Миропонимание в древнеиндийской философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Миропонимание в древнеиндийской философии



ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

 

Индийская философия

 

Основные периоды развития индийской философии
I II III
Древнеиндийская философия (III—II тыс. до н.э. III-IV вв. н.э.) Средневековая индийская философия (V-XVIII вв.) Современная индийская философия (XIX-XX вв.)
Ведический период (XV-VI вв. до н.э.). Веды (дословно - «зна­ния») — религиозно-философские трактаты. Веды делят на части: Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады   Философия раннего Средневековья (V-Х вв.) предстает как шесть ор­тодоксальных брахман­ских систем — астика (ньяя, вайшешика, сан-кхья, йога, миманса, веданта), признающих авторитет священого писания (Вед и Упани-шад), и три неорток-сальных — настика (чарвака, или докаята, джайнизм и буддизм, состоящий из четырех школ (вайбхашика, саутрантика, махьямика и школы йогачаров) Новая философия (XIX в.) — индийское просветительство в рели­гиозной форме  
Эпический период (VI—II вв. до н.э.). Источники: поэмы «Махабхарата» и «Ра­маяна»   Философия позднего Средневековья (XI-XVIII вв.), харак­теризуется упадком фи­лософской мысли и приоритетом религиоз­ного мировоззрения в форме ортодоксального индуизма   Новейшая философия (XX в.) включает три те­чения:
  • феодальную филосо­фию, смыкающуюся с религиозной идеологией в ее ортодоксально-тра­диционной форме;
  • философию, основы­вающуюся на идеях ев­ропейской философии (гандизм);
  • философию, основы­вающуюся на идеях мар­ксизма
 
Период сутр (Ш в. до н.э.—VII в. н.э.). Сутры (изречения, афоризмы) — краткие философские трактаты      

Миропонимание в древнеиндийской философии

Основные идеи миропонимания
 
  • Миропонимание в древнеиндийской философии как понятийный, кате­гориальный (учение о бытии и небытии, о сознании и т.п.), интеллектуаль­ный аспект мировоззрения опирается на закон Риты - космической эволю­ции, цикличности, порядка и всеобщей связи.
  • Вся история - это последовательность жизни Космоса (Маха Манванта-ра) и абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических (8 640 000 000 земных) лет. Бытие и небытие ассоциируются соответственно с выходом и входом Брахмы-Космоса (Бога-творца), который живет 100 космических лет, после чего он умирает и наступает абсолютное Небытие. Время существование последнего также 100 космических лет - до нового рождения Брахмы-Космоса и появления но­вой жизни, но уже в более высокоорганизованной форме.
  • Цель эволюционного процесса - достижение совершенного духа посред­ством перманентной смены материальных форм, Все конечное и смертное имеет ценность лишь постольку, поскольку в нем отражается вечное.
  • Природа Мировой Души может быть раскрыта через взаимосвязь понятий «брахман» и «атман».
  • Брахман - безличное, абсолютное начало, наполняющее Вселенную и пора­жающее все, что в ней находится, высшая объективная реальность. Атман — всепроницающая субъективная реальность (частица Бога-Брахмы в человеческой душе - манасе).
  • Вселённая есть брахман, а брахман есть атман: чтобы познать первичную реальность, нужно познать атман «Я». Поэтому из всех видов познания самопознание является высшим. В этой связи выделяется три вида сознания:
- «пракрити» - материальное сознание, - «пуруша» — чистое сознание (первичная энергия, из которой возник­ли Вселенная и люди), - «майя» — сознание сновидения, иллюзии, незнания.
  • Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения, которо­го эволюция души (карма) прекращается, Души, достигшие мокши, осво­бождаются от цели бесконечной жизни и становятся махатманами — Вели­кими Душами.
 

 

Китайская философия

 

Основные периоды развития китайской философии  
I период (VII в до н.э. - III в. н.э.)  
Становление национальных философских школ  
Даосизм Конфуцианство Легизм
философское учение, возникшее в VI—V вв. до н.э., а также религиоз­ное вероучение, воз­никшее в I—III вв. Основатель: Лао-цзы (VI—V вв. до н.э.)   этико-политическое учение. Основатель: Конфуций (Кун Фу-цзы) (551-479 до н.э.)   социальное-правовое учение (школа законни­ков, или «фа-цзя»). Представители: Шан Ян (390-338 до н.э.), Ханъ Фэй-цзы (288-233 до н.э.)_____  
II период (III-XIX вв.)
Проникновение буддизма (III в. н. э.), становление неодаосизма и неоконфуцианства  
Чань-буддизм Неоконфуцианство Неодаосизм  
национальный китайс­кий буддизм, получив­ший широкие развитие с VI-VII вв. Насчитыва­ет 10 школ   1. Объективно-идеали­стическое (лисюэ) Представители: Чэн Хао (1032-1086) Чэн И (1033-1107) Чжу Си (1130-1200)   дальнейшее развитие в V-XIX вв. идей даосских учений  
  2. Субъективно-идеалистическое (синьсюэ) Представитель: Ван-Ян-Мин (1472-1528)    
  3. Материалистическое Представители: Чжан Цзай (1020-1077) Ван-Тин-сян (1474-1544) Ли Чжи(1527-1602)    
III период (XX в.)  
Обогащение достижениями мировой культуры  
- Идеи европейской философии - Идеи марксизма - Идеи американской философии (прагматизм) - Идеи христианства  

 

Основные идеи китайской философии

Даосизм
▫ Основные вопросы: понять основы построения и существования окружающе­го мира и определить путь, по которому должен следовать человек, природа и космос. ▫ Основные понятия: «дао» и «дэ». ▫ Первоначально понятие «дао» означало «путь» природы, ее закономерность. Вместе с тем оно приобрело также смысл жизненного пути человека, превра­тилось в понятие «этическая норма» («дао—дэ»). В дальнейшем «дао» рассматри­валось: 1) как естественный путь вещей, закономерность материального мира, пер­вопричина всего сущего (Лао-цзы, Ван Чун и др.); 2) как «идеальное начало», чистое логическое понятие единого, главного и всеобщего (Ван Би и др.) Понятие «дэ» означает благодать, исходящую свыше; энергию, преобразую­щую «дао» в окружающий мир. ▫ Мировой порядок, законы природы, ход истории объективны и неприкос­новенны. Этим определяется и основной принцип жизни человека — покой и недеяние («у-вэй»). Путь к счастью и познанию истины предполагает освобож­дение от желаний и страстей.  
Конфуцианство  
▫ Основные вопросы: как необходимо управлять людьми и как вести себя в обществе. ▫ Главная конфуцианская добродетель: жэнь (гуманность) — закон жизни людей в семье и обществе, определяющий их взаимоотношения и основываю­щийся на любви и уважении к старшим по возрасту и общественному положению. ▫ Важное место в конфуцианстве занимает этикет «ли», т.е. нормы обще­ственного поведения, нравы, обычаи, ритуалы. Строгое соблюдение «ли» по­могает постижению «жэнь».  
Легизм  
▫ Основные вопросы: как управлять обществом и какова роль государства в этом управлении. ▫ В качестве основы общественного порядка признается закон, а гуманность и долг гибельны для государства, т.е. отрицаются идеи гуманности «жэнь», дол­га, церемоний, музыки, на основе которых, согласно конфуцианцам, строит­ся государственное управление. ▫ Государство — главный регулирующий механизм общества, следовательно, имеет право вмешиваться во все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан.  

 

 

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Отличительные особенности античной философии

Особенности античной философии
▫ Отличительной особенностью античной философии является единство трех взаимосвязанных между собой моментов: объекта исследования, метода и цели. ▫ Первый момент определяет содержание античной философии, которое конкретизируется в идеях космоцентризма. ▫ Далее, обращаясь ко второму моменту триединства — методу, следует отметить следующую характерную особенность античной философии: стрем­ление к рациональному объяснению всеобщего, бытия, реальности. Она не ограничивается конкретными фактами и опытными данными. Для нее зна­чим не отдельный факт или конкретный опыт, а разумный аргумент, логическое доказательство, знание. Это не только определяет научный ха­рактер философии, но и границы между философией, религией, мифом и искусством. Последние также имеют дело с реальностью как целым, но если мифология описывает ее исходя из фактических представлений, ре­лигия — посредством веры, искусство — через идею красоты, воплощен­ную в художественных образах, то философское объяснение осуществляет­ся на рациональном уровне (диалектика мышления). ▫ Античная философия в целом есть бескорыстная любовь к истине. Эта особенность определяет и ее третий момент — цель. Цель античной филосо­фии состоит в чистом созерцании истины, чистом желании достичь ее.

 

 

Милетская школа

 

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА возникла на рубеже VII-V вв. до н.э. в Милете -крупнейшем греческом торгово-ремесленном полисе в Малой Азии  
Характерные черты
▫ Натуралистический подход в понимании Природы и Космоса. Поиск первоначала - субстанции, из которой возник окружающий мир. Первовещество понималось не как мертвая и косная материя, а как вещество живое и в частях, наделенное душой и движением (пантеизм). О Решение философских и естественно-научных вопросов увязывалось с прак­тической деятельностью. Знания были не только основой для практического применения, но прежде всего элементами цельного мировоззрения. Мировоз­зрение это в своей сущности натуралистическое. ▫ Развитие астрономических, математических, физических и биологических знаний; конструирование первых научных приборов (солнечные часы, модель небесной сферы и т.п.).  
Представители
Фалес (625-547 до н.э.) Анаксимандр (610-547 до н.э.) Анаксимен (585-525 до н.э.)
Основные взгляды: ▫ Первоначало всего су­щего — вода — «фазис», жидкий, текучий, а то, что мы пьем, — лишь одно из его состояний. Вода соотносится с бо­жественным началом. ▫ Неживая природа, все вещи имеют душу (гилозоизм). ▫ Центр Вселенной — Земля, представляющая собой плоский диск, покоящийся на воде. ▫ Вселенная полна богов.   Основные взгляды: ▫ Первоначало всего суще­го — «апейрон» — вечная, бесконечная субстанция, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. ▫ Бог - первопричина, а Боги становятся мирами, универсумами, коих множе­ство, и они-то циклически возникают и гибнут. ▫ Мир состоит из серии противоположностей, опре­деляющих генезис Космоса. ▫ Центр Вселенной — Зем­ля, представляющая собой срез цилиндра, который па­рит в воздухе.   Основные взгляды: ▫ Первоначало всего сущего — воздух, ко­торый проходит в сво­ем изменении ряд эта­пов: огонь — воздух -ветры-облака — земля -камни. Воздух, входя­щий в вышеуказанный ряд, не тождественен с первоначалом. Воздух — источник жизни и психических явлений. ▫ Земля — плоский диск, парящий в воз­духе. ▫ Боги отождествля­ются с Природой.  

 

Философия пифагорейцев

  ПИФАГОРЕЙЦЫ - последователи Пифагора (2-я половина VI - начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика, основавшего в греческом.городе Кротоне религиозный союз  
Характерные черты пифагорейской школы
▫ Возникла она как некое братство или религиозный орден, подчиненный строгим правилам общежития и поведения. ▫ Учение воспринималось как тайна, знать которую позволялось лишь адеп­там и разглашение которой строжайше запрещалось. ▫ Пифагорейский союз представлял собой реакционную партийную органи­зацию аристократии.  
Основные положения философии пифагорейцев
▫ Истинное мировоззрение, по Пифагору, покоится на трех основах: морали, религии и знании. Мораль Пифагора — это мораль аристократа. Задачи науки подчинены интересам религии. ▫ Первопричина всего сущего — число. Все в природе измеряется, подчиняет­ся числу, в числе - сущность всех вещей; познать мир, его строение, его закономерность — это значит познать управляющие им числа. ▫ Мистика чисел составляет ядро пифагорейского идеализма. ▫ Учение о противоположностях оформляется в систему метафизически по­нятых противоположностей (предел и беспредельное, нечет и чет, единое и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, хорошее и дурное, четырехугольное и разно­стороннее). Основное философское значение имеет противоположность пре­дельного и беспредельного, определяющая все другие противоположности. ▫ Пифагорейцы в основном стояли на позиции метафизического миропони­мания, что целиком связано с их пониманием числа. ▫ Пифагорейцы преуспели в изучении музыки, геометрии и небесной механики.  

 

 

Философия элеатов

ЭЛЕАТЫ — представители элейской философской школы, существовавшей в VI—V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Представители: Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс
Основные положения философии элеатов
▫ Все философские мировоззрения, с точки зрения Парменида, покоятся на одной из трех основных предпосылок: 1) только бытие есть, небытия нет, 2) не только бытие, но и небытие существует и 3) бытие и небытие тождественны'. Эти предпосылки являются основой трех философских школ: первая — исходный пункт элейской школы, вторая лежит в основе учения пифагорейской школы, а в третьей заключается учение Гераклита Эфесского. ▫ Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию ве­щей философские поняти предельной общности (бытие, небытие, движение). ▫ Единое бытие понимается элеатами как непрерывное, нераздельное, оди­наково присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности, исключающее количественную множественность вещей и их движение (апо­рии Зенона о невозможности движения). Множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и поэтому они не суть бытие. ▫ В познании элеаты разграничивают истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. Последние знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности. Только разум может постичь истину о мире, исходя из тождества мышления и бытия. ▫ В понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие одно, неделимо; 3) бытие познавае­мо, а небытие (видимость) непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует. ▫ Окружающий мир элеаты рассматривали как нечто изменчивое и подвиж­ное, представляя его в рамках чувственного познания.

 

 

Атомистический материализм

Основателем атомистики был Левкипп (ок. 500-440 до н.э.), учение которго продолжил ученый-энциклопедист и философ-материалист Демокрит (460-370 до н.э.). Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» — противоположность «линии Платона» - идеалистического направления).
Основные положения философии атомистов
▫ Мир состоит из пространства и наполняющей его материм, или из атомов и пустоты. ▫ Атомы не возникают и не уничтожаются. Они вечны и неделимы, просты и качественно неизменны. Между ними существуют первоначальные отли­чия: форма, порядок и положение. Кроме того, они различаются по величине и тяжести. ▫ Принцип движения материи составляет основу всей атомистической систе­мы. Атомы находятся в извечном движении, атом - движущаяся материя. ▫ Вселенная бесконечна, бесконечно и число миров в ней. Земля — плоская. ▫ Признание всеобщей причинной необходимости является одним из основ­ных принципов всей системы атомистов. Отсюда атомисты одновременно и отрицают случайность, и признают ее: отрицают в смысле беспричинности — никакое событие не может возникнуть без причины; признают в смысле противоположности целесообразности — никакое событие в природе не воз­никает и не происходит ради осуществления какой-либо цели. В этом смысле всякое событие случайно. ▫ Исходным началом и основанием в познании являются ощущения, и всем, что дает для познания ум, он в конечном счете обязан чувствам. ▫ Жизнь и смерть организмов — это соединение и размножение атомов. Тот же принцип положен в основу психологии: душа состоит из огненных атомов и есть временное соединение. Бессмертие души отвергается. ▫ Атомисты, в частности Демокрит, проявляют большой интерес к вопросам политики, государственного устройства, вопросам и проблемам физики, ма­тематики, техники, эстетики, филологии, музыки.

Философия софистов

СОФИСТИКА (V - первая половина IV вв. до н.э.) не представляла собой единого круга мыслителей. «Софисты» не есть название определенного философского направления или особой фило­софской школы. Слово «софист», первоначально означавшее мудрец, искусник, изобретатель, со второй половины V в. до н.э. означает осо­бый тип философа-профессионала, учителя философии. Представители: старшие софисты (V в. до н.э.) - Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий, младшие софисты — Ликофрон, Алкидамант, Трассимах.
Основные положения философии софистов
▫ Человек и сознание — основная проблема софистики. Софисты произвели смещение оси философского исследования с природы на человека: именно в этом их историческое значение. В центре внимания оказались человек и его психология: искусство убеждать требовало знания логических форм созна­ния. ▫ Свою правоту софисты доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым умозаключение, на первый взгляд пра­вильное, оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в соб­ственных мыслях. ▫ Исходный принцип софистов: «Человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют» (Протагор). Отсюда субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и по­пытки доказать то, что действительность существует только в мыслях чело­века. ▫ Теория познания софистов ориентирована на отдельного индивида — субъек­та познания (субъективный идеализм). Объективное, истинное познание не­достижимо (скептицизм), а всякое знание относительно (релятивизм). ▫ Релятивизм в теории познания служит обоснованием и нравственного ре­лятивизма: софисты показывали условность правовых норм, государствен­ных законов и моральных оценок.

 

 

4.13. Период классической античной философии

 

Классическая античная философия (V—IV вв. до н. э.)

 

Атомистический материализм Этический рационализм Объективный идеализм   Аристотель (384—322 до н. э.)   Софистика  
Левкипп (500-440 до н. э.) Демокрит (460—370 до н. э.)   Сократ (469-399 до н. э.) Платон (460—370 до н. э.)   Протагор (481—411 до н. э.) Горгий (483-375 до н. э.)  

 

 

 
 

 


Мегарская школа (IV-III в. до н. э.) Элидо-эритрейская школа (IV-III в. до н. э.) Киническая школа (IV-III в. до н.э.) Киренская школа (IV-III в. до н.э.)
Представители: Евклид из Мегар Евбулид из Милета Стилъпон Диодор Крон   Представители: Федон из Элиды Менедем из Эритреи Асклепиад из Эритреи   Представители: Антисфен Диоген из Синопа Кратет из Фив   Представители: Аристипп Феодор Гегезий Анникерид  

 

 

Философия Сократа

СОКРАТ (469—399 до н.э.) — выдающийся афинский философ, учитель Платона. Сократ — представитель реалистического ре­лигиозно-нравственного мировоззрения. Впервые именно Со­крат сознательно поставил перед собой задачу обоснования иде­ализма и выступил против античного материалистического ми­ропонимания, естественно-научного знания и безбожия. Со­крат исторически был зачинателем «тенденции Платона» в ан­тичной философии.
Основные положения философии Сократа
▫ Центральная проблема в философии - человек и человеческое сознание. Природа и сущность человека - это его душа (разум). Душа - это «Я сознаю­щее», т.е. совесть и интеллектуальная и моральная личность. Благодаря этому открытию создана моральная и интеллектуальная традиция, которая питает Европу до настоящего времени. ▫ Главная задача познания - самопознание: «познай самого себя», познание самого себя как «человека вообще», т.е. как моральную, общественно значи­мую личность. Познание - главная цель и способность человека, ибо в про­цессе познания он приходит к общезначимым истинам, к познанию добра и красоты, блага и счастья. В этом и есть цель философии. ▫ Этика Сократа отождествляет добродетель со знанием: 1) добродетель (муд­рость, справедливость, постоянство, умеренность) есть всегда знание, порок — это всегда невежество; 2) никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию. Этот этический рационализм Сократа сводит мораль­ное благо к факту сознания. ▫ Диалектика Сократа совпадает с диалогом (диа-логос), который состоит из двух моментов: «опровержения» («иронии») и «майевтики». «Сократовский» метод - это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом суть «иронии», суть «майевтики» - посредством наводящих вопросов и логических приемов под­вести собеседника к самостоятельному нахождению истины. ▫ Задача метода - найти «всеобщее» в нравственности посредством «индук­ции» (отыскания общего в частном) и «определения» (установления родов и видов, их соотношений). ▫ Основные составные части «сократического» метода: «ирония» и «майевтика» - по форме, «индукция» и «определение» - по содержанию.

 

Учение Платона о триаде

  Учение о триаде  
  Важнейшей частью философии Платона является учение о трех основных онтологических субстанциях (триаде): «едином», «уме» и «душе».

 

 

«Единое» «Ум» «Душа»
Особенности Особенности Особенности
▫ Основа всякого бытия и всей действительности. ▫ Первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств и т.п. ▫ Оно выше всякого бы­тия, выше всякого мыш­ления, выше всякого ощущения. ▫ Оно лишено всяких признаков, т. е. не имеет движения, простран-ственно-временых харак­теристик, ни целостнос­ти, ни содержания, ни формы. ▫ Оно вообще не есть бы­тие — оно есть ничто. ▫ В нем скрываются не только идеи вещей, но и сами вещи, само их ста­новление. ▫ Оно есть «благо» и по­добно «Солнцу», дает возможность видеть и быть видимым.   ▫ Происходит от «едино­го», хотя разделен и про­тивоположен неразличи­мому «единому» — «благу». ▫ Он ограничен от всего материального, веще­ственного и становяще­гося. ▫ Он интуитивен и сво­им предметом имеет сущ­ность вещей, но не их становления. ▫ Он является одной из способностей души. ▫ Он есть обобщение все­го живого. «Ум» и жизнь не различаются, ибо «ум» есть жизнь, только взя­тая в предельном обоб­щении. Этот «ум» вопло­щен в Космосе. ▫ Он является первичной красотой, а соединение его с «душой» и Космо­сом — окончательной красотой.   ▫ Представляет собой подвижное начало, ко­торое объединяет и свя­зывает «единое — нич­то», «ум — все живое» и телесный мир. ▫ Она есть и в каждой вещи и во всем Космо­се одновременно. ▫ Постоянство души и смена телесных форм — естественный закон Кос­моса. ▫ Она бессмертна; при смерти человека умира­ет только тело, душа же в будущем приобретает новую телесную обо­лочку.  

 

Мистицизм

 

 

 

Неопифагореизм Аполлоний Тианский (вторая половина I в- н. э.) Модерат из Гадеса (I в. н. э.)   Философия Филона Александрийского Филон Александ­рийский (20—54)   Неоплатонизм Аммоний Саккос (175—242) Плотин (205-270) Прокл (410-485)  

 

Эпикурейская школа

ЭПИКУРЕЙСКАЯ ШКОЛА - материалистическая философская школа Древней Греции, основана Эпикуром. Прошла три этапа развития: 1) школа Эпикура в эллинистическую эпоху (IV—III вв. до н.э.); 2) греко-римский эпикуреизм (II—I вв. до н.э.); 3) эпикуреизм периода Римской империи (I—VI вв. до н.э.).
Общая характеристика философии Эпикура (341—270 до н.э.)
▫ Эпикур делит философию на три части: учение о природе (физика), уче­ние о познании (логика, или каноника), учение о достижении человеком счастья (этика). Им написано около 300 сочинений. ▫ Важнейший элемент материалистического учения Эпикура - принцип со­хранения материи: ничто не происходит из несуществующего и ничто не становится несуществующим, ибо нет ничего, помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения. Вселенная бесконечна и существует вечно. ▫ Основные элементы мироздания: атомы и пустота. Они вечны и бесконеч­ны. Атомы неделимы, неизменны, неуничтожимы; их свойства: форма, ве­личина, вес. Атомы находятся в постоянном движении. Все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты. Материальный мир — единственная и первичная реальность. ▫ Исходный пункт познания — объективная реальность', истина — в совпаде­нии мысли с этой реальностью, данной через посредство наших чувств. По­знание — сложный процесс, предполагающий память, внимание, сравнение и образование общих понятий. В своей канонике Эпикур исходит из познава­емости мира и, признавая единичные ощущения единственным источником познания (сенсуализм), нисколько не умаляет значения общих понятий для познания. ▫ Этика Эпикура построена на натуралистической и индивидуалистической основе. Человек — чувственное существо, и чувства являются критериями морали. Высшее благо — блаженство, наслаждение, которое понимается как отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия). Нормой жизни должны стать разумное ограничение (жела­ний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость. ▫ Учение об обществе. Общество — совокупность индивидов; каждый инди­вид должен совершать поступки, не идущие вразрез с общественными инте­ресами, ибо добродетели находятся в неразрывной связи с приятной жизнью.

 

Стоицизм

СТОИЦИЗМ — школа древнегреческой философии, получившая на­звание от портика в Афинах, где она была основана Зеноном из Китио-на около 300 г. до н.э. Прошла три этапа развития: 1) Древняя Стоя (III—II вв. до н.э.; Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики); 2) Средняя Стоя (II—I вв. до н. э.; Ланэций, Лосидоний); 3) Поздняя Стоя (римский стоицизм — Сенека, Мусоний Руф, Эпиктет, Гиерокл-стоик, Марк Аврелий)
  Общая характеристика философии стоиков
▫ Стоики делили философию на три части: логику, физику и этику. Филосо­фия — «упражнение в мудрости»; мудрость— «знание божественных и челове­ческих дел». ▫ В основе множества тел лежит единая субстанция, материя (сущность). В мире, едином самом по себе, есть два начала всего: активное и пассивное. Пассивным является бескачественная сущность — материя, а активным — находящийся в ней Логос, или Бог. Саморазвитие мира происходит цикличес­ки; каждый цикл кончается превращением всего в огонь «воспламенением»; в начале каждого нового цикла «творческий огонь», он же Бог-Логос, порож­дает из себя четыре первоосновы: огонь, воду, воздух и землю, а из них все тела в мире. ▫ Душа человека, часть мировой разумной души, дыхания, телесна и прони­цает все тело, а со смертью отделяется от тела, переставая быть носителем личностных свойств. ▫ Логическую часть философии стоики делили на риторику и диалектику. Материал диалектики — понятия, а цель — познание методов доказательств. ▫ Этический идеал стоиков — мудрец, достигший добродетели и бесстрастия (апатия), «довлеющий себе» (автаркия), т. е. не зависящий от внешних обстоя­тельств. Конечная цель человека - счастье - определяется как жизнь согласно Природе, Логосу. Только такая жизнь добродетельна. ▫ Общество возникло по природе, а не на основании договора (как у Эпику­ра). «Две вещи дала человеку природа... Это разум и общество». ▫ Из тезисов о существовании единого космоса выводилось утверждение Стои о равенстве всех людей по природе независимо от национальности, пола, социального положения.

 

Скептицизм

СКЕПТИЦИЗМ — направление в древнегреческой философии, осно­ванное Пирроном из Элиды в конце IV в. до н.э. В развитии скептицизма различают три периода: 1) ранний скептицизм (Пиррон, ок. 360—270 до н.э.); 2) скептицизм, развивающийся в платоновской Академии при Аркесилае и Карнеаде; 3) поздний скептицизм (Энесидем из Кноса, Агриппа, Секст Эмпирик)
Общая характеристика философии Пиррона
▫ Философ, утверждал Пиррон, — тот, кто стремится к счастью. Счастье состоит в невозможности и отсутствии страданий. ▫ Кто желает достигнуть счастья, должен ответить на три вопроса: 1) Из чего состоят вещи? 2) Как мы должны относиться к этим вещам? 3) Какую выгоду получим мы от этого нашего к ним отношения? На первый вопрос мы, по Пиррону, не можем дать никакого ответа: всякая вещь «есть это не в большей степени, чем то». Ни о чем нельзя сказать, что оно поистине существует, и никакой способ не может быть признан истинным или ложным. Всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему суж­дение. ▫ Отсюда ответ на второй вопрос: единственное достойное философа отно­шение к вещам может состоять только в воздержании от суждений. Это воз­держание не значит, что не существует ничего достоверного: безусловно, достоверным являются, по Пиррону, наши чувственные восприятия (субъек­тивно-идеалистическая тенденция скептицизма). ▫ Этими положениями определяется ответ Пиррона на третий вопрос: выго­дой, проистекающей из воздержания от всяких суждений об истинной сущ­ности, будет невозмутимость или безмятежность, в которой скептицизм видит высшую степень возможного блаженства. ▫ Воздержание от суждений не означает полной практической бездеятельно­сти: кто живет, тот должен действовать. Но философ-скептик не приписыва­ет своему образу мыслей и своим действиям значения безусловной истины. Он сомневается в существовании внешнего мира и в возможности его позна­ния. Для него сомнение — всеобщий принцип и метод познания.

 

Патристика (систематизация)

Патристика   Основные теоретические вопросы патристики:
Совокупность теологических, фило­софских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II— VIII в. (так называемых отцов церкви)   ▫ проблема троичности, ▫ проблема инкарнации, ▫ отношение свободы ▫ и благодати, ▫ отношение веры и разум  

 

Гностицизм     Манихейство  
Форма мистического позна­ния, характерная для неко­торых религиозно-философс­ких течений позднего языче­ства. Три основных течения: ▫ христианский гностицизм (I-III в.), ▫ языческий гностицизм (I-III в.), ▫ мандеизм (II—III в.)     Религиозно-философское учение, возникшее в III веке на Ближнем Востоке и распространившееся в III-XI в. от Северной Африки до Китая Манихейство включало: ▫ рационалистический подход, ▫ резкую форму материализма, ▫ радикальный дуализм добра и зла  
Климент из Александрии (конец II - начало III в.) Ориген из Александрии (185-254)     Манн (216-270)  
     
Апологетика     Догматика  
Отрасль христианского бого­словия, посвященная защите вероучения христианства     Догматизм — официально признан­ные основные положения религиоз­ного вероучения, исповедание кото­рых считается непременным услови­ем постижения Бога  
Юстин-мученик (100-165) Тертуллиан (160-240)   Августин Аврелий (Святой Августин) (354-430)  

 

 

5.2. Патристика (общая характеристика)

 

ПАТРИСТИКА - термин, обозначающий учения первых христианских теологов. Возникнув во II в. до н.э., патристика формировалась в борьбе против гностицизма и традиционного языческого мировоззрения. Со вто­рой половины V до VIII в. патристика выступает уже как философия раннефеодального общества, переходя в схоластику  
Общая характеристика патристики
Патристика и схоластика - основные этапы средневековой философии. ▫ Первый этап патристики (от слова «патер» - «отец», имеются в виду «отцы церкви») в истории философии определяется со II по V в. Разработчики основных догматов христианской религии были одновременно и крупнейши­ми философами своего времени: Василий Великий (ок. 330-379), Григорий-богослов (ок. 329-390), Григорий Нисский (ок. 335-394), Августин (ок. 354-430) и др. ▫ С V по VIII в. начинается этап так называемой поздней патристики. Представители этого периода: Иоанн Дамаскин (ок. 675-753), Максим Испо­ведник (ок. 580-663) и др. ▫ Основные вопросы патристики: 1) проблема сущности Бога и его тройственности; 2) отношение веры и разума; 3) свобода воли человека и возможность спасения его души; 4) понимание истории как движения к «Граду Божьему»; 5) происхождение добра и зла в мире и т.п. ▫ Во II в. развернулась борьба христианства с возникшим в I в. гностицизмом, который соединял христианскую веру в воплощение Бога, пришедшего спа­сать людей, с учениями еврейской религии, а также с учениями античных и восточных религий. Гностицизм - не только учение о вере в бытие Бога, но и о пути, посредством которого достигается непосредственное познание («гно-сис») Бога, или личное общение верующего с Богом. Гностицизм развивался в двух формах: как гностицизм «языческий» и гностицизм христианский. Представители последнего - Климент из Александрии (ок. 150-215) и Ориген из Александрии (ок. 185—254).  

 

 

5.3. Апологетика

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 931; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.05 с.)