Этика эпохи возрождения и реформации: XIV – XVII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этика эпохи возрождения и реформации: XIV – XVII вв.



Эта эпоха в истории Западной Европы характеризуется зарождением новых хозяйственно-экономических отношений, развитие которых способствовало становлению капитализма как принципиально нового способа производства. Становлению этого способа производства способствовали интенсивно развивавшиеся в государствах Средневековой Европы, начиная с XIII века, товарно-денежные отношения, ремесленное и мануфактурное производство, а также торговля. Центрами товарно-денежных отношений, ремесел, торговли, образования и культуры становятся города. Постепенно они превращаются в центры антифеодальных настроений, поскольку здесь формировались социальные слои горожан, относительно свободных от феодальной зависимости.

Развитие товарно-рыночного производства стимулировало потребность хозяйственной деятельности в совершенствовании средств производства, а также навыков, умений и знаний самих производителей. Эта новая исторически складывающаяся хозяйственно-экономическая ситуация, порождала в обществе новые представления о человеке как непосредственном производителе и творце материальных и духовных благ, его свободе, личностном выборе в осуществляемой им деятельности и человеческом достоинстве.

В то же время становление новых капиталистических общественных отношений осуществлялось с большими трудностями. В большинстве западно-европейских стран ещё слабому торгово-промышленному сословию вплоть до середины XVIII столетия противостояли достаточно консолидированные и успешно осуществляющие хозяйственную деятельность привилегированные сословия феодального общества – дворянство и церковнослужители. В период позднего Средневековья непосредственные производители были поставлены в особенно тяжелые экономические условия. У производителей, находящихся в личной зависимости от собственника земли, изымалась в качестве оброка большая часть производимого продукта. Но и свободные городские производители (бюргеры) также подвергались значительной эксплуатации, выплачивая большие налоги за пользование землёй, а также выплачивали огромные суммы перекупщикам за сырьё и реализацию производимых товаров.

Эта сложность хозяйственно-экономической жизни обострялась постоянными межгосударственными и феодальными столкновениями, страшными эпидемиями чумы, унёсшими в этот период около трети населения Европы, а также усилением мусульманского мира, грозящего европейским государствам постоянными завоеваниями. Все это способствовало вытеснению унаследованного христианством от религий Востока и широко представленного в Ветхом завете признания ценности земного Бытия, идеи долгой и счастливой жизни как награды за добродетель. Самой популярной в широких слоях общества становится средневековая песня: «посреди жизни осаждены смертью» (Media Vita in mortem sumus).

Анализ этих внутренне противоречивых социальных процессов позволяет понять причины формирования в данную историческую эпоху в наиболее развитых странах Европы двух противоположных структур нравственного сознания, определивших эпоху Возрождения и Реформации.

Почву для распространения идей Возрождения и Реформации подготовил немецкий мистицизм (вера в сверхъестественные возможности людей, связанных с потусторонними силами мироздания). Немецкий мистицизм усиливал индивидуалистические тенденции в христианстве, что способствовало преодолению общинных принципов церковной организации. Он явился общим источником как Возрожденческой, так и Реформационной парадигм. В идеологии Возрождения мистицизм проявился в магических формах, воплощавших, якобы присущую человеку, возможность влиять на Вселенские процессы. Основанием этого рассматривалась идея человека как микрокосма, выступающего частью мировых процессов макрокосма и обладающего в силу этого творчески созидающей энергией равной Божественному разуму. Эта идеология получила широкое распространение, прежде всего, в государствах Северной Италии, где тенденции развития капиталистического уклада в хозяйственно-экономической жизни были более значительные, чем в центральной Европе.

В идеологии Реформации, сформировавшейся в странах Центральной Европы – германских княжествах и швейцарских кантонах, мистицизм проявлял себя как Божественная подсказка, выражение воли Святого Духа, обращенной к отдельному индивиду. Поэтому, несмотря на общую гуманистическую направленность, моральное сознание в идеологиях Возрождения и Реформации проявляет себя в разных формах.

В этике эпохи Возрождения более сильно выражены принципы гуманизма. Гуманисты эпохи Возрож­дения полны веры в безграничные возможности человека. Человек, с их точки зрения, это центр Вселенной, свобод­ное, самостоятельное существо, творец своей судьбы и са­мого себя. Основное предназначение человека гуманисты видели в познании и преобразовании мира, украшении его трудом человека, в развитии искусств, наук и религии. В противовес средневековому христианскому аске­тизму с его представлением о том, что земная жизнь не име­ет самостоятельной ценности и есть лишь подготовка к веч­ной небесной жизни, гуманисты отстаивали идею самоцен­ности земной жизни. Они утверждали, что человек — это телесное существо. И тело — это не «оковы души», кото­рые тянут ее вниз, обусловливая греховные помыслы и по­буждения. Телесная жизнь сама по себе самоценна. Одна из ключевых идей этики эпохи Возрождения — естественность земных радостей и чувственных наслаждений.

Причем, в социально-этическом содержании гуманистической идеологии эпохи Возрождения отчетливо прослеживается два направления. Одно отражало интересы формирующегося класса буржуазии, а второе – угнетенного трудящегося большинства населения. Несмотря на общие гуманистические цели и установки, утверждающие величие и достоинство человека, признание его прав на счастье в земной жизни, избавление от темноты и невежества, суеверия и пороков, эти направления расходились в средствах достижения общих целей.

Первое направление, к которому относилось большинство гуманистов, выражало интересы собственников, чьи достоинства и свободы должны быть главной ценностью общества. Достижение этих ценностей должно осуществляться на основе упрочения частной собственности, а также утверждения идей пользы и выгоды как критериев человеческой автономии и суверенитета личности. Это направление заложило в западно-европейском гуманизме основы либерально-буржуазной идеологии, в рамках которой человеческая добродетель стала рассматриваться как оптимальное сочетание в деятельности индивида индивидуальной и общественной пользы. Дальнейшее развитие этой тенденции привело к теориям «разумного эгоизма», «общественного договора», утилитаризма и прагматизма.

Идеологи этого направления Лоренцо Валла (1407 —1457 г.), Пико Дела Мирандола (1463 — 1494 гг.). Не отрицая Бога, эти гуманисты возрождали и развивали дальше античные традиции эпикуреизма, а также натуралистического и рационалистического понимания человека. В их трактатах преодолевался аскетический характер христианского гуманизма, его потусторонняя направленность и утверждались идеи гуманизма и эвдемонизма. Лоренцо Валла в трактате «О наслаж­дении как истинном благе» доказывал, что Бог и приро­да — одно и то же. Обожествленная природа благосклонна к человеку, и от нее не может исходить зло. Наиболее есте­ственным чувством человека, с точки зрения Валлы, явля­ется чувство самосохранения. «А что более сохраняет жизнь нежели удовольствие?», и Валла делает вывод: стремление к удовольствию есть требование природы, по­этому безнравственных наслаждений не существует. Добродетельно то, что ведет к наслаждению, среди которых предпочтение должно отдаваться физическому наслаждению. Наиболее радикальные идеологи гуманизма доходи­ли до отрицания религиозной основы нравственных цен­ностей. Так, в частности, итальянский мыслитель Пьетро Помпанацци (1462 — 1524 гг.) в своей работе «О бессмер­тии души» доказывал, что добродетель независима от ве­ры в бессмертие, она чище и достойнее, поскольку, не забо­тится о наградах и наказаниях. Многие праведные и благо­родные люди не верили в бессмертие, тогда как порочные верили в него.

Пико Дела Мирандола в своем трактате «О достоинстве человека» утверждал, что человек самим Господом помещен в центр мироздания, чтобы ему было удобнее обозревать и познавать мир. Он наделен Богом также свободной волей, чтобы самому определять своё место в мире, свой круг деятельности и степень своего совершенства. Человек – это «свободный и славный мастер», который сам творит себя. Поэтому он может возвыситься до небес, утверждая своими делами свое человеческое достоинство. Но вследствие равнодушия к своей судьбе и безволия может опуститься до животного состояния.

Второе направление в русле западно-европейского гуманизма можно определить как радикально-народное. Его идеологами были: Т. Мор (1478-1535 гг.) – главное произведение – «Утопия» (1516 г.); Т. Кампанелла (1568-1639 гг.) – главное произведение «Город солнца» (1602 г.). Эти авторы отражали в своих трактатах интересы большинства неимущего населения, далекого от наслаждения жизнью и занятого каждодневной борьбой за выживание. Главное препятствие на пути реализации в жизни гуманистических идеалов эти авторы видели в частной собственности. «Повсюду где есть частная собственность, где все измеряется деньгами, там едва ли когда-нибудь будет возможность, чтобы государство управлялось справедливо и счастливо» (Т. Мор).

И поскольку частная собственность и социальное неравенство являются главными причинами зла и пороков в обществе, основой несправедливости, угнетения и притеснения народа, то Т.Мор и Т.Кампанелла предложили человечеству уничтожить частную собственность и объявить в обществе равенство всех людей. Основой нравственной и счастливой жизни они считали общественную собственность и общие, одинаковые для всех людей условия жизни, включающие всеобщий принудительный труд, строгую регламентацию личной жизни, принудительное воспитание в духе абсолютной верности государству и суровые наказания для недовольных и несогласных жить в условиях «полного и всеобщего счастья». Они считали, что в обществе, где все равны и где все принадлежит в равной степени всем не должно быть никаких противоречий, порождающих зависть, жадность, злобу и алчность. И это действительно могло бы быть, поскольку желать и завидовать здесь просто нечего и некому. Однако такое общественное устройство противоречило бы природе человека и его жизненным устремлениям, а потому было бы не целесообразно и утопично.

Таким образом, в эпоху Возрождения закладываются основы социально-этических концепций «буржуазного гуманизма» и «гуманизма пролетарского» (социалистического). Первый развивается на основе принципов индивидуализма, признания ценности индивидуальной человеческой жизни и интересов личности, а так же признания частной собственности как гаранта независимости, прав и свобод этой личности. Решение основной нравственной проблемы (согласование личного и общественного блага) буржуазный гуманизм видит на путях разумного сочетания личностных и общественных ценностей, рассматривая личность и общество диалектически. Именно подобные взаимоотношения и являются условием, обеспечивающим развитие, как личности, так и общества.

Второе направление в гуманизме отражает устремления с широких слоев трудящегося народа, стремящегося к избавлению от униженного, зависимого положения и тяготеющего к насильственному и экстремистскому способу самореализации.

Гуманизм эпохи Возрождения способствовал формированию нового взгляда на моральную сущность человека, которая становится формой его социального самоутверждения. Это, в свою очередь, подготовило в Европе победоносные буржуазные революции XVII-XVIII столетий и способствовало революционному преобразованию самих основ европейской культуры.

Однако не меньшее значение в осуществлении этих преобразований в Европе сыграло новое направление в христианской идеологии, получившее название протестантизм. Протестантская Реформация, породившая протестантскую этику, развернулась в Западной Европе в XVI в. Реформация (лат. Reformatio —- преобра­зование, исправление) — это широкое религиозное, социо­культурное и общественно-политическое движение, на­правленное на обновление христианства и переустройство всей жизни в соответствие с новыми ценностями и идеала­ми. В результате Реформации сформировалось повое направление христианства — протестантизм.

Протестантизм отверг авторитет церкви и вместе с ним авторитет всех церковных постановлений: решения Вселенских соборов, документы пап и иных патриархов церкви, то, что называется Священным Преданием для то­го, чтобы утвердить абсолютный авторитет Священного Писании — Библии. Библия в том виде, как она открывает­ся разумению верующего человека, начинает рассматриваться им как главный источник познания сущности Бога и его заповедей. Осмысление верующим человеком текстов Священного писания формирует его религиозно-нравственные установки, которые определяют его поступки.

Главным догматом протестантизма является догмат об оправдании одной лишь верой в искупительную жерт­ву Иисуса Христа. Иные способы добиться спасения (обря­ды, посты, богоугодные дела и т.д.) считаются несущественными. Принятие этого догмата вытекает из признания протестантизмом коренной испорченности природы чело­века, которая наступила в результате совершенного им первородного греха. Вследствие грехопадения человек ут­ратил способность самостоятельно совершать добро. Все те добрые дела, которые творит человек, не являются его заслугой, а оцениваются лишь как следствие любви к Богу, проистекающей из веры в благую весть Иисуса Христа. В силу этого человек не может спастись своими заслугами, так называемыми «добрыми делами». Спасение может прийти к нему только как результат Божественного вме­шательства, спасение — это дар Божественной благодати. С точки зрения протестантизма, подлинно верующий человек, это человек, сознающий греховность своей при­роды. И он обращается с молитвой кБогу о спасении своей души. Но одной молитвы для спасения недостаточно. Молитва о спасении должна быть подкреплена земным слу­жением людям через добросовестное выполнение своих обязанностей, ибо по степени такой добросовестности Бог судит о крепости веры и желании обрести спасение. Поэтому в протестантизме рационально осмысленное, прак­тическое служение людям обретает то высокое значение, которое в католицизме имеет лишь религиозно-культовое действие. Известный немецкий социолог и культуролог конца ХIХ – начала ХХ столетий Макс Вебер, глубоко исследовавший влияние протестантизма на развитие запад­ной цивилизации, указывал, что фактически честный упорный труд обретает в протестантизме характер рели­гиозного подвига, становится «мирской аскезой. При этом религиозное (спасительное) значение имеет не труд сам по себе, не его результат, а внутренняя мотивация этого тру­да, основанная на вере в то, что Бог избрал данного челове­ка к спасению.

Для протестантизма характерно рассмотрение мир­ской деятельности человека с позиций религиозного при­звания. В понятии «призвание» содержится такой смысл, что выполнение человеком долга в рамках своей мирской деятельности является наивысшей задачей религиозно-нравственной жизни. Таким образом, все сферы жизнеде­ятельности человека получают религиозное значение и рассматриваются как многообразные формы служения Богу.

Из учения о принципиальной испорченности приро­ды человека и оправдании его одной лишь верой в искупи­тельную жертву Иисуса Христа вытекает очень важное положение протестантского вероучения о предопределении. С точки зрения протестантизма, каждый человек еще до своего рождения, как говорится «в Адаме», уже пре­допределен спастись или погибнуть. Никто не знает и не может знать своей судьбы. Имеются лишь косвенные сви­детельства о том, какой достался тому или иному человеку жребий. И эти косвенные свидетельства связаны с его верой в осуществление призвания. Глубокая вера в спасительную жертву Иисуса Христа — это не заслуга челове­ка, а дар божественной благодати. Человек, получив этот дар, может надеяться, что он избран к спасению. Осуществление призвания — это тоже не заслуга человека. Ус­пешное ведение им своего дела — знак расположения к нему Бога, косвенное свидетельство его богоизбранничества.

Вера, что добросовестный труд имеет религиозное (спасительное) значение, что к той или иной форме деятельности ты «призван» Богом, что успехи в твоей деятель­ности есть косвенный показатель, что ты «отмечен печа­тью Божьей», «избран» им к спасению, явились основой новой трудовой этики и служили мощной внутренней мо­тивацией для активной экономической и социально-поли­тической деятельности. Эта трудовая этика, по мнению М. Вебера, составляла «дух капитализма» и послужила осно­вой для развития буржуазных отношений в Западной Ев­ропе и Северной Америке.

Идеология Реформации была разработана М. Лютером и Ж.Кальвином. М. Лютер (1483-1546 гг.) – немецкий теолог и общественный деятель, доктор Богословия и профессор библеистики Витенбергского университета в 1517 г. обнародовал 95 тезисов, в которых обличал продажу индульгенций (отпущение грехов) как корыстную торговлю «небесными сокровищами», несовместимую с учением Писания. Он был обвинен Римом в ереси, но отказался пересмотреть свои взгляды и в 1520 г. публично сжег папскую буллу, отлучившую его от церкви.

М. Лютер не признавал посреднической роли церкви во взаимоотношениях человека с Богом и отвергал необходимость его участия в церковных действиях – принятие таинств, посты, подвиги благочестия и т.п. деяния, которые рассматривались католической церковью, как решающие средства спасения человека, проникнутого сознанием безоговорочного раскаяния своей греховности. М. Лютер обосновал в своем учении понятие земного долга верующего человека, которое должно проявляться в его профессиональной деятельности как его призвание (der Beruf). Призвание – это бескорыстное, полное сознания собственной греховности, служение человека Богу и ближним. Протестантская этика освящала повседневный целеустремлённый труд, профессиональное мастерство и усердие работника как форму служения Господу. Это позволило ей стать могучим стимулом формирования раннего капитализма, развития предпринимательской активности и идеологии либерализма.

Другим идеологом Реформации был Ж. Кальвин (1509-1564 гг.), разработавший в протестантизме собственное направление, получившие название кальвинизм. Под влиянием идей М. Лютера он порвал в 1534 г с католицизмом и, опасаясь преследований католической церкви, переселился в Базель (Швейцария). В 1536 г. он издал «Наставление в христианской вере», которое вскоре было признано «энциклопедией протестантизма». Развивая взгляды М. Лютера, Ж. Кальвин разработал доктрину об абсолютном Божественном предопределением людей. В доктрине утверждается, что еще до сотворения мира Бог одних грешников избрал к спасению (в чем проявилось его высшее милосердие), а других обрёк на вечные муки (в чем проявилась его высшая справедливость), и ничто – ни добрые дела, ни подвиги благочестия – не может изменить этого предначертания. Отсюда категорическая формула: «Иисус Христос искупил грехи не всех людей, но лишь «избранных»». Ж. Кальвин утверждал, что человек не способен проникнуть в тайну предопределения: его окончательная судьба известна лишь Богу, а человеку следует надеяться на свое «избранничества», подтвержденное личной верой. Косвенным свидетельством принадлежности к «избранным» являются успехи в предписанной свыше профессиональной деятельности, которая должна быть подчинена не стяжанию мирских благ и удовольствий, но высшей духовной цели, прославлению величия Бога. Причем, наилучшим способом служения Богу рассматривался добросовестный труд и накопленное благодаря ему богатства. Исследуя значение духовной культуры и, прежде всего, религии в становлении европейского капитализма, М. Вебер в своем труде «Дух капитализма» показал, что именно идеал мирского аскетизма, составивший основу протестантской этики, стал эффективным стимулом развития частного предпринимательства и становления капиталистического строя.

Список литературы:

1. История этических учений / под общ. ред. А.А. Гусейнова. – М.: Гардарика, 2003. Раздел 6. Европа: Новое время. Глава 1. – С. 556-577.

2. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика: История и теория. Эстетика: Особенности художественных эпох и направлений. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 61-76.

3. Разин А.В. Этика: учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2004. – С. 221-240.

 

Вопросы и задания:

1. Почему в эпоху Возрождения объектом этических исследований становится социально-практическая деятельность людей?

2. Назовите два направления в социально-этическом содержании гуманистической идеологии. Интересы каких социальных групп формирующегося буржуазного общества эти направления выражали?

3. Назовите идеологов этих направлений и охарактеризуйте их взгляды.

4. Почему М. Вебер определяет протестантскую идеологию как «дух капитализма»?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.032 с.)