Принципы, сущность и функции КРФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы, сущность и функции КРФ.



Основные принципы КРФ 1993 г.:

1) демократизм (выборность Президента РФ, Госду­мы, органов власти s РФ и ОМСУ);

2) законность (ОГВ и ОМСУ, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать КРФ и з-­ны);

3) гуманизм (человек, его права и свободы являются высшей ценностью, при этом каждый имеет право на жизнь, личную неприкосновенность, охрану достоинства личности);

4) равноправие граждан (все равны перед законом и судом, а также в правах и свободах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуществен­ного и должностного положения, места жительства, отно­шения к религии, убеждений, принадлежности к обществен­ным объединениям и других обстоятельств);

5) гос единство РФ (верховенство КРФ и ФЗ на всей ее террито­рии, целостность и неприкосновенность территории, един­ство экономического пространства, единый гос язык, единая денежная единица);

6) равноправие и самоопределение народов (все s РФ равноправны, они самостоятельно создают свои органы власти и зак-во, а полномочия цен­тра и s разделены);

7) разделение власти (на законодательную, исполни­тельную и судебную);

8) идеологическое многообразие и многопартий­ность (запрет на гос или обязательную идео­логию при равноправии общественных объединений перед законом).

Главные идеи и принципы, которые заложе­ны в КРФ представляют собой ее сущность и отвечает на вопрос, чью волю она выражает.

Сущность КРФ зависит от того, чьи ин­тересы выражают КП нормы. Поэтому в зависимости от теории происхождения гос-ва и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции:

~ согласно тео­рии общественного договора сущность КРФ заключается в суверенитете народа, который по доброй воле принял основной закон, устанавливаю­щий основы и пределы гос власти, в руки которой народ передал свои полномочия;

~ теологическая теория утверждает, что КРФ является продуктом божественных предписаний людям о правилах бытия;

~ школы естественного права поддерживают точку зрения, что конституци­онные нормы - это опыт народа страны, поэтому заимствование у др народов опыта приводит к недолговечности конституции;

~ согласно марк­систско-ленинской теории сущность КРФ состоит в том, что она выражает волю правящего класса, а не всего населения.

Действующая КРФ по своей сущ­ности является конституцией демократического правового гос-ва, выражением воли многонационального народа РФ путем всенародного голосования, во­ли, направленной на учреждение таких основ жизни гос-ва и общества, которые во­площают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью че­ловека, его прав и свобод.

Функции:

1) Политическая: выражает роль К. в отношении соц. структуры общ.

Достигается опред. стабилизация обществ. отношений. Полит. жизнь и борьба

вводятся в опред. К. рамки.

2) Юр: вытекает из того, что К явл. осн. законом и обладает по

отн. к др. правовым актам юр. верховенством. Эта функция К выражает ее

роль по отн. к действ. в общ. правовой системе, правопорядку.

3) Идеологическая: проявл. в воздействии на умы и сознание людей, влияет на их мировоззрение (К. 93 г. провозгласила принципы идеологического плюрализма, сосуществ. различных идеологий, кроме человеконенавистнических)

4) Организационная: выражается в формировании, организации и деятельности гос. и институционной структуры. Организация гос. механизма как и осн. формы его деят-ти д.б. юр. регламентированы, а это задача К.

Порядок пересмотра, принятия поправок, изменения Конституции. ст 65.

1. Порядок пересмотра К РФ устанавливается ст 134, 135 КРФ, ФКЗ "О Конституционном Собрании" (до сих пор не принят), "О референдуме РФ". Предложения о поправках и пересмотре положений КРФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Гос Дума, Правительство РФ, ЗО s РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Гос Думы. Положения гл 1, 2, 9 КРФ не могут быть пересмотрены Фед Собранием. Если предложение о пересмотре положений гл 1, 2, 9 будет поддержано тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Гос Думы (под общим числом следует понимать число, установленное ст 95 КРФ), то в соответствии с ФКЗ созывается Конституционное Собрание.

До настоящего времени ФКЗ "О Конституционном Собрании" не принят, поэтому статус, порядок формирования и деят-ти этого гос органа остаются неясными. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность КРФ, либо разрабатывает проект новой КРФ, который принимается Конституционным собранием двумя третями голосов от общего числа его членов либо выносится на всенародное голосование. Решение о вынесении проекта КРФ на всенародное голосование принимается большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания и направляется Президенту РФ. Президент РФ направляет соответствующий запрос в КС РФ, последний проверяет соблюдение требований, предусмотренных КРФ, и в случае признания соблюдения таких требований Президент РФ обязан назначить референдум РФ. КРФ считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей.

Конституционные поправки.

Порядок принятия поправок к гл 3 - 8 КРФ устанавливается ст 108, 134, 136 КРФ и ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к КРФ" (1998). Поправки к гл 3-8 КРФ принимаются в форме З-на РФ о поправке к КРФ. Под поправкой понимается любое изменение конституционного текста, одним з-ном охватываются взаимосвязанные изменения. S инициативы предложения о принятии поправки к КРФ установлены ст 134 КРФ и рассмотрены в первом пункте. Поправки к гл 3 - 8 КРФ принимаются Фед собрании в том же порядке, который предусмотрен для принятия ФКЗ. Предложения о поправках к КРФ вносятся в Гос Думу в виде проекта з-на. Поступившее предложение рассматривается соответствующим комитетом Гос Думы. Проект з-на рассматривается Гос Думой в 3 чтениях. Проект з-на считается одобренным Гос Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов. Одобренный проект з-на в течение 5 дней направляется в Совет Федерации и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. З-н считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трёх четвертей от общего числа членов Совета Федерации. Председатель Совета Федерации в течение 5 дней опубликовывает уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения палатами Фед Собрания, и направляет з-н в ЗО s РФ для его рассмотрения. ЗО s РФ обязаны рассмотреть закон в течение года со дня его принятия. Соответствующие постановления направляются в течение 14 дней в Совет Федерации. Совет Федерации ведёт учёт данных о рассмотрении закона и на очередном заседании после истечения срока рассмотрения устанавливает рез-ты этого рассмотрения. Президент РФ, ЗО s РФ в течение 7 дней вправе обжаловать постановление Совета Федерации в ВС РФ, немедленно известив Президента РФ и Совет Федерации. ВС рассматривает такие дела в порядке гражданского судопр-ва. Одобренный ЗО s РФ закон в течение 7 дней после установления итогов рассмотрения, а в случае подачи жалобы - после вступления в силу решения ВС РФ или после повторного рассмотрения направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и опубликования. Президент РФ в течение 14 дней подписывает закон и осуществляет его оф опубликование с указанием дат одобрения палатами Фед Собрания, ЗО s РФ, даты подписания и регистрационного номера. Закон вступает в силу со дня его оф опубликования, если иная дата не установлена самим законом. Президент РФ в течение месяца со дня вступления в силу закона вносит принятую поправку в текст КРФ и осуществляет её оф опубликования с внесёнными поправками и указанием даты их вступления в силу. Предложение о поправке к КРФ, не получившей одобрение двух третей ЗО s РФ, может быть повторно внесено не ранее, чем через год после установления результатов рассмотрения.

Изменения в ст 65 КРФ.

Порядок внесения изменений в ст 65 КРФ устанавливается ст 65, 66, 108, 137 КРФ, ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к КРФ". Изменения в ст 65 КРФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в её составе нового s, об изменении КП статуса РФ. Такой ФКЗ должен содержать указание о включении соответствующих изменений и дополнений в ст 65 КРФ. В случае изменения наименования республики, края, области, города фед значения, автономной области, автономного округа новое наименование s РФ подлежит включению в ст 65 КРФ. Согласно толкованию КРФ, данному КС РФ в 1995 г, изменение наименований s РФ относится к ведению s РФ и осуществляется ими самостоятельно (однако ст 8 ФЗ "О наименованиях географических объектов" (1997) установлено, что изменение наименования республики, края, области, города фед значения, автономной области, автономного округа осуществляется ФЗ по представлению самого s РФ), новые наименования s РФ включаются в ст 65 КРФ указами Президента РФ. В 1996 году были изданы два таких указа, в 2001 году - один указ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.160 (0.009 с.)