Основные проблемы философии Нового времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные проблемы философии Нового времени



ХУ11 век – принципиально новая страница в истории человечества. Происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни человека и общества. Утверждаются капиталистические производственные отношения, складывается новая социальная структура общества. От аграрной формы своего развития европейская цивилизация переход к индустриальной форме дальнейшего развития. Столь же кардинальны изменения и в духовной, мировоззренческой сфере. Заявляет о себе наука, которая стремится сформировать научное мировоззрение и научную картину мира. Меняется и место философии. Она видит свою роль не столько в метафизических построениях, а сколько в решении гносеологических и методологических проблем науки, а также в новом осмыслении общества, государства и места человека. Изменяется и религиозное мировоззрение, предпочитая теистической трактовке своих проблем пантеизму и деизму.

Первое место в философских учениях XVII века несомненно принадлежит гносеологическим и методологическим проблемам. По мнению французского философа Рене Декарта (1596-1650) «мысль должна начинать с самое себя».

Философами этой эпохи были предложены различные методы познания, в зависимости от этих методов сложились два течения в философии: эмпиризм и рационализм. Представители эмпиризма (Ф.Бэкон) выводили знание из опытного познания. Эмпиризм следует отличать от сенсуализма (от лат sensus - восприятие, чувство, ощущение). Главный принцип сенсуализма сформулировал Дж.Локк: «Нет ничего в разуме, что не прошло бы раньше через чувства». Эмпиризм наряду с чувственным познанием предполагал активную работу разума по обобщению опытного материала. Был предложен индуктивный (от лат. Inductio – «наведение») метод познания - от частного к общему.

Рационалисты (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) полагали, что решающую роль в процессе познания играет способность человека анализировать, обобщать, рационально мыслить. Разум способен упорядочить данные чувств, дать наиболее точные знания. Однако разум не безграничен: способен заблуждаться, так как окружающий мир двойственен и даже противоречив. В структуре мира Р.Декарт выделял материальный и идеальный компоненты. Рационалисты сделали ставку на дедуктивный (от лат.deductio – «выведение») метод познания действительности - от общего к частному.

Важная роль в философии Нового времени отводилась проблеме субстанции (онтологической проблеме).

Философы XVII века разрабатывали и материалистические, и идеалистические теории. Голландский мыслитель Бенедикт Спиноза (1632-1677) создал монистическую концепцию, согласно которой основой мира считалась единственная субстанция - Бог. Бог отождествлялся с природой. Воззрения Спинозы были пантеистическими. Философ полагал, что все формы действительности - это проявления единой субстанции. Основными формами субстанции он называл материальную и духовную. Они тесно связаны друг с другом, лучшим подтверждением чего служит человек. За эти идеи учение Спинозы было причислено к материалистическим.

Идеалистическая концепция XVII века представлена в трудах Готфрида Лейбница (1646-1716), который считал, что мир плюралистичен, то есть его основу составляет множество субстанций - монад (от греч. «единственный»). Монады - это «духовные атомы» мироздания. Существуют различные монады, гармонично связанные друг с другом. Лейбниц выстраивал монады в иерархическом порядке:

Ø высшая монада - Бог (как и в теории Спинозы, у Лейбница пантеистическое понимание Бога);

Ø далее следуют человеческие монады;

Ø монады животного мира;

Ø низшая группа («голые монады») - монады неживой природы.

Следует обратить внимание на изменение трактовки роли Бога в онтологии.

Ф.Бэкон и Г.Лейбниц выдвинули концепцию деизма (от лат. deus-бог). Бог в их теориях - безличная, разумная первопричина мира. Создав мир, Бог предоставил ему возможность свободно развиваться.

Итак, философские учения XVII века активно разрабатывали гносеологические и методологические проблемы науки, в новых условиях сформировали субстанциальное понимание мира.

 

§ 5. Философия эпохи Просвещения

 

ХУ111 век – это век Просвещения, утверждения идеалов научного мировоззрения и их применения к пониманию человеческой природы, общества и государства. Немецкий философ И.Кант считал, что девизом эпохи Просвещения становится девиз «имей мужество применять свой разум».

В целом Просвещение – это мощное движение, объединившее философов, ученых, деятелей культуры, политиков, убежденных в решающей роли знаний и просвещения в социальном и духовном развитии общества. Они полагали, что причина всех бедствий и страданий людей заключается в их невежестве.

Идеи Просвещения особенно были развиты во Франции. Ж.Даламбер назвал ХУ111 век в истории французской культуры «веком философии». Период ее развития условно ограничен двумя датами: годом смерти Людовика Х1У (1715), положившим конец эпохе абсолютизма, и годом штурма Бастилии (1789), после которого жизнь к философии предъявила новые требования. Кульминацией просветительского философского течения считаются 50-е годы ХУ111 в. В это время стала издаваться «Энциклопедия», объединившая как ученых, так и философов, литераторов.

Характерной особенностью мировоззрения Просвещения становится специфический рационализм: «законы природы суть законы разума». Рационалисты этого времени в своих рассуждениях идут не от разума к природе, что было характерно для рационализма ХУ11 века (Р.Декарт), а от природы к разуму. К примеру, П.Гольбах рассматривает природу и ее законы в качестве учителей человеческого разума.

Естественным следствием из этого было требование сделать законы природы также и обязательными юридическими законами. Вырысовывалась цепочка равенств: естественное = разумное = полезное = благое = законное = познаваемое = осуществимое.

Просветительская философия в своих приложениях была философией «практической», ориентированной на политические преобразования. Критика существующих порядков имела своей целью реализацию идеалов «царства разума».

В понимании природы утверждались идеи механистического мировоззрения, формировалось представление об абсолютной неизменяемости природы. П.Гольбах полагал, что общая «сумма существ и элементов» природы не изменяется и сохраняется.

Ориентиром в исследовании человека служило представление о неизменяемой «человеческой природе», включающей в свой состав потребности, право каждого на счастье, равенство всех в отношении естественных прав. Ж.Ж.Руссо отмечал, что «все, что мужчина и женщина имеют общего, относится к человеческой природе; все, чем они отличаются друг от друга, относится к полу».

Одновременно утверждалось идея о различии «дикаря» и «цивилизованного человека». Как полагал Ж.Ж.Руссо они отличаются друг от друга по своему душевному складу и стремлениям.

Отношение к истории было в основном не диалектичным. История есть скопление случайностей и нелепостей, вызванных невежеством. Просветители противопоставляли друг другу «нормальное» течение истории: просвещение = любовь к знаниям = свободомыслие = добро = прогресс; «ненормальное» течение истории: невежество = религиозное мракобесие = политический деспотизм = зло = несчастье.

Существенную функцию в системе взглядов играло учение о фатализме. В работе «Система природы» П.Гольбах в понятие фатализма включает следующие элементы: каузальная (причинная) обусловленность всех событий, линейная связь следствия со своей причиной, все происходит неизбежно и неукоснительно, люди не в состоянии изменить «незыблемый порядок».

Неотъемлемой частью учений эпохи Просвещения был просветительский атеизм. Д.Дидро резко противопоставляли философию и религию. «Философы по самой профессии своей – друзья разума и науки, а священники – враги разума и покровители невежества». Религия рассматривалась как совместное творчество случайно встретившихся друг с другом дурака и мошенника. Считалось, что просвещенный человек перестает быть суеверным.

Таким образом, в эпоху Просвещения были поставлены ключевые проблемы мировоззрения. Просветители, основываясь на идеалах научного разума, стремились понять мироздание, природу человека, предложить пути «нормального» развития общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 4150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.35.77 (0.008 с.)