Русская экзистенциально-религиозная философия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская экзистенциально-религиозная философия



Всемирно известными представителями русской экзистенциально-религиоз­ной философии были Николай Александрович Бердяев (1874-1948) и Лев Исаакович Шестов (Шварцман) (1866-1938). Труды Н.А. Бердяева, изданные в России: «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества» (1916); в эмиграции после 1922 г.: «Философия свободного духа» «Дух и реальность», «Я и мир объектов», «Русская идея», «Опыт эсхатологи­ческой метафизики», «Самопознание» и др. Труды Л.И. Шестова: «Апофеоз беспочвенности» (1905), в эмиграции - статья о Э. Гуссерле - журнал «Русские записки», 1938, XII, 1939,1. В эти же годы изданы книги: «Власть Ключей». «На весах Иова», «Киркегард и экзистенци­альная философия», «Афины и Иерусалим» (1938, рус. пер. 1951 г.)
     
Экзистенциальная философия Н.А. Бердяева   Иррационализм Л.И. Шестова
     
▫ Строится на ряде общих идей, каждая из которых вырастает из определенной пер­вичной интуиции: идея свободы, определя­ющая всю онтологию; идея творчества и объективизации', идея личности, лежащая в основе антропологии,социальной филосо­фии и этики; идея «метаисторического» (эс­хатологического) смысла истории. ▫ Общей основой этих идей является дуа­листическая картина реальности, предпо­лагающая два ряда начал: свобода, Дух (Бог), ноумен, субъект (личность, «Я»), — с одной стороны, необходимость, мир, фе­номен, объект — с другой. Отсюда два мира: царство Духа (Бога) и царство природы. Мир объектов лишен духовности и свободы; тво­рящий субъект включает мир в себя, в свою внутреннюю жизнь, открытую для свобо­ды, и тем преображает его. Творческий акт есть акт свободы, как бы прорыв Духа в объективный мир. ▫ Личность есть совокупность всех духов­ных и душевных способностей человека, его «внутренний экзистенциальный центр», осуществляющий связь человека с миром творчества и свободы. Общество и Космос есть часть личности. Личность выше обще­ства, нации, государства.   ▫ Философия Л.И.Шестова предвос­хищает основные идеи позднего эк­зистенциализма. Л.И. Шестов обосно­вывает мысль о трагической абсурд­ности человеческого существования; выдвигает образ обреченного челове­ка, пересматривает традиции фило­софии, смещает ось философского исследования с мироздания на субъект ▫ Философствование, по его мне­нию, должно идти не от объекта, а от субъекта, ориентируясь не на мышление, разум (рацио), а на пере­живание существования, с его миром глубоко личностных истин. ▫ Философскому умозрению, т. е. ра­ционалистическому «духу Афин», он противопоставляет откровение или доверие к основам жизни, имеющим Божественный источник («дух Иеру­салима»). ▫ В основе творчества Л.И. Шестова лежат две темы: религиозная и гносео­логическая (его иррационализм); фи­лософия его по сути своей не столько антропоцентрична, сколько теоцент-рична.

Философия русского космизма

КОСМИЗМ - направление в философии, которое рассматривает космос, окружающий мир, человека как единое взаимосвязанное целое.
Русский космизм характеризуется многогранностью подходов к решению проблемы связи человека с Космосом. Наиболее важные из них: 1) богочеловечество (В.С. Соловьев), 2) регуляция природы и «патрофикация» (Я.Ф. Федоров), 3) «пневмосфера» как особая часть вещества биосферы, связанная с космосом (П.А. Флоренский); 4) космическая эволюция сознания, концепция единой планетарной культуры (Н.К. Рерих); 5) теософский антропокосмизм (Е.П. Блаватская, П.Д. Успенский); 6) теория космических эр (К.Э. Циолковский); 7) влияние Солнца на жизнь Земли, гелиобиология, космическая медицина, астрогеология (А.Л. Чижевский); 8) эволюция биосферы в ноосферу, биогеохимия, космохимия (В.И. Вернадский)', 9) космоантропология (Н.А. Морозов) и т. п. Систематизация этих и ряда дру­гих подходов выявляет три тенденции в русском космизме.
Три направления русского космизма

Культурно-философское   Философское   Сциентическое
Космические идеи в русской философии XVIII - первой поло­вины XIX в. отраже­ны в утопических со-чиненияхдаких как, «Путешествие в землю Офирскую» М.М. Щер­батова; «4338-й год. Петербургские пись­ма» В.Ф. Достоевско­го; «Новейшее путе­шествие» В.А. Левшина и др. В этих рабо­тах содержатся идеи русского космизма в художественно-по­этической, культуро­логической форме.   Философское направление русского космизма в XIX в. разраба­тывалось русской религиозно-идеалистической философией. Видные представители этого на­правления: B.C. Соловьев и Н.Ф. Федоров. В XX в. религиозное на­правление русского космизма раз­рабатывалось последователями (Философии всеединства» B.C. Со­ловьева и «Общего дела» Н.Ф. Фе­дорова прежде всего С.Н. Булга­ковым, П.А. Флоренским, Н.А. Бердяевым. Основная идея соловьевского космизма — всеедин­ство человека, человечества и Бога, выражающее постоянный процесс собирания Вселенной, ее развития и совершенствования.   Сциентическое направ­ление синтезирует есте­ственно-научное и- фи­лософское познание Космоса, ему присуще рационалистическая и технократическая уста­новка на завоевание че­ловеком Космоса. Пред­ставители: А.Л. Чижевс­кий, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и др. Основные идеи: пробле­ма космической направ­ленности развития чело­вечества, вопрос о «чело­веческом факторе» во Вселенной, проблема человеческого существо­вания в эпоху освоения Космоса и т.п.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 786; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.004 с.)