Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Досократический период античной философии
Похожие статьи вашей тематики
Досократическая философия — ранняя классика
(VII - VI вв. до н.э.)
| Милетская школа
| Элейская школа
| Пифагорейская школа
| Диалектика
| Представители:
Фалес
(624-547 до н. э.)
Анаксимандр
(610-547 до н.э.»
Анаксимен
(588-525 до н. э.)
| Представители:
Ксенофан
(565-470 до н. э.)
Парменид
(540-470 до н. э.)
Зенон
(490-430 до н. э.)
Мелисс
(ок. 440 г. до н. э.)
| Представители:
Пифагор
(584-500 до н.э.) Филолай Ксенофил
Архит Тарентский (1-я половина IV в.)
| Представители:
Гераклит
(540-480 до н.э.)
|
Основные черты античной философии:
| Основные категории античной мысли:
| ▫ космоцентризм
▫ стихийная диалектика мышления
▫ онтологизм
| ▫ Космос
▫ Природа
▫ Логос
▫ Эйдос
▫ Душа
|
Краткая характеристика досократической философии
Досократические философские школы Древней Греции возникли в VII—V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах
| Философские школы
| Особенности
| Философия натуралистической ориентации
▫ Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит)
▫ Пифагорейская школа (Пифагор, Ксенофил, Архит Тарентский)
▫ Элейская школа (Парменид, Зенон, Мелисс)
▫ Атомистика (Левкипп, Демокрит)
▫ Иные философы (Эмпедокл, Анаксагор)
| Натуралистической ориентации присущи:
▫ космоцентризм
▫ поиск первоначала, породившее все сущее. Представители различных натуралистических школ обнаруживают субстанциональные основы вещей (т.е. то, из чего возникают все вещи), например, первоначало всего сущего — вода (Фалес); первооснова всего есть воздух (Анаксимен); сущность вещей — в числах (Пифагор); сущность вещей -в их бытии (Парменид); все вещи состоят из атомов (Левкипп, Демокрит); основа всего сущего есть вечное изменение, превращение мира (Гераклит) и т.п.
▫ декларативно-догматический метод философствования
▫ гилозоизм (одушевление неживой природы)
| Философия гуманистической ориентации
▫ Софистика (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт). Софисты совершили революцию, сместив философскую рефлексию с проблематики природы и космоса на проблему человека и его жизни как члена общества. Софисты — это феномен столь же необходимый, как Сократ и Платон; последние без первых немыслимы.
| Гуманистической ориентации присущи:
▫ доминантные темы — этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание, т.е. все то, что ныне зовется культурой
▫ смещение оси философского поиска с космоса на человека
|
Милетская школа
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА возникла на рубеже VII-V вв. до н.э. в Милете -крупнейшем греческом торгово-ремесленном полисе в Малой Азии
| Характерные черты
| ▫ Натуралистический подход в понимании Природы и Космоса. Поиск первоначала - субстанции, из которой возник окружающий мир. Первовещество понималось не как мертвая и косная материя, а как вещество живое и в частях, наделенное душой и движением (пантеизм). О Решение философских и естественно-научных вопросов увязывалось с практической деятельностью. Знания были не только основой для практического применения, но прежде всего элементами цельного мировоззрения. Мировоззрение это в своей сущности натуралистическое.
▫ Развитие астрономических, математических, физических и биологических знаний; конструирование первых научных приборов (солнечные часы, модель небесной сферы и т.п.).
| Представители
| Фалес
(625-547 до н.э.)
| Анаксимандр
(610-547 до н.э.)
| Анаксимен
(585-525 до н.э.)
| Основные взгляды:
▫ Первоначало всего сущего — вода — «фазис», жидкий, текучий, а то, что мы пьем, — лишь одно из его состояний. Вода соотносится с божественным началом.
▫ Неживая природа, все вещи имеют душу (гилозоизм).
▫ Центр Вселенной — Земля, представляющая собой плоский диск, покоящийся на воде.
▫ Вселенная полна богов.
| Основные взгляды:
▫ Первоначало всего сущего — «апейрон» — вечная, бесконечная субстанция, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится.
▫ Бог - первопричина, а Боги становятся мирами, универсумами, коих множество, и они-то циклически возникают и гибнут.
▫ Мир состоит из серии противоположностей, определяющих генезис Космоса.
▫ Центр Вселенной — Земля, представляющая собой срез цилиндра, который парит в воздухе.
| Основные взгляды:
▫ Первоначало всего сущего — воздух, который проходит в своем изменении ряд этапов: огонь — воздух -ветры-облака — земля -камни. Воздух, входящий в вышеуказанный ряд, не тождественен с первоначалом. Воздух — источник жизни и психических явлений.
▫ Земля — плоский диск, парящий в воздухе.
▫ Боги отождествляются с Природой.
|
Философия Гераклита Эфесского
Вторым после Милета очагом древнегреческой философии в Малой Азии был город Эфес, родина философа Гераклита (ок. 530—470 до н.э.). Гераклит -один из основоположников диалектики, учение которого является наиболее ярким выражением стихийной диалектичности древнегреческой философии.
|
Основные положения учения Гераклита
| ▫ В основе всего существующего лежит огонь. Это первоначало, находящееся в вечном движении и изменении. Переходящее из одного состояния в другое, благодаря борьбе образующих его противоположностей, служит основой всего развития мира.
▫ Природа находится в процессе непрерывного изменения, а из всех природных веществ наиболее способен к изменению огонь. Поэтому «этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой Бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим» (фрагмент Гераклита).
▫ Вторым определяющим элементом мировоззрения Гераклита является утверждение о всеобщей текучести вещей, изменяемости. «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды». «Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые» (фрагмент Гераклита).
▫ Все происходит по необходимости и из «противоположного обмена». Необходимость — это всеобщий закон «логос», созидающий сущее из «противоположного движения», т.е. здесь Гераклит говорит о внутренне противоречивом потоке, тем самым подходя к диалектическому пониманию развития.
▫ Учение о потоке тесно связано с учением о переходе одной противоположности в другую, т.е. Гераклит вплотную подходит к постановке проблемы единства противоположностей. Обмениваясь друг на друга, противоположности становятся друг другу тождественными. Противоречие (борьба) является движущей силой всякого изменения и развития.
▫ Теория познания основывается на понимании взаимосвязи чувственного и рационального познания, а задача познания — проникновение в сущность Природы в ее вечном изменении. Основа общности и истинности человеческого познания — «логос», т. е. единство, всеобщность и непреложность мирового порядка.
|
Философия пифагорейцев
ПИФАГОРЕЙЦЫ - последователи Пифагора
(2-я половина VI - начало V вв. до н.э.),
древнегреческого философа и математика, основавшего
в греческом.городе Кротоне религиозный союз
| Характерные черты пифагорейской школы
| ▫ Возникла она как некое братство или религиозный орден, подчиненный строгим правилам общежития и поведения.
▫ Учение воспринималось как тайна, знать которую позволялось лишь адептам и разглашение которой строжайше запрещалось.
▫ Пифагорейский союз представлял собой реакционную партийную организацию аристократии.
| Основные положения философии пифагорейцев
| ▫ Истинное мировоззрение, по Пифагору, покоится на трех основах: морали, религии и знании. Мораль Пифагора — это мораль аристократа. Задачи науки подчинены интересам религии.
▫ Первопричина всего сущего — число. Все в природе измеряется, подчиняется числу, в числе - сущность всех вещей; познать мир, его строение, его закономерность — это значит познать управляющие им числа.
▫ Мистика чисел составляет ядро пифагорейского идеализма.
▫ Учение о противоположностях оформляется в систему метафизически понятых противоположностей (предел и беспредельное, нечет и чет, единое и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, хорошее и дурное, четырехугольное и разностороннее). Основное философское значение имеет противоположность предельного и беспредельного, определяющая все другие противоположности.
▫ Пифагорейцы в основном стояли на позиции метафизического миропонимания, что целиком связано с их пониманием числа.
▫ Пифагорейцы преуспели в изучении музыки, геометрии и небесной механики.
|
Философия элеатов
ЭЛЕАТЫ — представители элейской философской школы, существовавшей в VI—V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.
Представители: Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс
| Основные положения философии элеатов
| ▫ Все философские мировоззрения, с точки зрения Парменида, покоятся на одной из трех основных предпосылок: 1) только бытие есть, небытия нет, 2) не только бытие, но и небытие существует и 3) бытие и небытие тождественны'. Эти предпосылки являются основой трех философских школ: первая — исходный пункт элейской школы, вторая лежит в основе учения пифагорейской школы, а в третьей заключается учение Гераклита Эфесского.
▫ Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию вещей философские поняти предельной общности (бытие, небытие, движение).
▫ Единое бытие понимается элеатами как непрерывное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности, исключающее количественную множественность вещей и их движение (апории Зенона о невозможности движения). Множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и поэтому они не суть бытие.
▫ В познании элеаты разграничивают истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. Последние знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности. Только разум может постичь истину о мире, исходя из тождества мышления и бытия.
▫ В понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие одно, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие (видимость) непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует.
▫ Окружающий мир элеаты рассматривали как нечто изменчивое и подвижное, представляя его в рамках чувственного познания.
|
Атомистический материализм
Основателем атомистики был Левкипп (ок. 500-440 до н.э.),
учение которго продолжил ученый-энциклопедист и
философ-материалист Демокрит (460-370 до н.э.).
Демокрит считался основоположником материалистического направления
в философии («линия Демокрита» — противоположность
«линии Платона» - идеалистического направления).
| Основные положения философии атомистов
| ▫ Мир состоит из пространства и наполняющей его материм, или из атомов и пустоты.
▫ Атомы не возникают и не уничтожаются. Они вечны и неделимы, просты и качественно неизменны. Между ними существуют первоначальные отличия: форма, порядок и положение. Кроме того, они различаются по величине и тяжести.
▫ Принцип движения материи составляет основу всей атомистической системы. Атомы находятся в извечном движении, атом - движущаяся материя.
▫ Вселенная бесконечна, бесконечно и число миров в ней. Земля — плоская.
▫ Признание всеобщей причинной необходимости является одним из основных принципов всей системы атомистов. Отсюда атомисты одновременно и отрицают случайность, и признают ее: отрицают в смысле беспричинности — никакое событие не может возникнуть без причины; признают в смысле противоположности целесообразности — никакое событие в природе не возникает и не происходит ради осуществления какой-либо цели. В этом смысле всякое событие случайно.
▫ Исходным началом и основанием в познании являются ощущения, и всем, что дает для познания ум, он в конечном счете обязан чувствам.
▫ Жизнь и смерть организмов — это соединение и размножение атомов. Тот же принцип положен в основу психологии: душа состоит из огненных атомов и есть временное соединение. Бессмертие души отвергается.
▫ Атомисты, в частности Демокрит, проявляют большой интерес к вопросам политики, государственного устройства, вопросам и проблемам физики, математики, техники, эстетики, филологии, музыки.
|
Философия софистов
СОФИСТИКА (V - первая половина IV вв. до н.э.) не представляла собой единого круга мыслителей. «Софисты» не есть название определенного философского направления или особой философской школы. Слово «софист», первоначально означавшее мудрец, искусник, изобретатель, со второй половины V в. до н.э. означает особый тип философа-профессионала, учителя философии.
Представители: старшие софисты (V в. до н.э.) - Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий, младшие софисты — Ликофрон, Алкидамант, Трассимах.
| Основные положения философии софистов
| ▫ Человек и сознание — основная проблема софистики. Софисты произвели смещение оси философского исследования с природы на человека: именно в этом их историческое значение. В центре внимания оказались человек и его психология: искусство убеждать требовало знания логических форм сознания.
▫ Свою правоту софисты доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым умозаключение, на первый взгляд правильное, оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях.
▫ Исходный принцип софистов: «Человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют» (Протагор). Отсюда субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.
▫ Теория познания софистов ориентирована на отдельного индивида — субъекта познания (субъективный идеализм). Объективное, истинное познание недостижимо (скептицизм), а всякое знание относительно (релятивизм).
▫ Релятивизм в теории познания служит обоснованием и нравственного релятивизма: софисты показывали условность правовых норм, государственных законов и моральных оценок.
|
4.13. Период классической античной философии
Классическая античная философия
(V—IV вв. до н. э.)
|
Атомистический материализм
| Этический рационализм
| Объективный идеализм
| Аристотель (384—322 до н. э.)
| Софистика
| Левкипп (500-440 до н. э.) Демокрит (460—370 до н. э.)
| Сократ (469-399 до н. э.)
| Платон (460—370 до н. э.)
| Протагор (481—411 до н. э.) Горгий (483-375 до н. э.)
|
Мегарская школа
(IV-III в. до н. э.)
| Элидо-эритрейская школа
(IV-III в. до н. э.)
| Киническая школа
(IV-III в. до н.э.)
| Киренская школа
(IV-III в. до н.э.)
| Представители:
Евклид из Мегар
Евбулид из Милета
Стилъпон
Диодор
Крон
| Представители:
Федон из Элиды
Менедем из Эритреи Асклепиад из Эритреи
| Представители: Антисфен
Диоген из Синопа
Кратет из Фив
| Представители:
Аристипп
Феодор
Гегезий
Анникерид
|
|