Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Философия, ее предмет и роль в обществе.

Поиск

ЧАСТЬ I

Раздел I. Основы философии

 

Глава 1. Философия, ее предмет и роль в обществе.

 

Курс обществознания является интегративным. Он объединяет философские, социологические, экономические, культурологические, политологические и правоведческие знания в целостную систему. Большинство из перечисленных наук как отдельные дисциплины не существовали до XIX века: социология, экономика, культурология, политология были отраслями философского знания. С глубокой древности философия объединяла выводы различных наук, как говорил Аристотель, была "царицей наук". И в современных условиях философия занимает ключевое место в системе мировоззрения. Поэтому именно с раздела о философии мы и начнем наше пособие.

 

Возникновение философии и формирование ее предмета.

Философия обсуждает наиболее общие мировоззренческие проблемы и является одной из форм мировоззрения. Мировоззрени е – это система взглядов на мир и на место в нем человека, его отношение к этому миру. Исторически выделяют четыре формы мировоззрения:

мифологию — религию составляют практический уровень мировоззрения, то есть формируют необходимую модель поведения человека в повседневной жизни философию — науку составляют теоретический уровень мировоззрения, то есть оперируют абстрактными категориями

Следует оговориться, что религия представляла собой практический уровень мировоззрения только на ранних этапах, впоследствии, приняв форму теологии, религия стала относиться и к теоретическим системам.

800-200 гг. до н.э. немецкий философ Карл Ясперс назвал «осевым временем». Именно на это время приходится становление философии.

Философия зародилась более двух с половиной тысяч лет назад на Древнем Востоке (в Индии и Китае) и в Древней Греции. С самого начала своего возникновения философия была представлена двумя основными ветвями – восточной и западной. Наиболее динамично развивалась западная философия. На Руси философская мысль в религиозной форме впервые возникает лишь в Х1 в.

В Древней Греции философами называли мудрецов. В дословном переводе с греческого (phileo – любить, sophia – мудрость) "философия" – любовь к мудрости. Само слово «философия» в отмеченном значении впервые употребил знаменитый мыслитель древности Пифагор. Древнегреческий мыслитель Платон выделил философию как протонауку и считал, что истинный философ стоит вне человеческой суеты и обращен к божественному. Ученик Платона Аристотель называл философом того, кто изучает сущее как таковое и может указать наиболее достоверные начала всего.

На сегодняшний день существуют различные подходы к определению понятия «философия»:

Ø философию рассматривают как специфическую форму мировоззрения;

Ø как форму общественного сознания;

Ø как учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру;

Ø как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления,

Ø как учение о методах познавательной деятельности.

Возникновение философии было закономерным этапом в развитии человеческого общества и человеческого мышления. Рано или поздно человек должен был задуматься над вопросами: каковы основания мира, какое место он занимает в этом мире, что такое добро и зло и др. К числу основных мировоззренческих проблем, обсуждаемых философией, немецкий философ И.Кант относил следующие: что я могу знать? Что я должен делать? На что смею надеяться? Что такое человек?

Круг проблем, обсуждаемых философами, с течением времени менялся. Для ранней стадии развития философии был характерен космоцентризм (от греч. Kosmos – вселенная) – философы стремились понять мир как целое, одним из ключевых вопросов был вопрос о первооснове мира. Древнегреческий философ Фалес в качестве первоосновы космоса выделял воду, а его ученики и продолжатели его учения в качестве первоосновы называли апейрон (беспредельное и неопределенное начало), воздух. Позже в число первооснов были включены огонь и земля.

Сократ вслед за софистами обратил внимание на проблему человека, которую считал основной для философского обсуждения. По мере развития античной философской мысли круг проблем, обсуждаемых философией, существенно расширялся. Обсуждались познавательные, логические, этические проблемы, а также проблемы государственного устройства.

По мере распространения христианства, в средние века на первый план выдвигаются теологические (от греч. Theos – Бог) вопросы. Философия становится теоцентричной: Бог в центре мироздания, а природа и человек – его творения, зависимые, не способные изменить существование. В этих условиях имеет место примат веры над разумом. Таких воззрений придерживались классики средневековой философии Аврелий Августин и Фома Аквинский.

С началом эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) отношение философов к миру и человеку меняется. Философская мысль принимает антропоцентрическую (от греч. «Антропос» – человек) форму. Зарождается гуманизм (от лат. humanitas – человечность), пропагандируется вера в способности человека, оспаривается приоритет веры над разумом.

Эпохи Нового времени и Просвещения (XVII-XVIII вв.) вносят дух рационализма (от лат. rationalis-разумный). Актуальными становятся проблемы научного метода (Бэкон, Декарт). По мере развития капитализма большое внимание уделяется проблемам прав человека, общественного устройства (Локк, Монтескье, Руссо и др.) В эпоху Просвещения закладываются концепции правового государства и рыночной экономики.

Немецкая классическая философия (вторая половина ХУ111 – первая половина Х1Х вв.) возвращает философии ее особый статус, впервые выраженный в работах Платона и Аристотеля. Философская мысль устремлена к предельным основаниям мира и системному изложению своих учений.

Современная западная философия порывает с классическими рационалистическими традициями и больше внимания уделяет проблемам человеческого существования и выживанию человека и человечества в кризисных условиях (духовный кризис, экологический кризис и т.п.)

Русская философия прежде всего подчеркивает духовно-нравственное содержание философии. Выдающийся русский философ В.С.Соловьев отмечал, что под «любомудрием» разумеется не только полнота знания, но и нравственное совершенство, внутренняя цельность духа.

Философия как система знания включает такие разделы как: онтология – учение о бытии, гносеология – теория познания, методология – учение о методах познания, аксиология – учение о духовных ценностях и др.

Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что философия устремлена к постижению всеобщего, предельных оснований мира и человеческого бытия в нем. И в этом постижении значимо не столько построение систематизированного знания о мире, а сколько постижение смысла мира и смысла человеческого бытия в нем. Любовь к мудрости прежде всего проявляется в том, как быть человеком и каким образом занять достойное место в мире.

В системе культуры философия выполняет ряд функций:

1. Мировоззренческую, рассматривая наиболее общие проблемы мировоззрения;

2. Гносеологическую, выясняя природу и условия познавательного процесса;

3. Методологическую, раскрывая методы и принципы научного исследования;

4. Аксиологическую, выясняя специфику ценностного отношения и его основные категории (добра, зла и др.);

5. Интегративно-синтетическую, связанную с необходимостью объединения мировоззренческих усилий различных форм (религии, науки, искусства и др.);

6. Критическую, вызванную необходимостью пересмотра сложившихся подходов и стереотипов, тормозящих дальнейшему развитию мировоззрения.

 

Глава 2. История философии.

Античная философия.

 

Античная философия включает в себя философские учения греческих и римских философов с 7 в. до н.э. по 5 в. н.э. Выделяются следующие периоды в развитии античной философской мысли:

I-ый этап – 7-5 вв. до н.э. – период зарождения и формирования древнегреческой философии (милетская, пифагорийская, элейская и др. философские школы). Это время натурфилософских построений, получившее название «досократики»;

II-й этап – 5-4 вв. до н.э. – период зрелости и расцвета (классики) древнегреческой философии («афинская школа», труды Сократа, Платона и Аристотеля);

III-й этап – кон. 4 в. до н.э. – 5 в. н.э. – период заката античной философии, начинающийся с эпохи эллинизма и завершающийся падением Римской империи (греко-римский период). На этом этапе происходит переосмысление классического философского наследия (Эпикур, скептики, стоики, неоплатонизм).

В Древней Греции были поставлены основные философские проблемы и были определены основные философские позиции в их решении.

Одной из ключевых проблем периода зарождения и формирования древнегреческой философии была проблемы определения первоосновы космоса. В отличие от мифологии, акцентировавшей внимание на генетическое начало мира, философия искала субстанциальные основы. На первых этапах натурфилософская мысль в качестве субстанциальной основы выделяла природные стихии: воду, воздух, огонь, землю. Философская мысль в это время еще категориально не определилась, и поэтому она подводила под философский принцип (первоосновы) что-то чувственное, созерцаемое. Хотя и на этом этапе были «прозрения». В частности, Анаксимандр (У1 в. до н.э.) началом мира считал апейрон, который «не знает старости», «бессмертен и неуничтожим».

Позже философская мысль определит иной подход к пониманию первоосновы. Ее необходимо искать не среди стихий, которые чувственно-конкретны, относительны, изменчивы, а в логических средствах самого познающего мышления. Такова была точка зрения Пифагора (известно то, что родился ок. 570 г. до н.э на о.Самосе в Ионии). Начало и сущностью вещей он считал число, ибо «числу все вещи подобны».

В древнегреческой философии закладываются основы идеализма и материализма. В частности, целостная концепция объективного идеализма была разработана Платоном (427-347 гг. до н.э.), по мнению которого, существует вечный и неизменный мир идей (эйдосов), а вещи являются лишь практическим воплощением идеальных образцов. В основе мироздания находится Единое, которое обусловливает существование мира. Космос рассматривался как живое существо, наделенное душой и умом.

В 5-4 вв. до н.э. также были заложены и основы материализма. "Стихийным материалистом" античности называют Демокрита (460-371 гг. до н.э.). Основной заслугой этого философа является разработка атомистического учения По мнению Демокрита, существует "бытие" и "небытие". Небытие – пустота, бытие представлено телами, состоящими из атомов различной формы – первичных элементов мироздания. Атомы постигаются только умом. Важнейшее свойство атомов- постоянное движение. В результате их соединений образуются вещи. В учении Демокрита нет четкого различия между материальным и идеальным: душа ему представляется соединением атомов, боги тоже состоят из особо прочных атомов. Атомистика Демокрита получила развитие в философии Эпикура (342-270 гг. до н.э.).

Проблемы диалектики и метафизики также интересовали античных мыслителей. Древнегреческий философ Гераклит (544-483 гг. до н.э.) полагал, что мир находится в постоянном движении. Гераклита называют стихийным диалектиком, ему приписывается выражения: "все течет и все изменяется", "нельзя войти в одну и ту же реку дважды…" Он раскрывается соотношение противоположностей, видя в этом соотношении условие гармонии, которая ясна лишь мудрецу. «Природа любит прятаться», «тайная гармония лучше явной», - отмечал философ. Особая роль отводилась борьбе противоположностей. По мнению Гераклита, «вражда – обычный порядок вещей, …все возникает через вражду».

Метафизическая позиция была выражена виднейшим представителем элейской школы Парменидом (вторая половина У1 – сер. У вв. до н.э.) Он – современник Гераклита. Но если Гераклит учил диалектически рассматривать мир, то Парменид утверждал о том, что в сущности все неизменно. При этом он исходит из того, что мышление и бытие тождественны. Существует лишь то, что мыслимо и выразимо. Основными признаками бытия являются: неизменность, неподвижность, целостность, законченность, совершенность. Философско-логическую аргументацию против диалектики, признающей движение и изменение, развивал Зенон (490-430 гг. до н.э.) В своих апориях (неразрешимых противоречиях) "Стрела", "Ахилл и черепаха" он доказывает, что движение не истинно, это лишь видимость наших органов чувств.

Особое место в античной философии занимает творчество Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Он систематизирует античную философию, впервые становясь исследователем истории философии, создает оригинальное философское учение, придает философствованию научную форму. Впервые дает классификацию наук, определяя особое значение первой философии (позже названной «метафизикой»). Аристотель является основателем и ряда других философских дисциплин, прежде всего, логики.

В 336 г. до н.э. Аристотель открывает свою школу, определившись к этому времени в своем отношении к учению Платона (это выражено в его изречении «Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине»). Школа располагалась возле храма Аполлона Ликейского и поэтому получила название Ликей. Но ввиду того, что занятия проводились в «перипатах» (садах, предназначенных для прогулок) учеников стали называть «перипатетиками». Позднее перипатетиками стали именовать учеников и последователей Аристотеля.

Стержнем философского мировоззрения Аристотеля является учение о сущем, изложенное им в «Метафизике». В этом учении, «первой философии» изложены основные проблемы бытия, дана критика эйдосов Платона, разработаны вопросы соотношения материи и формы.

В период эллинизма и римский период философская мысль уже не достигает той высоты и глубины творческих исканий, который был характерен для периода расцвета и зрелости античной философии. Больше внимания философы обращают на скептическое отношение к прежним учениям, поиск их направлен на нравственные проблемы, целью и смыслом жизни философа становится уже не творчество, что было характерно раньше, а выживание, приспособление к новым условиям бытия. Практикуются идеалы скепсиса, независимости. В позднеримский период усиливается тяга к религиозно-мистическим идеям. Философствующий разум, чем всегда гордилась античная культура, сдает свои позиции, уступая свое место религии и мистике.

Но в целом античная философия внесла огромный вклад в развитие мировой философской мысли. В античности были поставлены и рассмотрены важнейшие мировоззренческие вопросы, были заложены основные философские направления. Античная философия стала фундаментом для развития европейской культуры и ее мировоззрения.

Средневековая философия.

Следующим за античным этапом в развитии философской мысли был средневековый. Хронологически средневековая философия охватывает период с V по XV века. Средневековая философия имела принципиально иную духовную среду, она прежде всего была неразрывно связана с формированием и становлением христианства, религиозного мировоззрения. Античность и ее философское наследие были востребованы лишь отчасти. На ранних этапах были значимы идеи неоплатоников (в определенной степени и идеи самого Платона), на более зрелых этапах частично использовались идеи Аристотеля (учение о форме и материи, логическое учение). Основным и решающим источником для философских размышлений становилось Священное писание. В силу отмеченного можно выделить ряд особенностей средневековой философии, в частности:

1. господствующей формой мировоззрения становилась религия (теоцентризм мировоззрения). Соответственно, высшим знанием считалась теология, а философия была призвана обслуживать ее интересы (становилась «служанкой» теологии);

2. первопричиной всего существующего был провозглашен Бог.

3. одним из основополагающих принципов средневековой философии был принцип креационизма (от лат. creatio-создание), согласно которому вселенная была сотворена Богом;

4. в основу мирового порядка положен принцип провиденциализма (от лат. providentia-провидение) - миром управляет божественное провидение;

5. основным способом познания мира был признан мистический: познание через божественное откровение.

Основными теоретиками средневековой европейской философии считаются Аврелий Августин (354-430 гг.) и Фома Аквинский (1225-1274 гг.). Одной из основных проблем их учений была проблема соотношения разума и веры в процессе познания. Аврелий Августин разработал теорию гармонии веры и разума. По мнению философа, человек может приобщаться к религии посредством нерациональных источников, таких как: чувства, эмоции, желания, воля и т. п.; однако существует и другой путь к религии - через мышление, философские концепции (так называемый рациональный путь). Абсолютное предпочтение А.Августин отдавал нерациональным средствам, считал, что вера не требует доказательств, но ее можно подкрепить, усилить доказательствами. Необходимо сочетание, гармония веры и разума, но ни в коей мере вера не должна зависеть от разума. Известно высказывание А.Августина: «Верую, чтобы понимать».

Существенный вклад в дальнейшую разработку гармонии веры и разума внес другой средневековый философ Ф.Аквинский. Его учение составляет основу официальной доктрины католической церкви. Ф.Аквинский утверждал, что вера не должна противоречить разуму, кроме того, некоторые положения веры могут быть рационально доказаны. Например, мыслитель приводил пять доказательств существования Бога:

первое доказательство: в мире все находится в движении, следовательно, у каждой вещи есть источник движения. Но должен быть и некий перводвигатель. Им является Бог;

второе доказательство: бытие представляет собой совокупность причинно-следственных связей, значит, должна быть и начальная причина всего существующего. Такой первопричиной был Бог;

третье доказательство: мир подчинен определенным закономерностям: законам подчиняется движение планет, развитие природы и жизнь людей. Законов множество. Творцом первого закона мог быть только Бог;

четвертое доказательство: мир устроен иерархически: каждая последующая ступень более совершенна, чем предыдущая. Высшим, абсолютным совершенством является Бог;

пятое доказательство: мир единый, его развитие направлено на достижение определенных целей. Источником целесообразности мира выступает Бог.

По мнению Ф.Аквинского, вера и разум разными путями идут к общей цели-познанию Бога, но разум опирается на философию, в то время как вера - на теологию. Бог открывается человеку и естественным путем через сотворенный мир, и сверхъестественным – через откровение. Допустимы оба пути постижения Бога, однако, несомненный приоритет Ф. Аквинский отдавал вере.

Подводя итоги, можно сказать, что средневековая философия представляла особый период в развитии европейской мысли. Заслугой средневековой философии можно считать разработку проблемы соотношения разума и веры, проблемы логических доказательств. Средневековая философия пропагандировала христианские общечеловеческие ценности, таким образом содействовала укреплению нравственных устоев общества.

 

Философия эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения в современной науке считается переходным этапом к новому времени. В этот период (XV-XVI вв.) произошли качественные сдвиги в общественном сознании, во многом связанные с формированием гелиоцентрического мировоззрения: взгляды Н.Коперника (1473-1543 гг.), Дж.Бруно (1548-1600 гг.) и др. Были выдвинуты идеи о вечности и бесконечности Вселенной, о наличии бесчисленного множества миров, о вращении Земли вокруг солнца и собственной оси и т. п. Эти и многие другие идеи существенно видоизменили повлекли средневековую христианскую доктрину. Произошел переход от теоцентризма к пантеизму, а тем самым к сближению и отождествлению Бога и природы. Одновременно с этим сближались «Книга Откровения» и «Книга Творения». Возрастал философский интерес к истолкованию природы, к построению натурфилософских концепций. В мировоззрении этой эпохи возобладали диалектические принципы, а также принципы антропоцентризма и гуманизма.

Философские представления эпохи Возрождения наиболее полно выразил Н.Кузанский (1401-1464). Диалектические идеи были представлены в пантеистической форме. Мысль Кузанца о совпадении (единстве) всех противоположностей в Боге имела диалектическое содержание. Диалектична его мысль о соотношении целого и части: целое более чем части; оно имеет примат перед частью и отдельным. Применяемые геометрические и математические образы (бесконечного круга, треугольника и т.п.) позволяли подчеркнуть соотношения конечного и бесконечного, максимума и минимума. Человек рассматривался в творческой активности и деятельностью своего ума уподоблялся Богу. Исходя из идеи бесконечности мира, мыслитель подчеркивал диалектичность процесса познания. Если ощущения дают лишь смутные образы вещей, а рассудок дает им имена, то интеллект как разум постигает ту истину, что «все вещи состоят из противоположностей в различных степенях».

Натурфилософские концепции эпохи Возрождения подготавливали философские основания для развития естественнонаучной мысли. В частности, Д.Бруно (1548-1600) доказывал не только бесконечность природы, но и физическую однородность всех миров. Он считал, что все миры и все тела Вселенной состоят из пяти элементов: воды, воздуха, земли, огня и нетленного эфира. Мыслитель полагал, что мир одушевлен и другие миры также населены и обитаемы, как и Земля в солнечной системе. Его взгляд на миры был диалектичен: «кто хочет познать наибольшие тайны природы пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей».

Однако наибольшее значение в эпоху Возрождения имели идеи гуманизма. Человек воспринимался во всей его целостности материальной и духовной. Он рассматривался как «второй Бог», творец мира культуры. Широко пропагандировалась идея всестороннего развития человека. Для его формирования, по мнению многих мыслителей этого времени, решающее значение имеют такие дисциплины как философия, литература, история и риторика. Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами (от итальянского «humanista» - человечность). Центральной идеей Пико дела Мирандолы (1463-1494) была идея возвышения человека в силу его причастности его всему земному и небесному.

Далеко не случайно то, что эпоха Возрождения активно формировала творческий тип всесторонне развитой личности. Появление целой плеяды творчески одаренных индивидуальностей было адекватным ответом на запросы этой эпохи. Среди них Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Франческо Петрарка и многие другие.

Постмодернизм.

Основные представители: русский философ Густав Шпет (1879-1940), французские философы Поль Рикер (род. 1913) и Жак Деррида (род. 1930).

Основные признаки постмодернизма:

1. критика монизма (Б. Спинозы);

2. апогей плюрализма (основы заложены Г. Лейбницем): идея множественности, многообразия природы и общества;

3. признание разнокачественности реальности: может выступать в идеалистической, материалистической, мистической, эзотерической формах;

4. онтологический дуализм: мир единый и упорядоченный, в то же время он разделенный и хаотичный;

5. гносеологический плюрализм: признается множественность точек зрения;

6. главный девиз: «Пересекайте границы, засыпайте рвы!»

 

Итак, современная западная философия чрезвычайно неоднородна, в ней существует масса течений и направлений. В некоторых из них, как в экзистенциализме, центральной является проблема человеческого существования; в других – проблемы науки и ее оснований познания, как в разных формах позитивизма; третьи во главу угла ставят проблему анализа психических структур человека, как психоанализ; четвертые предлагают интегрировать выводы предшествующих философских течений, искать в них общий, глубинный смысл, стирать границы между понятиями и ликвидировать противопоставления (постмодернизм). Для многих течений современной философии характерно критическое отношение к философскому наследию прошлого, пессимистическое отношение к разуму и миру в целом. Важными характеристиками философии сегодня являются критицизм и пессимизм. В то же время философия занята поиском новых ценностей в сфере религиозного, мистического опыта. Большинство философов отдает приоритет иррациональным явлениям.

 

Материя и сознание

Данная проблема органична связана с основным вопросом философии и разрабатывается в современной философской литературе. Поясним некоторые аспекты этой проблемы.

Термин происходит от лат. materia – вещество. В современной философии материей называют бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, всеобщую субстанцию, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения.

Термин "материя" появился с началом развития философии. Впервые этот термин ввел Платон. По его мнению, материя – это некий, лишенный качеств материал, из которого образуются тела различной величины и очертаний. Материя обладает определенными характеристиками: она бесформенна, неопределенна, отождествляется с пространством, принимает форму любых геометрических фигур.

В последующих философских системах материя связывалась с конкретными свойствами: массой, энергией, пространством; отождествлялась с конкретными видами: веществом, атомами и т.д. В новое время зародились естественно-научные представления, но характеристики материи страдали однобокостью, сводя ее к конкретной физической, химической и т. п. сущности.

Задачей философского осмысления стала характеристика материи во всем ее бесконечном многообразии, разграничение категорий материи и сознания. Своеобразный выход был предложен марксизмом-ленинизмом. В.И.Ульянов (Ленин) дал следующее определение материи: это объективная реальность, данная в ощущении и независимая от нашего сознания. Такая формулировка позволяет говорить о материи безотносительно к возможному открытию новых, еще неизвестных свойств, видов и форм.

Неотъемлемыми свойствами материи являются:

· субстанциональность, т.е. материя рассматривается как главная составляющая, первооснова всего сущего на Земле;

· неисчерпаемость (подтверждается современным естествознанием) – возможность перехода материи на новые уровни, генетически связанные, находящиеся в определенной иерархии между собой (от менее сложных форм (неживая материя) к более сложным (живая, а также социальная материи).

На сегодняшний день в философии признается многоуровневость существования материи, ее системность и структурность. Способом существования материи является движение. Дискуссионным является вопрос о развитии как способе существования материи. Активно обсуждаются проблемы пространства и времени как форм существования материи.

Проблема сознания встала еще в глубокой древности, так как к нему не применимы многие характеристики чувственно воспринимаемой объективной реальности (пространство, время; его нельзя измерить, количественно выразить, ощущать или наблюдать; оно не обладает массой, энергией, формой в том смысле, которое применимо к физическим явлениям).

Сознание существует, это факт, но проявляется опосредованно через язык и целеполагающую деятельность людей.

Философские представления о сознании:

1. досократовское – сознание отождествлялось с неким первоначалом (огонь, воздух и т.д.), было безличностно, т.е. не отождествлялось с человеком. Гераклит: душа человека может быть наполнена огнем или водой.

2. сократовское – проводится грань между материальными явлениями и идеальными. Например, у Платона сознание ассоциируется с определенным типом бессмертия души – до рождения пребывает в мире вечных идей, затем пребывает в теле – "темнице души." Платон делил психические явления на мир чувств (ощущения, восприятия) и интеллект ("рассудок" (мыслительные операции) и "ум" (создает мир чистых идей – самый высокий уровень сознания).

3. средневековое представление: сознание – это дар Бога как надмирового начала (идеалистическая трактовка). В средние века существовала и материалистическая трактовка сознания в трудах Аверроэса, Дунса Скота, Сигера Брабантского: сознание выводилось из мыслящей материи.

4. новое время: самые разнообразные представления о сознании. Воззрениям Декарта присущ дуализм: сознание – особая мыслящая субстанция (человеческое индивидуальное сознание – ее часть), противостоит материальной субстанции. Впоследствии сформировались две традиции понимания сознания:

- Ряд исследователей вслед за Гоббсом и Локком сводит психические процессы к физическим, духовное к материальному. Представители вульгарного материализма (Фохт, Молешотт) рассматривают сознание как физиологический процесс: мозг выделяет мысль как печень желчь.

- Другие философы исходят из посылки о примате духовного (в данном случае-сознания) над материальным и физическим. С позиций субъективного идеализма эту идею развивали Беркли, Юм и др.; на объективно-идеалистских воззрениях основана система Гегеля. Гегель, в частности, считал, что сознание-это одна из форм развития абсолютной идеи (исторически обусловленная).

5. современная философия:

· сознание – это процесс работы человеческого мозга, выступает как его функция, не обнаруживает себя в отрыве от него;

· сознание-это результат эволюционного развития живого вещества;

· сознание- это высший тип отражения, т. е. воспроизведение признаков, свойств и отношений отражаемого объекта на всех уровнях организации материи.

1) в неживой природе отражение характеризуется простыми формами и пассивным характером (изменения физических и химических характеристик: след на песке, фото, зеркальное отражение);

2) в живой природе: биологическая форма отражения – раздражимость, т.е. способность всего живого избирательно реагировать на воздействия окружающей среды;

3) в процессе эволюции живой природы появляется чувствительность – психическая форма отражения – способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений и более сложных форм нервной деятельности (восприятия – целостный образ ситуации на основе комплекса ощущений и представления- чувственно-наглядные, обобщенные образы, которые воспринимаются и сохраняются в идеальной форме без непосредственного воздействия внешних объектов (образ хозяина у собак), но не способны к мыслительной деятельности с идеальными образами);

4) сознание – высший уровень отражения существует только у человека, проявляется в идеальных формах абстрактного мышления (понятие, суждение, умозаключение). В сфере сознательного выстраивается логическая зависимость между суждениями, человек верно или нет отражает их сущность, т.е. это отражение реальности в форме абстрактного мышления (высшая форма отражения). Сознание связано с трудовой деятельностью, т.е. целенаправленным изменением окружающего мира и языком (средством коммуникации). Особенность личности – самосознание (оно эмоционально и ценностно окрашено).

Таким образом, в ходе развития философии представления о сознании претерпели существенную эволюцию. На сегодняшний день сознание рассматривается как высшая форма отражения, неразрывно взаимосвязанная с языком и социальной сущностью человека.

 

Познание и проблема истины

Одним из важнейших разделов философии является гносеология (от греч. gnosis-знание, logos-учение). Иногда теорию познания называют эпистемологией. Проблема познания интересует людей с глубокой древности. В современной философии познанием называют высшую форму отражения объективной действительности.

Философы по-разному отвечают на вопрос, познаваем ли мир. В связи с этой проблемой можно говорить о существовании двух направлений в философии: агностицизма и гносеологического оптимизма.

Процесс познания необходимо рассматривать как взаимодействие субъекта и объекта. «Субъект познания – носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания»(3). Следовательно, познание – это взаимодействие субъекта и объекта, Результат этого взаимодействия - знания об окружающем мире.

С точки зрения выделения психических структур познавательную деятельность определяют следующим образом:

 

Сознательная деятельность Бессознательная деятельность
- Познавательная сфера предполагает мыслительную деятельность, оперирование понятиями, включает в себя чувственное (внешнее) и рациональное познание; - Эмоциональная сфера охватывает внутренние чувства человека (радость, горе и др). - Мотивационно-волевая сфера включает мотивы, интересы, потребности, волю; формирует цели и направляет к их достижению. - Сфера бессознательного проявляется в снах, гипнозе, инстинктах и, в том числе, в интуиции, то есть способности непосредственного постижения истины путем прямого усмотрения без рационального обоснования. От лат. Intuitio – пристальное всматривание. Знание интуитивное возникает внезапно, без осознания мыслительного процесса. Например: Менделеев увидел периодическую таблицу элементов во сне.

 

В процессе познания выделяют следующие этапы:

1. чувственное или сенситивное (от лат. sensus – ощущение) познание:

а) ощущение, б) восприятие, в) представление;

2. рациональное познание: оперирование идеальными образами при помощи логических законов мышления. Выражается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Важнейшей проблемой теории познания является истина и определение ее критериев. Используются критерии истины, такие как:

- чувственный: знания проверяются опытным путем;

- логический: знания выделяются из всеобщих очевидных положений (Декарт, Спиноза);

- практический (Маркс). Общественная практика считается решающим критерием истины.

Истина имеет множество своих граней, аспектов. Можно выделить следующие: объективность – содержание полученных знаний является характеристикой объекта и в этом смысле не зависит от человека; субъективная форма выражения – истина предстает в форме теорий, умозаключений; относительность – речь идет о неполноте человеческих знаний и необходимости их дальнейшего развития; абсолютность – в человеческом знании, как правило, содержится то, что уже не подлежит пересмотру (истины научных фактов, законы науки).

Таким образом, проблемы познавательной деятельности активно обсуждаются в философии. Их обсуждение позволяет более осознанно относиться к познавательному процессу.

Примечания

1. Философия. Учебное пособие для вузов. / Под ред. Кириллова В.И. М.,1999. -Ч.1.- С.20.

2. Философский энциклопедический словарь. М.,1989. -С.,163.

ЧАСТЬ I

Раздел I. Основы философии

 

Глава 1. Философия, ее предмет и роль в обществе.

 

Курс обществознания является интегративным. Он объединяет философские, социологические, экономические, культурологические, политологические и правоведческие знания в целостную систему. Большинство из перечисленных наук как отдельные дисциплины не существовали до XIX века: социология, экономика, культурология, политология были отраслями философского знания. С глубокой древности философия о



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.28.185 (0.014 с.)