Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
КП нормы: понятие, особенности, виды. ИнститутыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Нормы КП – это правило поведения, установленное или санкционированное в КРФ, а также в др Конституционных законах, определяющих статус, принципы, ответственность s КП. От норм других отраслей права КП нормы.отличаются: 1) своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены; 2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, – в КРФ; 3) своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в др отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих s, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти s являются (ГП, АП, трудовых и др.); 4) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно КП нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех др правовых норм порядок: определяют формы основных НПА, порядок их принятия и опубликования, компетенцию гос органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы КП определяют и саму систему гос органов; 5) особым механизмом реализации, которая для многих КП норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего хар-ра или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние s в составе РФ); 6) специфическим хар-ром s, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми s можно назвать народ, гос-во, нации и народности, ЗОГВ; 7) особенностями структуры: для КП норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, – гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях – санкция. Обладая спецификой по сравнению с нормами др отраслей права, КП нормы сами по себе очень многообразны. А для того чтобы правильно применять норму, необходимо ее всесторонне проанализировать, выявить присущие ей особенности, связи с иными нормами данной отрасли. Вот почему важное значение имеет вопрос о классификации КП норм. Их принято классифицировать по следующим основаниям: 1) по содержанию. Т.е. по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны с основами конституционного строя, другие – с основами правового статуса человека и гражданина, третьи с федеративным устр-вом, четвертые – с органами гос-ва, ОМСУ. Внутри этих крупных группировок норм в свою очередь выделяются взаимосвязанныс комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре КП институтов. И здесь важно установить все эти взаимосвязи, определить место данных КП норм в системе др норм, регулирующих данную сферу общественных отношений. Только при таком условии может быть обеспечено достаточно квалифицированное истолкование и применение КП нормы, выявлены все нюансы ее регулирующего воздействия на соответствующие отношения, которое во многих случаях является промежуточным в достижении правового рез-та, определяемого обычно действием ряда норм, а не единичной нормы; 2) по юр силе. Это основание находится в прямой зависимости от того, в каком НПА выражена та или иная норма, от места НПА данного вида к общей системе НА, а также разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее s. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулировании нормы закреплены в КРФ, и они обладают высшей юр силой. Ни одна правовая норма не может противоречить КРФ. Среди др НПА, содержащих КП нормы, наибольшей юр силой обладают ФКЗ и ФЗ. На основе КРФ и названных з-нов издаются все иные НПА. От уровня юр силы КП нормы зависит та правовая база, исходя из которой формулируется содержание данной нормы. От этого же зависят и порядок отмены нормы, ее взаимодействие с др нормами, их соотношение; 3) по территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории РФ, на территории республики, области, иного s Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется МСУ; 4) по хар-ру предписания. Это основание раскрывает механизм регулирующего воздействия КП нормы. Предписания, содержащиеся в ней, могут иметь различный хар-р, в своеобразной форме определять права и обязанности s, возникающих на основе данной нормы КП отношений. По этому основанию различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы закрепляют право s осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих s. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию РФ, ее s, предметы ведения всех гос органов (например, ст. 71, 72,73,83–90, 102, 103 КРФ). В кач-е управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в КРФ нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи т.и. Их предписания закрепляют правомочия всех s соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 КРФ, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности s совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме. Например, ч. 3 ст. 107 КРФ обязывает Президента РФ подписать и обнародовать ФЗ, если при повторном рассмотрении Гос Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции. Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренних. Это обычно такие формулы: «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе» и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 КРФ, запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям. Установление вида КП нормы по хар-ру предписания важно при ее применении для точного понимания содержания нормы, рамок прав и обязанностей s регулируемых ею отношений; 5) по степени определенности предписаний. По этому основанию, различают императивные и диспозитивные нормы. Императивные нормы – такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия s в соответствующих обст-вах. Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия s с учетом указанных в норме условий и обст-в. В кач-ве примера можно привести нормы, содержащиеся в ст. 23 З-на РФ от 28 ноября 1991 г. «О гр-ве РФ». Ч 2 этой ст содержит диспозитивную норму, устанавливающую, что ходатайство о выходе из гр-ва может быть отклонено при наличии предусмотренных в норме условий. Ч 3 содержит императивную норму, в соответствии с которой выход из гр-ва не допускается при указанных в норме условиях 6) по назначению в механизме правового регулирования. По этому основанию принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличие от уголовного, ГП КП не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах. Если материальная норма предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы ЗО, принятия з-нов и иных актов и т.д. В кач-ве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Гос Думы Фед Собрания РФ. Много процедурных норм содержится в законодательных актах о выборах депутатов ЗОГВ, о проведении референдумов. Рассмотренные основания классификации КП норм не являются исчерпывающими. В зависимости от целей, которые ставятся при применении правовых норм, могут использоваться и иные критерии, позволяющие глубже познать сущность регулирующего воздействия нормы, ее специфику, соотношение с родственными ей нормами. Как отмечалось, определенный правовой рез-т достигается обычно действием не одной правовой нормы, а достаточно широкой совокупности КП норм. Вот почему важно установить принадлежность соответствующей нормы к этой совокупности. Такие совокупности родственных правовых норм именуются КП институтами. Рамки этого понятия как в теории, так и на практике очень подвижны. Оно может обозначать и достаточно узкую группу однородных, близких по содержанию норм, и значительно более широкую их группу, вплоть до максимально крупных правовых образований, рассматриваемых как основные элементы системы отрасли КП. Главный критерий объединения норм в правовой институт – однородность регулируемых ими отношений, что влечет за собой и правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику. Высказываются суждения, что КП институтами являются только комплексы норм, выступающие как часть, элемент системы КП. Только такие комплексы и можно именовать КП институтами. Однако поскольку в правовой теории и практике не сложилось понятия, предназначенного для обозначения более узкого круга взаимосвязанных норм (а такой определитель необходим), то применяется также расширительное толкование и использование понятия института. Например, можно говорить об институте гр-ва, хотя входящие в него нормы являются составной частью института основ правового статуса личности. В КП институте объединяются нормы самых различных видов с учетом той их классификации, которая была изложена выше. В него могут входить и нормы КРФ, и нормы текущего зак-ва, т.е. нормы, обладающие различной юр силой. В составе КП института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам. В кач-ве примера можно сослаться на тот же институт гр-ва. Его образуют нормы, содержащиеся в КРФ, в конституциях республик, в ФЗ и законах республик в нем имеются нормы диспозитивные и императивные, управомочивающие и запрещающие, материальные и процессуальные. Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, ибо не каждая отдельно взятая норма проявляет все св-ва, присущие институту в целом, а их следует учитывать, чтобы правильно уяснить механизм ее реализации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.183.131 (0.008 с.) |