Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Миропонимание в древнеиндийской философии↑ Стр 1 из 22Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Индийская философия
Миропонимание в древнеиндийской философии
Китайская философия
Основные идеи китайской философии
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Отличительные особенности античной философии
Милетская школа
Философия пифагорейцев
Философия элеатов
Атомистический материализм
Философия софистов
4.13. Период классической античной философии
Философия Сократа
Учение Платона о триаде
Мистицизм
|
Неопифагореизм Аполлоний Тианский (вторая половина I в- н. э.) Модерат из Гадеса (I в. н. э.) | Философия Филона Александрийского Филон Александрийский (20—54) | Неоплатонизм Аммоний Саккос (175—242) Плотин (205-270) Прокл (410-485) |
Эпикурейская школа
ЭПИКУРЕЙСКАЯ ШКОЛА - материалистическая философская школа Древней Греции, основана Эпикуром. Прошла три этапа развития: 1) школа Эпикура в эллинистическую эпоху (IV—III вв. до н.э.); 2) греко-римский эпикуреизм (II—I вв. до н.э.); 3) эпикуреизм периода Римской империи (I—VI вв. до н.э.). |
Общая характеристика философии Эпикура (341—270 до н.э.) |
▫ Эпикур делит философию на три части: учение о природе (физика), учение о познании (логика, или каноника), учение о достижении человеком счастья (этика). Им написано около 300 сочинений. ▫ Важнейший элемент материалистического учения Эпикура - принцип сохранения материи: ничто не происходит из несуществующего и ничто не становится несуществующим, ибо нет ничего, помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения. Вселенная бесконечна и существует вечно. ▫ Основные элементы мироздания: атомы и пустота. Они вечны и бесконечны. Атомы неделимы, неизменны, неуничтожимы; их свойства: форма, величина, вес. Атомы находятся в постоянном движении. Все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты. Материальный мир — единственная и первичная реальность. ▫ Исходный пункт познания — объективная реальность', истина — в совпадении мысли с этой реальностью, данной через посредство наших чувств. Познание — сложный процесс, предполагающий память, внимание, сравнение и образование общих понятий. В своей канонике Эпикур исходит из познаваемости мира и, признавая единичные ощущения единственным источником познания (сенсуализм), нисколько не умаляет значения общих понятий для познания. ▫ Этика Эпикура построена на натуралистической и индивидуалистической основе. Человек — чувственное существо, и чувства являются критериями морали. Высшее благо — блаженство, наслаждение, которое понимается как отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия). Нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость. ▫ Учение об обществе. Общество — совокупность индивидов; каждый индивид должен совершать поступки, не идущие вразрез с общественными интересами, ибо добродетели находятся в неразрывной связи с приятной жизнью. |
Стоицизм
СТОИЦИЗМ — школа древнегреческой философии, получившая название от портика в Афинах, где она была основана Зеноном из Китио-на около 300 г. до н.э. Прошла три этапа развития: 1) Древняя Стоя (III—II вв. до н.э.; Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики); 2) Средняя Стоя (II—I вв. до н. э.; Ланэций, Лосидоний); 3) Поздняя Стоя (римский стоицизм — Сенека, Мусоний Руф, Эпиктет, Гиерокл-стоик, Марк Аврелий) |
Общая характеристика философии стоиков |
▫ Стоики делили философию на три части: логику, физику и этику. Философия — «упражнение в мудрости»; мудрость— «знание божественных и человеческих дел». ▫ В основе множества тел лежит единая субстанция, материя (сущность). В мире, едином самом по себе, есть два начала всего: активное и пассивное. Пассивным является бескачественная сущность — материя, а активным — находящийся в ней Логос, или Бог. Саморазвитие мира происходит циклически; каждый цикл кончается превращением всего в огонь «воспламенением»; в начале каждого нового цикла «творческий огонь», он же Бог-Логос, порождает из себя четыре первоосновы: огонь, воду, воздух и землю, а из них все тела в мире. ▫ Душа человека, часть мировой разумной души, дыхания, телесна и проницает все тело, а со смертью отделяется от тела, переставая быть носителем личностных свойств. ▫ Логическую часть философии стоики делили на риторику и диалектику. Материал диалектики — понятия, а цель — познание методов доказательств. ▫ Этический идеал стоиков — мудрец, достигший добродетели и бесстрастия (апатия), «довлеющий себе» (автаркия), т. е. не зависящий от внешних обстоятельств. Конечная цель человека - счастье - определяется как жизнь согласно Природе, Логосу. Только такая жизнь добродетельна. ▫ Общество возникло по природе, а не на основании договора (как у Эпикура). «Две вещи дала человеку природа... Это разум и общество». ▫ Из тезисов о существовании единого космоса выводилось утверждение Стои о равенстве всех людей по природе независимо от национальности, пола, социального положения. |
Скептицизм
СКЕПТИЦИЗМ — направление в древнегреческой философии, основанное Пирроном из Элиды в конце IV в. до н.э. В развитии скептицизма различают три периода: 1) ранний скептицизм (Пиррон, ок. 360—270 до н.э.); 2) скептицизм, развивающийся в платоновской Академии при Аркесилае и Карнеаде; 3) поздний скептицизм (Энесидем из Кноса, Агриппа, Секст Эмпирик) |
Общая характеристика философии Пиррона |
▫ Философ, утверждал Пиррон, — тот, кто стремится к счастью. Счастье состоит в невозможности и отсутствии страданий. ▫ Кто желает достигнуть счастья, должен ответить на три вопроса: 1) Из чего состоят вещи? 2) Как мы должны относиться к этим вещам? 3) Какую выгоду получим мы от этого нашего к ним отношения? На первый вопрос мы, по Пиррону, не можем дать никакого ответа: всякая вещь «есть это не в большей степени, чем то». Ни о чем нельзя сказать, что оно поистине существует, и никакой способ не может быть признан истинным или ложным. Всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему суждение. ▫ Отсюда ответ на второй вопрос: единственное достойное философа отношение к вещам может состоять только в воздержании от суждений. Это воздержание не значит, что не существует ничего достоверного: безусловно, достоверным являются, по Пиррону, наши чувственные восприятия (субъективно-идеалистическая тенденция скептицизма). ▫ Этими положениями определяется ответ Пиррона на третий вопрос: выгодой, проистекающей из воздержания от всяких суждений об истинной сущности, будет невозмутимость или безмятежность, в которой скептицизм видит высшую степень возможного блаженства. ▫ Воздержание от суждений не означает полной практической бездеятельности: кто живет, тот должен действовать. Но философ-скептик не приписывает своему образу мыслей и своим действиям значения безусловной истины. Он сомневается в существовании внешнего мира и в возможности его познания. Для него сомнение — всеобщий принцип и метод познания. |
Патристика (систематизация)
Патристика | Основные теоретические вопросы патристики: |
Совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II— VIII в. (так называемых отцов церкви) | ▫ проблема троичности, ▫ проблема инкарнации, ▫ отношение свободы ▫ и благодати, ▫ отношение веры и разум |
Гностицизм | Манихейство | |
Форма мистического познания, характерная для некоторых религиозно-философских течений позднего язычества. Три основных течения: ▫ христианский гностицизм (I-III в.), ▫ языческий гностицизм (I-III в.), ▫ мандеизм (II—III в.) | Религиозно-философское учение, возникшее в III веке на Ближнем Востоке и распространившееся в III-XI в. от Северной Африки до Китая Манихейство включало: ▫ рационалистический подход, ▫ резкую форму материализма, ▫ радикальный дуализм добра и зла | |
Климент из Александрии (конец II - начало III в.) Ориген из Александрии (185-254) | Манн (216-270) | |
Апологетика | Догматика | |
Отрасль христианского богословия, посвященная защите вероучения христианства | Догматизм — официально признанные основные положения религиозного вероучения, исповедание которых считается непременным условием постижения Бога | |
Юстин-мученик (100-165) Тертуллиан (160-240) | Августин Аврелий (Святой Августин) (354-430) |
5.2. Патристика (общая характеристика)
ПАТРИСТИКА - термин, обозначающий учения первых христианских теологов. Возникнув во II в. до н.э., патристика формировалась в борьбе против гностицизма и традиционного языческого мировоззрения. Со второй половины V до VIII в. патристика выступает уже как философия раннефеодального общества, переходя в схоластику |
Общая характеристика патристики |
▫ Патристика и схоластика - основные этапы средневековой философии. ▫ Первый этап патристики (от слова «патер» - «отец», имеются в виду «отцы церкви») в истории философии определяется со II по V в. Разработчики основных догматов христианской религии были одновременно и крупнейшими философами своего времени: Василий Великий (ок. 330-379), Григорий-богослов (ок. 329-390), Григорий Нисский (ок. 335-394), Августин (ок. 354-430) и др. ▫ С V по VIII в. начинается этап так называемой поздней патристики. Представители этого периода: Иоанн Дамаскин (ок. 675-753), Максим Исповедник (ок. 580-663) и др. ▫ Основные вопросы патристики: 1) проблема сущности Бога и его тройственности; 2) отношение веры и разума; 3) свобода воли человека и возможность спасения его души; 4) понимание истории как движения к «Граду Божьему»; 5) происхождение добра и зла в мире и т.п. ▫ Во II в. развернулась борьба христианства с возникшим в I в. гностицизмом, который соединял христианскую веру в воплощение Бога, пришедшего спасать людей, с учениями еврейской религии, а также с учениями античных и восточных религий. Гностицизм - не только учение о вере в бытие Бога, но и о пути, посредством которого достигается непосредственное познание («гно-сис») Бога, или личное общение верующего с Богом. Гностицизм развивался в двух формах: как гностицизм «языческий» и гностицизм христианский. Представители последнего - Климент из Александрии (ок. 150-215) и Ориген из Александрии (ок. 185—254). |
5.3. Апологетика
АПОЛОГЕТИКА - отрасль христианского богословия, посвященная защите вероучения христианства. Апологеты в раннем христианстве - наименование богословов II—III вв., выступивших с обоснованием и защитой христианства.
Представители: Юстин-мученик, Тертуллиан, Татиан, Афинагор
&nb
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 985; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.21 (0.014 с.) |