Досократический период античной философии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Досократический период античной философии



Досократическая философия — ранняя классика (VII - VI вв. до н.э.)  
Милетская школа Элейская школа Пифагорейская школа Диалектика
Представители: Фалес (624-547 до н. э.) Анаксимандр (610-547 до н.э.» Анаксимен (588-525 до н. э.)   Представители: Ксенофан (565-470 до н. э.) Парменид (540-470 до н. э.) Зенон (490-430 до н. э.) Мелисс (ок. 440 г. до н. э.)   Представители: Пифагор (584-500 до н.э.) Филолай Ксенофил Архит Тарентский (1-я половина IV в.)   Представители: Гераклит (540-480 до н.э.)  

 

 

Основные черты античной философии: Основные категории античной мысли:
▫ космоцентризм ▫ стихийная диалек­тика мышления ▫ онтологизм   ▫ Космос ▫ Природа ▫ Логос ▫ Эйдос ▫ Душа  

 

 

Краткая характеристика досократической философии

Досократические философские школы Древней Греции возникли в VII—V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах
Философские школы Особенности
Философия натуралистической ориентации ▫ Милетская школа (Фалес, Анак­симандр, Анаксимен, Гераклит) ▫ Пифагорейская школа (Пифагор, Ксенофил, Архит Тарентский) ▫ Элейская школа (Парменид, Зенон, Мелисс) ▫ Атомистика (Левкипп, Демокрит) ▫ Иные философы (Эмпедокл, Анаксагор)   Натуралистической ориентации присущи: ▫ космоцентризм ▫ поиск первоначала, породившее все сущее. Представители различных на­туралистических школ обнаружива­ют субстанциональные основы вещей (т.е. то, из чего возникают все вещи), например, первоначало всего сущего — вода (Фалес); первооснова всего есть воздух (Анаксимен); сущность вещей — в числах (Пифагор); сущность вещей -в их бытии (Парменид); все вещи со­стоят из атомов (Левкипп, Демокрит); основа всего сущего есть вечное из­менение, превращение мира (Герак­лит) и т.п. ▫ декларативно-догматический метод философствования ▫ гилозоизм (одушевление неживой природы)  
Философия гуманистической ориентации ▫ Софистика (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт). Софи­сты совершили революцию, сместив философскую рефлексию с пробле­матики природы и космоса на про­блему человека и его жизни как члена общества. Софисты — это феномен столь же необходимый, как Сократ и Платон; последние без первых не­мыслимы.   Гуманистической ориентации присущи: ▫ доминантные темы — этика, по­литика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание, т.е. все то, что ныне зовется культурой ▫ смещение оси философского поиска с космоса на человека  

 

 

Милетская школа

 

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА возникла на рубеже VII-V вв. до н.э. в Милете -крупнейшем греческом торгово-ремесленном полисе в Малой Азии  
Характерные черты
▫ Натуралистический подход в понимании Природы и Космоса. Поиск первоначала - субстанции, из которой возник окружающий мир. Первовещество понималось не как мертвая и косная материя, а как вещество живое и в частях, наделенное душой и движением (пантеизм). О Решение философских и естественно-научных вопросов увязывалось с прак­тической деятельностью. Знания были не только основой для практического применения, но прежде всего элементами цельного мировоззрения. Мировоз­зрение это в своей сущности натуралистическое. ▫ Развитие астрономических, математических, физических и биологических знаний; конструирование первых научных приборов (солнечные часы, модель небесной сферы и т.п.).  
Представители
Фалес (625-547 до н.э.) Анаксимандр (610-547 до н.э.) Анаксимен (585-525 до н.э.)
Основные взгляды: ▫ Первоначало всего су­щего — вода — «фазис», жидкий, текучий, а то, что мы пьем, — лишь одно из его состояний. Вода соотносится с бо­жественным началом. ▫ Неживая природа, все вещи имеют душу (гилозоизм). ▫ Центр Вселенной — Земля, представляющая собой плоский диск, покоящийся на воде. ▫ Вселенная полна богов.   Основные взгляды: ▫ Первоначало всего суще­го — «апейрон» — вечная, бесконечная субстанция, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. ▫ Бог - первопричина, а Боги становятся мирами, универсумами, коих множе­ство, и они-то циклически возникают и гибнут. ▫ Мир состоит из серии противоположностей, опре­деляющих генезис Космоса. ▫ Центр Вселенной — Зем­ля, представляющая собой срез цилиндра, который па­рит в воздухе.   Основные взгляды: ▫ Первоначало всего сущего — воздух, ко­торый проходит в сво­ем изменении ряд эта­пов: огонь — воздух -ветры-облака — земля -камни. Воздух, входя­щий в вышеуказанный ряд, не тождественен с первоначалом. Воздух — источник жизни и психических явлений. ▫ Земля — плоский диск, парящий в воз­духе. ▫ Боги отождествля­ются с Природой.  

 

Философия Гераклита Эфесского

 

Вторым после Милета очагом древнегреческой философии в Малой Азии был город Эфес, родина философа Гераклита (ок. 530—470 до н.э.). Гераклит -один из основоположников диалектики, учение которого является наиболее ярким выражением стихийной диалектичности древнегреческой философии.  
  Основные положения учения Гераклита
▫ В основе всего существующего лежит огонь. Это первоначало, находящееся в вечном движении и изменении. Переходящее из одного состояния в другое, благодаря борьбе образующих его противоположностей, служит основой все­го развития мира. ▫ Природа находится в процессе непрерывного изменения, а из всех природ­ных веществ наиболее способен к изменению огонь. Поэтому «этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой Бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загора­ющимся и мерами потухающим» (фрагмент Гераклита). ▫ Вторым определяющим элементом мировоззрения Гераклита является ут­верждение о всеобщей текучести вещей, изменяемости. «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды». «Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые» (фрагмент Гераклита). ▫ Все происходит по необходимости и из «противоположного обмена». Необ­ходимость — это всеобщий закон «логос», созидающий сущее из «противо­положного движения», т.е. здесь Гераклит говорит о внутренне противоречи­вом потоке, тем самым подходя к диалектическому пониманию развития. ▫ Учение о потоке тесно связано с учением о переходе одной противополож­ности в другую, т.е. Гераклит вплотную подходит к постановке проблемы единства противоположностей. Обмениваясь друг на друга, противополож­ности становятся друг другу тождественными. Противоречие (борьба) являет­ся движущей силой всякого изменения и развития. ▫ Теория познания основывается на понимании взаимосвязи чувственного и рационального познания, а задача познания — проникновение в сущность Природы в ее вечном изменении. Основа общности и истинности человечес­кого познания — «логос», т. е. единство, всеобщность и непреложность миро­вого порядка.  

 

Философия пифагорейцев

  ПИФАГОРЕЙЦЫ - последователи Пифагора (2-я половина VI - начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика, основавшего в греческом.городе Кротоне религиозный союз  
Характерные черты пифагорейской школы
▫ Возникла она как некое братство или религиозный орден, подчиненный строгим правилам общежития и поведения. ▫ Учение воспринималось как тайна, знать которую позволялось лишь адеп­там и разглашение которой строжайше запрещалось. ▫ Пифагорейский союз представлял собой реакционную партийную органи­зацию аристократии.  
Основные положения философии пифагорейцев
▫ Истинное мировоззрение, по Пифагору, покоится на трех основах: морали, религии и знании. Мораль Пифагора — это мораль аристократа. Задачи науки подчинены интересам религии. ▫ Первопричина всего сущего — число. Все в природе измеряется, подчиняет­ся числу, в числе - сущность всех вещей; познать мир, его строение, его закономерность — это значит познать управляющие им числа. ▫ Мистика чисел составляет ядро пифагорейского идеализма. ▫ Учение о противоположностях оформляется в систему метафизически по­нятых противоположностей (предел и беспредельное, нечет и чет, единое и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, хорошее и дурное, четырехугольное и разно­стороннее). Основное философское значение имеет противоположность пре­дельного и беспредельного, определяющая все другие противоположности. ▫ Пифагорейцы в основном стояли на позиции метафизического миропони­мания, что целиком связано с их пониманием числа. ▫ Пифагорейцы преуспели в изучении музыки, геометрии и небесной механики.  

 

 

Философия элеатов

ЭЛЕАТЫ — представители элейской философской школы, существовавшей в VI—V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Представители: Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс
Основные положения философии элеатов
▫ Все философские мировоззрения, с точки зрения Парменида, покоятся на одной из трех основных предпосылок: 1) только бытие есть, небытия нет, 2) не только бытие, но и небытие существует и 3) бытие и небытие тождественны'. Эти предпосылки являются основой трех философских школ: первая — исходный пункт элейской школы, вторая лежит в основе учения пифагорейской школы, а в третьей заключается учение Гераклита Эфесского. ▫ Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию ве­щей философские поняти предельной общности (бытие, небытие, движение). ▫ Единое бытие понимается элеатами как непрерывное, нераздельное, оди­наково присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности, исключающее количественную множественность вещей и их движение (апо­рии Зенона о невозможности движения). Множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и поэтому они не суть бытие. ▫ В познании элеаты разграничивают истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. Последние знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности. Только разум может постичь истину о мире, исходя из тождества мышления и бытия. ▫ В понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие одно, неделимо; 3) бытие познавае­мо, а небытие (видимость) непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует. ▫ Окружающий мир элеаты рассматривали как нечто изменчивое и подвиж­ное, представляя его в рамках чувственного познания.

 

 

Атомистический материализм

Основателем атомистики был Левкипп (ок. 500-440 до н.э.), учение которго продолжил ученый-энциклопедист и философ-материалист Демокрит (460-370 до н.э.). Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» — противоположность «линии Платона» - идеалистического направления).
Основные положения философии атомистов
▫ Мир состоит из пространства и наполняющей его материм, или из атомов и пустоты. ▫ Атомы не возникают и не уничтожаются. Они вечны и неделимы, просты и качественно неизменны. Между ними существуют первоначальные отли­чия: форма, порядок и положение. Кроме того, они различаются по величине и тяжести. ▫ Принцип движения материи составляет основу всей атомистической систе­мы. Атомы находятся в извечном движении, атом - движущаяся материя. ▫ Вселенная бесконечна, бесконечно и число миров в ней. Земля — плоская. ▫ Признание всеобщей причинной необходимости является одним из основ­ных принципов всей системы атомистов. Отсюда атомисты одновременно и отрицают случайность, и признают ее: отрицают в смысле беспричинности — никакое событие не может возникнуть без причины; признают в смысле противоположности целесообразности — никакое событие в природе не воз­никает и не происходит ради осуществления какой-либо цели. В этом смысле всякое событие случайно. ▫ Исходным началом и основанием в познании являются ощущения, и всем, что дает для познания ум, он в конечном счете обязан чувствам. ▫ Жизнь и смерть организмов — это соединение и размножение атомов. Тот же принцип положен в основу психологии: душа состоит из огненных атомов и есть временное соединение. Бессмертие души отвергается. ▫ Атомисты, в частности Демокрит, проявляют большой интерес к вопросам политики, государственного устройства, вопросам и проблемам физики, ма­тематики, техники, эстетики, филологии, музыки.

Философия софистов

СОФИСТИКА (V - первая половина IV вв. до н.э.) не представляла собой единого круга мыслителей. «Софисты» не есть название определенного философского направления или особой фило­софской школы. Слово «софист», первоначально означавшее мудрец, искусник, изобретатель, со второй половины V в. до н.э. означает осо­бый тип философа-профессионала, учителя философии. Представители: старшие софисты (V в. до н.э.) - Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий, младшие софисты — Ликофрон, Алкидамант, Трассимах.
Основные положения философии софистов
▫ Человек и сознание — основная проблема софистики. Софисты произвели смещение оси философского исследования с природы на человека: именно в этом их историческое значение. В центре внимания оказались человек и его психология: искусство убеждать требовало знания логических форм созна­ния. ▫ Свою правоту софисты доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым умозаключение, на первый взгляд пра­вильное, оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в соб­ственных мыслях. ▫ Исходный принцип софистов: «Человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют» (Протагор). Отсюда субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и по­пытки доказать то, что действительность существует только в мыслях чело­века. ▫ Теория познания софистов ориентирована на отдельного индивида — субъек­та познания (субъективный идеализм). Объективное, истинное познание не­достижимо (скептицизм), а всякое знание относительно (релятивизм). ▫ Релятивизм в теории познания служит обоснованием и нравственного ре­лятивизма: софисты показывали условность правовых норм, государствен­ных законов и моральных оценок.

 

 

4.13. Период классической античной философии

 

Классическая античная философия (V—IV вв. до н. э.)

 

Атомистический материализм Этический рационализм Объективный идеализм   Аристотель (384—322 до н. э.)   Софистика  
Левкипп (500-440 до н. э.) Демокрит (460—370 до н. э.)   Сократ (469-399 до н. э.) Платон (460—370 до н. э.)   Протагор (481—411 до н. э.) Горгий (483-375 до н. э.)  

 

 

 
 

 


Мегарская школа (IV-III в. до н. э.) Элидо-эритрейская школа (IV-III в. до н. э.) Киническая школа (IV-III в. до н.э.) Киренская школа (IV-III в. до н.э.)
Представители: Евклид из Мегар Евбулид из Милета Стилъпон Диодор Крон   Представители: Федон из Элиды Менедем из Эритреи Асклепиад из Эритреи   Представители: Антисфен Диоген из Синопа Кратет из Фив   Представители: Аристипп Феодор Гегезий Анникерид  

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.35.159 (0.017 с.)