Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные проблемы философии Нового времени
ХУ11 век – принципиально новая страница в истории человечества. Происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни человека и общества. Утверждаются капиталистические производственные отношения, складывается новая социальная структура общества. От аграрной формы своего развития европейская цивилизация переход к индустриальной форме дальнейшего развития. Столь же кардинальны изменения и в духовной, мировоззренческой сфере. Заявляет о себе наука, которая стремится сформировать научное мировоззрение и научную картину мира. Меняется и место философии. Она видит свою роль не столько в метафизических построениях, а сколько в решении гносеологических и методологических проблем науки, а также в новом осмыслении общества, государства и места человека. Изменяется и религиозное мировоззрение, предпочитая теистической трактовке своих проблем пантеизму и деизму. Первое место в философских учениях XVII века несомненно принадлежит гносеологическим и методологическим проблемам. По мнению французского философа Рене Декарта (1596-1650) «мысль должна начинать с самое себя». Философами этой эпохи были предложены различные методы познания, в зависимости от этих методов сложились два течения в философии: эмпиризм и рационализм. Представители эмпиризма (Ф.Бэкон) выводили знание из опытного познания. Эмпиризм следует отличать от сенсуализма (от лат sensus - восприятие, чувство, ощущение). Главный принцип сенсуализма сформулировал Дж.Локк: «Нет ничего в разуме, что не прошло бы раньше через чувства». Эмпиризм наряду с чувственным познанием предполагал активную работу разума по обобщению опытного материала. Был предложен индуктивный (от лат. Inductio – «наведение») метод познания - от частного к общему. Рационалисты (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) полагали, что решающую роль в процессе познания играет способность человека анализировать, обобщать, рационально мыслить. Разум способен упорядочить данные чувств, дать наиболее точные знания. Однако разум не безграничен: способен заблуждаться, так как окружающий мир двойственен и даже противоречив. В структуре мира Р.Декарт выделял материальный и идеальный компоненты. Рационалисты сделали ставку на дедуктивный (от лат.deductio – «выведение») метод познания действительности - от общего к частному.
Важная роль в философии Нового времени отводилась проблеме субстанции (онтологической проблеме). Философы XVII века разрабатывали и материалистические, и идеалистические теории. Голландский мыслитель Бенедикт Спиноза (1632-1677) создал монистическую концепцию, согласно которой основой мира считалась единственная субстанция - Бог. Бог отождествлялся с природой. Воззрения Спинозы были пантеистическими. Философ полагал, что все формы действительности - это проявления единой субстанции. Основными формами субстанции он называл материальную и духовную. Они тесно связаны друг с другом, лучшим подтверждением чего служит человек. За эти идеи учение Спинозы было причислено к материалистическим. Идеалистическая концепция XVII века представлена в трудах Готфрида Лейбница (1646-1716), который считал, что мир плюралистичен, то есть его основу составляет множество субстанций - монад (от греч. «единственный»). Монады - это «духовные атомы» мироздания. Существуют различные монады, гармонично связанные друг с другом. Лейбниц выстраивал монады в иерархическом порядке: Ø высшая монада - Бог (как и в теории Спинозы, у Лейбница пантеистическое понимание Бога); Ø далее следуют человеческие монады; Ø монады животного мира; Ø низшая группа («голые монады») - монады неживой природы. Следует обратить внимание на изменение трактовки роли Бога в онтологии. Ф.Бэкон и Г.Лейбниц выдвинули концепцию деизма (от лат. deus-бог). Бог в их теориях - безличная, разумная первопричина мира. Создав мир, Бог предоставил ему возможность свободно развиваться. Итак, философские учения XVII века активно разрабатывали гносеологические и методологические проблемы науки, в новых условиях сформировали субстанциальное понимание мира.
§ 5. Философия эпохи Просвещения
ХУ111 век – это век Просвещения, утверждения идеалов научного мировоззрения и их применения к пониманию человеческой природы, общества и государства. Немецкий философ И.Кант считал, что девизом эпохи Просвещения становится девиз «имей мужество применять свой разум».
В целом Просвещение – это мощное движение, объединившее философов, ученых, деятелей культуры, политиков, убежденных в решающей роли знаний и просвещения в социальном и духовном развитии общества. Они полагали, что причина всех бедствий и страданий людей заключается в их невежестве. Идеи Просвещения особенно были развиты во Франции. Ж.Даламбер назвал ХУ111 век в истории французской культуры «веком философии». Период ее развития условно ограничен двумя датами: годом смерти Людовика Х1У (1715), положившим конец эпохе абсолютизма, и годом штурма Бастилии (1789), после которого жизнь к философии предъявила новые требования. Кульминацией просветительского философского течения считаются 50-е годы ХУ111 в. В это время стала издаваться «Энциклопедия», объединившая как ученых, так и философов, литераторов. Характерной особенностью мировоззрения Просвещения становится специфический рационализм: «законы природы суть законы разума». Рационалисты этого времени в своих рассуждениях идут не от разума к природе, что было характерно для рационализма ХУ11 века (Р.Декарт), а от природы к разуму. К примеру, П.Гольбах рассматривает природу и ее законы в качестве учителей человеческого разума. Естественным следствием из этого было требование сделать законы природы также и обязательными юридическими законами. Вырысовывалась цепочка равенств: естественное = разумное = полезное = благое = законное = познаваемое = осуществимое. Просветительская философия в своих приложениях была философией «практической», ориентированной на политические преобразования. Критика существующих порядков имела своей целью реализацию идеалов «царства разума». В понимании природы утверждались идеи механистического мировоззрения, формировалось представление об абсолютной неизменяемости природы. П.Гольбах полагал, что общая «сумма существ и элементов» природы не изменяется и сохраняется. Ориентиром в исследовании человека служило представление о неизменяемой «человеческой природе», включающей в свой состав потребности, право каждого на счастье, равенство всех в отношении естественных прав. Ж.Ж.Руссо отмечал, что «все, что мужчина и женщина имеют общего, относится к человеческой природе; все, чем они отличаются друг от друга, относится к полу». Одновременно утверждалось идея о различии «дикаря» и «цивилизованного человека». Как полагал Ж.Ж.Руссо они отличаются друг от друга по своему душевному складу и стремлениям. Отношение к истории было в основном не диалектичным. История есть скопление случайностей и нелепостей, вызванных невежеством. Просветители противопоставляли друг другу «нормальное» течение истории: просвещение = любовь к знаниям = свободомыслие = добро = прогресс; «ненормальное» течение истории: невежество = религиозное мракобесие = политический деспотизм = зло = несчастье. Существенную функцию в системе взглядов играло учение о фатализме. В работе «Система природы» П.Гольбах в понятие фатализма включает следующие элементы: каузальная (причинная) обусловленность всех событий, линейная связь следствия со своей причиной, все происходит неизбежно и неукоснительно, люди не в состоянии изменить «незыблемый порядок». Неотъемлемой частью учений эпохи Просвещения был просветительский атеизм. Д.Дидро резко противопоставляли философию и религию. «Философы по самой профессии своей – друзья разума и науки, а священники – враги разума и покровители невежества». Религия рассматривалась как совместное творчество случайно встретившихся друг с другом дурака и мошенника. Считалось, что просвещенный человек перестает быть суеверным. Таким образом, в эпоху Просвещения были поставлены ключевые проблемы мировоззрения. Просветители, основываясь на идеалах научного разума, стремились понять мироздание, природу человека, предложить пути «нормального» развития общества.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 4150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.35.77 (0.008 с.) |