Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация документирования на основе принципа справедливой оценки↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Фиксируя факты хозяйственной деятельности в документе, бухгалтер осуществляет оценку хозяйственных процессов, имущества и обязательств. При этом возможна множественная интерпретация фактов хозяйственной деятельности. Множественность эта признается отечественными и зарубежными учеными, и это закреплено как в российских, так и международных стандартах бухгалтерского учета. Множественность эта может быть вызвана нечеткостью нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и налогообложение или целями управления. При формировании бухгалтерской отчетности на основе справедливой оценки большое значение имеет качество исходной информации, имеющейся в распоряжении для проведения процедур, соответствующих принципу справедливой оценки. Для составления достоверной отчетности, отвечающей требованиям всех заинтересованных пользователей, исходная информация о финансовом положении и хозяйственной деятельности организаций должна быть построена на принципах достаточности, необходимости, непротиворечивости, достоверности [41]. Методологическая база организации учета на основе принципов справедливой оценки, содержит: 1) единую учетную политику; 2) рабочий план счетов бухгалтерского учета; 3) методические указания о порядке применения рабочего плана счетов, отражении отдельных хозяйственных операций в соответствии с принципом справедливой оценки и формировании отчетных данных. Наличие единой учетной политики и рабочего плана счетов позволяет создать унифицированные специальные первичные и отчетные формы для раскрытия необходимой для составления справедливой бухгалтерской отчетности дополнительной информации о финансовом положении и хозяйственных операциях организации. Методика справедливой оценки отчетных показателей позволяет оптимизировать объем представляемой дополнительной информации с соблюдением принципа рациональности. Единая учетная политика и методические указания о порядке применения рабочего плана счетов, отражения отдельных хозяйственных операций и формирования отчетных показателей в совокупности являются основой для составления «увязок» отчетных данных. Показатели первичного бухгалтерского учета обобщаются в сводные данные, необходимые для статистических сводок и группировок, экономического и финансового анализа, оперативного управления, устранения недостатков в работе и для выявления неиспользованных внутренних резервов предприятий, и, соответственно, при множественности первичных показателей необходимо сформировать механизм их упорядочивания. Документ - это письменное подтверждение выполнения в организации той или иной хозяйственной операции или права на ее совершение, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Документоведы определяют документ как материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве. Из этого определения документа видно, что главное назначение документа, причина его появления - необходимость зафиксировать информацию. В ГОСТе на термины в области делопроизводства и архивного дела зафиксировано следующее определение: «документ, документированная информация – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать» [42]. Зафиксировав (отобразив) информацию, документ тем самым обеспечивает ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации во времени. Документ, регистрируя явление, выполняет функцию учета, используется как доказательство чего-либо. Кроме того, документы должны составляться с соблюдением определенных правил и юридических требований, изложенных в «Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете», утвержденным Минфином СССР 29.08.83 г. №105, что придает им юридическую силу. К оформлению первичных документов и регистров бухгалтерского учета предъявляются достаточно жесткие требования. В частности, ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г. предусматривает, что все хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами. Система документирования хозяйственных операций является важнейшей составной частью организации бухгалтерского учета в соответствии с принципом справедливой оценки на предприятии. Независимо от отрасли, все организации для оформления всех происходящих хозяйственных операций применяют, по одним правилам заполняют и обрабатывают общероссийские унифицированные типовые формы первичной учетной документации, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 30.10.97г. №71а. Кроме того, министерства (ведомства) постоянно разрабатывают, утверждают и вводят отраслевые унифицированные формы документов, обязательные для применения в учреждениях, организациях, предприятиях данного ведомства. Унифицированные формы документов разрабатываются и конкретной организацией, но они обязательны для применения только в пределах этой организации. Наличие унифицированной первичной документации на всех предприятиях имеет важное организующее значение. Это значит, что на всех предприятиях однотипные, хозяйственные операции оформляются едиными формами первичных документов, что дает возможность методологической и прагматической упорядоченности в этом исходном звене организации бухгалтерского учета. Параллельное ведение на предприятии финансового, управленческого и налогового видов учета предполагает внесение в документы и документооборот определенных изменений. Это связано с тем, что оценка факта хозяйственной деятельности, сделанная в соответствии с требованиями налогового законодательства, приведенная в первичном документе, может не отвечать требованию принципа справедливой оценки. Первичная учетная информация используется в бухгалтерском и оперативном учете, когда оперативный контроль за выполнением ранее принятых управленческих решений осуществляется нередко непосредственно по данным первичных документов. При этом не учитывается тот факт, что отраженная в документе информация не всегда адекватна реальной хозяйственной ситуации, сложившейся на предприятии. Необходимо учитывать, что система документального оформления хозяйственных операций активно влияет на эффективность процесса управления, способствуя его повышению или приостанавливая его. Например, если документы составляются несвоевременно, не соответствуют принятому положению об учетной политике, не согласуются с внутрифирменным планированием, то можно определенно сказать, что в полном объеме в таких условиях невозможно обеспечить достижение поставленных перед предприятием целей. Разработка нормативных документов по внутрифирменному управлению должна быть полностью увязана с организацией всей системы документации и управленческого учета, что предопределяет его действенность и эффективность хозяйствования на каждом предприятии. На основе учетных документов возможно наладить четкую постановку контроля исполнения принятых решений и установить персональную ответственность исполнителей за осуществленные ими хозяйственные операции, соблюдение чего является залогом научного управления. При этом должно быть учтено, что совершенствование действующих форм идет в направлении улучшения их информационной емкости, при этом содержащаяся в первичных документах информация должна не дублироваться, а взаимно контролироваться. Вместе с тем, документация хозяйственных операций имеет и большое правовое значение, что непосредственно связано с осуществлением контрольной функции хозяйственного учета. Отражая конкретных исполнителей и сущность хозяйственных операций, учетные документы выступают важным письменным свидетельством и доказательством в правовом процессе. Регистрация таких операций в учетных документах с обязательной подписью соответствующих должностных и материально ответственных лиц являет собой важное средство обеспечения соблюдения действующего законодательства. Однако, чтобы учетные документы имели юридическую силу, они должны быть правильно составлены и хорошо оформлены, в связи с чем указанный порядок регламентируется законодательством. В формах первичных документов предусматривается ряд общих обязательных реквизитов: наименование документа (формы), код формы; дата составления; наименование организации, от имени которой составлю документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц. Ужесточение требований к оформлению первичных учетных документов с 1 января 1999г. в соответствии с совместным Постановлением Госкомстата России и Минфина России от 29 мая 1998г. №57а касается следующих разделов учета: -сельскохозяйственная продукция и сырье; -труд и его оплата; -материалы, основные средства и нематериальные активы; -работы в капитальном строительстве и автомобильном транспорте; -работы строительных машин и механизмов; -результаты инвентаризации; -кассовые и торговые операции. Бухгалтерские первичные документы выполняют несколько различных функций, связанных с обработкой данных, – фиксацию, хранение и передачу данных, юридическое подтверждение факта хозяйственной деятельности. Функции эти противоречивы. Так, фиксация, хранение и передача данных обеспечиваются большей емкостью документа, совмещением на одном носителе нескольких документов. В одном документе должна быть сочетаема оценка факта хозяйственной деятельности с точки зрения соблюдения налогового законодательства и справедливой оценки. Учетные документы, так и техника их ведения, имеют важное экономическое и правовое значение, что выделяет их в особую группу документальных носителей управленческой информации. Причем, как отмечает Н.Г. Белов, потеря учетными документами юридической силы неминуемо ведет и к экономическим потерям, так как не возмещенный виновными лицами материальный ущерб по указанным причинам отражается на увеличении непроизводительных расходов или убытков предприятий. Из этого положения следует важный вывод о том, что надлежащая организация документального отражения хозяйственных операций в равной мере обеспечивает успешное осуществление как аналитической (информационной), так и контрольной функции хозяйственного учета [43]. Однако, юридическое подтверждение факта предполагает специализацию данных. Следовательно, сочетание в одном первичном документе разных видов оценки не всегда возможно, особенно, если учесть соблюдение коммерческой тайны предприятием. На наш взгляд целесообразно ввести понятие вторичного бухгалтерского документа. Вторичные документы создаются на предприятии для параллельной регистрации фактов хозяйственной деятельности в соответствие со справедливой оценкой. М.И. Кутер, рассматривая классификацию документов по степени обобщения (порядку составления), под вторичным документом понимает сводные документы, обобщающие данные первичных документов. Например, авансовый или материальный отчеты [44]. Однако, данный пласт документов уместнее назвать производными документами, отражающие определенные отношения субординации между первичными и отчетными документами. В то время как понятие вторичного документа характеризует параллельное их взаимоотношение с первичными документами. Дифференциация бухгалтерских документов на первичные и вторичные позволяет не только составлять в дальнейшем бухгалтерскую отчетность в соответствии с принципом справедливой оценки, но и осуществлять эффективную коммуникацию с другими субъектами рыночной экономики. Организация вторичного документооборота улучшает информационную базу принятия управленческих решений. Рациональная организация документации в соответствии с принципом справедливой оценки представляет собой совокупность мероприятий, направленных на эффективное использование трансформированного метода учета в деле информационного обеспечения и контроля на предприятии, и имеет своей конечной целью повышение эффективности хозяйствующего субъекта. Необходимо отметить, что идея дифференциация бухгалтерских документов на первичные и вторичные имеет определенные корни в отечественной учетной теории. Н.Г. Белов по назначению выделяет распорядительные, исполнительные, распорядительно-исполнительные (комбинированные) и документы бухгалтерского оформления. При этом к распорядительным относятся документы, которые содержат распоряжения тех или иных должностных лиц на выполнение соответствующих хозяйственных операций. В качестве примера можно назвать приказы, распоряжения, ордера и заказы на отпуск товарно-материальных ценностей, служебные записки на проведение отдельных хозяйственных операций и т. п. Распорядительные документы играют важную роль в учетном процессе, обеспечивая, с одной стороны, правовое оформление совершения тех или иных хозяйственных операций и, с другой, осуществление предварительного контроля за их законностью и целесообразностью. В связи с этим необходимо в каждом хозяйстве уделять особое внимание законности издания и правильности составления распорядительных документов, для чего на высоком уровне должны быть организованы делопроизводство, юридическое обслуживание и учетное дело. Как показывают материалы ревизий и аудиторских проверок, наиболее часто нарушения законодательства допускаются, прежде всего, на стадии составления распорядительных документов, которые в ряде случаев не соответствуют их установленным формам и, по существу, содержат неправомерные распоряжения должностных лиц. Предупреждению таких фактов может способствовать введение в практику каждого предприятия типовых форм распорядительных документов, их предварительное визирование главным бухгалтером, финансовым директором, юристом и другими заинтересованными лицами. Исполнительными считаются документы, в которых отражается выполнение хозяйственных операций. Они являются самыми распространенными и представлены большинством документов оперативно-технического, бухгалтерского и статистического учета. К ним относятся отдельные документы по учету затрат труда и его оплаты, поступлению и выбытию основных средств, животных и товарно-материальных ценностей, поступлению и расходованию денежных средств и т. д. Характеризуя собой количественную и качественную стороны совершенных хозяйственных операций, исполнительные документы выступают основным «поставщиком» учетной информации, используемой на всех уровнях управления производством. Комбинированные (распорядительно-исполнительные) документы сочетают в себе распоряжение на выполнение хозяйственных операций и их отражение, что становится все более характерным для большинства документов, применяемых в системе бухгалтерского учета. Такими документами являются наряды на сдельную работу, путевые листы автомобилей и тракторов, ведомости расхода кормов, лимитно - заборные карты и др. В техническом отношении комбинированные документы являются более трудоемкими для изготовления, составления и обработки. Вместе с тем они сокращают количество обращающихся в хозяйстве документов, усиливают контрольные функции учета и создают большие удобства при проведении оперативного контроля и при последующих проверках и ревизиях. Можно считать, что в условиях ручной и простой механизированной обработки учетной информации применение комбинированных документов является целесообразным, и это направление ясно прослеживается в действующей практике ведения сельскохозяйственного учета. При использовании для указанных целей ЭВМ представляется возможным и эффективным максимально расчленить процессы документирования хозяйственных операций с тем, чтобы сократить трудоемкость ввода исходной информации путем ее деления на постоянную и переменную. В таких случаях отпадает необходимость в комбинировании распорядительных и исполнительных документов, и они могут раздельно обращаться и использоваться при обработке содержащейся в них информации. Документы бухгалтерского оформления составляются для целей дальнейшей обработки исходной информации, уже зафиксированной в соответствующих первичных (распорядительных или оправдательных) документах, и выступают, по существу, в качестве документов учетного делопроизводства. Их роль заключается в систематизации учетных записей и определении корреспонденции между счетами. К документам бухгалтерского оформления относятся бухгалтерские справки, мемориальные ордера, накопительные и группировочные ведомости, оборотные ведомости и т. п. Они прилагаются к распорядительным или оправдательным документам, но самостоятельного значения, как правило, не имеют. Отдельно используются документы бухгалтерского оформления в том случае, когда бухгалтер составляет справки и расчеты на основании действующих инструкций о начислении амортизации основных средств, отчислений на социальное страхование и прочие. Н.Г. Белов считает, что документы бухгалтерского оформления имеют массовое распространение в условиях ручного счетоводства и, прежде всего, при применении разновидностей мемориально–ордерной формы. В условиях широкой автоматизации бухгалтерского учета количество документов бухгалтерского оформления значительно сокращается [45]. Однако, это сокращение обусловлено трансформацией документов бухгалтерского оформления во вторичные бухгалтерские документы. 3.2. Рабочий план счетов бухгалтерии, организованной на основе соблюдения принципа справедливой оценки Специфика использования метода моделирования для решения задач внедрения принципа справедливой оценки в практику хозяйствования отечественных предприятий заключается в том, что применение данного метода тесно связано с выработкой принципов проектирования рабочего плана счетов. Причем выбор инструментария для проектирования рабочего плана счетов на основе принципа справедливой оценки имеет различную степень значимости для отдельных видов учета. Так, в рамках управленческого оперативного учета, по причине одноаспектности отражения учетных данных по его объектам, значимость метода моделирования несущественна. Большое значение применение данного метода имеет для проектирования учетной структуры в управленческом бухгалтерском учете. Это обусловлено, с одной стороны, многоаспектностью отражения отдельных объектов бухгалтерского учета, с другой — многофункциональностью счетов управленческого бухгалтерского учета и возможностью их комбинации. Каждый бухгалтерский счет — это органическая часть системы счетов. Один счет сам по себе существовать не может. Отдельное не существует иначе, как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Каждый счет — это определенная совокупность объектов, представляющая нечто целое по отношению к другим счетам и одновременно каждый счет является фрагментом по отношению к целому — балансу. [46] Таким образом, счет имеет важное значение для получения баланса предприятия, основанном на принципе справедливой оценки. Классификация счетов позволяет построить план счетов, то есть перечень (номенклатуру) счетов, применяемых на данном предприятии. План счетов показывает, на каком счете надо учитывать конкретный объект бухгалтерского учета. Традиционно в учетной литературе план счетов понимается как результат классификации счетов по их экономическому содержанию. Отметим ряд недостатков данного суждения. Во-первых, соглашаясь с мнением В.Ф. Палия и Я.В. Соколова, отметим, что при классификации счетов бухгалтерского учета мы не можем оперировать конечным множеством классифицируемых объектов, так как локализация информации в счетах выступает только более или менее адекватным отражением явлений и процессов действительности. [47] Во-вторых, при классификации совокупности информации учетной системы, мы изначально должны принимать в расчет функциональность счетов, так как взаимосвязи между счетами также участвуют в формировании информационной совокупности учета. Таким образом, классификация как метод проектирования структуры управленческого учета становится чрезмерно трудоемкой. Все бухгалтерские системы имеют национальный характер, однако, специалисты объединяют их в бухгалтерские модели: британско-американскую, континентальную и южно- американскую. Британско-американская методология учета функционирует в условиях развитого финансового и акционерного рынков (Австралия, Великобритания, Канада, США и др.). Методология бухгалтерского учета здесь определяется независимым профессиональным сообществом, но соблюдение учетных стандартов является строго обязательным. Эта модель считается наиболее либеральной, так как она содержит альтернативные варианты оценки и учета, а планы счетов являются профессиональными, то есть разрабатываются компаниями самостоятельно. Континентальная учетная модель ориентирована на банки и налоговые правила (Австрия, Германия, Греция, Франция и др.). Она имеет регламентированную основу, но в альтернативных вариантах оценки. План счетов здесь может быть или единым или профессиональным. Южно-американская учетная модель ориентирована исключительно на налоговые правила (Аргентина, Бразилия, Чили и др.). Методология бухгалтерского учета здесь законодательно унифицирована. Счета управленческого учета с конкретизацией первых на классы активов, обязательств, капитала, доходов и расходов соответственно элементам отчетности. Конкретный перечень, последовательность, наименование счетов, субсчетов и аналитических счетов зависят от национальных стереотипов. В настоящее время существует более 100 национальных планов счетов континентальной и южно-американской учетных моделей. Российская система бухгалтерского учета в настоящее время воплощается в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утвержденном приказом Минфина России от 31.10.2000 г. №94н. План счетов бухгалтерского учета - общегосударственный законодательный перечень бухгалтерских счетов и субсчетов. Действующий План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению как документ системы нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся к документам третьего уровня, то есть стоят на самой низкой ступени государственного регулирования бухгалтерского учета. Поэтому по своему содержанию указанный документ не может устанавливать требования к ведению бухгалтерского учета, которые должны быть определены документами более высоких уровней. В преамбуле к Инструкции по применению Плана счетов указано: «Принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета». В качестве рабочего плана счетов управленческой бухгалтерии, построенной на основе принципа справедливой оценки, примем номенклатуру счетов управленческого учета и порядок их корреспонденции, где счета являются элементами информационной системы управленческого учета, а двойная запись характеризует связи между элементами. Существующие подходы к построению планов счетов, основанные на классификации (матричный, линейный и иерархический), имеют определенные приоритеты. Так, увеличение информационной емкости учетной системы за счет роста числа синтетических счетов характерно для матричного метода, за счет роста числа корреспонденции — для линейного метода, за счет увеличения информационных признаков в субсчетах — для иерархического. Каждый из представленных методов проектирования плана счетов позволяет более или менее адекватно отразить явления и процессы действительности. Однако, по нашему мнению, недостатком данных методов является отсутствие целевого критерия, ориентированного не только на требуемое отражение действительности, но и оптимизацию структуры учетной системы с точки зрения эффективности реализуемых ею функций. Таким образом, методы проектирования структуры управленческого учета на основе принципа справедливой оценки, основанные на классификации, являются малопригодными. Как нам представляется, задача проектирования плана счетов управленческого учета должна решаться итерационным путем, то есть посредством поэтапного приближения к приемлемому решению на основе полученных результатов. Для решения задач проектирования плана счетов управленческого учета предлагается использовать метод построения функционально-потоковых структур. [48] Данная методика позволит организовать информационную систему на основе принципа справедливой оценки при соблюдении принципа существенности. Этапы проектирования рабочего плана счетов управленческого учета на основе принципа справедливой оценки методом функционально – потокового моделирования 1. Назначение моделируемого объекта Предоставление информации с определенными качественно – количественными характеристиками для принятия управленческих решений. Качественно – количественные характеристики заданы принципом справедливой оценки. 2. Определение функций управленческого учета Обеспечить запросы внутренних и внешних пользователей отчетности посредством преобразования системой учетных методов первичных данных в выходную информацию, снижающую бухгалтерский риск отчетности. 3. Выделение подсистем, элементов системы более высокого уровня (т.е. системы управления), с которыми рассматриваемый объект находится в функциональном взаимодействии и которые существенно влияют на структуру моделируемого объекта. Провести декомпозицию системы управления для определения основных подсистем, элементов, с которыми управленческий учет находится в функциональном взаимодействии. 4. Определение функциональных подсистем управленческого учета Определить на основе функциональности необходимой для подсистем, элементов более высокого уровня (системы управления) функциональные подсистемы управленческого учета. 5. Определение операций преобразования, выполняемых по отношению к информации выделенными элементами для обеспечения реализации их функций Определить на основе функциональности выделенных элементов управленческого учета соответствующие им операции по преобразованию информации. 6. Пространственно – временной анализ соответствия реализуемых элементами операций преобразования информации их функциональности Подтвердить соответствие реализуемых элементами управленческого учета операций преобразования информации эффективной реализации их функций. Анализ, проводимый на этапе 6, сводится к следующему: a) оценка функциональной ценности каждого элемента с точки зрения исключения и передачи его функций другому элементу; b) выделение в функциональной структуре комплекса функций в целях их реализации автономной подсистемой; c) оценка целесообразности изменения функционально-потоковой структуры и выбора более рациональной последовательности функциональных элементов; d) оценка целесообразности введения новых функциональных элементов. Реализация этапов с 3 по 6 может производиться для проектирования плана счетов управленческого учета на различных типах и видах бизнес-процессов в зависимости от целей организации учетной системы и от иерархии субъекта хозяйствования. Каждый предыдущий уровень реализации создает прототип для последующего. Таким образом, повторяющаяся реализация этапов с 3 по 6 позволяет конкретизировать предлагаемый план счетов управленческого учета в соответствии с принципом справедливой оценки на уровне конкретного предприятия. На каждом уровне проектирования плана счетов необходимо выделить фактор, который оказывает на план счетов управленческого учета доминирующее влияние. Перечень объектов, которые справедливо оцениваются, определяется предприятием самостоятельно, исходя из признания данного объекта или хозяйственной операции существенной для него. По нашему мнению, в процессе составления рабочего плана счетов в соответствии с принципом справедливой оценки должны соблюдаться следующие требования: -специфика деятельности организации, предусматривающая достаточность введенных синтетических и аналитических счетов для правильного и полного отражения всех хозяйственных операций, которые осуществляются организацией; -гибкость рабочего Плана счетов, позволяющая вносить изменения в систему счетов без кардинальной реорганизации всего Плана счетов; -возможность организации эффективной системы документооборота, подтверждающей, что первичные документы содержат всю необходимую информацию для регистрации хозяйственной операции на счетах синтетического и аналитического учета; -полнота аналитических счетов для формирования бухгалтерской отчетности, дающая возможность автоматического формирования отчетных данных. На основе данных требований мы предлагаем форму рабочего плана счетов, позволяющую организовать двухкруговую бухгалтерию на основе принципа справедливой оценки. При этом при выборе конкретных счетов, выносимых в управленческую бухгалтерию, необходимо учитывать принцип существенности. То есть, в систему управленческой бухгалтерии ведутся только те счета, на которых отражаются объекты бухгалтерского учета, существенные для данного предприятия. Заключение Полученные в ходе диссертационного исследования результаты позволяют обобщить основные итоги, сформулировать определенные теоретические и практические рекомендации: 1. Исследование принципа справедливой оценки как принципа, формирующего процедуру ведения бухгалтерского учета, позволило определить принцип справедливости оценки как систему учетных действий, позволяющих оценить потенциальную ценность предприятия на основе информационного отражения отношений сложившихся у него в процессе формирования активов и пассивов. Или, используя общепринятый стиль изложения принципов бухгалтерского учета можно предложить следующую трактовку: справедливая оценка - это стоимость имущества, обязательств и капитала предприятия, определенная на основе приоритета текущего экономического содержания факта хозяйственной деятельности над его юридической формой. 2. При анализе механизма справедливой оценки объектов бухгалтерского учета в целях снижения бухгалтерского риска отчетности автором сделан вывод о том, что, определяя компоненты систематического риска, присущие отчетности российских компаний, можно диверсифицировать бухгалтерский риск следующим образом: a) риск учетной политики (или риск объективной оценки): выбор предприятием политики по отгрузке оплате, выбор метода оценки материальных запасов (ФИФО, ЛИФО, средняя цена), выбор критерия отнесения активов в состав основных средств (по сроку службы или по стоимости), распределения косвенных расходов. b) риск субъектов отчетности состоит из риска релевантности отчетных показателей, отражающих сложность и фискальный характер российской налоговой системы, риска релевантности действий руководства, состоящего в том, что при данной налоговой системе сам инвестор заинтересован в уклонении от налогообложения; динамического (институционального) риска, характеризующего степень неустойчивости структур (как объекта регулирования, так и субъекта). 3. Доказано, что принцип справедливой оценки детерминирован интересами всех групп пользователей бухгалтерской отчетности, при этом, взаимодействие принципа справедливой оценки с другими принципами бухгалтерского учета оказывает влияние на выбор организацией существенных способов ведения бухгалтерского учета, влияющих на принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. 4. В данной работе показана двойственность вещественной и затратной природы активов и их справедливая оценка. Проведение оценки активов требует учитывать взаимосвязь принципа справедливой оценки с принципом имущественной обособленности предприятия, так как в данной ситуации важен момент правового статуса имущества, принадлежащего предприятию. В частности, отражение в отчетности только имущества, право собственности, на которое перешло к организации противоречит принципу справедливости. Особенно ярко данная ситуация проявляется по отношению к имуществу, используемому предприятием по договорам финансового лизинга. 5. Справедливая оценка активов предприятия требует учета их двойственной природы. Вещественная концепция трактует активы как предметы с определенным функциональным назначением. Расходная концепция характеризует активы как затраты, понесенные организацией в результате предшествующих операций с целью получения дохода от их дальнейшего использования. 6. В соответствии с принципом справедливой оценки обязательств предприятия, основанной на временной стоимости денег, показано, что принцип справедливости двояко влияет на состояние пассива баланса предприятия. Прежде всего, справедливой оценке подвергаются активные статьи баланса предприятия. В этой связи необходимы определенные регулятивы в пассиве. 7. В результате исследования была показана целесообразность отражения результатов переоценки на счете 91 «Прочие доходы и расходы», а не на счете 99 «Прибыли и убытки». На счете 99 «Прибыли и убытки» отражается сальдо операционных расходов и доходов, т. е. превышение расходов над доходами или, наоборот, доходов над расходами, а непосредственно операционные доходы и расходы отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». На счете 91 «Прочие доходы и расходы» результаты переоценки найдут отражение в следующих случаях: основные средства уценены, и в предыдущих отчетных периодах не сформирован добавочный капитал в результате переоценки данных объектов основных средств; основные средства дооценены, и в предыдущих отчетных периодах была произведена уценка основных средств, которая нашла отражение на счете 91 «Прочие доходы и расходы». На счете 83 «Добавочный капитал» результаты переоценки найдут отражение в следующих случаях: основные средства уценены, и в предыдущем отчетном периоде сформирован добавочный капитал в результате дооценки основных средств; основные средства дооценены, и в предыдущие отчетные периоды уценка данных объектов не отражалась на счете 91 «Прочие доходы и расходы». 8. Исследуя элементы организации бухгалтерского учета в соответствии с принципом справедливой оценки, автором определена методологическая база организации учета, которая содержит: -учетную политику; -рабочий план счетов бухгалтерского учета; -методические указания о порядке применения рабочего плана счетов, отражения отдельных хозяйственных операций в соответствии с принципом справедливости и формирования отчетных данных. 9. Исследование принципа справедливой оценки объектов бухгалтерского учета позволило создать унифицированные документы и отчетные формы для отражения необходимой для составления отчетности по принципу справедливой оценки дополнительной информации о финансовом положении и хозяйственных операциях организации. Предложенная методика справедливой оценки отчетных показателей позволила оптимизировать объем представляемой дополнительной информации с соблюдением принципа рациональности. Список используемой литературы
|