Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Рационалистическая метафизика Б. Спинозы
Похожие статьи вашей тематики
БЕНЕДИКТ (БАРУХ) СПИНОЗА (1632-1677) - великий голландский мыслитель, последователь Рене Декарта, яркий представитель европейского рационализма. Основное сочинение: «Этика» (1677)
| | Основные идеи рационалистической метафизики Б. Спинозы
| ▫ Основной вопрос для Б. Спинозы: возможно ли истинное человеческое счастье, и если да, то в чем оно состоит и как его достичь? Человек не самодостаточен, а включен в мировое целое. Поэтому основной вопрос может быть решен только после выяснения природы всего, что есть, в целом.
▫ Если в своих философских исследованиях Р. Декарт начинает с «Я», то Б. Спиноза — с объективного мира. Дуализму Р. Декарта Б. Спиноза противопоставил материалистический монизм. Объяснение мира из него самого - таково первое требование Б. Спинозы. Отсюда природа есть первое; она для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Такое существование есть «причина самого себя» («Causa sui»), или субстанция.
▫ Б. Спиноза называет природу «Богом» (Deus sive natura — Бог, или Природа). Бог - субстанция, существует вечно, ничем не ограничена и только одна. Как причина себя субстанция постоянно действует. Способ действия субстанции Б. Спиноза называет атрибутом. Каждое действие реализуется в актах, т. е. в отдельных действиях. Каждый акт выступает причиной для последующего и является следствием для предыдущего. Все отдельные действия субстанции называются модусами.
▫ Из бесконечного множества атрибутов человек воспринимает и познает только модусы двух: атрибута мышления и атрибута протяжения (телесности). Субстанция — это вещь протяженная и вещь мыслящая (res extensa et res cogitans). Человек — модус субстанции; он может познать ее сущность посредством причинно-следственной связи. Познание и постижение человеком единства с Богом-субстанцией есть интеллектуальная любовь к Богу.
▫ Мир, частью которого является человек, есть параллельное действие двух атрибутов Бога - мышления и протяжения. Модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления и, следовательно, стремится к свободе. Бог (Природа) наделен полной свободой, но действует в рамках жесткой необходимости. Поэтому для достижения свободы человеку необходимо максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога), ибо свобода есть познанная необходимость. Только через познающий разум человек может достичь счастья.
|
Философия Б. Спинозы
|
СУБСТАНЦИЯ
| | Природа, которая есть причина самой себя, т. е. не нуждается для своего существования ни в чем другом. Единая субстанция (Природа-Бог) и ее атрибуты (всеобщие свойства) составляют natura naturans, т. е. природу производящую, модусы же — natura naturata, т. е. природу произведенную. Natura naturans выражает единство Мира, natura naturata — его многообразие. Это две стороны одной и той же Природы.
| Атрибут протяженности (всеобщее свойство субстанции)
| | | | Атрибут мышления
(всеобщее свойство
субстанции)
|
| | | |
| Бесконечный модус движение
| | Человек как модус субстанций
| | Бесконечный модус - разум
| Модусы
| | Тело
| Душа
| | Модусы
| | | | | | | | ПОЗНАНИЕ
| | | Способы познания:
▫ Знание, которое получают понаслышке (метод религии). Знание, опирающееся на чувственное восприятие внешнего мира (недоказуемое, недостоверное, неполное).
▫ Знание, основывающееся на уме (достоверное, доказуемое посредством логических операций).
▫ Знание, опирающееся на ум, но не опосредованное доказательством (интуиция), является истинным и представляет собой результат «познания в чистом виде», непосредственно исходящего из разума
| | | | | | | | ЭТИКА
| | | Разум и различные комбинации трех первичных аффектов (радость, печаль, вожделение) образуют все многообразие психической жизни человека. Человек руководствуется не моральным законом добра и не отвращением от зла, а только стремлением к самосохранению и к собственной выгоде.
| | | | | | |
Философия Р. Декарта
РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650) - французский философ, математик, основоположник новоевропейского рационализма. Основные труды: «Рассуждение о методе» (1637), «Метафизические размышления» (1641), «Начала философии» (1644)
| | Рационалистическая метафизика Р. Декарта
| ▫ Цель учения Р. Декарта: найти способ отличать истинное знание от ложного. Источником истины может быть исключительно разум. В этом положении суть рационализма Р. Декарта и всего европейского рационализма Нового времени. О По словам Р. Декарта, половина его философии сводилась к следующим положениям:
1) в отыскании истины следует руководствоваться только разумом;
2) надо отвергнуть все прежние знания, не проверенные разумом;
3) открыть истину можно, только правильно применяя разум, т. е. располагая эффективным методом.
▫ Основоположения своего рационалистическо-дедуктивного метода Р. Декарт сформулировал в четырех правилах:
1) принимать за истину доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;
2) расчленять сложную проблему на более простые задачи;
3) последовательно переходить от доказанных вопросов к недоказанным;
4) строго соблюдать последовательность, не пропускать ни единого звена в
логической цепи исследования.
Используя такой метод, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.
▫ Философию Р. Декарт уподобляет дереву. Корнем является метафизика (философское учение о первоначалах всего существующего), стволом - физика, а ветви и крона — остальные науки (медицина, механика, этика и т. п.). Науки не могут сформироваться до и без метафизики. Поэтому весьма важно отыскать первое начало самой метафизики. Для отыскания этого первоначала Р. Декарт разработал специальную процедуру, которая представляет собой «картезианское» (латинизированное имя Р. Декарта — Картезий; Renatus Cartesius) сомнение.
▫ «Картезианское сомнение» предлагает усомниться абсолютно во всем. Сомнение начинать надо с того, что «обманывает» прежде всего. Таковы наши чувства, образы (воображение) и понятия. Тогда усомнимся и в собственном существовании. Но отбросить собственное существование мы не можем. Невозможно считать несуществующим то, что осуществляет акт сомнения. А сомнение — это наша мысль. Отсюда и знаменитый вывод: «Мыслю, следовательно, существую» (Cogito ergo sum). Картезианское сомнение - не скептицизм, а его противоположность — утверждение рационального познания.
|
|