КП нормы: понятие, особенности, виды. Институты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КП нормы: понятие, особенности, виды. Институты



Нормы КП – это правило поведения, установленное или санкционированное в КРФ, а также в др Конституционных законах, определяющих статус, принципы, ответственность s КП.

От норм других отраслей права КП нормы.отличаются:

1) своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;

2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, – в КРФ;

3) своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в др отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих s, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти s являются (ГП, АП, трудовых и др.);

4) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно КП нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех др правовых норм порядок: определяют формы основных НПА, порядок их принятия и опубликования, компетенцию гос органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы КП определяют и саму систему гос органов;

5) особым механизмом реализации, которая для многих КП норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего хар-ра или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние s в составе РФ);

6) специфическим хар-ром s, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми s можно назвать народ, гос-во, нации и народности, ЗОГВ;

7) особенностями структуры: для КП норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, – гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях – санкция.

Обладая спецификой по сравнению с нормами др отраслей права, КП нормы сами по себе очень многообразны. А для того чтобы правильно применять норму, необходимо ее всесторонне проанализировать, выявить присущие ей особенности, связи с иными нормами данной отрасли. Вот почему важное значение имеет вопрос о классификации КП норм. Их принято классифицировать по следующим основаниям:

1) по содержанию. Т.е. по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны с основами конституционного строя, другие – с основами правового статуса человека и гражданина, третьи с федеративным устр-вом, четвертые – с органами гос-ва, ОМСУ. Внутри этих крупных группировок норм в свою очередь выделяются взаимосвязанныс комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре КП институтов. И здесь важно установить все эти взаимосвязи, определить место данных КП норм в системе др норм, регулирующих данную сферу общественных отношений. Только при таком условии может быть обеспечено достаточно квалифицированное истолкование и применение КП нормы, выявлены все нюансы ее регулирующего воздействия на соответствующие отношения, которое во многих случаях является промежуточным в достижении правового рез-та, определяемого обычно действием ряда норм, а не единичной нормы;

2) по юр силе. Это основание находится в прямой зависимости от того, в каком НПА выражена та или иная норма, от места НПА данного вида к общей системе НА, а также разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее s. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулировании нормы закреплены в КРФ, и они обладают высшей юр силой. Ни одна правовая норма не может противоречить КРФ. Среди др НПА, содержащих КП нормы, наибольшей юр силой обладают ФКЗ и ФЗ. На основе КРФ и названных з-нов издаются все иные НПА. От уровня юр силы КП нормы зависит та правовая база, исходя из которой формулируется содержание данной нормы. От этого же зависят и порядок отмены нормы, ее взаимодействие с др нормами, их соотношение;

3) по территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории РФ, на территории республики, области, иного s Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется МСУ;

4) по хар-ру предписания. Это основание раскрывает механизм регулирующего воздействия КП нормы. Предписания, содержащиеся в ней, могут иметь различный хар-р, в своеобразной форме определять права и обязанности s, возникающих на основе данной нормы КП отношений. По этому основанию различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право s осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих s. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию РФ, ее s, предметы ведения всех гос органов (например, ст. 71, 72,73,83–90, 102, 103 КРФ). В кач-е управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в КРФ нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи т.и. Их предписания закрепляют правомочия всех s соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 КРФ, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности s совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме. Например, ч. 3 ст. 107 КРФ обязывает Президента РФ подписать и обнародовать ФЗ, если при повторном рассмотрении Гос Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренних. Это обычно такие формулы: «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе» и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 КРФ, запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям.

Установление вида КП нормы по хар-ру предписания важно при ее применении для точного понимания содержания нормы, рамок прав и обязанностей s регулируемых ею отношений;

5) по степени определенности предписаний. По этому основанию, различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы – такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия s в соответствующих обст-вах.

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия s с учетом указанных в норме условий и обст-в.

В кач-ве примера можно привести нормы, содержащиеся в ст. 23 З-на РФ от 28 ноября 1991 г. «О гр-ве РФ». Ч 2 этой ст содержит диспозитивную норму, устанавливающую, что ходатайство о выходе из гр-ва может быть отклонено при наличии предусмотренных в норме условий. Ч 3 содержит императивную норму, в соответствии с которой выход из гр-ва не допускается при указанных в норме условиях

6) по назначению в механизме правового регулирования. По этому основанию принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличие от уголовного, ГП КП не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах.

Если материальная норма предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы ЗО, принятия з-нов и иных актов и т.д. В кач-ве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Гос Думы Фед Собрания РФ. Много процедурных норм содержится в законодательных актах о выборах депутатов ЗОГВ, о проведении референдумов.

Рассмотренные основания классификации КП норм не являются исчерпывающими. В зависимости от целей, которые ставятся при применении правовых норм, могут использоваться и иные критерии, позволяющие глубже познать сущность регулирующего воздействия нормы, ее специфику, соотношение с родственными ей нормами.

Как отмечалось, определенный правовой рез-т достигается обычно действием не одной правовой нормы, а достаточно широкой совокупности КП норм. Вот почему важно установить принадлежность соответствующей нормы к этой совокупности. Такие совокупности родственных правовых норм именуются КП институтами. Рамки этого понятия как в теории, так и на практике очень подвижны. Оно может обозначать и достаточно узкую группу однородных, близких по содержанию норм, и значительно более широкую их группу, вплоть до максимально крупных правовых образований, рассматриваемых как основные элементы системы отрасли КП. Главный критерий объединения норм в правовой институт – однородность регулируемых ими отношений, что влечет за собой и правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.

Высказываются суждения, что КП институтами являются только комплексы норм, выступающие как часть, элемент системы КП. Только такие комплексы и можно именовать КП институтами. Однако поскольку в правовой теории и практике не сложилось понятия, предназначенного для обозначения более узкого круга взаимосвязанных норм (а такой определитель необходим), то применяется также расширительное толкование и использование понятия института. Например, можно говорить об институте гр-ва, хотя входящие в него нормы являются составной частью института основ правового статуса личности.

В КП институте объединяются нормы самых различных видов с учетом той их классификации, которая была изложена выше. В него могут входить и нормы КРФ, и нормы текущего зак-ва, т.е. нормы, обладающие различной юр силой. В составе КП института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.

В кач-ве примера можно сослаться на тот же институт гр-ва. Его образуют нормы, содержащиеся в КРФ, в конституциях республик, в ФЗ и законах республик в нем имеются нормы диспозитивные и императивные, управомочивающие и запрещающие, материальные и процессуальные.

Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, ибо не каждая отдельно взятая норма проявляет все св-ва, присущие институту в целом, а их следует учитывать, чтобы правильно уяснить механизм ее реализации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.009 с.)