Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Основные проблемы философии.Содержание книги Поиск на нашем сайте Материя и сознание Данная проблема органична связана с основным вопросом философии и разрабатывается в современной философской литературе. Поясним некоторые аспекты этой проблемы. Термин происходит от лат. materia – вещество. В современной философии материей называют бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, всеобщую субстанцию, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Термин "материя" появился с началом развития философии. Впервые этот термин ввел Платон. По его мнению, материя – это некий, лишенный качеств материал, из которого образуются тела различной величины и очертаний. Материя обладает определенными характеристиками: она бесформенна, неопределенна, отождествляется с пространством, принимает форму любых геометрических фигур. В последующих философских системах материя связывалась с конкретными свойствами: массой, энергией, пространством; отождествлялась с конкретными видами: веществом, атомами и т.д. В новое время зародились естественно-научные представления, но характеристики материи страдали однобокостью, сводя ее к конкретной физической, химической и т. п. сущности. Задачей философского осмысления стала характеристика материи во всем ее бесконечном многообразии, разграничение категорий материи и сознания. Своеобразный выход был предложен марксизмом-ленинизмом. В.И.Ульянов (Ленин) дал следующее определение материи: это объективная реальность, данная в ощущении и независимая от нашего сознания. Такая формулировка позволяет говорить о материи безотносительно к возможному открытию новых, еще неизвестных свойств, видов и форм. Неотъемлемыми свойствами материи являются: · субстанциональность, т.е. материя рассматривается как главная составляющая, первооснова всего сущего на Земле; · неисчерпаемость (подтверждается современным естествознанием) – возможность перехода материи на новые уровни, генетически связанные, находящиеся в определенной иерархии между собой (от менее сложных форм (неживая материя) к более сложным (живая, а также социальная материи). На сегодняшний день в философии признается многоуровневость существования материи, ее системность и структурность. Способом существования материи является движение. Дискуссионным является вопрос о развитии как способе существования материи. Активно обсуждаются проблемы пространства и времени как форм существования материи. Проблема сознания встала еще в глубокой древности, так как к нему не применимы многие характеристики чувственно воспринимаемой объективной реальности (пространство, время; его нельзя измерить, количественно выразить, ощущать или наблюдать; оно не обладает массой, энергией, формой в том смысле, которое применимо к физическим явлениям). Сознание существует, это факт, но проявляется опосредованно через язык и целеполагающую деятельность людей. Философские представления о сознании: 1. досократовское – сознание отождествлялось с неким первоначалом (огонь, воздух и т.д.), было безличностно, т.е. не отождествлялось с человеком. Гераклит: душа человека может быть наполнена огнем или водой. 2. сократовское – проводится грань между материальными явлениями и идеальными. Например, у Платона сознание ассоциируется с определенным типом бессмертия души – до рождения пребывает в мире вечных идей, затем пребывает в теле – "темнице души." Платон делил психические явления на мир чувств (ощущения, восприятия) и интеллект ("рассудок" (мыслительные операции) и "ум" (создает мир чистых идей – самый высокий уровень сознания). 3. средневековое представление: сознание – это дар Бога как надмирового начала (идеалистическая трактовка). В средние века существовала и материалистическая трактовка сознания в трудах Аверроэса, Дунса Скота, Сигера Брабантского: сознание выводилось из мыслящей материи. 4. новое время: самые разнообразные представления о сознании. Воззрениям Декарта присущ дуализм: сознание – особая мыслящая субстанция (человеческое индивидуальное сознание – ее часть), противостоит материальной субстанции. Впоследствии сформировались две традиции понимания сознания: - Ряд исследователей вслед за Гоббсом и Локком сводит психические процессы к физическим, духовное к материальному. Представители вульгарного материализма (Фохт, Молешотт) рассматривают сознание как физиологический процесс: мозг выделяет мысль как печень желчь. - Другие философы исходят из посылки о примате духовного (в данном случае-сознания) над материальным и физическим. С позиций субъективного идеализма эту идею развивали Беркли, Юм и др.; на объективно-идеалистских воззрениях основана система Гегеля. Гегель, в частности, считал, что сознание-это одна из форм развития абсолютной идеи (исторически обусловленная). 5. современная философия: · сознание – это процесс работы человеческого мозга, выступает как его функция, не обнаруживает себя в отрыве от него; · сознание-это результат эволюционного развития живого вещества; · сознание- это высший тип отражения, т. е. воспроизведение признаков, свойств и отношений отражаемого объекта на всех уровнях организации материи. 1) в неживой природе отражение характеризуется простыми формами и пассивным характером (изменения физических и химических характеристик: след на песке, фото, зеркальное отражение); 2) в живой природе: биологическая форма отражения – раздражимость, т.е. способность всего живого избирательно реагировать на воздействия окружающей среды; 3) в процессе эволюции живой природы появляется чувствительность – психическая форма отражения – способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений и более сложных форм нервной деятельности (восприятия – целостный образ ситуации на основе комплекса ощущений и представления- чувственно-наглядные, обобщенные образы, которые воспринимаются и сохраняются в идеальной форме без непосредственного воздействия внешних объектов (образ хозяина у собак), но не способны к мыслительной деятельности с идеальными образами); 4) сознание – высший уровень отражения существует только у человека, проявляется в идеальных формах абстрактного мышления (понятие, суждение, умозаключение). В сфере сознательного выстраивается логическая зависимость между суждениями, человек верно или нет отражает их сущность, т.е. это отражение реальности в форме абстрактного мышления (высшая форма отражения). Сознание связано с трудовой деятельностью, т.е. целенаправленным изменением окружающего мира и языком (средством коммуникации). Особенность личности – самосознание (оно эмоционально и ценностно окрашено). Таким образом, в ходе развития философии представления о сознании претерпели существенную эволюцию. На сегодняшний день сознание рассматривается как высшая форма отражения, неразрывно взаимосвязанная с языком и социальной сущностью человека.
Познание и проблема истины Одним из важнейших разделов философии является гносеология (от греч. gnosis-знание, logos-учение). Иногда теорию познания называют эпистемологией. Проблема познания интересует людей с глубокой древности. В современной философии познанием называют высшую форму отражения объективной действительности. Философы по-разному отвечают на вопрос, познаваем ли мир. В связи с этой проблемой можно говорить о существовании двух направлений в философии: агностицизма и гносеологического оптимизма. Процесс познания необходимо рассматривать как взаимодействие субъекта и объекта. «Субъект познания – носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания»(3). Следовательно, познание – это взаимодействие субъекта и объекта, Результат этого взаимодействия - знания об окружающем мире. С точки зрения выделения психических структур познавательную деятельность определяют следующим образом:
В процессе познания выделяют следующие этапы: 1. чувственное или сенситивное (от лат. sensus – ощущение) познание: а) ощущение, б) восприятие, в) представление; 2. рациональное познание: оперирование идеальными образами при помощи логических законов мышления. Выражается в понятиях, суждениях и умозаключениях. Важнейшей проблемой теории познания является истина и определение ее критериев. Используются критерии истины, такие как: - чувственный: знания проверяются опытным путем; - логический: знания выделяются из всеобщих очевидных положений (Декарт, Спиноза); - практический (Маркс). Общественная практика считается решающим критерием истины. Истина имеет множество своих граней, аспектов. Можно выделить следующие: объективность – содержание полученных знаний является характеристикой объекта и в этом смысле не зависит от человека; субъективная форма выражения – истина предстает в форме теорий, умозаключений; относительность – речь идет о неполноте человеческих знаний и необходимости их дальнейшего развития; абсолютность – в человеческом знании, как правило, содержится то, что уже не подлежит пересмотру (истины научных фактов, законы науки). Таким образом, проблемы познавательной деятельности активно обсуждаются в философии. Их обсуждение позволяет более осознанно относиться к познавательному процессу. Примечания 1. Философия. Учебное пособие для вузов. / Под ред. Кириллова В.И. М.,1999. -Ч.1.- С.20. 2. Философский энциклопедический словарь. М.,1989. -С.,163.
|
||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.009 с.) |