ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация конституции: понятия, формы.



Реализация КРФ - это деят-ть по осуществлению КП норм и обеспечению действия КП институтов.

Формы реализации КРФ - это способы действия s реализации права, в рамках установленных КП нормами.

Виды форм реализации КРФ:

- Соблюдение.- Исполнение.- Использование.- Применение.

 

Способы реализации КРФ - это специфические методы деят-ти по осуществлению КП норм и обеспечению действия КП институтов.

Виды способов реализации КРФ:

Организационные:

- Организация деятельности субъектов реализации.

- Контроль над деятельностью субъектов реализации.

-Координация деятельности субъектов реализации

Юридические: - Обязывание. - Дозволение. - Запрещение.

 

КП ответственность в РФ: понятие, формы.

КП ответственность как вид юр ответственности - это применение к лицу, виновному в нарушении предписаний КП норм, мер гос принуждения, предусмотренных санкцией юр нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного хар-ра. При изучении вопросов ответственности затрагиваются вопросы ее оснований, s, мер и порядка привлечения к ответственности.

КП ответственность имеет 2 основания: нормативное и фактическое. Нормативное основание - это норма КП, предусматривающая ответственность. Фактическое основание - это, во-первых, правонарушение, характеризующееся набором признаков, образующих состав правонарушения, и, во-вторых, правоприменительный акт - применение к правонарушителю мер гос принуждения.

ОснованиемКП ответственности является конституционное правонарушение - виновное деяние, противоречащее требованиям КП норм и влекущее специальную КП ответственность. За нарушение норм КП наступает не только КП, но и иная - уголовная и админ ответственность: за нарушение конституционных обязанностей ее несут граждане. Поэтому КП ответственность отличается от иных видов ответственности именно спецификой своих мер (форм).

КП предусматривает несколько способов привлечения к КП ответственности: как общих для всех видов ответственности, так и специфических для КП ответственности:

1) судебный порядок. В этом порядке гос-вом возмещается вред, причиненный его органами и должностными лицами, расформировываются избирательные комиссии, ликвидируются общественные и религиозные объединения, приостанавливается их деят-ть;

2) принятие решения (постановления) компетентным гос органом (не судебным). В таком порядке принимается решение об отмене решения о принятии в гр-во РФ, освобождаются от должности должностные лица ОГВ и ОМСУ. Усложненный порядок предусмотрен для отрешения от должности Президента РФ. Решение об этом принимается Советом Федерации, но принятию такого решения должно предшествовать выдвижение обвинения Гос Думой, а также предоставление заключений ВС и КС РФ;

3) привлечение к ответственности путем использования форм непосредственной демократии. Отзыв депутата или иного выборного должностного лица как форма непосредственной демократии используется в кач-ве процессуального порядка реализации ответственности за нарушение ими КРФ и з-нов, утрату доверия населения.

Признаки КП ответственности: 1) она устанавливается специальным зак-вом, конкретизирующим конституционные положения (например, отдельными ФЗ о предоставлении гарантий гражданам, о МСУ, о порядке деят-ти и формирования ОГВ РФ и ее s и т. д.), а не самой КРФ, так как она не содержит каких-либо видов ответственности (санкций) за нарушение конституционного зак-ва; 2) она устанавливается в особо жестких формах, так как в данном случае нарушаются первоосновы российского гос-ва (например, в УК РФ в гл. 29 устанавливается ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности гос-ва в виде лишения свободы, причем в большинстве случаев на срок свыше 10 лет); 3) она наступает только при наличии вины.

Виды КП ответственности: 1) ответственность за нарушение основ конституционного строя РФ; 2) ответственность за нарушение личных ПСЧГ; 3) ответственность за нарушение политических ПСЧГ; 4) ответственность за нарушение соц-экономических ПСЧГ; 5) ответственность за нарушение культурных ПСЧГ; 6) ответственность за нарушения в осуществлении управления и нарушения зак-ва ОГВ и МСУ и т. д.

Особенностью КП ответственности за нарушение конституционных прав и свобод личности является то, что законодательное регулирование этого вида ответственности зависит от защищаемого права, например ответственность за нарушение избирательных прав граждан наступает в соответствии с УП, АП; за нарушение трудовых прав – в соответствии с трудовым; прав соб-ти – с гражданским и т. д.

 

Правовая охрана КРФ. Роль КС РФ в охране КРФ.

Особая правовая охрана КРФ установлена зак-вом в целях обеспечения неизменности и постоянства основополагающих принципов организации российского общества: верховенства КРФ как Основного З-на гос-ва, сущности и гарантий ПСЧГ, политического, религиозного и идеологического плюрализма, разделения властей, парламентаризма, всеобщего избирательного права, федеративного устр-ва и других демократических принципов.

Особенности правовой охраны КРФ состоят в том, что вся система гос органов РФ, в том числе Президент рФ, Правительство РФ, Фед Собрание РФ, а также судебная система РФ, призвана обеспечивать соблюдение конституционным норм, безусловно, ОМСУ также обеспечивают соблюдение конституционных норм в отдельных населенных пунктах РФ.

Президент РФ является гарантом КРФ, обеспечения и соблюдения ПСЧГ в РФ, а также суверенитета РФ, ее независимости и гос целостности.

Фед Собрание РФ принимает ФЗ во исполнение КРФ, заслушивает отчеты Правительства РФ об их исполнении и соблюдении конституционных норм в РФ, осуществляет иные полномочия по обеспечению соблюдения КРФ всеми s правоотношений.

Правительство РФ осуществляет контроль за соблюдением КРФ и конституционных прав и свобод ФОИВ и ОИВ s РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее s.

Особое место в охране конституционных норм принадлежит КС РФ. Он осуществляет следующие полномочия по контролю за соблюдением КРФ: 1) издает акты оф толкования конституционных положений; 2) проверяет принимаемые з-ны и подзаконные акты различных органов власти на соответствие их КРФ; 3) в случае обнаружения несоответствия НА ФОВ и органов власти s РФ признает этот акт не соответствующим КРФ и отменяет его действие; 4) проверяет международные договоры РФ на соответствие нормам КРФ и признает их соответствующими или не соответствующими КРФ, причем в последнем случае такие международные договоры не подлежат ратификации, а значит, не подлежат применению на территории РФ.

Иные суды РФ вправе отменять действие НА органов власти s РФ и МСУ в случае их несоответствия положениям КРФ по запросу правомочных органов. Правовой охране КРФ служит особый усложненный порядок ее принятия, внесения в ее текст изменений или поправок.

Все s КП отношений, включая и дипломатические, и консульские представительства иностранных гос-в, представительства международных организаций, их сотрудников, пользующихся дипломатическим и консульским иммунитетом, а также иных законно находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гр-ва (апатридов), обязаны соблюдать КРФ.

Правовая охрана КРФ – это совокупность ср-в, с помощью которых достигается выполнение всех установленных КРФ норм, строгое соблюдение режима Конституционной законности.

Правовые элементы правовой охраны КРФ:

1. Самоохраназакрепление в КРФ норм, обеспечивающих ее выполнение (ст.4, 15, 16, 18, 82, 103, 113, 120).

2. Конституционный контрольдеят-ть компетентных гос органов по проверке, выполнению, констатации и устранению несоответствий НА и действий правоприменителей в КРФ. Его осуществляют:

· Президент РФ (ст.80, 82);

· Парламентский контроль (гл.5);

· ОИВ;

· Органы прокурорского надзора и судебные органы;

· КС (ст. 125).

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.147.211 (0.005 с.)