Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы всеобщей связи и детерминизма в диалектике.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Движение и развитие Мы рассмотрели 2 стороны сущности мира – его единство, выраженное через категории материи и субстанции, его разнообразие и упорядоченность, выраженное через отношение высшего и низшего, простого и сложного. Через характеристику упорядоченности и разнообразия мы подошли к тому, что элементы мира не самодостаточны, они не просто сосуществуют, они являются этапами глобального процесса порождения более простыми формами материи более сложных в процессе развития. Т.е. сущность мира заключается не только в том, что он един и многообразен, но и в том, что он изменчив. Субстанциальное единство мира выражается в его процессуальном единстве. Изменчивость мира выражается через пару категорий – движение и развитие. Категория движения является наиболее общей и имеет несколько иной смысл, чем в обыденном языке. Там движение понимается прежде всего как перемещение тела в пространстве. Философский смысл категории движения гораздо шире. Движение понимается как изменение вообще. Не только перемещение в пространстве, но и изменение внутреннего состояния предмета. Если мы нагреваем предмет или ломаем его – такие типы изменений также попадают под философскую категорию движение. Движение – снятие тождества вещи с самой собой
Но, будучи предельно абстрактным, понятие движение, точно так же, как и понятие существование, не выражает специфики изменений, которые происходят с миром как целым. По сути, категория движения по смыслу совпадает с категорией существования, потому что мир не может существовать, при этом не изменяясь. Не бывает неподвижного существования (элеаты ошибались). Для мира существовать – значит, изменяться. Поэтому сказать о предмете, что он движется – значит, не сказать о нём ничего, точно так же, как если сказать, что предмет существует. Так, например, атом существует лишь постольку, поскольку осуществляется взаимодействие между ядром и электронами; живые организмы существуют только благодаря определённому взаимодействию составляющих их молекул, клеток и органов; общество существует благодаря деятельности людей и обмену результатами этой деятельности. Ни мир в целом, ни каждый предмет в отдельности не может существовать вне движения. Любой предмет существует лишь потому, что в нём воспроизводятся определённые типы движения.
В диалектическом материализме внутренняя связь материи и движения выражена в положении: движение есть способ существования материи. Лишь в абстракции можно представить движение и материю по-отдельности, в реальной действительности они находятся в единстве. Движение это атрибут – неотъемлемое, существенное, сущностное свойство.
Движение и покой. На начальном периоде развития философии покой рассматривался как противоположность движению. Это возможно, если движение отождествляется с перемещением в пространстве. Позже в классической механике были выдвинуты понятия абсолютного и относительного покоя. Абсолютный покой невозможен. Движение абсолютно, а покой относителен. Относительный покой – это определённое отношение между вещами. То есть покой – это 1) определённое отношение между вещами Можно говорить о покое только по отношению к некоторой системе отсчёта. Наш дом покоится относительно поверхности Земли, но он вращается вместе с Землёй вокруг её оси, перемещется вместе с Землёй в пространстве относительно Солнца. Вместе с Землёй и Солнцем он вращается вокруг центра нашей Галактики, совершая движения вокруг её ядра со скоростью 250 км в сек. Наконец, вследствие расширения Вселенной вместе с нашей Галактикой он удаляется от других галактик. Т.о. те предметы, которые мы называем покоящимися, на самом деле находятся в состоянии движения.
2) не отсутствие движения, а момент равновесия, устойчивости, качественной определённости, самотождественности. Американский философ Чейз как-то сказал: когда я вижу корову, гуляющую на лугу, то представляю, что это вовсе не корова, а бешеная пляска электронов. В этой метафоре высказана некоторая правильная мысль, однако надо помнить, что та структура и динамика частиц, которая образует клетки, в любом живом организме воспроизводится во времени. Благодаря этому воспроизведению, «повторению во времени» способов и видов движения, которые образуют предмет, он существует как определённый, качественно специфический объект, отличный от других объектов. Если бы в мире не было покоя в этом смысле, то объективная реальность предстала бы в виде непрерывного потока неопределённого цвета массы материи. В этом потоке невозможно было бы вычленить и определить отдельные вещи и их качества. «Всё течёт…», но всё изменяющееся обладает вместе с тем состоянием относительно устойчивого пребывания и самотождественности.
Покой – одна из сторон движения материи. Абсолютизация какой-то из сторон – покоя или движения ведёт к метафизике. Догматическая метафизика – абсолютизация покоя (Парменид) Релятивистская метафизика – абсолютизация движения (Кратил).
Движение и развитие. Смысл категории движения исключает всякую направленность (не схватывает направленность) изменений, происходящих в мире. В то же время мы убедились ранее, что изменчивость мира имеет тенденцию: от простого к сложному, от низшего к высшему. Охваченность мира процессом развития (глобальность этого процесса) – это основная идея диалектики как учения о развитии. Т.е. в диалектике утверждается не просто наличие в мире фактов развития, которые трудно отрицать, а утверждается, что мир в целом развивается. Попробуем доказать это и выяснить, каково в мире соотношение движения и развития. Мы не обнаруживаем в каждом конкретном движении процессов развития. А факты развития, о которых речь шла раньше (появление жизни, появление человека) – встречаются в мире крайне редко. Поэтому при первом подходе складывается впечатление, что развитие – это частный случай движения. Даже по определению получается так (развитие – это движение от низшего к высшему). Каким образом можно доказать всеобщий (глобальный) характер развития? Доказать, что в мире не просто есть развитие, а что мир в целом развивается? Если развитие является глобальным процессом, то мы повсюду в мире должны находить его продукты (=различные по степени сложности элементы). На нашей планете с этим сложности нет – мы находим 4 формы материи – ф х б с. Но и за пределами нашей планеты мир не является абсолютно простым. Повсюду, в изученной нами части Вселенной мы встречаем как минимум 2 формы материи – ф, х. Согласно данным современной науки (астрономии и физики) ф и х формы материи не возникают одновременно ни на земле, ни за её пределами (сначала образуются атомы, а затем молекулы, а не наоборот). Также очевидным является факт, что более сложная ХФМ, состоит из более простых физических элементов. Это свидетельствует в пользу возникновения высшего из низшего (а не из ничего). В итоге мы имеем 3 аргумента – ü мир по всюду сложен (состоит из разных по степени сложности элементов, как минимум 2 степеней сложности) ü более простые формы возникают раньше более сложных, а не одновременно с ними ü более простые фм входят в состав более сложных. Можно ли считать эти аргументы достаточными для доказательства всеобщего характера развития? В принципе, можно. Но они не объясняют одного весьма выдающегося факта – почему мы не находим в каждой точке Вселенной всех 4 известных нам ФМ? Этот факт может быть оправдан в рамках частных наук (жизнь может возникнуть в конкретных условиях, и они сложились только на Земле), но есть и более общи философские объяснения этого явления. Развитие – процесс не фронтальный, а очаговый, т.е. не вся низшая форма материи переходит в высшую, а только её малая часть. Следовательно, по мере усложнения форм материи, уменьшается их количество. Эмпирически это положение было выведено (подтверждено) Вернадским. Он пытался сопоставить массу человечества с массой всего живого вещества на земле – получилась пропорция 1/10 -14 (1 - живое вещество, 10 -14 – человечество). Аналогично соотносятся количество БФМ и ХФМ в солнечной системе (биологической ничтожно мало по сравнению с химической, меньше чем в отношении биологическое - социальное). Более того, если бы БФМ и ХФМ соотносились в такой же пропорции (1/10 -14), то количества ХФМ в Солнечной системе оказалось бы недостаточным, чтобы на Земле возникла жизнь. Следовательно, точка прорыва низших форм материи в высшие ничтожно мала по сравнению со своим основанием. Поэтому искать в каждой точке Вселенной все формы материи бесполезно. Поэтому в каждой части мира найти все формы материи невозможно. (пирамида – трудно предположить, что мир мог развиваться по другой модели: если низшее полностью перевходило бы в высшее и замещало собой низшее, то к настоящему моменту в мире ничего кроме людей не существовало бы. Это противоречит как действительности, так и здравому смыслу).
Однако даже те формы материи, которые кажутся «мёртвыми» (ФФМ, ХФМ) принимают участи в процессе развития 1) как среда, в которой существуют и развиваются высшие формы материи. 2) Входя в состав этих высших форм.
Что касается «очагов» - количества точек «прорыва» от низшего к высшему – то теоретически никаких ограничений по количеству очагов развития нет. Но практически мы знаем только одну такую область – нашу планету.
Развитие – это системное качество мира, которое проявляется на уровне целого и отсутствует у частей. Что такое системное качество? Например. Вода состоит из Н и О. Это прозрачная жидкость без вкуса и запаха. У Н и О этих качеств нет – это пример системного качества, которого нет у частей. В отдельных молекулах жизнь обнаружить невозможно, но организм, который из них состоит – живой. Развитие – это точно такое же системное качество мира (проявляется на уровне мира как целого, на уровне форм материи, но отсутствует у частей). Развитие мы обнаруживаем в глобальных масштабах. Согласно теории развития изменение является моментом развития, подчинённым процессом, а развитие – глобальный доминирующий процесс.
Прогресс и регресс Следует сделать ещё одно дополнение. Есть наивное представление о развитии исключительно как о прогрессе (изменение от низшего к высшему, от простого к сложному), хотя на самом деле развитие – это преобладание прогресса. Регресс – переход от высшего к низшему. Содержание регресса составляют процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Между прогрессом и регрессом существует сложная многосторонняя связь. Регресс есть, но он подчинён прогрессу. Есть прогрессивные изменения, регрессивные изменения, изменения без изменения уровня сложности (Развитие науки – несмотря на массу заблуждений, с которыми сталкиваются учёные, прогресс науки не останавливается).
Теория развития
Делится на 2 основные части – абстрактно-всеобщая теория развития и конкретно-всеобщая теория развития. Абстрактно-всеобщая теория развития – изучаеим т процесс развития в целом. Его основные закономерности, справедливые для всех форм движения. Конкретно-всеобщая теория развития – изучает закономерности не развития вообще, а единого закономерного процесса развития, составленного последовательностью основных форм материи. №10 Абстрактно-всеобщая теория развития. Содержание абстрактно-всеобщей теории развития – это 1 – принцип развития, парадокс развития 2 – принцип всеобщей связи 3 – законы диалектики как наиболее общие законы развития 4 – категории диалектики. Принципы – это наиболее широкие и фундаментальные положения науки. 2 основных принципа диалектики: 1- принцип развития 2 – принцип всеобщей связи. Принцип развития. Парадокс развития.
Из таблицы видно, что хфм=ффм+химическая активность; бфм=хфм+жизнь; сфм=бфм+разум. Таким образом, каждая более сложная форма материи включает в себя предыдущую и некоторое добавочное содержание (приращение сложности). Принцип развития записывается формулой: В = Н + ΔС (приращение сложности). Принцип развития заключается в том, что в мире постоянно появляется что-то, чего не было прежде. Откуда в высшем берётся то, чего не было в низшем? – это парадокс развития. Есть два пути решения этой проблемы. 1 – признать, что новое содержание порождается низшим (т.е. источник нового содержания находится в низшем); 2 – признать, что источник нового содержания находится вне низшего.
Если попытаться решить парадокс развития через внешний источник, то встаёт проблема определения этого внешнего источника и доказательства его существования. Подобные попытки предпринимались.
Исторически первая попытка решения парадокса развития относится, вероятно, к учению Платона. У него источником всякого нового в мире вещей является мир идей. Есть подобное же решение в гилеморфизме (гил – материя, морф – форма), который возник в учении Аристотеля в виде учения о форме и материи как основных принципах бытия. Это решение было развито Фомой Аквинским и разделяется сегодня философией современного католицизма. Возникновение новой сложности связывается с вхождением в аморфную материю различных по степени сложности форм (идей, частиц божественной сущности). У Н. Кузанского новое возникает в процессе реализации, воплощения в реальность Богом заложенных в нём бесконечных возможностей. Подобные теории парадокс развития не разрешают, просто переносят его из сферы естественного в сферу сверхъестественного.
Любое предположение должно опираться на факты, а не на другие предположения. В случае с внешним источником развития мы как раз и делаем двойное предположение: объясняем одно неизвестное через другое неизвестное = плодим сущности без необходимости.
Поиск источника появления нового в низшем. Существуют 3 наиболее известных попытки решения этой проблемы. 1. Холизм (Я.Смэтс, «Холизм и эволюция», 1926) (греч. хол – целый, весь). С точки зрения этого учения высшее образуется в результате синтеза низшего. Например, молекулы складываются из атомов; живые существа состоят из молекул. Но столь же очевиден факт, что не всякое объединение низшего даёт в результате высшее: химических соединений много, но не все из них – живые организмы. Чем же принципиально отличается тот синтез низшего, в результате которого возникает новое, от того, в результате которого новое не возникает – в холизме ничего не сказано. 2. Теория эмерджентной эволюции (от англ. эмерджент – внезапно возникающий, лат. Эмерджо – появляюсь, возникаю) (С.Александер, К.Л.Морган). Процесс развития они и называют эмерджентной эволюцией. Александер и Морган различают 2 типа изменений: 1- количественные (результанты), они определяются алгебраическим сложением исходных элементов; 2- эмердженты – не сводимые к исходным элементам, не обусловленные ими. Именно со вторым типом изменений ученые и связывают процесс развития (перехода от низшего к высшему). Движущую силу эмерджентной эволюции они видят в так называемом низусе (лат. Порыв, устремление). Низус - стремление к высшему – отождествляют с Божеством как целью развития. 3. Синергетика (= теория самоорганизации сложных систем). И.Пригожин, физик. Физическим фундаментом концепции является физический фундаментальный закон – 2 закон термодинамики (с течением времени в закрытых системах нарастает энтропия =хаос). По этому закону физической системе выгоднее всего изменяться от сложного к простому (=регрессировать). Но тенденция развития мира, прогресса, с точки зрения 2 закона термодинамики является нонсенсом. Чтобы объяснить противоречие Пригожин строит теорию синергетики. Основные идеи этой теории а) возможность активна, а действительность пассивна. Б) будущее активно, оно направляет настоящее. Существуют некоторые модели (сценарии) будущего. Они определяют ход настоящих событий. Чтобы пояснить этот тезис, Пригожин прибегает к упрощенной аналогии с формой кристалла: форма кристалла предопределена до того, как этот кристалл появится (зависит от кристаллической решётки). Так же и будущее – его ещё нет, но сценарий его есть. Настоящее эволюционирует в сторону этого сценария. Эти сценарии будущего, которые определяют ход настоящего, называются «структура-аттрактор» (=притяжение) Чем сложнее сценарий будущего, тем с большей вероятностью он выполняется (это положение у Пригожина ниоткуда не следует). Следовательно, парадокс не решается, а переводится на некий физический язык, что ещё больше запутывает проблему.
4. В качестве ещё одного варианта «решения» парадокса развития можно принять положение о том, что развитие является таким же всеобщим свойством материи, как существование, движение – т.е. ответить на вопрос почему мир развивается пока невозможно (так как невозможно ответить на вопрос, почему мир существует, движется). Мы уже говорили, что понятие существования и движения являются равнозначными, что мир не может существовать при этом не изменяясь. Точно так же следует признать равнозначность (равнообъёмность, равноценность) понятий движение и развитие: мир не может изменяться, при этом не развиваясь. Развитие является таким же неотъемлемым и необъяснимым в принципе свойством мира, как и существование. Согласно В.В.Орлову, это означает следующее: 1. Новое содержание не является абсолютно чуждым низшему. Оно присутствует в низшем в возможности (в химизме – возможность возникновения живого, в живом – появление человека). Однако в силу возможности ничего не возникает, всё возникает в силу необходимости. 2. Возможность и необходимость появления нового можно выразить в понятии направленности развития. В низшем заложена направленность развития в сторону более сложного. Новое низшем не существует в готовом виде, оно существует в потенции.
№11 Закон отрицания отрицания
Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития. Смысл закона отрицания отрицания в том, что 1- изменяясь, предмет переходит в свою противоположность не однократно, а постоянно; 2 – как бы он не изменялся, он всегда сохраняет в своём текущем состоянии содержание предшествующих состояний (в снятом виде). Для выражения этой идеи Гегель использует трёхступенчатую логическую формулу (не стоит забывать, что у Гегеля это был процесс самопознания Абсолютной идеи, и терминология была разработана им для описания этого процесса). Первый этап – исходное состояние предмета, с которого мы начинаем изучать процесс изменения. Гегель называет его полаганием или тезисом. Второй этап – переход предмета в свою противоположность (т.е. изменение любого характера, происходящее с предметом), Гегель называет отрицанием или антитезисом. Третий этап – очередной переход предмета в свою противоположность. Гегель называет отрицанием отрицания или синтезом. В качестве иллюстрации действия данного закона обычно используют циклические процессы, самые известные из которых – зерно / растение / зерно или деньги / товар / деньги. Зерно бросают в землю, вырастает растение, отрицающее зерно (мы имеем иллюстрацию перехода в свою противоположность: растение – не зерно, но если бы не было зерна. То не было бы и растение, зерно переходит в свое другое (Гегель) или свою противоположность (Ленин)); растение вновь производит зёрна, точно так же отрицающие это растение. Однако это уже другие зёрна, поэтому процесс не возвращается к исходной точке, а проистекает как бы по спирали, в которой каждое последующее состояние предмета вбирает в себя предыдущее плюс приобретает какое-то новое содержание. Т.е. борьба противоположностей не заканчивается пустым компромиссом. В новом состоянии объекта борьба не исчезает, а сохраняется «в снятом виде». Данный закон может быть использован в качестве дополнительного аргумента в пользу доказательства глобального характера процесса развития, потому что какова бы ни была направленность изменений, которые происходят с предметом (прогрессивная или регрессивная), в любом случае происходит самообогащение, самовозрастание богатства содержания предмета за счёт аккумуляции, обобщения в его текущем состоянии предшествующих состояний. Далеко не все циклические процессы, происходящие в мире, укладываются в 3 этапы: бабочка, яйцо, гусеница, куколка, бабочка (5). Есть процессы нециклические, линейные. Например, смена общественно-экономических формаций; процесс обучения в школе (дважды одни предметы не изучают). Каким образом может быть применён этот шаблон (тезис-антитезис-синтез) для описания циклических процессов, не укладывающихся в 3 этапа и линейных процессов? Дело в том, что, во-первых, логическая формула, предложенная Гегелем, не предполагает какого-то замкнутого цикла в изменениях. 3 этапов достаточно, чтобы показать непрерывность борьбы противоположностей. Мы могли бы добавить ступень, например, отрицания отрицания отрицания и далее, но это ничего нового не добавило бы к уже сформулированному принципу. Во-вторых, точка отсчёта может быть выбрана произвольно, мы можем взять за исходное любое состояние предмета (бабочку, куколку, яйцо). И для любого участка любой цепочки изменений эта формула будет справедлива.
Законы диалектики (как и любые законы природы, открытые человеком) описывают, а не объясняют явления (изменение вообще, процесс развития в целом, в нашем случае). Ни один из законов ничего не объясняет, только описывает. Н: Закон всемирного тяготения не раскрывает природу силы тяжести, но он описывает устойчивые связи и отношения, которые возникают между предметами в результате действия силы тяжести. Но в отличие от законов диалектики, закон всемирного тяготения количественно математически формализован. Благодаря этому мы можем применить знание этого закона непосредственно на практике. Законы диалектики 1- не могут быть форм ализованы так же как закон всемирного тяготения, и 2 - не могут быть непосредственно применены на практике. Но хотим мы этого или не хотим, мы пользуемся этими законами на практике, потому что они одновременно являются и наиболее общими законами процесса развития, и наиболее общими законами нашего мышления. Мы это обнаруживаем постоянно. Н: если постоянно упражняться … количество одинаковых усилий даёт качественно новый результат. Знание этих законов позволяет лучше организовать процесс познания, чётче структурировать наши знания о мире, избежать лишних заблуждений и парадоксов. Зная эти законы, уже не нужно ломать голову над проблемами, аналогичными апориям Зенона: они разрешаются как само собой разумеющееся.
Содержание абстрактно-всеобщей теории развития не ограничивается 3 законами диалектики. Она также включает в себя систему категорий, при помощи которых даётся наиболее общее описание процесса развития.
Категория – наиболее общие понятия, объём которых бесконечен, а содержание «стремится к нулю» (настолько абстрактные признаки, что никак не характеризуют конкретные предметы и явления). Тем не менее этими понятиями мы постоянно пользуемся и в науке, и в повседневной жизни.
Часть этих категорий мы уже рассмотрели, изучая законы диалектики (качество, количество, мера, противоположность и пр.). Это наиболее общие, сугубо философские категории. Есть ещё 6 пар категорий диалектики, которые используются не только в философии, но и в частных науках, в обыденном познании. Это Общее - единичное сущность – явление содержание – форма причина - следствие необходимость – случайность возможность – действительность (+конечное – бесконечное)
Общее – единичное Категория единичного обозначает любой предмет во всём многообразии его свойств. Категория общего обозначает свойства, которые мы обнаруживаем одновременно у нескольких предметов. Дать определение единичному предмету – это значит подробно описать его, указав те признаки, которые характеризуют его именно как данный предмет, отличают его от всех остальных предметов и явлений. Н: главный корпус ПГУ. Чтобы определить этот предмет, необходимо перечислить практически все его признаки. Общее в предметах – это признаки, которые характеризуют предмет как элемент какого-либо класса предметов. Н: 1 корпус ПГУ – это здание; предмет, созданный человеком; материальное явление. В понимании, что такое общее и что такое единичное, у нас обычно затруднений не возникает. Самой главной проблемой, связанной с этой парой категорий (и со всеми остальными) является правильное понимание особенностей существования (бытия) и взаимоотношения общего и единичного в предметах. С единичным всё более или менее понятно. Единичные признаки, как правило, наблюдаемы (цвет стен, количество окон, особенности архитектуры и т.д.). Единичные предметы – это непосредственная реальность, с которой человек имеет дело. С общими признаками дело обстоит сложнее. Поскольку непосредственной реальностью они не обладают. Н: В каждом корпусе ПГУ мы можем найти признаки здания. Однако сформировать какой-то универсальный образ здания вообще мы не в состоянии (попробуйте представить учебный корпус ПГУ в принципе – в сознании возникнет конкретный образ). Общие признаки предметов наглядно не представимы, они не существуют вне единичных предметов (общее существует только через единичное). Тем не менее именно общее в предметах и в мире в процессе познания человеком мира считается более ценным, чем единичное.
Сущность – явление
Смысл категории явление близок смыслу категории единичное. Но смысл категории сущность отличается от смысла категории общее. Если общее – это то, чем предметы похожи, то сущность – это то, чем они друг от друга отличаются.
Сущность – своеобразие предмета, проявляющаяся в неотъемлемых, устойчивых (существенных) свойствах, обуславливающих прочие свойства данного предмета и отличающие его от других.
Сущность и явление полностью никогда не совпадают, даже тогда, когда мы пытаемся описать своеобразие конкретного предмета. Это очень важный момент для процесса познания: содержание любого явления бесконечно, неисчерпаемо, при этом количество существенных свойств, характеризующих конкретное явление всегда конечно. Это объясняется тем, что сущность имеет многоуровневую, многоаспектную структуру. Своеобразие предмета может быть выражено с различной степенью полноты. Так каждый конкретный человек обладает свойствами, характеризующими его как представителя определенной нации, как разумного существа, как живого существа, как материального объекта. В зависимости от степени общности определения сущности предмета, мы перечисляем только те существенные признаки, которые характеризуют данный предмет как элемент соответствующего класса, и абстрагируемся от прочих признаков. Когда мы описываем своеобразие человека как живого существа, нет необходимости упоминать род его занятий и семейное положение. Основные требования, которые мы предъявляем к определениям сущности предметов в теории познания это 1 – необходимость и 2- достаточность включенных в определение существенных признаков предметов. Необходимость означает, что мы не можем не указать в определении на соответствующие признаки предмета; что отсутствие хотя бы одного из них в определении не позволит нам описать своеобразие предмета. Достаточность означает полноту характеристики предмета, несущественность прочих признаков для описания своеобразия предмета. Например: студент – это учащийся. Верно ли определена сущность? Например: студент – это учащийся вуза, сдающий экзамены и зачёты, посещающий лекции и семинары, имеющий зачётку и студенческий билет.
В число существенных признаков могут входить как общие, так и единичные свойства предмета, однако общие свойства образуют ядро сущности. Это наглядно прослеживается в любом определении, например: электрон – элементарная частица, имеющая отрицательный заряд. Определяя сущность предмета, мы в первую очередь обращаем внимание на ближайший род предмета, на его место в иерархии элементов мира. Почему при определении сущности предметов мы отдаём приоритет общему? Это объясняется системностью нашего знания о мире, которая, в свою очередь, является отражением системности, упорядоченности самого мира.
Точно так же, как и в случае с категориями общего и единичного, сущность и явление в предмете образуют неделимое целое. Нет сущности без явления и явления без сущности. Сущность является, явление существенно. Нет предметов без отличительных признаков и нет отличительных признаков без предметов.
Основная проблема, связанная с этой парой категорий – это проблема отражения сущности предметов в сознании человека. Человек воспринимает предмет, как явление – во всем многообразии свойств, на которые «настроены» его ощущения. И среди этого многообразия свойств необходимо правильно выделить существенные. При непосредственном чувственном восприятии отдельных предметов, проблемы обычно не возникает. Так, мы без труда отличим яблоко от бильярдного шара и не станем пробовать последний на вкус. Но если предметом познания выступает не отдельный предмет, а система взаимодействующих друг с другом объектов, или когда предмет или процесс не доступен непосредственному восприятию, выделить существенные свойства бывает не так-то просто. Так, наблюдая восход и заход солнца, и не располагая никакими дополнительными знаниями, практически невозможно определить данное явление, как вращение Земли вокруг Солнца. То есть когда материальные объекты взаимодействуют друг с другом, возникает множество явлений. И в каждом из них проявляется одна из сторон сущности системы. Чтобы правильно понять сложную систему, необходимо изучить как можно больше ее проявлений. Системный характер сущности – одна из аксиом теории развития, поскольку любой предмет, в конечном счете, является ничем иным, как системой более простых материальных объектов, взаимодействующих друг с другом. Форма и содержание Под «содержанием» в философии понимается все, что содержится в предмете или в системе (что в общем-то одно и то же). Сюда входит субстрат (вещество), отношения, связи и процессы. Понятие «формы» многозначно. Во-первых, форма это пространственные границы предмета. Во-вторых, форма есть способ существования (пространство и время, как формы существования материи). В этом определении понятия формы акцент делается на единство, целостность изучаемого предмета (формы материи, формы общественного сознания). В-третьих, формой может именоваться внутренняя организация, связь элементов внутри системы. В этом случае смысл понятия «форма» совпадает со смыслом понятия «структура». Смысл категории формы конкретизируется в контексте, в котором используется данное понятие. Скажем, когда мы говорим о форме высказывания, мы никак не можем иметь в виду его пространственные границы, в данном случае мы используем понятие формы как внутренней структуры. Отношения формы и содержания предметов имеют следующие особенности: 1. Форма и содержание неразрывно связаны, как бы они не понимались. Нет содержания без формы и нет формы без содержания. Форма содержательна, содержание оформлено. Если мы говорим о бесформенности или бессодержательности предмета, мы утверждаем это не буквально. Если мы говорим, что книга или фильм бессодержательносты, мы имеем в виду не отсутствие содержания, как такового, а отсутствие значимого содержания. Точно так же, говоря о бесформенности глыбы мрамора, мы имеем в виду не отсутствие формы в принципе, а об отсутствии рукотворной формы. 2. Связь формы и содержания в предметах не однозначна, а понятия содержания и формы относительны. Одно и то же содержание может иметь различные формы и наоборот – одна и та же форма может иметь различное содержание. Так жизнь, как одна из форм существования материи, обнаруживается в реальном многообразии живых существ на Земле; каждое живое существо являет собой форму жизни. 3. Наверное, самой важной особенностью является различие ролей формы и содержания в изменениях, происходящих с предметом. Источником изменения является в первую очередь содержание. То есть изменяются сначала элементы системы и отношения между ними, это приводит к изменению всей системы: изменяется структура, пространственные границы, способ существования. Скажем, при нагревании металла, состояние молекул и атомов нагреваемого тела изменяется, вследствие чего меняется и его форма – сначала происходит расширение, затем плавление, т.е. предмет всегда стремиться обрести форму соответствующую содержанию. Эта активная роль содержания и консервативная роль формы в изменении предметов – принцип диалектики, отражающий реальную закономерность. Отношения содержания и формы долгое время понимались иначе: форма считалась активной, организующей содержание предмета, а содержание предмета отождествлялось исключительно с веществом. Подобную идею мы встречаем у Платона, с точки зрения которого, эйдос, идея – это чистая форма, которая структурирует материю и тем самым определяет сущность предмета. Идея активности формы возникает из-за иллюзии, распространенной в ранних философских учениях: все новое в мире появляется благодаря деятельности человека, а деятельность человека заключается в придании предметам природы новых форм.
Причина – следствие Рассматривая принцип детерминизма, мы отмечали, что основанием данного принципа является представление о всеобщей причинной обусловленности предметов и процессов. Причинно-следственную связь в наиболее общем смысле можно определить, как генетическую связь между явлениями, при которой одно явление, называемое прииной, при наличии определенных условий, с необходимостью порождает другое явление, называемое следствием. Причинно-следственная связь проявляетс
|
||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.141 (0.024 с.) |