Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы всеобщей связи и детерминизма в диалектике.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Движение и развитие Мы рассмотрели 2 стороны сущности мира – его единство, выраженное через категории материи и субстанции, его разнообразие и упорядоченность, выраженное через отношение высшего и низшего, простого и сложного. Через характеристику упорядоченности и разнообразия мы подошли к тому, что элементы мира не самодостаточны, они не просто сосуществуют, они являются этапами глобального процесса порождения более простыми формами материи более сложных в процессе развития. Т.е. сущность мира заключается не только в том, что он един и многообразен, но и в том, что он изменчив. Субстанциальное единство мира выражается в его процессуальном единстве. Изменчивость мира выражается через пару категорий – движение и развитие. Категория движения является наиболее общей и имеет несколько иной смысл, чем в обыденном языке. Там движение понимается прежде всего как перемещение тела в пространстве. Философский смысл категории движения гораздо шире. Движение понимается как изменение вообще. Не только перемещение в пространстве, но и изменение внутреннего состояния предмета. Если мы нагреваем предмет или ломаем его – такие типы изменений также попадают под философскую категорию движение. Движение – снятие тождества вещи с самой собой
Но, будучи предельно абстрактным, понятие движение, точно так же, как и понятие существование, не выражает специфики изменений, которые происходят с миром как целым. По сути, категория движения по смыслу совпадает с категорией существования, потому что мир не может существовать, при этом не изменяясь. Не бывает неподвижного существования (элеаты ошибались). Для мира существовать – значит, изменяться. Поэтому сказать о предмете, что он движется – значит, не сказать о нём ничего, точно так же, как если сказать, что предмет существует. Так, например, атом существует лишь постольку, поскольку осуществляется взаимодействие между ядром и электронами; живые организмы существуют только благодаря определённому взаимодействию составляющих их молекул, клеток и органов; общество существует благодаря деятельности людей и обмену результатами этой деятельности. Ни мир в целом, ни каждый предмет в отдельности не может существовать вне движения. Любой предмет существует лишь потому, что в нём воспроизводятся определённые типы движения.
В диалектическом материализме внутренняя связь материи и движения выражена в положении: движение есть способ существования материи. Лишь в абстракции можно представить движение и материю по-отдельности, в реальной действительности они находятся в единстве. Движение это атрибут – неотъемлемое, существенное, сущностное свойство.
Движение и покой. На начальном периоде развития философии покой рассматривался как противоположность движению. Это возможно, если движение отождествляется с перемещением в пространстве. Позже в классической механике были выдвинуты понятия абсолютного и относительного покоя. Абсолютный покой невозможен. Движение абсолютно, а покой относителен. Относительный покой – это определённое отношение между вещами. То есть покой – это 1) определённое отношение между вещами Можно говорить о покое только по отношению к некоторой системе отсчёта. Наш дом покоится относительно поверхности Земли, но он вращается вместе с Землёй вокруг её оси, перемещется вместе с Землёй в пространстве относительно Солнца. Вместе с Землёй и Солнцем он вращается вокруг центра нашей Галактики, совершая движения вокруг её ядра со скоростью 250 км в сек. Наконец, вследствие расширения Вселенной вместе с нашей Галактикой он удаляется от других галактик. Т.о. те предметы, которые мы называем покоящимися, на самом деле находятся в состоянии движения.
2) не отсутствие движения, а момент равновесия, устойчивости, качественной определённости, самотождественности. Американский философ Чейз как-то сказал: когда я вижу корову, гуляющую на лугу, то представляю, что это вовсе не корова, а бешеная пляска электронов. В этой метафоре высказана некоторая правильная мысль, однако надо помнить, что та структура и динамика частиц, которая образует клетки, в любом живом организме воспроизводится во времени. Благодаря этому воспроизведению, «повторению во времени» способов и видов движения, которые образуют предмет, он существует как определённый, качественно специфический объект, отличный от других объектов. Если бы в мире не было покоя в этом смысле, то объективная реальность предстала бы в виде непрерывного потока неопределённого цвета массы материи. В этом потоке невозможно было бы вычленить и определить отдельные вещи и их качества. «Всё течёт…», но всё изменяющееся обладает вместе с тем состоянием относительно устойчивого пребывания и самотождественности.
Покой – одна из сторон движения материи. Абсолютизация какой-то из сторон – покоя или движения ведёт к метафизике. Догматическая метафизика – абсолютизация покоя (Парменид) Релятивистская метафизика – абсолютизация движения (Кратил).
Движение и развитие. Смысл категории движения исключает всякую направленность (не схватывает направленность) изменений, происходящих в мире. В то же время мы убедились ранее, что изменчивость мира имеет тенденцию: от простого к сложному, от низшего к высшему. Охваченность мира процессом развития (глобальность этого процесса) – это основная идея диалектики как учения о развитии. Т.е. в диалектике утверждается не просто наличие в мире фактов развития, которые трудно отрицать, а утверждается, что мир в целом развивается. Попробуем доказать это и выяснить, каково в мире соотношение движения и развития. Мы не обнаруживаем в каждом конкретном движении процессов развития. А факты развития, о которых речь шла раньше (появление жизни, появление человека) – встречаются в мире крайне редко. Поэтому при первом подходе складывается впечатление, что развитие – это частный случай движения. Даже по определению получается так (развитие – это движение от низшего к высшему). Каким образом можно доказать всеобщий (глобальный) характер развития? Доказать, что в мире не просто есть развитие, а что мир в целом развивается? Если развитие является глобальным процессом, то мы повсюду в мире должны находить его продукты (=различные по степени сложности элементы). На нашей планете с этим сложности нет – мы находим 4 формы материи – ф х б с. Но и за пределами нашей планеты мир не является абсолютно простым. Повсюду, в изученной нами части Вселенной мы встречаем как минимум 2 формы материи – ф, х. Согласно данным современной науки (астрономии и физики) ф и х формы материи не возникают одновременно ни на земле, ни за её пределами (сначала образуются атомы, а затем молекулы, а не наоборот). Также очевидным является факт, что более сложная ХФМ, состоит из более простых физических элементов. Это свидетельствует в пользу возникновения высшего из низшего (а не из ничего). В итоге мы имеем 3 аргумента – ü мир по всюду сложен (состоит из разных по степени сложности элементов, как минимум 2 степеней сложности) ü более простые формы возникают раньше более сложных, а не одновременно с ними ü более простые фм входят в состав более сложных. Можно ли считать эти аргументы достаточными для доказательства всеобщего характера развития? В принципе, можно. Но они не объясняют одного весьма выдающегося факта – почему мы не находим в каждой точке Вселенной всех 4 известных нам ФМ? Этот факт может быть оправдан в рамках частных наук (жизнь может возникнуть в конкретных условиях, и они сложились только на Земле), но есть и более общи философские объяснения этого явления. Развитие – процесс не фронтальный, а очаговый, т.е. не вся низшая форма материи переходит в высшую, а только её малая часть. Следовательно, по мере усложнения форм материи, уменьшается их количество. Эмпирически это положение было выведено (подтверждено) Вернадским. Он пытался сопоставить массу человечества с массой всего живого вещества на земле – получилась пропорция 1/10 -14 (1 - живое вещество, 10 -14 – человечество). Аналогично соотносятся количество БФМ и ХФМ в солнечной системе (биологической ничтожно мало по сравнению с химической, меньше чем в отношении биологическое - социальное). Более того, если бы БФМ и ХФМ соотносились в такой же пропорции (1/10 -14), то количества ХФМ в Солнечной системе оказалось бы недостаточным, чтобы на Земле возникла жизнь. Следовательно, точка прорыва низших форм материи в высшие ничтожно мала по сравнению со своим основанием. Поэтому искать в каждой точке Вселенной все формы материи бесполезно. Поэтому в каждой части мира найти все формы материи невозможно. (пирамида – трудно предположить, что мир мог развиваться по другой модели: если низшее полностью перевходило бы в высшее и замещало собой низшее, то к настоящему моменту в мире ничего кроме людей не существовало бы. Это противоречит как действительности, так и здравому смыслу).
Однако даже те формы материи, которые кажутся «мёртвыми» (ФФМ, ХФМ) принимают участи в процессе развития 1) как среда, в которой существуют и развиваются высшие формы материи. 2) Входя в состав этих высших форм.
Что касается «очагов» - количества точек «прорыва» от низшего к высшему – то теоретически никаких ограничений по количеству очагов развития нет. Но практически мы знаем только одну такую область – нашу планету.
Развитие – это системное качество мира, которое проявляется на уровне целого и отсутствует у частей. Что такое системное качество? Например. Вода состоит из Н и О. Это прозрачная жидкость без вкуса и запаха. У Н и О этих качеств нет – это пример системного качества, которого нет у частей. В отдельных молекулах жизнь обнаружить невозможно, но организм, который из них состоит – живой. Развитие – это точно такое же системное качество мира (проявляется на уровне мира как целого, на уровне форм материи, но отсутствует у частей). Развитие мы обнаруживаем в глобальных масштабах. Согласно теории развития изменение является моментом развития, подчинённым процессом, а развитие – глобальный доминирующий процесс.
Прогресс и регресс Следует сделать ещё одно дополнение. Есть наивное представление о развитии исключительно как о прогрессе (изменение от низшего к высшему, от простого к сложному), хотя на самом деле развитие – это преобладание прогресса. Регресс – переход от высшего к низшему. Содержание регресса составляют процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Между прогрессом и регрессом существует сложная многосторонняя связь. Регресс есть, но он подчинён прогрессу. Есть прогрессивные изменения, регрессивные изменения, изменения без изменения уровня сложности (Развитие науки – несмотря на массу заблуждений, с которыми сталкиваются учёные, прогресс науки не останавливается).
Теория развития
Делится на 2 основные части – абстрактно-всеобщая теория развития и конкретно-всеобщая теория развития. Абстрактно-всеобщая теория развития – изучаеим т процесс развития в целом. Его основные закономерности, справедливые для всех форм движения. Конкретно-всеобщая теория развития – изучает закономерности не развития вообще, а единого закономерного процесса развития, составленного последовательностью основных форм материи. №10 Абстрактно-всеобщая теория развития. Содержание абстрактно-всеобщей теории развития – это 1 – принцип развития, парадокс развития 2 – принцип всеобщей связи 3 – законы диалектики как наиболее общие законы развития 4 – категории диалектики. Принципы – это наиболее широкие и фундаментальные положения науки. 2 основных принципа диалектики: 1- принцип развития 2 – принцип всеобщей связи. Принцип развития. Парадокс развития.
Из таблицы видно, что хфм=ффм+химическая активность; бфм=хфм+жизнь; сфм=бфм+разум. Таким образом, каждая более сложная форма материи включает в себя предыдущую и некоторое добавочное содержание (приращение сложности). Принцип развития записывается формулой: В = Н + ΔС (приращение сложности). Принцип развития заключается в том, что в мире постоянно появляется что-то, чего не было прежде. Откуда в высшем берётся то, чего не было в низшем? – это парадокс развития. Есть два пути решения этой проблемы. 1 – признать, что новое содержание порождается низшим (т.е. источник нового содержания находится в низшем); 2 – признать, что источник нового содержания находится вне низшего.
Если попытаться решить парадокс развития через внешний источник, то встаёт проблема определения этого внешнего источника и доказательства его существования. Подобные попытки предпринимались.
Исторически первая попытка решения парадокса развития относится, вероятно, к учению Платона. У него источником всякого нового в мире вещей является мир идей. Есть подобное же решение в гилеморфизме (гил – материя, морф – форма), который возник в учении Аристотеля в виде учения о форме и материи как основных принципах бытия. Это решение было развито Фомой Аквинским и разделяется сегодня философией современного католицизма. Возникновение новой сложности связывается с вхождением в аморфную материю различных по степени сложности форм (идей, частиц божественной сущности). У Н. Кузанского новое возникает в процессе реализации, воплощения в реальность Богом заложенных в нём бесконечных возможностей. Подобные теории парадокс развития не разрешают, просто переносят его из сферы естественного в сферу сверхъестественного.
Любое предположение должно опираться на факты, а не на другие предположения. В случае с внешним источником развития мы как раз и делаем двойное предположение: объясняем одно неизвестное через другое неизвестное = плодим сущности без необходимости.
Поиск источника появления нового в низшем. Существуют 3 наиболее известных попытки решения этой проблемы. 1. Холизм (Я.Смэтс, «Холизм и эволюция», 1926) (греч. хол – целый, весь). С точки зрения этого учения высшее образуется в результате синтеза низшего. Например, молекулы складываются из атомов; живые существа состоят из молекул. Но столь же очевиден факт, что не всякое объединение низшего даёт в результате высшее: химических соединений много, но не все из них – живые организмы. Чем же принципиально отличается тот синтез низшего, в результате которого возникает новое, от того, в результате которого новое не возникает – в холизме ничего не сказано. 2. Теория эмерджентной эволюции (от англ. эмерджент – внезапно возникающий, лат. Эмерджо – появляюсь, возникаю) (С.Александер, К.Л.Морган). Процесс развития они и называют эмерджентной эволюцией. Александер и Морган различают 2 типа изменений: 1- количественные (результанты), они определяются алгебраическим сложением исходных элементов; 2- эмердженты – не сводимые к исходным элементам, не обусловленные ими. Именно со вторым типом изменений ученые и связывают процесс развития (перехода от низшего к высшему). Движущую силу эмерджентной эволюции они видят в так называемом низусе (лат. Порыв, устремление). Низус - стремление к высшему – отождествляют с Божеством как целью развития. 3. Синергетика (= теория самоорганизации сложных систем). И.Пригожин, физик. Физическим фундаментом концепции является физический фундаментальный закон – 2 закон термодинамики (с течением времени в закрытых системах нарастает энтропия =хаос). По этому закону физической системе выгоднее всего изменяться от сложного к простому (=регрессировать). Но тенденция развития мира, прогресса, с точки зрения 2 закона термодинамики является нонсенсом. Чтобы объяснить противоречие Пригожин строит теорию синергетики. Основные идеи этой теории а) возможность активна, а действительность пассивна. Б) будущее активно, оно направляет настоящее. Существуют некоторые модели (сценарии) будущего. Они определяют ход настоящих событий. Чтобы пояснить этот тезис, Пригожин прибегает к упрощенной аналогии с формой кристалла: форма кристалла предопределена до того, как этот кристалл появится (зависит от кристаллической решётки). Так же и будущее – его ещё нет, но сценарий его есть. Настоящее эволюционирует в сторону этого сценария. Эти сценарии будущего, которые определяют ход настоящего, называются «структура-аттрактор» (=притяжение) Чем сложнее сценарий будущего, тем с большей вероятностью он выполняется (это положение у Пригожина ниоткуда не следует). Следовательно, парадокс не решается, а переводится на некий физический язык, что ещё больше запутывает проблему.
4. В качестве ещё одного варианта «решения» парадокса развития можно принять положение о том, что развитие является таким же всеобщим свойством материи, как существование, движение – т.е. ответить на вопрос почему мир развивается пока невозможно (так как невозможно ответить на вопрос, почему мир существует, движется). Мы уже говорили, что понятие существования и движения являются равнозначными, что мир не может существовать при этом не изменяясь. Точно так же следует признать равнозначность (равнообъёмность, равноценность) понятий движение и развитие: мир не может изменяться, при этом не развиваясь. Развитие является таким же неотъемлемым и необъяснимым в принципе свойством мира, как и существование. Согласно В.В.Орлову, это означает следующее: 1. Новое содержание не является абсолютно чуждым низшему. Оно присутствует в низшем в возможности (в химизме – возможность возникновения живого, в живом – появление человека). Однако в силу возможности ничего не возникает, всё возникает в силу необходимости. 2. Возможность и необходимость появления нового можно выразить в понятии направленности развития. В низшем заложена направленность развития в сторону более сложного. Новое низшем не существует в готовом виде, оно существует в потенции.
№11 Закон отрицания отрицания
Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития. Смысл закона отрицания отрицания в том, что 1- изменяясь, предмет переходит в свою противоположность не однократно, а постоянно; 2 – как бы он не изменялся, он всегда сохраняет в своём текущем состоянии содержание предшествующих состояний (в снятом виде). Для выражения этой идеи Гегель использует трёхступенчатую логическую формулу (не стоит забывать, что у Гегеля это был процесс самопознания Абсолютной идеи, и терминология была разработана им для описания этого процесса). Первый этап – исходное состояние предмета, с которого мы начинаем изучать процесс изменения. Гегель называет его полаганием или тезисом. Второй этап – переход предмета в свою противоположность (т.е. изменение любого характера, происходящее с предметом), Гегель называет отрицанием или антитезисом. Третий этап – очередной переход предмета в свою противоположность. Гегель называет отрицанием отрицания или синтезом. В качестве иллюстрации действия данного закона обычно используют циклические процессы, самые известные из которых – зерно / растение / зерно или деньги / товар / деньги. Зерно бросают в землю, вырастает растение, отрицающее зерно (мы имеем иллюстрацию перехода в свою противоположность: растение – не зерно, но если бы не было зерна. То не было бы и растение, зерно переходит в свое другое (Гегель) или свою противоположность (Ленин)); растение вновь производит зёрна, точно так же отрицающие это растение. Однако это уже другие зёрна, поэтому процесс не возвращается к исходной точке, а проистекает как бы по спирали, в которой каждое последующее состояние предмета вбирает в себя предыдущее плюс приобретает какое-то новое содержание. Т.е. борьба противоположностей не заканчивается пустым компромиссом. В новом состоянии объекта борьба не исчезает, а сохраняется «в снятом виде». Данный закон может быть использован в качестве дополнительного аргумента в пользу доказательства глобального характера процесса развития, потому что какова бы ни была направленность изменений, которые происходят с предметом (прогрессивная или регрессивная), в любом случае происходит самообогащение, самовозрастание богатства содержания предмета за счёт аккумуляции, обобщения в его текущем состоянии предшествующих состояний. Далеко не все циклические процессы, происходящие в мире, укладываются в 3 этапы: бабочка, яйцо, гусеница, куколка, бабочка (5). Есть процессы нециклические, линейные. Например, смена общественно-экономических формаций; процесс обучения в школе (дважды одни предметы не изучают). Каким образом может быть применён этот шаблон (тезис-антитезис-синтез) для описания циклических процессов, не укладывающихся в 3 этапа и линейных процессов? Дело в том, что, во-первых, логическая формула, предложенная Гегелем, не предполагает какого-то замкнутого цикла в изменениях. 3 этапов достаточно, чтобы показать непрерывность борьбы противоположностей. Мы могли бы добавить ступень, например, отрицания отрицания отрицания и далее, но это ничего нового не добавило бы к уже сформулированному принципу. Во-вторых, точка отсчёта может быть выбрана произвольно, мы можем взять за исходное любое состояние предмета (бабочку, куколку, яйцо). И для любого участка любой цепочки изменений эта формула будет справедлива.
Законы диалектики (как и любые законы природы, открытые человеком) описывают, а не объясняют явления (изменение вообще, процесс развития в целом, в нашем случае). Ни один из законов ничего не объясняет, только описывает. Н: Закон всемирного тяготения не раскрывает природу силы тяжести, но он описывает устойчивые связи и отношения, которые возникают между предметами в результате действия силы тяжести. Но в отличие от законов диалектики, закон всемирного тяготения количественно математически формализован. Благодаря этому мы можем применить знание этого закона непосредственно на практике. Законы диалектики 1- не могут быть форм ализованы так же как закон всемирного тяготения, и 2 - не могут быть непосредственно применены на практике. Но хотим мы этого или не хотим, мы пользуемся этими законами на практике, потому что они одновременно являются и наиболее общими законами процесса развития, и наиболее общими законами нашего мышления. Мы это обнаруживаем постоянно. Н: если постоянно упражняться … количество одинаковых усилий даёт качественно новый результат. Знание этих законов позволяет лучше организовать процесс познания, чётче структурировать наши знания о мире, избежать лишних заблуждений и парадоксов. Зная эти законы, уже не нужно ломать голову над проблемами, аналогичными апориям Зенона: они разрешаются как само собой разумеющееся.
Содержание абстрактно-всеобщей теории развития не ограничивается 3 законами диалектики. Она также включает в себя систему категорий, при помощи которых даётся наиболее общее описание процесса развития.
Категория – наиболее общие понятия, объём которых бесконечен, а содержание «стремится к нулю» (настолько абстрактные признаки, что никак не характеризуют конкретные предметы и явления). Тем не менее этими понятиями мы постоянно пользуемся и в науке, и в повседневной жизни.
Часть этих категорий мы уже рассмотрели, изучая законы диалектики (качество, количество, мера, противоположность и пр.). Это наиболее общие, сугубо философские категории. Есть ещё 6 пар категорий диалектики, которые используются не только в философии, но и в частных науках, в обыденном познании. Это Общее - единичное сущность – явление содержание – форма причина - следствие необходимость – случайность возможность – действительность (+конечное – бесконечное)
Общее – единичное Категория единичного обозначает любой предмет во всём многообразии его свойств. Категория общего обозначает свойства, которые мы обнаруживаем одновременно у нескольких предметов. Дать определение единичному предмету – это значит подробно описать его, указав те признаки, которые характеризуют его именно как данный предмет, отличают его от всех остальных предметов и явлений. Н: главный корпус ПГУ. Чтобы определить этот предмет, необходимо перечислить практически все его признаки. Общее в предметах – это признаки, которые характеризуют предмет как элемент какого-либо класса предметов. Н: 1 корпус ПГУ – это здание; предмет, созданный человеком; материальное явление. В понимании, что такое общее и что такое единичное, у нас обычно затруднений не возникает. Самой главной проблемой, связанной с этой парой категорий (и со всеми остальными) является правильное понимание особенностей существования (бытия) и взаимоотношения общего и единичного в предметах. С единичным всё более или менее понятно. Единичные признаки, как правило, наблюдаемы (цвет стен, количество окон, особенности архитектуры и т.д.). Единичные предметы – это непосредственная реальность, с которой человек имеет дело. С общими признаками дело обстоит сложнее. Поскольку непосредственной реальностью они не обладают. Н: В каждом корпусе ПГУ мы можем найти признаки здания. Однако сформировать какой-то универсальный образ здания вообще мы не в состоянии (попробуйте представить учебный корпус ПГУ в принципе – в сознании возникнет конкретный образ). Общие признаки предметов наглядно не представимы, они не существуют вне единичных предметов (общее существует только через единичное). Тем не менее именно общее в предметах и в мире в процессе познания человеком мира считается более ценным, чем единичное.
Сущность – явление
Смысл категории явление близок смыслу категории единичное. Но смысл категории сущность отличается от смысла категории общее. Если общее – это то, чем предметы похожи, то сущность – это то, чем они друг от друга отличаются.
Сущность – своеобразие предмета, проявляющаяся в неотъемлемых, устойчивых (существенных) свойствах, обуславливающих прочие свойства данного предмета и отличающие его от других.
Сущность и явление полностью никогда не совпадают, даже тогда, когда мы пытаемся описать своеобразие конкретного предмета. Это очень важный момент для процесса познания: содержание любого явления бесконечно, неисчерпаемо, при этом количество существенных свойств, характеризующих конкретное явление всегда конечно. Это объясняется тем, что сущность имеет многоуровневую, многоаспектную структуру. Своеобразие предмета может быть выражено с различной степенью полноты. Так каждый конкретный человек обладает свойствами, характеризующими его как представителя определенной нации, как разумного существа, как живого существа, как материального объекта. В зависимости от степени общности определения сущности предмета, мы перечисляем только те существенные признаки, которые характеризуют данный предмет как элемент соответствующего класса, и абстрагируемся от прочих признаков. Когда мы описываем своеобразие человека как живого существа, нет необходимости упоминать род его занятий и семейное положение. Основные требования, которые мы предъявляем к определениям сущности предметов в теории познания это 1 – необходимость и 2- достаточность включенных в определение существенных признаков предметов. Необходимость означает, что мы не можем не указать в определении на соответствующие признаки предмета; что отсутствие хотя бы одного из них в определении не позволит нам описать своеобразие предмета. Достаточность означает полноту характеристики предмета, несущественность прочих признаков для описания своеобразия предмета. Например: студент – это учащийся. Верно ли определена сущность? Например: студент – это учащийся вуза, сдающий экзамены и зачёты, посещающий лекции и семинары, имеющий зачётку и студенческий билет.
В число существенных признаков могут входить как общие, так и единичные свойства предмета, однако общие свойства образуют ядро сущности. Это наглядно прослеживается в любом определении, например: электрон – элементарная частица, имеющая отрицательный заряд. Определяя сущность предмета, мы в первую очередь обращаем внимание на ближайший род предмета, на его место в иерархии элементов мира. Почему при определении сущности предметов мы отдаём приоритет общему? Это объясняется системностью нашего знания о мире, которая, в свою очередь, является отражением системности, упорядоченности самого мира.
Точно так же, как и в случае с категориями общего и единичного, сущность и явление в предмете образуют неделимое целое. Нет сущности без явления и явления без сущности. Сущность является, явление существенно. Нет предметов без отличительных признаков и нет отличительных признаков без предметов.
Основная проблема, связанная с этой парой категорий – это проблема отражения сущности предметов в сознании человека. Человек воспринимает предмет, как явление – во всем многообразии свойств, на которые «настроены» его ощущения. И среди этого многообразия свойств необходимо правильно выделить существенные. При непосредственном чувственном восприятии отдельных предметов, проблемы обычно не возникает. Так, мы без труда отличим яблоко от бильярдного шара и не станем пробовать последний на вкус. Но если предметом познания выступает не отдельный предмет, а система взаимодействующих друг с другом объектов, или когда предмет или процесс не доступен непосредственному восприятию, выделить существенные свойства бывает не так-то просто. Так, наблюдая восход и заход солнца, и не располагая никакими дополнительными знаниями, практически невозможно определить данное явление, как вращение Земли вокруг Солнца. То есть когда материальные объекты взаимодействуют друг с другом, возникает множество явлений. И в каждом из них проявляется одна из сторон сущности системы. Чтобы правильно понять сложную систему, необходимо изучить как можно больше ее проявлений. Системный характер сущности – одна из аксиом теории развития, поскольку любой предмет, в конечном счете, является ничем иным, как системой более простых материальных объектов, взаимодействующих друг с другом. Форма и содержание Под «содержанием» в философии понимается все, что содержится в предмете или в системе (что в общем-то одно и то же). Сюда входит субстрат (вещество), отношения, связи и процессы. Понятие «формы» многозначно. Во-первых, форма это пространственные границы предмета. Во-вторых, форма есть способ существования (пространство и время, как формы существования материи). В этом определении понятия формы акцент делается на единство, целостность изучаемого предмета (формы материи, формы общественного сознания). В-третьих, формой может именоваться внутренняя организация, связь элементов внутри системы. В этом случае смысл понятия «форма» совпадает со смыслом понятия «структура». Смысл категории формы конкретизируется в контексте, в котором используется данное понятие. Скажем, когда мы говорим о форме высказывания, мы никак не можем иметь в виду его пространственные границы, в данном случае мы используем понятие формы как внутренней структуры. Отношения формы и содержания предметов имеют следующие особенности: 1. Форма и содержание неразрывно связаны, как бы они не понимались. Нет содержания без формы и нет формы без содержания. Форма содержательна, содержание оформлено. Если мы говорим о бесформенности или бессодержательности предмета, мы утверждаем это не буквально. Если мы говорим, что книга или фильм бессодержательносты, мы имеем в виду не отсутствие содержания, как такового, а отсутствие значимого содержания. Точно так же, говоря о бесформенности глыбы мрамора, мы имеем в виду не отсутствие формы в принципе, а об отсутствии рукотворной формы. 2. Связь формы и содержания в предметах не однозначна, а понятия содержания и формы относительны. Одно и то же содержание может иметь различные формы и наоборот – одна и та же форма может иметь различное содержание. Так жизнь, как одна из форм существования материи, обнаруживается в реальном многообразии живых существ на Земле; каждое живое существо являет собой форму жизни. 3. Наверное, самой важной особенностью является различие ролей формы и содержания в изменениях, происходящих с предметом. Источником изменения является в первую очередь содержание. То есть изменяются сначала элементы системы и отношения между ними, это приводит к изменению всей системы: изменяется структура, пространственные границы, способ существования. Скажем, при нагревании металла, состояние молекул и атомов нагреваемого тела изменяется, вследствие чего меняется и его форма – сначала происходит расширение, затем плавление, т.е. предмет всегда стремиться обрести форму соответствующую содержанию. Эта активная роль содержания и консервативная роль формы в изменении предметов – принцип диалектики, отражающий реальную закономерность. Отношения содержания и формы долгое время понимались иначе: форма считалась активной, организующей содержание предмета, а содержание предмета отождествлялось исключительно с веществом. Подобную идею мы встречаем у Платона, с точки зрения которого, эйдос, идея – это чистая форма, которая структурирует материю и тем самым определяет сущность предмета. Идея активности формы возникает из-за иллюзии, распространенной в ранних философских учениях: все новое в мире появляется благодаря деятельности человека, а деятельность человека заключается в придании предметам природы новых форм.
Причина – следствие Рассматривая принцип детерминизма, мы отмечали, что основанием данного принципа является представление о всеобщей причинной обусловленности предметов и процессов. Причинно-следственную связь в наиболее общем смысле можно определить, как генетическую связь между явлениями, при которой одно явление, называемое прииной, при наличии определенных условий, с необходимостью порождает другое явление, называемое следствием. Причинно-следственная связь проявляетс
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.175 (0.014 с.) |