Вопрос № 1 . Философия, её предмет и роль в жизни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 1 . Философия, её предмет и роль в жизни.



Билет № 1.

Вопрос № 1. Философия, её предмет и роль в жизни.

Слово «философия» в перев. с греческого означает любовь к мудрости, любомудрие. Следовательно, философ – человек, почитающий и любящий мудрость.

Понятия «философия» и «мировоззрение» тесно связаны между собой, но важно уметь их разграничивать. Мировоззрение – система взглядов на мир в целом и место в нём человека (это понятие более общее нежели понятие «философия»). Мировоззрение бывает –обыденное(повседневное) и теоретическое, - научное и антинаучное(магия, астрология, парапсихология, искусство), - религиозное, - донаучное; а также – прогрессивное(реакционное) и консервативное и т.д. В каждом мировоззрении есть своя философия. Философия – фундамент мировоззрения. Философия систематизирует взгляды, вырабатывает общие основания для оценки (оценочная функция), обеспечивает единство мышления и поведения в любой ситуации(нормативная функция).

Предмет и функции философии. Мудрый человек (софос – другое название) – тот, который открывает в жизни те свойства, которые не видны другим людям. Важно ответить на следующие вопросы: 1)что такое философия? (знание, или система знаний всеобщего, фундамент мировоззрения. Есть два состояния всеобщего: мир и человек. Философия изучает наиболее общее что есть в отношениях мира и человека, даёт целостность мира и человека.) 2)из чего возникла философия? (из 1. эмпирических знаний (опытных наблюдений), 2. религии, которая связывает человека с трансцендентным, 3.мифологии (где нет отчётливого разделения субъекта и объекта, где всегда очеловечивается природа.) 3)Как возникла фил-я? (путём отбора общих вопросов из эмпирических наблюдений, религии и мифологии) 4)когда? (около 3 тыс.лет назад) 5)где? (в Древнем Востоке; Китай –Конфуций; Индия) 6)Почему возникла фил-я? (люди нуждались в чём-то таком, что будет объяснять их существование и рисовать картину мира) 7)Зачем возникла? (Аристотель говорил «для наилучшего времяпрепровождения», Фихте - «чтобы можно было исчезнуть в прекрасный мир, выключиться из жизни, парить»).

Функции философии: 1. Производить новое знание. 2. Философия – законодатель человеческого разума. 3. Философия –это критика действительности и её проблематизация (стремление найти общее, интересное всем людям)

Философия – мать всех ересей.

Долгое время велись споры, является ли философия наукой или нет. Отсюда вытекла проблема сциентизма (когда есть понятия и методы) и несциентизма (нет устойчивого знания). На самом деле, фил-я содержит как научные (опора на науки) так и ненаучные (субъективно-оценочные) знания. Философия – эпоха, схваченная в мысли, в ней всегда есть умозрение (размышления и заключения, не основанные на опыте).

Структура философии: онтология (учение о сущем, бытии), гносеология(о знании, познании), аксиология(теория ценностей), праксиология(учение о поступках, этике).

Философия – постоянно развивающееся знание; это знание не умолятивное (т.е. нет раз и навсегда решённых вопросов), одни и те же вопросы каждый раз решаются по-разному. Отсюда существование множества философских школ и направлений.

Основной вопрос философии: об отношении мышления к бытию, духа – к природе. Его сформулировал Энгельс в конце 19 в. Две стороны основного вопроса философии: 1)Что первично: дух или материя, бытие или мышление? (на этот вопрос ищет ответ онтология) 2)Познаваем ли мир? (гносеология).

Первая часть осн. вопроса философии даёт классификацию по направлениям:

• Материализм (приверженцы этого направления считают, что первичны материя, бытие, природа)

- теоретический материализм (всё находится в развитии)

- метафизический М. (всё постоянно, неизменно)

• Идеализм (первичен дух)

- объективный (признаёт первичным сознание объекта – Платон, Гегель)

- субъективный(первично сознание человека, к-рое всё определяет – Беркли)

Объективное (объект) – то, что существует до, вне и независимо от сознания человека. Субъективное (субъект) – в зависимости от сознания.

Вопрос №2. Прагматизм

Прагматизм называют оригинальной и во многом самобытной американской философией, существенно отличающейся от традиционных европейских философских направлений.

Философия прагматизма призвана помочь человеку успешно реализовать свои действия, добиться успеха в любом начинании.

Центральное понятие прагматизма – прагма (опыт), т.е. всё то, что есть в мире человека. Мир существует для цели человека и внутри границ человеческого опыта.

Основоположник этого направления - Уильям Джеймс. По его мнению, истина – это не самоцель, а то, что приводит нас к цели; истина – это общая вера; истина – всё то, что полезно для реализации цели.

Другой философ-прагматик, Джон Дьюи, особое внимание уделял опыту, который включает в себя все формы жизнедеятельности людей, все проявления их жизни. Эта философия предполагает решение реальных потребностей людей. Познание начинается тогда, когда ситуация становится проблематичной. Отсюда вытекает теория «сомнения-веры». Эта теория предполагает, что человек, живя в мире, вырабатывает различные образы действий, исходя из мышления, регулирует отношения между собой и миром, вырабатывает оптимальные действия. Вера – готовность действовать определённым образом. В силу каких-то обстоятельств вера может рассеиваться – появляется сомнение. Следовательно, надо преодолеть сомнение и достигнуть веры (усилить своё мышление) – так рождается истина (то, что полезно для достижения цели). Теория Дьюи крайне утилитарна. Поэтому его (Джона Дьюи) основоположником инструментализма в философии. В инструментализме любая цель рассматривается только с точки зрения полезности для конкретного индивида (инструментализм действий).

Расцвет прагматизма пришёлся на конец 60-х гг. 20 в.

Билет № 2.

Вопрос№2. Постмодернизм.

Постмодернизм – одно из наиболее влиятельных направлений в современной философии и культуре. Сложно говорить о постмодернизме как о полноценном философском направлении. В лагере постмодернистов нет единства. А само это течение возникло как результат сомнения в самой возможности существования философии.

Основные представители постмодернизма: фр. Лиотар, Фуко, Бордиар; рус. Рыклин; америк. Рорти.

Постмодернизм («после современности») пытается пересмотреть всё, что заложено философией Нового времени; на первый план выдвигает эмоциональные реакции человека на окружающий мир (иррационалистический подход); защищает плюрализм идей, теорий, взглядов; выступает против общих положений тоталитаризма. По мнению постмодернистов, истин много, а не одна! Поэтому необходимо исключить из философии понятие «объект истины», т.к. она (истина) тесно связана с интересами людей. Также постмодернисты полагают, что мы живём в мире символов.

Билет№3.

Вопрос№1. Учение Гераклита.

Взгляды милетцев (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; признавали первосущность) получили дальнейшее развитие в творчестве Гераклита из г.Эфеса (544-480 до н.э.).

Гераклит обращает внимание не только на универсальный динамизм всех вещей но и делает попытку объяснить, каким образом происходит настоящий процесс, управляющий мирозданием. Гераклит утверждал, что «многознание уму не научает» и поэтому ввёл в философию фундаментальное понятие логос (слово, учение, закон, управляющий мирозданием и человеческим познанием). Логос вечен и доступен всем.

Идеи в рамках логоса таковы:

1)Борьба и единство противоположностей является сущностью всего, сущностью гармонии мира и космоса (Всякое явление состоит из противоположных начал, борющихся друг с другом: рабы-свободные, холодное-тёплое…Причём явления переходят в свою противоположность – холодное теплеет, влажное высыхает и т.п. при этом они сохраняют общую основу. Всё едино.)

2)Идея о безостановочной текучести всего. (Нет ничего такого, что существовало бы не изменяясь. Отсюда известное высказывание Гераклита: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».) В сущности, Гераклит является одним из основоположников диалектики. Всё в мире течёт, всё изменяется. Вращательные движения и круги – это и есть жизнь.

3)Основой всего сущего Гераклит объявляет огонь как образ вечного движения. Из огня всё возникает и в огонь всё обращается. Но!!! Огонь, по Гераклиту, соотносится не с логосом, а с космосом!!! Т.е. Процесс возникновения всего из огня и обращения всего в огонь не сотворён ни людьми ни Богами!!! Это процесс вечный, живой!

Билет № 4.

Образ жизни пифагорейцев.

Пифагорейцы вели особый образ жизни, у них имелся свой

особый распорядок дня. День пифагорейцам надлежало начинать со стихов:

Проснувшись, они проделывали мнемонические упражнения, помогающие запоминать нужные сведения, а затем шли на берег моря встречать восход солнца, обдумывали дела предстоящего дня, после чего делали гимнастику и завтракали. Вечером совершалось совместное купание, прогулка, ужин, после чего возлияние богам и чтение. Перед сном каждый давал себе отчет о прошедшем дне, заканчивая его стихами:

Большое внимание пифагорейцы уделяли медицине, психотерапии. Они разрабатывали приемы улучшения умственных способностей, умение слушать и наблюдать. Они развивали память, как механическую, так и смысловую. Последняя возможна лишь в том случае, если в системе знаний найдены начала.

Как видим, пифагорейцы с равным усердием заботились и о физическом, и о духовном развитии. Именно у них родился термин “калокагатия”,обозначавший греческий идеал человека, сочетающего в себе эстетическое (прекрасное) и этическое (добро) начала, гармонию физических и духовных качеств.

Пифагорейский образ жизни определялся тем, что нет зла большего, чем безвластие (анархия), что человек по своей природе не может оставаться благополучным, если никто не начальствует. Высшая власть принадлежит Богу. Это является их принципом и весь образ жизни устроен таким образом, чтобы следовать Богу. И основа этой философии состоит в том, что смешно поступать подобно людям, которые ищут блага где-то в другом месте, а не у Богов. После Богов следует почитать правителей, родителей и старших, а также закон.

Космогония и космология.

Что же касается собственных знаний, то Пифагору приписывают геометрические открытия, такие, как известная теорема Пифагора о соотношении гипотенузы и катетов прямоугольного треугольника, учение о пяти правильных телах, в арифметике – учение о четных и нечетных числах, начала геометрического истолкования числа и т.д.

Пифагор впервые употребил слово космос в его сегодняшнем смысле для определения всего мироздания и его важнейшую сторону – упорядоченность, симметрию, а значит, и красоту. Пифагорейцы исходили из своего главнейшего тезиса о том, что “порядок и симметрия прекрасны и полезны, а беспорядок и асимметрия безобразны и вредны”.

Космология пифагорейцев представляет значительный шаг вперед. Отказ от геоцентризма, признание шарообразной формы Земли, ее суточного обращения вокруг центрального огня, объяснение солнечных затмений прохождением Луны между Солнцем и Землей, а времен года наклоном земной орбиты по отношению к солнечной, представляли значительное приближение к истине.

Но этой физической картиной дело не ограничивается. Пифагореизм создает определенную логическую схему мироздания, соотнесенную с нравственной оценкой. Эта сторона дела представлена в учении о противоположностях, что представляется так:

- предел и беспредельное,

- нечетное и четное,

- единое и многое,

- мужское и женское,

- покоящееся и движущееся,

- светлое и темное,

- хорошее и дурное,

- четырехугольное и разностороннее.

Дело не просто в противопоставлении - противоположности соединяются.

Следующая идея пифагорейцев - идея гармонии. Ее истоки можно искать, если не у самого Пифагора, то у Алкмеона Кротонского, представителя пифагорейской медицины. Этот врач рассматривал все сущее как продукт соединения, смешения, гармонического слияния противоположностей. Он считал, что сохраняет здоровье равновесие сил влажного, сухого, холодного, теплого, горького, сладкого и пр., а господство одного из них есть причина болезни.

Было в учении Пифагора и много мистического, туманного и просто смешного не только для наших современников, но и для современников Пифагора. Среди такого рода доктрин было учение о бессмертии души, о посмертном переселении души человека в животных, о том, “что все рожденное вновь рождается через промежутки времени, что ничего нового на свете нет и что все живое должно считаться родственным друг другу”.

У пифагорейцев были специфические представления о природе и судьбе души. Душа - существо божественное, она заключена в тело в наказание за прегрешения. Высшая цель жизни - освободить душу из телесной темноты и не допустить переселения ее в другое тело. Для достижения этой цели необходимо выполнять моральный кодекс “пифагорейского образа жизни”.

Философия числа.

Основная философская направленность Пифагора состояла в философии числа. Числа у пифагорейцев вначале вообще не отличались от самих вещей и, следовательно, были просто числовым образом. При этом числовым образом понимались не только физические вещи, но и вообще все существующее, как, например, добро или добродетель. Затем они стали трактоваться как сущности, принципы и причины вещей.

Пифагорейцы, предавшись математическим занятиям, считали началами всего - числа, так как в числах они находили много сходства с тем, что существует и происходит, и в числах первичные элементы всех математических начал.

Вначале пифагорейцы формируют сугубо конкретное физическое понимание числа: числа – особые протяженные вещи, из которых составляются предметы чувственного мира. Они - начало и элемент всего сущего. Логическая основа этого представления- геометрическое понимание чисел: единица – это точка, две точки определяют прямую линию, три точки – плоскость. Здесь нужно упомянуть о главном пифагорейском символе - пифагорейская звезда, которая образована диагоналями правильного пятиугольника.

Можно сделать вывод, что числа у пифагорейцев выступают основополагающими универсальными объектами, к которым предполагалось свести не только математические построения, но и все многообразие действительности.

Идеология пифагоризма включает три главных компонента: религиозно-мифологически-магический; научный, связанный с развитием математики; и философский.

Пифагор был, видимо, первым, кто открыл человечеству могущество абстрактного знания. Он показал, что именно разум, а не органы чувств приносят человеку истинное знание. Вот почему он советовал своим ученикам переходить от изучения физических объектов к изучению абстрактных математических объектов. Так математика становится у Пифагора орудием познания мира. А за математикой следует и философия, ибо философия есть не что иное, как распространение накопленного специального (в данном случае математического) знания на область мировоззрения. Так рождается знаменитый пифагорейский тезис: “Все есть число”. Так в недрах пифагорейского союза рождаются математика и философия.

Билет № 5.

Пространство и время

Любой материальный объект занимает какое-то место, находится на каком-то расстоянии от других предметов имеет свою конфигурацию в трех измерениях – все это называется ПРОСТРАНСТВОМ.

Длительность явления или смены явлений - это ВРЕМЯ.

Считалось, что время и пространство вне нашего сознания, НО тут пришел Кант и всех обломал:

О вещах мы узнаем из контакта с ними, т.е. из опыта. О времени и пространстве мы знаем не из опыта, а это значит, что их источник в нас самих => в нашем сознании. Это как «очки» в них все связано со временем и пространством, а без них(КОТОРЫЕ ПРИСУЩИ НАШЕМУ СОЗНАНИЮ) нет ни пространства ни времени. Потом правда Канта обломали, но это не важно, так как в конце концов появился Энгельс с такой идеей:

Пространство и время – формы существования материи, которые, если их рассматривать вне материи, без материи, представляют собой лишь пустые понятия, существующие в нашей голове. (Надеюсь пока понятно). Мы можем мысленно отделить пространственные и временные формы и отношения от материальных объектов и процессов, но (самое интересное) но вне сознания людей, объективно эти формы и отношения неотделимы от материальных процессов, ибо никакие формы и отношения не могут существовать вне тех явлений, чьими формами и отношениями они являются. (О. Как?). Если я правильно понял, то на языке простых смертных это выглядит вот так:

!Пространство и время неотделимы от материи, т.к. являются частью материи.!

!!! 1. Нет материи вне пространства и времени

!!! 2. Нет времени и пространства вне материи.

Билет № 6

Билет № 8.

Билет № 9.

Билет№10.

Вопрос№1. Учение Августина.

Представитель направления Патристика (совокупность учений отцов церкви)

истоки "августинизма"-неоплотинизм(Плотин-философ)

Идеи Плотина:

1.Бог-создатель всех вещей

2.Бог-это солнце, свет, который делает мир зримым

3.Ум-это орган, способный воспринимать этот свет

Августин считает

1.Бог-это вечное бытие, в нем пребывают вечные и неизменные идеи. Он дает эти идеи каждому

2.Бог сотворил мир из ничего, по своей доброй воле, а не по необходимости

3. Мир неоднороден. Он представляет собой непрерывную лестницу существ, восходящую к богу

4.Человек-это микрокосм. Соединяет в себе всю природу и душу от Бога.

5.Душа у человека материальна и бессмертна. Душа свободна в своих решениях.

6.Субъективно человек действует свободно. Но все, что он делает, делает на самом деле за него Бог.

7.Своим решением Бог одних избрал для спасения и блаженства, для вечной жизни, а других- на вечные муки. "Божественное предопределение"- источник двух царств: земного и небесного. Высшее выражение небесного царства- церковь, так как это приготовление к небесной жизни.

Главный вопрос теологии Августина-Что есть грех?(зло)Что есть спасение?(добро)

Грех-результат порчи человеческой природы, к первородному греху добавляются новые, и человек становится "массой греха", и эта масса всегда увеличивается.

По Августину зло-недостаток добра.

Грех-соперничество с Богом и безуспешный поиск блага, которое может дать только Бог. Причем человек сам не может спастись от греха, так как у него недостаточно сил, кого спасти выбирает только Бог, остальные же проклинаются.

Гносеология Августина

1.Знание-внутреннее осознание божественных истин. Наша задача - эти знания пробудить и использовать их, чтобы не нагрешить.

2.Бог-учитель

3.В "Граде Божьем" человечество делится на 2 града, где существует 2 вида любви - град земной (любовь к себе и отречение от Бога) и град небесный (любовь к Богу вплоть до забвения себя - спасение души).

Обе группы людей живут в земном граде, но окончательное разделение произойдет лишь на "страшном суде".

Билет № 11.

Билет № 12.

Билет № 13.

Билет № 14.

Билет №15

Билет №16

Билет № 17.

Вопрос №1. Философия эпохи Просвещения.(18в)
Хар-но: 1)в эк-ке развитие капитал отношений, 2) в пол-ке: буржуазно-эконом господство, но буржуазия не у власти. Их цель захват власти=> свобода, равенство,братсво. Свет- знание. Говорили, что разум правит миром – человек должен действовать по разуму (Гораций sapere aude – имей мужество пользоваться собственным умом.!!!! начинают писать на родном языке!!!
- в работах философов-просветителей (Вольтера, Руссо, Гельвеция, Гольбаха) на первый план выходит социальная проблематика + проблема науки и прогресса
- очень важное место занимает критика религии
Едва ли не первым мыслителем, выступившим с открытой критикой хр-ва стал Жан Мелье. Но в общем-то, объектом критики выступала любая религия
- антирелигиозные идеи Мелье получили дальнейшее развитие в трудах Дидро и Гольбаха
! подвергают сомнению содержание Библии!
- основная характеристика эпохи Просвещения – рационализм
– деизм – принимали идею о божественном сотворении мира, но на этом роль божества заканчивалась – созданный мир самостоятельно существует и изменяется.
- законы механики твердых тел, законы тяготения материалисты возводили в ранг всеобщих и утверждали, что биол.и соц. Явления развиваются по тем же законам.
ГОЛЬБАХ – аргументы в пользу земного происхождения религии
ФРАНСУА-МАРИ ВОЛЬТЕР – крайне негативно относился к католицизму («Раздавите гадину!»). Однако считал, что она необходима для сдерживания народа.
- за союз философии с естествознанием
ЖАН-ЖАК РУССО – полагал, что все люди от рождения равны (прежде всего социально)
- Руссо говорил о естественном состоянии, противопоставлял его гражданскому состоянию общества, но вкладывал в ЕС не то, что Гоббс – ЕС это прекрасное состояние человечества, когда все люди были равны и счастливы
- по мере установления гражданского общества неравенство росло, росло интеллектуальное отношение к миру => деградация, проявление упадка
- народ имеет право выступить против деспотизма
- политический идеал – республика, экономической основой государства должна быть мелкая частная собственность при личном труде в земледелии и ремесле
! Главный вопрос Руссо – проблема источника зла и неравенства.
-человек рождается совершенным, а позже его портит цивилизация. Назад к природе.
-детей воспитывать и учить не нужно («Эмиль, или о воспитании»)
Характерен: 1)материализм, 2)детерменизм(определенность), 3) против агностицизма(греч., философское и научное воззрение, утверждающее, что мы ничего не знаем о действительной сущности вещей, так как она остается за пределами нашего опыта вследствие этого первопричины явлений - душа, Бог - непознаваемы.) 4)механизм (человек- механизм, машина) 5) атеизм, 6) учение о социальной среде (чел-ка формирует соц. среда общества)
ШАРЛЬ ЛУИ МОНТЕСКЬЕ – критиковал деспотизм, королевскую власть и католическую церковь - справедливая жизнь в обществе должна основываться на разуме и законах
- влияние природных условий на общественную жизнь
Ламетрин(1709-51)
1)мир един и этот мир материален, 2) мир существует сам по себе(нет начала и конца), 3) все сущ-щие едино и материально. Нет границ, т.к. есть переходные формы: чел – животное обезьяна, растение – животное = росянка.!!!в материи заключена движущая сила и эта сила присуща любому телу, даже когда оно покоится.
Против преформизма(организм получается из зародыша, но само появление – не развитие, а увеличение). Против витализма(жизнь есть рез-т некой таинственной жиз силы)
Гносеология (теория познания) – сенсуализм (вещи вызывают ощущения -> мысль о предмете; мысль – разум, способность чувствовать)
Праксиология(учение о поведении) чел-к – машина и она целиком и полностью детерминирована внутр состоянием и внеш. условиями. Часы – заводит часовщик, а человек сам себя заводит с помощью внеш условий. Потому сытый – бодр и весел, а голодный изнемогает и гибнет. Все естественно. Все в мире едино

Билет№19

Билет № 20

Вопрос№1. Философия в России в XVIII в.(Ломоносов, Радищев)

Зачастую говорят, что русской философии как таковой нет. Это скорее публицистика или же хорошая литература с вкраплениями философских идей. В лучшем случае обсуждение русских локальных проблем. Белинский, Добролюбов, Писарев – публицистический характер, литературный – Достоевский, Толстой, Солженицын. Локальные проблемы –болезненны для русского человека. Но в этом нет ничего такого. Как писал Тютчев: «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить, У ней особенная стать – в Россию можно только верить». Занятия философией в России не приветствовалось. Бердяев (Николай Александрович (1874-1948) - русский религиозный философ, один из основоположников экзистенциализма в России; Экзистенциализм Existentialism От лат.Existentia - существование Экзистенциализм - философия существования; направление социальной философии, возникшее в начале 20 века. Экзистенциализм стремится постичь бытие как некую непосредственную, не расчлененную целостность субъекта и объекта. Выделяя в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, экзистенциализм понимает его как переживание субъектом своего "бытия в мире" (экзистенции). Бердяев писал, что это в России считается безнравственным. Углубление в какие-то абстрактные проблемы? равнодушие к народу. Философия изымалась из университетских курсов. «Польза от философии весьма сомнительная, а вред очевиден»(министр просвещения при Н I). Однако нельзя сбрасывать со счетов русскую философию. Ее особенность – всяческое подчеркивание идей нравственности и религиозности. Краткая схема: 1ый этап- принятие христианства(988), ПВЛ откуда есть пошла земля русская; первые философы: Илларион «Слово о законе и благодати»(11в); Владимир Мономах «Поучение»; Филофей (15-16вв) его теория превращения М в третий Рим. 2ой этап от правления Петруши- окно в Европу, его фил кружок «Ученная дружина Петра»(Феофан Прокопович, Татищев – 1ая история Рос)-> идеи просветительства, польза наук, идеи естественного права. Если Европа осуществляла процесс секуляризации (процесс освобождения общества от религиозной опеки, контроля) постепенно, в России все это за короткое время. При этом все идеи сверху! Наиболее значимыми фигурами 18 века являются Ломоносов, Сковороды, Щербатов и Радищев. Ломоносов 1711-1765 – первый русский энциклопедист, основоположник русской науки. Представитель естественнонаучного подхода к фил-фии на основе глубоких рассуждений, он рассматривал мир таким, каким он есть-> приходил к идеи превотолчка (Бог)-деизм. «никакое изменение не может произойти без движения», «движение не может происходить без материи…», под материей понимал то, из чего состоят предметы и от чего зависит их сущность. Он считал, что гос-во должно служить интересам всего народа, осуждал рабство и крепостничество. Также значительную роль в развитии рус фил-фии сыграл Радищев(1749-1802). Он первый попытался соединить материалистическое видение мира с идей революционного переустройства. Считал, что народу надо дать образование. В своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» дает анализ общественных отношений; обосновывает необходимость народной революции («Ода вольность»). Выдвигает мысль о построении такого общества, которое удовлетворяет потребности людей. За революционные взгляды был приговорен к смертной казни, которую заменили на ссылку в Сибирь, где он написал «О человеке, его смертности и бессмертии» в 4 частях, 1,2 – материалистические идеи, 3,4- практически противоречат первым двум(вывод: душа бессмертна; идея реинкарнации). В области теории познания Радищев утверждает, что все наши знания коренятся в природе, складываются из опыта и рассуждений, из восприятия и мышления. Четко выражена идея единства чел-ка и природы, человек, как и животное,- порождение природы, он подчиняется ее законам.

Билет № 21.

Билет № 22.

Билет № 23.

Билет№24

Вопрос № 1. Неопозитивизм

Неопозитивизм — одно из распространённых направлений философии XX века, современная форма позитивизма.

Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Основные представители:

1) Философы «Венского кружка» (Шлик – основатель, его последователи – Карнап, Нейрат, Рейехенбах)

2) Представители Львовско-Варшавской школы (Тарский, Лукасевич)

3) Рассел

4) Витгенштейн

Основные идеи:

1. Главная идея неопозитивизма – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, т.к. язык – главное средство, через которое человек позитивно (достоверно) воспринимает окружающий мир.

2. Логический анализ языка – это анализ текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантика (смысл) знаков.

3. Основной принцип неопозитивистов – принцип верификации – сравнения положений науки с фактами опыта. Положение представляет интерес для науки лишь когда его можно подвергнуть проверке фактами.

4. Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) должно быть исключено из философии, т.к. они не подлежат верификации и являются проблемами, не имеющими научного разрешения.

5. Другой основной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) является освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.

Вопрос№2 Субъект истории

Субъект (sub – под, до, ject – действие, акт) – носитель любой деятельности, направленной на объект (внешние предметы и условия его существования).

Только люди могут быть субъектами. Субъект всегда активен – способен не только приспосабливаться к окружающему миру, но и изменять, творить его.

Но далеко не всякая личность оказывает заметное влияние на ход общественных изменений в мире, стране, даже в отдельной социальной ячейке.

Люди, выступающие субъектами масштабных исторических процессов, в философии истории называются историческими личностями.

Но это не только конкретно-реальные личности, но и символические фигуры (Будда), во многом определившие направленность истории.

Историческими субъектами могут быть люди, деятельность которых достаточно отделена от политики и напрямую не связана ни с управлением государства, ни с руководством общественными партиями, движениями.

По Гегелю важной отличительным признаком выдающегося деятеля является цель. Он считает, что человек не является подлинным субъектом, а лишь посредником. Творит же историю дух.

Марксисты исходят из положения о решающей роли народных (трудящихся) масс в истории, подчеркивая при этом возможность личности влиять на ход исторического процесса.

Немецкий социолог и философ Вебер считал, что рамки деятельности выдающейся личности должны ограничиваться конституционными формами организации общественной жизни людей.

Билет № 25
Вопрос № 1 Философия жизни
Представители: Ф. Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, А.Бергсон, О.Шпенглер, Л. Клагес и др.
У истоков философии жизни стоит Артур Шопонгауэр (1788-1860)
1)центральная категория –«воля»
2) основной труд – «Мир как воля и представление» - онтологическая и гносеологическая сущность его философии
3)главный принцип жизни и познания – воля, к-ая изначально враждебна разуму. Воля – вещь сама в себе, к-ая находится вне времени и пространства, она не зависит ни от разума, ни от познания.
4) понятие воли – то, что составляет сущность всякой вещи в себе и единственное ядро всякого явления.
5) Мир как воля (мировая воля, всеобщая свободная воля, к-ая лежит в основе всего сущего)
6)гносеология. Истина имеет силу для каждого познающего существа, а именно: «Мир есть мое представление» Исходный и конечный пункт познания – воля.
7)Основное – интуитивное или непосредственное познание, которое реализуется через переживание мира. Высший вид познания – не наука, а искусство, которое основано на интуиции и способно раскрыть волю к жизни.
Фридрих Ницше (1844 -1900)
1) центральная категория – воля, но его интересует не воля вообще, а «воля к жизни» и прежде всего ее сущность – «воля к власти»
2)Как и само понятие «жизнь», «воля к жизни» и «воля к власти» - эти понятия носят не научный, а мифологизированный, метафорический характер. Все они лежат «по ту сторону» разума и природы, добра и зла.
3)Жизнь – это вечное становление и вечное вращение, круговорот Вселенной. А ее сущность – воля к власти – не есть ни бытие, ни становление, а пафос – самый элементарный факт, из к-ого только и возникает становление.
4)Иррационализм
5)Цель познания и его истинности с позиций иррационализма. Всякое познание – орудие власти, поэтому его цель чисто ирагматическая – приносить человеку пользу. А истина – это лишь полезное заблуждение, и доказывается она не логикой, а пользой и выгодой.
6)Воля к власти – основа общественной жизни
7)Радикальный пересмотр старых ценностей (все старые ценности следует отбросить ибо они не способствуют утверждению воли к власти)
Мораль рабов и мораль господ (старая мораль рабов должна быть заменена моралью господ, к-ая прямо признает неравенство людей
9)концепция сверхчеловека (антихрист, белокурая бестия (!!!!) с врожденной аристократичностью, благородством и доброжелательностью по отношению к себе подобным….жуть)
Вильгельм Дильтей (1833-1911)
1)центральная категория – жизнь, как способ бытия человека и всей культурно-исторической реальности. Задача философии – понять жизнь исходя из нее самой.
2) понимание – метод познания жизни.
Понимание собств. Внутр. жизни достигается самонаблюдением.
Понимание чужой жизни достигается путем вчувствования сопереживания.
Понимание культуры прошлого – посредством герменевтики (искусство истолкования литерат памятников и т.п).
Георг Зиммель (1858-1918)
1) жизнь человека – чувство, опыт, мысли индивида (неподвластна законам)
2)человек – существо историческое (вся человеческая история – взаимодействие случайных, еповторимых, индивидуальных судеб)
Освальд Шпенглер (1880 – 1936)
1) философия культуры.идея циклического развития общества (нет и не может быть общечеловеческой культуры)
2)цивилизация – последний этап развитии культуры, неизбежное явление для любой культуры, явление «возрастное»
3) человеческая история – проявление «единой жизни»
Культура – организм, развив циклически, три стадии:.рождение, развитие, гибель.
4)познание истории
История не имеет никаких законов, она имеет только судьбу.
Анри Бергсон (1859 – 1941)
1)главные характеристики жизни – длительность и жизненный порыв
2)подлинная реальность – жизнь (жизнь - непрерывная творческая эволюция)
3)роль интуиции в познании

Вопрос № 2. Человек и его сущность.
Во 2 половине 19 века, когда стало общепризнанным, что человек – продукт биологической эволюции, центральным стал вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных
- индивидуальная вариативность поведения
- чел. объединение (общество) имеет общепризнанный характер
- наличие культуры => производство
Важнейшие факторы, выделившие человека
- труд => орудия
- язык
- регуляция брачных отношений
- наличие нравственно-социальных запретов
Сущность
Человек - существо биосоциальное
- как биологический вид, человек обладает орп. совокупностью видовых признаков
- имеет устойчивые вариации (расы)
- уникальность каждого человека – факт первостепенной философско- мировоззр. важности
- человек включен в 2мира – общества и природы
Аристотель: «политическое животное»
- существуют 2 подхода: социологизаторский и биологизаторский.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.074 с.)