Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Русская экзистенциально-религиозная философия
Похожие статьи вашей тематики
Всемирно известными представителями русской экзистенциально-религиозной философии были Николай Александрович Бердяев (1874-1948) и Лев Исаакович Шестов (Шварцман) (1866-1938).
Труды Н.А. Бердяева, изданные в России: «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества» (1916); в эмиграции после 1922 г.: «Философия свободного духа» «Дух и реальность», «Я и мир объектов», «Русская идея», «Опыт эсхатологической метафизики», «Самопознание» и др.
Труды Л.И. Шестова: «Апофеоз беспочвенности» (1905), в эмиграции - статья о Э. Гуссерле - журнал «Русские записки», 1938, XII, 1939,1. В эти же годы изданы книги: «Власть Ключей». «На весах Иова», «Киркегард и экзистенциальная философия», «Афины и Иерусалим» (1938, рус. пер. 1951 г.)
| | | | Экзистенциальная философия
Н.А. Бердяева
| | Иррационализм Л.И. Шестова
| | | | ▫ Строится на ряде общих идей, каждая из которых вырастает из определенной первичной интуиции: идея свободы, определяющая всю онтологию; идея творчества и объективизации', идея личности, лежащая в основе антропологии,социальной философии и этики; идея «метаисторического» (эсхатологического) смысла истории.
▫ Общей основой этих идей является дуалистическая картина реальности, предполагающая два ряда начал: свобода, Дух (Бог), ноумен, субъект (личность, «Я»), — с одной стороны, необходимость, мир, феномен, объект — с другой. Отсюда два мира: царство Духа (Бога) и царство природы. Мир объектов лишен духовности и свободы; творящий субъект включает мир в себя, в свою внутреннюю жизнь, открытую для свободы, и тем преображает его. Творческий акт есть акт свободы, как бы прорыв Духа в объективный мир.
▫ Личность есть совокупность всех духовных и душевных способностей человека, его «внутренний экзистенциальный центр», осуществляющий связь человека с миром творчества и свободы. Общество и Космос есть часть личности. Личность выше общества, нации, государства.
| | ▫ Философия Л.И.Шестова предвосхищает основные идеи позднего экзистенциализма. Л.И. Шестов обосновывает мысль о трагической абсурдности человеческого существования; выдвигает образ обреченного человека, пересматривает традиции философии, смещает ось философского исследования с мироздания на субъект
▫ Философствование, по его мнению, должно идти не от объекта, а от субъекта, ориентируясь не на мышление, разум (рацио), а на переживание существования, с его миром глубоко личностных истин.
▫ Философскому умозрению, т. е. рационалистическому «духу Афин», он противопоставляет откровение или доверие к основам жизни, имеющим Божественный источник («дух Иерусалима»).
▫ В основе творчества Л.И. Шестова лежат две темы: религиозная и гносеологическая (его иррационализм); философия его по сути своей не столько антропоцентрична, сколько теоцент-рична.
|
Философия русского космизма
КОСМИЗМ - направление в философии, которое рассматривает космос, окружающий мир, человека как единое взаимосвязанное целое.
|
| Русский космизм характеризуется многогранностью подходов к решению проблемы связи человека с Космосом. Наиболее важные из них:
1) богочеловечество (В.С. Соловьев),
2) регуляция природы и «патрофикация» (Я.Ф. Федоров),
3) «пневмосфера» как особая часть вещества биосферы, связанная с космосом
(П.А. Флоренский);
4) космическая эволюция сознания, концепция единой планетарной культуры
(Н.К. Рерих);
5) теософский антропокосмизм (Е.П. Блаватская, П.Д. Успенский);
6) теория космических эр (К.Э. Циолковский);
7) влияние Солнца на жизнь Земли, гелиобиология, космическая медицина,
астрогеология (А.Л. Чижевский);
8) эволюция биосферы в ноосферу, биогеохимия, космохимия (В.И. Вернадский)',
9) космоантропология (Н.А. Морозов) и т. п. Систематизация этих и ряда других подходов выявляет три тенденции в русском космизме.
| Три направления русского космизма
|
Культурно-философское
| | Философское
| | Сциентическое
| Космические идеи в русской философии XVIII - первой половины XIX в. отражены в утопических со-чиненияхдаких как, «Путешествие в землю Офирскую» М.М. Щербатова; «4338-й год. Петербургские письма» В.Ф. Достоевского; «Новейшее путешествие» В.А. Левшина и др. В этих работах содержатся идеи русского космизма в художественно-поэтической, культурологической форме.
| | Философское направление русского космизма в XIX в. разрабатывалось русской религиозно-идеалистической философией. Видные представители этого направления: B.C. Соловьев и Н.Ф. Федоров. В XX в. религиозное направление русского космизма разрабатывалось последователями (Философии всеединства» B.C. Соловьева и «Общего дела» Н.Ф. Федорова прежде всего С.Н. Булгаковым, П.А. Флоренским, Н.А. Бердяевым. Основная идея соловьевского космизма — всеединство человека, человечества и Бога, выражающее постоянный процесс собирания Вселенной, ее развития и совершенствования.
| | Сциентическое направление синтезирует естественно-научное и- философское познание Космоса, ему присуще рационалистическая и технократическая установка на завоевание человеком Космоса. Представители: А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и др. Основные идеи: проблема космической направленности развития человечества, вопрос о «человеческом факторе» во Вселенной, проблема человеческого существования в эпоху освоения Космоса и т.п.
|
|