Понятие, предмет,функции, система и источники науки КП.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, предмет,функции, система и источники науки КП.



Наука КП – это система знаний об устр-ве гос-ва, положения в нем человека, закрепленных в нормах КП, и об отношениях, складывающихся между гос структурами, общественными институтами и гражданином в сфере конституционного регулирования.

В предмет КП как науки включаются:

1. КП как отрасль;

2. история становления конституционных институтов;

3. практику реализации конституционных институтов на современном этапе;

4. анализ достоинств и ошибок законодателя;

5. анализ недостатков в реализации КП норм;

6. обоснование конкретных мер, направленных на исправление существующей ситуации.

Система науки – это обособленная внутренней логикой упорядоченная совокупность самостоятельных теоретических комплексов и логическая связь между ними.

Система науки включает в себя следующие знания:

1. об отрасли права;

2. о сущности КРФ, этапах ее развития, особенностях структуры и особенностях ее содержания;

3. основы Конституционного строя;

4. взаимодействие государства и личности, права и свободы человека;

5. о государственном и административно-территориальном устройстве;

6. о системе органов государства и местного самоуправления.

Функции науки КП – это основные направления воздействия науки на действующие норма и общественные отношения.

Функции науки КП:

1. аналитическая;

2. познавательная;

3. регулятивная;

4. прогностическая;

5. идеологическая;

6. охранительная;

7. коммуникативная.

Источники КП как науки представляют собой нормативные и документальные ср-ва, с помощью которых осуществляется познание этой науки. К ним относятся:

1. источники КП как отрасли права;

2. исторические источники;

3. монографии, сборники, диссертации, доклады и другие научные труды ученых;

4. комментарии к законам;

5. труды российских ученых в учебниках, в учебных пособиях и учебных курсах;

6. Словари, справочники;

7. Опыт государственного строительства, в том числе судебные решения;

8. Акты общественных объединений – это любые решения общественных объединений, уставы.

 

 

Понятие, юр св-ва, виды, формы конституций. Особенности КРФ

КРФ - единый, обладающий особыми юр св-вами НПА, принимаемый народом или от имени народа, учреждающий основные принципы устр-ва общества и гос-ва, правовой статус человека, принадлежность и механизм осуществления власти.

Черты:

1.Особый s правотворчества - КРФ принимается народом или от имени народа. Конституции различных гос-в принимаются непосредственно народом на референдуме, учредительным органом (собранием) или парламентом от имени народа (конституционной практике известны также октроированные, "дарованные сверху" конституции).

2.Учредительный (основополагающий, первичный) хар-р конституционных положений. Конституция устанавливает основные принципы общественного и гос устр-ва, правовой статус человека и гражданина, принадлежность власти и механизм её осуществления.

3.Всеохватывающий характер конституционной регламентации. Действие конституции распространяется на все сферы жизни общества, конституционные нормы затрагивают все общественные отношения.

4.Особые юр св-ва: верховенство, высшая юр сила, особый порядок принятия, изменения и пересмотра, особая охрана.

КРФ по своей сущности является Конституцией демократического правового гос-ва, воплощением воли многонационального народа РФ, она направлена на учреждение основ общества и гос-ва, утверждает общедемократические принципы, признаёт человека, его права и свободы.

Юридические свойства Конституции.

1.Верховенство КРФ означает, что гос-во, гос власть в лице гос органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется КРФ. Согласно ст 4 КРФ имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно ст 15 КРФ ОГВ, ОМСУ, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать КРФ и законы.

2.Высшая юр сила КРФ. Согласно ст 15 КРФ КРФ имеет высшую юр силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юрсила КРФ означает, что все законы и иные НПА должны соответствовать КРФ, в противном случае действуют нормы КРФ.

3.Центральное место во всей правовой системе. КРФ является "ядром" правовой системы, основным законом гос-ва. Она координирует зак-во и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов.

4.Особая охрана КРФ. В охране КРФ задействована практически вся система ОГВ. Президент РФ является гарантом КРФ. КС РФ проверяет конституционность ряда НПА, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу.

5.Особый порядок принятия, изменения и пересмотра КРФ. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра КРФ характеризует её как "жёсткую" (в отличие от "гибких" конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.

Виды Конституции.

· По порядку установления: октроированные (дарованные монархом); не октроированные;

· По порядку изменению: гибкие (Конституция СССР); жесткие (Конституция РФ);

· По форме закрепления политической власти: монархические (закрепившие власть монарха); республиканские (закрепили власть парламента);

По форме гос устройства: унитарные; федеративные;

По степени отражения реально складывающихся общественных отношений: юр; фактические;

По месту в правовой системе гос-ва (РФ, республик РФ).

Особенности КРФ 1993г.

КРФ – основной НА РФ, обладающий высшей юрсилой на всей территории РФ и прямым действием.

Исходя из определения КРФ базируется на 2 основных принципах: 1) верховенства Основного Закона; 2) прямого действия конституционных норм.

Верховенство конституционных норм означает, что КРФ 1993 г. действует на всей территории РФ. Этот принцип отражается и в федеративном устр-ве РФ. Несмотря на то что s РФ наделены правом принимать собственные конституции (уставы), все же действие этих НА ограничивается территорией s, тогда как КРФ распространяет свое действие на все s одновременно.

Верховенство КРФ означает ее высшую юр силу, т. е. все принимаемые на территории РФ НА (независимо от того, являются ли они фед или приняты только в отдельных s РФ) должны соответствовать конституционным нормам. Поэтому КРФ можно назвать первоосновой всей правовой системы России.

Принцип прямого действия означает, что КП нормы действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т. е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств.

Действующая КРФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Она является писаной, постоянной конституцией второго поколения.

Структура КРФ состоит из краткой преамбулы, двух разделов, причем первый из них разбит на 9 глав.

Содержание КРФ включает в себя: 1) полное и последовательное закрепление общепризнанных основных ПСЧГ в соответствии с международными стандартами защиты прав человека; 2) хар-ку институтов и механизмов обеспечения взаимодействия прав и свобод человека и гражданина со всеми остальными конституционными институтами в сфере политического, экономического устр-ва гос-ва; 3) правила обеспечения реализации КП и свобод личности.

Многие из глав КРФ посвящены структуре и компетенции ОГВ: Президента РФ, Фед Собрания РФ, Правительства РФ. Кроме того, Конституция закрепляет принципы и структуру судебной власти.

КРФ закрепляет все основные демократические принципы: выборность высших гос органов, право граждан на МСУ и т. д.

КРФ в своем содержании закрепляет еще 1 из главных принципов демократического гос-ва – принцип разделения властей, в соответствии с которым в РФ одновременно действуют 3 ветви власти: 1) законодательная; 2) исполнительная; 3) судебная.

Благодаря этому принципу устанавливается система «сдержек и противовесов» в структуре власти, что обеспечивает нормальное функционирование и взаимодействие различных органов власти. Этот принцип обеспечивается также за счет разграничения нормотворческой деят-ти Президента РФ, Фед Собрания и Правительства РФ, сферы совместной и раздельной компетенции РФ, ее sи ОМСУ.

Принятие конституций обусловлено факторами соц-экономического и политического хар-ра. Конституции прежде всего отражают, какие формы собственности и организации экономической деят-ти существуют в данном обществе и какое отношение к ним имеют граждане. Конституции закрепляют основные правила жизни людей в обществе и гос-ве, их важнейшие права, свободы и обязанности. Они фиксируют возможную систему власти в данной стране, назначение гос-ва, его функции и компетенцию, внутреннюю структуру, систему гос органов, основы МСУ населения.

При хар-ке сущности конституций и причин их появления возможно доминирование 2 подходов, которые можно назвать классово-политическим и рационалистическим (при очевидной условности этих терминов).

Принятие новой КРФ в 1993 г было необходимо, поскольку правовые нормы Конституции 1977 г уже перестали соответствовать новым реалиям. Впоследствии, во-первых, на основе КРФ 1993 г. принято много новых з-нов, в том числе конституционных, конкретизирующих и развивающих закрепленные в ней принципы и нормы. Во-вторых, создалась сложная и разветвленная система управления делами Российского гос-ва, функционирование которой предопределяется действующей КРФ. В-третьих, стал активно работать КС, которому отведена важная роль в конституционном процессе. В-четвертых, исходные идеи и принципы КРФ постепенно входят в общественное сознание в качестве одного из его важнейших компонентов.

Можно сказать, что теперь происходит в известном смысле саморазвития КРФ 1993 г., раскрытие заложенного в ней потенциалы. Складывается российский конституционализм как соц феномен, отражающий суть современного этапа развития страны. Этот процесс идет не всегда и не во всем так, как того требуют идеалы конституционного строя. Жесткая реальность наших дней нередко расходится с социальными ожиданиями народа, но именно обращение к конституционному тексту во многих случаях помогает оценить ситуацию и найти выход из затруднений.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.91 (0.036 с.)