Решения кс: понятие и виды. Правовые позиции кс РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Решения кс: понятие и виды. Правовые позиции кс РФ.



Итоговое решение КС РФ по существу любого из вопросов, перечисленных в п 1, 2, 3, 3.1 и 4 ч 1 ст 3 настоящего ФКЗ, именуется постановлением. Постановления выносятся именем РФ.

Итоговое решение КС РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.

Все иные решения КС РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопр-ва, именуются определениями.

В заседаниях КС РФ принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.

В целях осуществления конституционного контроля за соответствием КРФ правовых актов различных ОГВ РФ и s РФ КС РФ вправе по вопросам своей компетенции выносить постановления по делам о толковании ст КРФ.

КС РФ является единственным источником оф толкования КРФ и иных ФЗ РФ. Именно он принимает акты (постановления КС РФ), подлежащие применению на территории РФ, разъясняющие конституционные нормы и иные НА ОГВ РФ и ее s.

Решения КС РФ, чтобы они обладали перечисленными св-вами (обязательными, правомочными), должны быть приняты в установленном законом порядке, т. е. решение КС РФ считается принятым, если на заседании присутствовало не менее от общего числа судей КС РФ и за решение проголосовало большинство от числа присутствующих судей.

КС РФ выносит свои определения на основании запросов, которые должны содержать инф-ю о фактическом деле, по которому применялся проверяемый акт и обст-ва, в рез-те которых возникли сомнения в соответствии этого акта КРФ.

В этом случае КС РФ разрешает исключительно вопросы права, т. е. акты КС РФ не устанавливают фактическую сторону по запросам, а только соответствие НА, использованных в конкретном деле, нормам КРФ.

Постановления КС РФ могут содержать 2 вида решения: 1) НА соответствует полностью или в части КРФ; 2) НА не соответствует полностью или в части КРФ.

В этих случаях правовые последствия для этих НА различны.

В первом случае проверяемый акт в соответствии с решением КС РФ остается действующим полностью или в части, не противоречащей КРФ, а значит, подлежит в соответствующей части применению судами и иными s правоотношений на всей территории РФ либо отдельного s РФ (если проверке подвергался НА ОГВ s РФ), т. е. вынесенное решение суда (либо правовой акт, вынесенный органами власти) признается правомерным, а его правовые последствия обязательными для заинтересованных лиц.

В случае же, если проверяемый НА (или его отдельные положения) признан КС РФ не соответствующим КРФ, то в соответствующей части (либо полностью) он утрачивает юр силу и не подлежит применению, а, соответственно, юр последствия, порождаемые этим актом, должны быть отменены и восстановлено первоначальное положение заинтересованных сторон.

Только КС РФ имеет право отменять действие законов и подзаконных актов органов власти РФ и s РФ по причине их несоответствия КРФ и тем самым осуществлять конституционный контроль за исполнением зак-ва и правомерностью вынесения решений органами власти на фед и региональном уровнях.

По мнению сторонников рассматриваемой теории, правовая позиция относится к числу основных форм деят-ти КС РФ. Благодаря правовой позиции КС устанавливается конституционность актов ОГВ, выявляется истинный смысл как самой КРФ, так и др законодательных актов. Интерпретируя конституционную норму, устанавливая ее смысл, КС РФ участвует в правотворческом процессе, направляет законодателя и правоприменителя по вопросам, послужившим поводом для обращения в КС. В постановляющей части итогового решения КС РФ излагается резолюция, а в мотивировочной - правовая позиция Суда, хотя противопоставлять их не следует. Они взаимосвязаны, поскольку итоговое решение как таковое содержит конкретный вывод в то же время оно основано на правовой позиции. Однако с точки зрения нормативно-правовой технологии резолюции и правовые позиции различаются. Выработанная по одному делу правовая позиция КС может быть использована при разрешении иного дела, в том числе путем вынесения определения, а не постановления.
Ценность признания объективного существования правовой позиции КС РФ сторонникам такого подхода видится в том, что правовые позиции развивают теорию КП и конституционализма в целом. Они активно формируют доктрину КП и т.д.

Толкование КРФ

Толкование КРФ, ее предписаний имеет особое значение в процессе реализации права, так как конституционное толкование обеспечивает правильное воплощение заложенных в основном з-не принципов и норм в общественную практику. КРФ - это основной з-н гос-ва, который обладает высшей юр силой. Этим определяется ее особое и ведущее место в системе зак-ва. КРФ устанавливает правовые основы функционирования общества и общие принципы организации гос власти, порядок и принципы взаимоотношений личности и гос-ва. Следовательно, нормы основного з-на имеют приоритетное значение и действуют непосредственно. Все это обусловливает и особый порядок толкования КРФ. В соответствии с ч 5 ст 125 КРФ право толкования Основного З-на возложено на КС РФ. Это исключительная прерогатива КС интерпретировать волю народа, выраженную в Основном З-не гос-ва. Никакой иной ОГВ не может давать оф толкование КРФ. Это обусловлено тем, что толкование КРФ осуществляется только путем конституционного судопр-ва.
Толкование, осуществляемое КС, имеет цель преодолеть неопределенность в понимании конституционных положений, установить действительный смысл и содержание правовых предписаний, закрепленных в нормах КРФ.
Необходимость в толковании КРФ, в разъяснении ее положений обусловлена неодинаковым пониманием предписаний конституционных норм из-за их недостаточной определенности, внутренней несогласованности, неточности используемой в них терминологии и тому подобного, что может привести, а порой и приводит, к неадекватности реализации этих норм в процессе законотворчества или правоприменительной деят-ти.
КРФ - это единый правовой акт, в котором все элементы взаимосвязаны и согласованы. Поэтому любая конституционная норма должна интерпретироваться в рамках единой системы КП, чтобы не было несогласованности и противоречий ее норм. Следовательно, при толковании норм КРФ нужно учитывать принцип системности толкования. Однако КРФ устанавливает определенные требования, которые должны быть учтены при толковании ее норм. Ч 2 ст 16 Основного З-на устанавливает, что никакие другие положения КРФ не могут противоречить основам конституционного строя РФ. Это означает, что принципы и нормы, составляющие содержание гл 1 КРФ, имеют основополагающее значение для др норм и всего зак-ва в целом. Таким образом, юр сила положений гл 1 КРФ выше, чем остальных ее частей.
КРФ определяет и круг органов и лиц, обладающих правом обращения в КС с запросом о толковании КРФ. Это - Президент РФ, Совет Федерации, Гос Дума, Правительство РФ, ОЗВ s РФ. Обращение указанных s в КС РФ порождает его обязанность в установленные сроки давать толкование КРФ в части, относительно которой направлен соответствующий запрос.
Согласно ч 2 ст 36 ФКЗ "О КС РФ" основанием к рассмотрению дела о толковании КРФ является обнаружившаяся неопределенность в понимании положений КРФ, которая может быть обнаружена управомоченными на обращение с запросом в КС органами в связи с их деят-тью по осуществлению своих полномочий.
Толкование КРФ, ее норм осуществляется исключительно в пленарных заседаниях КС и решение о толковании, в отличие от иных, принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей.
Результаты толкования Основного З-на получают выражение в постановлениях КС о толковании КРФ. Решения КС согласно ч 2 ст 71 Закона "О КС РФ" имеют нормативное значение. З-н устанавливает, что решения о толковании КРФ должны быть совместимы с др его решениями, то есть решение по делу о толковании КРФ не должно противоречить ранее принятым актам о толковании.
Толкование КРФ, данное КС РФ, является оф и обязательным для всех ЗОГВ, ИОГВ и СОГВ, ОМСУ, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Оф толкование, даваемое КС, распространяется на всех s правоотношений, а предписания, содержащиеся в актах толкования, обязательны на всей территории РФ. Правоприменительные органы обязаны руководствоваться положениями, которые содержатся в постановлениях КС. Даваемое КС толкование КРФ и ее норм неотделимо от интерпретируемых положений Основного Закона.
Таким образом, толкование КРФ можно определить как особый вид правовой деят-ти КС РФ, направленный на разъяснение конституционных норм с целью их правильного понимания и применения. Конституционное толкование имеет значение не только для законотворчества, но и для всех форм реализации права.
Толкование КРФ и ее норм включает как уяснение, так и разъяснение смысла и содержания интерпретируемых норм. В ходе уяснения содержания интерпретатор выясняет тот смысл, который вложен законодателем в КП нормы, а потом уже доводит их содержание до др s права.
Толкование КРФ может быть как нормативным, так и казуальным. Нормативное толкование имеет место в тех случаях, когда есть прямой запрос о толковании соответствующих норм КРФ. КС уже дал толкование конституционных норм, касающихся процедуры принятия ФЗ (ч. 4 ст. 105, 106, 107); формы правового акта о конституционных поправках (ст. 136); понятий "общее число депутатов Гос Думы" и "общее число членов Совета Федерации и депутатов Гос Думы", что важно для определения рез-тов голосования при принятии з-нов и др решений (ч. 3 ст. 103, ч. 2 и 5 ст. 105, ч. 2 ст. 135 и др.); правовой процедуры включения нового наименования s Федерации в ст 65 КРФ (ч. 2 ст. 137) и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.007 с.)