Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Основные проблемы философии.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Материя и сознание Данная проблема органична связана с основным вопросом философии и разрабатывается в современной философской литературе. Поясним некоторые аспекты этой проблемы. Термин происходит от лат. materia – вещество. В современной философии материей называют бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, всеобщую субстанцию, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Термин "материя" появился с началом развития философии. Впервые этот термин ввел Платон. По его мнению, материя – это некий, лишенный качеств материал, из которого образуются тела различной величины и очертаний. Материя обладает определенными характеристиками: она бесформенна, неопределенна, отождествляется с пространством, принимает форму любых геометрических фигур. В последующих философских системах материя связывалась с конкретными свойствами: массой, энергией, пространством; отождествлялась с конкретными видами: веществом, атомами и т.д. В новое время зародились естественно-научные представления, но характеристики материи страдали однобокостью, сводя ее к конкретной физической, химической и т. п. сущности. Задачей философского осмысления стала характеристика материи во всем ее бесконечном многообразии, разграничение категорий материи и сознания. Своеобразный выход был предложен марксизмом-ленинизмом. В.И.Ульянов (Ленин) дал следующее определение материи: это объективная реальность, данная в ощущении и независимая от нашего сознания. Такая формулировка позволяет говорить о материи безотносительно к возможному открытию новых, еще неизвестных свойств, видов и форм. Неотъемлемыми свойствами материи являются: · субстанциональность, т.е. материя рассматривается как главная составляющая, первооснова всего сущего на Земле; · неисчерпаемость (подтверждается современным естествознанием) – возможность перехода материи на новые уровни, генетически связанные, находящиеся в определенной иерархии между собой (от менее сложных форм (неживая материя) к более сложным (живая, а также социальная материи). На сегодняшний день в философии признается многоуровневость существования материи, ее системность и структурность. Способом существования материи является движение. Дискуссионным является вопрос о развитии как способе существования материи. Активно обсуждаются проблемы пространства и времени как форм существования материи. Проблема сознания встала еще в глубокой древности, так как к нему не применимы многие характеристики чувственно воспринимаемой объективной реальности (пространство, время; его нельзя измерить, количественно выразить, ощущать или наблюдать; оно не обладает массой, энергией, формой в том смысле, которое применимо к физическим явлениям). Сознание существует, это факт, но проявляется опосредованно через язык и целеполагающую деятельность людей. Философские представления о сознании: 1. досократовское – сознание отождествлялось с неким первоначалом (огонь, воздух и т.д.), было безличностно, т.е. не отождествлялось с человеком. Гераклит: душа человека может быть наполнена огнем или водой. 2. сократовское – проводится грань между материальными явлениями и идеальными. Например, у Платона сознание ассоциируется с определенным типом бессмертия души – до рождения пребывает в мире вечных идей, затем пребывает в теле – "темнице души." Платон делил психические явления на мир чувств (ощущения, восприятия) и интеллект ("рассудок" (мыслительные операции) и "ум" (создает мир чистых идей – самый высокий уровень сознания). 3. средневековое представление: сознание – это дар Бога как надмирового начала (идеалистическая трактовка). В средние века существовала и материалистическая трактовка сознания в трудах Аверроэса, Дунса Скота, Сигера Брабантского: сознание выводилось из мыслящей материи. 4. новое время: самые разнообразные представления о сознании. Воззрениям Декарта присущ дуализм: сознание – особая мыслящая субстанция (человеческое индивидуальное сознание – ее часть), противостоит материальной субстанции. Впоследствии сформировались две традиции понимания сознания: - Ряд исследователей вслед за Гоббсом и Локком сводит психические процессы к физическим, духовное к материальному. Представители вульгарного материализма (Фохт, Молешотт) рассматривают сознание как физиологический процесс: мозг выделяет мысль как печень желчь. - Другие философы исходят из посылки о примате духовного (в данном случае-сознания) над материальным и физическим. С позиций субъективного идеализма эту идею развивали Беркли, Юм и др.; на объективно-идеалистских воззрениях основана система Гегеля. Гегель, в частности, считал, что сознание-это одна из форм развития абсолютной идеи (исторически обусловленная). 5. современная философия: · сознание – это процесс работы человеческого мозга, выступает как его функция, не обнаруживает себя в отрыве от него; · сознание-это результат эволюционного развития живого вещества; · сознание- это высший тип отражения, т. е. воспроизведение признаков, свойств и отношений отражаемого объекта на всех уровнях организации материи. 1) в неживой природе отражение характеризуется простыми формами и пассивным характером (изменения физических и химических характеристик: след на песке, фото, зеркальное отражение); 2) в живой природе: биологическая форма отражения – раздражимость, т.е. способность всего живого избирательно реагировать на воздействия окружающей среды; 3) в процессе эволюции живой природы появляется чувствительность – психическая форма отражения – способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений и более сложных форм нервной деятельности (восприятия – целостный образ ситуации на основе комплекса ощущений и представления- чувственно-наглядные, обобщенные образы, которые воспринимаются и сохраняются в идеальной форме без непосредственного воздействия внешних объектов (образ хозяина у собак), но не способны к мыслительной деятельности с идеальными образами); 4) сознание – высший уровень отражения существует только у человека, проявляется в идеальных формах абстрактного мышления (понятие, суждение, умозаключение). В сфере сознательного выстраивается логическая зависимость между суждениями, человек верно или нет отражает их сущность, т.е. это отражение реальности в форме абстрактного мышления (высшая форма отражения). Сознание связано с трудовой деятельностью, т.е. целенаправленным изменением окружающего мира и языком (средством коммуникации). Особенность личности – самосознание (оно эмоционально и ценностно окрашено). Таким образом, в ходе развития философии представления о сознании претерпели существенную эволюцию. На сегодняшний день сознание рассматривается как высшая форма отражения, неразрывно взаимосвязанная с языком и социальной сущностью человека.
Познание и проблема истины Одним из важнейших разделов философии является гносеология (от греч. gnosis-знание, logos-учение). Иногда теорию познания называют эпистемологией. Проблема познания интересует людей с глубокой древности. В современной философии познанием называют высшую форму отражения объективной действительности. Философы по-разному отвечают на вопрос, познаваем ли мир. В связи с этой проблемой можно говорить о существовании двух направлений в философии: агностицизма и гносеологического оптимизма. Процесс познания необходимо рассматривать как взаимодействие субъекта и объекта. «Субъект познания – носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания»(3). Следовательно, познание – это взаимодействие субъекта и объекта, Результат этого взаимодействия - знания об окружающем мире. С точки зрения выделения психических структур познавательную деятельность определяют следующим образом:
В процессе познания выделяют следующие этапы: 1. чувственное или сенситивное (от лат. sensus – ощущение) познание: а) ощущение, б) восприятие, в) представление; 2. рациональное познание: оперирование идеальными образами при помощи логических законов мышления. Выражается в понятиях, суждениях и умозаключениях. Важнейшей проблемой теории познания является истина и определение ее критериев. Используются критерии истины, такие как: - чувственный: знания проверяются опытным путем; - логический: знания выделяются из всеобщих очевидных положений (Декарт, Спиноза); - практический (Маркс). Общественная практика считается решающим критерием истины. Истина имеет множество своих граней, аспектов. Можно выделить следующие: объективность – содержание полученных знаний является характеристикой объекта и в этом смысле не зависит от человека; субъективная форма выражения – истина предстает в форме теорий, умозаключений; относительность – речь идет о неполноте человеческих знаний и необходимости их дальнейшего развития; абсолютность – в человеческом знании, как правило, содержится то, что уже не подлежит пересмотру (истины научных фактов, законы науки). Таким образом, проблемы познавательной деятельности активно обсуждаются в философии. Их обсуждение позволяет более осознанно относиться к познавательному процессу. Примечания 1. Философия. Учебное пособие для вузов. / Под ред. Кириллова В.И. М.,1999. -Ч.1.- С.20. 2. Философский энциклопедический словарь. М.,1989. -С.,163.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.108 (0.006 с.) |