Принципы федеративного устройства России.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы федеративного устройства России.



Принципы построения РФ (ч.3 ст.5):

1. государственная целостность;

2. единство системы государственной власти;

3. разграничение предметов ведения и полномочий между ОГВ;

4. принцип равноправия и самоопределения народов;

5. равенство во взаимоотношениях ФОВ и органов власти s РФ.

Принцип гос суверенитета является основополагающим и закреплен в ст.4 КРФ. Гос суверенитет предполагает св-во гос власти, выражающееся в верховенстве, единстве, самостоятельности независимости власти на своей территории. Гос целостность выражается в закреплении в КРФ следующих принципов:

1.верховенство федерального законодательства (ч.2 ст.4);

2.обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории и границ (ч.3 ст.4);

3.единство экономического пространства, бюджетно-финансовой, банковской, денежной сферы (ст.8);

4.единая армия, право государства на защиту суверенитета;

5.право на защиту государства и граждан во внешних отношениях;

6.государственная монополия на важнейшие отрасли хозяйства.

Равноправие – это гарантированный минимум равных прав и обязанностей территории для признания ее s федерации и возможности приобретать и осуществлять одни и те же права и обязанности (в т.ч. дополнительные) при наличии одинаковых условий.

 

51. Государственный суверенитет: понятие, содержание, гарантии

Гос суверенитет РФ – независимость и свобода многонационального народа РФ в определении своего политического, экономического, соц и культурного развития, а также территориальная целостность, верховенство РФ и независимость ее во взаимоотношениях с др гос-вами.

Структурные элементы гос суверенитета РФ: 1) самостоятельность и независимость гос власти РФ; 2) верховенство гос власти на всей территории РФ, включая ее отдельных s; 3) территориальная целостность РФ.

Самостоятельность и независимость гос власти РФ предполагает, что РФ самостоятельно определяет направления как внутренней, так и внешней политики.

Для обеспечения права гос власти РФ на независимое определение политики, экономики и др сфер жизнедеят-ти общества КРФ устанавливается: 1) полнота власти РФ при решении всех вопросов гос и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение s РФ; 2) верховенство КРФ и з-нов РФ на всей ее территории; 3) исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством РФ; 4) полномочное представительство РФ во внешних отношениях; 5) право РФ осуществлять свои полномочия во всех формах, предусмотренных зак-вом.

Верховенство гос власти РФ – установленное КРФ верховенство ФОГВ в регулировании внутренних отношений РФ с ее s.

Таким образом, высшей юр силой в РФ обладают: КРФ, ФКЗ и ФЗ по отношению к з-нам s РФ. Суверенитет РФ предполагает целостность и независимость территории РФ.

Территория РФ включает в себя территории отдельных админ-территориальных единиц, которые обладают определенной степенью государственности, – s РФ, однако территория РФ составляет единое целое и является неделимой.

S РФ не вправе выходить из состава РФ, тем самым изменяя ее границы, они наделяются правом устанавливать и изменять только админ-территориальные границы в пределах РФ.

РФ имеет собственную оф гос символику, определяющую ее суверенитет во взаимоотношениях с иностранными гос-вами.

Выделяются юр, политические, духовные и экономические гарантии. Для КП науки приоритетное значение имеют юр гарантии, т.е. те ср-ва обеспечения гос суверенитета, которые получили закрепление в различных правовых актах. Причем гарантии данной группы отличаются тем, что они непосредственно устанавливаются гос-вом,

Которое утверждает также специальный порядок (процедуру) реализации этих ср-в обеспечения.

Поср-вом юр инструментария гос-во может целенаправленно воздействовать на те или иные области общественной жизни. В этом смысле юр гарантии выступают в кач-ве гос-правовых мер, с помощью которых гос-во предупреждает потенциальные и реальные угрозы своему суверенитету либо подавляет уже действующие факторы, направленные против него. Именно здесь, главным образом, реализуется гос принуждение, для опосредования которого, собственно, и служит правовая форма. В связи с этим под юр гарантиями представляется необходимым понимать такие средства, которые сами по себе требуют специально-юр механизма реализации.

Помимо юр выделяются и др виды гарантий суверенитета – политические, духовные, экономические. В кач-ве политических гарантий рассматриваются политические условия осуществления гос власти, оказывающие непосредственное влияние на уровень обеспечения суверенных св-в гос власти. Изучение юр явлений невозможно без анализа политико-правового сознания общества как части духовной сферы в различных формах выражения этого сознания. Одной из таких форм является идеология, которая в наиболее концентрированном виде выражает взгляды, суждения людей по поводу окружающей их действительности. Идеология непосредственно связана с политическими отношениями, следовательно, единство гос-ва как система, формулируемая не только в правовом пространстве, зависит от ее идеологического обоснования. Это убеждает в необходимости выделения духовных гарантий суверенитета гос-ва.

Особенностью политических и духовных гарантий является то, что они не устанавливаются гос-вом и выступают в числе условий его бытия, и в силу этого гос-во не может их непосредственно регулировать. Иными словами, такие гарантии есть элементы среды, в которой существует гос-во. Однако, гос-во, будучи активным s политической системы и являясь главным нормотворцем на своей территории, может до определенных пределов влиять на данные элементы среды для достижения необходимых целей.

Что касается экономических гарантий суверенитета, то под таковыми следует понимать экономические факторы, которые способствуют реализации суверенных свойств гос-ва. В научной лит-ре они, как правило,

Сводятся к закреплению особого правового режима национальных богатств, основ хоз отношений.

Вопрос о гарантиях суверенитета тесно связан с вопросом об угрозах суверенитету. Ввиду развития общественных отношений и научно-технической мысли у гос-ва появляются не только новые средства защиты своего

Суверенитета, но и все новые и порой неожиданные угрозы последнему. Поэтому та или иная группа гарантий всегда направлена против определенных угроз суверенитету и является своеобразным ответом гос-ва на эти

Угрозы.

КП статус РФ

КП статус РФ - это совокупность прав и обязанностей РФ как s КП отношений. КП статус РФ определяется следующими основными моментами:

1) РФ - суверенное гос-во. Гос суверенитет принадлежит только РФ, но не s РФ. Провозглашение в ст. 5 КРФ республик гос-вами не соответствует понятию гос-ва в конституционном и международном праве;

2) РФ имеет территорию, на которую распространяется ее суверенитет. Территория РФ в соответствии со ст. 67 КРФ включает в себя:

- территории ее субъектов (сухопутная территория);

- внутренние воды - воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, «исторических вод» и др водных пространств, расположенных в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается территориальное море;

- территориальное море - примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам гос-ва морской пояс шириной до 12 морских миль;

- воздушное пространствонад сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем высотой до 100 км.

РФ также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории (то есть вдоль берега) до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от берега. когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. В случае, если шельф выходит за пределы 200 миль, внешняя его граница не может простираться далее 350 морских миль от берега или далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 м.

Исключительная экономическая зона - это прилегающий к территориальному морю морской район шириной до 200 морских миль от берега, в котором прибрежное гос-во имеет суверенные права в целях разведки. разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях упр-я этими ресурсами и в отношении др видов деят-ти по экономической разведке и разработке зоны.

На континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне гос-во не обладает суверенитетом, так как эти территории не включаются в территорию гос-ва. На данных территориях гос-во обладает суверенными правами и юрисдикцией по разведке, разработке и сохранению естественных ресурсов, находящихся в водной толще, на дне и в его недрах;

3) гос языком РФ на всей ее территории является русский язык (ст. 68 КРФ). Республики вправе устанавливать свои гос языки, которые употребляются наряду с русским языком в ОГВ, ОМСУ, гос учреждениях республик;

4) единое гр-во РФ. В соответствии со ст. 6 КРФ гр-во РФ является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности;

5) наличие высших ОГВ. В соответствии со ст. 11 КРФ гос власть в РФ осуществляют Президент РФ как глава гос-ва. Фед Собрание (Совет Федерации и Гос Дума) как ЗОГВ РФ, Правительство РФ как ОИВ РФ, суды РФ как единая фед система (за исключением конституционных (уставных) судов s РФ и мировых судей). Прокуратура РФ, согласно ст. 129 КРФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Ген прокурору РФ;

6) единая КРФ и правовая система. КРФ имеет высшую юр силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Правовую систему РФ составляют КРФ, ФКЗ, ФЗ, законы s РФ. В правовую систему РФ в соответствии с ч. 4 ст. 15 КРФ включаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры;

7) единое экономическое пространство. В РФ товары, услуги и финансовые ср-ва свободно перемешаются на всей ее территории. Не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых ср-в. На территории РФ установлена единая денежная система: денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются;

8) гос символы РФ. РФ имеет свои флаг, герб, гимн и столицу. Согласно ст. 70 гос символы РФ должны регулироваться ФЗ. В настоящее время статус столицы РФ урегулирован З-ном РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы РФ». Описание и порядок оф использования гос флага, герба и гимна определяются указами Президента РФ от 11 декабря 1993 г. «О Гос флаге РФ», от 30 ноября 1993 г. «О Гос гербе РФ», от 11 декабря 1993 г. «О гос гимне РФ»;

9) право участия в межгос объединениях. В соответствии со ст. 79 КРФ РФ может участвовать в межгос объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения ПСЧГ и не противоречит основам конституционного строя РФ

КП статус субъектов РФ

Согласно КРФ s РФ являются республики, края, области, города фед значения, автономная область и автономные округа.

КП статус s РФ характеризуется следующими основными для всех видов s РФ моментами:

1) в соответствии со ст. 5 КРФ республика имеет свою конституцию и свое зак-во,а край, область, город фед значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое зак-во. Конституции (уставы) s РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, гос устр-во, избирательную систему, систему ОГВ s РФ, порядок изменения конституций (уставов) s РФ;

2) каждый s РФ имеет свою территорию в пределах границ s РФ. Границы между s РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Гос власть s РФ распространяется только на его территорию;

3) s РФ имеет свою систему ОГВ. Система ОГВ s РФ, согласно ст. 77 КРФ, устанавливается s РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации ЗОГВ и ИОГВ, установленными ФЗ. Такой ФЗ еще не принят, и поэтому s РФ в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя РФ, которые закрепляют такие общие принципы организации ОГВ, как разделение властей, отделение МСУ от гос власти, светский характер ОГВ;

4) каждый s РФ праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) s РФ.

КП статус s РФ, согласно ч. 5 ст. 66 КРФ, может быть изменен по взаимному согласию РФ и s РФ в соответствии с ФКЗ (такой закон еще не принят).

В настоящее время s РФ различаются по наименованию (республики, края, области, города фед значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям КП статуса. По данному критерию выделяются 3 группы s:

1) республики. КРФ называет республики гос-вами. Республики вправе иметь свои конституции, свое гр-во, а также свои гос языки. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики. Численность лиц титульной национальности превышает половину населения в 4 республиках (Республика Северная Осетия - Алания, Республика Тыва, Чеченская Республика, Чувашская Республика), составляет относительное большинство в 3 республиках (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Республика Татарстан), в остальных республиках численность лиц титульной национальности составляет меньшинство по сравнению с лицами иной национальности.

2) края, области, города фед значения. Данные s РФ вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с КРФ их правовой статус.

Определенные особенности имеет статус Москвы, которая в соответствии с ч. 2 ст. 70 КРФ является столицей РФ. Статус Москвы определяется З-ном РФ от 15апреля 1993 г. «О статусе столицы РФ». Статус столицы выражается в размещении на территории г. Москвы ФОГВ, представительств s РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных гос-в. ОГВ Москвы предоставляют в этих цепях земельные участки, здания, помещения, жилищный фонд, жилищно - коммунальные, транспортные и иные услуги. Они также обеспечивают необходимые условия для проведения общегос и международных мероприятий. Затраты г. Москвы, связанные с осуществлением функций столицы РФ, полностью компенсируются за счет субвенций из фед бюджета и платежей за предоставляемые фед органам, представительствам s Федерации и иностранных гос-в услуге;

3) автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы , как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании s РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гр-ва, гос языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 КРФ по представлению ЗО и ИО автономной области, автономного округа может быть принят ФЗ об автономной области, автономном округе.

Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области. В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Иркутской области - Усть-Ордынский Бурятский округ. Пермской области - Коми-Пермяцкий округ, Архангельской области - Ненецкий округ, Красноярского края - Таймырский и Эвенкийский округа. Читинской области - Агинский Бурятский округ. Камчатской области - Корякский округ. КС РФ в Постановлении от 14 июля 1997 г. разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое КП состояние, при котором округ, являясь равноправным s федерации, одновременно составляет часть др s Федерации - края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также ОГВ, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных ФЗ, уставами соответствующих s Федерации и договором между их ОГВ.

54.Предметы ведения РФ: понятие, виды, содержание

Предметы Ведения РФ- это сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено КРФ исключительно к компетенции РФ. К ведению РФ отнесено то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства РФ, целостности и неприкосновенности ее территории, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал. Формулой "в ведении РФ находятся" обозначаются сферы жизни общества, отрасли и подотрасли хоз-ва, а также соц-культурной деят-ти, виды имущества, его объекты, которые находятся под воздействием ФГВ, в распоряжении ее органов (фед банки, транспорт, ядерная энергетика, фед соб-ть, военная техника и др.). Перечень исключительных П.в. РФ, содержащийся в КРФ (ст. 71). В него входят: принятие и изменение КРФ и ФЗ, контроль за их соблюдением; федеративное устр-во (определение состава, порядка формирования и полномочий фед органов, отношений между Федерацией и ее s) и территория РФ (определение состава, границ РФ); регулирование и защита ПСЧГ; гр-во в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы ФОЗВ, ФОИВ и ФОСВ, порядка их организации и деят-ти; формирование ФОГВ; фед гос соб-ть и упр-е ею; установление основ фед политики и фед программы в области гос, экономического, экологического, соц, культурного и национального развития РФ; установление правовых основ единого рынка; фед фонды регионального развития; фед бюджет; фед налоги и сборы; фед энергетические системы; вопросы войны и мира; оборона и безопасность; оборонное произв-во и др. По П.в. РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Кроме того, реализуя исключительную компетенцию, ФОГВ вправе принимать и иные акты: указы Президента, постановления Правительства, акты ФОИВ. Указанные в ст. 71 КРФ П.в. РФ могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных ФЗ для внесения поправок в КРФ.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.207 (0.013 с.)