Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этика эпохи возрождения и реформации: XIV – XVII вв.
Эта эпоха в истории Западной Европы характеризуется зарождением новых хозяйственно-экономических отношений, развитие которых способствовало становлению капитализма как принципиально нового способа производства. Становлению этого способа производства способствовали интенсивно развивавшиеся в государствах Средневековой Европы, начиная с XIII века, товарно-денежные отношения, ремесленное и мануфактурное производство, а также торговля. Центрами товарно-денежных отношений, ремесел, торговли, образования и культуры становятся города. Постепенно они превращаются в центры антифеодальных настроений, поскольку здесь формировались социальные слои горожан, относительно свободных от феодальной зависимости. Развитие товарно-рыночного производства стимулировало потребность хозяйственной деятельности в совершенствовании средств производства, а также навыков, умений и знаний самих производителей. Эта новая исторически складывающаяся хозяйственно-экономическая ситуация, порождала в обществе новые представления о человеке как непосредственном производителе и творце материальных и духовных благ, его свободе, личностном выборе в осуществляемой им деятельности и человеческом достоинстве. В то же время становление новых капиталистических общественных отношений осуществлялось с большими трудностями. В большинстве западно-европейских стран ещё слабому торгово-промышленному сословию вплоть до середины XVIII столетия противостояли достаточно консолидированные и успешно осуществляющие хозяйственную деятельность привилегированные сословия феодального общества – дворянство и церковнослужители. В период позднего Средневековья непосредственные производители были поставлены в особенно тяжелые экономические условия. У производителей, находящихся в личной зависимости от собственника земли, изымалась в качестве оброка большая часть производимого продукта. Но и свободные городские производители (бюргеры) также подвергались значительной эксплуатации, выплачивая большие налоги за пользование землёй, а также выплачивали огромные суммы перекупщикам за сырьё и реализацию производимых товаров. Эта сложность хозяйственно-экономической жизни обострялась постоянными межгосударственными и феодальными столкновениями, страшными эпидемиями чумы, унёсшими в этот период около трети населения Европы, а также усилением мусульманского мира, грозящего европейским государствам постоянными завоеваниями. Все это способствовало вытеснению унаследованного христианством от религий Востока и широко представленного в Ветхом завете признания ценности земного Бытия, идеи долгой и счастливой жизни как награды за добродетель. Самой популярной в широких слоях общества становится средневековая песня: «посреди жизни осаждены смертью» (Media Vita in mortem sumus).
Анализ этих внутренне противоречивых социальных процессов позволяет понять причины формирования в данную историческую эпоху в наиболее развитых странах Европы двух противоположных структур нравственного сознания, определивших эпоху Возрождения и Реформации. Почву для распространения идей Возрождения и Реформации подготовил немецкий мистицизм (вера в сверхъестественные возможности людей, связанных с потусторонними силами мироздания). Немецкий мистицизм усиливал индивидуалистические тенденции в христианстве, что способствовало преодолению общинных принципов церковной организации. Он явился общим источником как Возрожденческой, так и Реформационной парадигм. В идеологии Возрождения мистицизм проявился в магических формах, воплощавших, якобы присущую человеку, возможность влиять на Вселенские процессы. Основанием этого рассматривалась идея человека как микрокосма, выступающего частью мировых процессов макрокосма и обладающего в силу этого творчески созидающей энергией равной Божественному разуму. Эта идеология получила широкое распространение, прежде всего, в государствах Северной Италии, где тенденции развития капиталистического уклада в хозяйственно-экономической жизни были более значительные, чем в центральной Европе. В идеологии Реформации, сформировавшейся в странах Центральной Европы – германских княжествах и швейцарских кантонах, мистицизм проявлял себя как Божественная подсказка, выражение воли Святого Духа, обращенной к отдельному индивиду. Поэтому, несмотря на общую гуманистическую направленность, моральное сознание в идеологиях Возрождения и Реформации проявляет себя в разных формах.
В этике эпохи Возрождения более сильно выражены принципы гуманизма. Гуманисты эпохи Возрождения полны веры в безграничные возможности человека. Человек, с их точки зрения, это центр Вселенной, свободное, самостоятельное существо, творец своей судьбы и самого себя. Основное предназначение человека гуманисты видели в познании и преобразовании мира, украшении его трудом человека, в развитии искусств, наук и религии. В противовес средневековому христианскому аскетизму с его представлением о том, что земная жизнь не имеет самостоятельной ценности и есть лишь подготовка к вечной небесной жизни, гуманисты отстаивали идею самоценности земной жизни. Они утверждали, что человек — это телесное существо. И тело — это не «оковы души», которые тянут ее вниз, обусловливая греховные помыслы и побуждения. Телесная жизнь сама по себе самоценна. Одна из ключевых идей этики эпохи Возрождения — естественность земных радостей и чувственных наслаждений. Причем, в социально-этическом содержании гуманистической идеологии эпохи Возрождения отчетливо прослеживается два направления. Одно отражало интересы формирующегося класса буржуазии, а второе – угнетенного трудящегося большинства населения. Несмотря на общие гуманистические цели и установки, утверждающие величие и достоинство человека, признание его прав на счастье в земной жизни, избавление от темноты и невежества, суеверия и пороков, эти направления расходились в средствах достижения общих целей. Первое направление, к которому относилось большинство гуманистов, выражало интересы собственников, чьи достоинства и свободы должны быть главной ценностью общества. Достижение этих ценностей должно осуществляться на основе упрочения частной собственности, а также утверждения идей пользы и выгоды как критериев человеческой автономии и суверенитета личности. Это направление заложило в западно-европейском гуманизме основы либерально-буржуазной идеологии, в рамках которой человеческая добродетель стала рассматриваться как оптимальное сочетание в деятельности индивида индивидуальной и общественной пользы. Дальнейшее развитие этой тенденции привело к теориям «разумного эгоизма», «общественного договора», утилитаризма и прагматизма. Идеологи этого направления Лоренцо Валла (1407 —1457 г.), Пико Дела Мирандола (1463 — 1494 гг.). Не отрицая Бога, эти гуманисты возрождали и развивали дальше античные традиции эпикуреизма, а также натуралистического и рационалистического понимания человека. В их трактатах преодолевался аскетический характер христианского гуманизма, его потусторонняя направленность и утверждались идеи гуманизма и эвдемонизма. Лоренцо Валла в трактате «О наслаждении как истинном благе» доказывал, что Бог и природа — одно и то же. Обожествленная природа благосклонна к человеку, и от нее не может исходить зло. Наиболее естественным чувством человека, с точки зрения Валлы, является чувство самосохранения. «А что более сохраняет жизнь нежели удовольствие?», и Валла делает вывод: стремление к удовольствию есть требование природы, поэтому безнравственных наслаждений не существует. Добродетельно то, что ведет к наслаждению, среди которых предпочтение должно отдаваться физическому наслаждению. Наиболее радикальные идеологи гуманизма доходили до отрицания религиозной основы нравственных ценностей. Так, в частности, итальянский мыслитель Пьетро Помпанацци (1462 — 1524 гг.) в своей работе «О бессмертии души» доказывал, что добродетель независима от веры в бессмертие, она чище и достойнее, поскольку, не заботится о наградах и наказаниях. Многие праведные и благородные люди не верили в бессмертие, тогда как порочные верили в него.
Пико Дела Мирандола в своем трактате «О достоинстве человека» утверждал, что человек самим Господом помещен в центр мироздания, чтобы ему было удобнее обозревать и познавать мир. Он наделен Богом также свободной волей, чтобы самому определять своё место в мире, свой круг деятельности и степень своего совершенства. Человек – это «свободный и славный мастер», который сам творит себя. Поэтому он может возвыситься до небес, утверждая своими делами свое человеческое достоинство. Но вследствие равнодушия к своей судьбе и безволия может опуститься до животного состояния. Второе направление в русле западно-европейского гуманизма можно определить как радикально-народное. Его идеологами были: Т. Мор (1478-1535 гг.) – главное произведение – «Утопия» (1516 г.); Т. Кампанелла (1568-1639 гг.) – главное произведение «Город солнца» (1602 г.). Эти авторы отражали в своих трактатах интересы большинства неимущего населения, далекого от наслаждения жизнью и занятого каждодневной борьбой за выживание. Главное препятствие на пути реализации в жизни гуманистических идеалов эти авторы видели в частной собственности. «Повсюду где есть частная собственность, где все измеряется деньгами, там едва ли когда-нибудь будет возможность, чтобы государство управлялось справедливо и счастливо» (Т. Мор). И поскольку частная собственность и социальное неравенство являются главными причинами зла и пороков в обществе, основой несправедливости, угнетения и притеснения народа, то Т.Мор и Т.Кампанелла предложили человечеству уничтожить частную собственность и объявить в обществе равенство всех людей. Основой нравственной и счастливой жизни они считали общественную собственность и общие, одинаковые для всех людей условия жизни, включающие всеобщий принудительный труд, строгую регламентацию личной жизни, принудительное воспитание в духе абсолютной верности государству и суровые наказания для недовольных и несогласных жить в условиях «полного и всеобщего счастья». Они считали, что в обществе, где все равны и где все принадлежит в равной степени всем не должно быть никаких противоречий, порождающих зависть, жадность, злобу и алчность. И это действительно могло бы быть, поскольку желать и завидовать здесь просто нечего и некому. Однако такое общественное устройство противоречило бы природе человека и его жизненным устремлениям, а потому было бы не целесообразно и утопично.
Таким образом, в эпоху Возрождения закладываются основы социально-этических концепций «буржуазного гуманизма» и «гуманизма пролетарского» (социалистического). Первый развивается на основе принципов индивидуализма, признания ценности индивидуальной человеческой жизни и интересов личности, а так же признания частной собственности как гаранта независимости, прав и свобод этой личности. Решение основной нравственной проблемы (согласование личного и общественного блага) буржуазный гуманизм видит на путях разумного сочетания личностных и общественных ценностей, рассматривая личность и общество диалектически. Именно подобные взаимоотношения и являются условием, обеспечивающим развитие, как личности, так и общества. Второе направление в гуманизме отражает устремления с широких слоев трудящегося народа, стремящегося к избавлению от униженного, зависимого положения и тяготеющего к насильственному и экстремистскому способу самореализации. Гуманизм эпохи Возрождения способствовал формированию нового взгляда на моральную сущность человека, которая становится формой его социального самоутверждения. Это, в свою очередь, подготовило в Европе победоносные буржуазные революции XVII-XVIII столетий и способствовало революционному преобразованию самих основ европейской культуры. Однако не меньшее значение в осуществлении этих преобразований в Европе сыграло новое направление в христианской идеологии, получившее название протестантизм. Протестантская Реформация, породившая протестантскую этику, развернулась в Западной Европе в XVI в. Реформация (лат. Reformatio —- преобразование, исправление) — это широкое религиозное, социокультурное и общественно-политическое движение, направленное на обновление христианства и переустройство всей жизни в соответствие с новыми ценностями и идеалами. В результате Реформации сформировалось повое направление христианства — протестантизм. Протестантизм отверг авторитет церкви и вместе с ним авторитет всех церковных постановлений: решения Вселенских соборов, документы пап и иных патриархов церкви, то, что называется Священным Преданием для того, чтобы утвердить абсолютный авторитет Священного Писании — Библии. Библия в том виде, как она открывается разумению верующего человека, начинает рассматриваться им как главный источник познания сущности Бога и его заповедей. Осмысление верующим человеком текстов Священного писания формирует его религиозно-нравственные установки, которые определяют его поступки.
Главным догматом протестантизма является догмат об оправдании одной лишь верой в искупительную жертву Иисуса Христа. Иные способы добиться спасения (обряды, посты, богоугодные дела и т.д.) считаются несущественными. Принятие этого догмата вытекает из признания протестантизмом коренной испорченности природы человека, которая наступила в результате совершенного им первородного греха. Вследствие грехопадения человек утратил способность самостоятельно совершать добро. Все те добрые дела, которые творит человек, не являются его заслугой, а оцениваются лишь как следствие любви к Богу, проистекающей из веры в благую весть Иисуса Христа. В силу этого человек не может спастись своими заслугами, так называемыми «добрыми делами». Спасение может прийти к нему только как результат Божественного вмешательства, спасение — это дар Божественной благодати. С точки зрения протестантизма, подлинно верующий человек, это человек, сознающий греховность своей природы. И он обращается с молитвой кБогу о спасении своей души. Но одной молитвы для спасения недостаточно. Молитва о спасении должна быть подкреплена земным служением людям через добросовестное выполнение своих обязанностей, ибо по степени такой добросовестности Бог судит о крепости веры и желании обрести спасение. Поэтому в протестантизме рационально осмысленное, практическое служение людям обретает то высокое значение, которое в католицизме имеет лишь религиозно-культовое действие. Известный немецкий социолог и культуролог конца ХIХ – начала ХХ столетий Макс Вебер, глубоко исследовавший влияние протестантизма на развитие западной цивилизации, указывал, что фактически честный упорный труд обретает в протестантизме характер религиозного подвига, становится «мирской аскезой. При этом религиозное (спасительное) значение имеет не труд сам по себе, не его результат, а внутренняя мотивация этого труда, основанная на вере в то, что Бог избрал данного человека к спасению. Для протестантизма характерно рассмотрение мирской деятельности человека с позиций религиозного призвания. В понятии «призвание» содержится такой смысл, что выполнение человеком долга в рамках своей мирской деятельности является наивысшей задачей религиозно-нравственной жизни. Таким образом, все сферы жизнедеятельности человека получают религиозное значение и рассматриваются как многообразные формы служения Богу. Из учения о принципиальной испорченности природы человека и оправдании его одной лишь верой в искупительную жертву Иисуса Христа вытекает очень важное положение протестантского вероучения о предопределении. С точки зрения протестантизма, каждый человек еще до своего рождения, как говорится «в Адаме», уже предопределен спастись или погибнуть. Никто не знает и не может знать своей судьбы. Имеются лишь косвенные свидетельства о том, какой достался тому или иному человеку жребий. И эти косвенные свидетельства связаны с его верой в осуществление призвания. Глубокая вера в спасительную жертву Иисуса Христа — это не заслуга человека, а дар божественной благодати. Человек, получив этот дар, может надеяться, что он избран к спасению. Осуществление призвания — это тоже не заслуга человека. Успешное ведение им своего дела — знак расположения к нему Бога, косвенное свидетельство его богоизбранничества. Вера, что добросовестный труд имеет религиозное (спасительное) значение, что к той или иной форме деятельности ты «призван» Богом, что успехи в твоей деятельности есть косвенный показатель, что ты «отмечен печатью Божьей», «избран» им к спасению, явились основой новой трудовой этики и служили мощной внутренней мотивацией для активной экономической и социально-политической деятельности. Эта трудовая этика, по мнению М. Вебера, составляла «дух капитализма» и послужила основой для развития буржуазных отношений в Западной Европе и Северной Америке. Идеология Реформации была разработана М. Лютером и Ж.Кальвином. М. Лютер (1483-1546 гг.) – немецкий теолог и общественный деятель, доктор Богословия и профессор библеистики Витенбергского университета в 1517 г. обнародовал 95 тезисов, в которых обличал продажу индульгенций (отпущение грехов) как корыстную торговлю «небесными сокровищами», несовместимую с учением Писания. Он был обвинен Римом в ереси, но отказался пересмотреть свои взгляды и в 1520 г. публично сжег папскую буллу, отлучившую его от церкви. М. Лютер не признавал посреднической роли церкви во взаимоотношениях человека с Богом и отвергал необходимость его участия в церковных действиях – принятие таинств, посты, подвиги благочестия и т.п. деяния, которые рассматривались католической церковью, как решающие средства спасения человека, проникнутого сознанием безоговорочного раскаяния своей греховности. М. Лютер обосновал в своем учении понятие земного долга верующего человека, которое должно проявляться в его профессиональной деятельности как его призвание (der Beruf). Призвание – это бескорыстное, полное сознания собственной греховности, служение человека Богу и ближним. Протестантская этика освящала повседневный целеустремлённый труд, профессиональное мастерство и усердие работника как форму служения Господу. Это позволило ей стать могучим стимулом формирования раннего капитализма, развития предпринимательской активности и идеологии либерализма. Другим идеологом Реформации был Ж. Кальвин (1509-1564 гг.), разработавший в протестантизме собственное направление, получившие название кальвинизм. Под влиянием идей М. Лютера он порвал в 1534 г с католицизмом и, опасаясь преследований католической церкви, переселился в Базель (Швейцария). В 1536 г. он издал «Наставление в христианской вере», которое вскоре было признано «энциклопедией протестантизма». Развивая взгляды М. Лютера, Ж. Кальвин разработал доктрину об абсолютном Божественном предопределением людей. В доктрине утверждается, что еще до сотворения мира Бог одних грешников избрал к спасению (в чем проявилось его высшее милосердие), а других обрёк на вечные муки (в чем проявилась его высшая справедливость), и ничто – ни добрые дела, ни подвиги благочестия – не может изменить этого предначертания. Отсюда категорическая формула: «Иисус Христос искупил грехи не всех людей, но лишь «избранных»». Ж. Кальвин утверждал, что человек не способен проникнуть в тайну предопределения: его окончательная судьба известна лишь Богу, а человеку следует надеяться на свое «избранничества», подтвержденное личной верой. Косвенным свидетельством принадлежности к «избранным» являются успехи в предписанной свыше профессиональной деятельности, которая должна быть подчинена не стяжанию мирских благ и удовольствий, но высшей духовной цели, прославлению величия Бога. Причем, наилучшим способом служения Богу рассматривался добросовестный труд и накопленное благодаря ему богатства. Исследуя значение духовной культуры и, прежде всего, религии в становлении европейского капитализма, М. Вебер в своем труде «Дух капитализма» показал, что именно идеал мирского аскетизма, составивший основу протестантской этики, стал эффективным стимулом развития частного предпринимательства и становления капиталистического строя. Список литературы: 1. История этических учений / под общ. ред. А.А. Гусейнова. – М.: Гардарика, 2003. Раздел 6. Европа: Новое время. Глава 1. – С. 556-577. 2. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика: История и теория. Эстетика: Особенности художественных эпох и направлений. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 61-76. 3. Разин А.В. Этика: учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2004. – С. 221-240.
Вопросы и задания: 1. Почему в эпоху Возрождения объектом этических исследований становится социально-практическая деятельность людей? 2. Назовите два направления в социально-этическом содержании гуманистической идеологии. Интересы каких социальных групп формирующегося буржуазного общества эти направления выражали? 3. Назовите идеологов этих направлений и охарактеризуйте их взгляды. 4. Почему М. Вебер определяет протестантскую идеологию как «дух капитализма»?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.032 с.) |