Категории конечного и бесконечного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категории конечного и бесконечного



 

Категории конечного и бесконечного являются предельно общими, тесно связанными с такими философскими категориями, как материя, движение, развитие, пространство, время, познание и т.д.

 

 

Основные положения

1. Что конечно и что бесконечно.

Точка зрения материализма: конечны все конкретные вещи, явления, процессы. Бесконечен материальный мир, движение, развитие.

Два аспекта бесконечности: бесконечность в пространстве и во времени.

Идеализм: бесконечно только духовное. Это противоречит действительности, где духовное ограничено и детерминировано материальным. Обойти это обстоятельство можно лишь исказив смысл бесконечности, абсолютизировав како-то из ее аспектов, чтобы уместить бесконечность на прокрустовом ложе духовной субстанции.

2. Где источник идей конечного и бесконечного.

Материалисты считают, что источником этих идей является сам материальный мир, что эти идеи, возникая в сознании человека, опосредованны опытом. Объективные идеалисты считают, что человеческий опыт имеет дело только с конечным, а идея бесконечности возникает в сознании или сама по себе или при участии внешних духовных сущностей, например – Бога. Субъективные идеалисты считают, что идея бесконечности – всего лишь игра воображения.

3. Познаваемость конечного и бесконечного

Материалисты считают познаваемыми и конечное и бесконечное. Правда они говорят о познаваемости в принципе, в то время как человек не может познать бесконечного полностью. Идеалисты считают бесконечность непостижимой, недоступной для познанаия.

 

Категории конечного и бесконечного в истории философии

Категории конечного и бесконечного появляются в представлениях человека о пространстве, времени и количестве.

Способность оценивать промежутки пространства и времени не является врожденной, она закладывается и развивается в практической деятельности. Первобытный человек, в силу ограниченности практики, не мог адекватно отразить пространственную или временную удаленность вещей и событий. Он не только не мог мыслить бесконечность, он, вероятно, даже не подозревал, что нечто может быть бесконечным.

С развитием практической деятельности человека, с расширением сферы опыта, рождалось понимание того, что наряду с объектами, ограниченность которых устанавливалась непосредственным наблюдением, существуют и такие объекты, относительно которых это сделать не удается. Человек пришел к необходимости выработать понятия, фиксирующие это различие.

Различая конечное и бесконечное, люди, тем не менее, еще долго не могли осознать противоположность между ними. В их мышлении неограниченное, скорее всего, отождествлялось очень большим конечным. (Мифология)

Противоположность между конечным и бесконечным впервые четко обозначена у Анаксимандра в учении об апейроне. Бесконечное у Анаксимандра выступает как всеобщий субстрат, из которого рождаются и в который вновь обращаются все предметы. Анаксимандр высказал ряд замечательных догадок о диалектической природе бесконечного, о связи бесконечного и конечного, о бесконечном «круговращении» материи и смене миров во времени.

Античные философы часто субстанциализировали бесконечное, считали, что оно существует отдельно от конечного и, при этом – противоположно конечному («чистое бытие» элеатов, «мир идей» у Платона).

Но наряду с субстанциальной, качественной бесконечностью, формировались и представления о количественной бесконечности, бесконечности как особого рода величине. Появились понятия бесконечно большого и бесконечно малого. Апории Зенона.

Аристотель ввел понятия о потенциальной и актуальной бесконечности.

В средние века категории конечного и бесконечного работают в проблеме сущности Бога (Бог бесконечно мудрый, бесконечно могущественный – всесовершенный), в онтологическом доказательстве Бога. Превращая бесконечность в атрибут Бога, философы средневековья усматривают в ней высшую степень совершенства. Ансельм и Августин, по сути повторяют ошибку Зенона.

Количественная трактовка бесконечности в средние века уступила место представлению о бесконечности, как об особой качественной характеристике божественной сущности. Бесконечность имела исключительно божественную природу, ни один элемент мира ни мир в целом свойством бесконечности не обладал.

В эпоху Возрождения возникает идея тождества конечного и бесконечного, совпадения мира и Бога (Н.Кузанский). Правда это тождество определялось абстрактно (количественно) и плохо согласовалось с чувственным опытом.

Новое время. Исчисление бесконечно малых величин в математике. Преодоление боязни бесконечности в количестве. Включение понятия бесконечности в категориальный аппарат математики и естествознания. В философии происходит поворот от онтологического к гносеологическому аспекту категории бесконечного. На первый план выступают вопросы, касающиеся познаваемости бесконечного мира. В ходе анализа этих вопросов, существование актуальной бесконечности, считавшееся раньше «высшим» ее видом, подвергается сомнению. Потенциальную бесконечность многие философы начинают истолковывать в субъективистском духе, как понятие, отражающее не столько свойства объективной реальности, сколько свойства нашего мышления.

Апогеем сомнений в объективном содержании категории бесконечности являются взгляды Канта. Кант доводит проблему конечного и бесконечного до неразрешимого, на его взгляд, для человеческого разума парадокса.

Гегель блестяще справляется с антиномией Канта, предлагая в качестве решения идею истинной и дурной бесконечности. Бесконечность, противопоставленная конечному невозможна, пуста, не имеет смысла, «дурная». Истинная бесконечность не есть пустота, она включает в себя конечное, состоит из него.

Современные взгляды на проблему конечного и бесконечного.

Неопозитивизм. Анализ математических определений конечного и бесконечного. Через эти категории специфически выражается природа человеческого мышления, которое, с одной стороны, нуждается в ограничении предмета мысли, с другой стороны – в неограниченной свободе создания мыслительных образов.

Другая тенденция представлена в рамках неотомизма и экзистенциализма. Бесконечность мистифицируется и противопоставляется конечному. Бесконечности приписывается сверхприродное, трансцендентальное значение.

Сторонники обеих тенденций едины в одном: в отказе от исследования объективной диалектики конечного и бесконечного, в скептическом отношении к возможностям рационального философского анализа проблемы.

Диалектический материализм. Бесконечное и конечное – противоположные, но одинаково необходимые определения бытия. Категория конечного выражает наличие границ у отдельных, чувственно данных предметов. Категория бесконечного выражает относительность всякой границы, также чувственно данную. Ограниченность и неограниченность – смысловое ядро проблемы, которое так или иначе сохраняется во всех концептуальных схемах, раскрывающих содержание категорий конечного и бесконечного.

 

Содержание категорий конечного и бесконечного.

 

Конечное и бесконечное, как и любые другие категории имеют эмпирические корни. Любой предмет, фрагмент действительности мы воспринимаем двояко: как нечто отдельное, самодостаточное (конечное) и соотнесенное с другими предметами и явлениями (бесконечное).

Конечное и бесконечное выступают одинаково необходимыми определениями бытия. Бесконечное не может существовать вне конечного. Пустая бесконечность не дана нам в опыте, непредставима и логически невозможна. Если бесконечность существует отдельно от конечного, то она им ограничена, то есть не бесконечна. Бесконечность есть все конечное.

Категория бесконечного, в силу своего предельного характера, не может быть определена традиционным в науке способом. Мы вынуждены, определяя бесконечность, противопоставлять ее конечному, ибо больше ее не от чего отличить. В этом противопоставлении мы абстрагируемся от содержания бесконечного, что и порождает ту самую иллюзию «пустоты». Но то, что мы можем сделать с понятием, мы не можем сделать с реальностью. Реальная бесконечность абсолютно полна и конкретна, благодаря конечному.

Смысл категории конечного, в отличие от категории бесконечного, представляется нам совершенно очевидным: конечна любая вещь, любое явление. Однако это такая же иллюзия, как и пустая бесконечность. Конечное никогда не дано нам в опыте и не мыслимо, как существующее само по себе, ничем не окруженное. Кроме того, всякая конечная в нашем понимании вещь бесконечна в отношении своих свойств, составных частей и связей с другими вещами. Конечное есть непосредственная форма бесконечного.

Некоторые распространенные ошибки в понимании природы бесконечного.

1. Бесконечность мыслится как непрерывность, как бесконечный ряд конечных вещей, как простая их сумма. Конечное, в данном случае, является только частью бесконечного. На самом деле, отношение конечного и бесконечного нельзя рассматривать как отношение целого к части.

Немыслимо нечто конечное, которое бы ничто не окружало и точно также немыслимо бесконечное, которое не состояло бы из конечных элементов.

 

но эти уникальные явления не нарушают универсальных закономерных связей, а являются как бы частным их проявлением. Так, каждая революционная ситуация возникает в уникальных исторических обстоятельствах (специфические культурные традиции, уровень развития государства в целом, личностные качества лидеров и т.п.) В итоге сценарий революционного переворота - неповторимый, но в основе любой революции лежат противоречия между господствующим и подчиненным классами в обществе, а они имеют универсальный характер.

 

Конкретно-всеобщая теория развития.

Единый закономерный мировой процесс

 

Конкретно-всеобщая теория развития, как уже было сказано ранее, изучает основные закономерности прогресса как основной тенденции происходящих в мире изменений, особенности перехода от низшего к высшему.

В наиболее общих чертах конкретно-всеобщая теория развития, в частности, идея единого закономерного мирового процесса развития, была изложена Энгельсом в «Диалектике природы».

В «романтическом» виде эта идея присутствует в работах русских философов-космистов (Вернадский)

Затем – в диалектическом материализме (российском, советстком) эта теория была проработана детально.

Сейчас эта теория перестала быть исключительно философской теорией. Её положения используются в физике, в биологии, во всех естественных науках.

Здесь также есть основные законы. Их 2 –

1-закон аккумулятивного характера развития,

2-закон конвергентного характера развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.112.111 (0.015 с.)