Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Характерные черты философии эпохи Возрождения
Похожие статьи вашей тематики
ФИЛОСОФИЕЙ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ называется совокупность философских направлений, которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку. Ренессанс, или Возрождение, в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с XIV по XVII в.
| Характерные черты философии Ренессанса
| ▫ Антропоцентризм. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований.
▫ Гуманизм. Человек приобретает гораздо большую самостоятельность. Отсюда вырастает новое самосознание человека и новая его общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека.
▫ Возникает новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа, а затем религия с ее проблемами. Отсюда другая особенность ренессансной культуры и философии - секуляризация - освобождение от церковного влияния.
▫ Происходит становление опытных наук, дающих истинное знание о природе (Г. Галилей, Д. Бруно, И. Кеплер, Н. Коперник и др.). Формируется принципиально новое, научно-материалистическое понимание, свободное от теологии.
▫ В познании мира мыслители Ренессанса в основном опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение.
▫ Проявляется большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству.
▫ Получают широкое распространение идеи социального равенства. Создаются и первые утопии, рисующие идеальное государство: «Утопия» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы и др.
|
Общая характеристика философии эпохи Возрождения
Философия Возрождения (XV-XVII вв.)
| ГУМАНИЗМ
| | НАТУРФИЛОСОФИЯ
| Целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвавшее переворот в культуре и мировоззрении
| | Философия природы, умозрительное толкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Натурфилософия эпохи Возрождения развивалась в основном на основе пантеизма и гилозоизма
| Франческо Петрарка (1304—1374) Коллючо Салютами (род,. 1331) Леонардо Брут (1370-1444) Поджо Браччолини (1370-1459) Леон Баттиста Альберты (1404—1472) Лоренцо Балла (1407-1457)
| | Николай Коперник (1473—1543) Бернардино Телезио(1508-1588) Джордано Бруно (1548-1600) Леонардо да Винчи (1452-1519) Галилео Галилей (1564—1642)
|
| ПАНТЕИЗМ
| натуралистический
| религиозный
|
Дж. Бруно
|
Н. Кузанский
| | | | АРИСТОТЕЛИЗМ
| | НЕОПЛАТОНИЗМ
| 1. История истолкования, распространения переводов и влияния сочинений Аристотеля
2. Усвоение учения Аристотеля в различных средневековых теологических традициях
| | Систематизация элементов философии Платона с добавлением учений Аристотеля
| Пьетро Помпонацци (1462-1525) Симоне Порцио (1496-1554)
| | Николай Кузанский (1401—1464) Марсилио Фичино (1433—1499) Пико делла Мирандола (1463—1494) Франческо Патрици (1529-1597)
|
| |
| СКЕПТИЦИМ
|
| РЕЛИГИЯ
| | ПОЛИТИКА
|
| УТОПИЗМ
| Мишель Монтень (1533-1592) Джанфранческо Пико (1469-1533) Генрих Корнелиус (1486-1535)
|
| Эразм Роттердамский (1466-1536) Мартин Лютер (1483-1546) Ульрих Цвингли (1484-1531) Жан Кальвин (1509-1564)
| Никколо
Макиавелли
(1469-1527)
Гуго Гроций (1583-1645)
Жан Боден
(1530-1596)
|
| Томас Мюнцер
(1490-1525)
Томас Мор
(1478-1535)
Томмазо
Кампанелла
(1568-1639)
|
Основные направления философии эпохи Возрождения
Основные направления философии Возрождения
|
НАТУРФИЛОСОФИЯ
|
| ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА
|
| ГНОСЕОЛОГИЯ
|
|
|
|
|
| Проблема материи
|
| Проблема движения
|
| Диалектические
тенденции (XV-XVI вв.)
|
| Познаваемость
окружающего
мира
|
|
|
|
|
|
|
|
Две концепции
|
| Движущая сила
— разумное начало, неотделимое от материи (пантеизм)
|
| Метафизические
тенденции
(XVI в.)
|
| Признание воздействия внешнего мира как источника познания на органы чувств
|
|
|
|
|
|
|
|
| Атомистическая концепция
|
| Пантеистическая концепция
|
| Механистический
материализм
(XVII в.)
|
| Отрицание врожденных идей
|
|
|
| Утверждение
разума и логики
|
|
|
|
|
|
|
| ПОЛИТИКА
|
| УТОПИЗМ
|
|
|
|
|
| Два направления
|
| Обоснование социального идеала — пантеистическое, т. е. на основе божественно-природного закона (Т. Мюнцер, Т. Кампанелла)
|
|
|
|
|
| Монархомахическое (тираноборческое, республиканское)
|
| Монархическое (абсолютизм)
|
| Отрицание частной собственности
|
| Общественный труд
|
| Равное распределение материальных благ
| | | | | | | | | |
Гуманизм
Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV - середине XV в.
Его центром была Италия.
Представители: Ф. Петрарка, К. Салютати, Л. Бруни, П. Браччолини, Л.Б. Альберты,
Л. Балла
|
Наиболее известные философы-гуманисты
| Франческо Петрарка (1304-1374) - автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру»
| Лоренцо Балла (1407-1457) - автор трактата
«О наслаждении как об истинном благе»
| ▫ Программа и метод «философствования» Ф. Петрарки: «Истинная мудрость есть знание пути (метода) достижения этой мудрости, которая заключается в искусстве быть свободным».
▫ Смысл жизни открывается тому, кто овладел искусством быть свободным. Человеческая личность должна быть свободной, а поэтому человеку должны быть свойственны свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим.
▫ Диалектика, с умом примененная, есть не цель, но инструмент духовного образования, посредством которого человек может добиться духовной свободы и счастья, опираясь только на себя и свои силы.
▫ Человек должен жить не для Бога, а для самого себя, поскольку человеческая жизнь дается один раз и по сути своей уникальна.
| ▫ Основные рассуждения Л. Балла следующие: все, что создала природа «не может быть не свято и не достойно похвалы», и наслаждение также свято и похвально.
▫ Чувственное наслаждение самое низкое. Потом следуют удовольствия духа, права, искусств и культуры и выше всего — христианская любовь к Богу, но «не как конечная цель, а как действующая причина...»
▫ Высшее благо - наслаждение (удовлетворение материальных и духовных запросов человека).
▫ В центр мироздания Л. Балла ставил человека; верил в его способности и разум; призывал к активной социальной позиции, борьбе, смелости в изменении мира.
▫ Ниспровергал церковные авторитеты и критиковал схоластику за косные традиции.
|
Неоплатонизм
НЕОПЛАТОНИЗМ — идеалистическое направление, которое ставило своей целью систематизацию учения Платона и его дальнейшее развитие. Представители: Н. Кузанский, М. Фичино, Пико дета Мирандола, Ф. Патрици и др.
| Общая характеристика философии Н. Кузанского (1401—1464)
| ▫ Философские воззрения Н. Кузанского — церковного деятеля, кардинала, теолога, мистика и неоплатоника — складывались под влиянием неоплатоновской мистики, античного атомизма, оккамовского номинализма и каббалы. Основные сочинения: «Обученом незнании», «Простец», «О достижении мудрости» и др.
▫ Философия Н. Кузанского — прикрытая и не вполне последовательная форма пантеизма (отожествление Бога и мира): «Бог во всех вещах, как все они в нем». Вселенная есть чувственно изменчивый Бог. То, что в природе относительно и не развернуто, то в Боге абсолютно и завершено.
▫ Познание Вселенной — Бога проходит четыре ступени:
- чувственное восприятие;
- рассудок, разделяющий противоположности;
- разум, их сопоставляющий;
- интуиция, непосредственно созерцающая совпадение противоположностей в бесконечном единстве «максимума».
▫ Был сформулирован закон совпадения противоположностей: так как противоположности совпадают, то совпадают форма и материя. Отсюда сущность и существование неразрывны и бытие едино. В учении о «совпадении противоположностей» ясно проступают элементы диалектики.
▫ Исходя из того, что интуитивное «незнание» выше рационального знания, Н. Кузанский в то же время уделяет большое внимание чувственному опыту. Будучи номиналистом, он отрицает существование универсалий вне вещей и утверждает действительное бытие единичного и индивидуального.
▫ Утверждается невозможность достижения абсолютного знания, так как увеличение знаний приводит только к учености, но не к истинному знанию.
▫ Большое внимание уделяется вопросам математики и географии, проблемам естествознания и космологии. Согласно космологическому учению, Земля вращается вокруг своей оси, делая полный оборот в течение суток. Вселенная бесконечна.
▫ Учение Н. Кузанского подготовило почву для натурфилософских учений (Дж. Бруно, Б. Телезио и др.) и нового естествознания (Л. да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей и др.).
|
Натурфилософия
НАТУРФИЛОСОФИЯ - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Получило широкое распространение в эпоху Возрождения.
Представители: Б. Телезио, Дж. Бруно, Т. Кампанелла, Дж. Кардано, Парацелъс, Ф. Патрици
| Основные черты натурфилософии в эпоху Возрождения:
▫ целостное рассмотрение природы
▫ использование принципа тождества микро- и макрокосмоса
▫ развитие самой себя на основе пантеизма и гилозоизма
| Бернардино Телезио (1508-1588)
| Джордано Бруно (1548-1600)
| ▫ Объективно существует вечная, неизменная, несотворимая и неуничтожимая материя, однородная и бескачественная
▫ Материя пассивна. Она — «поле битвы» двух активных противоположных начал - тепла (Солнца) и холода (Земли)
▫ Из материи и двух начал (сил) конструируется вся Природа
▫ «Принципом» человека является дух как разновидность материи
▫ Существует бессмертная душа, которая, как и Бог, является объектом веры, но не знания
| ▫ Природа едина, она - одновременно абсолютная возможность и действительность, материя и форма, начало и конец, причина и следствие
▫ Материя активна и неразрывна с формой
▫ Вселенная и Бог - одно целое (пантеизм)
▫ Мировая душа наполняет всю Вселенную, все вещи (гилозоизм)
▫ Вселенная не имеет центра, границ, и число миров в ней бесконечно
▫ Солнце - центр по отношению к Земле, но не центр Вселенной
▫ Познание проходит четыре ступени: ощущение (sensus), рассудок (ratio), разум (intellectus) и animus (дух). Объект познания - природа
|
Новое естествознание
Новое естествознание получило широкое распространение в период Позднего Возрождения (XVI—XVII вв.) в Европе, особенно в Италии. Представители: Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей
| Основные черты нового естествознания
| ▫ Обоснование материалистического взгляда на мир и формирование научного мировоззрения, свободного от теологии.
▫ Формирование новой картины мироздания, в которой Земля не является центром Вселенной, а Бог, природа и Космос едины.
▫ Зарождение нового этапа развития философской мысли в Европе — механистического и метафизического материализма XVII—XVIII вв. (Г. Галилей).
| Николай Коперник(1473—1543)
| Галилео Галилей(1564—1642)
| ▫ Земля не пребывает неподвижно в центре Вселенной (отвергался геоцентризм)
▫ Земля обращается вокруг Солнца, занимающего центр Вселенной (геоцентризм заменяется гелиоцентризмом)
▫ Все космические тела движутся по собственной траектории
▫ Космос бесконечен, и процессы, происходящие в нем, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла
| ▫ Материя - реальная субстанция, имеющая корпускулярную структуру
▫ В природе ничто не уничтожается и ничего нового не нарождается (метафизический взгляд)
▫ Бог создал мир, но природе присущи свои закономерности (деистический взгляд на природу)
▫ Метод исследования природы — экспериментально-математический
▫ Миропонимание основывается на принципах механистического мировоззрения (материализма)
|
|