичес­кие проблемы представлены в работах А. П. Нечаева, А. Бине и Б. Анри, М. Оффнера” Э. Меймана, В. А. Лайя и др., где исследуются особенности запо­минания, развития речи, развития интеллекта, особен­ность выработки навыков и т. д. Это исследования Г. Эббингауза, Ж. Пиаже, А. Баллона, Дж. Дьюи, С. Фрэне, Эд. Клапереда, экспериментальное изучение особенностей научения Дж. Уотсона, Эд. Толмена, Г. Газри, Т. Халла, Б. Скиннера, развития детской речи Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, П. П. Блонского, Ш. и К. Бюллеров, В. Штерна и др., развития специ­альных педагогических систем Вальдорфской школы, школы М. Монтессори.

Особое значение имеет развитие, начиная с работ Ф. Гальтона, тестовой психологии, психодиагности­ки, что во Франции благодаря исследованиям А. Бине, Б. Анри, Т. Симона и в Америке – Дж. Кэттелла позволило найти действенный механизм (при взаимо­действии тестов достижения и тестов способностей) не только контроля знаний и умений обучающихся, но и управления программами, учебным процессом в це­лом. Как отмечает М. В. Гамезо, в этот период обра­зовался ряд лабораторий при школах. В Германии воз­никла лаборатория Э. Меймана. Приборы и методики, созданные в лабораториях университетов, использо­вались для решения учебных и воспитательных за­дач. В 1907 г. Мейман публикует книгу “Лекции по экспериментальной психологии”, где дает обзор работ по “Экспериментальной дидактике”. В Англии вопро­сами экспериментального изучения типологических особенностей школьников занимался известный детс­кий психолог Джеймс Селли, в 1898 г. он публикует свою работу “Очерки по психологии детства”. Во Фран­ции А. Бине настойчиво добивается организации эк­спериментальной детской лаборатории, которая была основана при одной из школ Парижа. В лаборатории изучались физические и душевные способности ребен­ка, а также методы преподавания учебных дисцип­лин. А. Бине совместно с Т. Симоном создает методи­ку отбора детей в специальные школы для умственно отсталых. Основой этой методики стал метод тестов.

Этот период характеризуется формированием осо­бого психолого-педагогического направления педоло­гии (Дж. М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Меймаи, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и др.), в котором комплексно на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социоло­гических измерений определялись особенности пове­дения ребенка в целях диагностики его развития. Дру­гими словами, в педагогическую психологию как бы с двух сторон входили объективные методы измерения, сближая ее с естественными науками.

О самостоятельности педагогической психологии как науки, формирующейся в этот основной для ее становления период, свидетельствует не только исполь­зование тестовой психодиагностики, широкое распрос­транение школьных лабораторий, экспериментально-педагогических систем и программ, возникновение комплексного изучения ребенка – педологии, но и попытки научной рефлексии образовательного процес­са, его строгого теоретического осмысления, реализа­ция которого началась в третьем периоде развития пе­дагогической психологии (50-60-е – 90-е годы XX в.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.005 с.)