Краткий словарь этических терминов по программе элективного курса «этика и нормы морали» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткий словарь этических терминов по программе элективного курса «этика и нормы морали»



АВТОРИТАРИЗМ - власть, основанная на слепом подчинении авторитету.

АДЕКВАТНОСТЬ - соответствие, равнозначность.

АКСИОЛОГИЯ - этико-философское учение о моральных ценностях.

АЛЬТРУИЗМ - готовность к самопожертвованию (противоположное эгоизму).

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ - ориентация на человека (антропос) как централь­ную и высшую ценность мироздания.

АСКЕТИЗМ - отречение от жизненных благ, воздержание, самоограничение.

ГЕДОНИЗМ - ориентация на принцип наслаждения, удовольствия.

ГЕНЕЗИС - зарождение, формирование, становление к.-л. объекта.

ГУМАНИЗМ – 1) человеколюбие как моральный принцип; 2) этико-философское направление.

ДЕТЕРМИНИЗМ - признание причинной связи и взаимообусловленности всех явлении (противоположное – индетерминизм).

ДИССИДЕНТСТВО - инакомыслие.

ДОГМАТИЗМ - некритическое мышление, опирающееся на некие абсолютные и вечные истины, изначально принятые на веру (догмы).

ИДЕНТИФИКАЦИЯ – соотнесение личности с определенными социальными структурами.

ИМПЕРАТИВ - моральная норма, содержащая повеление, долженствование.

ИНДЕТЕРМИНИЗМ - отрицание причинной обусловленности вещей и событий.

ИННОВАЦИЯ - открытие, появление нового (противоположное традиции).

ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ - учение в рамках прагматизма, трактующее разум, мышление как инструмент решения той или иной реальной ситуации.

ИНТУИТИВИЗМ - течение этики, утверждающее самоочевидность моральных истин на основе интуитивного постижения и невозможность этого постижения с помощью разума или научного анализа.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ - отрицание разума как основы познания, ориентация на чувства, эмоции, религиозную веру.

ИСТЕБЛИШМЕНТ - устоявшаяся система отношений в обществе, определя­ющая его нравственные ценности и благопристойность.

КИНИЗМ - школа античной этики, в основе которой лежит пренебреже­ние ко всем социальным связям, обычаям, культуре (производное - Цинизм).

КОНФОРМИЗМ - приспособленчество, отказ от самостоятельных решений (противоположное – Нонконформизм).

КРИТЕРИЙ - средство, удостоверяющее истинность или ложность идеи.

МЕНТАЛИТЕТ - определенный образ и тип мышления; склад ума и характер чувств.

МИЗАНТРОПИЯ - нелюбовь к людям, человеконенавистничество.

МИСТИЦИЗМ - познание, основанное на непосредственном экстатиче­ском общении с потусторонними силами (противополож­ное научному познанию).

МОДАЛЬНОСТЬ - способ существования к.-л. объекта или способ понимания суждения об объекте.

НАТУРАЛИЗМ – (в этике) подход, выводящий моральные ценности из природы.

НЕГАТИВИЗМ - отрицательное отношение к действительности.

НИВЕЛИРОВАТЬ - сглаживать различия, приводить к одному уровню.

НИГИЛИЗМ - отрицание общепринятых моральных принципов.

НОНКОНФОРМИЗМ - несогласие, противостояние устоявшимся нравам и порядкам.

ОПТИЗМ – вера в лучшее будущее (противоположное пессимизму).

ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ - неуклонно следующий к.-л. учению.

ОСТРАКИЗМ - гонение, публичное осуждение.

ПАРАДОКС - неожиданное, непривычное рассуждение; противоречивое утверждение.

ПЛЮРАЛИЗМ - признание множественности факторов или точек зрения.

ПОЗИТИВИЗМ - философское течение, признающее истинным (позитивным) знание, получаемое в непосредственном опыте.

ПАЦИФИЗМ - моральное осуждение войны и борьба против её развязывания.

ПЕССИМИЗМ - негативное представление о мире.

ПРАГМАТИЗМ - учение, определяющее истинность моральной теории по её практическим результатам («морально то, что прино­сит пользу»).

ПРОТЕСТАНТИЗМ - христианское вероучение, отрицающее роль церкви и базирующееся на индивидуальной вере в Бога-Творца.

ПУРИТАНСТВО - строгая нравственность, главным образом внешняя, показная.

РАЦИОНАЛИЗМ - ориентация познания на разум, логическое мышление.

РЕЛЯТИВИЗМ - множественность, относительность моральных позиций. (противоположное Ригоризму).

РЕФЛЕКСИЯ – «мышление о мышлении», ориентация мыслительной деятель­ности на сам процесс мышления.

РИГОРИЗМ - строгое, непреклонное проведение принципа долженствования.

СКЕПТИЦИЗМ – (в этике) сомнение в достоверности моральных истин.

СОФИСТИКА – 1) древнегреческое философское учение; 2) словесные ухищрения, преднамеренно вводящие в заблуждение.

СТОИЦИЗМ - 1) античное философское учение; 2) стойкое перенесение жизненных испытаний.

СХОЛАСТИКА – 1) направление в христианской этике, включающее элементы рационализма в теологические рассуждения; 2) формальные рассуждения, оторванные от практики.

СЦИЕНТИЗМ - абсолютизация роли науки в системе культуры.

ТЕОЛОГИЯ - учение о сущности и творении Бога - Творца.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - терпимость к чужим мнениям и верованиям.

ТОМИЗМ - религиозная философия и этика, разработанные на основе учения Фомы Аквинского.

TOTAЛИТАРИЗМ - государственная власть, охватывающая все без исключения стороны общественной жизни.

УТИЛИТАРИЗМ - натуралистическая этика, ориентирующаяся на прин­цип пользы.

ЦИНИЗМ - пренебрежение общепринятыми нормами морали.

ЭВДЕМОНИЗМ - натуралистическое учение этики, опирающееся на категорию «Счастье».

ЭВОЛЮЦИЯ - постепенное, поступательное развитие (противоположное революции).

ЭВТАНАЗИЯ - ускорение смерти безнадёжно больного человека.

ЭМОТИВИЗМ - этическая теория, рассматривающая моральные суждения в качестве средства для выражения нравственных эмоций и отрицающая их позитивное содержание, поскольку они не могут быть проверены эмпирически.

ЭМПИРИЗМ – признание опыта и чувственного восприятия единственным и достоверным средством познания.

 

 

Приложение 1

СПИСОК ПЕРСОНАЛИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

В ЭЛЕКТИВНОМ КУРСЕ «ЭТИКА И НОРМЫ МОРАЛИ»

БУДДА ДАВИД ЮМ
КОНФУЦИЙ АНТОНИ ШЕФТСБЕРИ
ЛАО ЦЗЫ КЛОД АДРИАН ГЕЛЬВЕЦИЙ
СОКРАТ БЕРНАРД ДЕ МАНДЕВИЛЬ
ПЛАТОН ИММАНУИЛ КАНТ
АРИСТОТЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих ГЕГЕЛЬ
ЭПИКУР КАРЛ МАРКС
СЕНЕКА ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ
ИИСУС ХРИСТОС АРТУР ШОПЕНГАУЭР
МУХАММЕД ФРИДРИХ НИЦШЕ
АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ
ФОМА АКВИНСКИЙ ФЁДОР ДОСТОЕВСКИЙ
ДЖОРДАНО БРУНО ЛЕВ ТОЛСТОЙ
НИКОЛО МАКИАВЕЛЛИ СЕМЁН ФРАНК
МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ НИКОЛАЙ ЛОССКИЙ
БЛЭЗ ПАСКАЛЬ АЛЬБЕР КАМЮ
ФРАНСУА ДЕ ЛАРОШФУКО ЖAH - ПОЛЬ САРТР
ТОМАС ГОББС ЭРИК ФРОММ
ЖАH-ЖAK РУССО МАРТИН ЛЮТЕР КИНГ
РEHE ДЕКАРТ МАХАТМА ГАНДИ
БАРУХ СПИНОЗА АЛЬБЕР ШВЕЙЦЕР

Приложение 2

СПИСОК ТЕКСТОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

ПО ПРОГРАММЕ КУРСА «ЭТИКА И НОРМЫ МОРАЛИ»

1. Августин Блаженный. ИСПОВЕДЬ.

2. Аврелий М. РАЗМЫШЛЕНИЯ.

3. Аристотель. ЭТИКА К НИКОМАХУ.

4. Бердяев Н.A. О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА.

5. Б И Б Л И Я.

6. Достоевский Ф.М. БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ. ИДИОТ. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ.

7. Камю А. МИФО СИЗИФЕ.

8. Кант И. ИЗ ЛЕКЦИЙ ПО ЭТИКЕ (1780 - 1782 гг.).

9. К О Р А Н.

10. Ларошфуко Ф. МАКСИМЫ.

11. Монтень М. ОПЫТЫ.

12. Моруа А. ПИСЬМА К HEЗНАКОМКЕ.ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО МОЛОДОМУ ЧЕЛОВЕКУ О НАУКЕ ЖИТЬ.

13. Ницше Ф. ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА. К ГЕНЕАЛОГИИ МОРАЛИ.

14. Паскаль Б. МЫСЛИ.

15. Платон. АПОЛОГИЯ СОКРАТА.

16. Ж.Ж.Руссо. ИСПОВЕДЬ. РАССУЖДЕНИЯ О НАУКАХ И ИСКУССТВАХ.

17. Сартр Ж.-П. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - ЭТО ГУМАНИЗМ.

18. Сенека. НРАВСТВЕНЫЕ ПИСЬМА ЛУЦИЛИЮ.

19. Соловьёв B.C. ОПРАВДАНИЕ ДОБРА. СМЫСЛ ЛЮБВИ.

20. Стендаль. О ЛЮБВИ.

21. Фромм Э. ИСКУССТВО ЛЮБИТЬ. ЧЕЛОВЕК ДЛЯСЕБЯ.

22. Франк С.Л. СМЫСЛ ЖИЗНИ.

23. Швейцер А. КУЛЬТУРАИ ЭТИКА. БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ.

Приложение 3

ФРАГМЕНТЫ…

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ I

 

Приложение 3 включает фрагменты из философских текстов авторов, исследовавших философско-этические проблемы, рассматриваемые в данном пособии. Анализ этих текстов позволит студентам осмыслить истоки этических проблем, логику их развития и механизмы влияния на нравственную жизнь общества в процессе его исторического развития. Вследствие ограниченности объема приложения в него включены фрагменты наиболее значимых текстов, считающихся классикой философско-этической литературы.

Фрагмент из работы Э. Фромма «Человек для самого себя».

Э. Фромм (1900-1980 гг.) – немецко-американский философ, психолог, реформатор психоанализа, основоположник неофрейдизма. Концепция человека выстраивается Э. Фроммом на основе философской антропологии. Соответственно, он определяет человека экзистенциально, через способ его существования. Э. Фромм показывает, что благодаря освоению культуры, у каждого отдельного человека складывается собственное представление о способах своего существования и каждый отдельный индивид, вписываясь в общество, открывает сам для себя эту истину. И хотя общество оказывает воздействие на индивида, преображая его потребности и формируя его социальный характер, выбор принадлежит самому индивиду, определяемому неповторимым экзистенциальным характером его личности. В этой книге Э. Фромм исследует проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его возможностей. Важное место в этой работе занимает проблема морального регулирования нравственного поведения человека. Э. Фромм исследует два подхода к моральному регулированию: 1) с позиции гуманистической этики и 2) с позиции авторитарной этики. В представленном отрывке Э. Фромм ставит данную проблему и формулирует подходы к её решению.

Фромм Э. Человек для самого себя. Введение в психологию этики // Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993. – С. 22-33.

 

ПРОБЛЕМА

Но чем же питается душа. Сократ?

Знаниями, разумеется,сказал я.Только бы, друг мой, не надул нас софист, выхваляя то, что продает, как те купцы или разносчики, что торгуют телесною пищей. Пото­му что и сами они не знают, что в развозимых ими товарах полезно, а что вредно для тела, но расхваливают все ради продажи, и покупающие у них этого не знают, разве случит­ся кто-нибудь сведущий в гимнастике или врач. Так же и те, что развозят знания по городам и продают их оптом и в роз­ницу всем желающим, хоть они и выхваляют все, чем торгу­ют, но, может быть, друг мой, из них некоторые и не знают толком, хорошо ли то, что они продают, или плохо для души; и точно так же не знают и покупающие у них, разве лишь случится кто-нибудь сведущий во врачевании души. Так вот, если ты знаешь, что здесь полезно, а что - нет, тогда тебе не опасно приобретать знания и у Протагора, и у кого бы то ни было другого; если же нет, то смотри, друг мой, как бы не проиграть самого для тебя дорогого. Ведь гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съес­тного.

Платон. Протагор

Духом гордости и оптимизма была отмечена западная куль­тура последних нескольких веков: гордости за человеческий ра­зум как инструмент познания и овладения природой; оптимизма в связи со свершением невероятных надежд человечества и до­стижением счастья для большинства людей.

Гордость человечества оправданна. Благодаря разуму человек создал материальный мир, реальность которого превосходит самые смелые мечты и фантазии сказок и утопий. Он заставил так служить себе энергию, что скоро она будет в состоянии обеспечить человечество материальными условиями, необходимыми для до­стойного и продуктивного существования. И хотя многие из его целей еще не достигнуты, нет сомнения в том, что они — в пределах возможного и что проблема производства, которая была действительно проблемой в прошлом, в принципе разрешима. Идея единства человечества и покорения природы ради человека уже больше не мечта, а реальная возможность. Разве не вправе, поэтому человече­ство гордиться собой и верить в себя и свое будущее?

Однако современный человек чувствует себя все более обес­покоенным и озадаченным. Он трудится и борется, но одновре­менно осознает тщетность своих усилий. В то время как его власть над материальным миром значительно возрастает, в личностной и социальной сфере ощущает бессилие. Создавая новые и более совершенные средства овладения природой, чело­век оказался запутавшимся в сетях этих средств и утратил пони­мание цели, единственно дающей им смысл, — самого человека. Став хозяином природы, человек превратился в раба созданной им же самим машины. Овладев знанием природы, человек упу­стил важнейшие вопросы собственно человеческого существования: что есть человек, как ему следует жить и каким образом можно высвободить гигантские силы, дремлющие в человеке, и дать им продуктивное применение. Современный кризис при­вел человечество к крушению надежд и идей Просвещения, под знаменем которых начинался наш экономический и политический прогресс. Самую идею прогресса называют сегодня детской иллюзией, а вместо нее сегодня в ходу слово «реализм», обознача­ющее, в сущности, недостаток веры в человека. Идея достоинства и могущества человека, которая дала ему силы и мужество для грандиозных свершений последних столетий, подверглась сомнению под действием мысли, что нам следует вернуться к прежнему состоянию беспомощности и ничтожности. Эта идея грозит раз­рушить те самые корни, на которых взращена наша культура.

Идеи Просвещения учили человека полагаться на собственный разум в деле утверждения этических норм; учили его опираться на самого себя в деле познания добра и зла, не прибегая ни к откровению, ни к авторитету церкви. Девиз Просвещения «Познай!», подразумевавший «Доверяй знаниям», сталпобудительным мотивом всех усилий и достижении современного человека. Возникшее сомнение в человеческой независимости и силе разума вызвало состояние морального замешательства, когда человеком более не руководит ни откровение, ни разум. Результа­том явилось принятие релятивистской позиции, которая предполагает, что ценностные суждения и этические нормы есть исключительно дело вкуса и предпочтений и что никакие объективные ценностные суждения вообще невозможны. Но поскольку человек не может жить без норм и ценностей, то релятивизм сделал его легкой добычей разных иррациональных систем ценностей. Тем самым он вернулся к тому положению, которое уже было преодолено греческим просвещением, христианством, Возрождением и Просвещением XVIII века. Требования государства, восхищение неординарными качествами сильных лидеров, мощная техника и материальный успех – вот чем стали теперь определяться его нормы и ценностные суждения.

Но не пора ли остановиться? Неужели мы должны выбирать между религией и релятивизмом? Неужели мы должны принять отречение от разума в вопросах этики? Неужели мы должны верить, что выбор между свободой и рабством, любовью и нена­вистью, честностью и приспособленчеством, жизнью и смертью осуществляется на основе субъективных предпочтений?

Нет, есть другая альтернатива. Этические нормы могут вырабатываться разумом человека, и им одним. Человек так же способен различать и вырабатывать ценностные суждения на основе только разума, как и любые другие. Великая традиция гуманистической этической мысли заложила фундамент системы ценностей, основанных на человеческой самостоятельности и ра­зуме. Эти системы были построены на предпосылке, что для того, чтобы познать сущность добра и зла, надо познать природу человека. Следовательно, эти системы являлись также и глубо­кими психологическими исследованиями.

Если гуманистическая этика основывается на познании приро­ды человека, то современная психология особенно психоанализ, должны быть одним из мощнейших стимулов развития гуманистической этики. Но хотя психоанализ во многом расширил наши знания о человеке, он, тем не менее, ничего не прибавил к нашим знаниям о том, как должен жить человек и что он должен делать. Главной его функцией было развенчать ценностные суждения и этические нормы, продемонстрировав, что они представляют собой рационализацию иррациональных – и часто неосознава­емых — желаний и страхов и, следовательно, не могут претендо­вать на объективную значимость. Хотя само по себе это разобла­чение было чрезвычайно ценным, но за пределами критики оно оставалось совершенно бесплодным.

Психоанализ в попытке утвердить психологию в качестве естественной науки сделал ошибку, оторвав психологию от про­блем философии и этики. Он игнорировал тот факт, что челове­ческую личность нельзя познать, если не рассматривать её в её целостности, и что человеку присуща потребность искать ответы на вопрос о смысле жизни и определять те нормы, в соответствии с которыми он должен жить. «Homo psychologicus» Фрейда столь же нереалистическое создание, сколь и «homo economicus» клас­сической экономической науки. Невозможно понять эмоциональ­ные и психологические расстройства человека без понимании природы его ценностных и моральных конфликтов. Прогресс психологии лежит не на пути отрыва области «естественного» от «духовного» и фокусировке внимания на первой, а в возвращении к великой традиции гуманистической этики, которая рассматривала человека в целостности физического и духовного, предполагающей, что цель человека — быть самим собой, а условие для достижения этой цели в том, чтобы быть для самого себя.

Я написал эту книгу с целью возродить действенность гумани­стической этики, показать, что наши знания природы человека ведут не к этическому релятивизму, но, напротив, что источник норм нравственного поведения следует искать в самой природе человека, что моральные нормы основаны на врожденных качествах человека, что нарушение норм приводит к «эмоциональному и психическому распаду» попытаюсь показать, что структура характера зрелой и продуктивной личности сама является источником «добродетели» и что «зло» есть (как показывает анализ) равнодушие к себе самому и саморазруше­ние. Не самоотречение и не эгоизм, а любовь к себе, не отрицание индивидуальности, а утверждение подлинно челове­ческой самости – вот высшие ценности гуманистической этики. Чтобы быть уверенным в своих ценностях, человек должен знать самого себя и свою способность к добру и продуктив­ности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.033 с.)