Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы философии. Диалектика и метафизикаСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Помимо основного вопроса философии большое значение имеет проблема метода философского мышления. На основе метода происходит объяснение сути мира и отношения человека к нему. Метод играет конструктивную роль в построении философского знания. В конечном счете речь идет о том, как мыслит философ, какими средства и методы он активно использует. Основными методами философского мышления являются метафизика и диалектика. В буквальном переводе с греческого "метафизика" – то, что идет после физики. Термин ввел в I в. н.э. Андроник Родосский, систематизируя труды Аристотеля. Родосский назвал метафизикой нефизические произведения Аристотеля. На протяжении истории философской мысли в понятие «метафизика» вкладывалось различное содержание. В I-XVI вв. метафизикой называли учение о недоступных органам чувств началах мира. В XVII веке метафизика стала синонимом философии: метафизикой называли учение о бытии в целом. В XVIII веке термин приобрел новый смысл: учение о морали, об общечеловеческих моральных нормах. В XIX веке немецкий философ Г. Ф. В. Гегель назвал метафизикой способ мышления, обладающий тремя признаками: 1) одностороннее изучение объекта; 2) изолированное изучение объекта; 3) изучение объекта в статике. Среди философов метафизиками считаются: Аристотель, И. Кант, Р. Декарт, Л. Фейербах, французские материалисты во главе с П. Гольбахом. Таким образом, в истории философской мысли термин «метафизика» использовали как синоним слову "философия"; но чаще метафизикой называют противоположный диалектике философский метод. Диалектика в переводе с греч. – "искусство вести беседу". Термин введен Сократом в V в. до н.э., хотя диалектические идеи в наивно-стихийной форме вводились многими философами Древней Греции. Среди них следует отметить Гераклита, который подчеркивал текучесть, изменчивость вещей, наличие в них противоположностей, а их отношение (в форме «распри», т.е. борьбы) рассматривал как источник появления нового. Для Сократа и Платона диалектика стала методом философствования, искания истины. Аристотель сузил сферу диалектического мышления, ограничив ее рассмотрением вероятностных умозаключений. В средние века диалектиками называли философов, ведущими схоластические рассуждения и споры. В ряде работ диалектика отождествлялась с логическим анализом. Новые подходы к диалектике были присущи философам эпохи Возрождения. Н.Кузанский ведущим принципом диалектики считал единство противоположностей. В Новое время проблемы диалектики в их общетеоретической форме не рассматривались, так как основное внимание уделялось не методам философии, а методам науки. Заслуга разработки диалектики как философского метода мышления, несомненно, принадлежит представителям немецкой классической философии. «Отцом диалектики» называют немецкого философа Г. Гегеля. Именно он заговорил о том, что диалектика – это способ мышления, противоположный метафизике. Для этого способа мышления характерны следующие черты: всестороннее изучение объекта в его связях и отношениях с другими объектами, изучение объекта в его развитии. В современной философии диалектикой называют "учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления"(2). Диалектический метод предполагает оценку мира как постоянно развивающейся и изменяющейся (динамичной) системы, в то время, как метафизический подход тяготеет к построению статичной, абстрактной картины мира. Диалектика рассматривает развитие от низших ступеней к высшим по спирали, источник развития видит внутри объекта, признаются количественные и качественные изменения. Источник развития, по Гегелю, - противоречие, скрытое внутри явления. Метафизика полагала, что противоречие невозможно по отношению к вещам; оно свойственно лишь неправильному мышлению. «Противоречие – вот что на самом деле движет миром», - утверждал великий мыслитель. Поэтому противоречие как «принцип всякого самодвижения» должно войти в содержание философского метода мышления. В диалектике выделяется субъективная (процесс мышления) и объективная (направленность мышления на постижение объекта) стороны. Диалектический метод включает в себе основные законы диалектики (переход количественных изменений в качественные, взаимопроникновение противоположностей, отрицание отрицания) и категории диалектики (сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность). На основе законов раскрывается механизм (переход количества в качество) развития, его источник (противоречие как обостренная форма взаимопроникновения противоположностей, требующая своего разрешения), а также направленность и форма развития, характеризуемая отрицанием отрицания и спиральностью развития. Категории диалектики позволяют соотнести в единстве взаимодополняющие друг друга стороны предмета. Таким образом, основными методами философского мышления являются диалектика и метафизика. Они находят свое применение не только в философии, но и в других мировоззренческих формах, в частности, в науке, включая и юридические дисциплины.
Глава 2. История философии. Античная философия.
Античная философия включает в себя философские учения греческих и римских философов с 7 в. до н.э. по 5 в. н.э. Выделяются следующие периоды в развитии античной философской мысли: I-ый этап – 7-5 вв. до н.э. – период зарождения и формирования древнегреческой философии (милетская, пифагорийская, элейская и др. философские школы). Это время натурфилософских построений, получившее название «досократики»; II-й этап – 5-4 вв. до н.э. – период зрелости и расцвета (классики) древнегреческой философии («афинская школа», труды Сократа, Платона и Аристотеля); III-й этап – кон. 4 в. до н.э. – 5 в. н.э. – период заката античной философии, начинающийся с эпохи эллинизма и завершающийся падением Римской империи (греко-римский период). На этом этапе происходит переосмысление классического философского наследия (Эпикур, скептики, стоики, неоплатонизм). В Древней Греции были поставлены основные философские проблемы и были определены основные философские позиции в их решении. Одной из ключевых проблем периода зарождения и формирования древнегреческой философии была проблемы определения первоосновы космоса. В отличие от мифологии, акцентировавшей внимание на генетическое начало мира, философия искала субстанциальные основы. На первых этапах натурфилософская мысль в качестве субстанциальной основы выделяла природные стихии: воду, воздух, огонь, землю. Философская мысль в это время еще категориально не определилась, и поэтому она подводила под философский принцип (первоосновы) что-то чувственное, созерцаемое. Хотя и на этом этапе были «прозрения». В частности, Анаксимандр (У1 в. до н.э.) началом мира считал апейрон, который «не знает старости», «бессмертен и неуничтожим». Позже философская мысль определит иной подход к пониманию первоосновы. Ее необходимо искать не среди стихий, которые чувственно-конкретны, относительны, изменчивы, а в логических средствах самого познающего мышления. Такова была точка зрения Пифагора (известно то, что родился ок. 570 г. до н.э на о.Самосе в Ионии). Начало и сущностью вещей он считал число, ибо «числу все вещи подобны». В древнегреческой философии закладываются основы идеализма и материализма. В частности, целостная концепция объективного идеализма была разработана Платоном (427-347 гг. до н.э.), по мнению которого, существует вечный и неизменный мир идей (эйдосов), а вещи являются лишь практическим воплощением идеальных образцов. В основе мироздания находится Единое, которое обусловливает существование мира. Космос рассматривался как живое существо, наделенное душой и умом. В 5-4 вв. до н.э. также были заложены и основы материализма. "Стихийным материалистом" античности называют Демокрита (460-371 гг. до н.э.). Основной заслугой этого философа является разработка атомистического учения По мнению Демокрита, существует "бытие" и "небытие". Небытие – пустота, бытие представлено телами, состоящими из атомов различной формы – первичных элементов мироздания. Атомы постигаются только умом. Важнейшее свойство атомов- постоянное движение. В результате их соединений образуются вещи. В учении Демокрита нет четкого различия между материальным и идеальным: душа ему представляется соединением атомов, боги тоже состоят из особо прочных атомов. Атомистика Демокрита получила развитие в философии Эпикура (342-270 гг. до н.э.). Проблемы диалектики и метафизики также интересовали античных мыслителей. Древнегреческий философ Гераклит (544-483 гг. до н.э.) полагал, что мир находится в постоянном движении. Гераклита называют стихийным диалектиком, ему приписывается выражения: "все течет и все изменяется", "нельзя войти в одну и ту же реку дважды…" Он раскрывается соотношение противоположностей, видя в этом соотношении условие гармонии, которая ясна лишь мудрецу. «Природа любит прятаться», «тайная гармония лучше явной», - отмечал философ. Особая роль отводилась борьбе противоположностей. По мнению Гераклита, «вражда – обычный порядок вещей, …все возникает через вражду». Метафизическая позиция была выражена виднейшим представителем элейской школы Парменидом (вторая половина У1 – сер. У вв. до н.э.) Он – современник Гераклита. Но если Гераклит учил диалектически рассматривать мир, то Парменид утверждал о том, что в сущности все неизменно. При этом он исходит из того, что мышление и бытие тождественны. Существует лишь то, что мыслимо и выразимо. Основными признаками бытия являются: неизменность, неподвижность, целостность, законченность, совершенность. Философско-логическую аргументацию против диалектики, признающей движение и изменение, развивал Зенон (490-430 гг. до н.э.) В своих апориях (неразрешимых противоречиях) "Стрела", "Ахилл и черепаха" он доказывает, что движение не истинно, это лишь видимость наших органов чувств. Особое место в античной философии занимает творчество Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Он систематизирует античную философию, впервые становясь исследователем истории философии, создает оригинальное философское учение, придает философствованию научную форму. Впервые дает классификацию наук, определяя особое значение первой философии (позже названной «метафизикой»). Аристотель является основателем и ряда других философских дисциплин, прежде всего, логики. В 336 г. до н.э. Аристотель открывает свою школу, определившись к этому времени в своем отношении к учению Платона (это выражено в его изречении «Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине»). Школа располагалась возле храма Аполлона Ликейского и поэтому получила название Ликей. Но ввиду того, что занятия проводились в «перипатах» (садах, предназначенных для прогулок) учеников стали называть «перипатетиками». Позднее перипатетиками стали именовать учеников и последователей Аристотеля. Стержнем философского мировоззрения Аристотеля является учение о сущем, изложенное им в «Метафизике». В этом учении, «первой философии» изложены основные проблемы бытия, дана критика эйдосов Платона, разработаны вопросы соотношения материи и формы. В период эллинизма и римский период философская мысль уже не достигает той высоты и глубины творческих исканий, который был характерен для периода расцвета и зрелости античной философии. Больше внимания философы обращают на скептическое отношение к прежним учениям, поиск их направлен на нравственные проблемы, целью и смыслом жизни философа становится уже не творчество, что было характерно раньше, а выживание, приспособление к новым условиям бытия. Практикуются идеалы скепсиса, независимости. В позднеримский период усиливается тяга к религиозно-мистическим идеям. Философствующий разум, чем всегда гордилась античная культура, сдает свои позиции, уступая свое место религии и мистике. Но в целом античная философия внесла огромный вклад в развитие мировой философской мысли. В античности были поставлены и рассмотрены важнейшие мировоззренческие вопросы, были заложены основные философские направления. Античная философия стала фундаментом для развития европейской культуры и ее мировоззрения. Средневековая философия. Следующим за античным этапом в развитии философской мысли был средневековый. Хронологически средневековая философия охватывает период с V по XV века. Средневековая философия имела принципиально иную духовную среду, она прежде всего была неразрывно связана с формированием и становлением христианства, религиозного мировоззрения. Античность и ее философское наследие были востребованы лишь отчасти. На ранних этапах были значимы идеи неоплатоников (в определенной степени и идеи самого Платона), на более зрелых этапах частично использовались идеи Аристотеля (учение о форме и материи, логическое учение). Основным и решающим источником для философских размышлений становилось Священное писание. В силу отмеченного можно выделить ряд особенностей средневековой философии, в частности: 1. господствующей формой мировоззрения становилась религия (теоцентризм мировоззрения). Соответственно, высшим знанием считалась теология, а философия была призвана обслуживать ее интересы (становилась «служанкой» теологии); 2. первопричиной всего существующего был провозглашен Бог. 3. одним из основополагающих принципов средневековой философии был принцип креационизма (от лат. creatio-создание), согласно которому вселенная была сотворена Богом; 4. в основу мирового порядка положен принцип провиденциализма (от лат. providentia-провидение) - миром управляет божественное провидение; 5. основным способом познания мира был признан мистический: познание через божественное откровение. Основными теоретиками средневековой европейской философии считаются Аврелий Августин (354-430 гг.) и Фома Аквинский (1225-1274 гг.). Одной из основных проблем их учений была проблема соотношения разума и веры в процессе познания. Аврелий Августин разработал теорию гармонии веры и разума. По мнению философа, человек может приобщаться к религии посредством нерациональных источников, таких как: чувства, эмоции, желания, воля и т. п.; однако существует и другой путь к религии - через мышление, философские концепции (так называемый рациональный путь). Абсолютное предпочтение А.Августин отдавал нерациональным средствам, считал, что вера не требует доказательств, но ее можно подкрепить, усилить доказательствами. Необходимо сочетание, гармония веры и разума, но ни в коей мере вера не должна зависеть от разума. Известно высказывание А.Августина: «Верую, чтобы понимать». Существенный вклад в дальнейшую разработку гармонии веры и разума внес другой средневековый философ Ф.Аквинский. Его учение составляет основу официальной доктрины католической церкви. Ф.Аквинский утверждал, что вера не должна противоречить разуму, кроме того, некоторые положения веры могут быть рационально доказаны. Например, мыслитель приводил пять доказательств существования Бога: первое доказательство: в мире все находится в движении, следовательно, у каждой вещи есть источник движения. Но должен быть и некий перводвигатель. Им является Бог; второе доказательство: бытие представляет собой совокупность причинно-следственных связей, значит, должна быть и начальная причина всего существующего. Такой первопричиной был Бог; третье доказательство: мир подчинен определенным закономерностям: законам подчиняется движение планет, развитие природы и жизнь людей. Законов множество. Творцом первого закона мог быть только Бог; четвертое доказательство: мир устроен иерархически: каждая последующая ступень более совершенна, чем предыдущая. Высшим, абсолютным совершенством является Бог; пятое доказательство: мир единый, его развитие направлено на достижение определенных целей. Источником целесообразности мира выступает Бог. По мнению Ф.Аквинского, вера и разум разными путями идут к общей цели-познанию Бога, но разум опирается на философию, в то время как вера - на теологию. Бог открывается человеку и естественным путем через сотворенный мир, и сверхъестественным – через откровение. Допустимы оба пути постижения Бога, однако, несомненный приоритет Ф. Аквинский отдавал вере. Подводя итоги, можно сказать, что средневековая философия представляла особый период в развитии европейской мысли. Заслугой средневековой философии можно считать разработку проблемы соотношения разума и веры, проблемы логических доказательств. Средневековая философия пропагандировала христианские общечеловеческие ценности, таким образом содействовала укреплению нравственных устоев общества.
Философия эпохи Возрождения Эпоха Возрождения в современной науке считается переходным этапом к новому времени. В этот период (XV-XVI вв.) произошли качественные сдвиги в общественном сознании, во многом связанные с формированием гелиоцентрического мировоззрения: взгляды Н.Коперника (1473-1543 гг.), Дж.Бруно (1548-1600 гг.) и др. Были выдвинуты идеи о вечности и бесконечности Вселенной, о наличии бесчисленного множества миров, о вращении Земли вокруг солнца и собственной оси и т. п. Эти и многие другие идеи существенно видоизменили повлекли средневековую христианскую доктрину. Произошел переход от теоцентризма к пантеизму, а тем самым к сближению и отождествлению Бога и природы. Одновременно с этим сближались «Книга Откровения» и «Книга Творения». Возрастал философский интерес к истолкованию природы, к построению натурфилософских концепций. В мировоззрении этой эпохи возобладали диалектические принципы, а также принципы антропоцентризма и гуманизма. Философские представления эпохи Возрождения наиболее полно выразил Н.Кузанский (1401-1464). Диалектические идеи были представлены в пантеистической форме. Мысль Кузанца о совпадении (единстве) всех противоположностей в Боге имела диалектическое содержание. Диалектична его мысль о соотношении целого и части: целое более чем части; оно имеет примат перед частью и отдельным. Применяемые геометрические и математические образы (бесконечного круга, треугольника и т.п.) позволяли подчеркнуть соотношения конечного и бесконечного, максимума и минимума. Человек рассматривался в творческой активности и деятельностью своего ума уподоблялся Богу. Исходя из идеи бесконечности мира, мыслитель подчеркивал диалектичность процесса познания. Если ощущения дают лишь смутные образы вещей, а рассудок дает им имена, то интеллект как разум постигает ту истину, что «все вещи состоят из противоположностей в различных степенях». Натурфилософские концепции эпохи Возрождения подготавливали философские основания для развития естественнонаучной мысли. В частности, Д.Бруно (1548-1600) доказывал не только бесконечность природы, но и физическую однородность всех миров. Он считал, что все миры и все тела Вселенной состоят из пяти элементов: воды, воздуха, земли, огня и нетленного эфира. Мыслитель полагал, что мир одушевлен и другие миры также населены и обитаемы, как и Земля в солнечной системе. Его взгляд на миры был диалектичен: «кто хочет познать наибольшие тайны природы пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей». Однако наибольшее значение в эпоху Возрождения имели идеи гуманизма. Человек воспринимался во всей его целостности материальной и духовной. Он рассматривался как «второй Бог», творец мира культуры. Широко пропагандировалась идея всестороннего развития человека. Для его формирования, по мнению многих мыслителей этого времени, решающее значение имеют такие дисциплины как философия, литература, история и риторика. Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами (от итальянского «humanista» - человечность). Центральной идеей Пико дела Мирандолы (1463-1494) была идея возвышения человека в силу его причастности его всему земному и небесному. Далеко не случайно то, что эпоха Возрождения активно формировала творческий тип всесторонне развитой личности. Появление целой плеяды творчески одаренных индивидуальностей было адекватным ответом на запросы этой эпохи. Среди них Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Франческо Петрарка и многие другие.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 853; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.144 (0.011 с.) |